| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.26.10
(22 декабря 1974, Бомбей)

Нитай: "Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Непроявленное, вечно существующее сочетание трех гун является причиной проявленного состояния материи и называется прадханой. В проявленном состоянии его называют пракрити".

Шрила Прабхупада:
йат тат три-гунам авйактам
нитйам сад-асад-атмакам
прадханам пракритим прахур
авишешам вишешават
 /ШБ 3.26.10/

Вишеша означает разнообразие и авишеша означает без разнообразия. Также как у нас есть опыт, здесь есть земля. Из земли вы можете сделать так много всего. Вы можете сделать куклу. Вы можете сделать шарики. Вы можете сделать кирпичи. Вы можете сделать дом. Вы можете сделать так много всего.  Итак, эта трансформация в формы называется вишеша, разнообразие. И когда нет трансформации, то это называется авишеша или нирвишеша.
Итак, вишешават. Здесь используется слово, вишешават. Оно похоже на вишеша, разнообразие, но на самом деле здесь нет разнообразия. Это материальный элемент. В другом месте сказано,

теджо-вари-мридам
винимайо йатра три-саргах амриша
/ШБ 1.1.1/

Кто-то говорит, амриша. Это создано. В Бхагават-Гите сказано, что происходит это творение

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Оно создаётся в определённое время, и затем снова уничтожается. И когда оно уничтожается, смешивается вместе, то это авйактам. И когда они снова создаются в формы, то это называется вйактам. Также как у вас есть кусок золота и вы можете сделать много украшений. Вы можете сделать браслеты, вы можете сделать ожерелья, серьги, и так много других вещей. И если вы снова их расплавите - то они станут куском золота. Поэтому в этом заключается разница между вйактам и авйактам. Когда они превращаются в разнообразие, то это называется вйактам, и когда это снова смешивается вместе, тогда это называется авйактам.

Итак, шри-бхагаван увача. Капиладева говорит, Он Бхагаван. Мы объясняли это слово Бхагаван несколько раз. Бхагаван это личность. Увача. Бхагаван сказал. "Бхагаван сказал" означает Бхагаван это личность. Если человек не является личностью, то он не может говорить, он не может сказать. Итак, источник знания это Бхагаван. Бхагаван является источником. В Шримад-Бхагаватам сказано

ахам эвасам агре
/ШБ 2.9.33/

"Я существовал перед творением". И когда Бхагаван говорит, "Я существовал", это означает, что Он был не один. Также как здесь Кришна, Бхагаван, Он не один. Он был с Радхарани и гопи и мальчиками пастушками и своими друзьями. Это описывается в Брахма-самхите. Бхагаван не один.

чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-
лакшавритешу сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
 /Брахма-самхита 5.29/

венум кванантам аравинда-далайатакшам
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
 /Брахма-самхита 5.30/

алола-чандрака-ласад-ванамалйа-вамши-
ратнангадам пранайа-кели-кала-виласам
шйама три-бханга-лалитам нийата-пракашам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
 /Брахма-самхита 5.31/

Есть сотни таких стихов. Так, Кришна не один. Кришна всегда находится в разнообразии.

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

Он является анандамайа.

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
голока эва нивасати акхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
 /Брахма-самхита 5.37/

Он является ананда-чинмайа-раса, сач-чид-ананда-виграхах. Итак, Кришна это не нирвишеша; Он савишеша. Этот материальный мир на самом деле нирвишеша, но он кажется обладающим разнообразием. То же самое, пример, который я уже приводил: кусок материи - возьмёте ли вы землю или воду или золото или серебро - вы можете сделать из них разнообразные вещи, причина и следствие. Но это нирвишеша. Но духовный мир,

джанмади асйа йатаха
/ШБ 1.1.1/

Как это сказано в Веданта-сутре, источник всего, причина всех причин, полон духовного разнообразия. Он не является нирвишеша. Здесь в материальном мире мы видим это разнообразие. У нас есть эти планеты. На планетах есть так много гор, так много деревьев, так много растений, так много домов, на всех и каждой планете. Не думайте, что на других планетах ничего нет. Нет. Они также полны разнообразия. Полны разнообразия.
Мы получаем информацию:

йасйа прабха прабхавато
джагад-анда-коти-котишв
ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам
/Брахма-самхита 5.40/

Вибхути-бхиннам, полны разнообразия. Кришна и творение Кришны, полны разнообразия, куда бы вы ни пошли. Вибхути-бхиннам. Йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти-котишв ашеша-васудхади. Васудха означает планета. Васудхади вибхути-бхиннам. На каждой васудха, на каждой планете, есть разная атмосфера. Также как мы получаем здесь информацию от учёных, что на планете Луна температура 200 градусов ниже нуля. Итак, это ещё одно разнообразие. Подобно этому, на планете Солнце температура в тысячу раз выше, температура в тысячу раз выше, очень, очень высокая. Огонь, практически огонь. Итак, вибхути-бхиннам. Разные планеты, разные.

Итак, это разнообразие является материальным. Материальное разнообразие означает, что когда оно не проявлено, то оно называется прадхана, а когда оно проявлено, то оно называется пракрити, или природа, материальная природа. Но это разнообразие, материальная прадхана. Прадхана это нитйам, но пракрити не является нитйам. Нитйам означает вечная. Но существует другой мир,

парас тасмат ту бхавах анйах
/БГ 8.20/

Он является санатанах. Вечным. У нас есть такой опыт этого материального мира. Он не вечен. У нас есть опыт этого тела. Это тело создаётся на определённой стадии, и затем живёт какое-то время и оно трансформируется во много других форм из этого тела, и затем оно увянет, и потом оно уничтожится.

Подобным образом, все материальное творение подобно этому. Оно создаётся благодаря взаимодействию трех гун материальной природы. В первую очередь, это кусок материи, махат-таттва. Это называется махат-таттва. Эта махат-таттва находится над этой вселенной, над небом. Над небом, есть семь уровней. Каждый уровень в 10 раз больше, чем предыдущий уровень. Таким образом, это называется махат-таттва. Совокупность материальных элементов, собранных там. Затем проявляется это разнообразие. И над махат-таттвой, есть духовный мир. парас тасмат ту бхавах анйах. другая материальная природа. Она называется Брахмалока или Вайкунтхалока. Это также духовные планеты. И над всеми такими планетами. Также как в этом материальном мире есть миллионы планет и самая высшая планета называется Брахмалока, там где живёт Брахма. От Брахмы создаются все другие вещи. Итак, над этим. Это проявлено, пракрити. Над этим, есть не проявленное, общая совокупность. Это называется авйакта или прадхана. И над этим есть духовный мир. парас тасмат ту бхавах анйах. Есть другая бхава, или природа. Бхава, свабхава, или природа - тоже слово. Итак, это санатана. Когда всё в материальном мире будет уничтожено. Потому что материальный мир, всё в этом материальном мире будет уничтожено на определённой стадии. Также как моё тело будет уничтожено. Всё. Этот стол будет уничтожен. Этот микрофон будет уничтожен. Всё будет уничтожено. Но там, то же самое есть там, но там всё вечно и духовно. Они вечны, они никогда не будут. Даже после уничтожения всего этого космического проявления, духовное разнообразие не будет уничтожено. Эту информацию мы получаем из Бхагават-Гиты и другой Ведической литературы.

Итак, Капиладева, Личность Бога, Он является личностью. Мы всегда должны знать, что Бхагаван, Бхагаван это личность, полная шести достояний. И потому что он полон шести достояний, поэтому у него есть форма.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
 /Брахма-самхита, 5.1/

Его виграха, Его форма, не похожа на нашу форму. И потому что мы не знаем, что у Кришны есть духовная форма, сач-чид-ананда-виграхах, поэтому обычный человек думает, что "Кришна это такой же человек, как я".

аваджананти мам мудха
манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

Тот, кто не знает, кто такой Кришна, он говорит, "Кришна такой же человек как и я. Кришна также имеет тело как у меня". Но это не так. Те, кто не знает ничего про Кришну. Потому что знать Кришну, это не является чем-то  обычным.

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
 /БГ 7.3/

"Из многих личностей, они стремятся к самосознанию, сиддхи". Это называется сиддхи. "Из многих тысяч и миллионов сиддх" - сиддха означает то, кто является самоосознавшим, их называют сиддхи - "из них, только один может знать, кто такой Кришна". Поэтому Кришну не может познать обычное живое существо. В первую очередь человек должен быть сиддхой, тогда из этих сиддх, самый высший сиддха, он может понять кто такой Кришна. Но Кришна настолько добр, что Он лично приходит и проявляет Себя. тадатманам сриджамй ахам.

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата
абхуттханам адхармасйа
тадатманам сриджамй ахам
 /БГ 4.7/

"Когда я появляюсь". Есть такое время. Кришна появляется один раз в день Брахмы. Всё есть в шастрах. Это означает через несколько миллионов лет, Кришна один раз приходит в эту вселенную. И когда Он приходит, Он приходит на эту планету, во Вриндаван. Поэтому Вриндаван так важен. Этот Вриндаван является копией изначального Вриндавана. Это дом Кришны.

голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа
деви махеша-хари-дхамасу тешу тешу
те те прабхава-ничайа вихиташ ча йена
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.43/

Есть самая высшая планета духовного мира, которая называется Голока Вриндавана. Итак, ниже Голока Вриндаваны. голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа. Всё находится ниже планеты Голока Вриндавана. И всё это вместе называется деви махеша-хари-дхамасу тешу тешу. Деви-дхама. Деви-дхама означает этот материальный мир. Он контролируется Деви, Дургой.

сршти-стхити-пралайа-садхана-шактир эка
чхайева йасйа бхунавани бибхарти дурга
иччханурупам апи йасйа ча чештате са
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
 /Брахма-самхита 5.44/

Вайшнавская философия такова: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Говинда это ади-пуруша. ахам сарвасйа прабхавах. В Бхагават-Гите сказано. Кришна говорит, что "Я источник всего". Итак, деви-дхама, махеша-дхама, и хари-дхама, это всё экспансии Кришны. ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате. Весь духовный мир и материальный мир это проявление энергии Кришны.

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
 /БГ 10.8/

Тот, кто понимает эту науку ити матва бхаджанте мам. Кто? Будха, тот, кто в совершенстве постиг через шастру, через садху. Садху, шастра, гуру. Источник информации это садху, шастра, гуру. Это также рекомендуется в Бхагават-Гите:

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах
 /БГ 4.34/

Итак, мы должны обратиться к  гуру, таттва-дарши. Таттва-дарши. Таттва-дарши означает, что такое таттва? Таттва означает истина. Тот, кто увидел истину. Мы должны обратиться  к такому таттва-дарши. И что это за таттва?

ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
 /ШБ 1.2.11/

Таттва означает таттва-васту, Абсолютная Истина, проявляется в трёх аспектах: Брахман, Параматма, и Бхагаван. брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате. Это на самом деле одно и тоже, но различное осознание.
Я несколько раз приводил этот пример: также как свет Солнца, планета Солнце и бог Солнца, Нараяна, на планете Солнца, это тоже самое. Одно означает, что Нараяна находится на планете Солнце, его тело так ярко светится и сияет. Это называется ослепительное сияние. Итак, свет Солнца также является светящимся сиянием.  Поэтому, они едины. Также как огонь. Огонь, непосредственно огонь, температура, и за пределами огня, температура, и тепло огня снаружи - хотя они едины, но температура отличается. Подобным образом, бог Солнца и планета Солнце и солнечный свет  едины, но температура отличается. Поэтому тот, кто это знает. Это означает, тот, кто знает, что сияние Брахмана подобно внешнему сиянию Солнца, и аспект Параматмы это экспансия Верховного Господа, Кришны.

ахам сарвасйа прабхавах
/БГ 10.8/

Поэтому надо это понять. Будха бхава-саманвитах. Будха. Будха означает тот, кто знает. Итак, к такой личности мы должны. Таттва-дарши, тот, кто знает, что такое таттва, что такое Брахман, что такое Параматма, кто такой Бхагаван, - мы должны обратиться к такой личности.

тад-вигйанартхам са гурум эва абхигаччхет
/Мундака Упанишад 1.2.12/

Таким образом как Девахути. Девахути это мать Капиладевы, но она получает наставления у своего сына. Её сын, Капиладева это Верховная Личность Бога. Поэтому не важно, является ли Бог как мой сын или гуру или как отец. Бог всегда есть Бог. Поэтому мы должны принять знание от Верховной Личности Бога. Это совершенное знание. Потому что Он является источником всего. Говиндам ади-пурушам. Ади-пуру... Изначальная личность. Поэтому если мы примем урок от изначальной личности, то это совершенное знание. А иначе это не совершенное знание. Кто спрашивал про парампару. Эта парампара очень нужна, получить знание через систему парампары.

эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Парампара очень важна. Поэтому до тех пор, пока мы не примем систему парампары, которая в другом мире называется сампрадайа. Сампрадайа.
Поэтому для того, чтобы постичь Абсолютную Истину, есть четыре признанные сампрадайи: Брахма-сампрадайа, Рудра-сампрадайа, Кумара-сампрадайа, и Шри-сампрадайа. Шри-сампрадайа означает одна сампрадайа исходит непосредственно от богини удачи, Лакшми. Она называется Шри-сампрадайа. И одна сампрадайа исходит от Господа Брахмы.

тене брахма хрида ади-кавайе
/ШБ 1.1.1/

Ади-кави это Господь Брахма. Он получил знание от Верховной Личности Бога. тене брахма хрида. Верховная Личность Бога дала наставления Господу Брахме из сердца тене брахма хрида. Хрида означает из сердца. Таким образом, наставления, полученные от Господа Брахмы, от Господа Шивы, от Лакшмиджи богини процветания, и Кумаров, Санат-кумара, Санака, Санатана, Сананда Кумара. У них есть сампрадайа. Итак, мы должны обратиться к сампрадайе.

тад-вигйанартхам са гурум эва абхигаччхет
/Мундака Упанишад 1.2.12/

Абхигаччхет: "Должны обратиться к сампрадайе", любой из сампрадай.

сампрадайа-вихйна йе
мантрас те нишпхала матах
/Падма Пурана/

"Если вы не примите ваши наставления, мантру, от сампрадайи, - тогда это бесполезно". Это не имеет смысла, потому что они не знают. Поэтому мы должны принять сампрадайю, принять сампрадайю.

Итак, есть четыре вайшнавских сампрадайи. В настоящий момент они известны как Мадхва-сампрадайа, или Мадхва-Гаудийа-сампрадайа; или Рамануджа-сампрадайа; или Вишну Свами-сампрадайа; и Нимбарка-сампрадайа. Здесь в Бомбее, Валлабха-сампрадайа, они принадлежат к Вишну Свами-сампрадайа. Итак мы должны обратиться к сампрадайе. Без сампрадайи всё, чему мы научимся, не является совершенным.

сампрадайа-вихинас йе мантрас те нишпхала матах

Также как у нас есть очень хороший пример партий в политике: "Это партия конгресса", "это коммунистическая партия", "это...". Итак, это признанные партии. До тех пор, пока вы не принадлежите к какой-то партии, до тех пор вы не можете выдвигаться на выборах. Также как в сфере политики, сампрадайа-вихйна йе, они не могут выбираться, подобным образом, если кто-то хочет продвигаться в духовной жизни, тогда он должен получить инициацию от сампрадайа.

Итак, мы принадлежим к Гаудийа-сампрадайе. Гаудийа означает. Гаудийа. Гауда-деша называется Бенгалия. Есть панча-гауда. Пенджаб также называется Гауда-деша. Есть пять гауда и пять дравида. В Южной Индии их называют дравида, а в северной Индии их называют гауда-деша. Итак Гауда, Бенгалия это также Гауда, и вайшнавы, принадлежащие к движению Шри Чайтаньи Махапрабху, называются Гаудийа-Вайшнава, Бенгали Вайшнава. Так случилось, что Чайтанья Махапрабху бенгалец, но Он принадлежит к Мадхва-сампрадайа. Его гуру был Ишвара Пури, а его гуру, гуру Ишвара Пури был Мадхавендра Пури. И Мадхавендра Пури принадлежал к Мадхавачарья-сампрадайе. Гопала, Натхадвара Гопала, принадлежал. Изначально он был у Мадхавендра Пури. Затем оно было доставлено, Божество было перенесено в Вишну Свами-сампрадайю.

Как бы там ни было, если нам необходимо знание, истинное знание, тогда мы должны получить его непосредственно от Верховной Личности Бога. Это совершенное знание. Поэтому Девахути получает знание. Хотя Капиладева является её сыном, но потому что Он Верховная Личность Бога, поэтому она принимает знание от Него. И если мы также примем знание у Него - всё есть в книге, - тогда это совершенное знание. Поэтому говорится бхагаван увача. Также как Бхагаван является полным, пурна,

пурнам адах пурнат пурнам удачйате
/Шри Ишопанишад, Обращение/

- Он пурна, сампурна, полон - поэтому это знание также полно.

Итак, Капиладева даёт знание, начиная с творения, материального творения, это начало. Он начинает с этого момента.

прадханам пракритим сад-асат
/ШБ 3.26.10/

И йат тат три-гунатмакам. Этот материальный мир является три-гунамайи, три-гунатмакам, или три-гунамайи, тоже самое. Как Кришна сказал,

даиви хй эша гунамайи, гунамайи
/БГ 7.14/

Гуна. Этот материальный мир это пракрити, это гунамайи; есть три гуны материальной природы. Итак, нас контролируют эти три-гунамайи, и мы должны стать гунатитам. Как Кришна советует Арджуне,

траи-гунйа-вишайа веда
нистраи-гунйо бхаварджуна
/БГ 2.45/

"Просто стань выше этих трёх гун". Это человеческая жизнь. Человеческая жизнь не предназначена для того, чтобы оставаться в категории этих трёх гун и борьбы за существование. Это не человеческая жизнь. Это жизнь животного.

мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати
 /БГ 15.7/

Кришна сказал, что "Живые существа, является моими неотъемлемыми частицами. Она такие же, как я". Но потому что неотъемлемая часть золота это также золото. И ничто другое. Это может быть маленьким золотом, но это золото. Подобным образом, мы можем быть очень маленькой фрагментарной частицей Верховной Личности, Брахмана, но мы Брахман. Это Брахман. ахам брахмасми. Это осознание Брахмана. Это не очень сложно. Если вы просто поймёте, что "Я являюсь неотъемлемой частицей Кришны", то это брахма-джнана.

брахма-бхутах прасаннатма
/БГ 18.54/

Для этого не надо много времени, но для этого надо немного мозгов, "Я являюсь неотъемлемой частицей Бога, тогда я должен быть качественно таким же". Часть золота это также золото. Поэтому это самосознание не является чем-то очень сложным. Но для этого надо немного удачи и разума. ахам брахмасми. Эти большие, большие святые личности, претерпевают суровые лишения и аскезы для того, чтобы понять ахам брахмасми. Но если вы верите в утверждение Бхагават-Гиты, Кришна говорит:

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

"Живые существа это мои неотъемлемой частицы". Поэтому если Кришна это Парабрахман.

парам брахма парам дхама
павитрам парамам бхаван
/БГ 10.12/

Арджуна принял это, когда он услышал Бхагават-Гита. В конце он принимает, "Кришна Ты Парабрахман". Итак, если мы неотъемлемые частицы Парабрахмана, тогда мы должны быть Брахманом. В чём сложность? Итак, это брахмахам, брахмасми, это осознание Брахмана, его можно осознать за мгновение, если вы поверите Бхагават-Гите как она есть. Но если вы будете глупым образом трактовать её так или иначе, тогда потребуется миллионы лет. Вы не поймёте что такое Бхагават-Гита, что такое Бог. Но если вы примите её как она есть, тогда вы сразу же сможете понять, что вы Брахман. Нет никаких проблем.

Итак, в чём же заключается долг неотъемлемой частицы? Это тоже очень легко понять. Также как этот палец это неотъемлемая часть моего тела. Итак, каков же долг пальца? Я прошу палец, "Пожалуйста, иди сюда". И он сразу же приходит. Я прошу палец, "Иди сюда". Итак, это означает служение. Поэтому долг неотъемлемой частицы это. Также как в офисе, если я скажу, "Этот человек является одним из нас" или "одним из моих партнеров", партнёр означает, что он действует с теми же целями. Это партнёр. Итак, подобным образом, мы являемся неотъемлемой частицей Кришны - это означает, что мы должны быть партнерами Кришны. И чего хочет Кришна?

сарва-дхарман паритйаджа
мам экам шаранам
/БГ 18.66/

Он хочет. Итак, как партнёр Кришны, вы должны проповедовать, "Предайтесь Кришне". Это ваша задача.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |