| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 2.2.5
(2 декабря 1968, Лос-Анджелес)

чирани ким патхи на санти дишанти бхикшам
наивангхрипах пара-бхртах сарито 'пй ашушйан
руддха гухах ким аджито 'вати нопасаннан
касмад бхаджанти кавайо дхана-дурмадандхан

/ШБ 2.2.5/

Шрила Прабхупада:  Никакие материальные условия не могут быть препятствием для этой духовной практики, этой духовной жизни. из Шримад-Бхагаватам мы можем понять

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
/ШБ 1.2.6/

 - та религиозная деятельность является самой высшей, с помощью которой человек может достичь совершенства в любви к Богу. йато бхактир адхокшадже. Бхакти означает - заниматься трансцендентным любовным служением Верховному Господу, бхадже тато севайа. Бхадже тато - это глагол, бхадж означает - оказывать служение, как например слуга оказывает служение Господину, друг оказывает служение другу, жена оказывает служение мужу, муж оказывает служение жене.

Мы можем увидеть, что люди занимаются служением повсюду. Никто не является таким абсолютным, что он может сказать, что он никому не служит. Это невозможно. Я уже несколько раз объяснял, если у человека нет господина, если ему некому служить, он сам добровольно принимает кошку или собаку в качестве своего господина и служит им. Он называет собаку "Моя любимая собачка", но тем не менее он служит ей. Мать обычно служит своему ребёнку, но та женщина, у которой нет ребёнка, берёт кошку и служит ей как своему ребёнку.

Итак, это настроение служения мы можем увидеть повсюду. Но высшее совершенство служения это когда мы учимся служить высшему Абсолютному Господу. Это называется бхакти. И это служение Господу, это бхакти, - должно быть ахайтуки. У нас есть некоторые небольшие примеры. Вот эта мать служит своему ребёнку, не ожидая ничего за это. Ей нравится служить своему ребёнку. Она хочет видеть, чтобы её ребёнок чувствовал себя удобно, чтобы у него не было никаких беспокойств. Она черпает наслаждение в этом служении, и она любит своего ребёнка без всякой причины. Это естественно.

Точно также, когда мы пробуждаем в себе нашу естественную любовь к Богу - это и есть высшее совершенство религиозных принципов

ахаитукй апратихата
/ШБ 1.2.6/

Апратихата означает, что никакие материальные условия не могут воспрепятствовать этому. Например, мы хотим петь Харе Кришна - это служение, это начало служения, воспевать славу Господа или молиться Господу. Харе - "О энергия Господа", "Кришна" - "О Господь! Пожалуйста займите меня в служении вам".

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Мы повторяем эту молитву Харе Кришна. "Пожалуйста займи меня! Пожалуйста займи меня!". Но Бог может дать вам многое. Он может дать вам всё, что вы пожелаете

йе йатха мам прападйанте
/БГ 4.11/

 - Он может дать вам даже освобождение. Но возможность служить Ему Он дает очень редко, поэтому служение не является чем-то заурядным.

Итак, никакие материальные условия не могут воспрепятствовать этому служению и Шукадева Госвами даёт нам определение, каким образом вы можете быть полностью независимыми, чтобы служить Верховной Личности Бога. Наша проблема это еда и сон. Как есть, как спать. После того как мы поспали, возникает вопрос о совокуплении или защите, таковы телесные нужды. И Шукадева Госвами рекомендует серьёзному преданному:

чирани ким патхи на санти
/ШБ 2.2.5/

Чирани означает старые, изношенные, выброшенные одежды. Это обычное дело в вашей стране, в мусорный ящик выкидывают так много разных вещей. Иногда какую-то хорошую одежду тоже выкидывают и Шукадева Госвами говорит, что если у вас проблема как одеть себя - просто возьмите на улице какую-нибудь старую одежду, выброшенную одежду чирани ким патхи на санти. "Хорошо. Теперь у меня есть одежда. А как насчет моей пищи?". И он говорит:

чирани ким патхи на санти дишанти бхикшам
наивангхрипах пара-бхртах
/ШБ 2.2.5/

Ангхрипа - означает живое существо, которое питается через ноги. Например мы едим рукой, а вы знаете, что это за живое существо которое, ест через ноги? Нет? Это деревья. Деревья едят через корень. Таким образом они едят. Вы поливаете воду на корень дерева и всё дерево выпивает эту воду. Так они едят. Поэтому их называют ангхрипа, они принимают пищу через ноги. Их качество пара-бхрта. Пара-бхрта означает, что деревья предназначены для того, чтобы поддерживать других. Например замечательное манговое дерево, оно производит замечательные плоды но само оно не ест эти плоды, эти плоды для вас. пара-бхрта - оно поддерживает других. Дерево даёт прибежище, дерево даёт плоды. Вы срубаете деревья для каких то своих целей и они не протестуют. Поэтому говорится, что жизнь дерева посвящена служению другим. И Шукадева Госвами говорит: "Разве такое замечательное живое существо, как дерево, которое посвятило свою жизнь другим, не даёт вам эти плоды? Почему же вы думаете, что у вас проблема с пищей? Пищу можно найти на деревьях, а одежду можно найти на улице". Затем: "Где же я буду жить?". Шукадева Госвами говорит:

руддха гухах ким
/ШБ 2.2.5/

Разве пещеры гор закрыты? Они открыты для вас. Пещеры в горах открыты для вас. И также есть деревья, которые могут дать вам еду. Люди выкидывают свою старую одежду, это и будет вашей одеждой". " А как насчет воды? Где взять воду?". Шукадева Госвами говорит: "Разве  реки высохли? Вода есть в реках!".

Вот таким образом он даёт целый перечень замечательных советов, как вы можете стать независимыми, очень независимыми. Нет никаких проблем в том, что касается ваших потребностей тела. Человек должен практиковать это и в прежние времена святые, странники, мудрецы практиковали это. Они старались не зависеть ни от каких условий.

Что же касается Бога, Бог внутри вас. Бог всегда  с вами, поэтому вам не нужно куда-то идти для того, чтобы искать Бога. Бог всегда с вами и вот таким образом вы можете быть всегда независимыми. Поэтому нет никаких проблем для выполнения преданного служения Господу и это высшее совершенство всех религиозных принципов, но мы должны практиковать это. Сейчас конечно это невозможно для этого века, который называется "век Кали". Это очень тяжёлый век. Люди не очень интересуются самой важной проблемой жизни. Они алпайуша,

прайеналпайушах сабхйа  калав асмин йуге джанах
/ШБ 1.1.10/

 - люди живут короткую жизнь и они манда. Манда означает очень медлительные в том, что касается стремления к конечной цели жизни. Конечная цель жизни - найти, или вновь восстановить ваши утраченные отношения с Богом, такова миссия человеческой жизни. Иначе в чём разница между жизнью животного и человеческой жизнью? Животные тоже очень заняты этим процессом, "Что поесть? Как поспать? Как совокупиться и защититься?". Если мы, человеческие существа, заняты тем же самым, только этим, то чем мы отличаемся от них? И вот такая цивилизация, когда мы ищем какие-то хорошие условия для того, чтобы есть и спать, совокупляться и защищаться, - фактически это не является человеческой цивилизацией. Человеческая цивилизация предназначена для того, чтобы искать Бога -

на те видух
/ШБ 7.5.31/
 
Но к сожалению, они не знают этого, они забыли об этом. Однако они могут вспомнить об этом благодаря хорошему общению. Поэтому эти встречи общества сознания Кришны предназначены для того, чтобы просто давать людям возможность общаться с этим обществом и пробудить их утраченные взаимоотношения с Богом, такова миссионерская деятельность этого общества. Итак, это высший дар человеческому обществу. Существует так много благотворительных видов деятельности в человеческом обществе, люди открывают больницы, школы, колледжи, благотворительные учреждения. Это замечательно! Но самый лучший вклад в человеческое общество - это возрождение утраченных взаимоотношений людей с Богом.

Возьмите к примеру сына богача. Так получилось, что он ушёл из дома отца, и он просто бродяжничает. Кто-то находит его и говорит ему: "О! Вы господин такой то, такой то. Вы сын такого-то джентльмена. Он очень богатый человек, почему же вы страдаете? Пойдёмте со мной. Пойдемте, я приведу вас к вашему отцу". Вот это один вид благотворительной деятельности. И другой вид благотворительной деятельности, когда вы подходите к тому же человеку, который бродяжничает на улицах, и говорите ему "О, вы голодны? Хорошо, пойдёмте я дам вам немного хлеба". Это тоже благотворительная деятельность, но когда вы приводите этого потерянного блудного сына к его отцу, богатому отцу, который не является обычным человеком - это самое лучшее служение, самая лучшая благотворительная деятельность. И точно также все живые существа, как Кришна говорит в Бхагавад-Гите

сарва йонишу каунтейа
/БГ 14.4/

Во многих местах в Бхагавад-Гите Кришна заявляет, что все живые существа - это Его сыновья, Его неотъемлемые частицы. Например, ваши дети - это неотъемлемые частицы вашего тела, они не отличны от вас, в их телах течёт та же самая кровь. Точно также наше естественное изначальное положение таково, что в нашем теле течёт та же самая кровь Бога. Мы не отличны в этом смысле от Бога.

Существует два типа философов. Один тип философов говорит, что мы едины с Богом, а другой тип философов говорит, что мы отличаемся от Него. Бог отличен от живого существа. Но Господь Чайтанйа Махапрабху установил, что мы одновременно едины с Богом и отличны от Него. Как например отец и сын. Отец един со своим сыном, но в тоже самое время сын отличается от отца. Сын не может заявлять, что он на сто процентов равен своему отцу, это невозможно. Но тело сына не отличается от тела отца, поскольку оно изошло из него. Точно также живые существа. Мы одновременно едины и отличны от Бога. Едины в том смысле, что у живого существа есть те же самые качества, которые есть и у Бога, но разница в том, что у Бога все эти качества присутствуют во всей полноте, что же касается нас, у нас все эти Божественные качества в очень малых размерах, в этом разница. Ану и вибху, вибху означает - безграничный, ану означает - ограниченный. У нас есть богатство, слава, красота, сила, влияние, знание, все хорошие качества, которыми обладает Бог. Но у Бога все эти качества во всей полноте, у нас же они в очень незначительном количестве.

Так или иначе качественно мы едины с Богом, поэтому мы должны заботиться о том, как вновь обрести качественное единство с Богом, - в этом высшее совершенство человеческой жизни. И эта возможность осознать, как мы можем вновь обрести единство с Богом или Кришной, даётся только в человеческой форме жизни. Мы скитаемся, мы меняем множество разных форм жизни, трансмиграция души

васамси джирнани йатха вихайа
/БГ 2.22/

 - мы меняем свою одежду, подобным же образом мы каждую секунду меняем своё тело и в конце концов мы получаем другое тело. И мы трансмигрируем не только из одного тела в другое, но мы также трансмигрируем с одной планеты на другую. Все это объясняется в Бхагавад-Гите. Там объясняется, как мы переходим с одной планеты на другую

урдхвам гаччханти саттва-стха
мадхйе тиштханти раджасах
/БГ 14.18/

Те, на кого влияет гуна благости, те, кто развивает хорошие качества, постепенно возвышаются до высших планетных систем, до какой-нибудь райской планеты: Сатйалока, Джаналока, Махарлока. И на этих планетах продолжительность жизни очень велика и там есть замечательные возможности для чувственного наслаждения, там всё в тысячи и тысячи раз лучше, чем здесь. Это не очень сложно понять. Как например в вашей стране. Хотя это и часть этой планеты, тем не менее, уровень жизни здесь намного, намного лучше, чем в некоторых других странах, точно так же есть сотни и миллионы других планет, где уровень жизни на много  порядков выше чем здесь. Итак, согласно нашей деятельности иногда мы поднимаемся до этих планет, а иногда мы опускаемся до низших планет

адхо гаччханти тамасах
/БГ 14.18/

Вот это происходит. Я не знаю, с какого времени мы начали эти свои скитания, странствия. Господь Чайтанйа говорит:

еи рупе брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
/ЧЧ, Мадхья 19.151/

Он говорит, что живые существа скитаются таким образом, они попадают в различные формы жизни, на различные планеты, низшие или высшие. И вот таким образом, если живое существо достаточно удачливо, оно встречает истинного духовного учителя по милости Господа Кришны. Это означает, что если кому-то повезло, он встречается с гуру и Кришной, с истинным духовным учителем и Кришной. И какое благо он получает от этого?

гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
/ЧЧ, Мадхья 19.151/

Благословение, которое даёт истинный духовный учитель и Господь - это то, что понимание или чувство преданного служения пробуждается в человеке, таков этот дар. Он не даёт никакого материального богатства. Конечно, если человек продвинут в духовном сознании, очень часто можно встретить, что он также процветает и в материальном. Это приходит к нему само собой. Но дар Кришны и духовного учителя. Это дать ему… Не то, что дать, преданное служение или любовь к Богу уже находится в человеке, нужно просто пробудить её. Это преданное служение не является чем то искусственным. В каждом из вас дремлет преданное служение, как я уже объяснял, но сейчас эта способность проявляется иначе. Вместо того, чтобы любить Бога, вы направляете эту способность преданного служения на любовь к собаке. Но эта любовь есть у вас, эта любовь есть

нитйа-сиддха кришна-према садхйа кабху найа
/ЧЧ, Мадхья 20.107/

Говорится, что это движение сознания Кришны не является чем то искусственным, это не то, что мы создали какую-то идеальную теорию и теперь проповедуем миру: "Станьте сознающими Кришну". Нет. Сознание Кришны уже есть у вас, - что это такое, сознание Кришны? Любовь к Богу. Она уже есть у вас, мы просто помогаем людям, мы говорим им: "Попытайтесь полюбить Бога и тогда вы будете счастливы, такова наша миссия. Поэтому это движение сознания Кришны является аспирантурой всех религий, это не какая то сектантская религия. Если вы принимаете христианство, очень хорошо. Если вы принимаете мусульманство, ислам, очень хорошо. Если вы принимаете индуизм это тоже очень хорошо. Мы не ссоримся ни с индусами, ни с мусульманами, ни с христианами, ни с буддистами, но мы говорим, что религия означает - связь, взаимоотношения с Богом. Возьмите к примеру христианскую религию. Они принимают Бога. В начале Библии говорится " Бог создал этот мир" - это факт.

Итак, там есть сознание Бога. Они говорят "Бог велик", то есть здесь есть сознание Бога. Сейчас в вашей стране начались все эти празднества, посвящённые рождеству, в течение всего месяца, всего декабря у вас будут различные вечеринки, праздники, увеселения. Но с чего это всё началось? С сознания Бога! Господь Христос пришёл, чтобы дать вам сознание Бога, но сейчас у вас проходят эти вечеринки, как бы в связи с этим. Таким образом всё может деградировать во что-то иное, чем было вначале. Вначале было сознание Бога, но сейчас мы утратили его. Люди не могут быть счастливы, если они не возродили сознание Бога. Это может называться по-разному, например сознание Кришны - это означает сознание Бога. И это необходимо.

Человек пытается любить кого-то, но любовь его к кому-то будет совершенна, когда он полюбит Кришну или Бога. И мы учим этому: "Попытайтесь любить Бога". И если вы полюбите Бога, если вы полюбите Кришну, тогда естественным образом вы будете любить всех остальных, потому что это совершенство любви. Даётся такой пример: Если вы любите свой желудок, если вы опускаете в свой желудок замечательную пищу - это означает, что вы любите все части своего тела. Если вы снабжаете желудок пищей, энергия распространяется во все части тела. То есть это означает, что вы любите все части тела. Если вы любите дерево, вы поливаете воду на корень дерева и вода распространяется по всем веткам, цветам, листьям, плодам и так далее, повсюду. Итак, попытайтесь любить Бога и вы увидите, что вы любите даже муравья.

Есть много примеров того, как человек начинал любить всю вселенную. Я могу рассказать вам одну историю, я уже много раз рассказывал вам историю об охотнике. Этот охотник находил наслаждение в убийстве животных, он убивал их только наполовину, но когда тот же самый охотник стал преданным,  он не мог убить даже муравья. Вот это любовь к Богу. По такому признаку можно определить, что это любовь к Богу. Этот охотник каждый день убивал так много животных, но когда он стал великим преданным Господа, он не хотел убивать даже муравья, потому что он стал в высшей степени учёным. Полюбить Бога это означает обрести полное просветление в сознании. Такой человек видит: "Вот муравей. Это живое существо, это маленькое живое существо также является неотъемлемой частицей Бога. Благодаря своей прошлой деятельности оно получило это маленькое тело муравья, я получил эту человеческую форму тела, но это не делает никакого различия между нашими душами".

пандитах сама-даршинах
/БГ 5.18/

- когда человек становится действительно учёным, образованным - сама-даршинах - он видит всех равным образом. Сегодня я просматривал 10 заповедей и в этих 10 заповедях, одна заповедь такова: "не убий". Я очень сожалею, но мне приходится признать, что эта склонность убивать других так велика в христианском мире. Почему? Потому что у людей не хватает любви к Богу. Заповедь "не убий", но сейчас они сделали этот процесс убийства организованным, поэтому я не знаю, как они следуют этим христианским принципам. Ведь ясно утверждается "не убий", - не беспокой своего ближнего. Почему же я должен беспокоить своего ближнего в образе животного? И все эти недостатки возникают из-за того, что нам не хватает любви к Богу. Поэтому только с помощью этого движения, этого принципа любви к Богу можно решить все проблемы мира. Это очень разумное предложение. Пусть к нам придёт любой человек, и мы будем способны убедить его, что это единственное решение всех проблем мира. Попытайтесь любить Бога и все проблемы будут решены. В противном случае нет никакой возможности решить эти проблемы

на те видух свартха-гатих хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
/ШБ 7.5.31/

это утверждается в Шримад-Бхагаватам.

андха йатхандхаир упанийаманас те
'пиша-тантрйам уру-дамни баддхах
/ШБ 7.5.31/

Они не знают, где кроется ключ к разрешению проблем мира, что это такое? Они не знают, что это свартха-гатим хи вишнум. Ваш интерес заключается в том, что вы должны любить Бога. Но к сожалению, вы были введены в заблуждение - дурашайа – какими-то ложными надеждами, бахир-артха-манинах - внешней энергией. Сейчас мы проповедуем любовь к Богу, но никто не проявляет интерес к этому. Однако если бы мы занимались каким-то политическим мошенничеством, если бы мы повесили такое объявление: "Здесь будет встреча такой-то и такой-то партии, и прямо в руки мы дадим вам рай!", - тогда люди валили бы толпами, понимаете? Потому что они обманывают

сачха боле томаре лата

Один замечательный поэт говорит, что если вы говорите людям правду, они придут с дубинами чтобы побить вас и чхута джагат хараи – если же вы обманываете их, они станут вашими верными последователями, таково положение. Но на самом деле решение здесь. Не думайте, что Бхактиведанта Свами выдумал какую-то идею и начал это движение сознания Кришны, - нет, это авторитетно! Вы можете представить свои аргументы, воспользоваться своим разумом. Эта формула состоит в том, что ваш истинный интерес - любить Бога. У вас нет никаких других  интересов в этой человеческой форме жизни. В этом случае все проблемы вашей жизни будут разрешены, никакой другой возможности решить все эти проблемы, нет. Если какой-то другой человек даёт вам какие-то иные идеи, он просто вводит вас в заблуждение, об этом говорится в Шримад-Бхагаватам:

андха йатхандхаир упанийаманас
/ШБ 7.5.31/

Как например, если слепой ведёт других слепцов, - что он может сделать? Если слепой скажет вам: "Пойдёмте со мной, пойдёмте! Я переведу вас через эту дорогу". Но какое благо даст вам его гарантия? Он сам - слепой. Поэтому несмотря на то, что за последние двадцать или двадцать пять лет представители ООН прилагали так много усилий, - всё безрезультатно, просто количество флагов увеличивается. Вместо того, чтобы прийти к какому то единству и единению, увеличивается количество флагов. Я убеждаюсь в этом сам. Теперь Индия стала независимой. Раньше Индия была единой, но теперь она разделилась на Пакистан и Индию. Раньше был один флаг, а теперь стало два и постепенно увеличится до четырёх. Когда я прохожу мимо здания Объединенных Наций, я вижу, что просто увеличивается количество флагов. Вместо того чтобы расширять движение за мир они увеличивают количество флагов. Но такие слепые лидеры-обманщики не могут сделать человеческое общество счастливым.

Вот и единственное решение. Продвигайте движение сознания Кришны! Этот принцип любви к Богу. И тогда все будут счастливы, всё человеческое общество

вишвам пурна-сукхайате
/Чайтанья-чандрамрита, 5/

Вся вселенная должна быть такой как Вайкунтха. Вайкунтха означает  то место, где нет беспокойств. Материальная цивилизация означает, что все полны беспокойств. Все! Каждое животное, каждая птица постоянно испытывают беспокойства. Если вы дадите птице несколько зёрен, она будет есть эти зерна, но постоянно будет оглядываться: "Не идёт ли кто-нибудь? Не хочет ли кто-нибудь убить меня?". Видите, какое беспокойство. Америка, такая великая огромная нация, - они полны беспокойства: "Не идёт ли на нас Россия? Не идёт ли на нас Китай? О, Вьетнам!". И Китай сразу же: "О, Америка там что-то делает, давайте посмотрим". Вот что происходит. В чём же тут величие? Они просто увеличивают свои беспокойства вот и всё, -

сада самудвигна-дхийам асад-грахат
/ШБ 7.5.5/

- потому что они приняли нечто нереальное, то, что никогда не принесёт им счастья. Но вот здесь реальность! Любовь к Богу! Возьмите её! Не ожидайте, что все нации, все люди примут это, примите это сами индивидуально, и вы увидите, как вы будете счастливы. Возьмите это сами! Такова наша просьба. У нас нет никакого помещения здесь, но мы не возражаем, мы можем сидеть под деревом и проповедовать это движение сознания Кришны. Один джентльмен предложил нам помещение своего гаража, - замечательно! Люди боятся предоставлять нам какое-то место, понимаете? Потому что мы проповедуем сознание Бога, в этом наша вина, понимаете? Таково положение вещей. Но не обращайте внимания на это. Мы можем сидеть где угодно и петь Харе Кришна. Я прошу вас прийти к нам, присоединиться к нам и будьте счастливы! Большое спасибо.

Какие ни будь вопросы? Пожалуйста, задавайте вопросы, если у вас есть сомнения относительно этого движения сознания Кришны, вы можете задать свои вопросы и я попытаюсь ответить… Нет вопросов?… Да, пожалуйста.

Мадху Двиша:  Прабхупада, когда душа трансмигрирует из одного тела в другое, то есть сознание этого грубого тела, то есть сохраняет ли человек какое-то сознание о своих прошлых жизнях в процессе этой трансмиграции?

Шрила Прабхупада:  Да. Сознание - это постоянный спутник души. Сознание указывает на присутствие души. Например это тело - я говорю или я чувствую - это сознание. Я сознаю. Почему? Потому что здесь присутствует "я" - душа. Сознание указывает на присутствие души. Это признак души. Поэтому, когда душа трансмигрирует, сознание также трансмигрирует в другое тело. Но если я обретаю сознание Бога, я отправляюсь к Богу, но если я обретаю сознание собаки, я отправляюсь к собакам, вот и всё. Сознание у нас есть и поэтому мы должны очистить наше сознание. Вместо того, чтобы иметь сознание собаки, мы должны превратить его в сознание Бога, и в этом будет совершенство вашей жизни. Иначе вы получите такое тело, которое соответствует вашему сознанию в момент смерти.

Существует 8.400.000 видов жизни и у нас могут быть различные виды сознания, которое соответствует различным формам жизни. Таков метод сознания Кришны. Если в момент смерти мы сохраняем своё сознание Кришны в чистоте, мы достигаем совершенства нашей жизни. Иначе я не знаю, какая у меня будет следующая жизнь. Даётся такой пример: Проносящийся воздух. Воздух - это очень тонкая материя. Когда он проносится над цветком розы, этот аромат отправляется также в другое место, там тоже начинает пахнуть розой. Но если воздух проносится над испражнениями, этот дурной запах испражнений оказывается также в другом месте. Точно также, если вы делаете своё сознание подобным розе, тогда ваша следующая жизнь будет ароматом роз, но если вы делаете свое сознание подобным испражнениям, тогда ваша следующая жизнь будет плачевна.

Вопрос:  Вы сказали, что качества Бога есть также и у человека, только в незначительных количествах, но у Бога эти качества во всей полноте?

Шрила Прабхупада:  Да, во всей полноте.

Продолжение вопроса:  Но тогда выходит, что и дурные качества которые есть у человека, есть также и у Бога.

Шрила Прабхупада:  То, что вы называете дурными качествами, или злом, - это также есть в Боге, но Бог Абсолютен! В Нём нет зла. Всё в Нём только добро. Бог - это добро. Я приведу вам один пример. Отец иногда гневается, это качество - гнев считается плохим качеством. Но если отец иногда гневается на своего сына, это не является чем-то плохим, потому что он делает это для блага своего сына. Это грубый пример. Эти качества есть и у Бога, иначе откуда они могли взяться? Если бы этого качества гнева не было в Боге, откуда бы оно было у нас? Это факт. Но Его гнев и ваш гнев отличаются, потому что вы осквернены материально.

Итак, эти качества как они есть, не являются плохими, но когда они насыщаются скверной этого материального мира, они кажутся плохими. Например шаловливый ребёнок. Если ребёнок шаловлив, то это означает что он будет очень разумным юношей или разумной девушкой в будущем - это факт. Если ребёнок шаловлив - это означает, что он очень разумен. Итак, со временем эта шаловливость перерастёт в разум.

Итак, здесь все Божественные качества проявлены искажённым образом - это искажённое отражение. Например любовь. Мы поклоняемся Богу в форме Кришны и Радхи - это совершенство супружеской любви. Та же самая любовь пришла и сюда в виде любви юноши и девушки, но это искажённая любовь. Эта любовь есть там. Эта любовь есть и там также, иначе откуда бы эта любовь взялась у девушки? Почему девушка привлекается юношей? Почему юноша привлекается девушкой? Это естественно. Это приходит от Бога, от Его энергии наслаждения, но поскольку эта любовь проявляется вместе со скверной этого материального мира - она искажается. И это касается всех качеств.

Таков научный способ изучения Бога. Вы можете понять, что какими бы качествами вы ни обладали, те же самые качества есть у Бога. Но поскольку ваше нынешнее состояние осквернено соприкосновением с материей, все эти качества проявляются искажённым образом. Нужно очистить всё это.  И это сознание Кришны. Всё тоже самое. Та же самая любовь, тот же самый гнев или что то ещё. Нужно очистить всё это и тогда это Божественные качества, - вот и всё. И это движение сознания Кришны очищает эти качества

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
/ЧЧ, Мадхья 19.170, Нарада-Панчаратра, БРС 1.1.12/

Нирмалам означает - очищение, полностью очистить. Предположим этот гнев, если этот гнев использован в сознании Кришны - это чистый гнев.
Например Арджуна, Арджуна сначала не хотел гневаться на своих врагов, он был очень благонравным человеком: "Нет! Я не буду сражаться!", но Кришна побуждал его разгневаться, иначе как бы он мог сражаться? Итак, когда он сражался для Кришны, это стало служением, преданным служением.

Конечно, это очень сложные вопросы, но если человек очень серьёзно и научным образом изучает это, всё откроется ему. И по большому счёту можно понять, что "все качества Бога есть также и у меня, но сейчас я материально осквернён". Как например, больной человек. Больной человек хочет наслаждаться тем, чем наслаждаются здоровые, но врач говорит ему: "Нет, ты не должен делать это, потому что это будет опасно для тебя". Точно также все качества у нас есть, но поскольку они осквернены материей, этот процесс сознания Кришны должен очистить их и вернуть в нормальное состояние, и тогда вы будете счастливы. Вот в этом заключается вся идея.

Вишну Джана:   Прабхупада, как мы можем следовать этому процессу очищения в своей повседневной жизни 24 часа в сутки?

Шрила Прабхупада:  Этот процесс очищения описывается в Нарада панчаратре

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
/ЧЧ, Мадхья 19.170, Нарада-Панчаратра, БРС 1.1.12/

Мы должны освободиться от отождествлений. Отождествления, можно привести тот же пример: Арджуна, он отождествлял себя с династией Куру, поэтому он был нечист. Когда он оставил это отождествление и стал отождествлять себя с интересами Кришны, он стал преданным. И поэтому мы должны оставить эти отождествления: «Я - американец, я - индиец, я - христианин, я - индус, я - то, я – это». Мы должны думать - "Я - принадлежу Кришне, я - принадлежу Богу, я - слуга Бога". Если вы действуете соответствующим образом, тогда всё очищается. Но если вы сохраняете своё отождествление, как например сейчас вы американцы. Но это временное состояние, так или иначе вы должны были принять тело в какой-то американской семье, но всё это изменится. Вы не знаете, какое тело вы получите в следующий раз.

Итак, это положение изменится и это не является вашим постоянным вечным положением. Ваше постоянное положение отождествлять себя таким образом: "Я принадлежу Кришне". Это ваше постоянное положение. И если вы помещаете себя в такое положение, освобождаясь от всех отождествлений, тогда вся ваша жизнь и все ваши качества очищаются

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

Хришика означает чувства, и когда ваши чувства направлены на Хришикешу, то есть Кришну - это означает, что они очищаются, они чистые. Но когда ваши чувства направлены на какое-то наше отождествление - это не чистые чувства, это осквернённые чувства.

Вопрос:  Если в ограниченном пространстве находится несколько живых существ…

Шрила Прабхупада: Они находятся под влиянием разных отождествлений, вот и всё. Различные живые существа означает - под влиянием различных отождествлений, вот и всё. Но когда эти отождествления уходят, то тогда эти существа понимают, что они принадлежат Кришне, вот и всё. Они на самом деле принадлежат Кришне, но под влиянием различных отождествлений живые существа получают различные тела. И если мы помещаем себя в сознание Кришны, несмотря на наше тело, имеющее какое-то отождествление, всё равно мы очищаемся

дживан-муктах са учйате
/БРС 1.2.187/

- такой человек освобождается, даже если он живёт в этом материальном "чехле"

иха йасйа харер дасйе
/БРС 1.2.187/

Если человек сосредотачивает свой ум на служении Кришне, в каком бы положении он ни находился, - он считается освобождённым человеком. Мы должны утвердиться в этом сознании, то, что мы просто будем исполнять дело Кришны, вот и всё.

Хорошо, спасибо! Теперь воспевайте.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |