| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.26.15
(24 декабря 1974, Бомбей)

Шрила Прабхупада: Это повторение, веда-мантра. Продолжай.

Нитай: "Все это называют Брахманом, наделенным качествами. Связующий фактор, называемый временем, считается двадцать пятым материальным элементом творения".

Шрила Прабхупада:
этаван эва санкхйато
брахманах са-гунасйа ха
саннивешо майа прокто
йах калах панча-вимшаках
/ШБ 3.26.15/

Итак, санкхйата, санкхйайати ити санкхйа. Это философия санкхьи, заниматься аналитическим изучением всего космического проявления. Это называется философия санкхьи. Это физика. И кала это средство. И затем душа и Сверхдуша. Поэтому если мы хорошо поймём это аналитическое изучение всех материальных вещей, тогда мы знаем философию санкхьи, санкхйата, санкхйа, в её числовом измерении.

Итак, 24-е элемента мы осуждали вчера, пять грубых элементов и пять объектов чувств, и пять чувств для получения знания, и пять действующих чувств - 20 - четыре внутренних чувства - 24 - затем снова, всё под контролем времени, пятый, или 25-тый. И над всем этим есть душа и Сверхдуша. Они духовны. Это всё материальное, аналитическое изучение материального состава этого космического проявления. Это называется  философия санкхьи.

Итак, здесь есть одно слово, брахманах сагунасйа. Эти 24  или 25  материальных элементов покрывают Брахман, поэтому он называется сaгуна. Обычно используют эти два слова, сaгуна и ниргуна. Сaгуна означает материальный, и ниргуна означает духовный. Итак, в Бхагават-Гита Арджуне советуют выйти на уровень ниргуна.

траигунйа-вишайа веда
нистраи-гунйо бхаварджуна
/БГ 2.45/

Это цель жизни. Мы также являемся Брахманом. Мы неотъемлемая часть Брахмана, Верховного Брахмана, поэтому мы также Брахман. Осознание Брахмана не является чем-то сложным, при условии, что мы хотим осознать. И как мы хотим? Примите наставления из Бхагават-Гиты, и если вы примите это, тогда у вас сразу же будет осознание Брахмана. Кришна говорит, что "Эти дживы являются моими неотъемлемыми частицами". Поэтому если Кришна это Брахман, Парабрахман, тогда мы Брахман. Если мы это примем. Мы должны принять, потому что это изначальное положение. Мы неотъемлемая часть Кришны.

Итак, мы являемся неотъемлемой частью Кришны. Поэтому это наше изначальное положение - жить с Кришной. Также как неотъемлемая  часть моего тела, этот палец. Палец это неотъемлемая  часть моего тела. Он должен жить с телом, тогда он действенен. И если вы отрежете палец и выбросите на землю, вы можете сказать, - "Это мой палец", - но он бесполезен. До тех пор, пока он не будет в контакте с телом, действовать с телом. Тогда он ценен. Возьмите любой пример, любую машину, винтик в машине, очень незначительную часть, но до тех пор, пока она прикреплена ко всей машине, она обладает ценностью. Если один винтик потерян, если вам надо купить его на рынке, то вам придётся платить какую-то цену. Но тот же винтик, если он не присоединен к машине, то он не обладает ценностью. Подобным образом, мы являемся очень незначительной духовной искрой. Мы по качествам такие же, потому что мы дух, вечны.

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

На джайате на мрийате ва кадачит. Поэтому мы также не умираем, мы не рождаемся. И Кришна также:

аджо 'пи санн авйайатма
бхутанам ишваро 'пи сан
/БГ 4.6/

Он также аджа; мы также аджа. Но Он бхутанам ишварах. Бхутанам, всех живых существ, Он Верховный.

нитйо нитйанам
/Катха-упанишад 2.2.13/

Нитйо нитйанам. Он вождь, лидер.
Нам нужен лидер. В любой сфере деятельности, нам нужен лидер. Предположим, для того, чтобы обрести независимость, мы должны были следовать одному лидеру, Махатме Ганди. Поэтому для руководства нам нужен лидер. И верховный лидер это Кришна. Поэтому если мы будем следовать Кришне, Верховному лидеру, тогда наша жизнь будет успешной. И если мы не будем следовать. Поэтому Кришна говорит, "Ты негодяй, ты глупец, мудха,- просто следуй за Мной".

сарва-дхарман паритйаджа
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Это вся история духовной жизни. Кришна это Верховный лидер. Он также живое существо, Он также такая личность, как вы и я, но Он шад-айшварья-пурна. Поэтому его называют Бхагаван. Нас нельзя назвать Бхагаваном, потому что наше могущество ограничено, не пурна. Поэтому мы стали сaгуна. Кришна не становится сaгуна. Теория Майавади, что Бог, когда он приходит как инкарнация, Он становится сaгуна, это неверная теория. Здесь сказано, что

брахманах са-гунасйа ха
/ШБ 3.26.15/

Сагунасйа брахманах, эти 24-е элемента, они покрывают его, что означает живое существо, которое пришло в этот материальный мир. Но Капиладева или Кришна, Бхагаван, Он не является сaгуна; Он всегда ниргуна. ниргуна гуна ca. Бхагаван говорит в Бхагават-Гите, "Хотя Он ниргуна, но Он контролирует гуны". Кришну никто не контролирует. мама майа гунамайи. Кришна говорит,

даиви хй эша гунамайи мама майа
/БГ 7.14/

Мама майа: "Эта майа, эта энергия, это моя энергия". Итак, энергию контролирует источник энергии. Предположим, что у вас есть какая-то энергия, и вы можете её контролировать. Предположим, что у вас есть очень хорошая энергия, чтобы убить кого-то, или ранить кого-то, или побить любого, вы можете ей пользоваться, но эта сила не выше вас. Сила находится под вашим контролем. Вы можете воспользоваться ею, когда захотите, когда не хотите, можете её не использовать, вы ею не пользуетесь. Поэтому эта майа, этот материальный мир, сaгуна, это также энергия Кришны.

даиви хй эша гунамайи мама майа.
Кришна не принадлежит майе, но майя принадлежит Кришне. Мы должны это так понять, а не так что Кришна подчиняется или поддаётся майе. Это не правильная теория. Теория майавади такова, что "Я Кришна. Я Бог. Теперь меня одолела майя, и как только я освобожусь от майи, я снова стану Кришной". Но вопрос такой, что "Если вы Кришна, если вы Бог, тогда почему вы находитесь под контролем майи? Что вы за Бог такой"? Также как в английской конституции сказано, "Король не может сделать ничего неправильного". Поэтому вы не можете подвести короля ни под какой закон. Другие будут подчиняться - даже если он министр, он будет подчиняться закону, - но король не подчиняется закону. Это английская конституция. Подобно этому, Бог не может быть под майей. Другие, все находятся под

пракртех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
/БГ 3.27/

Все находятся под контролем майи. Никто не свободен. Но есть две майи, йога-майа и маха-майа. Маха-майа, этот материальный мир, и йога-майа духовный мир. Если вы согласитесь быть под контролем йога-майи, тогда вы будете счастливы. Также как есть два вида законов: гражданские законы и уголовные законы. Вы должны оставаться в рамках одного из этих законов. Но если вы будете жить согласно уголовному праву, тогда вы пойдёте в тюрьму, и если вы будете жить согласно гражданскому праву, тогда вы свободны. Но при любых условиях, вы не можете сказать, что "Я свободен от законов". Это глупость. Это глупость. Атеистический класс людей говорит, что "Мы не верим в Бога". Но это безумие. Вы можете верить в Бога или не верить, но вы находитесь под строгими законами Бога. Вы не можете сказать, что "Я свободен". Нет.

джанма-мритйу-джара-вйадхи
духкха-дошанударшанам
/БГ 13.9/

Вы можете быть очень большим учёным, очень большим человеком, очень большим премьер министром и кем бы вы ни были. Вы находитесь под контролем этих уголовных законов: джанма, рождение; мритью, смерть, старость, и болезнь. Тогда как вы независимы? Где ваша независимость? Как мы можем говорить, что "Вы свободны. Вам не надо подчиняться законам или дхарме?".

Дхарма означает законы Бога. Это простое определение дхармы.

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам
/ШБ 6.3.19/

Поэтому когда мы отвергаем религиозные принципы. Религиозные принципы  означает эта дхармa, не созданная дхармa. Вы не можете создать закон дома. Он уже дан. Что это такое?

сарва-дхарман паритйаджа мам экам
/БГ 18.66/

Это дхармa. Все другие дхармы, так называемые дхармы, это всё обман. Поэтому Бхагавата говорит,

дхармах проджджхита-каитавах атра
/ШБ 1.1.2/

"Все обманного рода религиозные системы отбрасываются, отвергаются". На самом деле, в этом нет необходимости. Это просто подделка. Настоящая дхарма есть здесь: подчиняться законам бога. Это настоящая дхарма. Тогда если у вас нет понимания Бога, если у вас нет знания, что такое законы Бога, - тогда вы aдхармика, вы просто нарушаете законы дхармы. И нарушая законы дхармы, вы греховны, вы должны быть наказаны. Вот что происходит. Вот что означает материальная жизнь. Материальная жизнь означает отвергать законы Бога, отвергать существование Бога. И человек сам хочет стать Богом. Это материальная деятельность. Мы можем так делать, можем отвергать, но законы будут действовать. Законы будут действовать.

Итак, сагуна брахман означает живые существа. Сагуна брахман не означает Бог, Кришна, Бхагаван, потому что если вы станете слугой Бога. Также как есть очень хороший пример, что если обычный человек бьёт другого человека, то он сразу же становится преступником. Есть закон, "Ты не можешь так поступать". Но полицейский ударит вас - это не преступление. Если вы убьёте кого-то, тогда вы станете преступником. Но когда солдат убьёт сотни человек, то он не преступник. Процесс такой же, но потому что кто-то действует от лица верховного законодателя, то он не подвержен влиянию. Так утверждается в Бхагават-Гите,

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.26/

"Всякий, кто занимается служением Господу, он сразу же становится ниргуна." са гунан саматитйа этан, во множественном числе, этан гунан, саттва-раджас-тамо-гуна, саматитйа. самйак-рупена атитйа. Поэтому если преданный сразу же становится ниргуна, как только он занимается преданным служением Господу, то как Верховный Господь может стать сaгуна? Просто попытайтесь понять. Используйте вашу логику. Если кто-то становится преданным ниргуна, то он становится ниргуна, тогда почему ниргуна Бог может быть сaгуна? Эта теория майавади не очень логична, что когда Бог приходит, то он сaгуна, он принимает это материальное тело. Нет. Это невозможно. Почему он должен принимать тело? Он Всемогущий. На него не влияют материальные законы. Человек страдает от болезни, он заразился. Это не означает, что когда врач приходит, чтобы его полечить, то он также заражается. Он знает как защитить себя, дезинфекция.

Итак, сaгуна, это слово Теория майавади это поклонение сaгуна и поклонение ниргуна. Поклонение сaгуна означает когда вы поклоняетесь божеству, в форме, то это называется поклонение сaгуна. И когда вы медитируете на безличное, то это ниргуна. Такова их теория. Но медитация невозможна, если нет формы. Без формы, медитация означает. Это утверждается в Бхагават-Гите

клешах адхикатарас тешамі
авйактасакта-четасам
/БГ 12.5/

"Тот, кто пытается медитировать на безличный Брахман", клешах, "это очень беспокойно", потому что мы не привыкли концентрировать наш ум, медитировать на что-то безличное. Это невозможно. Мы просто пытаемся делать это с трудом, с беспокойствами, клешах адхикатарас тешам авйактасакта-четасам, в то время как преданный, он сразу видит Кришну в храме: "Вот Кришна. Вот Радхарани".

Арча-виграха.
Кришна явился, чтобы быть видимым. Мы не можем видеть Кришну или Бога этими материальными глазами, но чтобы мы могли видеть, чтобы мы могли оценить, чтобы мы могли прикасаться, Кришна принял форму, чтобы мы могли его потрогать, могли его видеть, могли ему служить. Это называется арча-виграха. Это не идолопоклонничество. Майавади говорят, что это воображение. Нет, это не выдумка. Арча-виграха. Виграха. Кришна это виграха,

сач-чид-ананда-виграха,
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита, 5.1/, Его форма.

Поэтому мы должны помнить, что когда мы говорим о сaгуна, сaгуна означает сагуна брахман. Сагуна брахман означает мы, живые существа, не Кришна или Бхагаван. Он не сaгуна. Он всегда ниргуна.

этат ишасйа ишанам

Таково Верховное положение Верховной Личности, хотя Он приходит в этот материальный мир, приходит как инкарнация, тем не менее, на него влияют материальные качества. Это ишанам. А иначе как он является Ишварой? Ишвара означает контролирующий. Если, когда он приходит в этот материальный мир, если его начинает контролировать материальная природа, тогда как он является контролирующим? Он не контролирующий. Тогда его начинают контролировать. Нас контролируют. Кришну никогда не контролируют. Он всегда является контролирующим.

ишварах парамах кришнах
/Брахма-самхита, 5.1/

Ишвара означает контролирующий. Итак, Он Верховный контролирующий. Он контролирующий также этих энергий, майи. Итак, как он может быть под контролем майи? Это ошибочная теория. Кришна всегда Верховный, адхокшаджа. Ещё одно имя Кришны это Адхокшаджа.

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати
/ШБ 1.2.6/

Адхокшаджа означает за пределами, аван манаса гочарах, за пределами нашего мышления, выдумок. Итак, Кришна всегда ниргуна в любом состоянии, при любых обстоятельствах. Но те, кто являются мудхами,

аваджананти мам мудха манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

Но потому что Кришна приходит как инкарнация,

тадатманам сриджамй ахам
/БГ 4.7/

Он приходит, мы думаем, потому что мы глупые, мудха, мы думаем, что "Кришна также один из нас". Но это не так. Сагуна брахман, ниргуна Брахман, мы должны различать, что Кришна всегда является ниргуна Брахман, но мы сагуна брахман. Мы Брахман, но потому что мы не Парабрахман или Верховный Брахман, мы подвержены, мы склонны покрываться этими материальными качествами. Поэтому нам необходимо снова и снова освобождаться от этих 24-х элементов, материальных элементов. И это возможно, как это предписывает Кришна, са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате. Что это такое?

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
/БГ 14.26/

Просто займитесь процессом бхакти-йоги, мам авйабхичарена, без всяких примесей, без всяких отклонений. И какие это могут быть отклонения?

анйабхилашита-шунйам
/БРС 1.1.11/

Без всяких материальных желаний, без всяких мотивов.

джнана-кармади-анавритам
/ЧЧ, Мадхйа 19.167/

Не смешанное ни с какой деятельностью ради плодов или спекулятивного знания - просто чистая. Вы не можете подчинить Кришну вашему спекулятивному знанию, аван манаса гочарах, потому что Он находится за пределами деятельности ума, адхокшаджа. Поэтому не пытайтесь подчинить Кришну вашим спекулятивным знанием. Спекулятивное знание, как вы можете продвигаться? Это доктор лягушка, доктор лягушка не может. Лягушка в колодце, колодец в три фута, и как она может представить Атлантический Океан? Это невозможно. аван манаса-гочарах. Поэтому не пытайтесь спекулировать о Боге. Вы никогда не найдёте Бога. Если вы хотите продвигаться с помощью спекулятивного знания, пытаясь найти что такое Бог, также как делают теософы и многие другие общества - они пытаются это делать - вы не сможете достичь Бога с помощью спекуляций. Это не так. Потому что ваши чувства ограничены. Как вы можете достичь Бога, безграничного, - с помощью спекулятивного знания? Это невозможно.

атхапи те дева падамбуджа-двайа-
прасада-лешанугрхита эва хи
джанати таттвам бхагаван махимно
на чанйа эко 'пи чирам вичинван
/ШБ 10.14.29/

Чирам вичинван: "В течение миллионов и миллионов лет, если вы будете просто спекулировать, вы не сможете достичь того, что такое Бог". Это невозможно. Но атхапи те дева падамбуджа-двайа-прасада-лешанугрихита эва: "Тот, кто получил немного милости, беспричинной милости, мой Господь, он может понять". Немного милости. Итак, как можно обрести немного милости? Это также объясняется в Бхагават-Гите:

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

"Вы можете получить милость Верховного Господа просто благодаря преданному служению, бхактйа". Он не говорит с помощью знания, - джнанина, или кармена. Он никогда не говорит. Или йогена. Нет. Это не является процессом для постижения Абсолютной Истины. Вы можете совершить небольшое продвижение, но это аван манаса-гочарах. Какой прогресс вы можете совершить вашими ограниченными чувствами? Это невозможно. Он находится вне пределов моей умственной деятельности. Итак, вы не можете его достичь.

Поэтому Кришна рекомендовал, что "Если ты хочешь Меня познать, тогда ты должен принять этот процесс, бхакти-йогу". И Кришна принимает всё через бхакти.

патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхактйа прайаччхати
/БГ 9.26/

Эти карми, джнани. Он не принимает ничего из рук карми, и гьяни. Карми и джнани не могут приблизиться к нему, что уже говорить о том, чтобы принимать их подношения. Это невозможно. Он не могут приблизиться к нему.
Поэтому бхакти означает карма-джнана-анавритам.

анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавритам
/БРС 1.1.11/

Не пытайтесь приблизиться к Богу с помощью вашего так называемого спекулятивного знания и деятельности ради плодов, как пытаются делать люди. Это невозможно. Вы можете, благодаря такой деятельности, вы можете выйти на уровень этой саттва-гуны, саттва-гуна. Но это также гуна. Вы остаётесь сaгуна. Вы не ниргуна. Но вам надо стать ниргуна. Это бхакти. Если вы будете оставаться сaгуна, вы можете выйти на уровень саттва-гуны, брахманический уровень –

сатйам шамах дамах титикша арджавам,
джнанам виджнанам астикйам
/БГ 18.42/

Это более хороший уровень для понимания.

стхитам саттве прасидати
/ШБ 1.2.19/

Вы можете понять, вы можете получить проблеск духовного мира, благодаря саттва-гуне. Но вы должны превзойти саттва-гуну. Это называется шуддха-саттва, неосквернённая, без всяких примесей этой раджа-гуны и тамо-гуны. В материальном мире вы можете обладать брахманическими качествами саттва-гуны, но существует возможность заразиться раджа-гуной и тамо-гуной. Поэтому это не шуддха-саттва, чистая саттва. Поэтому  вы должны выйти на уровень чистой саттва-гуны.

саттвам вишуддхам васудева-шабдитам
/ШБ 4.3.23/

Это чистая саттва, чистая саттва-гуна, гуна благости, называется васудева, и Васудева даёт рождение Васудеве, Кришне. Итак, когда вы выйдете на этот уровень, тогда вы сможете дать рождение Васудеве. Это означает, что вы встретитесь с Васудевой. шуддха-саттва. саттвам вишуддхам васудева-шабдитам. Таков процесс.

Итак, здесь сказано сaгуна, сагуна брахман, брахманах сагунасйа. брахманах сагунасйа ха этаван эва санкхйатах. Живые существа заключены в клетку. Этот тело является комбинацией этих 24-х элементов. Это живое существо, сагуна брахман. Сагуна брахман означает живое существо. Но это не для Кришны. И снова,

саннивешо майа проктах
/ШБ 3.26.15/

Итак, майа проктах означает Бхагаван говорит. Бхагаван это не сaгуна. Здесь Капиладева говорит майа проктах: "Я описал это". Он знает всё. Майа проктах. Мы должны принять знание от Бхагавана, не от какого-то сагуна брахмана. Мы должны принять знание от ниргуна Брахмана. Ниргуна Брахман это Кришна, Бхагаван, Капиладева. Майа проктах.

йах калах панча-вимшаках
/ШБ 3.26.15/

И теперь он дает ещё один элемент - кала, потому что всё происходит под влиянием кала. Прошлое, настоящее, и будущее, - кала, вечно. Время вечно, но мы создаём наше прошлое, настоящее, и будущее в соответствии с нашим существованием. Прошлое, настоящее и будущее муравья это не прошлое, настоящее, и будущее слона. Наше прошлое, настоящее это не прошлое, настоящее Брахмы. Это относительно. Эта кала действует относительно. Поэтому это называется относительный мир. Итак, основной фактор относительности это кала. Это 25-й элемент. И за пределами этого, есть душа, есть Сверхдуша, и над всем – Пурушоттама - Верховная Личность, Кришна.

Таким образом, если мы поймём, тогда мы станем учениками философии санкхьи. Этому учит Капиладева.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |