| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.26.11-14
(23 декабря 1974, Бомбей)

Нитай: "Совокупность пяти грубых и пяти тонких материальных элементов, четырех внутренних чувств, пяти познающих чувств и пяти действующих чувств называют прадханой".

Шрила Прабхупада:
панчабхих панчабхир брахма
чатурбхир дашабхис татха
этач чатур-вимшатикам
ганам прадханикам видух
 /ШБ 3.26.11/

Прадхана. Пракрити, пуруша, прадхана. Итак, прадхана это совокупная материальная энергия, которая называется махат-таттва. Мы обсуждали эту тему прошлым вечером, махат-таттва. Итак, махат-таттва это изначальная совокупная энергия для материального творения. Поэтому Кришну, Мукунду, иногда описывают как Махат-падам. Махат-падам. Махат-падам означает тот, "Под чьими лотосными стопами покоится вся совокупная материальная энергия".

самашрита йе пада-паллава-плавам
махат-падам пунйа-йашо-мурарех
/ШБ 10.14.58/

Самашритах. Поэтому мы должны принять прибежище у Верховного, под чьими лотосными стопами также покоится эта махат-таттва. Махат-падам пунйа-йашо мурарех. Пунйа-йашах. Если вы будете прославлять Кришну, тогда мы станем благочестивыми. Поэтому есть так много молитв, которые предлагаются Кришне. Это бхакти.

шраванам киртанам вишнох смаранам
пада-севанам, ванданам
/ШБ 7.5.23/

Ванданам означает предлагают молитвы. Это также бхакти-марга.
Итак, совокупная энергия материального творения называется махат-таттва или прадхана. Тогда, когда махат-таттва возбуждается тремя гунами, тогда они разделяются на 24 элемента,

чатур-вимшатикам ганам
/ШБ 3.26.11/

- изначально единые, но приведённые в возбуждённое состояние гунами. Потому что материальное существование означает три гуны. Когда есть взаимодействие трёх гун, тогда эта одна махат-таттва разделяется на 24 чатур-вимшати таттва. Это называется философия санкхйа, для того, чтобы изучать и анализировать 24 элемента, которые контролируют деятельность всего материального мира. Это называется чатур-вимшати таттва. Каковы они? Панчабхих. Первые пять элементов, в частности, земля, вода, огонь, воздух, небо. Это панчабхих. Затем следующие панчабхих: тан-матра, означает рупа, раса, гандха, шабда, спарша. Форма, рупа. Рупа означает форма; раса означает вкус; шабда означает звук; рупа, раса, шабда. Спарша означает прикосновение, и рупа, раса, шабда, спарша, и...? гандха.

Итак, небо известно как шабда, звук. Это тан-матра. Благодаря звуку вы можете понимать существование неба. Если вы хлопнете в ладоши, то будет звук (хлопок). Вы можете понять, что есть эфир (небо). Эфир можно постичь благодаря шабде. Заем воздух постигается с помощью спарши. Также как крутится электрический вентилятор, но даже если я не вижу, что он крутится, так как воздух соприкасается с моим телом, поэтому я могу понять, что есть воздух. Спарша. Рупа, раса, шабда. Шабда, эфир, и рупа, огонь. Из огня, начинается рупа, форма. Раса. Раса есть во вкусе воды. И гандха есть в земле. Итак, пять грубых элементов и пять тонких элементов. Грубые элементы можно понять благодаря тонким элементам. Тонкий означает, что мы не можем его видеть непосредственно, но мы можем его воспринимать.

Итак, панчабхих панчабхих. И затем дашабхих, десять чувств, получающих знание: чакшух, карна, насика: глаза, уши, и нос, язык, руки, таким образом. И кармабхих. Мы действуем руками, ногами, гениталиями. Таким образом, есть пять действующих чувств и пять чувств, собирающих знания. Итак, 5, 5, и 10, 24. И тонкие чувства,

мано буддхир аханкараш читтам
/ШБ 3.26.14/

- четыре. Итак, эти четыре, 24 элемента покрывают духовную душу. Это тело сделано из этих 24 элементов. Но над ними есть душа. И над этим есть Сверхдуша. Итак, атеисты, не верят ни в душу, ни в Сверхдушу. Но они должны верить в эти 24 элемента. Поэтому европейским философам нравится философия санкхьи другого Капилы. Вот Капиладева. Он является инкарнацией Бога. Но другой, есть ещё один Капила. Это атеист Капила. санкхйа-карика, это очень нравится европейским философам, потому что в этой санкхйа-карика очень подробно изучаются эти 24-е элемента, без всяких ссылок на душу и Сверхдушу. В этом заключается разница между двумя философиями санхьи, атеистская философия санкхьи и теистическая философия санкхьи.
Итак,

этач чатур-вимшатикам
ганам прадханикам видух
/ШБ 3.26.11/

Затем благодаря их взаимодействию происходит так много вещей. Но разделяющий принцип это три гуны. Три гуны. Изначально, эти 24 элемента, затем они взаимодействуют с тремя гунами, и они создают такое разнообразие. Как я объяснял много раз, что 3 на 3 - 9, и 9 на 9 - 81. Итак, по крайней мере должно быть разнообразие 81-го видов живых существ. Но на самом деле, есть 84. 8 миллионов четыреста, чураси-лакша. ашитим чатураш чаива, джива-джатишу. Этот эволюционный процесс есть в Падма-Пуране, в Ведической литературе.

джалайа нава-лакшани
стхавара лакша-вимшати,
крамайо рудра-санкхйаках

затем пакшинам даса-лакшанам, пашавах тримшал-лакшани манушах чатур-лак. Там есть все, эволюция. Итак, это творение, материальное творение. Они действуют благодаря материальной природе. Но за материальной природой есть Кришна. мохитам набхиджанати.

трибхир гунамайаир бхаваиих,
мохитам набхиджанати
/БГ 7.13/

Итак, живые существа очарованы или находятся в иллюзии из-за деятельности этой материальной природы. Они изучают материальную природу как философию санкхьи, - как учёный, как математик, как химик, как физик. Они изучают только эти 24-е элемента, и ни более. Над этим находится душа, и выше Сверхдуша. Когда человек сможет понять, не только изучать материальный состав тела, но и движение духа в теле, то это начало уроков Бхагавад-Гиты. Начало: "Не будь просто сбит с толку изучением материальных элементов тела, но в теле есть жизненная сила, живое существо". Просто попытайся это понять.

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
/БГ 2.13/

Эти 24-е элемента меняют тело из каумарам йауванам джара. Развивается наше тело. Оно не развивается, оно меняется. Но потому что из одного тела в другое. В медицинской науке они также признают эту перемену, которая называется, частички крови. Оно меняется каждое мгновение. Но как оно меняется и переходит в другое тело, этого мы не можем понять. Но оно меняется. На самом деле, одно тело сменяется другим. Это мальчик, тот же мальчик, когда он вырос, он говорит по-другому, не по детски, потому что тело поменялось. Тело поменялось. Это можно понять. Но потому что у нас не очень хороший разум, мы не можем понять, что тело меняется. Мы говорим, "Оно растёт". Вы можете сказать, но рост это также изменение. Изначальная форма поменялась. Это называется рост.

Итак, есть существуют эти элементарные принципы, но они вырастают в, или меняются в другое тело под влиянием гунн. Вот что происходит. Это называется

пракртех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
/БГ 3.27/

Всё, что происходит - это взаимодействие трёх гун материальной природы. На самом деле, это пракрити, или прадхана. Прадхана изменение, проявляется. Это называется пракрити. И есть 24 элемента, и они меняются и растут, как бы вы ни говорили. Это философия санкхьи. К сожалению, люди не дают уроки по философии санкхьи Капилы в университетах. Если им и дают какие-то философские уроки - то это атеистическая философия санкхьи Капилы, философия санкхьи, но не эта философия санкхьи, теистическая философия санкхьи. Итак,

этач чатур-вимшатикам
ганам прадханикам видух
/ШБ 3.26.11/

Итак, это описание 24-х элементов. Затем вы можете переходить к следующему стиху.

Нитай:
маха-бхутани панчаива
бхур апо 'гнир марун набхах
тан-матрани ча таванти
гандхадини матани ме

 /ШБ 3.26.12/

Шрила Прабхупада: Также следующий. Читай. индрийани даша шротрам.

Нитай:
индрийани даша шротрам
тваг дриг расана-насиках
вак карау чаранау медхрам
пайур дашама учйате

 /ШБ 3.26.13/

Шрила Прабхупада: следующий, мано буддхих.

Нитай:
мано буддхир аханкараш
читтам итй антар-атмакам
чатурдха лакшйате бхедо
вриттйа лакшана-рупайа
 /ШБ 3.26.14/

Шрила Прабхупада: И всё. Чатур-вимшати таттва закончена.

Нитай: (читает) " Совокупность пяти грубых и пяти тонких материальных элементов, четырех внутренних чувств, пяти познающих чувств и пяти действующих чувств называют прадханой. Пять грубых элементов - это земля, вода, огонь, воздух и эфир. Кроме того, существует пять тонких элементов: запах, вкус, цвет, касание и звук. Познающих чувств и органов деятельности в общей сложности десять - это орган слуха, орган вкуса, орган осязания, орган зрения, орган обоняния, активный орган речи, органы действия, а также органы, с помощью которых живые существа передвигаются, размножаются и выводят из организма испражнения. Внутренние тонкие чувства проявляются в четырех формах: в виде ума, интеллекта, эго и оскверненного сознания. Различить их можно только по их функциям, ибо каждый из них проявляет себя по-разному и характеризуется различными признаками".

 

Шрила Прабхупада: Итак, это анализ всего строения тела. И за пределами этого строения тела есть душа. И когда вы будете изучать характеристики души, это называется духовное знание. До тех пор, пока вы погружены в характеристики различных элементов тела, до этих пор это материальное изучение. Итак, обычно люди заинтересованы в медицинской науке. Медицинская наука также заинтересована в этом теле. Физическая наука. Физическая наука интересуется

бхумир апах анало вайух,
маха-бхутани
/БГ 7.4/

И психология заинтересована во внутренних чувствах, уме: мышлении, ощущениях и желаниях. Итак, вся эта материальная наука заинтересована просто в этом теле. Но духовное тело начинается когда вы на самом деле становитесь серьёзными по отношению к тому, что говорит Бхагават-Гита или Шримад-Бхагаватам или что говорят Веды. Веды говорят обо всём, материальном и духовном. Но для человека мы не только должны интересоваться материальной наукой, но нас должна интересовать. Это наш главный интерес.

атхато брахма джиджнаса
/Веданта-сутра 1.1.1/

Материальная наука развивается. Но будете ли вы изучать или не будете, природа будет существовать.

пракртех крийаманани
/БГ 3.27/

Деятельность природы будет продолжаться, изучаете ли вы или нет. Но потому что мы теперь попали в ловушку этого материального тела, васамси. Теперь мы одеты. Также как теперь я покрыт одеждой, одеждой из хлопка, подобным образом, теперь я покрыт этими 24-мя элементами. И если я буду действовать в этом понимании, что "я являюсь этими 24-мя элементами", или "я являюсь этим телом". Поэтому если я буду продолжать таким образом, тогда останусь в царстве животных. Потому что собака также думает таким образом, что "я являюсь этим телом". Она может быть не способна проанализировать строение тела. Она не может быть ни врачом, ни психологом. Это не важно. Но она думает, что "я являюсь этим телом", и таким образом действует. Итак, мы люди, если мы будем изучать все науки, физику, химию, психологию, и другие материальные науки, специалисты по почве. Специалисты по почве означает изучать землю и всё. Их очень много. Не смотря на всё это, если мы будем оставаться во тьме о своей духовной сущности, тогда я не лучше, чем кошка и собака. Таково заключение.
Поэтому, эта так называемое развитие материальной науки означает, что мы находимся во тьме духовного знания. Мы по-прежнему находимся в животной концепции жизни. Поэтому шастра говорит,

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих
йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж
джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах
 /ШБ 10.84.13/

Го-кхара. Го-кхара. Го означает корова и кхара означает осел. Итак, не смотря на все наше развитие образования, если мы будем оставаться во тьме, телесной концепции жизни, тогда мы не лучше, чем го-кхара. Го, го означает корова. Поэтому мы не должны оставаться таким. Человеческая жизнь предназначена для высшего.

атхато брахма джиджнаса

Эта человеческая жизнь нужна для того, чтобы вопрошать о душе. И знание души начинается, это первое наставление в Бхагават-Гите: не будьте просто заключены или обременены этими 24-мя элементами, телесными, материальными, но вы должны понимать, что асмин дехе, есть владелец или тот, кто занимает тело. дехинах асмин дехе. дехино 'смин. Что это за стих?

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/

Дехинах. Дехинах означает владелец, или собственник этого тела. Я владелец. И вы владелец.

Есть ещё одна глава, которая это очень хорошо объясняет, кшетра-кшетраджна. Это тело является кшетра. Все мы, у нас есть определённое тело, и действуем этим телом. Это называется кшетра. Также как земледелец. Он работает на поле, пашет землю, и получает желаемые результаты, насколько у него есть плодородное поле или не плодородное поле. В соответствии с полем, он получает результаты. Подобно этому, живое существо или душа, у нас есть поле деятельности, это тело. (пауза) (кто-то кричит) (в сторону: что это такое?)…

Действуя в этом теле, мы получаем разные результаты. Это называется карма.

карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана
/БГ 2.47/

Итак, в соответствии с разной кармой, мы получаем разные тела. Таким образом,

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Мы получаем одно тело и затем снова это тело уничтожается, и мы получаем другое тело. Есть 8,400,000 видов тел. Таким образом происходит жизнь в этом материальном мире.

Но наша настоящая задача это "почему нас помещают в этот цикл рождений и смерти и в соответствии с телом мы страдаем разными видами страданий в жизни"? На самом деле, мы пытаемся наслаждаться жизнью, сукхам, но это борьба за существование.

манах шаштхани индрийани
пракрти-стхани каршати
/БГ 15.7/

У нас великая борьба за существование. Поэтому мы должны философски и научно изучать, анализировать что это за тело и что находится за пределами тела, душу, и какова деятельность души, где находится место души, в конце концов какова конечная цель деятельности души. Это человеческая жизнь. И всё это знание можно получить из Ведической литературы, и Шримад-Бхагаватам это суть Ведической литературы.

нигама-калпа-тарор галитам пхалам идам
/ШБ 1.1.3/

Вьясадева, написав всю Ведическую литературу, не был удовлетворён. Он написал четыре Веды, затем Пураны - Пураны означает дополнения  ведам - затем Веданта-сутра, последнее слово в Ведическом знании, Веданта-сутра. Но он не был удовлетворён. Поэтому Нарада Муни, его духовный учитель, спросил, "Почему ты чувствуешь неудовлетворение, написав так много книг, дав знание человеческому обществу?". Он сказал: "Господин, да, я знаю, что я написал. Но я не получаю удовлетворения. Я не знаю, по какой причине". Тогда Нарарда Муни сказал, "Неудовлетворенность из-за того, что ты не описал деяний Верховного Господа. Поэтому ты не удовлетворён. Ты просто обсуждал внешние элементы, но внутренние элементы ты не обсудил. Поэтому ты не удовлетворен. Сделай это теперь".

Итак, под руководством Вьясадева, т.е. Нарады Муни, его духовного учителя, Вьясадева, его последний зрелый вклад это Шримад-Бхагаватам.

шримад-бхагаватам амалам пуранам
йад вайшнаванам прийам
/ШБ 12.13.18/

Поэтому вайшнавы считают Шримад-Бхагаватам как амалам пуранам. амалам пуранам означает. Амалам означает без всякой скверны. Все эти остальные Пураны, имеют дело с кармой, джнаной, йогой. Поэтому они самалам, имеют материальное загрязнение. И Шримад-Бхагаватам, имеет дело просто с бхакти; поэтому она амалам. Бхакти означает прямо связанная с Верховным Господом, бхакта и Бхагаван, и взаимодействие это бхакти. Есть Бхагаван, и есть бхакта, также как господин и слуга. И отношения между господином и слугой, взаимодействие это служение.

Это наша естественная, естественная склонность. Мы оказываем служение. Но будучи осквернёнными, этим сознанием, читта, будучи осквернёнными этими материальными элементами, мы пытаемся служить по-другому. Кто-то заинтересован в том, чтобы служить семье, сообществу, обществу, нации, человечеству, многим и многим, но все эти служения, осквернены. Но когда вы начинаете ваше служение в сознании Кришны, тогда это ваше совершенное служение. Это совершенная жизнь. Итак, движение сознания Кришны пытается возвысить человеческое общество до совершенного уровня совершения служения.

Большое спасибо. Харе Кришна.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |