| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 5.5.2
(22 октября 1975, Йоханнесбург)

Шрила Прабхупада:
махат-севам дварам ахур вимуктес
тамо-дварам йошитам санги-сангам
махантас те сама-читтах прашанта
виманйавах сухридах садхаво йе
/ШБ 5.5.2/

В продолжение прошлого стиха, который я процитировал позавчера, второй стих предлагает, как человек может освободиться от этой материальной обусловленности.

В первом стихе было рекомендовано, что человеческая форма жизни не предназначена для того, чтобы бессмысленно тратить её как животные, собаки и свиньи. Её надо правильно использовать. Было предложено тапа, тапасйа. Тапасйа означает аскеза, добровольно принимать неудобство. Это называется тапасйа. Тапа, одно значение это "беспокойства". Предположим у меня есть какая-то привычка. Если мне советуют её оставить, то это доставляет беспокойства. К примеру, если я привык курить и кто-то или более старший говорит, "не кури", - бросить курить немного сложно, для тех, кто привык курить. Подобным образом... но в соответствии с рекомендацией доктора, если кто-то должен бросить курить, то он должен. А иначе его болезнь не вылечат. Подобным образом, мы, в нашем нынешнем положении,

тапо дивйам путрака йена шуддхйед саттвам
/ШБ 5.5.1/

Мы постоянно, неоднократно меняем тела, переселение души.

татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/

Это означает, что мы принимаем смерть. Смерть означает перемену, последнее изменение тела. Когда тело больше не пригодно для продолжения жизни, тогда природа предлагает другое тело. В момент смерти, как утверждается в Бхагават-Гите,

йам йам вапи смаран
локе тйаджатй анте калеварам,
сада тад-бхава-бхавитах

/БГ 8.6/

- мы создаём умонастроение. У нас есть два вида тела - тонкое тело и грубое тело. Это грубое тело состоит из пяти грубых материальных элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир. И тонкое тело сделано из ума, разума и эго. Когда мы спим, грубое тело не действует, но действует тонкое тело. Поэтому нам снится сон... В момент смерти грубому телу приходит конец, но тонкое тело - ум, разум, и эго - перенесёт меня в другое грубое тело. Оно войдёт в чрево другой матери, а мы создадим другое подобное тело как у матери, и когда ему придёт конец, тогда она выйдет.

Итак, таким образом духовная душа связана материальным грубым телом и тонким телом. Это наша болезнь... материальное существование означает, что мы страдаем от болезни. Итак, в первом стихе Ришабхадева советует своим сыновьям, "мои дорогие сыновья," тапо путрака.

тапо дивйам путрака
йена шуддхйет саттвам
йасмад брахма-саукхйам анантам
/ШБ 5.5.1/

Наше положение... как я объяснял однажды, мы являемся неотъемлемой частью Бога. Итак, сущность Бога это

сач-чид-ананда виграхах
/Брахма-самхита, 5.1/

вечность, блаженство, знание. Наше знание, наше блаженство, нашв вечность может быть очень маленьким, но мы обладаем тем же качеством.

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

В Веданта-сутре сказано, что духовная душа или Бог... Бог это высший дух, а мы крошечные. Он является вибху, безграничным; мы ану, очень маленькие - молекулярные или атомные. Итак, качество то же самое. Итак, мы стремимся к вечности, стремимся к полному знанию и оставаться в блаженстве, это наша природа, потому что мы являемся неотъемлемой частью Бога. Но из-за того, что мы покрыты этими материальными элементами - земля, вода, воздух, огонь, эфир, ум, разум, и эго - мы страдаем от этой болезни-

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

Джанма означает рождение и мритью означает смерть. Как только мы рождаемся то это означает, что мы должны готовиться к смерти. Мой возраст растёт, что значит, что мой век сокращается; не увеличивается. Когда рождается ребёнок, если какой-то друг спрашивает, "Когда родился ребёнок?". "Только что, за неделю до этого", это означает, что ребёнок уже умирает неделю. Отнимите одну неделю от срока его жизни. Итак, мы умираем каждое мгновение. Мритью, смерть гарантирована. "Также верно, как смерть". Но мы не должны умирать, и мы также не должны рождаться. Это объясняется в Бхагават-Гите.
на джайате на мрийате ва: "Духовная душа никогда не рождается и никогда не умирает".

нитйах шашвато 'йам
на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Духовная душа, нитйа, вечность, шашвата, неистощимый... На ханйате, ясно говорит,
на ханйате ханйамане шарире. Итак, это наша смерть не естественна. Поэтому нам не нравится умирать. Мы не хотим быть не счастливы. Мы не хотим быть без знания. Это наша природа. Но потому что эта природа сдерживается материальными условиями, поэтому задача человека это излечиться от этой болезни - рождение, смерть, старость и болезни. Это миссия жизни, не тратить время, не тратить нашу жизнь, продолжительность жизни, просто прыгать как собака и свинья. Это не человеческая жизнь.

тапо дивйам
/ШБ 5.5.1/

Поэтому мы должны претерпевать тапасью. Мы не должны по прихоти чем-то заниматься. Это не человеческая жизнь. Поэтому человеческая жизнь, необходимо образование;  есть закономерности, надо следовать наставлениям авторитетов. Это человеческая жизнь. Законы написаны для жизни человека, не для кошек и собак. Поэтому Ришабхадева предложил, что "Практикуйте аскезы". Что значит... аскезы означают... я уже объяснял. Мне не нравится ничего делать, но для того, чтобы излечить эту мою материальную болезнь, я должен это делать. Это называется аскеза. Тот же пример: я привык курить. Мне это не нравится. Если кто-то скажет, "Не курите", то для меня это сложно. Но я должен это сделать, если я хочу излечить мою болезнь. Это называется аскеза.

Итак, в соответствии с ведической системой, мы должны быть безгрешны. Если мы не будем безгрешны, то у нас не будет понимания к Богу. Это невозможно. Это утверждается в Бхагават-Гите:

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
те двандва-моха-нирмукта
бхаджанте мам дридха-вратах
/БГ 7.28/

"Человек, который полностью покончил со своими реакциями греховной жизни...".

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам

Итак, мы заняты пунйа карма, благочестивой деятельностью, тогда нет возможности действовать неблагочестиво. Итак, пунйа-карманам.

йаджна дана тапах крийах
/БГ 17.24/

Это благочестивая деятельность: йаджна, совершать жертвоприношение. Упоминаются разного рода жертвоприношения, но в этот век это сложно. Поэтому в этот век самое легкое жертвоприношение это повторять эту Харе Кришна мантру.

йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах
/ШБ 11.5.32/

Совершение этой йаджны, санкиртана-йаджны, вы должны просто согласиться. Вы ничего не потеряете. Вы просто обретёте. Повторяйте Харе Кришна. Мы не просим никого: "Заплатите нам немного, немного долларов. Тогда повторяйте святые имена". Нет. Это бесплатно. Вы можете повторять - если хотите. Это йаджна. Это ягья этого века. Любой может присоединиться. Не страшно, что присоединится этот класс людей. Нет, любой - бедный, богатый, белый, чёрный, безграмотный, учёный - все. Йаджнаих санкиртана означает

бахубхир милитва
/Шри Джива Госвами, Рама-сандарбха/

Когда много людей собираются вместе, чтобы прославлять Господа, то это называется санкиртана.

Итак, эта Харе Кришна маха-мантра означает... Мы проповедуем по всему миру. Все присоединяются. Все повторяют святые имена. Поэтому это не очень сложная задача. И вы можете... Это йаджна.

И затем дана. Дана означает благотворительность. Поэтому всё, что вы зарабатываете, по крайней мере, какой-то процент ваших денег должен отдаваться на благотворительность. Самая лучшая благотворительность это давать на распространение этого движения сознания Кришны, сознания Бога. Кришна сказал,

дадаси йат курушва тад мад-арпанам
/БГ 9.27/

"Если ты хочешь дать что-то в пожертвование, то пожалуйста, дай мне". Кришна говорит, Бог говорит. Итак, йаджна-дана-тапах, снова тапа, аскеза.

йаджна-дана-тапах-крийах паванани манишинам
/БГ 18.5/

Мы не должны оставлять этой практики, совершать ягью, давать пожертвования и практиковать тапасью. Это важно для человека. Это надо практиковать насколько возможно. Итак, это называется благочестивая деятельность. Таким образом, когда вы, йешам тв анта-гатам папам, больше не грешите, чистая жизнь,

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
/БГ 7.28/

всегда практиковать благочестивую деятельность.

те двандва-моха-нирмукта
/БГ 7.28/

такая личность без всяких сомнений, без какой-либо двойственности, может заниматься служением Господу, такая личность. Поэтому Ришабхадева говорит,

тапо дивйам путрака
/ШБ 5.5.1/

Путрака. "Мои дорогие мальчики, мои дорогие сыновья, не тратьте время понапрасну как собаки и свиньи. Просто практикуйте тапасйью". Тапо дивйам. Дивйам. Дивйам означает ради божественной цели, а не для того, чтобы создавать какое-то оружие для того, чтобы убивать тысячи человек за раз. Для этого также нужна тапасья, очень большое внимание, труд и старания. Необходимо всё. Это называется тапасйа. Но не такого рода тапасья, для неблагоприятного положения человеческого общества, нет. Тапо дивйам, для божественного понимания. Поэтому благом будет йена шуддхйед саттвам. Тогда наше существование, положение, жизненная позиция, очистится. И каков будет результат, если она очистится? Йена брахма-саукхйам анантам. Мы стремимся к вечной жизни, мы стремимся к счастью и стремимся к полному знанию. Это будет достижимо. Поэтому

тапо дивйам путрака йена шуддхйет саттвам
йасмад брахма-саукхйам анантам
/ШБ 5.5.1/

Это успех жизни. Теперь, в следующем стихе, как мы можем практиковать тапасью, это рекомендуется здесь. Махат-севам.

махат-севам дварам ахур вимуктех
/ШБ 5.5.2/

Махат, великая душа. Махат означает великая душа. Кто такая великая душа?

махатманас ту мам партха
даивим пракртим ашритах
/БГ 9.13/

Великая душа означает тот, кто принял прибежище у духовной природы. Он является великой душой. Есть две природы: духовная природа и материальная природа. Мы можем понять материальную природу, это тело и духовную природу, душу. И в нашем существовании есть две вещи: материя и дух. Подобным образом, есть две энергии Бога. Одна энергия называется материальной энергией, а другая называется духовной энергией.

Постичь Бога. Мы можем постичь Бога - существование Бога - благодаря присутствию Его энергии, также как мы можем понять, что есть Солнце в присутствии солнечного света. Свет это энергия Солнца. Утром, как только смотрите через дверь, открытое окно, теперь есть свет, - вы можете понять, что Солнце встало. Итак, мы можем понять существование Бога, благодаря присутствию его энергии. Благодаря присутствию его энергии. Также как Солнце можно постичь благодаря присутствию света и тепла, подобным образом, всё, что мы видим в этом мире, это действие двух энергий: материальной и духовной энергии. Мы можем понять, что Бог есть. А иначе откуда исходит эта энергия? Как только мы получаем свет и тепло, мы понимаем, что есть Солнце. Подобным образом, татхедам акхилам джагат.

эка-деша-стхитасйагнер
джйотсна вистарини йатха
парасйа брахманах шактис
татхедам акхилам джагат
/ЧЧ Мадхья 20.110, Вишну-пурана 1.22.53/

Что представляет из себя этот мир? Этот мир является расширением двух энергий Бога: материальная энергия и духовная энергия. Итак, махат означает, тот, кто принял прибежище у духовной энергии. Его называют  махат, великая душа. Что касается материальной энергии, они, обычно все живые существа, которые находятся в этом материальном мире, они приняли прибежище у материальной энергии, 8 400 000 форм тела. Но махат означает тот, кто принял прибежище у духовной энергии. Итак, махат севан: мы должны обратиться к такой личности, которая приняла прибежище у духовной энергии Бога.

махат-севам дварам ахур вимуктес
/ШБ 5.5.2/

Если вы хотите освобождения из этих кандалов - рождение, смерть, старость и болезнь и многого другого - тогда вы должны совершать тапасью под руководством великой души. махат-севам дварам ахур вимуктес. Если вы хотите освобождения. И

тамо-дварам йошитам санги-сангам
/ШБ 5.5.2/

Йошитам. Йошитам означает. Йошит значит женщина. Итак, эта материальная энергия это... каждая энергия является женщиной. Духовная энергия это также женщина, материальная энергия это женщина. Материальная энергия это тамас, темнота, и другая энергия это свет. Поэтому наставление Вед гласит

тамаси ма джйотир гамах
/Брихад-аранйака Упанишад, 1.3.28/

Не оставайся во тьме материальной энергии. В Чанди, те, кто читали Чанди,

йа деви сарва-бхутанам нидра-рупена самастхитах

Задача материальной энергии это держать нас в спячке без какого-либо чистого знания. Это материальная энергия. Поэтому если мы будем находиться в материальной энергии, то это будет вести нас всё больше и больше в темнейшие области адских условий жизни. тамо-дварам йошитам санги-сангам. Те, кто слишком сильно склонны к материальному, общаться с такими людьми означает, что вы будете оставаться в материальной энергии. А если вы будете общаться с теми, кто являются великими душами, те, кто приняли прибежище у духовной энергии, ваш путь к освобождению будет открыт. В этом смысл.

махат-севам дварам ахур вимуктес
тамо-дварам йошитам санги-сангам
махантас те сама-читтах
/ШБ 5.5.2/

И как я могу понять, кто является махам, или великой душой? Поэтому приводится это определение. махантас те сама-читтах: равновесие. Они добры ко всем. Они не различают. сама-читтах. Это означает духовное осознание, видеть всех на одном уровне.

видйа-винайа-сампанне
брахмане гави хастини
шуни чаива шва-паке ча
пандитах сама-даршинах

/БГ 5.18/

В другом месте сказано,
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати,
самах сарвешу бхутешу
/БГ 18.54/

Это сама-читтах, равно относятся ко всем, а не так, что "Он американец, поэтому я должен быть добр к нему" или "Он индиец. Я должен быть добр к нему", "Он чёрный, я должен быть добр к нему". Нет. Все. пандитах сама-даршинах. ама-читтах. Это квалификация великой души. Нет такого различия, что "Он такой и такой-то. Поэтому мне нет до него никакого дела". Нет. Проповедь Кришны направлена на всех. Христос проповедовал всем. И маханта. Маханта означает великая душа. Итак, здесь сказано,

махантас те сама-читтах прашанта
/ШБ 5.5.2/

всегда очень умиротворены. пракришта рупена шанта. Нет никаких беспокойств. Потому что он сам знает, что его не беспокоят никакие материальные условия.

ахаитукй апратихата
/ШБ 1.2.6/

Духовному продвижению в жизни не мешают никакие материальные условия. Это не так что, "Я нахожусь в таких и таких-то условиях. Я не могу совершать продвижения в духовной жизни". Нет. Материальные условия никогда не мешают духовному продвижению. Поэтому говорится прашанта. Виманйавах: "Он никогда не злится, никогда не зол".

виманйавах сухридах
/ШБ 5.5.2/

И является доброжелателем каждому. Таково видение маханты. Он видит, что "Он страдает без сознания Бога, без его отношений с Богом". Сухридах садхавах. Садхава, садху. Суть и сущность... Садху означает святая личность. Кто является святой личностью?

титикшавах каруниках
сухридах сарва-бхутанам
/ШБ 3.25.21/

Садху означает, святая личность значит, титикшава, терпимый, терпимый, не беспокоится. Теперь, в Западных странах, Господь Иисус Христос обладал терпением. Его распинали; тем не менее, он молился Богу, "Пожалуйста, прости их". Итак, его положение отличается. Человек должен пытаться стать садху. Садхавах.

титикшава каруниках
сухридах сарва-бхутанам

Суть и сущность садху означает, как это утверждается в Бхагават-Гите, мам ча вйабхи...

апи чет су-дурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак,
садхур эва са мантавйах
/БГ 9.30/

Если человек твердо держится за служение Господу, то его называют садху, святой, садхава.

махантас те сама-читтах прашанта
виманйавах сухридах садхаво йе
/ШБ 5.5.2/

Это квалификация махатмы, великой души. Поэтому мы должны его найти. Ведическое наставление гласит, "Попытайтесь найти такую личность". Вы должны принять... тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа. Найдите такого человека и общайтесь с ним. Попытайтесь служить ему, пранипатена, полностью предавшись.

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинах...
/БГ 4.34/

Поэтому мы должны обратиться к такой личности. Как это описывается здесь, махат-севам. Я должен служить великой душе. А это качества великой души. Итак, для своего удовлетворения мы находим так много вещей, поэтому наша истинная цель это как выбраться из этой материальной болезни. И выбраться из этой материальной болезни, это предписание приводится здесь, махат-севам: "Просто попытайтесь служить великой душе". А кто является великой душой? Это описывается здесь.

махантас те сама-читтах прашанта
виманйавах сухридах садхаво йе

Затем в следующем стихе говорится... Это, этот садху, этот махатма, обычно те, кто находятся в отречённом укладе жизни. Есть четыре категории жизни: брахмачари, грихастха, ванапрастха, и саньяса. Описание уже приводилось, это предназначено для нищенствующего монаха, который не имеет ничего общего с материальными делами жизни домохозяина, отречённого уклада жизни, саньяси. Это применимо к ним. Но другой махатма также рекомендуется здесь:

йе ва майише крита-саухридартха
джанешу дехамбхара-вартикешу
грихешу джайатмаджа-ратиматсу
на прити-йукта йавад-артхаш ча локе
/ШБ 5.5.3/

Ещё один, этот грихастха, домохозяин... Это не так, что просто саньяси, в отречённом укладе жизни, те, кто отвергли эти материальные связи, они могут стать великой душой. Не обязательно. Даже те, кто находятся в семейной жизни, живут с женой, детьми, друзьями, они также могут стать великой душой. Они могут стать великой душой. Итак, как они могут стать великой душой? йе ва майише крита-саухридартха. Такой грихастха, домохозяин, не всегда направлен на то, "Как достать деньги, как достать деньги". Нет. Их цель в том, как обрести дружбу с Господом. В этом заключается их цель. Не важно, живет ли он с женой и детьми. Это не важно. Но какова цель его жизни. Цель его жизни

майише крита-саухридартха

Это наставление даёт Ришабхадева. Он является воплощением Бога. Поэтому он сказал, "Тот, кто ищет дружбы со мной" или Богом, крита-саухридартха, "его единственная цель это как хранить дружбу с Кришной".

Также как Арджуна. Арджуна это домохозяин, и он является кшатрием, из царской семьи, и он был воином. Он знал, как сражаться. Но его дружба с Кришной была очень, очень крепкой. крита-саухридартха. Поэтому Кришна учил Арджуну, что "Арджуна, я поведаю тебе это таинство Бхагавад-Гиты". Арджуна мог сказать, что "Почему ты даёшь мне наставления? Я не являюсь ни саньяси, ни очень учёным знатоком Веданты или.. я грихастха, домохозяин, политик, в царской семье. Поэтому почему ты выбрал меня?". Бхакто 'си: "Потому что ты мой преданный". Вот что необходимо.

бхакто 'си прийо 'си
/БГ 4.3/

Не просто обычный друг; очень дорогой друг. Если вы станете очень дорогим другом, таким как Арджуна Кришне, или Богу, тогда в каком положении вы не находились, вы являетесь махатмой, великой душой. Вот что надо. Это не так, что...

В кали-югу, в этот век, очень трудно принять отречённый уклад жизни. Поэтому Чайтанья Махапрабху рекомендовал, что "Оставайся в своём положении - это не важно - но стань махатмой, великой душой". Это рекомендация Чайтаньи Махапрабху.

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван манобхир
прайашо джита аджита
/ШБ 10.14.3/

Это процесс того, как стать махатмой. Этот процесс рекомендует Чайтанья Махапрабху. Не этот придуманный процесс, но это процесс, рекомендованный в ведических шастрах. Что это такое?

джнане прайасам удапасйа наманта эва
/ШБ 10.14.3/

Это процесс таков: не пытайтесь спекулировать о Боге. Оставьте этот процесс, эту плохую привычку. Вы не можете спекулировать. Нет. Джнане прайаса. Это называется джнана. Джнана означает знание, обретать знание. Все пытаются... никто не заинтересован в том, как понять, кто такой Бог, но есть те, кто пытаются понять Бога с помощью умственных спекуляций. Итак, Чайтанья Махапрабху сказал, "Надо оставить эту практику спекуляций".

джнане прайасам удапасйа наманта эва

Просто станьте покорными, наманта. Не думайте, что "Я очень учёный, знаток. Я могу придумать свой собственный метод того, как найти Бога" или "я Бог", и т.д., т.д. Надо оставить эту практику. Просто станьте кроткими и смиренными

джнане прайасам удапасйа наманта эва

"Что мне будет от того, что я стану кротким и смиренным?".

сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
/ШБ 10.14.3/

Попытайтесь понять о Боге от личности, осознавшей Бога. Сделайте это и это вам поможет. стхане стхитах. Не надо менять ваше положение. Оставайтесь там, где вы находитесь.

шрути-гатам тану-ван манобхих
/ШБ 10.14.3/

Просто одолжите ваши уши, и попытайтесь слушать о Боге от само-осознавшей личности, от махатмы. Тогда в один день получится так, что хотя Бог непобедимый, но вы победите его.

прайена аджита джито 'пй аси
/ШБ 10.14.3, ЧЧ Мадхья 8.67/

Вы завоюете Бога. Вы не можете покорить Бога, но Бог соглашается быть завоёванным своим преданным. Это не прямое значение, стать преданным. Таков способ. И какой способ в преданности?

шраванам киртанам вишнох
/ШБ 7.5.23/

- просто пытайтесь слушать про Вишну, Верховного Господа. Шраванам. Первое это то, что вы милостиво пришли сюда и вы пытаетесь слушать. Это очень хорошо. Это начало процесса. Затем киртанам, шраванам киртанам. Всё, что вы слушаете, обсуждайте между собой. Это называется киртана.

шраванам киртанам вишнох смаранам

Помните обо всём, что связано с Богом.

шраванам киртанам вишнох смаранам
пада-севанам арчанам ванданам

Есть девять методов. Арчанам, храмовое поклонение. Итак, любой из этих методов вам поможет. Если вы примете девять методов, то это очень хорошо. Если нет, примите восемь. Если нет, 7. Если нет, 6. Примите 5,4,3,2. По крайней мере, примите один. Это очень легко - шраванам. Мы открываем несколько центров движения сознания Кришны. Не только мы... Есть также много других центров, чтобы слушать о Боге. Это очень существенно.

шраванам киртанам вишнох смаранам
пада-севанам

Итак, этот процесс можно практиковать даже дома. Нет необходимости менять ваше место, оставлять ваше дело,... занятие, или вам надо оставлять ваши семейные отношения. Нет. Оставайтесь в вашем... но практикуйте этот шраванам. Также как вы слушаете здесь в этом зале, вы можете это делать дома. Есть эти книги. Я говорю на основе книги. Вы можете также говорить из книги, и сидеть посреди членов вашей семьи и повторять Харе Кришна. Итак, целью должно быть то, как стать другом Кришны. Не важно, будете ли вы оставаться дома или вне дома. Нароттам дас Тхакур говорит,

грихе ва ванете тхаке
'ха гауранга' бале даке

Будете ли вы дома или нет, повторяйте

шри кришна чайтанья прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

 Это процесс, очень лёгкий процесс. И Харе Кришна. И конечно же, если вы хотите, знание придёт само собой. Если вы, ваше сердце очистится, благодаря этому методу шраванам киртанам,

чето-дарпана-марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

тогда сердце будет чисто. И Бог будет находится у вас в сердце, вы сможете видеть Бога внутри себя, в вашем сердце. Это называется медитация. Вы внутри себя постоянно видите Бога: "Вот Бог. Вот Кришна". Это медитация. Итак,

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдайешу вилокайанти
/Брахма-самхита 5.38/

Сантах, святые или махатмы, они развились благодаря постоянному слушанию о Боге. Они развили любовь к Богу. Это цель жизни. Это истинная цель человеческой жизни.

према пум - артхо махан
/«Чайтанья-матта-манджуса» (комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Шринатхи Чакраварти Тхакура)/

Что Чайтанья Махапрабху рекомендовал, как истинное благо от этой человеческой формы жизни? Постарайтесь развить нашу дремлющую любовь к Богу. Вот что необходимо, а не накапливать деньги. Мы не сможем взять с собой ничего. Всё останется. Счёт в банке останется в банке, а нам надо будет уходить, а между претендентами будут столкновения. Вот что получится. Но вы не сможете ничего с собой взять. Вам поможет просто ваше сознание, сознание Кришны. В момент смерти, если вы будете помнить о Кришне...

йам йам вапи смаран
локе тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

Так или иначе, если в момент смерти вы будете помнить о Кришне, тогда ваша жизнь увенчается успехом. Поэтому не важно, будете ли вы оставаться дома или не дома, чем вы будете заниматься, но не забывайте о вашем истинном предназначении. Это движение сознания Кришны. Итак,

йе ва майише крита-саухридартха
джанешу дехамбхара-вартикешу
грихешу джайатмаджа-ратиматсу
на прити-йуктах
/ШБ 5.5.3/

Здесь описываются признаки махатмы, великой души. Каковы они? Это дехамбхара-вартикешу. Те, кто просто думают о том, как в удобстве поддерживать это тело, это материальный мир. Все заняты тем, поддерживать это тело в очень комфортном состоянии, хотя это невозможно. Есть так много беспокойств, так много страданий, что невозможно поддерживать это тело в комфортном состоянии. Нельзя. Это факт. Но тем не менее, мы пытаемся. Их называют деха, дехамбхара-вартикешу. Просто для того, чтобы всё великолепно устроить для того, чтобы поддерживать это тело в очень комфортном состоянии, их называют дехамбхара-вартикешу. Они просто заняты тем, как поддерживать это тело в удобствах. Для такой личности, джанешу дехамбхара...

И грихишу. Хотя он находится дома, далее джайа, что значит жена. Джайа, атма-джа, дети, и рати, деньги. Всё это необходимо, домашнее хозяйство. Нужна жена, нужны дети, нужны деньги, нужно место. Поэтому, на прити-йуктах. Его цель это как увеличивать деньги, как удовлетворять, я имею в виду, родственников, как общаться с теми, кому интересно поддерживать это тело. на прити-йуктах. Ему с ними не интересно.

прити-йукта йавад-артхаш ча локе
/ШБ 5.5.3/

Просто общайтесь с ними по необходимости. Это не означает, что "Я не привязан к моей жене, поэтому я должен забыть о своём долге по отношению к жене и детям". Это не означает. йавад-артхаш ча локе. "Я должен исполнять это как мой долг, но моя главная задача это как достичь дружбы с Кришной". Такого рода грихастха это махатма.

Итак, есть два вида махатм. Один в отречённом укладе жизни. Они проповедуют по всему миру ради блага общества. И грихастха, он может не проповедовать... он может проповедовать. Среди своих родственников, членов семьи, детей, он также может проповедовать среди друзей. Поэтому проповедь нельзя остановить. Делайте это на маленьком или большом уровне - благом будет шраванам киртанам. Также как мы проповедуем. Вы также слушаете, и вы также повторяете. Итак, это повторение и процесс слушания должен увеличиваться. Человек должен пытаться стать безгрешным и попытаться развить дружбу с Богом. Тогда ваша жизнь увенчается успехом.

Большое спасибо. Харе Кришна. (аплодисменты)

Пушта-кришна: Вопросы, Шрила Прабхупада? Есть ли у кого-то какие-то вопросы? /перерыв/…

Гость (1): Ваша Божественная Милость Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, в Бхагават-Гите я увидел, как Господь объясняет преданному Арджуне йогу своей космической формы. Однако Арджуна, получил опыт видения этой космической формы Господа. Я хотел бы знать, какой божественной милостью был наделён Арджуна, чтобы он смог увидеть космическую форму Господа.

Шрила Прабхупада: У Бога есть его форма. Как-то я это объяснял. Но его форма не такая как у нас. Его форма это

сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита, 5.1/

Его тело вечно, исполнено знания и блаженства. Эта наша форма не обладает ни знанием, ни блаженством. Поэтому это не так, что у Бога нет формы. Когда косвенно говорится, что "у Бога нет формы", это означает, что у него формы, такой как у нас. Не думайте, что у него нет формы. У него нет формы, такой материальной формы, как у нас, которая не является вечной, не обладает знанием, и блаженством. Итак, у Бога есть форма. Итак, форма Бога постигается на трёх разных уровнях. Об этом говорится в Шримад-Бхагаватам,

ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/

"Эта абсолютная Истина познаётся... Они суть одно, но постигаются в трёх разных аспектах". Также как приводится этот пример, я приводил его несколько раз, что Солнце, солнечный диск, и бог - Солнца... На Солнце есть бог Солнца. Его зовут Вивасван. Также как вы ссылаетесь на Бхагават-Гиту, в Бхагават-Гите вы найдёте упоминание про главенствующее божество или про президента планеты Солнце. Его зовут Вивасван.

имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
/БГ 4.1/

Кришна говорит, что много миллионов лет назад он отправился на планету Солнце и проповедовал эту Бхагавад-Гиту богу Солнца, президенту планеты Солнце, Вивасвану. Итак, там есть живые существа. Бог Солнца это живое существо. Разница в том, что тела живых существ там сделаны из огня. В то время как наше тело сделано из земли, грязи, а их тела сотворены из огня. Поэтому они так сияют, полностью. Это огненная планета, воздушная планета, водная планета, земная планета - пять элементов. Поэтому если мы не сможем себе представить, что "Потому что у нас тело состоит из земли, то не может быть тела, состоящего из огня". Это недостаток нашего знания, слабое знание. В творении Бога существует разнообразие. Также как в воде мы можем видеть живых существ. Их тела отличаются..., не другие, но у них есть другие пропорции материальных элементов, так, чтобы они могли находится в воде. Подобным образом, разные пропорции на разных планетах... В шастрах мы видим. Это не так, что на других планетах нет жизни. Это не очень хорошее понимание. Везде есть живые существа. Итак, все эти живые существа по всей вселенной обладают телом, состоящим из материальных элементов. Но у Бога нет такого тела. Его тело отличается, сач-чид-ананда-виграхах.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита, 5.1/

итак, это духовное тело сач-чид-ананда-виграхах, может увеличиваться или уменьшаться.

анор анийах махато махийан
/Катха-упанишад 1.2.20/

Он может увеличить это тело, духовное тело, стать больше большего, и он может уменьшить тело до меньше меньшего. Это тело Бога. Вы не можете так делать.

андатара-стха-парамaну-чайа...
/Брахма-самхита 5.35/

Бог находится внутри атома. Как он находится внутри атома? анор анийах. Он может быть меньше меньшего. Он может стать больше большего. Итак, Арджуна, когда он увидел вишварупу, он показал ему форму больше всего большего. Но его обычная форма это две руки и две ноги. Также как в Библии сказано, "Человек создан по образу и подобию Господа". Итак, у Бога есть две руки, и в точности две ноги. Но Он является всемогущим, обладает всем могуществом. Наша сила ограничена, его могущество безгранично. А так он имеет форму.

Женщина: Ваша Милость, я хотела бы знать, почему вы называете тело, материальный мир, "тьмой" или "больным"? Вы ссылаетесь на..., тело как на больное и во тьме, но обязательно ли человек, (?) но другая форма энергии, такая как свет. И свет и тьма это ни что иное, как одни из аспектов энергии Верховной формы.

Пушта-кришна: Вопрос в том, почему вы называется материальный мир как тёмный или больной?

Шрила Прабхупада: Разве вы не видите тьму? Вам нужен свет.

Женщина: Темнота, да, но темнота, это ни что иное, как форма света.

Шрила Прабхупада: Да, невежество. Тьма означает невежество. Материальная жизнь означает, что мы не знаем вещи такими как они есть. Это тьма.

Женщина: Вы сказали в переносном смысле.

Шрила Прабхупада: Да. Знание не совершенно, поэтому все находятся во тьме.

Женщина: Но почему вы называется тело и дух...? Дух и тело это полемика света, существа, вселенной.

Шрила Прабхупада: Что это такое?

Женщина: Полемика. Противоположности. У вас есть тьма с одной стороны, и свет с другой. Невежество, если вы хотите, в этом аспекте, отождествлять это невежество как тьму.

Пушта-кришна: Я думаю, что вопрос в том, почему вы считаете тело больным?

Шрила Прабхупада: Потому что есть рождение, смерть, старость и болезни.

Женщина: Но если это одна из форм энергии, то почему один определённый уровень энергии и энергия никогда не теряется .

Шрила Прабхупада: Нет, есть две.

Женщина: Даже люди умирают. Конечно, сэр, это только другой уровень энергии, другая форма энергии. Энергия никогда...

Шрила Прабхупада: Да. Я это уде объяснял, материальная энергия и духовная энергия. В материальной энергии у вас есть все эти рождения, смерть, старость и болезни. В духовной энергии этого всего нет. Поэтому мы должны идти к духовной энергии.

Женщина: Как вы называете болезнь?

Пушта-кришна: Вы вечная духовная душа, и вы должны претерпевать рождения и смерть. Это не естественное состояние, также как лихорадка это неестественное состояния для здорового человека. Это болезнь.

Женщина: Но почему высшая энергия создала эту болезнь? Мы были вынуждены это получить, форму тела...

Шрила Прабхупада: Болезнью вы заражаетесь. Никто не заставляет вас заражаться болезнью. Когда вы заболеваете, вы заражаетесь какой-то инфекцией, а не так что кто-то заставляет вас заражаться. Поэтому когда вы приходите в материальный мир, то это ваша собственная болезнь.

Женщина: Но это болезнь, если вам надо перерождаться. Тогда это реинкарнация, снова переходить в другую форму болезни. Но вы не достигли духовного, полностью духовного...

Шрила Прабхупада: Да. Тогда вы излечитесь от материальной болезни. Это движение сознания Кришны.

Пушта-кришна: Ещё какие-то вопросы?

Гость (2): Вы упоминали, что человек не должен спекулировать о Боге и вы также упоминали, что человек должен пытаться быть безгрешным. Не может ли представление о безгреховности быть спекуляцией о Боге?

Пушта-кришна: Не будет ли идея об отсутствии греха...?

Гость (2): Будет ли спекуляцией о Боге, если вы скажете, что Бог это...

Пушта-кришна: Вы сказали, Шрила Прабхупада, что человек не должен спекулировать о Боге, и что человек должен быть лишён греха. Быть безгреховным, является ли это спекуляцией о Боге?

Индиец: Не является ли представление об отсутствии греха... Мы... Мы живём в грехе. Мы не знаем, что такое грех. Поэтому не будет ли представление о жизни без греха спекуляцией? Я не знаю, что такое грех, или не грех.

Пушта-кришна: Мы живём в грехе, поэтому разве это не спекуляция, рассматривать безгрешное состояние?

Шрила Прабхупада: Да. Если вы будете спекулировать, тогда вы также не будете в таком положении, чтобы понять что такое грех и что такое благочестие. Поэтому вы должны слушать авторитетов. Также как Кришна говорит,

йаджна-дана-тапах крийа на тйаджйам
/БГ 18.5/

"Не надо оставлять эти четыре вещи: совершение жертвоприношений, раздача милостыни, и практиковать тапасью". Поэтому вы не можете спекулировать. Получайте наставления от авторитета и попытайтесь это выполнять. Это не спекуляция. Это принятие наставления от авторитета.

Гость (2): Но потому что мы не знаем, что такое грех, то разве будет всё то, что сказал авторитет, правильным пониманием для нас?

Шрила Прабхупада: Итак, они не знают, поэтому они должны искать, если они серьёзны.

Гость (2): Но невозможно найти, что такое хорошо и плохо, не подчиняясь гуру, и потому что следуя гуру, это очевидно создаст разочарование.

Шрила Прабхупада: Хм?

Пушта-кришна: Есть ли какой-то способ найти правильное, не следуя правилам и ограничениям, изложенными авторитетами?

Шрила Прабхупада: Нет, это невозможно. Вы не можете нарушать правила и ограничения. Это невозможно.

Пушта-кришна: Он говорит, что следуя правилам, мы разочаруемся.

Шрила Прабхупада: Почему разочаруемся? Так много людей следует правилам и ограничениям. Где же разочарование?

Гость (2):  Если вы будете следовать правилам, тогда разве это не очевидно, что вы разочаруетесь? Если вы хотите что-то сделать, но правила говорят, "Нет, ты не должен этого делать".

Шрила Прабхупада: Это тапасья. Я хочу что-то сделать, но правило говорит, "Не делай так", поэтому я должен этому следовать. Это называется тапасья. Я не хочу это делать, но потому что так приказали старшие, поэтому я должен так делать. Также как закон... На улице вы увидите, что это удобно идти по одной стороне дороги, но закон гласит, "Вы должны ехать по правой стороне". Поэтому хотя вам это не нравится, тем не менее, вы должны так делать.

Гость (2): (Не чётко)

Пушта-кришна: Он говорит, что следовать правилам и ограничениям... эти правила и ограничения, они навязаны нам при воспитании...

Гость (2): И они навязаны нам в любой религии.

Пушта-кришна: И он говорит, что в религии правила и ограничения навязаны нам. А разве это не приносит разочарования, потому что мы делаем что-то, что нам не нравится делать? Это ваш вопрос?

Шрила Прабхупада: Я это уже объяснял. Это называется тапасья. Вы должны делать что-то, что вам не нравится делать. Это тапасья.

Гость (2): ...Вам не нравится делать.

Шрила Прабхупада: Это рекомендуется:

тапо дивйам путрака
йаджна дана тапах крийах
/ШБ 5.5.1/

Это называется тапасйа. Мне не нравится что-то делать, но я должен делать, потому что я принял кого-то, как авторитета. Это тапасья. Поэтому это надо практиковать. Но вам будет легче повторять эту Харе Кришна мантру. Не будет никаких... Также как эти парни, европейские, американские парни. Они строго следуют правилам и ограничениям, но для них это не стало чем-то очень сложным, очень легко, потому что они повторяют Харе Кришна. Это единственный метод.

Гость (2): Но это не для того, чтобы принимать авторитет, авторитет Бога, разве это не спекуляция о Боге? Как я могу принять авторитет, не зная, кто такой Бог? Как только я говорю, "Я знаю Бога", тогда очевидно, что я спекулирую.

Пушта-кришна: Его вопрос это "Разве не спекуляция, говорить, что кто-то познал Бога? Как только он думает, что он познал Бога"...

Шрила Прабхупада: Вы также знаете Бога. Вы также знаете Бога.

Гость (2): Нет, я не знаю.

Шрила Прабхупада: Нет, вы... Или вы думаете, что вы независимы от Бога?

Гость (2): Я не знаю, кто такой Бог.

Шрила Прабхупада: Нет, нет, вы не знаете. Почему вы не знаете? Вы не знаете, что вы не являетесь независимым?

Гость (2): Нет, я не знаю Бога.

Шрила Прабхупада: Но разве вы не умрёте? Вы можете помешать вашей смерти? Вы будете вынуждены умереть, поэтому как вы говорите, что вы независимы?

Гость (2): Я не умер, поэтому я не знаю, что означает умереть.

Шрила Прабхупада: Он не знает, каково значение смерти?

Гость (2): Нет. Лично для меня, я не знаю, что такое смерть.

Шрила Прабхупада: "Для меня" означает, что вы особый человек.

Гость (2): Я не знаю, что такое смерть.

Шрила Прабхупада: Все знают, что такое смерть. Все боятся смерти. Если вы не знаете, тогда вы не знаете вы человек или...

Гость (2): Нет, потому что спекуляции о Боге. Если мы не знаем...

Шрила Прабхупада: Тогда вы должны изучить это, затем говорить. Вам нужно изучить это. Вы должны изучить то, что вы не знаете.

Гость (2): Тогда как вы постигнете Бога, если вы не знаете, кто такой Бог?

Шрила Прабхупада: Вы должны это изучить. Вот что говорю. Но все знают, что они не являются независимыми. Он зависимый. Также как молодой человек. Если вы скажете, "Я не стану стариком", то это не правда. Вы станете старым. Поэтому вы зависите. Почему вы так не думаете?

Гость (2): Я не говорю, что я не стану.

Шрила Прабхупада: Никто не хочет стареть, но его вынуждают становиться старым. Откуда вы знаете, что вы независимы? Вы зависимы.

Гость (2): Я не боюсь стареть.

Шрила Прабхупада: Вы может быть не боитесь, но другие боятся. Им не нравится быть старым и страдать в положении старика. Он говорит, что

мам хи партха вйапашритйа
йе 'пи сйух папа-йонайах
стрийо ваишйас татха шудрас
те 'пи йанти парам гатим
/БГ 9.32/

Стрийа означает женщина. Итак, нет никаких ограничений для того, чтобы попасть обратно домой к Богу, ни для кого. Если он хочет попасть обратно, то нет никаких ограничений.

тe 'пи йанти парам гатим
мам хи партха вйапашритйа
йе 'пи сйух папа-йонайах

В этом заключается разница. Для Бога нет никаких различий. Женщины, мужчины имеют равные права, чтобы стать божественными и вернуться домой, обратно к Богу.

Гость (3): Как вы согласовываете пустоту... Бог бесконечен, и он находится во всех местах, и вы сказали, только что, что у Бога есть форма. Не иметь формы означает, что он..., он конечен... (нечётко). И как вы можете сопоставить эти два: он не имеет формы, и у него есть форма. У него есть форма и в то же время бесконечен?

Шрила Прабхупада: Я уже несколько раз объяснял согласование. Также как планета Солнца, бог Солнца и солнечный свет. Они едины, свет и тепло. Но тем не менее, солнечный свет это не планета Солнце, и планета Солнце это не бог Солнца. Это согласование. Любой может это понять. Три вещи, они едины благодаря теплу, и свету, но в то же время, когда солнечный свет находится у вас в комнате, то это не значит, что солнечный шар находится у вас в комнате или бог Солнца находится в вашей комнате. Это то, как соотнести.

Гость (4): Вы верите в то, что Иисус и Будда, и Кришна являются проявлениями того же Бога? Или вы верите, что Кришна единственный...?

Пушта-кришна: Вы верите в то, что Иисус, Будда, и Кришна все являются проявлениями того же Бога, или верите ли вы, что Кришна единственный?

Шрила Прабхупада: Нет. Они являются проявлениями Бога. Это правильно. Мы говорим,

кешава дхрита-буддха-шарира джайа джагад-иша харе
/Шрила Джаядева Госвами, Даша-аватара-стотра/

"О мой Господь Будда, теперь ты пришёл, как Будда, но ты тот же Кришна". Мы молимся таким образом.

Гость (5): Я хотел бы задать этот вопрос. Вы сказали, что Харе Кришна помогает нам по пути осознания Бога. Давайте сделаем, к примеру предположим, что я был голоден и я сказал, "пища, пища, пища". То это не обязательно наполнит меня. Я по-прежнему буду голоден. Как простое повторение слов принесёт осознание Бога?

Шрила Прабхупада: "Пища, пища, пища". (смех). В этом заключается разница между именем Бога и материальной природой. В материальной природе название пищи, название еды и еда на самом деле - рис, дал, чапати, пища - они отличаются. Они отличаются. Но в духовном мире, Бог и его имя одно и то же.

Гость (4): Но значение, которое мы даём слову "пища" это творение ума человека, слово "Бог" это творение ума человека. Мы приписываем духовное значение одному слову, а не другому. Но если вы будете говорить, что всё исходит из Бога, то в конечном итоге, означает, что он является всем.

Шрила Прабхупада: Да. Поэтому если вы станете более разумным, тогда вы будете спрашивать, "Откуда пришла пища?". В настоящий момент вы можете повторять "Пища, пища, пища" и вы получите пищу. Тогда если вы разумны, вы будете спрашивать, "Откуда пришла пища?" Это следующий шаг.

Гость (5): Я и понимаю, что пища должна приходить из земли, но...

Шрила Прабхупада: Пища приходит от Бога. Этого вы не знаете. Вас просто интересует еда, но вы не знаете, откуда появляется пища. Это ваше невежество. Если вы продвинутый ученик, тогда ваш следующий вопрос будет, "Откуда происходит пища?". Тогда вы придёте к Богу. На более низкой стадии вас интересует пища, но на более высокой стадии вас будет интересовать, откуда появляется пища. Это разум.

Гость (5): Я не отрицаю, что человек должен проходить через этот уровень. Я хотел бы задать вам вопрос...

Шрила Прабхупада: Вы хотите оставаться на уровне пищи, и всё. (смех). Поэтому мы рекомендуем идти выше, дальше. Это наш совет.

Гость (5): ...Продвигаясь далее. Я хотел бы знать...

Шрила Прабхупада: Нет. Это разум. Если вас интересуют пища, это нормально. Всех интересует пища. Ребёнка интересует только пища. Всё, что он получает, он кладёт в рот. Его интересует пища. Но когда он вырастает, то он понимает, что пищу даёт отец, мать. Это прогресс жизни. Если вы не хотите прогресса, если вы хотите оставаться на уровне детства, то это совсем другое.

Гость (5): У меня есть ещё один вопрос. Этот вопрос ранее... это вопрос авторитета. У нас есть духовный учитель, который говорит нам, невежественным, что делать. Что заставляет духовного учителя осознавать, что он является тем, учителем, который показывает невежественным, что такое путь?

Шрила Прабхупада: Что это такое?

Пушта-кришна: Его вопрос в том, что...

Шрила Прабхупада: Бог бесконечен?

Пушта-кришна: Каково особое качество, которое заставляет одного духовного учителя описывать бесконечного, когда Бог находится вне наших спекуляций?

Шрила Прабхупада: Бог находится вне наших спекуляций, это так. Но когда духовный учитель говорит то, что говорит Бог. Он не меняет. Это духовный учитель. Также как ребёнок, он просит своего отца, "Отец, что это такое?". Отец говорит, "Мой дорогой ребёнок, это микрофон". Поэтому когда ребёнок говорит, "это микрофон", это правильно, хотя он ребёнок. Итак, духовный учитель означает, что он говорит в точности то, что он слышит от Бога. И всё. Это духовный учитель. Он не спекулирует. Это квалификация духовного учителя. Он говорит то, что он слышал от Бога. И всё.

Гость (5): Но не является ли это предположением, что он слышит от Бога, а не действует на основе своей собственной обусловленности?

Шрила Прабхупада: Бог не может быть всем. Бог един. Бог означает, что никто ему не равен, у него нет..., нет никого выше. Это Бог, Асамаурдхва. Нет никого выше, чем Бог, нет никого равного Богу. Поэтому Бог один.

Гость (5): Если мы предполагаем, что ведические писания, это откровения осознавшей себя души и это происходит от Бога, мы должны действовать, предполагая, что эта литература на самом деле говорит нам о Боге. И если мы должны читать литературу и ощущать эту истину, то это не обязательно истина как таковая, но может быть условия, в которых мы находимся из-за слушания.

Шрила Прабхупада: В ведической литературе отец, учитель, царь, на них рекомендуют смотреть, как на Бога. Это относится к обычному человеку. Но когда он продвинутый, тогда он поднимается выше, что над отцом, над царём, над учителем стоит Бог. Итак, в соответствии с уровнями, в ведическом знании есть разная литература. Иногда там принимают полубогов. Итак, у них также есть могущество, но... Контролирующий, они также являются контролирующими, но конечный контролирующий установлен –

ишварах парамах кришнах
/Брахма-самхита, 5.1/

"Верховный контролирующий это Кришна." Таков Вердикт Вед. ишварах парамах кришнах. В Бхагават-Гите сказано,

маттах паратарам нанйат
/БГ 7.7/

"Нет контролирующего или личности более высокой, чем Я". Итак, это Абсолют. Вы найдёте это везде. Предположим, если вы примете меня как Бога, но меня контролирует кто-то другой. Поэтому я не являюсь абсолютным Богом. Но если вы можете найти кого-то - он не только является контролирующим, но он никем не контролируется - тогда он Абсолют. Это Кришна. Да.

Повторяйте Харе Кришна.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |