| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 5.5.1-8
(9 сентября 1973, Стокгольм
)

Прадьюмна: (повторяет ШБ 5.5.1)
Шрила Прабхупада: Продолжай.
Прадьюмна: Все стихи?
Шрила Прабхупада: да, восемь стихов.
Прадьюмна: (продолжает повторять стихи)

ришабха увача
найам дехо деха-бхаджам нрилоке
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам

/ШБ 5.5.1/

махат-севам дварам ахур вимуктес
тамо-дварам йошитам санги-сангам
махантас те сама-читтах прашанта виманйавах сухридах садхаво йе

/ШБ 5.5.2/

йе ва майише крита-саухридартха
джанешу дехамбхара-вартикешу
грихешу джайатмаджа-ратиматсу
на прити-йукта йавад-артхаш ча локе

/ШБ 5.5.3/

нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе йата атмано 'йам асанн апи клешада аса дехах

/ШБ 5.5.4/

парабхавас тавад абодха-джато
йаван на джиджна(гйа)сата атма-таттвам
йават крийас тавад идам мано ваи
карматмакам йена шарира-бандхах

/ШБ 5.5.5/

эвам манах карма-вашам прайункте
авидйайатманй упадхийамане
притир на йаван майи васудеве
на мучйате деха-йогена тават

/ШБ 5.5.6/

йада на пашйатй айатха гунехам
свартхе праматтах сахаса випашчит
гата-смритир виндати татра тапан
асадйа маитхунйам агарам аджна(гйа)х

/ШБ 5.5.7/

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам тайор митхо хридайа-грантхим ахух
ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир джанасйа мохо 'йам ахам мамети

/ШБ 5.5.8/

Шрила Прабхупада: ...Хорошие наставления Ришабхадевы. Ришабхадева был инкарнацией Бога. Он давал наставления Своим сыновьям перед тем, как он ушёл от дел. Итак, он даёт наставления найам дехах, это тело, деха-бхаджам нрилоке. Деха-бхаджам, значит тот, кто принял это материальное тело. На самом деле это тело не существует. Это просто покрытие, поэтому оно называется майя. У всех нас есть опыт, что ночью мы забываем об этом теле. Мы действуем в другом теле во сне. Ночью мы чувствуем, что это тело не существует, ночью мы видим сон, мы получаем другое тело, гуляем в другом месте, создаём другие ситуации, действуем в другом теле. Это факт, каждый день, каждую ночь, мы это так видим. И в течение дня мы забываем, что тело, грубое тело больше не существует, и когда мы действуем в грубом теле, тонкое тело не существует. Но я существую. Я существую как в тонком так и грубом теле. Тело днём также является сном, но мы настолько глупы, что мы этого не понимаем. Безумны, мы сходим по нему с ума. Поэтому это тонкое тело и грубое тело, и они исчезают днём и ночью, кошки и собаки не могут понять. Но человек, если у него трезвый ум, он сможет понять. Что это за звук?...

найам дехо деха-бхаджам нрилоке каштан каман архате вид-бхуджам йе
/ШБ 5.5.1/

Днём или ночью мы трудимся тяжело, но какова цель. Цель в том, чтобы удовлетворить чувства. Спросите этих людей по всему миру, особенно в западных странах. Они составляют так много планов. Вчера, когда мы летели на самолёте, в течение всех двух часов один человек работал, делал какие-то подсчёты. Потому все заняты, очень, очень заняты, но если вы спросите его: «Почему вы так тяжело трудитесь? В чём цель этого? Цель, он не может ничего сказать, помимо удовлетворения чувств, и всё. У него больше нет цели. Он может думать, что «у меня большая семья, я должен их поддерживать», или «у меня так много ответственности». Но что это такое? Это просто чувственное удовольствие. Даже мы придумываем так много «измов», филантропизм, гуманизм, национализм, социализм,  так много всего. Но что это за «измы? Это также удовлетворение чувств. Я удовлетворяю мои чувства. Я хочу, чтобы чувства моих братьев, чувства моих сестёр, чувства моих друзей, или чувства людей моего общества, или моей нации, соотечественников, были удовлетворены. Цель это удовлетворение чувств. Также как в нашей стране у нас был Махатма Ганди. Итак, он начал, предполагается, что он стал отцом нации. В разных странах есть много лидеров. Но если мы, я имею в виду, посмотрим на это дело, то  это удовлетворение чувств, и всё. Расширенное удовлетворение чувств. Это подобно тому, как Маркс, как его имя, полное имя?

Преданный: Карл Маркс.

Шрила Прабхупада: Карл Маркс. Он думает, как работник, рабочий, их чувства будут удовлетворены. Такова его философия. Не так ли?

Преданный: Да.

Шрила Прабхупада: Он думает, что капиталист, удовлетворяет только свои чувства в роскоши, а почему не рабочий, который на самом деле работает. Такова его философия. Главный момент, это удовлетворение чувств. Просто попытайтесь понять. Весь мир занят деятельностью под различными вывесками, но центральный момент это удовлетворение чувств. И всё. Кто-то из присутствующих может против этого возразить. Но здесь Ришабхадева говорит:

нрилоке каштан каман на архате.  На айам дехо деха-бхаджам нрилоке каштан каман архате вид-бхуджам йе
/ШБ 5.5.1/

Такого рода тяжёлая деятельность, её также выполняют собаки и свиньи. Значит ли это, что мы должны работать, у нас есть эта человеческая форма тела, и мы должны действовать как собаки и свиньи. На самом деле они так и делают. Не более того. Собаки и свиньи, они весь день и ночь заняты тем же: как есть, как спать, как заниматься сексом, как обороняться. Человек также трудится подобным образом, только под другой вывеской. Национализм, социализм, этот «изм», тот «изм», но деятельность собак и свиней и так называемого человеческого общества одинакова. Поэтому Ришабхадева говорит, что собаки и свиньи трудятся так тяжело ради удовлетворения чувств, но эта человеческая форма тела для этого не предназначена. Она нужна для другого пути. Эта современная цивилизация этого не знает. Современный человек, общество, они этого не знают. Они просто думают: «Да, собака спит на улице. У нас должно быть очень хорошее здание, хорошая квартира, очень хорошая кровать. Это развитие цивилизации. Иначе это примитивно, если у нас будут оставаться те же стандарты, спать где-угодно, без мебели, с…» Но, в конце концов, смысл это спать, и ничего более. Подобным образом, возьмите также еду или совокупление. Тогда возникает вопрос, для чего, вы говорите, предназначена человеческая жизнь? Ответ это

тапо дивйам путрака йена саттвам шуддхйед
/ШБ 5.5.1/

Человеческая жизнь предназначена для тапасйи, тапасйа. Тапасйа значит аскеза. Отвергать это, отвергать. Кошки и собаки удовлетворены – когда они много едят, они думают, что они наслаждаются. В наши дни человек также. Они используют так много вкусовых добавок, пьют. Мы видим это в самолетах. Перед тем как есть, они подают вино, увеличивают аппетит, затем много едят, в огромных количествах. Вы это отметили?

Преданные: Да.
Шрила Прабхупада: Да, это их наслаждение. Но Ришабхадева говорит, или шастра говорит: «Нет, нет, ты не должен есть совсем. В этом твоё совершенство». Только посмотрите. Эти, эти люди подобны животным, они едят так много, они наслаждаются, но вашей целью должно стать уменьшение до степени необходимости, больше не есть. Итак, готовы ли они? Нет. Это очень трудно. Но такова цель. Поэтому вы увидите, что те, кто духовно возвышены…, например  Рагхунатха Дас Госвами. Рагхунатха Дас Госвами был сыном очень богатого человека. Его отец и дед были очень богатыми людьми в … 500 лет назад, их доход был 12 лакхов рупий в год. Один лакх, 100 тысяч рупий, я думаю, что в настоящий момент, что их ценность была бы больше в 100 тысяч раз.
Преданный: (неразборчиво)
Шрила Прабхупада: В течение нашей жизни мы видим, в нашем детстве, нашем отрочестве, мы видели, что рис продавался за 3 рупии и четыре анны, первоклассный рис. Мой отец покупал 15 мешков риса за раз, и его стоимость была 3 рупии 4 анны. Также как семена тмина, настолько хорошие. Первоклассный рис. Теперь этот первоклассный рис, по крайней мере, в Индии, больше не доступен, так как весь первоклассный рис экспортируется. Индийское правительство хотят обмениваться, они хотят получить машины. Поэтому в обмен на машины, они отправляют весь хороший рис на экспорт. Даже убивая коров, они отсылают мясо, шкуры. У них есть договор с Россией.
Итак, доход отца Рагхунатха Дас Госвами был 100 тысяч рупий в месяц. Теперь, я слышал, иногда, что за одну рупию, они покупали 9 мешков риса. Итак, в любом случае, Рагхунатха Дас Госвами, суть в том, что, Рагхунатха Дас Госвами был сыном очень богатого человека и у него была очень красивая жена. Отец видел, что этот мальчик немного непоседлив, его очень привлекает движение Чайтаньи Махапрабху. Он хочет к нему присоединиться и поэтому он хочет уйти из дома. Поэтому пусть у него будет очень красивая жена, чтобы он не смог уйти. Итак, для богатого человека, получить красивую жену это не очень сложно, у него особый дом, с садом, и с охраной, так чтобы сын не убежал. Таково было положение Рагхунатха Даса Госвами.

Итак, однажды Рагхунатха Дас Госвами... В то время он не был Госвами, Рагхунатха, мать Рагхунатхи советовала своему мужу, или отцу Рагхунатхи: "Почему ты  не закуёшь его в кандалы?». Как женщина, она советовала, что лучше посадить его, как в тюрьме, на железную цепь, подобным образом ты поступи с моим сыном, чтобы он не убежал. Поэтому отец отвечал: «Ты сошла с ума, разве ты не видишь, что я дал ему такую хорошую жену, а он совсем не привязан. И что сделает это железная цепь»? Это был Рагхунатха Дас Госвами.

В конце концов, Рагхунатха Дас Госвами, так или иначе, не смотря на надзор отца и матери, покинул дом и присоединился к Чайтанье Махапрабху в Джаганатха Пури. Итак, Чайтанья Махапрабху был очень доволен, что Рагхунатха пришёл. Поэтому его отец думал, что «этот мальчик убежал, он не склонен так жить, поэтому он не должен страдать от недостатка денег», поэтому он послал четырёх слуг и 400 рупий в месяц на расходы Рагхунатха. Итак, Рагхунатха Дас Госвами, в начале он принимал эти 400 рупий, но что он делал, он тратил их на то, чтобы приглашать всех саньяси, включая Чайтанью Махапрабху. Поэтому постепенно Рагхунатха Дас Госвами сказал, что все его люди, люди отца, «Идите лучше домой. Мне не нужна ваша помощь. Мне не нужны эти деньги. Уходите». Хозяин,… поэтому они ушли. И приглашений больше не было. Чайтанья Махапрабху спросил у Своего личного секретаря, Сварупы Дамодары. Потому что Рагхунатха Дас Госвами был отдан в обучение Сварупы Дамодары.
Он спросил Сварупу Дамодару: "Мы сейчас не получаем никаких приглашений от Рагхунатхи, почему?" "Нет, он отказался от денег своего отца. Он их не принимает. Эти люди ушли». Тогда Чайтанья Махапрабху сказал, «О, это очень хорошо. Он стал попрошайкой принимая помощь из дома, это нехорошо. Он отказался, это очень хорошо. Но как же он питается теперь»? «Теперь он стоит у ворот в храм Джаганатхи. Когда священники идут домой, они жертвуют немного еды. Так он поддерживается». Тогда, через несколько дней, Чайтанья Махапрабху спросил у Сварупы Дамодары: "O, я сейчас не вижу, чтобы Рагхунатха стоял там, что он делает?». Сварупа Дамодара ответил, что " Рагхунатха оставил и это занятие. Он думал, что он стоит подобно проститутке. «Нет, я так не хочу». Тогда «Как он ест?». «Нет, он собирает какой-то рис, который был смыт с кухни и он это ест». Рагхунатха Дас Госвами делал так.

Чайтанья Махапрабху однажды пришёл к нему и стал искать, просто для того, чтобы воодушевить, он искал, и увидел этот маленький горшок, в котором хранился рис. Итак, "Рагхунатха, что это такое?". Он начал есть, «О, очень хороший рис. Ты ешь такие хорошие блюда, и ты не приглашаешь нас?». (смех). Рагхунатха Дас Госвами сказал: "Это не для тебя, не бери это…» «Нет, это очень вкусно»! Таким образом Рагхунатха Дас Госвами увеличил стандарты, и позднее, после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху, когда он пришёл, чтобы жить во Вриндаване с шестью госвами, он также является одним из госвами, он принимал омовение три раза в день, но не ел. Через день он принимал немного пахты. И всё. Это называется тапасйа, аскеза. Выходя на уровень, когда он ничего не ест. Больше не спит, не занимается больше половой жизнью, больше никакой обороны. Это совершенство. Кто это сможет принять? (смех)

Поэтому Ришабхадева говорит:
найам дехо деха-бхаджам нрилоке
/ШБ 5.5.1/

собирать на еду, сон, и совокупление, трудится весь день и ночь, это не хорошо. Тогда что же хорошо? Тапах.

тапо дивйам путрака йена саттвам шуддхйед
/ШБ 5.5.1/

Саттвам, означает, что ваше существование должно быть очищено. Наше существование, это не чистое существование, поэтому у нас есть это материальное тело. Теперь, что такое? Пусть у нас будет это материальное тело, которым мы так хорошо наслаждаемся. Что в этом плохого? Но негодяи, не имеют представления, что мы можем этого избежать, я имею в виду, страдания этого тела. Мы можем избежать. В Бхагават-Гите сказано, что:

джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошану-дар…
/БГ 13.8-12/

Но они не знают что это горе, это отвратительно. Они настолько тупы, как животные. Они не могут думать, что есть возможность не попасть в бойню. Когда их забирают в бойню, они соглашаются пойти, так как для них нет иного пути. Мы были сотворены, предназначены для бойни. Таково наше истинное положение. Бедные животные, у них нет сил протестовать, даже объединившись, они не могут дать отпор людям. Вы увидите, что сотню коров ведёт один мальчик или один человек. Они настолько беспомощны. Если они объединяться, своими рогами они могут сразу же убить этого человека, но у них нет разума. Они не знают, как сражаться. Иногда они сражаются, но это положение негодяев и глупцов. Возьмём, к примеру, одна корова или один бык достаточно сильны, чтобы убить десятерых человек. У него так много силы. Но, так как у него нет разума, так как он животное, сотни коров и быков один челок ведёт в бойню.

Итак, этот разум представляет собой разницу между животным и человеком. Если бы сто человек вели таким образом, сразу же человек, который ведёт их, чтобы убить, немедленно, зачем 100, 10 человек было бы достаточно, или 2 человека были бы достаточно сильными. Они этого бы не потерпели. Подобным образом, нас также ведут законы природы, чтобы причинить эти неудобства, повторяющиеся рождения и смерть, старость и болезни. Но в настоящий момент, почему сейчас, всегда, эти люди, эти негодяи, они не знают, что мы можем спастись от этих повторяющихся рождений и смерти, старости и болезней. У них нет никакого понимания. И это цивилизация. Как выбраться из  этих рождений и смерти, старости и болезней, это цивилизация. Но ни один, никто не знает, ни ученые, ни философы, ни политики. Они считают, что возможности нет. Поэтому в Бхагават-Гите сказано:

йам хи на вйатхайантй эте
пурушам пурушаршабха
сама-духкха-сукхам дхирам
со 'мртатвайа калпате
/БГ 2.15/

Амритатва, амритатва значит, что больше нет рождений, больше нет смерти. Больше нет рождений, больше нет смерти, больше нет болезней, больше нет старости. Это называется амритатва. Амрита означает вечность или бессмертие.

Хираньякашипу пытался. Хираньякашипу, вы знаете отца Прахлада Махараджа, он был побеждён полубогами. Поэтому он оставил дом и отправился совершать тапасью, чтобы стать бессмертным. Итак, он был демоном, поэтому, он отправился совершать тапасью, ради других полубогов, не Кришне, так как он был против Кришны.

Демоны, означает настроенные против Бога. Они никогда не отправятся к Богу. Они пойдут к кому-нибудь другому за могуществом. Итак, Хираньякашипу, когда к нему пришёл Брахма: «Почему ты совершаешь такую серьёзную тапасью, что весь мир дрожит из-за твоей тапасьи? Чего ты хочешь?».. Итак, он сказал: «Я хочу стать бессмертным». Господь Брахма сказал: «Это не в моей власти, так как я сам не бессмертен. Как я могу тебе дать бессмертие?».
Итак, он был демоном, поэтому он думал, что обманув Брахму, непрямым способом, он принял все благословления, чтобы: «Я никогда не умер от, не был убит никаким человеком, никаким животным, или никаким живым существом. Я не должен умереть ни днём, я не должен умереть ни ночью, я не должен умереть ни в воздухе, я не должен умереть ни на земле, я не должен умереть ни в воде». Таким образом, насколько это возможно, с помощью отрицания, не то, не это, не это, он думал: «Теперь я стал бессмертным». Но он был также убит Нрисимхадевом, который сдержал обещание Брахмы. Он не был убит ни днём, ни ночью. Он не был убит ни в воде, ни в воздухе. Он был убит на коленях Господа. Таким образом… На самом деле, даже демоны в те дни думали: «Почему мы должны быть подвержены этим законам рождения, старости и болезни. Мы должны спастись». Но демоны не могут этого сделать. Но есть способ. Но кто его знает? Спросите любого, спросите любого учёного, философа, «Есть ли у вас какой-то процесс, с помощью которого мы можем стать бессмертным»? Что они ответят? «Сейчас у нас нет такой возможности, но мы стараемся. В будущем». Они скажут так. Но нет смысла в будущем. Вы можете получить это немедленно
В Бхагават-Гите сказано:

джанма карма ча ме дивйам  эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма наити
/БГ 4.9/

Кришна говорит: «Если кто-то просто знает кто Я такой, какова Моя деятельность, джанма, почему я являюсь в этом материальном мире, джанма карма». Он является как человеческое существо, но не совсем, но предполагается, что Он принимает одного отца и мать, и Он является. Деваки-васудева. Но это не обычная вещь. Здесь также сказано, что «ты должен претерпевать тапасйю, но не так как Хираньякашипу, обманывая Брахму. Дивйам, ради понимания Бога". Также как Кришна говорит, джанма карма ме дивйам, трансцендентную, йо джанати таттватах. Просто для того, чтобы понять Кришну, Его трансцендентное положение. Если вы попытаетесь понять, тогда Кришна говорит: «Каков результат?"

джанма карма ча ме дивйам йо джанати таттватах
/БГ 4.9/

Где этот стих? Найдите. Где Бхагават-Гита?
йо джанати таттватах тйактва дехам пунар джанма  наити мам эти каунтея
/БГ 4.9/

Найдите это, Да, Да, прочитайте это.
Преданные: Перевод?

Шрила Прабхупада: Да. И тот, кто не принимает рождения, для него нет старости, болезни. Итак, здесь подводиться итог, что он больше не принимает рождения в этом материальном мире. Какой там комментарий? Прочитайте.

Прадьюмна: Господь нисходит в материальный мир из Своей трансцендентной обители. Тот, кто постиг истинную природу появления Личности Бога в материальном мире, освобождается из материального плена и, оставив свое нынешнее тело, немедленно возвращается в царство Бога... (пауза…)

Шрила Прабхупада: джанма карма ча ме дивйам. Как Кришна распространяет Себя, как Он является, какова природа Его тела, если вы просто поймёте эти вещи, тогда вы станете бессмертными. Это движение сознания Кришны. Просто для того, чтобы дать людям возможность понять Кришну, и затем стать бессмертными. Такова миссия жизни. Не просто для того, чтобы наслаждать чувства изысканным образом, но цель в том, чтобы наслаждаться также как собаки и свиньи. Об этом говорится здесь.

найам дехо деха-бхаджам нрилоке
каштан каман архате вид-бхуджам йе

/ШБ 5.5.1/

Вид-бхуджам, означает свиньи, которые едят испражнения. Они также наслаждаются подобным образом. У них очень свободный секс. Их не заботит кто их мать, кто сестра, с любым. Мы видели, природа приводит примеры всего, вы можете изучать. Вы найдёте в Шримад-Бхагаватам, что с помощью изучения природы, вы можете получить так много совершенных уроков. Поэтому один преданный сделал природу своим духовным учителем, и благодаря изучению природы он получил так много информации. Поэтому, если вы будете изучать подобным образом, как здесь приводится в примере: вид-бхуджам йе. Итак,  вид-бхуджам значит свиньи или кабаны. Они  также хорошо едят, набирают жир, очень свободно занимаются сексом, поэтому значит ли это, что человек также предназначен для этого, подобно свиньям и собакам. В этом смысл. Таковы наставления. Это тело не предназначено для такого наслаждения чувств, но это тело предназначено для тапасьи, аскезы, как Рагхунатха Дас Госвами показывал на своём примере. Он пришёл к этому уровню нети. Как к этому прийти, - тапасйа. Почему? Благодаря этому процессу ваше существование будет очищено. И если вы скажете, какой смысл в очищении? Смысл есть, так как вы хотите счастья, но вашему счастью мешают. У вас не может быть постоянного, непрекращающегося счастья в этом теле. Поэтому, если вы на самом деле хотите счастья, тогда очистите своё существование, и вы получите продолжающееся вечное счастье в блаженстве и знании. Такова должна быть цель человеческой жизни.

Большое спасибо.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |