| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 6.1.50
(16 июня 1976, Детройт)

Преданный: Перевод: "Выше пяти органов познания, пяти органов действия и пяти объектов чувств стоит шестнадцатый элемент - ум. А выше ума - семнадцатый элемент: само живое существо, душа. Она одна наслаждается жизнью в материальном мире с помощью остальных шестнадцати элементов, переживая три состояния: счастье, страдание и сочетание обоих".

Шрила Прабхупада:

панчабхих куруте свартхан
панча ведатха панчабхих
экас ту шодашена трин
свайам саптадашо 'шнуте
/ШБ 6.1.50/

Это аналитическое изучение нашего материального положения. Очень ясный анализ. Мы, панчабхих, имеем пять действующих чувств, голос, вак, пани, пайу, удара, упастха... Речь, руки, ноги, анус, и гениталии. Есть 24, общие материальные составляющие части это 25, иногда они говорят, 26. Эти 17-ть и 5 грубых элементов и 3 тонких элемента, таким образом, всё вместе 25-ть, включая душу. Душа это чистый дух, и другие 24 элемента это разные виды материальных покрытий. Таким образом мы запутаны и мы желаем и природа даёт нам возможность наслаждаться нашими желаниями. Это материальный мир.

Итак, до тех пор, пока мы не освободимся от всякого рода желаний, до тех пор мы будем запутаны в эти элементы. Поэтому бхакти, бхакти-марга, преданное служение, означает, что материальных желаний больше нет. Это сложно, потому что мы общаемся с материальными желаниями жизнь за жизнью, с незапамятных времен. Бхактивинод Тхакур поэтому поёт:

анади карама пхале
пади' бхаварнава-джале
тарибаре на декхи упай
/Гитавали/

Анади карама, с незапамятных времён я пал в этот океан деятельности ради плодов и не могу спастись из этого океана. Тарибаре на декхи упай. Таково наше положение. Очень, очень сложно выйти из этих элементов. Но если мы будем практиковать, то это возможно.

абхйаса-йога-йуктен
четаса нанйа-гамина
/БГ 8.8/

Такова практика. Ум уходит куда-то. Когда мы садимся, то ум придумывает такое множество идей. Вдруг неожиданно ум привлекается чем-то, что не связано с моим нынешним положением, тем не менее, тянет меня. Поэтому Арджуна сказал, когда Кришна советовал ему, "сконцентрируй свой ум"... Это практика йоги. Йога-индрийа-самйама. Тогда Арджуна сказал: "Кришна, для меня это невозможно".

чанчалам хи манах кршна
праматхи балавад дрдхам
тасйахам ниграхам манйе
вайор ива су-душкарам
/БГ 6.34/

"Для меня это не возможно". Но если мы сконцентрируем наш ум на Кришну, тогда это возможно. А иначе нет.

са вай манах кришна-падаравиндайох
вачамси вайкунтха-гунануварнан
/ШБ 9.4.18/

Если мы будем занимать наши чувства только Кришной, всегда сконцентрированы на Кришне, тогда это возможно.

Итак, занять ум означает, как это сказано здесь панчабхих, ум, означает контролировать все чувства. Поэтому если вы будете контролировать ум, тогда все другие чувства будут под контролем. Поэтому рекомендуется, чтобы вы занимали ваш ум Кришной. Вачамси вайкунтха-гунануварнане. И вак, вани, пайу, голос, речь, руки, ноги, анус и гениталии. Итак, голос должен быть занят тем, чтобы говорить и деяниях Кришны. Читайте Бхагават-Гиту, читайте Шримад-Бхагаватам и говорите о Кришне. Тогда голос занимается. Вачамси вайкунтха-гунануварнане. Всегда занимайте вашу речь, повторяя святые имена или говоря о Кришне. Ум занят сам собой. Затем руки, ноги, занимайте в том, чтобы убирать храм.

шри-виграхарадхана-нитйа-нана
шрингара-тан-мандира марджанадах
/Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шри-шри-гурв-аштака/

Таков совет. Это дело гуру, занимать. Как можно использовать руки? Вы можете использовать ваши руки, украшая Божества, когда шьёте одежду, одеяния, гирлянды. Таким образом вы используете ваши руки. Речь, чтобы говорить о Кришне, глаза, чтобы видеть Кришну, как красиво он украшен, приходите в храм. Ваши ноги будут использоваться для того, чтобы приходить в храм. И прийдя в храм, вы будете использовать ваши руки, будете использовать ваши глаза, будете использовать ваши уши, будете использовать ваш язык. Повторяйте Харе Кришна, принимайте прасад. Таким образом, если мы будем занимать все наши чувства в сознании Кришны, тогда мы будем победителями. А иначе это невозможно.

са вай манах кришна-падаравиндайох
вачамси вайкунтха-гунануварнане

У нас есть наши чувства. Чувствами нельзя прекратить действовать, это невозможно. Философы майвади, они говорят прекратить это, нирвана. Философия Будды: прекратить деятельность чувств. Это невозможно. Это невозможно. Тогда как мы можем контролировать чувства? Вы можете контролировать чувства, занимая их в служении Кришне. Тогда они под контролем. А иначе нет. Поэтому наша задача это... "Искусственно, я не смогу ничего видеть". Как это возможно? Вы увидите в уме. Предположим, что вы закроете ваши глаза, но там есть так много впечатлений, они придут к вам в уме. Даже если вы закроете глаза. Так называемая медитация означает, что он закрыл глаза, но он думает о своем любимом или своем деле или чём-то ещё, о чем-то подобном. Поэтому это невозможно. В первую очередь, вы должны сконцентрировать ваш ум на Кришне. Всегда думать о Кришне. Это советует Кришна.

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

Эти четыре основные гарантии, Кришна говорит. Мам эвайшйаси aсамшайах. Если вы будете просто следовать этим четырём вещам, тогда Кришна гарантирует, aсамшайа, без всяких сомнений вы вернётесь обратно домой, назад к Богу. Это так замечательно. Поэтому прежде всего ум должен быть занят Кришной. Всегда думайте о Кришне. Мы видим Кришну здесь замечательно одетого, украшенного, и сразу же у нас в уме возникает впечатление и вы можете думать весь день. И Кришна говорит, что он йог первого класса, который

йогинам апи сарвешам
мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме юктатамо матах
/БГ 6.47/

Он йог первого класса. Есть йоги разного класса. Кришна говорит йогинам апи сарвешам. Сарвешам означает все разного рода йоги. Есть множество. "Но один йог, бхакта-йоги или дхйана-йоги, который всегда думает обо Мне в уме, он йог первого класса". Он йог первого класса. Мы должны это практиковать. У нас есть наши чувства и чувство... Мы покрыты сетью чувств. Чувства, получающие знание, действующие чувства,  объекты чувств... здесь всё объясняется.

панчабхих куруте свартхан
панча ведатха панчабхих
экас ту шодашена трин
свайам саптадашо 'шнуте
/ШБ 6.1.50/

Такова практика. Это называется практикой бхакти-йоги. Занимайте ваши чувства, все чувства, действующие чувства и чувства, получающие знание, Кришной, и это сделает вас совершенным.

Итак, ум, как это говорится здесь... Подобным образом, Кришна лично говорит, что са вай, йогинам апи сарвешам. Са вай манах кришна, ум, всегда занимай ум. Делай что-то для Кришны. Тогда ум будет автоматически занят. Чем-то. Также как националист, семейный человек, он всегда что-то делает ради блага семьи. Или ради блага общества. Или большой, большой националист, лидеры. Почему они стали большими лидерами? Почему им поклоняются? Потому что они всегда думают о нации, о сообществе. Это хорошо. Но вайшнав не только думает о сообществе или обществе или семье, он думает о всех живых существах. Это Вайшнава.

локанам хита-каринау
/Шринивас Ачарья, Шри Шри Шад-госвами-аштака /

Все планеты. Это Вайшнава.

нана-шастра вичаранаика нипунау сад-дхарма-самстхапакау
локанам хита-каринау три-бхуване манйау шаранйакарау

Это занятие вайшнава. Они не думают об определённом... Это включает, Кришна включает всё. Поэтому если вы будете думать о Кришне, тогда само собой вы будете думать обо всём. Тот же процесс, поливания корня. Почему мы проповедуем? Для чего, какая необходимость приезжать в западные страны? Нет. Кришна хочет, Чайтанья Махапрабху хочет. Поэтому преданный ходит из города в город, из деревни в деревню.

притхивите ачхе йата нагаради-грама
/Чайтанья-бхагавата, Антья, 4.126/

Это вайшнав. Он думает обо всех. Потому что это факт, без сознания Кришны, все страдают. Это факт. Поэтому проповедь так важна - чтобы их пробудить.

Джива джаго, Джива джаго, гаурачанд..
/Шрила Бхактивинода Тхакур/

Это гаурачанд, миссия Чайтаньи Махапрабху, пробудить всех от этой материальной обусловленности. Это проповедь. На самом деле они страдают.

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Мы получаем эти элементы в соответствии с обстоятельствами, в соответствии с телом. То же заключение, но качественное. У собаки есть тело, у меня есть тело. Тело состоит из тех же ингредиентов, но в соответствии с телом или качеством тело, мышление, ощущения и деятельность отличаются. Потому что ум, сфера деятельности ума это думать, чувствовать и желать, психология. Итак в соответствии с телом... Также как ребёнок. Он думает, чувствует, и желает по-другому, чем отец ребёнка. Почему? Потому что у него есть тело, ребёнка, а у отца есть другое тело. Люди не могут этого понять. Мы меняемся. Ребёнок это отец человека. Итак, тот же ребёнок, теперь он стал отцом, но не говорит глупости, потому что его тело поменялось. Ребёнок говорит много глупостей. Люди смеются, наслаждаются. Но если отец несёт чушь, тогда его будут называть, "вот негодяй". Потому что тело поменялось. Таким образом, тело меняется. Ребёнок становится отцом, тело поменялось. Тем не менее, вы не можете понять, как изменение тела, трансформация тела, не меняет никоим образом владельца тела.

дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам
/БГ 2.13/

Он там, но в соответствии с телом, он ведёт себя по-другому. Когда он находится в теле кошки, то ведёт себя по-другому. Когда он находится в теле собаки, то ведёт себя по-другому. Когда он находится в теле человека, то ведёт себя по-другому. Когда он находится в теле ребёнка... это всё в соответствии с телом. Поэтому когда мы приходим в полно-масштабную, человеческую форму жизни, развитое сознание, мы должны его использовать, как это советовал сам Кришна,

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

"Всегда думать обо мне, ман-мана", и кто может думать о Кришне, если он не преданный? Ман-мана бхава мад-бхакто. Тот, кто не преданный, он будет думать о чём-то другом. "Зачем мне думать о Кришне?". Поэтому придерживаться этого принципа, всегда направлять ум на то, чтобы думать о Кришне, это означает, что он преданный. Он преданный. Преданный означает не четырьмя руками или четырьмя ногами, нет. Руки и ноги такие же. Но его мышление отличается. И всё. Это преданный. Преданный всегда думает о Кришне, это преданный. Это первая квалификация преданного. ман-мана бхава мад-бхакто. Поэтому мы должны практиковать.

абхйаса йога-йуктена...
/БГ 8.8/

Это называется абхйаса. Ум выходит из под моего контроля. Я хочу думать о Кришне, но ум думает о чём-то другом. Это называется практика йоги. Поэтому мы должны снова ловить ум: "Зачем ты туда идёшь? Иди сюда. Думай о Кришне". Тогда это практика. Это называется йога. Вы не можете позволить уму. И когда вы можете контролировать ум... Обычно, ум контролирует нас. Таково положение нашей обусловленной жизни.

Баддха-джива, мукта-джива. Освобождённая душа и обусловленная душа. В чём разница? обусловленная душа означает та, которая становится обусловленной умом или контролируется умом, это обусловленная душа. И освобождённая душа означает та, которая не обусловлена умом. Ум говорит, "Почему бы не выкурить одну сигарету?". , когда я смогу сказать, "Никаких сигарет", тогда вы контролируете ум. Ум всегда будет говорить что-то про удовлетворение чувств. Но когда вы контролируете ум, тогда вы освобождённая личность. Поэтому свами, свами означает контролирующий или госвами. Свами не означает просто печать над вашим именем "Свами." Нет, свами означает, тот, кто контролирует ум. Его не контролирует ум, он контролирует ум. Тогда он свами. Госвами. Го означает чувства и свами означает господин. Когда вы можете контролировать ваши чувства, тогда вы госвами или свами, тоже самое. А иначе вы, годаса. Даса означает слуга. Все в этом материальном мире, являются годаса. Годаса означает слуга ума, слуга чувств. Все являются слугами чувств. Он может быть очень большим человеком, но слуга чувств.

Итак, духовный процесс, духовное продвижение означает, что в настоящий момент мы являемся слугами чувств или ума. Ум это хозяин чувств, центральная точка. Поэтому если вы можете контролировать ум, тогда вы можете контролировать чувства. Итак, среди чувств, язык самый ненасытный, его очень трудно контролировать. Поэтому Бхактивинод Тхакур говорил,

тар мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати
та'ке джета катхина самсаре
/Прасада-севайа/

Из всех чувств, язык это самый сильный враг, всегда предлагает, "съешь то, съешь это, съешь то, съешь это". Только посмотрите, ради языка, только один человек ест всего лишь небольшой кусок говядины, не много. Нет, я видел. Кусок говядины. Ради удовлетворения чувств, убивают тысячи невинных животных. Только посмотрите. Они не могут этого контролировать, кусочек говядины. Они не могут контролировать. Если они решат, что мы не будем... мы запрещаем, "никакого мясоедения". Поэтому это контроль чувств. Потому если вы не будете контролировать чувства, тогда не будет вопроса духовного продвижения. тар мадхйе джихва ати.

йан маитхунади-грихамедхи-сукхам хи туччхам
трипйанти неха крипана баху-духкха-бхаджах
/ШБ 7.9.45/

Чувства, язык, желудок, на прямой линии, и затем гениталии. Если вы сможете контролировать язык, тогда вы сможете контролировать ваш желудок и тогда вы сможете контролировать ваши гениталии. И это необходимо. До тех пор, пока вы не будете контролировать ваши гениталии, до тех пор не будет стоять вопрос освобождения из этих материальных кандалов. Таков принцип. Поэтому практикуя бхакти-йогу, постепенно... Сразу же невозможно. Но постепенно, придерживаясь регулирующих принципов и повторяя Харе Кришна, мы сможем контролировать чувства, и первое чувство это язык.

севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах.

атах шри-кршна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ, Мадхья 17.136, БРС, 1.2.234/

Чувства так сильны, они не позволят мне стать сознающим Кришну. Они не позволят мне. Атах шри-кршна-намади. Сознание Кришны означает понять Кришну, его имя, его форму, его игры, его окружение и многое другое. Кришна это Верховный Господь. Только представьте, сколь многому нам надо узнать про него. Итак, всё это нельзя постичь этими грубыми чувствами, занятыми материальным чувственным наслаждением. Это невозможно. Поэтому мы должны контролировать чувства.

атах шри-кршна-намади
на бхавед грахйам индрийаих

Наши индрийи... Мы теперь привыкли использовать эти индрийи для материального чувственного наслаждения. Поэтому эти индрийи, чувства, не достойны для того, чтобы постичь Кришну. Они должны быть очищены. Чувства, вы не можете прекратить деятельность чувств, но вы должны их очистить. Это рекомендуется. Это очищение чувств начинается с языка. Поэтому мы рекомендовали не ешьте мясо, не пробуйте интоксикации, и не занимайтесь незаконным сексом. Начиная с языка, это идёт до... Секс не запрещён, но незаконный секс, его надо контролировать, он сдерживается. Если человеку позволят иметь безграничный, неограниченный секс, тогда он пропал. Лучше ограничиваться сексом с вашей одной женой, женщиной (нечётко). Это означает, что постепенно он будет под контролем.

Итак, мы должны этому следовать. Если мы на самом деле серьёзны в сознании Кришны, чтобы вернуться обратно домой назад к Богу, сделать наши жизни успешными, именно в этой жизни, тогда... Успешная жизнь означает мукти, не быть заключённым в это материальное тело.

тйактва дехам пунар-джанма наити мам эти
/БГ 4.9/

Это успех. Оставив это тело... Это тело означает комбинация множества, 24 элемента. До тех пор, пока мы заключены в сеть 24-х элементов, это называется обусловленная жизнь. И мукти, освобождение, означает, что обусловленности больше нет.

муктир хитва анйатха рупам
/ШБ 2.10.6/

Теперь мы заключены в эти 24 элемента, и мукти означает, что мы не закованы. Муктир хитва анйатха рупам. Потому что мы заключены, мы думаем иначе. "Я американец", "я индиец", "я то", "я это", "я этот", "у меня есть столько обязанностей". Это всё. Но когда человек понимает, что так называемый долг и то, что мы заключены в эти 24 элемента материи, "я не принадлежу этому. Я свободен, я волен", это понимание называется

брахма-бхутах прасаннатма
/БГ 18.54/

По крайней мере теоретически, если мы поймём, тогда наш долг поменяется. Прасаннатма, сконцентрированы. Тогда всё, что я делаю сейчас, я делаю с этим материальным, ради этого материального, не для своего личного блага. Я не являюсь этими 24-ю элементами. Это называется мукти. Поэтому мы должны практиковать. Мы привыкли к этой материальным кандалам. Такова практика там. Тогда постепенно мы освободимся от этой обусловленности.

сарвопадхи винирмуктам
тат-паратвена нирмалам
/ЧЧ, Мадхья 19.170, БРС 1.1.12/

Это очищение, когда мы освободимся от этих отождествлений. Тогда хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате. И когда вы освободитесь от этих... Поэтому бхакти на самом деле начинается после освобождения. Бхакти не... нивритта-таршаир-упагийамана. Нивритта означает тот, кто прекратил тришну. Тришна означает устремления. У нас есть такое множество устремлений. Поэтому эта трансцендентная жизнь или повторение Харе Кришна это средство для освобождённой личности.

нивритта-таршаир-упагийаманад
бхаваушадхач-чхротра-мано 'бхирамат

Это повторение святых имён это лекарство для нашего обусловленного уровня.

нивритта-таршаир-упагийаманад
бхаваушадхач-чхротра-мано 'бхирамат
ка уттама-шлока-гунанувадат
вираджйета пуман вина пашугхнат
/ШБ 10.1.4/

Пашугхнат, убийца животных. Пашугхнат имеет два значения. Тот, кто убивает себя, он также является пашугхнат. И тот, кто убивает животных, он также пашугхнат. Поэтому мясоедение запрещено, если вы будете оставаться убийцей животных, тогда вы не сможете очиститься. Это существенно. Никакого мясоедения. Таким образом... Вы не можете прекратить деятельность чувств. Это невозможно. Потому что я живое существо. Если прекратить деятельность чувств, тогда где моя жизнь? Мне конец. Этого не может быть. Это невозможно. Философия Будды это остановить, нирвана: "Остановить деятельность чувств". Это невозможно. Остановить означает, что вы прекращаете материальную деятельность. Мальчик, когда он является ребёнком, он просто занимается всякими глупостями и создаёт какие-то беспокойства. Тот же мальчик, когда он занимается чтением и письмом, ходит в школу, то он хороший мальчик. Подобным образом, вы не можете прекратить деятельность ваших чувств, но когда вы занимаете ваши чувства в деятельности для Кришны, тогда это совершенство жизни.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |