| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.26.42
(17 января 1975, Бомбей)

Нитай: "Смешиваясь с различными веществами, изначально единый вкус принимает различные формы и становится вяжущим, сладким, горьким, острым, кислым и соленым".

Шрила Прабхупада:
кашайо мадхурас тиктах
катв амла ити наикадха
бхаутиканам викарена
раса эко вибхидйате
/ШБ 3.26.42/

Раса, вкус один, но становится разнообразным из-за разной комбинации бхаутиканам, материальных элементов. Это химия. Химия означает смешивать разные химические элементы и производить другой элемент. Также как мыло. Мыло это смесь жира и соды. Итак, жир, масло это нечто одно, а сода другое, но если вы хорошенько смешаете их вместе, то они станут мылом. Итак, весь мир это смесь этих пяти элементов: кшитир ap... огонь, вода,

теджо-вари-мрид-винимайах
/ШБ 1.1.1/

Санскритское слово это теджо-вари-мрид-винимайах. Мрид означает эта земля, теджас означает огонь, и вари означает вода. Возьмите землю, смешанную с водой и поместите её в огонь, и это станет кирпичом. Затем возьмите другую смесь, это станет цементом. И воспользуйтесь цементом и кирпичом, и затем постройте дом. Итак, весь материальный мир это не что иное как теджо-вари-мрид-винимайах, взаимообмен элементов, эта земля, вода и огонь.

Тот же принцип есть здесь: вкус. Также как мы готовим то же масло, гхи, соль и куркуму, но мы готовим разные блюда, сотни, две сотни блюд, просто благодаря процессу смешения земли. Вот что происходит. Теперь, благодаря энергии Кришны

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий, Шветашватара-упанишад, 6.8/

Его энергия действует таким тонким образом, мистическим образом. Поэтому Кришна известен как Йогешвара. Та же земля, та же вода, но семя отличается. Итак, одно дерево вырастает, чтобы произвести чили, другое дерево вырастает, чтобы произвести помидор, другое дерево вырастает, чтобы произвести манго. Разный вкус. Манго сладкий, помидор кислый, чили острый. Но это разнообразие необходимо. Хотя источник один - земля - но земля содержит все другие пять элементов. кшитир ап теджо вари мрид вйома
В земле есть всё. Там есть всё, и благодаря искусному управлению пракрити, и за пракрити стоит Кришна, происходит разнообразие вещей. Это сознание Кришны, как всё происходит благодаря управлению, искусному обращению Кришны

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Тупые учёные видят только, что просто пракрити является причиной этого разнообразия. Но это не так. Суть в том, что это манипуляции Кришны, смешение, смешивание элементов и появляется различное разнообразие.
парасйа шактир вивидхайва шруйате. Шруйате. Вы не можете видеть, как Кришна этим управляет, но шруйате, вы можете понять из шрути, благодаря ведической литературе, как это сказано здесь.

кашайо мадхурас тиктах
катв амла ити наикадха
бхаутиканам викарена
раса эко вибхидйате
/ШБ 3.26.42/

Бхаутиканам викарена. Также как земля, вода, воздух являются бхаутика. Они не смешиваются вместе. Изначальный оператор это Кришна. Также как у нас есть опыт, я только что приводил такой опыт, что здесь есть масло. Предположим, что масло это кислота, и сода называется щёлочь. Есть кислота, есть щёлочь, но когда приходит личность и смешивает это пропорционально, то это становится другим продуктом: мылом. Подобным образом, всё производится таким образом, но как это происходит? Это искусное управление Верховного Господа.

парасйа шактир вивидхайва шруйате

У него есть множество энергий, тонкие законы, и он действует. Но тем не менее, ему не надо ничего делать самому. Это Бог.

на тасйа карйам каранам ча видйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий, Шветашватара-упанишад, 6.8/

Хотя он управляет… Он всё делает. А иначе как это возможно? У нас есть такой опыт. Есть масло, и есть щёлочь или сода, но они не смешиваются вместе. Для того, чтобы смешать их вместе, нам надо другое живое существо. Иначе само собой не может получиться мыло. Есть завод по производству мыла, но там также есть производитель.

Итак, таким образом мы должны понять, что такое большое разнообразие, естественное разнообразие не появляется само собой. Тупые учёные говорят, что они появляются сами собой. Это не очень здравый смысл. Ничто не происходит автоматически. Материя не может собраться вместе автоматически. Есть какая-то машина или управление. парасйа шактир вивидхайва. Он делает это и тем не менее, он ничего не делает. Также как если мне надо сделать мыло, я должен это сделать или я могу попросить своего слугу это сделать. Я могу дать наставления моему помощнику, слуге, "делай вот так". Итак, в любом случае за всем этим стою я. Основой не является ни слуга, ни ингредиенты.

Есть ещё один пример: колесо горшечника. Колесо горшечника создаёт глиняные горшки. Итак, что же является причиной? Кто-то скажет, что "Грязь, земля это причина этого горшка, потому что он сделан из земли". Другой скажет, "Нет, причина это колесо. Потому что колесо крутится, поэтому он появляется". Но эти две причины, пракрити и прадхана, ингредиенты и инструмент, не являются причиной. Причина это горшечник. Причина это гончар. Гончар даёт силу, чтобы крутиться. Вы это видели. Он крутит его палкой. Когда колесо двигается, тогда глина приобретает форму разных видов горшков. Поэтому материальная причина, отдалённая причина и действенная причина - не являются причиной. Настоящая причина это
сарва-карана-каранам.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

Итак, это подтверждается в Ведической литературе, Упанишад.

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий/

Действует его энергия, тоже семя, ингредиент семени. Есть также разнообразие семян. Поэтому Кришна говорит в Бхагават-Гите

биджо хам сарва-бхутанам
/БГ 7.10/

"Я семя, саженец". Тот же процесс: есть семя, вы помещаете его в землю и поливаете водой - и появится роза. И подобным образом, посмотрите на другое семя - чили, но оно прорастёт как чили. Земля такая же, вода такая же. Также как на берегу реки есть много деревьев.  Они пьют одну и ту же воду, стоят на той же земле, но появляются разные деревья. Разные вкусные плоды, разные цветы, разные, всё разное. Поэтому, разница находится в семени. Итак, вы не можете понять. Вы не можете химически проанализировать маленькое семя, но его могущество так велико, что вы не можете изучить его с помощью вашей так называемой физической или химической науки. Поэтому мы должны понять, как говорит Кришна
биджо хам сарва-бхутанам: "Я семя". Такие тонкие вещи, как это происходит: Каков химический состав в маленьком семени? Поместите семя, посейте семя куда угодно, и полейте немного воды, это

теджо-вари-мрид-винимайах
/ШБ 1.1.1/

но вырастают разные вещи. Как возможно это разнообразие? Поэтому мы не можем смешать. В земле есть запах розы. А иначе откуда роза получает свой запах? Он есть.

пунйо гандхах пртхивйам ча
/БГ 7.9/

Пртхивйам, в этой земле есть энергия разных запахов, разный вкус. Теперь пусть учёные придут и возьмут землю и создадут разный вкус. Это невозможно. Поэтому вы не можете просто говорить, что пракрити это причина всего, нет. Пракрити есть, та же вода. Пракрити означает земля, вода, воздух, огонь. Там есть та же вода, там есть тот же огонь, там есть та же земля. Итак, почему же появляется разнообразие? Вы берёте от воды, от земли, разнообразие запахов, разнообразие вкусов. Итак, вы не можете этого сделать. Это сознание Кришны. Мы должны принять утверждение Кришны, как он говорит

биджо хам сарва-бхутанам
/БГ 7.10/

"Я являюсь причиной". И шастра это подтверждает

сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

"Он является изначальной причиной всего".

Таким образом мы должны изучать всё и в конечном итоге, если мы придём к Кришне, тогда наше знание будет совершенным. А иначе оно не совершенно. кавибхир нирупито йад-уттамашлока-гунануварнанам.

идам хи пумсас тапасах шрутасйа ва
свиштасйа суктасйа ча буддхи-даттайох
авичйуто 'ртхах кавибхир нирупито
йад-уттамашлока-гунануварнанам
/ШБ 1.5.22/

Вы учёный, очень хорошо. Вы ботаник, вы физик, и многое другое, математик, и т.д. и т.д. Потому всё это, законы действуют. Люди изучают законы математики, законы физика, законы химии, законы ботаники, биологии. Разделяют на разные разделы научного знания. Итак, делайте это, очень хорошо. Станьте очень большим учёным, очень большим ботаником. Подобным образом, с другой точки зрения, благочестивая деятельность, вы становитесь очень благочестивым, человек благотворительности или тапасьи или аскез, лишений, есть так много всего в духовной линии, джнана, йога, карма. Это всё хорошо. По мере того, как вы будете иметь дело с материальной наукой, вы станете большим математиком, химиком, физиком, или адвокатом, или кем угодно, натуралистом. Подобным образом, духовно, станьте карми, джнани, йоги. Сделайте это, мы не отговариваем. Но куда направлены ваши попытки? Почему вы пытаетесь стать химиком или физиком или человеком с благородными манерами, педагогом? Для чего? Если я спрошу, если кто-то спросит: "Почему вы пытаетесь стать учёным? Какова цель вашей жизни?". Каков будет ответ, возможный ответ? Материалист скажет, "Для развития цивилизации". Развитие цивилизации означает, с их точки зрения, развивать процесс удовлетворения чувств. И всё. Но шастра говорит, "Нет, не это". Это не является целью. Станьте великим учёным. В этом нет вреда. Но зачем вам становиться учёным?".
Итак, шастра говорит, что авичйутах артхах. Артхах означает цель. Если кто-то спросит, "Какова цель того, чтобы становиться учёным? Какова цель того, чтобы становиться физиком?", - тогда разные люди дадут разные ответы: "Это надо для этого. Это надо той цели". Но кавибхих, те, кто на самом деле учёны, продвинуты в знании, они говорят, что авичйута. Авичйута означает без сбоев, без всяких противоречий. Вы говорите, что химия необходима для этой цели. Я говорю, что химия нужна для той цели. Другой человек скажет, что химия нужна для вот той цели. Но это разные мнения. Это не принимается. Авичйута, безошибочная цель? Какова безошибочная цель?

авичйутах артхах кавибхир нирупитах
/ШБ 1.5.22/

Нирупита означает, что она уже установлена. Вам больше не надо проводить исследований. Нирупита означает, что уже пришли к заключению. Что это такое?

йад-уттамашлока-гунануварнанам
/ШБ 1.5.22/

Ели вы сможете объяснить поступки Кришны, Уттамашлоки, как он действует, как под Его руководством происходят химические процессы, если вы сможете написать диссертацию на эту тему, что в конечном итоге за этим стоит Кришна, тогда ваше изучение химии совершенно. авичйутах артхах кавибхир нирупитах. Нирупита означает это заключено. Больше никаких споров. Это цель. Это означает, что если вы достаточно разумны на самом деле, тогда через любой источник знания вы в конечном итоге придёте к Кришне. Это

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Кришна говорит. Если благодаря вашему образованию, если вы придёте к тому же заключению, что "Вот Кришна. Он стоит за всем,

сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

- причина всех причин", тогда это образование совершенно. А иначе это

шрама эва хи кевалам
/ШБ 1.2.8/

А иначе это просто напрасный труд, бесполезная трата времени. Это цель.

авичйутах артхах кавибхир нирупито
йад-уттамашлока-гунануварнанам
/ШБ 1.5.22/

Итак,
парасйа шактир вивидхайва шруйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, комментарий/

Очень, очень большая химия, законы физики, математики, всё необходимо для того, чтобы понять могущество Бога, как он действует. На самом деле, всё исполняет его энергия. Здесь есть разные вкусы, материал один и тот же, но метод смешивания материала и появляются разные вкусы. Итак, как искусно контролируется процесс смешения, если мы сможем это объяснить с помощью нашей химии, с помощью нашей математики, тогда ваше изучение химии совершенно. Тогда мы совершенны.

идам хи пумсас тапасах шрутасйа ва
/ШБ 1.5.22/

В другом месте,
атах пумбхир двиджа-шрештха
варнашрама-вибхагашах
сванутиштхитасйа дхармасйа
самсиддхир хари-тошанам
/ШБ 1.2.13/

Хари-тошанам это конечная цель.

сва-кармана там абхйарчйа
сиддхим виндати манавах
/БГ 18.46/

В Бхагават-Гите сва-кармана там абхйарчйа. Вы можете стать химиком, это не важно. Вы можете стать физиком, математиком. Это не важно. К сожалению, из-за Кали-юги, как только кто-то становится большим химиком, доктором химических наук, он говорит, "Я Бог. Бога не нужно". Как только немного

свапари джала-матрена пхала пхарийате

Вы увидите маленьких рыбок. Они находятся практически на краю воды и создают "фьют, фьют, фьют". Большие рыбы находятся глубоко в воде. Итак, эти так называемые материалистические химики, они никто, иные как мелкая рыбёшка. Те, кто являются большими химиками, большие учёные. Также как профессор Эйнштейн. Он принимал то, как действует разум Бога. Он это ценил. Он был великим учёным. А обычные учёные также думают, что "теперь мы можем делать всё без Бога. Поэтому мы больше, чем Бог". Это не так. Вы великий учёный, когда вы с помощью научного знания докажете существование Бога и как он действует тонким образом, что из материальной природы появляется разнообразие вещей. Это совершенство знания. А иначе

сванутиштхитасйа дхармасйа
самсиддхир хари-тошанам
/ШБ 1.2.13/

Хари-тошанам. До тех пор, пока Кришна не увидит, что вы пытаетесь прославить его с помощью вашего знания. Тогда он станет удовлетворённым, что "Я дал ему немного знания, и он использует это знание для моего прославления. Он является моим преданным".

Цель преданного это прославлять. Он не приписывает себя никаких заслуг. На самом деле, вам не за что приписывать себе честь. Это всё заслуга Кришны. Преданный ничего себе не приписывает, и это также не возможно. Он может быть очень большим преданным, но он никогда не ставит себе в заслугу свою славную деятельность. Он славная деятельность предназначена для того, чтобы сделать Кришну известным. Это его славная деятельность, а не так как так называемые материалисты, он принимает, он хочет приписать заслугу себе. Нет.

сва-кармана там абхйарчйа
сиддхим виндати манавах
/БГ 18.46/

Сва-кармана. Вы можете заниматься любого рода деятельностью, в любой сфере деятельности. Но силой вашей деятельности установите существование Бога, Кришны и всего того, что сделано, это происходит благодаря искусному менеджменту Кришны. Солнце встаёт точно вовремя, и садится в точности вовремя. И температура, в соответствии с разными временами года, движение, уттарайана, дакшинайана - всё управляется так искусно под контролем Верховного.

майадхйакшена пракритих
/БГ 9.10/

Не думайте, что Солнце действует так замечательно автоматически. Не автоматически. Существует господин, Кришна.

йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакрах
/Брахма-самхита 5.52/

Солнце это такая могущественная сущность в этой вселенной. Есть много миллионов Солнц. Это только одно солнце - но оно исполняет приказы Кришны.

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
/Брахма-самхита 5.52/

Ашеша-теджах, безграничный свет, безграничный огонь, безграничное тепло. Ашеша. Ашеша-теджах. Нет никакого сравнения со светом Солнца, теплом Солнца. Нет никакого сравнения в этой вселенной. Безгранично. В течение миллионов и миллионов лет из Солнца исходит свет, но оно не уменьшается. Оно такое же, как было миллионы лет назад, и отдав вам свет и тепло в течение миллионов лет, там по-прежнему присутствует тоже количество тепла и света. Поэтому если это возможно для материальной вещи, когда отдав безграничное тепло и свет, оно остаётся тем же, подобным образом, Верховный Господь, распространяя своё могущество, благодаря его энергии, он остаётся тем же. Он не уменьшается.

пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате
/Ишопанишад, вступление/

Итак, если мы можем видеть даже материальный объект, тепло которого исходит много миллионов и миллионов..., и там остаётся тоже тепло, оно поддерживает тоже тепло, тот же свет, то почему это не возможно для Верховного? Поэтому Ишопанишад сообщает нам, что пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате. Если вы заберёте всю энергию Кришны от Кришны, тогда по-прежнему там будем вся энергия.

Но в наши дни вы будете удивлены. Современные боги... Есть так много современных богов, Я не хочу их называть. Но один современный бог отдал свою силу своему ученику, и когда он пришёл в сознание, тогда он плакал. Ученик спросил гуру, "Почему вы плачете, господин"? "теперь у меня ничего нет. Я отдал тебе всё. Я отдал тебе всё, поэтому теперь мне пришёл конец". Это не духовно. Это материально. У меня есть 100 рупий. Если я заплачу вам 100 рупий, тогда в моём кармане пусто. Но Кришна не такой. Кришна может сделать сто тысяч и миллионы Кришн, и тем не менее, Он будет оставаться Кришной. Это Кришна. Энергия никогда не истощается. Это называется

пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате
/Ишопанишад, вступление/

Итак, это подражание Богу нам не поможет. Настоящий Бог. Истинный Бог.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

Сарва-карана-каранам, Он никогда не истощается, Он никогда не исчерпывается. Говорится, что

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.48/

Миллионы вселенных исходят во время его дыхания, и они снова уничтожаются, когда вдох втягивается вовнутрь. Таким образом появляются вселенные. джагад-анда-натхах. Джагад-анда-натхах. джагад-анда означает вселенная, и натха, Господь вселенной, означает Господь Брахма. Итак, у него его протяжённость жизни. И какова эта продолжительность жизни? Время выдоха Маха-Вишну.

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.48/

Это – Бог: благодаря  дыханию появляются и исчезают безграничное количество вселенных. И длительность существования каждой и одной вселенной это продолжительность жизни Брахмы. Мы не можем этого подсчитать. Мы не можем подсчитать даже его 12 часов. Итак, это Бог. Мы принимаем такого рода Бога, а не маленького фокусника. Нет. Это невозможно. Мы не можем принимать таких дешёвых Богов. Мы принимаем Кришну,

сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

и мы хотим быть вечным слугой Это наше истинное положение.

дживера сварупа хайа
нитйа-кришна-даса
/ЧЧ, Мадхья 20.108/

Благодаря Его безграничному могуществу, энергии, появляются бесчисленные вселенные с бесчисленным количеством разных планет, и каждая планета расположена по-разному, разная атмосфера, разная температура. Таким образом есть разнообразие. Это Ананда. Кришна создал это разнообразие, потому что он

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

Анандамайа. Если не будет разнообразия... Итак, мы являемся неотъемлемой частью того, кто создаёт разнообразие. Мы также являемся одним из его разнообразий, джива-шакти. Мы также являемся одним из его разнообразий. Поэтому как человек может избавиться от разнообразия, нирвишеша? Это невозможно. Даже если мы искусственно пытаемся стать нирвишеша, лишёнными разнообразия, наше изначальное положение таково, что мы хотим разнообразия. Как это можно остановить? Поэтому в шастре сказано, так называемые майавади, имперсоналисты, монисты,

арухйа крччхрена парам падам татах
/ШБ 10.2.32, ЧЧ Мадхья 24.131/

Хотя они подымаются до положения единства, монизм, но они падают с этого положения. Почему? анадрта-йушмад-ангхрайах.

арухйа крччхрена парам падам татах
патантй адхах анадрта-йушмад-ангхрайах
/ШБ 10.2.32/

Потому что у них нет информации о лотосных стопах Кришны, где наслаждаться анандой, анандамайо 'бхйасат, и они по природе стремятся к ананде, это так называемое единство не доставит им радости. Им снова понадобится Ананда. Но потому что анадрта-йушмад-ангхрайах, они не поклонялись лотосным стопам Кришны, поэтому они снова падают в этот материальный мир и поклоняются стопам майи. Таково их положение.

арухйа крччхрена парам падам татах
патантй адхах

И как только вы заняты служением майе, то это ваше адхах патанти. Адхах патанти. Также как мы, все эти материалистичные личности, которые находятся в этой материи, вы служите майе. Все служат. Никто не лишён служения. Но они служат майе. Поэтому вы должны перенаправить ваше служение от майи на Кришну. Тогда ваша жизнь будет успешной и вы будете постоянно чувствовать разные виды прасада и наслаждаться вечной жизнью в блаженстве.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |