| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 5.5.1-2
(7 сентября 1973, Стокгольм
)

Шрила Прабхупада:
найам дехо деха-бхаджам нр-локе
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам
/ШБ 5.5.1/
махат-севам дварам ахур вимуктес
тамо-дварам йошитам санги-сангам
махантас те сама-читтах прашанта
виманйавах сухридах садхаво йе
/ШБ 5.5.2/

Итак, уктам эваха ришабхам ити. Мы сейчас обсуждаем наставления Господа Ришабхадевы Своим сыновьям.

тад уктам упайнона бхагавата упасанам упадеша упадекшамана вайрагйам вина ападешто пи бхакти-йога на самйак пратитиштхати тад утпадайа каман ниндати найам этад двайам

Эти слова принадлежат Бхирагхавачарье. Он относится к Рамануджа сампрадайе. У нас есть четыре ученические преемственности: Мадхавачарья сампрадайа или преемственность, Рамануджа ачарья, Вишну Свами, и..., какие другие? Нимбарка. Итак, Бхирагхавачарья принадлежит к ученической преемственности Рамануджи. Он был очень знаменитым человеком, ачарьей. Итак, он говорит, что

упайнона бхагавата упасанам упадеша упадекшамана вайрагйам вина ападешто пи бхакти-йога на самйак пратитиштхати

Мы можем давать наставления на многие годы, но если человек не практикует вайрагью, отречение, вайрагйа вина...

Это бхакти-йога, другое название это вайрагйа-йога. На это указывает Сарвабхаума Бхаттачарья. Когда он предлагал свои молитвы Шри Чайтанье Махапрабху, он сказал:

ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йога-
шикшартхам эках пурушах пуранах
шри-кришна-чаитанйа-шарира-дхари
крипамбудхир йас там ахам прападйе
/ЧЧ, Мадхья 6.254/

Он сказал, что это Шри Кришна Чайтанья Махапрабху это тот же Господь Кришна. Кришна рекомендует:

сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Эта сарва-дхарман включает всю нашу материальную деятельность. Но люди не могут этого понять. Это наставление по-прежнему актуально.
Кришна сказал сарва-дхарман паритйаджйа,  "Просто предайся Мне". Но никто этого не делает. Бог говорит, что «Предайся Мне, я тебя полностью защищу». Это гарантия. Но мы настолько неудачливы, что мы не можем поверить или не можем также быть уверенными в словах Бога. Мы не верим. «О, Бог не может нас защитить. Я попытаюсь использовать свои собственные техники. Я себя защищу». Таков мир. Это значит, что он не отрёкся от материальной деятельности. Кришна также говорит: «Оставь…».
Также как мы говорим. Есть так много разных предложений. Приходят филантропы: «Люди голодают.  Мы должны в первую очередь позаботиться об этом». Коммунисты говорят: «Когда мы можем обсуждать что-то духовное… Так много людей голодает», как будто они подписали договор, чтобы их кормить. Но это просто большие, большие слова. Они ничего не могут сделать. И они также ничего не хотят делать. Они просто стремятся к собственному удовлетворению чувств.  Иначе, почему так много людей по всему миру добровольно голодают? Также как хиппи. Почему они лежат на улице, в парке, без какой-то конкретной цели, чтобы есть, спать. Они дети отнюдь не бедных родителей.

Итак, природа будет действовать по-своему. Вы не можете их остановить. Но так как они не могут оставить свою привязанность к этой материальной деятельности, они выдвигают какой-то лозунг: «Мы не трудимся ради этого. Закончив это, мы примемся за духовную жизнь». Итак, это называется бич божий. Что это такое, бич божий? Есть огонь, и огонь движется вперёд, и человек за ним следует. Это иногда подобно этому. Они ничего не могут сделать. На самом деле, у них есть привязанность к этой материальной деятельности, и они выдвигают разные лозунги. Но если человек серьёзен по поводу того, чтобы вернуться обратно домой к Богу… В первую очередь, у них нет понимания, где находится место, где живёт Бог. Они думают, что всё это выдумка. Почему это выдумка? Если вы принимаете, что существует Бог, почему вы возражаете по поводу того, что у Него есть дом? У нас есть наш дом, у нас есть наша квартира, и Бог предоставляет  нам все эти возможности, а Него самого нет таких удобств? Он что безличен? У Него нет дома? Только посмотрите.

Поэтому это не может понять материалистичный человек. Поэтому, человек должен практиковать вайрагью, отречение. Об этом говорится здесь.

бхагавата упасанам упадеша упадекшамана вайрагйам вина ападешто пи бхакти-йога на самйак пратитиштхати ити

Мы должны практиковать одно вместе с другим, добровольно, чтобы быть отречёнными от материальной деятельности. Тогда мы сможем совершать прогресс в преданном служении. тад утпатайа каман миндати. Это наша добровольная деятельность. Если мы хотим быть отрешёнными… Потому что Кришна настолько добр, если у вас есть хоть маленькая крупица привязанности к этому материальному миру, вам не позволят войти в царство Бога. Вы должны быть полностью свободны. Поэтому, бхакти-йога провозглашается Рупой Госвами:

анйабхилашита шунйам. Анйабхилашита шунйам
/БРС 1.1.11/

Шунйам означает ноль. Все виды материальных желаний должны быть сведены к нулю.

анйабхилашита шунйам гйана-кармади-анавритам
/ЧЧ, Мадхья 19.167/

Джнана, спекулятивные методы понимания Абсолютной Истины, как спекулируют майавади, «это не то, это не это». Это джнана.

И карма означает, что они не трудятся тяжело для того, чтобы наслаждаться плодами, как мы видим обычно повсюду, они так тяжело работают. Большие, большие здания, большие, большие фабрики, большие, большие дороги, города, так много всего. Они пытаются быть счастливыми благодаря такому развитию материального богатства. Их называют карми. Некоторые из них пытаются быть счастливыми в этом материальном, в этом мире или в этой жизни, и есть также другие, они также совершают большие, большие ягьи, занимаются благотворительностью, чтобы в следующей жизни они также могли родиться в очень хорошей семье или смогли бы возвыситься до высших планетных систем, где стандарт жизни в тысячи раз выше, чем здесь. Это всё уже устроено. Итак, они стремятся к этому. Не только стать телесно счастливыми в этой жизни, но также и в следующей жизни. Но существуют сложности. Предположим вы хотите быть счастливыми материально, тогда… Посмотрите, как они очень тяжело трудятся. У них нет времени. Утром, в пол шестого, мы выходим на утренние прогулки, мы видим, что идут рабочие. Ночью… Вы европейцы, вы знаете лучше меня, как очень, очень тяжело они трудятся. В чём смысл этого? Чтобы стать счастливым. Чтобы удовлетворить чувства. Подобным образом, есть другие, которые знают, что после смерти есть жизнь. Поэтому они также готовятся: «В следующей жизни мы также будем счастливы, мы можем родиться в очень богатой семье, на высших планетах, на райских планетах».

Итак, происходит такой тяжелый труд. Итак, Ришабхадева говорит, что необходимо остановить эту тяжёлую деятельность. Нет нужды в таком тяжёлом труде. Зачем вам так тяжело работать? Такого рода тяжкий труд можно увидеть среди животных. Есть животные, также как мы видели одного шакала, который перебегал улицу. Итак, они выходят ночью, некоторые животные, особенно хищники. Они выходят ночью ради еды. Все трудятся тяжело, они также выходят. Итак, животные также, они также тяжело работают. Приводится пример свиней и собак. У них есть ограничения. Если вы будете продолжать работать ради лучших стандартов жизни, тогда вы будете привязаны к этой работе и ваш ум будет  погружён в такую деятельность. И если ум будет продолжать быть погружённым в такую тяжёлую работу, тогда, после того, как вы оставите это тело, вы должны будете принять другое тело, для того, чтобы исполнить такие желания в уме. Кришна даст вам полную возможность.

Поэтому говорится:
деха-бхритан мадхйе (джа) нри-лока манушйах тасмин саттвайам манушйах деха кастан криччхан сампрадайаманам ата дукха-рупам каман йаджнадини. Йаджнадини прати на хати. Каман анубхавитум нархати ити артха

Ришабхадева говорит, что не работайте так тяжело, для простого удовлетворения чувств. На самом деле, нам не надо работать. Всё уже есть. Мы уже не раз это обсуждали. Также птицы встают утром, они не работают очень тяжело. Они знают, что, «мы должны полететь к какому-то дереву, и там есть еда, там есть какие-то фрукты, мы поедим». Нет больших проблем. Также животные, они обеспечены, все обеспечены. И даже люди, также как саньяси, они также обеспечены. Например, когда я приехал в вашу страну, здесь не было друзей, здесь не было родственников, но была гарантия, что «я еду ради дела Кришны. Поэтому, будет какое-то обеспечение, неважно, где». Мы должны иметь столько веры. На самом деле, даже тот, кто не обладает сознанием Кришны, тот, кто не является преданным Кришны, он также обеспечен. Обеспечение существует. Зачем нам так тяжело трудится? Наша задача, это беречь время для того, чтобы развиваться в сознании Кришны. Но люди не могут этого понять.

Теперь, как стать отрешённым от этой привычки работать тяжело, это предлагается здесь. Здесь сказано:

махат-севам дварам ахур вимуктес
/ШБ 5.5.2/

Махат-сева, святые личности,  если вы будете общаться с ними, если вы будете им служить, попытайтесь им служить, это практика до сих пор существует в Индии. Если саньяси, вы увидите в Чайтанья-чаритамрите, Шри Чайтанья Махапрабху ходил из деревни к деревне, но в какую деревню Он бы не пришёл… Обычно, саньяси приходит в храм, потому что храм предназначен для путешествующих саньяси. И как только какой-то саньяси... До сих пор эта традиция существует в Индии, как только кто-то видит, что саньяси пришёл в храм, кто-то из деревни, не кто-то, но многие придут, «Господин, вы можете принять обед у меня дома». Поэтому недостатка нет. Много людей, тем не менее придут, чтобы вас пригласить. Есть много псевдо или ложных Свами, они приняли эту профессию, потому что с едой не будет проблем.

Итак, махат-сева.... В чём суть?
Суть в том, что грихастхи знают, что «Мы попросту заняты чувственным удовлетворением. Если мы пригласим какого-то святого человека домой, если он поест у меня, тогда, хотя мы совершаем так много греховной деятельности, мы будем спасены».Таков процесс. Поэтому, саньяси рекомендуется принимать прасад в доме брахмана, потому что брахман предполагается, что он является очень благочестивым. Если вы будете принимать еду от неблагочестивых людей, тогда это значит, что вы разделяете часть их неблагочестивой деятельности. Но святой человек может переварить, но если он не сможет переварить, тогда вы должны будете страдать. Таков процесс. Тогда он должен будет страдать. Поэтому, ради безопасности, следует принимать обед в благочестивой семье, там, где есть семья вайшнавов или семья брахманов. А не так, что мы можем где-угодно принимать приготовленную пищу. Иногда мы должны это делать, но это противоречит принципу. Мы не должны принимать пищу везде и повсюду, кроме тех случаев, когда он является благочестивым.

Подразумевается, что брахманы являются благочестивыми, поэтому саньяси рекомендуется принимать пищу, обед в семье брахмана. А семья брахмана, по-прежнему, не все, немного семей по-прежнему в Индии, регулярно поклоняются Нарайане-шиле, шалаграма-шиле.

Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы оказывать служение святым людям.
махат-сева дварам. Если вы занимаетесь тем, что служите святым людям, тогда ваша дверь к тому, чтобы отправиться обратно домой к Богу постепенно откроется. махат-севам дварам ахур вимуктес. Это человеческое тело является перевалочным пунктом. Вы можете пойти этим путём или вы можете пойти тем путём. Это означает махат-сева, освобождение. Но люди не понимают, что такое освобождение. Они настолько тупы… Их система образования настолько бестолкова, что они не знают, что такое освобождение. Как кошки и собаки они не знают, что такое освобождение. Освобождение означает выбраться из этой ложной обусловленной жизни. Я думаю, что я являюсь этим телом, хотя это не так, и поэтому я действую в телесной концепции жизни и становлюсь все более и более запутавшимся, так что мне приходится принимать другое тело, другое тело и другое тело. Это моя обусловленная жизнь  и я подвергаюсь такому риску, принимая другое тело. Как говорится в Бхагават-Гите:

татха дехантара-праптир
/БГ 2.13/

Вы должны будете принять другое тело. И какое тело я получу, этого я не знаю. Теперь, предположим, если я получу другое тело в форме растения, дерева. Дерево может стоять в течение тысяч лет. И если мы получим такую жизнь, насколько это рискованно принимать другое тело. Это также возможно. Те, кто совершают большие, большие ягьи, благотворительность, они могут ожидать, что они перенесутся на райские планеты. Но те, кто ничего не делают, живя как кошки и собаки, о, их жизнь очень рискованна. Очень рискованна. Но они этого не знают. Нет такого образования. Но здесь рекомендуется, что, махат-севам дварам ахур. Если вы общаетесь со святыми людьми, тогда появится возможность, что ваша дверь к освобождению будет открыта. Дварам ахур вимуктес.

Итак, мы открываем много центров по всему миру. Для чего? Чтобы дать людям возможность получить общение с вайшнавами,  махат, махатма. Поэтому, те, кто отвечают за такие центры, они  должны быть идеальными махатмами. Махатма, означает преданный.

махатманас ту мам партха  даивим пракртим ашритах бхаджанти ананйа-манасо
/БГ 9.13/

Махатма значит тот, чья атма, чья душа занята служением Верховному Господу. Он является махатмой. Иначе кшудратма. Бог всепроникающий. Поэтому, тот, чья атма стала более привязана к всепроникающей Сверхдуше, его называют махатмой. Иначе он, кшудратма. Если мы, наше сердце привязано к ограниченному кругу моих друзей, жены, детей, дому, стране, тогда я кшудратма, так как это ограничено. кшудратма или дуратма. Противоположность махатме. Махан, великий. Поэтому мы должны общаться с махатмой. Махат-сева. Как общаться?

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
/БГ 4.34/

Общаться. Поэтому традиция такова, что когда человек идёт, чтобы встретиться со святым человеком, он даёт что-то на служение, или фрукты или что-то дарит. Это необходимо. Махат-сева так говорится. Сева значит служение. Маха-сева. Не так, что я иду, чтобы встретиться с махатмой, святым человеком и пообщаться с ним с различными негодяйскими предложениями и потратить понапрасну его время и также своё время. Это не общение с махатмой. Махат-сева. Вы должны обратиться к святому человеку, для того, чтобы оказать ему какое-то служение. Это начало. Духовное продвижение в жизни означает, что вы должны оказать какое-то служение. Это служение начинается, когда мы служим представителю Кришны, махатме. Он является духовным учителем или святым человеком.

Итак, махат-севам дварам ахур вимуктес
/ШБ 5.5.2/

И прямо противоположное это,
махат-севам дварам ахур вимуктес тамо-дварам йошитам санги-сангам

Йошит. Йошит, значит наслаждаемое, женщина, или пракрити. Природа всё устроила таким образом, что мужская форма или женская форма, которая привлекает, называется йошит. Есть очень много вещей, которые нас привлекают, не только одна женщина привлекательна. Нет. Женщины это форма. Рупа, раса, шабда, гандха, спарша, это называется тан-матра, наслаждение... У нас есть чувства. Итак, должен быть объект наслаждения чувствами. Глаза, у них также есть объект чувственного удовлетворения. Глаза хотят смотреть на прекрасные формы. Глаза, рупа. Рупа, значит форма. И язык, он хочет наслаждаться очень хорошим вкусом, вкусной едой. Поэтому это также наслаждение. А не так, что только женщина для наслаждения. Любое вкусное блюдо, которое привлекает мой язык, это также наслаждение.
махат-севам тамо-дварам йошита... Это йошит. Хорошая красивая женщина или мужчина, который привлекает, хорошая еда, которая привлекает мой язык, рупа, раса, шабда, хорошее пение, которое привлекает мое ухо... Рупа, раса, шабда,гандха, запах, который привлекает мои ноздри. Рупа, раса, гандха, шабда, спарша, прикосновение. Итак, это всё объекты для наслаждение, цели. Итак, тамо-дварам йошитам санги-сангам. Те, кто привязаны только к этому, люди в целом привязаны ко всем этим вещам. Они ходят в кино, они пьют вино, они идут в ресторан, чтобы удовлетворять язык, клубы и говорить о многих вещах.

Итак, те, кто привязаны ко всем этим вещам для чувственного удовлетворения, если мы будем общаться с такими людьми, тогда наша дверь в ад будет открыта. Две двери. Вы должны сделать выбор. Или эта дверь, чтобы получить освобождение это запутанности повторяющихся рождений и смертей, и отправиться обратно к Богу, это  одна дверь. Другая дверь, для чувственного удовлетворения.

аданта-гобхир вишатам тамисрам
/ШБ 7.5.30/

Чем больше мы вовлекаемся в удовлетворение чувств, тем больше, больше, больше… Также как пьяница, с самого начала, он не является большим пьяницей. Он принимает немного, затем больше, большие, большие бутылки. Это просто… Курение, когда ребёнок из-за плохого общения учится курить, тогда он становится заядлым курильщиком, одну за другой, одну за другой, одну за другой.

Итак, если мы вовлекаемся в удовлетворение чувств, тогда оно будет увеличиваться, оно будет увеличиваться. И чем более мы увеличиваем процесс удовлетворения чувств, тем больше мы погружаемся вниз, глубже, глубже, в адские условия жизни.

Также как однажды я общался с Мистером Берманом, который является инженером на шахте. Итак, я говорил с ним, «Вы потратили так много времени, чтобы получить образование как горнодобывающий инженер…» Он изучил  очень хорошую технологию. «Но вы когда-нибудь оценивали своё положение? Получив так много образования, изучив технологию, ваше место находится в тёмной шахте, это ваше место. Вы должны трудиться весь день, в темноте. И вы считаетесь очень опытным, и вы получаете хорошую зарплату, но ваше место в тёмном руднике. Почему бы вам…»? Подобным образом, его жена, она квалифицированный гинеколог. И в чем же состоит её занятие? Её занятие это убивать ребёнка во чреве – аборты. Только посмотрите. Оба являются экспертами. Один искусен в том, чтобы работать в адских условиях в руднике, в темноте, другой опытен в том, чтобы убивать маленьких детей в утробе. Понимаете? Поэтому результат таков, что они идут в ад.

аданта-гобхир вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам
/ШБ 7.5.30/

Снова занимаются тем же, снова отправляются в ад. Это называется тамо-дварам, невежество.

тамо-дварам йошитам санги-сангам
/ШБ 5.5.2/

Поэтому, для того, чтобы совершать продвижение в духовной жизни, человек должен серьезно практиковать вайрагью. Тапасйа, это тапасйа. Если вы будете практиковать вайрагью, отвергать: «Нет, я не буду есть этого, я не буду пить этого, мне это не нравится», отвержение – вы должны это практиковать. Мы должны это практиковать. Но хотя это очень сложно, что касается нас, мы сделали все эти предписания очень чёткими. Просто соблюдать четыре регулирующих принципа – никакого незаконного секса, никаких азартных игр, никакого мясоедения, и никаких интоксикаций. Ровно столько мы должны практиковать, если мы в действительности серьёзны, чтобы попасть…, продвинуться в духовной жизни. Это добровольная вайрагья. В чём сложность? Вы хотите половой жизни, почему бы вам тогда не жить как муж и жена, в браке? Половая жизнь не отвергается, но не за пределами брака.  Это отвергается. Немного вайрагьи. Но мы сделали такую цивилизацию, что мы не ответственны за брак. Пусть эта девушка станет проституткой и пусть они наслаждаются и уходят. Ужасная цивилизация. Они катятся в ад.

пунах пунаш чарвита-чарвананам
/ШБ 7.5.30/

Но они этого не знают. И им всё равно. Современная цивилизация находится в очень серьёзном положении. Если мы будем думать.  То, кто не знает, он находится во тьме, это совсем другое. Но особенно в западных странах, я вижу, что бедным девушкам пропагандируют проституцию. Что это такое? Топлесс. Да. Без верха, без низа и многое такое. Понимаете. Специально, бедных девушек используют ради чувственного удовлетворения. Такая ужасная ситуация. И когда случается беременность, тогда аборт, затем дальнейшая запутанность, дальше…

Итак, это путь в темнейшие области адских условий жизни. Удовлетворение чувств. Поэтому человек должен этого избегать. махат-севам дварам ахур вимуктес, и тамо-дварам йошитам санги-сангам. И не только когда вы непосредственно совершаете всё это, тогда вы обречены пойти в ад. Если вы общаетесь с такой личностью, тогда вы тоже  ответственны. Если вы общаетесь. Также как какие-то негодяи говорят: «Да, мы едим мясо, но не убиваем непосредственно. Мы покупаем». Они думают, что «Позвольте мне наслаждаться мясоедением. Те, кто убивают на бойнях, они будут отвечать. Я свободен». Нет. Так как вы общаетесь с такими людьми, в соответствии с Ману-самхитой когда животное убивают, восемь человек разделяют ответственность за убийство. Восемь человек. Тот, кто убивает, тот, кто приказывает, тот, кто покупает, тот, кто готовит, тот, кто ест – так много. Таков закон. Также как если убивают человека. Убийство совершается одним человеком, но если у него много сообщников, которые помогали ему, кто-то поставил оружие, или дал, многие помогали – всех их арестовывают. Таков закон. Также как у нас здесь есть закон, здесь мы можем избежать созданных человеком законов, но вы не можете избежать законов, сотворённых Богом. Это невозможно. Законы, созданные человеком, мы избегаем, потому что всё, что сделано человеком, не достаточно совершенно. Поэтому иногда вы можете избежать. Но от этого нельзя убежать. Но вы не можете убежать от законов Бога.

ишварах сарва-бхутанам хрд-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Бог находится в вашем сердце. Он всё видит и записывает.

ануманта упадрашта
/БГ 13.23/

Вы не можете убежать.
Итак, это очень важные вещи, если мы на самом деле серьёзны по отношению к тому, чтобы избавиться от этого материального мира и отправиться обратно домой…, тогда наставления Ришабхадевы очень важны. Мы обсудим их снова.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |