| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.26.3
(15 декабря 1974, Бомбей)

Нитай: "Верховная Личность Бога - это Высшая Душа, не имеющая начала. Господь трансцендентен к гунам материальной природы и находится за пределами материального мира. Все мироздание покоится на лучезарном сиянии, исходящем от Него, и это сияние дает возможность ощутить Его присутствие всюду".

Шрила Прабхупада:
анадир атма пурушо
ниргунах пракритех парах
пратйаг-дхама свайам-джйотир
вишвам йена саманвитам
/ШБ 3.26.3/

В предыдущем стихе мы уже обсуждали,

джнанам пурушасйа атма-даршанам
/ШБ 3.26.2/

Пурушасйа, живое существо также называют пуруша, и Верховного Господа также называют пуруша. Итак, истинный пуруша это Верховная Личность Бога. Мы же являемся пракрити, живые. В Бхагават-Гите сказано

апарейам итас ту виддхи ме пракритим парам
/БГ 7.5/

Объяснив эту джада-пракрити, или грубую материю. Это называется джада-пракрити-бхуми: земля, вода, воздух, небо, ум, разум и эго. Это всё джада-пракрити, материя. Иногда она воспринимается не правильно: "Ум духовен". Нет, ум это материя. Разум также материален. И это ложное эго с отождествлением, того что "я индиец", "я американец", "я брахман", "я кшатрий", - есть так много отождествлений. "Я кошка", "я собака", "я человек", - это также материальная концепция. Я не являюсь ни кошкой, ни собакой, ни полубогом, ни человеком. Я атма. Ахам брахмасми.

Итак, есть два вида пуруши. Один пуруша в материальном мире, также как мы. Мы искусственно  объявляем себя пурушей. Пуруша означает наслаждающийся. Карми пытаются наслаждаться этим материальным миром. Они очень тяжело трудятся день и ночь, чтобы наслаждаться. Это означает пурушабхимана. На самом деле мы не являемся пурушей. Мы пракрити, как это описывается в Бхагават-Гите: "Выше этой материальной пракрити - земли, воды, воздуха, огня - есть другая пракрити", Кришна говорит Арджуне, "которая является пара-пракрити". И что это такое?

джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
/БГ 7.5/

Джива-бхута, это живое существо является более высокой пракрити. Это низшая пракрити, материя, а джива это более высокая пракрити. Но джива, под влиянием ложного эго пытается наслаждаться этим материальным пракрити. Джайа, "С помощью более высокой пракрити", йайедам дхарйате джагат. Этот джагат, этот материальный мир существует на духовной пракрити. Вы можете понять, чем является это ваше тело. Это тело существует на духовном теле. Также как ваша рубашка. Рубашка находится на вашей настоящей руке. У рубашки есть рукава, потому что у вас есть рука.

Итак, материя безлична. Но потому что более высокая пракрити, джива, является личностью, поэтому материя кажется похожей на личность. Потому что у меня есть руки и ноги, поэтому у этой одежды есть рукава и брюки. А иначе, у одежды нет рук и ног, она безлична. И в Бхагават-Гите сказано,

васамси джирнани
/БГ 2.22/

Это тело подобно одежде. Также как у вашего пальто есть рукава, у ваших штанов есть брючины, но ни у штанов, ни пальто не ног и рук. Потому что у вас есть руки и ноги, поэтому у пальто есть руки и ноги. Любой может это понять. Это очень легко. Итак, изначальная духовная душа имеет форму. Поэтому одежда была сшита по форме. Это очень легко понять. А иначе как у вас есть форма? В этой форме духовная душа пытается наслаждаться этим материальным миром. Но она не пуруша. Она не может наслаждаться. Это иллюзия.

ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир
джанасйа мохо 'йам ахам мамети
/ШБ 5.5.8/

Итак, на основании вашего желания у нас есть определённая форма. Это может быть человеческое существо, это может быть полубог, это может быть слон, это может быть то, это может быть дерево, таким образом, в разных формах, 8400000 форм мы пытаемся наслаждаться этим материальным миром. Это называется материальная обусловленная жизнь. Потому что мы не можем понять атма-даршана. Потому что целью является атма-даршана.

джнанам нихшрейасартхайа пурушасйа атма-даршанам
/ШБ 3.26.2/

Атма, человек должен видеть истинную сущность: "Кто я такой"? Таков вопрос человека. атхато брахма джиджнаса. И когда я пойму, что "я не являюсь этим телом, я Брахман", тогда мы должны продолжать вопрошать дальше о Брахмане, "Какова форма Брахмана? Что такое Парабрахман? Каковы отношения между Парабрахманом и Брахманом? Почему Брахман пришёл в этот материальный мир и у него есть это материальное тело? Этому материальному телу придёт конец, оно временно, а Брахман вечен. Но почему есть эта связь? Это брахма джиджнаса. Это Веданта-сутра,

брахма джиджнаса
/Веданта-сутра, 1.1.1/

Итак, это джнана. Но мы понапрасну тратим наше время - эта джнана, та джнана. Но настоящей джнаны нет. Нас учит так называемое научное образование. Например кто-то изучает землю, эксперт по почве. Кто-то изучает воду. Кто-то химически - "Каков химический состав воды? Каков химический состав?". Таким образом, мы вопрошаем -  джнана; но это не джнана. Это называется технология, силпа-наипунйа. На санскрите это называется силпа-наипунйа. Это не джнана. Настоящая джнана это атма-даршанам. Это джнана. Но мы тратим наше время на это временное, силпа-даршанам. Но мы хотим атма-даршанам. Это настоящая джнана.

Итак, эта атма-даршанам описывается здесь, в Ведической литературе. Первая атма-даршана это анади, анади. Не имеющая начала. У нас есть опыт начала. Все мы, у нас есть опыт того, что у этого тела было начало. Мы получили это тело от отца и матери в форме маленькой горошины. И в начале, после секса, две секреции покрываются эмульсией, и это формируется в тело, подобное горошине. И это подобное горошине тело развивается. И в начале появляются девять отверстий. Все ещё не проявлено, но в начале есть девять отверстий: ноздри, уши, рот, анальное, гениталии. Таким образом формировано тело. Итак, тело формируется по духовной душе, а не так что оно создаётся само по себе. Если не будет духа.  Семя, семя созревает в подходящих условиях например в большое дерево, потому что душа приняла прибежище в семени. Если вы поджарите семя, то дерево не появится. Подобным образом, материя растёт на духе. Поэтому в Бхагават-Гите говорится,

йайедам дхарйате джагат
/БГ 7.5/

"Джагат, материальный мир существует на духовной душе". Подобным образом, духовная душа, как наше тело, ваше тело, - это тело покоится на духовной душе. Подобно этому, гигантское тело этой вселенной, также покоится на гигантском духе. Это Кришна. Это не равно нам. Мы очень маленькие, а Бог велик.

Итак, великое тело, это вселенское тело. Для Кришны возможно показать вселенское тело, вират-рупу, как он проявил вселенское тело для Арджуны. Вы не можете показать. Вы не можете показать. Арджуна попросил показать вират-рупу потому, что Арджуна знал, что "Потому что я принимаю Кришну как Бога, поэтому позднее будет так много Богов. Человек будет объявлять себя Богом. Но так как я прошу Кришну показать вират-рупу, подобным образом, если какой-то глупец принимает другого за Бога, поэтому он также попросит его, "Пожалуйста, покажи твою вират-рупу". Тогда принимайте его. А иначе не принимайте".

Итак, у Бога есть вират-рупа. Итак, и Бог, и мы, живые существа, обладаем теми же качествами. Ахам брахмасми означает Со - хам. Эти слова, ведические слова, указывают, что "Качественно я обладаю такими же качествами как и Бог. Он духовная душа, и я также духовная душа. У него есть сила творить, и у меня есть творческая потенция. У него есть чувства и у меня есть чувства". Всё похоже, копия. В Библии сказано, "Человек создан по образу и подобию Бога". Разве там так не говорится? Это означает, что у Бога такая же форма. И поэтому человек также создан по такой же форме. Таким образом оба -  и Бог и живое существо, являются анади. Анади, - не имеют начала.

В Бхагават-Гите также сказано, на джайате. На джайате означает, всё что было рождено, имеет начало. Но живое существо, или Кришна или Бог, не имеют начала. Кришна также не имеет начала, и мы также не имеем начала. Также как свет Солнца. Солнечный свет это комбинация маленьких частиц или молекул яркой субстанции. До тех пор, пока есть Солнце, есть и солнечный свет. Солнечный свет это комбинация ярких молекул, молекулярных частиц. Подобно этому, мы являемся неотъемлемой частью брахмаджйоти. Брахмаджйоти означает комбинация безграничных живых существ. Свайам-джйотих, сказано. Свайам-джйотир вишвам.

свайам-джйотир вишвам йена саманвитам
/ШБ 3.26.3/

Это джйоти распространяется по всей вселенной, по всей вселенной. Итак, живые существа - подобны солнечному свету, распространяются по всей вселенной. А что такое солнечный свет? Комбинация маленьких ярких частиц. Подобно этому, мы также являемся сияющими, джйоти. И это осознание, ахам брахмасми, что "я также маленькая частица джйоти, и Верховный Брахман это также джйоти":

йасйа прабха
/Брахма-самхита 5.40/

А что это за прабха, эта прабха, это джйоти? Это лучи тела Кришны.
Кришна говорит в Бхагават-Гите

брахманах ахам пратиштха
/БГ 14.27/

Исходит джйоти, брахмаджйоти исходит из Кришны. Поэтому вы увидите изображение Кришны, где на его лице есть некое джйоти. Это объясняется. Это брахмаджйоти. Это объясняется в Брахма-самхите.

йасйа прабха прабхавато
джагад-анда-коти-котишв
ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам
/Брахма-самхита 5.40/

Из-за этого джйоти, брахмаджйоти. Также как из-за солнечного света летают и вращаются все планеты. Это научно. Из-за тепла Солнца все планеты вращаются в небе. Это из-за света Солнца. Подобно этому, эта брахманда, эта вселенная, не только одна вселенная, но миллионы вселенных также вращаются в брахмаджйоти. йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти. И что это за джагад-анда? котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам. В каждой брахманде, в каждой вселенной есть безграничное количество планет.

йасйа прабха прабхавато
джагад-анда-коти-котишв ашеша-васудха

Васудха означает планеты или шары. Это планета земля называется васудха. Ашеша, не одна, но ашеша, безграничные. Ашеша-васудхади-вибхути. Вибхути означает каждая планета имеет определённый тип атмосферы. Также как планета Луна. Учёные говорят, что температура там ниже нуля, 200 градусов. Там очень холодно. Это факт. Потому что там очень холодно, поэтому она сияет с такого расстояния вечером - мы чувствуем себя очень удобно. А не в солнечном свете. Бог всё так хорошо устроил. Вам нужно и то и другое. Вам нужен также свет Солнца, и также вам нужен свет Луны. Если будет просто солнечный свет, тогда вы умрёте. И если будет просто свет Луны, тогда вы также умрёте. И то, и другое.

Но есть другая планетная система. Это утверждается в Бхагават-Гите,

на тад бхасайате сурйо
на шашанко на паваках
/БГ 15.6/

Есть другая
парас тасмат ту бхавах анйах
/БГ 8.20/

Есть другая природа, йатра, на тад бхасайате сурйах. Там нет необходимости в свете Солнца, там нет нужды в свете Луны. Потому что каждая планета это свайам-джйоти. Здесь у нас есть одна планета, планета Солнце, джйоти. Но там, на Вайкунтхе, все планеты Вайкунтхи.  Вайкунтха означает вигата-кунтха. Кунтха означает беспокойства. Здесь, на этой планете, вы полны беспокойств. А если вы переноситесь на Вайкунтхалоку, то там нет беспокойств.

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

Просто ананда, нет беспокойств. Здесь вы должны страдать от беспокойств, асад-грахат, из-за принятия этого асат. Асат означает неистинного или временного, того, что не будет существовать.

тат садху манйе 'сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
/ШБ 7.5.5/

Таково наставление Прахлады Махараджа, что эта материальная индивидуальность существует из-за принятия этого асад-грахат. Асат, - не постоянного, не настоящего, сада самудвигна-дхийам. Всегда полны беспокойств. Итак, в материальном мире вы пытаетесь освободиться от беспокойств. Это невозможно. Поэтому нужно, атма-даршанам. Джнанам атма-даршанам.

джнанам нихшрейасартхайа пурушасйа атма-даршанам
/ШБ 3.25.2/

В первую очередь вы узнаете, каково ваше положение. Например один человек заболел. Доктор в первую очередь ставит диагноз того, что это за болезнь, и затем он даёт лекарство. Подобным образом, в первую очередь вы должны определить, каково ваше изначальное положение. Попытайтесь понять. Это начало, везде. Это ведическая литература. В начале Бхагават-Гиты первое наставление таково, что

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара,
татха дехантара
/БГ 2.13/

Асмин дехе, есть дехе, собственник. Итак, мы этого не понимаем, и становимся очень искусными в чтении Бхагават-Гиты. Это первое наставление. Дехино 'смин йатха дехе. Поэтому атма-даршанам. В первую очередь, попытайтесь понять кто вы такой. Являетесь ли вы этим телом или чем-то другим? Это атма-даршанам. Я не являюсь этим телом. Это факт. Я духовная душа. Но я обрёл сознание тела из-за потери знания: aджнана, aджнана. Поэтому гуру означает

аджнана-тимирандхасйа
джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах
/Мангалачарана/

Занятие гуру это прооперировать слепые от катаракты глаза, глазное яблоко, чтобы дать возможность видеть. Как это происходит? Джнананджана-шалакайа. Также как вы не можете видеть во тьме. Но если есть свет, то вы можете видеть. Поэтому джнана означает знание. Вы должны знать, каково ваше положение. Есть шастра. Читайте Бхагават-Гиту, пытайтесь понять ваше положение. Это атма-даршанам. атма-даршанам. Там есть всё. атма-даршанам.

Итак, первое атма-даршанам это анадир атма. Атма. Душа и Сверхдуша, - двое. Мы всегда должны знать, что душа и Сверхдуша, Ишварa и Парамишварa. Итак, атма. Атма означает Бхагаван; атма означает эта индивидуальная атма. Итак, обе они являются анади. Но у нас есть опыт ади, рождения и смерти. Итак, это не атма-даршанам. Вы должны понять, что ади нет, нет начала.

анадир атма пурушах
/ШБ 3.26.3/

Пуруша, будь то душа или Сверхдуша, обе они пуруша. Пуруша означает обладают формой, и имеют желание наслаждаться, наслаждаться жизнью в блаженстве. Это называется пуруша. Пуруша всегда желает наслаждаться. И пракрити это то, чем наслаждаются. В этом заключается разница между пурушой и пракрити. Но атма-Параматма это пуруша, и дживатма это пракрити.

Затем ниргунах, ниргунах. Поэтому Кришна советовал Арджуне,

траи-гунйа-вишайа веда
нистраи-гунйо бхаварджуна
/БГ 2.45/

"Мой дорогой Арджуна, попытайся быть ниргуна". Это ведическое знание или любое другое знание - Веда означает знание - это траигунйа этого материального мира. Материальный мир означает три гуны, саттва, раджо, тамо-гуна. Итак, тот, кто стал выше этих трёх гун. Это атма-даршанам, выше трёх гун. Как подняться над траигунйа? Очень легко. В Бхагават-Гите говорится,

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
 /БГ 14.26/

Гунан, эти гуны, саматитйа, самйаг-рупена атитйа - отличное определение. Са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате. Он сразу же находится на уровне Брахмана. Итак, атма это ниргуна.

Уровень ниргуна означает, когда вы заняты преданным служением, это ваше состояние ниргуна. Преданное служение это ниргуна. Вся другая деятельность или служение. Мы совершаем служение. Вы или совершаете служение в офисе, или для вашей семьи, или вашей кошке, или вашему правительству, или вашему обществу - вы должны совершать какое-то служение. Вы не можете убежать. Но это служение сагуна, в рамках этих материальных законов. Поэтому вы должны оказывать служение ниргуна. Если вы будете совершать ниргуна служение, тогда вы станете нургуна. Тогда что же это за ниргуна? Когда вы совершаете служение Кришне.

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
 /БГ 14.26/

Это совсем не сложно. Вы можете сразу же стать ниргуна, как только вы занимаетесь служением Господу. И до тех пор, пока вы находитесь в этом положении, сознании Кришны, до тех пор вы будете оставаться ниргуна.

мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
/БГ 7.14/

Сагуна означает майа. Кришна говорит, мам эва йе прападйанте: "Тот, кто предаётся Мне", майам этам таранти, "Никакая майа не касается его, он не оскверняется майей". Майам этам таранти. Существует ниргуна. Ниргуна означает быть занятым преданным, любовным служением Кришне. Тогда вы являетесь сварупа-даршана, атма-даршанам. Это ваша атма-даршанам, ниргуна. Пракритех парах. Также как Кришна является пракритех парах.  Пракритех, пракрити означает этот материальный мир, и парах означает трансцендентный. Итак пракритех парах. Вы не можете служить Кришне до тех пор, пока вы не станете пракритех парах, - не в рамках этого материального мира.

Поэтому, для того чтобы принимать ваше служение, чтобы сделать вас ниргуна, пракритех парах, - Кришна принимает эту арча-виграха. Кришна стоит перед вами, вы предлагаете, и Он готов принять ваше служение.
- "Нет, я очень бедный человек". Нет, бедный или богатый, - Его это не заботит. ахаитукй апратихата. Никакие материальные обстоятельства не могут помешать совершать служение Кришне. Ахаитукй апратихата. Апратихата означает этому нельзя помешать. Вы можете это делать в любом положении.

мам хи партха вйапашритйа
йе 'пи сйух папа-йонайах
/БГ 9.32/

Даже если вы родились в семье очень низкого класса, папа-йони,

стрийах шудрас татха ваишйас те 'пи йанти парам
/БГ 9.32/

Все получают освобождение. Это всё есть там. Итак, эта атма-даршана, как стать ниргуна, как стать трансцендентным, пракритех парах. Пратйаг-дхама, пратйаг-дхама, все проникающий. Конечно же, мы не можем стать всепроникающим. Мы ограниченные всепроникающие. Кришна на самом деле Всепроникающий.

кшетра-джнам чапи мам виддхи
сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/

В главе "Кшетра и кшетра-джна", "Тело и владелец тела", Кришна говорит, что душа это кшетра-джна, а тело это кшетра. На самом деле мы действуем. Кшетра означает, что также как вы работаете в поле. Если у вас есть один акр земли, то вы пашете, занимаетесь на нём сельскохозяйственной деятельностью. И если у вас есть 100 акров земли. Итак, подобным образом, у нас есть определённый вид поля деятельности, это тело. Вы можете что-то делать, вы можете делать что-то другое. Итак, это кшетра-кшетра-джна. Что касается индивидуального живого существа, души, то оно также всепроникающее. Всепроникающее означает в рамках этого ограниченного тела. До тех пор, пока я присутствую в этом теле, я чувствую везде в теле, "я присутствую здесь". Вы щипаете, и вы чувствуете, "Да, там больно". Это означает, что я там присутствую. Я там присутствую. Это называется сознание.

Но есть другое сознание. Поэтому не путайте это. Это является сознанием Кришны. Это сознание –

сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/

Что Кришна присутствует везде. Сарва-кшетрешу. В этом заключается разница между Кришной. Кришна говорит, кшетра-джнам ca ахам: "Я также являюсь кшетра-джна. Я также душа, но я Сверхдуша". Как это? сарва-кшетрешу бхарата: "Я присутствую в теле каждого". Я не присутствую в вашем теле. Вы не присутствуете в моём теле. Я присутствую в моём теле.

дехино 'смин йатха дехе
/БГ 2.13/

Но Кришна присутствует в теле каждого. В этом заключается разница между Кришной и мной. Вы не становитесь одним. Как? Вы не можете понять, какую боль и удовольствие я чувствую в моём теле. Я могу понять. Тогда как вы присутствуете во мне? Как вы стали Кришной? Как вы стали Богом? Это качество Бога. кшетра-джнам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу. Если вы сможете понять радости и боли каждого, тогда вы Бог. Если вы не можете сказать, как мне больно и радостно, и вы приходите как Бог, тогда я не собираюсь вас принимать. Что вы за Бог? Бог должен присутствовать везде.

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше арджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Это Бог. Это одно из качеств Бога, мам ча каччит… Есть ещё один стих, "Я знаю положение каждого, но никто не знает Меня". /БГ 7.26/ В этом заключается разница между живым существом и Богом. Бог знает всё, но мы не знаем Бога. Мы не знаем Бога. Итак, мы должны всегда знать.

Итак, когда говорится,
пратйаг-дхама свайам-джйотих
/ШБ 3.26.3/

Описывается Параматма, или Сверхдуша. Кришна это Параматма. Задача Параматмы быть свидетелем. Быть свидетелем, смотреть что мы делаем, потому что Она находится в нашем теле.

кшетра-джнам чапи мам виддхи
сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/

Итак, Он настолько добр. Это описывается в Упанишадах, что две птицы сидят на одном дереве. Одна птица ест плоды дерева, и другая просто наблюдает. Птица, которая наблюдает, является Богом, Кришной, а та, что ест, это атма. Итак, Она даёт возможность делать то, что та хочет. На самом деле, Кришна хочет, чтобы "Ты не пытался есть запретный плод, этой яблони, но просто всё это оставил. И приходи ко Мне". Кришна хочет этого. Но потому что мы хотим есть, мы хотим наслаждаться этим материальным миром, Он настолько добр, Он сидит вместе с нами и даёт нам. Также как иногда вы выводите собаку, и вы позволяете ей делать всё, что она захочет, из любви. Подобным образом, Кришна разрешает нам делать всё, что мы хотим делать, - "Хорошо". Настоящее желание Кришны, это "Ты негодяй, -

сарва-дхарман паритйаджа мам экам шаранам
/БГ 18.66/

- "Но я не буду этого делать". Поэтому Кришна даёт мне все возможности. Делайте всё, что хотите. Пожинайте плоды. Если ты будешь слушать, что Я говорю, тогда оставь всё это. Приходи снова. Потому что ваше положение это пракритех парах. Ваше положение, моё положение это пракритех парах. Ваше положение это пракритех парах. "Почему ты гниешь в этом материальном мире?". Если мы поймём таким образом наше положение и положение Бога, и наши отношения с Богом, таким образом, если мы получим просветление, джнанам, - тогда атма-даршанам. Атма-даршанам, это означает само-осознание.

Итак, эта человеческая жизнь предназначена для само-осознания, а не просто тратить время как кошки и собаки, есть, спать, совокупляться, и... нет. Это не жизнь человека.

атхато брахма джиджнаса

Все должны быть заинтересованы в своих отношениях с Богом. Тогда ваша жизнь будет успешной.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |