| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.25.36
(5 декабря 1974, Бомбей)

Преданный: " Созерцая пленительный облик Господа, Его прекрасное улыбающееся лицо и слушая Его сладкозвучные речи, чистый преданный забывает об окружающем. Его чувства, поглощенные преданным служением, перестают заниматься чем бы то ни было ещё. Так, сам того не желая, он без особых усилий обретает освобождение".

Шрила Прабхупада:
таир даршанийавайаваир удара-
виласа-хасекшита-вама-суктаих
хритатмано хрита-пранамш ча бхактир
аниччхато ме гатим анвим прайункте
/ШБ 3.25.36/

Итак, шри-виграха-даршанам. Этот храм был построен для того, чтобы  дать людям, как это описывается здесь - таир даршанийа авайаваих удара. Мы должны смотреть на Божество, начиная с лотосных стоп, не перепрыгивать на улыбающееся лицо. Таков способ. В первую очередь постарайтесь увидеть. И когда вы научитесь. Постарайтесь увидеть лотосные стопы Кришны и когда вы научитесь этой привычке, то даже посетив храм, если вы придёте домой, если вы научитесь видеть лотосные стопы Кришны, то это медитация. Итак, даршанийа авайаваих: "Различные части". В первую очередь стопы, затем бедра, затем пояс, затем грудь, тогда вы достигнете улыбающееся лицо. Кришна и форма Кришны. Если вы будете медитировать на форму Кришны, то это Кришна. Так мы общаемся с Кришной: его улыбающееся лицо, Его флейта, Его рука, Его одежда, его супруга, Шримати Радхарани, или любые другие гопи, которые его окружают. Таким образом, практикуйте эту привычку видеть Верховного Господа. Поэтому Он явился, арча-виграха, чтобы мы могли его видеть. Кришна присутствует даже для наших нынешних глаз, но у нас нет глаз, чтобы видеть. Поэтому для каништха-адхикари.

Есть три вида преданных:
каништха-адхикари, мадхйама-адхикари, и уттама-адхикари.
Уттама-адхикари означает первый класс, самый продвинутый и мадхйама-адхикари означает средний уровень, не очень продвинутый, не очень низкий, и каништха-адхикари, просто неофит, начинающий. Поэтому для начинающих рекомендуется, чтобы каждый день видеть Божества, или всегда. Начиная с лотосных стоп, по мере того как вы практикуете, затем подниматься  к улыбающемуся лицу. И также слушать Шримад-Бхагаватам. Если вы будете стараться видеть, и если вы не будете слушать, тогда это долго не продержится. Поэтому не практике во многих храмах мы видим, потому что там ничего не рассказывается о Кришне, там есть просто Божество, поэтому люди приходят на некоторое время. Затем постепенно, особенно те, кто образованы, так называемые образованные они не чувствуют большого интереса. И это на самом деле произошло. Много храмов, их не посещают даже преданные, потому что там также должно быть слушание.

Должны происходить две вещи. Божеству надо поклоняться - это называется панчаратрика-видхи  и слушать о Верховном из Бхагават-Гиты, Шримад-Бхагаватам, Ведической литературы, это называется бхагавата-видхи.
Итак, панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи должны идти параллельно.

Тогда даже если человек неофит, постепенно он поднимется до среднего уровня между уровнем новичка и продвинутым уровнем. И конечно же, очень тяжело найти кого-то на очень продвинутом уровне. Но они есть. Есть много на продвинутом уровне. По крайней мере, предполагается, что духовный учитель находится на возвышенном уровне, но ради целей проповеди он сошел на средний уровень, чтобы заниматься проповедью. Потому что на возвышенном уровне преданный не различает, "Вот преданный, а вот не преданный". Потому что возвышенный преданный видит, что все являются преданными, кроме него. Возвышенный преданный видит, что он не является преданным, но все остальные преданные. Это продвижение. Но на уровне каништха-адхикари, на уровне неофита, они просто концентрируются на Божестве.

арчайам эва харайе йах пуджам шраддхайа ехате
/ШБ 11.2.47/

Это необходимо для начала. В соответствии с предписанными обязанностями, как они упоминаются в писаниях, человек должен заботиться о Божестве. Но это происходит до тех пор, пока человек не продвигается немного далее, и он не знает, кто является преданными и каковы его взаимоотношения с другими. На уровне мадхйама-адхикари, когда человек ещё больше продвигается, тогда у него появляется четыре вида видения:

ишваре тад-адхинешу
балишешу двишатсу ча
према-маитри-крипопекша
йах кароти са мадхйамах
/ШБ 11.2.46/

Мадхйама-адхикари интересуется не только поклонением Божествам, но он знает, кто является преданным и кто невинен и кто такой Бхагаван. ишваре тад-адхинешу балишешу. Балиша означает невинный. Есть много невинных людей. На самом деле, они не знают, что надо делать, кто такой Бог. Они невинны. Они не являются оскорбителями. Но есть другие, которые оскорбляют, двинат. Двинат означает завистливые. Они сразу же начинают завидовать как только они слышат преданного Бога. Их называют завистливыми, двинат.

Итак, мадхйама-адхикари. Он знает Бога, Кришну.

кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

Итак, он хочет развить любовь к Кришне.

авйартха-калам васати,
наме-гане сада ручих.
/ЧЧ, Мадхья 23.18-19, БРС 1.3.25-26/

Мадхйама-адхикари, он хочет, чтобы ни одно мгновение не проходило зря без сознания Кришны. Это мадхйама-адхикари.

авйартха-калатвам
/ЧЧ, Мадхйа 23.18-19/

Он всегда внимателен по отношению к тому, "Не трачу ли драгоценное время своей жизни?". Это первая квалификация мадхйама-адхикари. авйартха-калатвам. Потому что у нас есть очень короткий период жизни. Мы не знаем, когда мы умрём. Нет никаких гарантий. Глупые люди думают, что "Я буду жить вечно", но это глупость. Жизнь очень преходяща. Мы можем умереть в любое мгновение. Поэтому те, кто являются возвышенными преданными, они понимают, что "В моём распоряжении есть очень короткий период жизни". Поэтому он очень беспокоится по поводу того, что использовать каждое мгновение, чтобы развиваться в сознании Кришны. Это мадхйама-адхикари. авйартха-калатвам. И наме -гане сада ручих: "И у него есть особый вкус к повторению Харе Кришна мантры". нама-гане сада ручих. васати тад...,

притис тад-васати-стхале
/ЧЧ, Мадхйа 23.18-19/

"И он очень сильно стремится к тому, чтобы жить в таких местах, как Вриндавана, Дварака, Матхура, где жил Кришна". тад-васати-стхале. васати означает жить. Когда Кришна является на этой планете, то Он живёт в Матхуре, Вриндаване, Дварака дхаме. Также его преданный, возвышенный преданный, они хотят жить в местах обитания Кришны. Кришна, Бог, у Него есть места, где Он живёт везде. Это факт.

андатара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/

Он пребывает даже в атоме. Но тем не менее, у Него есть особое место обитания, такие как Вриндавана, Дварака, Матхура. Поэтому преданный стремится жить в этих местах.

притис тад-васати-стхале, наме -гане сада ручих,
авйартха-калатвам
/ЧЧ, Мадхйа 23.18-19/

Их задача это увеличивать любовь к Богу. Увеличивать любовь к Богу означает, что это также процесс, как её увеличивать. Этот процесс дал Рупа Госвами:

адау шраддха татах садху-сангах 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах
 /ЧЧ, Мадхйа 23.14-15, БРС 1.4.15-16/

Это постепенные шаги. Шраддха. Шраддха означает вера. Вера это начало. Без веры вы не можете, нет вопроса сознания Кришны. Вера означает, что вера создаётся после чтения Бхагават-Гиты. Если вы будете внимательно читать Бхагават-Гиту и если вы на самом деле поймёте Бхагават-Гиту как она есть, тогда создастся вера. Не читая Бхагават-Гиту, вопрос веры даже не возникает. Итак, что такое вера? Поэтому Кришна говорит, что

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

"Оставь все другие занятия. Просто предайся Мне, и Я тебя защищу". Поэтому если у вас есть вера, если вы верите в слова Кришны, то это называется вера. Если мы не верим в слова Кришны, если мы изучаем их как литературный тезис и затем отбрасываем их, то это не вера. Кришнадаса Кавираджа Госвами объясняет веру. Он говорит,

шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа
/ЧЧ, Мадхйа  22.62/

Вера означает, тот, у кого есть вера в слова Кришны. Это называется вера. "Я читаю Бхагават-Гиту, но я принимаю Кришну как Верховную Личность Бога или Он это личность, как Он говорит в Бхагават-Гите...". Он говорит,

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/

Маттах, когда Он говорит, то Он говорит как личность. Итак, Кришна говорит, "Нет более великой личности или более великого существования, чем Я".

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Он говорит, "Меня".

мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/

ахам сарвасйа... Ахам, "Мне", "Я". Он говорит везде. Поэтому Кришна это личность. Кришна не что-то безличное.

клешах адхикатарас тешам авйактасакта-четасам
/БГ 12.5/

Говорится, что "Тот, кто является имперсоналистом, ему гораздо труднее прийти ко Мне. Он приходит позже, но для этого потребуется некоторое время". Безличный аспект постижения Верховной Абсолютной Истины, это частичное понимание. Также как я несколько раз объяснял, что у нас есть опыт солнечного света. Потому что солнечный свет очень легко постигается. Но это постижение солнечного света не является настоящим пониманием солнечного диска или планеты Солнце или бога Солнца. Это не совершенное понимание. Это частичное понимание, вы можете понять, что солнечный диск полон света и тепла. И всё. Но сколько тепла, какая температура тепла, сколько там света, и где находится источник тепла и света, это невозможно понять. Все это признают, что просто смотря, потому что солнечный свет попадает в вашу комнату из окна, но это не означает, что вы знаете всё солнце. Подобным образом, безличное понимание Абсолютной Истины таково. Также как солнечный свет безличен, но бог Солнца это личность. Если бог Солнца не личность, то как Кришна говорит,

имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам
/БГ 4.1/

"Эта Бхагават-Гита..." Он говорит Арджуне, что "Эта Бхагават-Гита, наука Бхагават-Гита, или эту систему йоги, систему бхакти-йоги, я рассказал Богу солнца. В точности так, как я рассказываю тебе".

Итак, Арджуна это личность и Кришна это личность. Поэтому, главенствующее Божество планеты солнце это личность. Он не безличен. Поэтому вы не можете понять эту личность, просто смотря на солнечный свет. Для этого нужна более хорошая квалификация, как попасть на планету Солнце, как увидеть главенствующее Божество. Имперсоналисты, просто заключают что, также как мы глупые люди, заключаем, что, планета Солнце это огненная субстанция и больше ничего нет. Если ничего нет, если нет бога Солнца, главенствующего божества или президента солнечного диска, тогда как Кришна мог говорить с ним? В Бхагават-Гите сказано, имам вивасвате йогам проктаван. Также как мы говорим. Мы говорим с вами. Мы не говорим с небом, пустотой. Мы говорим с личностями. Это разумно. Для этого необходим разум. Итак, как мы можем представлять, что "Как Бог солнца может быть личностью? Это огненная, большая огненная субстанция, как там может кто-то жить?". Это также глупость. "Потому что я не могу жить в огне, поэтому никто не может жить в огне". Это моя глупость. Моё тело не предназначено для этого. Также как вы не можете жить в воде. Но это не означает, что в воде нет никаких живых существ. Да. Есть живые существа, тела которых сделаны такими. Также как рыба и другие водные обитатели, они живут. Их тело создано таким. Это разумное изучение. А иначе, если вы будете просто сравнивать с моим разумом, с моим положением, моими обстоятельствами, и тогда мы придём к заключению, что все остальные такие же, это слепота. Это не, …слепота.

Итак, подобным образом, безличное осознание Бога, это также несовершенно, также как и постижение солнечного света это не понимание планеты Солнце и бога Солнца. Каждый может понять. Это не очень сложно. Если вы думаете, что "Потому что я видел солнечный свет, то я видел всё. Я познал всё о Солнце". Нет. Вы не знаете, даже насколько велик солнечный диск. И когда вы читаете ваши книги, когда вы читаете научные книги, вы можете понять, что оно в 14 сотен раз больше чем эта планета. Итак, в конечном итоге, Бог это личность. Он не является чем-то безличным. Безличное понимание несовершенно, это частичное понимание, что если Бог, Кришна, это

сач-чид-ананда виграха
/Брахма-самхита, 5.1/

Сат, чит, ананда. Итак, безличное понимание Кришны означает, что вы понимаете только часть сат. Две другие части, чит и ананда, вы не знаете. Вы не знаете.

Итак, если вы понимаете Кришну, тогда вы обладаете осознанием безличного Брахмана и осознанием локализованной Параматмы. Это утверждается в Ведах.

касмин ту бхагаво виджнате
сарвам идам виджнатам бхавати
/Мундака-упанишад, 1.1.3/

Если вы просто понимаете Кришну, тогда вы понимаете два других аспекта, потому что Кришна это ананда. Вы видите аспект Кришны. Он не думает, напрягает свой мозг, "Как это сделать? Как сделать то"? Нет. Он анандамайа. Анандамайа, Он играет на своей флейте, и там есть Радхарани. Он находится в экстатической ананда, хладини-шакти.

радха кришна-пранайа-викритир хладини-шактих
/ЧЧ, Ади 1.5/

Это обмен любовью, трансцендентное блаженство, хладини-шакти. У Кришны есть много энергий. Из них, одна энергия это хладини-шакти, приносящее блаженство. Он атмарама. Он полон в себе. Когда Он хочет наслаждаться, Он расширяет Себя, Его энергию наслаждения. Итак, Радхарани это его энергия наслаждения, а гопи это экспансия Радхарани. ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих. Ниджа-рупа. Формы принадлежат Кришне, но ананда-чинмайа-раса, просто чтобы ощущать вкус трансцендентного блаженства.

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
голока эва нивасати акхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
 /Брахма-самхита 5.37/

Это стих из Брахма-самхиты.
Итак, Кришна это, мы видим форму Кришны. Это конечное понимание Абсолютной Истины. брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате.

ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
 /ШБ 1.2.11/

Итак, сач-чид-ананда. Осознание Брахманы это Осознание сат, Осознание Параматмы это Осознание чит, и Осознание Бхагаваны означает Осознание ананды. Сат, чит, ананда. И в Веданта-сутре сказано, что Абсолютная истина это

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

Анандамайа. Он всегда анандамайа. Прочитайте про лилы Кришны - Он всегда исполнен блаженства, особенно во Вриндаване. Вриндавана, это его изначальная обитель. Там просто Ананда. Кришна играет со Своими друзьями мальчиками-пастушками. Кришна танцует с гопи. Кришна ворует масло мамы Яшоды. Кришна делает. Всё это Ананда, трансцендентное блаженство.

Итак, здесь утверждается, что если вы начнёте ваше преданное служение, как предписывается здесь, просто будете смотреть на Божества, тогда вы постепенно осознаете, как Кришна улыбается, как Кришна играет на флейте, как Кришна наслаждается в обществе Шримати Радхарани. Мы должны просто смотреть. Просто смотря. А если вы будете слушать о Кришне, также как вы слушаете сейчас, то эти два процесса увеличатся таким образом, что в один момент,

аниччхато ме гатим анвим прайункте
/ШБ 3.25.36/

вы автоматически станете великим преданным, просто если вы будете приходить в этот храм, или в любой храм, где очень хорошо поклоняются Божествам. Это всё научно. Это не воображение. Также как люди сейчас думают, "Они поклоняются идолам и что-то себе представляют". Нет, это утверждается в шастрах. Это предписанный метод для развития вашего сознания Бога, или сознания Кришны. Это наука, виджнана-саманвитам.

джнанам парама-гухйам ме
йад виджнана-саманвитам
сарахасйам тад-ангам ча
грихана гадитам майа
/ШБ 2.9.31/

Когда Кришна наставлял Брахму после творения, тогда Он сказал, джнанам ме. Это называется чатух-шлоки-бхагавата, четыре шлоки, которые являются основным принципом Шримад-Бхагаватам
/ШБ 2.9.33, ШБ 2.9.34, ШБ 2.9.35, ШБ 2.9.36/

джнанам парама-гухйам ме

Знание о Кришне является очень сокровенным, гухйам.
гухйад гухйатамам
/БГ 18.63/

В Бхагават-Гите сказано, "Мой дорогой Арджуна, я рассказал тебе о многом, но теперь, потому что ты мой очень дорогой друг, и преданный, поэтому Я раскрываю самое сокровенное знание". Что это такое?

сарва-дхарман паритйаджа мам экам
/БГ 18.66/

"Просто предайся Мне. И всё. Это сокровенное знание. Не пытайтесь понять многое, если вы не могли понять Меня здесь, тогда я расскажу тебе. Эта самая сокровенная часть знания, это сарва-дхарман паритйаджйа. Перед этим стихом, гухйад гухйатамам. гухйад гухйатамам. Гухйа означает очень сокровенное. Итак, это гухйа, это Осознание Брахмана, также очень сокровенно. Но Осознание Параматмы это гухйатара, ещё более сокровенное. И постичь Кришну это гухйатама, в высшей степени. гухйад гухйатамам.

Итак, постичь Кришну. Кришна объяснял многими способами. Если вы просто поймёте Кришну, то это сделает вас освобождённым

тйактва дехам пунар-джанма наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

Поэтому это процесс постижения Кришны. Эти центры сознания Кришны открыты по всему миру просто для того, чтобы дать людям возможность того, чтобы стать освобождённым, просто смотря на Божество и повторяя Харе Кришна мантру. Это возможность. Но глупцы и негодяи думают, что "Это нонсенс". Но на самом деле это не так. Это наука. Итак, следуя этому процессу, тогда что будет?

хритатмано хрита-пранамш ча

"Тогда постепенно, ваш ум будет полностью погружён в сознание Кришны, ум и чувства". хататманах и хрита-прана.

Прана, наша прана, жизнь, в чувствах.
Итак, если ваш ум и чувства полностью погружены в сознание Кришны, то это называется бхакти. Это называется бхакти.

Это не сантименты, это практичная наука, когда ваш ум и чувства полностью погружены в Кришну. Чувства заняты служением Кришне и ум всегда думает о Кришне.

са вай манах кришна-падаравиндайох
вачамси вайкунтха-гунануварнане
/ШБ 9.4.18/

Также как Махарадж Амбариша, он был великим преданным, и он занимался тем, что хотя он был царём, очень ответственным царём и правил всем миром, но его ум всегда был погружён в Кришну. Это возможно. Это возможно. Приводится этот пример, как женщина или девушка, которая всегда занята домашними делами, но она также заботится о своих волосах, как их уложить и хорошо заплести. Она не забывает. Не смотря на то, что она занимается множеством домашних дел, тем не менее она не забывает позаботиться о своей копне волос. Подобным образом тот, кто на самом деле является преданным, он может быть занят множеством дел, но он не забывает Кришну. Это очень хороший пример. Итак,

хритатмано хрита-пранамш ча бхактих
/ШБ 3.25.36/

Это совершенство. "Это" означает грубое тело и тонкое тело растворяется, грубое тело больше не существует. Грубое тело означает удовлетворение чувств, и тонкое тело означает спекуляции, "Бог такой, Бог вот такой", спекуляции, тонкое тело.

манас-буддхи-аханкара

И грубое тело означает чувства. Итак, когда чувства и ум, всё занято в сознании Кришны, то это означает, что вы уже освобождены, уже освобождены. Поэтому говорится,

аниччхато ме гатим анвим прайункте
/ШБ 3.25.36/

Освобождены означает, что у вас больше нет деятельности грубого тела и тонкого тела, но есть деятельность души. Вот что необходимо. Бхакти означает деятельность души, а не тела, не ума. Осознание Брахмана означает прекратить деятельность тела. Но деятельность ума продолжается, или они просто не знают. Это не совершенное знание. Поэтому, я говорил несколько раз, что Осознание Брахмана, те, кто являются душами, Осознавшими Брахман, они не обладают совершенным знанием. авишуддха-буддхи. Их описывают как авишуддха. Вишуддха означает очень чистые, и "а" означает "нет".

авишуддха-будхайах
/ШБ 10.2.32/

Их разум ещё не совсем очищен. авишуддха-будхайах. Йе 'нйе 'равиндакша. Они думают, что "Теперь мы стали освобождёнными ". Нет, это освобождение. Вот освобождение. Почему?

хритатмано хрита-пранамш ча бхактих
/ШБ 3.25.36/

Когда ум и чувства погружены в Кришну, то это уровень бхакти.

мад-бхактийа лабхате парам
/БГ 18.54/

Люди думают, что бхакти это нечто сантиментальное. Нет. Это выше освобождения. Выше освобождения. До тех пор, пока человек не освобождён, до тех пор он не может находиться на уровне бхакти. Это бхакти. Это называется пара-бхакти. Aпара-бхакти и пара-бхакти.

Поэтому, всякий преданный, который серьёзен по отношению к этому поклонению Божествам, слушанию о Кришне, повторении Харе Кришна мантры, следовании Ведическим принципам, или отвержении греховной деятельности в жизни. Таким образом мы можем прийти на уровень духовной жизни, и если мы действуем соответственно, это называется бхакти-йога или освобождённый уровень.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |