| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.26.34
(11 января 1975, Бомбей)

Нитай: "Функции и признаки эфира заключаются в том, что он предоставляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть является полем деятельности жизненного воздуха, чувств и ума".

Шрила Прабхупада:
бхутанам чхидра-датритвам
бахир антарам эва ча
пранендрийатма-дхишнйатвам
набхасо вритти-лакшанам
/ШБ 3.26.34/

Пространство, принимающее пространство, это функция эфира. Итак, это техническое описание. Здесь не много философии. Технические подробности. Итак, ты можешь прочитать комментарий.

Нитай: Ум, чувства и жизненная сила, или живое существо, обладают формой, хотя её и нельзя увидеть невооруженным глазом. Тонкий прообраз формы пребывает в эфире, а внутри тела она проявляется в виде вен и циркуляции жизненного воздуха. Вне нас находятся невидимые формы объектов чувств. Создание невидимых объектов чувств является внешней функцией элемента эфира, а циркуляция жизненного воздуха и крови - это его внутренняя функция.

Современная наука подтвердила существование в эфире тонких форм. Учёные изобрели телевидение, которое позволяет передавать формы или снятое на пленку изображение из одного места в другое, пользуясь свойствами эфира. Все это очень хорошо объяснено в данном стихе.

Этот стих является потенциальной основой для огромной исследовательской работы, поскольку он объясняет, как из эфира возникают тонкие формы, какими свойствами они обладают, как действуют и как из тонкой формы образуются воспринимаемые чувствами элементы - воздух, огонь, вода и земля. Деятельность ума или психическая деятельность, которая проявляется в мышлении, эмоциях и желаниях живого существа, также протекает в эфире.

Кроме того, данный стих подтверждает одно из положений "Бхагавад-гиты", которое гласит, что состояние ума в момент смерти определяет нашу следующую жизнь. Форма, существующая в уме, преобразуется в грубую форму, воспринимаемую чувствами, как только в результате осквернения из тонкой формы образуются грубые элементы.

Шрила Прабхупада: Итак, очень важный момент, "утверждение в Бхагават-Гиты, что умонастроение в момент смерти это основа следующего рождения также подтверждается в этом стихе".

йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

Обычно с помощью этих наших материальных глаз, материальных чувств, грубого видения, мы не видим как умирает человек, и его переносят в другое тело. Грубые материалистические учёные, знатоки, потому что они не могут видеть глазами, они не верят в то, что есть душа, и душа переходит из одного тела в другое. Большие, большие учёные, большие, большие теологи, не верят. Они думают, что жизнь это не что иное, как смесь этих материальных элементов и в этот момент жизни приходит конец, поэтому всему приходит конец. Но это не так.

Суть в том, что конец приходит грубому телу, но тонкое тело - ум, разум, и ложное эго - остаются с душой.

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Также как во сне мы не действуем этим грубым телом, но во сне мы действуем с помощью ума, разума и эго. Мы создаем другую атмосферу, и во сне мы видим или мы помещаем себя в другую атмосферу, хотя грубое тело покоится на кровати. Итак, мы это ощущаем каждую ночь, и потому что прекращает действовать, это не означает что душа прекращает действовать. Душа действует в уме, разуме, эго.

Итак, когда это тело становится не способным действовать дальше, тогда ум, разум и эго переносит меня в другое тело, что означает ещё один процесс формирования тела в чреве матери. И когда тело сформировано и способно действовать, даже как ребёнок или малыш, тогда тело выходит и начинается ещё одна глава жизни живого существа. Это процесс перехода души.
Итак, это основной принцип другой формы тела. Поэтому наше движение сознания Кришны обучает ум, как оставаться в сознании Кришны в момент смерти. Потому что Кришна говорит в Бхагават-Гите,

йам йам вапи смаран бхавам
/БГ 8.6/

Поэтому в Бенгалии есть поэзия, которая говорит -
бхаджан кара садхана кара мурте джатлехой

что означает: "ты всё делаешь в своей духовной жизни, но всё будет проверено в момент смерти". Как ты практиковал свою бхаджану, садхану, - это будет проверено в момент смерти". Если в момент смерти ты помнишь о Кришне, то это будет проверка. Мы повторяем

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

обучаем ум. Итак, в момент смерти, если вы будете думать о Кришне, тогда вы сдали ваш экзамен.

йам йам вапи смаран бхавам
/БГ 8.6/

Эта кришна-бхава сразу же перенесёт вас на Кришналоку. Это утверждается в Бхагават-Гите:

йанти дева-врата деван
питрн йанти питр-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино 'пи мам
/БГ 9.25/

Мад-йаджинах, Кришна говорит: "Те, кто поклоняются Мне," йаджана, йаджaна означает поклоняются. Итак, поэтому Кришна советует:

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Итак, поклоняется Кришне, мад-йаджи, поклоняется Кришне. Кришна говорит, "Поклоняйся мне". Что это значит? Мам намаскуру. Если вы просто придёте в этот храм и предложите небольшие поклоны, дандават... Данда, данда означает "палка"; ват означает "как". Также как одна палка падает прямо на землю, подобным образом, если мы упадем прямо перед божествами, то это называется дандават, "как палка." дандават-пранама. пракришта рупена намрата. Необходима намрата.

джнане прайасам удапасйа наманта эва
/ШБ 10.14.3/

Наманта. Быть покорным. Итак, этот дандават это символическое представление покорности. И Кришна хочет -

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

покорности. Процесс бхакти это просто покорность. Итак,
мад-йаджино 'пи йанти мам
/БГ 9.25/

Если вы не будете изучать или если вы не изучали Ведическую литературу, вы просто... Храм построен для этого, что если кто-то приходит, просто предлагает свои поклоны перед Божеством, перед духовным учителем, просто делая так, он становится совершенным. Также как эти дети. Маленький ребёнок предлагает поклоны. Можно сказать, что они подражают, но не все дети подражают. Есть много детей. Поэтому те дети, которые приходят сюда, предлагают поклоны, танцуют на киртане, и т.д. являются удачливыми. Это все не напрасно. Это всё учитывается, и он также развивается в духовном сознании.

свалпам апй асйа дхармасйа
трайате махато бхайат
/БГ 2.40/

Махато бхайат. Бхайа, или страха о нашей следующей жизни. Это бхава. Все боятся умирать. Почему? Есть страх, что после этого тела, после смерти, никто не знает куда он отправляется. Это бхайа. Все должны этого бояться. Предположим вас толкают куда-то. Вы не знаете куда..., куда вы идёте. Итак, это очень опасно. Человек должен знать, "куда я иду". Но они не верят в следующую жизнь. Из-за недостатка знания, мало знания... Нет вопроса во что верить. Это вполне логично, как Кришна говорит

татха дехантара-праптих.
дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
/БГ 2.13/

Также как вы меняете тело... Все меняют. Все знают, "я был младенцем. Затем я стал ребёнком, я стал мальчиком, я стал молодым человеком, теперь я старый человек". Итак, это одно за другим, смена, одно тело за другим, это происходит просто. Подобным образом татха дехантара-праптих, после того, как этому телу приходит конец, я должен получить другое тело. Итак, я перехожу в другое тело благодаря уму, разуму и эго. Ум должен быть обучен. Если научите ум тому, куда идти. Мы решаем даже в этой жизни. В первую очередь мы решаем в уме, "Куда мне пойти?" -  мы покупаем билет, мы всё устраиваем. Подобным образом, ум должен быть обучен  тому, как вернуться обратно назад к Богу. Это называется бхаджана-садхана, обучить ум. Если ум начинает беспокоиться в момент смерти, тогда... Даже Бхарата Махарадж, такая возвышенная личность, он очень привязался к оленёнку, и должен был принять рождение, как олень.  Такая возвышенная личность, настолько продвинутая в духовной жизни, но в момент смерти

йам йам вапи смаран бхавам
/БГ 8.6/

он был погружён в мысли о маленьком оленёнке, которого он так сильно любил, поэтому ему пришлось принять тело оленя. Поэтому такая возможность есть. Поэтому насколько мы должны быть внимательны, тренировать ум таким образом, чтобы в конце жизни мы могли думать о Кришне. Это движение сознания Кришны, обучение ума думать о Кришне, тоже самое.

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Этому нужно обучать... Это также практично. Мы можем понять. Также как перед нами протекает какой-то воздух, и есть какой-то хороший запах, запах розы. Мы можем понять, что воздух несёт аромат этой розы, потому что он проносится через сад с розами.

Итак, вы не можете видеть ум или воздух - но это не означает, что не существует тонких вещей. Не верьте вашим глазам таким образом. Поэтому мы должны познавать вещи такими, как это утверждается здесь. Пространство, воздух, действуют. Прана-вайю. Система йоги это контроль вайю, - воздуха внутри тела. Это называется пранаяма. Прана, пранавайю, контроль прана-вайю. Итак, совершенный йог, они контролируют прана-вайю таким образом, что по своей доброй воле они могут перенестись с помощью прана-вайю на разные планеты. Они могут это сделать, когда они сконцентрированы, "теперь я вполне способен перенести себя".

Итак, они могут перенестись на любую планету, или если он захочет, он может перенестись в духовный мир. Это совершенство. Мы привели это изображение в нашей книге "Совершенство йоги": йог переносит себя на другую планету. Поэтому если вы хотите попасть на планеты полубогов. Они пытаются попасть на Луну, но с помощью системы йоги, вы можете перенестись на любую планету, с помощью совершенства практики йоги. Поэтому мы написали эту книгу, "Лёгкое путешествие на другие планеты". Вы можете попасть на любую другую планету с помощью бхакти-йоги или аштанга-йоги. Аштанга-йога, благодаря практике и став совершенным, вы можете сами перенестись на любую планету в этом материальном мире. Но с помощью бхакти-йоги, вы можете перенестись немедленно на эту духовную Вайкунтхалоку или Голока Вриндавану.

мад-йаджино 'пи йанти мам
/БГ 9.25/

Итак, система йоги предназначена для этой цели. Когда вы практикуете йогу, и когда вы созрели, то вы можете выбрать благоприятное время и перенестись на определенную планету, какую захотите.

йанти дева-врата деван
/БГ 9.25/

Если вы хотите попасть на планету полубогов, то вы можете перенестись туда. А если вы хотите попасть на Кришналоку - мад-йаджино 'пи йанти мам - то это самый лучший метод. Потому что здесь, даже если вы перенесётесь на Брахмалоку, самую высшую планету, где продолжительность жизни миллионы и миллионы лет. Вы можете перенестись на эту планету, но это не очень хорошая сделка. Кришна говорит,

абрахма-бхуванал локах
пунар авартино 'рджуна
/БГ 8.16/

"Даже если вы перенесётесь на Брахмалоку, где продолжительность жизни очень, очень долгая, тем не менее, вы должны будете возвратиться обратно".

кшине пунйе пунах мартйа-локам вишанти
/БГ 9.21/

До тех пор, пока у вас будет запас благочестия, до тех пор вы сможете там оставаться. Но после этого, вы должны будете вернуться снова в этот материальный мир. Итак, шастра говорит, "Поэтому, если вы должны подготовиться, тогда почему бы вам не подготовиться к тому, чтобы отправиться обратно назад к Богу?".

йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама
/БГ 15.6/

Кришна говорит "Если вы попадёте на духовную планету, Вайкунтхалоку или Голоку Вриндавана, тогда вам не надо будет возвращаться. Это навсегда".

тйактва дехам пунар-джанма
наити мам эти
/БГ 4.9/

Мам эти. Если вы пойдёте к Кришне, тогда это ваш полный успех.

мам упетйа пунар джанма
духкхалайам ашашватам
напнуванти махатманах
самсиддхим парамам гатах
/БГ 8.15/

Самсиддхим, это высочайшее совершенство, парамам. Поэтому мы должны стараться, мы должны прикладывать усилия, для этого, - чтобы вернуться обратно, назад домой к Богу. Поэтому вы должны просто тренировать ваш ум.

ман-мана бхава
/БГ 18.65/

 таково предписание. мам эвайшйаси aсамшайа. Кришна говорит, что "практикуй это", - мам эвайшйаси, "ты придёшь ко Мне". Aсамшайа. Кришна говорит, "в этом нет никаких сомнений". Поэтому почему бы вам этого не делать? Тренируйте ваш ум всегда в сознании Кришны и метод очень прост. Вам не надо много образования или университетской степени - ничего подобного. Просто

ман-мана бхава мад-бхактах

просто станьте преданным Кришны и всегда думайте о Нём. В чём сложность?
Вы можете идти по улице и помнить Кришну. Разве за это надо платить? Нет, правительство не потребует от вас никакого налога на прибыль, налога на продажу, за то, что "вы повторяете Харе Кришна". Они могут так сделать. Приходит это время. (смех). Они могут сказать, "Людей Харе Кришна надо облагать налогом три раза, потому что они повторяют Святые Имена и ничего не делают". Коммунистическое правительство это сделает. Итак, неважно. Налог будет отдан Кришне. (смех). Вам не надо беспокоиться. Тем не менее,

йога-кшемам вахамй ахам
/БГ 9.22/

Кришна говорит. Вы верите в Кришну. Тогда все проблемы разрешены. У нас не будет никаких проблем, если мы будем просто следовать наставлениям Кришны. Кришна говорит,

тешам сатата-йуктанам
йога-кшемам вахамй ахам
/БГ 10.10/

Даже если они будут брать налог за повторение Харе Кришна, тогда Кришна принесёт деньги. Мы получаем это не практике. Итак, вы знаете историю, как была куплена эта земля. Денег не было, но Кришна послал деньги и всё было сделано замечательно. Итак, нет никаких беспокойств, при условии, что вы полностью находитесь в сознании Кришны, без каких-то других желаний.

анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама
/БРС 1.1.11/

Никакого другого желания. Просто... Желание не придёт. Кришна такой сильный и такой хороший.  Как только вы позволите ему сидеть в вашем сердце. Он уже там находится. Вы просто должны видеть. Затем сила уже есть. Нет необходимости получать дополнительную силу, чтобы обрести Кришну. Вы просто должны следовать наставлениям Кришны:

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Итак, это очень естественно. Это поклонение в храме предназначено  для этой цели. На самом деле, когда мы видим Божеств, то наш ум сразу же становится сознающим Кришну. По крайней мере, мы думаем о Кришне. "Вот Кришна". Итак, это ман-манах. Также повторение Святых Имён, повторение это Кришна-манах, ман-манах. Таким образом вы становитесь бхактой. Регулярно повторяйте и вы станете бхактой. Не став бхактой, никто не может повторять Святые Имена. Поэтому ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи. И поклоняйтесь Божествам. Он так милостиво пришёл, чтобы принять ваше служение. Просто одевайте Его, просто омывайте его, просто украшайте его украшениями, гирляндами, хорошими вещами. Итак, Он готов. Также как ребёнок готов принять служение матери. Мать хорошо одевает ребёнка, и ребёнок принимает. Итак, Кришна так добр, что... Вы не можете поймать Кришну в его вират-мурти. Вы можете поймать по своим способностям. Итак, Кришна согласен. Поэтому воспользуйтесь этой возможностью.

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи

Поклоняйтесь ему. Почему вы отвергаете? Это не сложно, это совсем не дорого. Если вы будете таким образом следовать процессу, тогда ваша бхава, ваша природа поменяется. Вы станете совершенным преданным. Итак, в момент смерти, если вы сможете поддерживать эту бхаву, бхаву сознания Кришны.  Бхава это совершенство. Бхава достигается после большой практики преданного служения.

адау шраддха татах садху-сангах 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах,
атхасактис тато бхавас
/ЧЧ, Мадхйа 23.14-15, Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16/

Асакти, когда есть асакти, влечение, притяжение. Недавно я получил одно письмо. Один парень был занят поклонением Божествам в нашем центре в Хайдерабаде, и он перевёлся в Мадрас. Тогда он сошёл с ума. Он вернулся обратно. Он не мог оставаться без служения. Он написал мне письмо. Итак, это бхава. Он не мог оставаться, не поклоняясь Божествам. Этот уровень пришёл. Вы должны просто принять это.

тато бхавах.
тато анартха-нивриттих сйат

Анартха. Анартха означает, что мы привыкли к этой обусловленной жизни, у нас так много анартх. Также как есть так много людей, они вечером ходят в кино. Но те, кто обрели бхаву, его анартха-нивритти уже закончилась. Его больше не тянет в кино. Его привлекает, бхава, поклонение Божествам. Это называется бхава. Эта бхава означает према. Думать только о Кришне, служить Кришне, быть просто занятым в служении Кришне - это совершенство жизни. И если мы сможем поддерживать эту бхаву, эту ситуацию, умонастроение, тогда

йам йам вапи смаран локе
тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

и в момент смерти, если будет присутствовать эта бхава, тогда

самсиддхим парамам гатах
/БГ 8.15/

Это высшее совершенство жизни. Это практика сознания Кришны, сознание Кришны. Мы пытаемся... Мы не пытаемся дать другим. Мы сами также стараемся, обрести бхаву. Это совершенство жизни. Итак, человеческая жизнь предназначена для этого, не практиковать то, как подражать лаю собак, нет.  Это не человеческая жизнь. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы обрести эту бхаву. будха бхава-саманвитах. В другом месте в Бхагават-Гите сказано, будхах...

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/

Бхава-саманвитах. Будхах. Те, кто на самом деле являются знающими, по настоящему возвышенные, такие личности - будха бхава-саманвитах, бхаджанте мам. Это совершенство жизни. Поэтому воспользуйтесь этой возможностью, человеческой жизнью. Не пропустите. Вы можете очень сильно гордиться вашим разумом, но это не очень хороший разум, если у вас нет сознания Кришны. Тогда вы мудха. Если благодаря вашему разуму, вы научитесь тому, как предаться Кришне и поклоняться ему с бхавой, то это настоящий разум.

бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

И если вы попытаетесь стать разумным, какие-то трюки, материальные трюки, чтобы получить немного денег или обманывать других, то это не очень хороший разум. Эти кошки и собаки. У них также есть такой разум. Как воровать еду из комнаты, кошка это очень хорошо знает. Поэтому это не разум. Такой разум можно найти даже у птиц, зверей, - везде. Настоящий разум это как возродить ваше сознание Кришны и возвыситься до уровня бхавы и в момент смерти поддерживать эту бхаву, и тогда ваша жизнь будет успешной.

тйактва дехам пунар-джанма наити
/БГ 4.9/

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |