| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 3.28.18
(27 октября 1975, Найроби)

Харикеша: "Неувядаемую славу Господа воспевают всюду, ибо она приумножает славу Его преданных. Поэтому йог должен медитировать на Верховного Господа и Его преданных. Он должен сосредоточить свой ум на вечном образе Господа и медитировать на Него до тех пор, пока его ум не обретет устойчивость".

Шрила Прабхупада:

киртанйа-тиртха-йашасам
пунйа-шлока-йашаскарам
дхйайед девам самагрангам
йаван на чйавате манах
/ШБ 3.28.18/

Это называется медитация. Йаван, до тех пор, пока ум обеспокоен и отклонятся от предмета медитации, человек должен практиковать этот киртана.

киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Чайтанья Махапрабху рекомендует, что преданный всегда должен повторять, 24 часа, киртанийа: "стоит об этом петь". Почему об этом стоит петь? пунйа шлокасйа, пунйа шлокасйа.

пунйа-шлока-йашаскарам

Даже если вы не сконцентрируете ваш ум. Киртана означает сконцентрировать ваш ум, но даже если вы не сконцентрируете ваш ум, то вы тем не менее получите благо. Чем больше вы будете прославлять Господа, тогда вы станете благочестивым просто благодаря киртану. Не нужно понимать, но если вы будете продолжать повторять Харе Кришна маха-мантру, тогда вы станете благочестивым. Пунйа-шлока. Ещё одно имя Кришны это Пунйа-шлока, Уттама-шлока. Просто повторяя "Кришна", вы станете благочестивым. Итак,

дхйайед девам самагрангам
/ШБ 3.28.18/

Дхйана, медитация, должна начинаться с лотосных стоп. Как только вы начнёте киртан, то сначала сконцентрируйте ваш ум на лотосных стопах, а не вдруг перескакивайте на лицо. Практикуйте думать о лотосных стопах, затем ещё выше, колени, затем бедра, затем живот, затем грудь. Таким образом, в конце концов лицо. Это процесс. Это описывается во 2-й песне. Процесс того, как думать о Кришне.

ман-мана бхава мад-бхактах
/БГ 18.65/

Это медитация. Благодаря киртану это становится легко. Если вы будете повторять Харе Кришна мантру 24 часа, как Харидас Тхакур... Это невозможно. Насколько возможно... Тиртха-йашаса. Киртана, это также киртана. Мы говорим о Кришне, читаем о Кришне, читаем наставления Кришны в Бхагават-Гите или читаем о славе Кришны в Шримад-Бхагаватам. Это всё киртана. Это не просто, когда мы поём с музыкальными инструментами, то это киртан. Нет. Всё, что вы говорите о Кришне, это киртан.

киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Означает что,
вачамси вайкунтха-гунануварнане
/ШБ 9.4.18/

Это качество Махараджи Амбариши, что о чём бы он не говорил, он говорил о Кришне. Это киртан. Он не говорил ни о чём другом.

са вай манах кришна-падаравиндайох
/ШБ 9.4.18/

О чём бы он ни думал, он думал о Кришне - его лотосных стопах, его теле, его руках, его флейте. Это медитация. Медитация означает, что... транс означает, когда вы сконцентрируете ваш ум на Кришне или Вишну, и ваш ум ни на секунду не будет отклоняться от формы Кришны. Это называется транс. Не искусственно. Вы можете это практиковать. Если вы каждый день видите Кришну в храме, если вы будете поклоняться, вы предлагаете ваши поклоны-

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

то естественным образом вы будете думать о Кришне 24 часа, и это сделает вас более благочестивым. Потому что не будучи благочестивым, никто не сможет думать о Кришне.

йенам анта-гатам папам
/БГ 7.28/

Благочестивый означает, что больше нет реакций греховной жизни. Вы за всё расплатились. Вы можете сделать это в любое мгновение. Кришна позаботится. Кришна говорит,

буддхих сарва-папебхйо мокшайишйами
/БГ 18.66/

Он может это сделать. Он может свести судьбу к нулю.

карменирдахати кинту ча бхакти-бхаджам
/Брахма-самхита 5.54/

Все связаны законами кармы.

йас тв индрагопам атхавендрам ахо сва-карма
бандханурупа-пхала-бхаджанам атаноти
/Брахма-самхита 5.54/

Все, начиная с того маленького микроба, индрагопы, и вплоть до царя небес - его также зовут Индра. Итак, от этого Индры до того индры, разного рода живые существа, они страдают, не наслаждаются; страдают от результатов действий их прошлой греховной жизни. Это материальное существование. Все страдают, но майя настолько добра, что она заставляет страдающего принимать страдания за наслаждения. Это майя. На самом деле все страдают, но он ложно думает, что он наслаждается.

Поэтому если мы всегда будем соприкасаться с Кришной, тогда мы станем всё больше и больше благочестивым, и как только ваши реакции греховной жизни будут устранены этой благочестивой деятельностью, тогда мы начнём понимать Кришну.

йешам тв анта-гатам папам
/БГ 7.28/

Не будучи безгрешным, никто не сможет понять Кришну. Поэтому этот процесс надо продолжать.

киртанйа-тиртха-йашасам
пунйа-шлока-йашаскарам
дхйайед девам
/ШБ 3.28.18/

Девам. Девам означает Верховный Господь. Самагрангам. Итак, у него нет формы, как вы можете думать о всём его теле, самагра? Самагра означает всё; ангам значит тело. Самагрангам. Итак, если у него нет тела, если он бесформен, если он ниракара, тогда где же вопрос ангам? У него есть ангам, самагрангам, но у него нет формы, такой как у нас. Таково значение. Когда в шастрах говорится, что у Бога нет формы, это означает, что у него нет материальной формы. У него есть форма; а иначе как я могу думать о его форме? Эта форма Кришны не такая как у нас. Также как вы возьмёте мою статую или любую другую статую и если вы будете молиться или если вы будете предлагать пищу, то это на самом деле не попадает личности. Но анга Кришны, его форма не отлична от Кришны. Глупые люди могут говорить, что "Эти люди предлагают пищу мраморной статуе. Все знают". Нет. Это не так. Факт в том, что Кришна всемогущ. Он может принять ваше служение, став мраморной статуей. Потому что я не могу видеть Кришну моими нынешними глазами, поэтому он предстал перед нами, похожим на мраморную статую. Но он не является мраморной статуей. Мы должны это знать. Если вы будете думать, "Вот мраморная статуя, и если я совершу какое-то оскорбление, то кто это увидит?" -  это не правильное заключение. Он, Кришна, лично присутствует в форме, которую мы можем видеть. Это его милость. Это называется арча-виграха. Кришна это всё. Этот мрамор также энергия Кришны.

бхумир апо 'нало вайух
/БГ 7.4/

Итак, он может принимать ваше служение из любой своей энергии. Мрамор это также его энергия, вода это также его энергия, воздух это также его энергия - всё. Ничто не может существовать без Кришны. Поэтому он Всезнающий, Всемогущий. Он может принять ваше служение через свою энергию. Это арча-виграха.

Самагрангам. Итак, у Кришны есть форма, ангам, но его анга отличается.

сач-чид-ананда-виграха
/Брахма-самхита, 5.1/

Его анга это сач-чид-ананда, не так как...

ананда-чинмайа-раса пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
/Брахма-самхита 5.37/

Кришна и его экспансия - ананда-чинмайа. Также как Кришна в танце раса. Эти гопи также являются экспансией его энергии. И вы найдёте поэтому, что Кришна находится со всеми и каждой гопи. Это ещё одно объяснение. Поэтому мы не должны принимать танец Кришны за наши бальные танцы. Нет, это ошибка. Если мы будем правильно понимать танец Кришны, тогда мы обретём освобождение. В Шримад-Бхагаватам говорится, что вместо того, чтобы читать какие-то книги об этих бальных танцах, если вы будете читать о танце Кришны, то каков будет результат? Результатом будет

хрид-рога-камам апахинотй ашв ачирена дхирах
/ШБ 10.33.39/

У всех есть эти похотливые желания, но на самом деле, если человек продвинут и он слушает от осознавшей себя личности что означает танец раса Кришны, тогда результатом будет хрид-рога-камам. У нас есть болезни сердца. Болезни сердца означают похотливые желания. Хрид-рога-камам апахинотй: "Они исчезнут". Если человек на самом деле будет слушать о раса-лиле Кришны, тогда у него больше не будет похотливых желаний, таков результат. Но если мы будем не настолько продвинутыми духовно, до тех пор мы не должны слушать о раса-лиле. Иначе мы будем совершать оскорбления. Мы будем думать, что "Кришна танцует как мы". Как он, Кришна танцует? Кришна танцует со всеми и каждой гопи. Вы можете так делать? Тогда как вы можете говорить, что "Кришна танцует как мы?". Если вы посмотрите на картинку, то вы увидите, что все и каждая... Каждая гопи думает, что "Кришна танцует со мной". Как это возможно? Если будете танцевать, имитируя... Есть много негодяев. Они имитируют, что "Я Кришна, и также могу так танцевать". Нет. Это

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхих
/Брахма-самхита 5.37/

Это проявление, демонстрация не принадлежит к этому материальному миру. ананда-чинмайа-раса. Когда Кришна танцевал, все гопи, они оставили их материальное тело рядом с мужем, но они отправились на танец. Это духовное тело. Это не материальное тело. Поэтому не говорите таким образом, что "То, как танцует Кришна и как танцуем мы, это одно и тоже". Иначе вы будете ошибаться. Это будет оскорблением.

Итак, мы должны обрести большой уровень духовного понимания. И люди, так называемые художники, они рисуют изображения Кришны, его отношения с гопи. Это не очень хорошо. Это сбивает с толку. Люди могут подумать, и это на самом деле происходит. Не будучи зрелым, не имея возвышенного духовного сознания, если человек пытается постичь или увидеть Кришна-лилу с гопи, тогда он будет сбит с толку. Поэтому Чайтанья Махапрабху, вы увидите, строго настрого обсуждал эту Кришна-лилу с очень сокровенными преданными, Рамананда Раем, но не с другими. Он никогда не обсуждал с Сарвабхаума Бхаттачарьей или Пракашанандой Сарасвати. Он обсуждал философию майавады, но не Кришна-лилу. Кришна-лилу он обсуждал с Рамананда Раем, самым близким преданным. И для того, чтобы постичь Кришну, Вьясадева посвятил девять глав, девять песен. И затем с десятой песни, он начинает Кришна-лилу.

Итак, Кришна-лила это лицо Кришны, улыбающееся лицо Кришны. Поэтому мы должны практиковать видеть разные части тела, постепенно поднимаясь снизу. Мы в первую очередь видим его лотосные стопы, затем постепенно... это описывается. Две стопы, их называют первой главой, в первой песне, второй песне. Таким образом мы поднимаемся. Всё устроено очень научно. Если мы будем делать это постепенно, в соответствии с наставлениями шастр, тогда это будет очень легко. А иначе,

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчид ветти мам (таттватах)
/БГ 7.3/

Мы должны понять таттватах. Эта таттватах означает

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
/БГ 18.55/

Снова таттватах. Только через преданное служение. Преданное служение. Что такое преданное служение?

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-сева…
/ШБ 7.5.23/

Мы должны следовать этим девяти принципам преданного служения, особенно этому шраванам, киртанам и арчанам. Арчанам, поклоняться Божеству и шраванам киртанам. Даже если вы будете следовать одному, то это достаточно, но есть девять разных процессов. Насколько это возможно, мы должны следовать всему, и по крайней мере,

шраванам киртанам вишнох смаранам
пада-севанам, арчанам

Арчана очень важна. Для каништха-адхикари, преданный на низшей стадии, арчана очень, очень важна. Хотя преданный на более высоком уровне, он также предлагает поклонение, но Кришна находится везде. Для преданного новичка... Также как некоторые люди могут сказать, что "Зачем вам идти в храм? Кришна находится везде". Кто задавал этот вопрос? "Кришне нельзя служить...". Здесь, вчера вечером. Я думаю, эти девушки, сварна девушки. Кришна находится везде, это факт, но это для парамхамсы, тот, кто очень, очень возвышенный. Для каништха-адхикари, он не может, как попугай, он может сказать, "Кришна находится везде". Ему нужно учиться, " Кришна находится здесь в храме". Иначе это просто богохульство, что "Кришна находится везде". Это факт, но где ваше осознание? Кришна находится в вашем сердце. У вас есть такое осознание?

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше арджуна тиштхати
/БГ 18.61/

У вас есть такое осознание, что Кришна находится в вашем сердце? Вы можете говорить с Кришной? Он говорит, Кришна говорит, "Я говорю".

буддхи йогам-дадами там
/БГ 10.10/

Кришна даёт разум. Кришна даёт, но есть ли у вас такое осознание?
Итак, все эти факты, что Кришна находится везде, Кришна в вашем сердце, Кришна находится в атоме.

андатара стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/

Это факт, но где ваше осознание? Поэтому вы должны начать осознание с арчаны. Это очень важно. Когда вы будете более опытны в арчане,

йе йатха мам прападйанте
/БГ 4.11/

Чем больше осознание вы получите, тем более продвинутым вы станете. Поэтому для каништха-адхикари, он должны сам возвыситься.

арчайам эва харайе
йах пуджам шраддхайехате
на тад-бхактешу чанйешу
са бхактах пракритах смритах
/ШБ 11.2.47/

Совершая эту арча-виграха, арчанам, вы будете постепенно продвигаться. Но если вы будете просто оставаться на арчана-виддхи или процессе арчаны, и вы не сможете понять, кто такой бхакта, и что делать с другими... Это также обязанность бхакты, не так, что мы будем просто заниматься арчаной.

Мы должны знать, как уважать преданного, также как служить другим. Это мадхйама-адхикари. Если вы просто будете удовлетворены, что "Теперь я удовлетворён и предлагаю арчану, я стал совершенным", нет, совершенство всё ещё впереди. Вы должны понять, кто такой преданный. Вы должны понять, как служить невинным. Если вы не знаете этого, тогда если будете просто погружены в арча-виграха-севу, арчана, тогда вы будете оставаться на материальном уровне.

на тад-бхактешу чанйешу
са бхактах пракритах смритах

Пракритах означает материальный. Он пытается выйти на духовный уровень, но если он будет просто оставаться в арчане и не будет проповедовать, то это на тад-бхактешу чанйешу. Анйешу. Анйешу означает те, кто невинны. Это мадхйама-адхикари, средний уровень.

ишваре тад-адхинешу
балишешу двишатсу ча
према-маитри-крипопекша
йах кароти са мадхйамах
/ШБ 11.2.46/

Ишвара. Тогда, благодаря поклонению арча-виграха, благодаря шравана-киртана, благодаря правильному прогрессу вы поймёте, каково положение Кришны, Ишвары. И ишваре тад-адхинешу. И адхина. Адхина означает, те, кто трудятся для Кришны. Их называют тад-адхина. Адхина означает подчинённый.
Итак, каждый преданный подчинён. Никто не равен Кришне. Если мы будем так делать, тогда это ошибка. Преданный... Преданный никогда не говорит. Даса. Даса означает слуга. Слуга всегда подчинён. Поэтому вайшнав говорит, "дас". Он никогда не говорит, "господин". Вайшнава, даса, подчинённый, тад-адхина, под  Кришной. Никто не может быть выше Кришны или равный Кришне. Это ошибка. Эти философы майавади думают, "Теперь я стал равен Кришне. Я также Кришна". Это негодяйство. Кришна, Бог никогда не равен никому. Асамаурдхва. Асама означает "не равен", и урдха, "всегда выше". Асамаурдхва. Это описывается в Бхагават...

Поэтому мы должны оставаться тад-адхина, всегда ниже Кришны. Это наше совершенство. Если мы будем такими, как в западных странах - они восстают. Если женщине рекомендуют оставаться под контролем мужа, то для неё это оскорбление. Они не могут этого терпеть. Но на самом деле мы видим в Индии, что жена, которая остаётся под контролем мужа, она счастлива. Это практический факт. Это практический факт. И поэтому в Ману-самхите рекомендуется,

на стрийам сватантратам архати

Женщина всегда должна находиться под защитой... Защита не означает невежество, нет. Защита означает давать ей все возможности. Это защита. Также как отец защищает ребёнка. Это не означает пренебрежение. Подобным образом, женщина должна быть защищена. Ею нельзя пренебрегать. Это не правильно понимают. В западных странах может быть неправильное поведение, но на самом деле мы видели, это до сих пор есть в Индии, женщина... Эту идею подал господь Рамачандра, как муж защищает женщину. Сита деви была украдена. Рамачандра это Верховный Господь. Он мог жениться на многих тысячах Сит, но как обязательный муж, для того, чтобы спасти одну жену, он убил всю семью Раваны. Это защита. Он убил всю его семью. Он стал... Поэтому женщине необходима защита, и муж обязан дать защиту, отец обязан дать защиту, и выросшие дети обязаны оказать защиту.

Итак, мы являемся пракрити. Пракрити пуруша. Итак, Кришна это пуруша. Он защищает всех живых существ. Вчера,

бхритйануграха-катарам
/ШБ 3.28.17/

Также как отец всегда беспокоится о том, чтобы его дети были хорошо защищены, подобным образом Кришна также всегда беспокоится  о том, чтобы защитить своих подопечных. Но если подопечный отвергает Кришну, "Мне не нужна твоя защита", тогда страдай от своей кармы. Вот что вы делаете. Те, кто находятся в материальном мире, они страдают. Почему? Они оставили защиту Кришны. Они думают, что "Мы сможем защитить себя сами. Какая польза от Кришны?". Поэтому это называется

дхармасйа гланих
/БГ 4.7/

Это отклонение от естественного образа жизни, когда вы оставляете защиту. Итак, наше движение сознания Кришны это: снова вернуться к этой защите, вернуться обратно домой, назад к Богу. Большое спасибо.

Преданные: Вся слава Шриле Прбхупаде. /перерыв/…

Шрила Прабхупада: ...Парипрашнена. с покорностью постигать эту тему, задавать вопросы это один из атрибутов.

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти тад джнанам
джнанинас таттва-даршинах
/БГ 4.34/

Преданный (1): Вы сказали, что если мы создали ваше мраморное изображение и предлагаем ему пищу, то вы его не примете. Итак...

Шрила Прабхупада: Хм?

Брахманaнда: В вашей лекции вы сказали, что если кто-то предлагает пищу вашей статуе...

Шрила Прабхупада: Это не статуя, но люди думают, что это статуя. Это сам Кришна. Но потому что в настоящее время мы не можем видеть Кришну, поэтому он является как статуя.

Брахманaнда: Его вопрос... В вашей лекции вы сделали утверждение, что ваша статуя не является тем же, что и вы, и тем не менее в некоторых наших храмах, таком как Вриндаван, было установлено мурти Вашей Божественной Милости и они предлагают прасад. Поэтому является ли это тем же, когда прасад принимается гуру?

Шрила Прабхупада: Да.

сакшад-дхаритвена самаста-шастраих
/Шри гурв-аштака/

Гуру не отличен от Кришны. Это принимают все шастры. сакшад-дхаритвена самаста-шастраих.

сакшад дхаритвена самаста-шастраир уктах

"сказано", татха бхавйата эва садбхих, "И те, кто являются возвышенными преданными, они принимают это таким образом".

кинту прабхор йах прийа ева тасйа

"Но положение гуру это самый сокровенный слуга". Итак, гуру это слуга Бога, а Кришна это Бог, господин. Оба из них являются Богом, Бог слуга и Бог господин.

гуру кришна крипайа пайа бхакти-лата-биджа
/ЧЧ, Мадхья 19.151/

Поэтому мы должны служить как слуге, так и господину. Через слугу, мы идём к господину. Ещё какие-то вопросы? Повторяйте Харе Кришна.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |