| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.6.10
(12 декабря 1975, Вриндаван)

Харикеша: Перевод: "Тот, кто жаждет богатств, считает, что деньги более сладки, чем мед. Поэтому какой человек, особенно если он живет в кругу своей семьи, способен отречься от желания разбогатеть? Воры, наемные слуги [солдаты] и торговцы порой рискуют даже собственной жизнью ради того, чтобы заработать побольше денег".

Шрила Прабхупада:

ко нв артха-тришнам висриджет
пранебхйо 'пи йа ипситах
йам кринатй асубхих прештхаис
таскарах севако ваник
/ШБ 7.6.10/

Итак, здесь приводится приговор таскарах, севаках и ваник. Подобно этому есть ещё один стих из Бхагават-Гиты,

стрийах ваишйа татха шудра
/БГ 9.32/

Итак, стри качества, шудры, качества ваник, они очень отсталые. Поэтому здесь сказано

снеха-пашаир дридхаир баддхам
/ШБ 7.6.9/

Профессор Маршал приводил причины экономического развития: привязанность к семье. Если у человека нет привязанности к семье, то ему не интересны деньги. Поэтому я иногда говорю, что эти хиппи, но уже немного продвинуты, потому что у них нет привязанности к семье, и у них также нет привязанностей к деньгам... Другими словами, это хорошие качества: нет интереса, нет привязанности. Все работают из-за привязанности к семье, снеха-пашаир. У него есть семья и дети, и ему нужны деньги, чтобы сделать семью счастливой... И для того, чтобы поддерживать семью, ему нужны деньги.

ато грихешу сутапта-виттаир
джанасйа мохо 'йам
/ШБ 5.5.8/

Этот мир, этот материальный мир движется на основе принципа удовлетворения чувств, пумсах стрийа митхуни-бхавам. Все стремятся к половой жизни, мужчина и женщина. Это начало материальной жизни. На Вайкунтха-локе есть в тысячи раз более прекрасные женщины и в тысячи раз более сильные мужчины. (Шум на заднем плане. В сторону: Откуда доносится этот звук? )... Но нет полового желания. Это жизнь на Вайкунтхе. Здесь в материальном мире, как только есть сильный мужчина, и как только есть красивая женщина, тогда есть и половой импульс. В мире Вайкунтхи такого нет, потому что они настолько погружены в сознание Кришны, что половая жизнь очень незначительна. Половой жизни нет в царстве Вайкунтхи. Но в материальном мире, половая жизнь это основной принцип наслаждения.

пумсах стрийа митхуни-бхавам этат
тайор митхо хридайа-грантхим ахух
ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир
джанасйа мохо 'йам ахам мамети
/ШБ 5.5.8/

Поэтому когда они связаны, тогда привязанность к мужчине или привязанность к женщине становится очень, очень сильной. Тогда нужна гриха, квартира, дом. Тогда нужно поле, земля, потому что земля предназначена для поддержания жизни. Ато гриха-кшетра. Затем дети, затем друзья. Таким образом мы запутываемся. Мохо 'йам. Это всё не нужно, но из иллюзии он думает, что "Эти вещи дадут мне защиту, жизнь и наслаждение". Это объясняется в предыдущем стихе:

снеха-пашаир дридхаир баддхам
/ШБ 7.6.9/

Он настолько погружается и запутывается этой семейной привязанностью. Поэтому в ведической цивилизации с самого начала жизни брахмачари обучают быть не привязанным к семейной жизни, быть очень строгими. Даже не смотря на то, что его так обучают, если видят что он не в состоянии, тогда ему позволяют жениться. И это также ненадолго. Оставаться в жизни домохозяина в течение 25-ти лет, затем обязательно, я имею в виду, разделение,

панчашордхвам ванам враджет

Тогда, когда ум успокоился, ему дают саньясу. Такова система.
Из-за этой глубоко укоренившейся привязанности к поддержанию семьи все рискуют своей жизнью. Здесь приводится этот пример таскарах. В Индии и в любой другой стране есть много профессиональных воров. Они семейные люди - а не какие-то гуляки - но они занимаются воровством. Они занимаются воровством. Для чего? Они воруют, они знают, что это рискованно. Он слышал, что "Если ты будешь воровать, тогда тебя арестуют, тебя посадят в тюрьму". Знание получается через слушание и наблюдение. Хм? На хинди это называется декха шуна - декхавйаир шунавйаир, "Ты это видел или слышал?". Это опыт. Итак, вор знает, он слышал это из уголовного кодекса, что воровать не хорошо, и также из религиозных писаний, что "Это греховно. Не воруй. Не становись преступником". Но тем не менее он это делает, даже рискуя. Ночью он идёт в дом богатого человека и рискует своей жизнью. В особенности в западных странах у них есть огнестрельное оружие, и нарушители, даже без разрешения, если кто-то заходит в чей-то дом, то он может его убить. Разве не таков закон в вашей стране? Нарушения права владения? Поэтому существует риск для жизни, но заходит в дом, чтобы воровать. И для чего он ворует? Привязанность к семье. Это стимул к экономическому развитию. Профессор Маршал, экономист, приводил определение, что "Откуда начинается экономическое развитие?". Благодаря привязанности к семье". Или из-за полового влечения. Поэтому они так зарабатывают деньги, есть много контрабандистов, так много незаконных дельцов, чёрный рынок, они рискуют своей жизнью, чтобы получить деньги. Суть в том, что когда человек становится слишком привязанным к семейной жизни, и очень привязанным к тому, чтобы её поддерживать, то ему уже всё равно. Он должен зарабатывать деньги, так или иначе, даже с риском для жизни. Даже рискуя жизнью.

Поэтому таскарах. Кто рискует своей жизнью? В первую очередь таскарах, воры. И затем? Таскарах севаках. Севаках, слуга. В Индии по-прежнему, в некоторых районах, у меня был слуга, он принадлежал к.... Есть класс профессиональных слуг, они добровольно продают себя хозяину: "Сэр, мне нужно 500 рупий, и если вы дадите мне эти 500 рупий наперёд, то я буду всю жизнь оставаться вашим слугой". Это есть до сих пор. Формально они были рабами, торговля рабами, но..., это осталось до сих пор. Вы платите наперед, класс слуг, класс слуг - в наши дни это может быть не 500 - вы платите авансом 5 тысяч, и вы можете купить. Существует соглашение. Это судебный вопрос, "Он должен работать всю жизнь". И в особенности профессиональные солдаты, в наши есть такое разнообразие экономической деятельности. Один сын нашего ученика, он стал служить ныряльщиком. Он погружается в океан. Это его служение. Иногда берётся за работу, чтобы прыгать с самолета, пара... как это называется? Парашют. Падает. Их заставляют, с высоты трёх миль. Это очень рискованно. В любой момент... Конечно же, смерть может случиться в любой момент, это факт, но люди добровольно принимают такого рода служение. Ради чего? Чтобы заработать денег. И деньги для чего? Для удовлетворения чувств. И где есть удовлетворения чувств? В семье.

Итак, на самом деле, если человек слишком сильно привязывается к семейной жизни, и человек должен - такова жизнь - зарабатывать деньги, рискуя жизнью. Он должен зарабатывать деньги. Подобно этому, ваники, сообщество торговцев, они также рискуют попасть в тюрьму из-за стольких незаконных действий. Поэтому раньше эти классы людей жаждали денег. Высший класс, брахманы, кшатрии, они были очень, я имею в виду, благочестивыми. Они не делали ничего, чтобы рисковать жизнью, чтобы зарабатывать деньги. Брахманы не были обучены тому, чтобы зарабатывать деньги, но их учили тому, как обрести само-контроль, шама дамас сатйам, как говорить правду, как постичь Абсолютную Истину. Затем чистота,

шама дама сатйам шаучам
/БГ 18.42/

Титикша, как стать терпеливым. Арджава, простым. Джнанам, обладать всеми видами знания. Виджнанам, практическое применение знания. Итак, затем астикйам. Астикйам означает принимать авторитет шастр. Это называется астик. Это теизм. Теизм означает также как и Веды, тот, кто принимает авторитет Вед, его называют астик. И тот, кто не принимает авторитет Вед, его называют настик. Астик и настик. В соответствии с ведической цивилизацией, тот, кто не следует ведическим принципам, его называют настик.

Чайтанья Махапрабху объяснял про буддистов. Буддисты не верят в наставления Вед или мусульмане. Итак, Чайтанья Махапрабху говорил, что

веда на манийа бауддха хайа та’ настика
/ЧЧ, Мадхья 6.168/

Буддистов называют настик, атеисты. Почему? веда на манийа: он не верит в Веды.

веда на манийа бауддха хайа та’ настика
ведашрайа настикйа-вада бауддхаке адхика

Но двуличная личность, которая принимает Веды, но проповедует атеизм... Также как вы молитесь шунйавади, нирвишеша шунйавади, пашчатйа деша тарине. Это два очень опасных положения, нирвишеша. Буддисты говорят, что Бога нет, шунйавади. "Всё в конечном итоге является нулём. У вас есть это тело. Когда этому телу приходит конец, тогда всё становится нулем". Потому что они не верят в душу, в Бога. Есть много настик.

васу бхута са дехасйа кута пурна... бхавет:

"Тело, я вижу, что оно сгорает до тла. Где жизнь? Жизни нет. Души нет". Итак, это бауддхйа-вада, шунйавада - всё становится нулем.

И ведашрайа настикйа-вада, майавади, они не говорят, что Бога нет, потому что в Ведах есть Бог. Поэтому они не говорят прямо, но они говорят, "Да, Бог есть, но у него нет головы, нет ног, нет рук. Он не может говорить, Он не может есть". Тогда что остаётся? Он сведён к нулю, Бог, к нулю, с помощью определения через отрицание - "У него нет головы, у него нет... и у него нет ног". Поэтому они все ноль, поддерживают ноль. Но один прямо говорит, "Бога нет. Все является нулем". А эти майавади, нирвишеша-вади, они говорят тоже самое – ноль - но по-другому. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал, что эти майавади, ноль-вади, они более опасны, чем бауддха.

ведашрайа настикйа-вада
/ЧЧ, Мадхья 6.168/

Все эти майавади саньяси, они очень учёные, но они никогда не признают, что у Бога есть форма. Они говорят, что это кадпана, это выдумки. Итак, Чайтанья Махапрабху объявлял этих майавади очень, очень опасными. Поэтому он строго запрещал,

майавади-бхашйа шуниле хайа сарва-наша
/ЧЧ, Мадхья 6.169/

Если вы будете слушать то, что говорят эти майавади, тогда ваше будущее обречено. Вам конец. Потому что как только вы заражаетесь философией майавади, тогда вам потребуется миллионы лет, чтобы выйти на уровень преданного служения. Это опасно. Майавади-бхашйа шуниле хайа сарва-наша. Сарва-наша означает что всё, конец, когда вы становитесь безбожным, или вы будете думать о себе как о Боге. Так делают майавади. Они принимают Бога, Кришну, как Бога, но тело Кришны это майя. Он принимает форму, и имеет тело, которое создано майей, также как наше тело создано майей.
Это объясняется в Бхагават-Гите.

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше арджуна тиштхати
бхрамайан сарва бхутани
янтрарудхани майайа
/БГ 18.61/

Это тело даёт материальная природа, по указанию..., по указанию Кришны. Потому что природа действует под руководством Кришны. Природа не является независимой.

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
/БГ 9.10/

Итак, Ишварa, Кришна, как Сверхдуша, он находится в глубине моего сердца, сидит там. Я также нахожусь в сердце. И я желаю, и Кришна исполняет моё желание.

маттах смртир джнанам апоханам ча
/БГ 15.15/

Смритих, Кришна даёт тело, из-за живого существа: "Ты хотел есть всё, что угодно, без разбору - теперь получи это тело свиньи. Ты можешь есть даже испражнения. Я даю тебе возможности." Маттах смритир джнанам. "Теперь у тебя есть это тело, ешь испражнения." Смритир джнанам. Таким образом мы живём жизнь за жизнью. Мы создаём разные виды тел. Это называется сменой времён года. Также как есть дерево, и каждую пору года там есть фрукты. Фрукты претерпевают шесть видов перемен. В первую очередь они подобным маленькому бутону, или цветку, затем он вырастает до зеленого фрукта, затем он созревает, затем там есть семена, затем, он полностью созрел, тогда он падает и ему конец. Фрукт претерпевает эти шесть видов трансформаций, но дерево стоит. Подобным образом, как живое существо, мы вечны, и в соответствии с нашей кармой, с результатами плодов нашей кармы, мы получаем разные тела. Итак, я неизменен, как духовная душа. Меняются мои тела, сезонные перемены. Но Кришна говорит в Бхагават-Гите,

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Потому что фрукт вырос и висит какое время, затем увядает, затем исчезает, но это не означает, что дереву приходит конец. Это грубый пример. Итак, это смена тела существует из-за присутствия Сверхдуши. Она всё отмечает. Ей не надо ничего записывать, но она отмечает, что "Это живое существо хочет возможности такого рода". Итак, все и каждое тело означает возможность для исполнения наших желаний. Поэтому это желание исполняет Кришна. Он находится в сердце. Он даёт, дал полную независимость. "Желай всё что хочешь, я тебе это дам".

йе йатха мам прападйанте
тамс татхаива бхаджамй ахам
/БГ 4.11/

Итак, для исполнения наших желаний... Утром мы говорили на улице о желаниях. Итак, желания нельзя остановить. Невозможно не иметь желаний, потому что мы живое существо, мы должны иметь желания. Но мы предлагаем такого рода желания: "Мой Господь, дай мне возможность исполнить эти желания". Итак, это означает, что вы получаете определённый тип тела, и эти желания создаёт благодаря нашему разному общению -саттва-гуна, раджа-гуна, тамо-гуна. Итак, мы общаемся с саттва-гуной, тогда мы получаем тело как у полубогов.

урдхвам гаччханти саттва-стха
мадхйе тиштханти раджасах
джагханйа-гуна-вртти-стха
адхо гаччханти тамасах
/БГ 14.18/

Таким образом всё происходит, васана. Поэтому мы должны стать васана –избавиться - без каких-то васана, что означает без каких-то материальных желаний. Васана не может... На самом деле это не означает превратить их в ноль или пустоту, но очистить их. Это цель человеческой жизни: очистить наши желания. Это очищение возможно благодаря сознанию Кришны.

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Если вы будете просто хотеть служить Кришне, тогда это на самом деле отсутствие желаний. Отсутствие желаний не означает избавиться от желаний. Вы желаете служить Кришне, тогда эти материальные желания сами собой прекратятся.

са вай манах кришна-падаравиндайох
/ШБ 9.4.18/

Поэтому устремите свой ум на лотосные стопы Кришны, тогда желания, не связанные с Кришной закончатся. Са вай манах кришна. У вас всё будет: у вас будут руки, у вас будут ноги, у вас будут глаза, у вас будут уши - у вас всё будет. Но если вы поменяете ваши желания, тогда они очистятся. Это не означает свести их к нулю и пустоте. Нет. Руки будут, если вы будете использовать ваши руки для того, чтобы убирать храм, тогда вы трансцендентны. Если вы... Если вы будете идти в храм, тогда ваше желание ходить будет духовно. Если вы вдыхаете аромат цветка, который предложен Божествам, тогда ваше желание ощущать аромат множества пахнущих вещей прекратится. Если вы будете есть прасад, тогда ваше желание ходить в ресторан и удовлетворять язык закончится. Поэтому если мы просто хотим есть, спать, совокупляться - всё, даже совокупляться... Если вы желаете, "если я зачну ребёнка, который будет в сознании Кришны", тогда занимайтесь половой жизнью, а иначе прекратите её. Если вы возьмёте на себя ответственность за то, чтобы зачать ребёнка, который будет в сознании Кришны, то вы можете создавать тысячи детей, это разрешено, а иначе, не становитесь матерью и отцом. Это шастра. Не становитесь.

пита на са сйадж джанани на са сйат
на мочайед йах самупета
/ШБ 5.5.18/

Почему? Таков долг. Сделайте ваших детей сознающими Кришну, тогда ваш долг выполнен. А иначе, не становитесь отцом и матерью.

Итак, отсутствие желаний означает, что мы не хотим ничего материального. Просто служить Кришне. Это отсутствие желаний.

сарвопадхи-винирмуктам
/ЧЧ, Мадхья 19.170, БРС 1.1.12, Нарада-панчаратра в Синдху Пурва 1.12/

Тогда они нирмала, очищены. И какова функция очищенных чувств?

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате

Когда ваши..., больше нет материальных желаний, ни одно из ваших чувств не занимается ничем, кроме служения Кришне, это очищение. И в этом очищенном состоянии, когда ваши чувства очищены таким образом, тогда вы можете совершать служение Кришне. Такое служение принимается. тогда

патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам ашнами
/БГ 9.26/

на это трансцендентном уровне, это бхакти. Всё, что вы предлагаете Кришне, он будет есть, с огромным удовольствием, "О, это очень хорошо". Также как Видура предлагал шкурки от бананов и Кришна ел. Он был настолько погружён в мысли о Кришне, что когда Кришна пришёл к нему домой, то он в огромном экстазе раскрывал банан и предлагал шкурку Кришне, а мякоть выбрасывал. Но Кришна ел эту кожуру. Потому что йо ме бхактйа прайаччхати. Кришна может есть что угодно, он всемогущий. Даже если вы дадите ему кожуру, или мякоть, это не важно. Но это должно быть йо ме бхактйа прайаччхати. Главное это бхакти. Поэтому когда вы являетесь бхактой, тогда у вас нет желаний. А иначе с желаниями нельзя покончить. Это невозможно. Майавади философы говорят, чтобы вы избавились от желаний. Это не возможно. Желания можно очистить, связав их со служением Кришне.

Итак, суть в том, чтобы наши желания,

ко нв артха-тришнам
/ШБ 7.6.10/

Артха-тришнам означает желания получить денег, висриджет. Это невозможно. До тех пор, пока вы находитесь в этом материальном мире, до тех пор человек не может оставить эти желания. Поэтому я говорил этим европейским и американским парням, они предпочли стать хиппи. Это ещё один процесс избавления от желаний - не хотеть. Он происходят из семей богатых людей, но они не хотят. Это отсутствие желаний, но оно используется не правильно. Теперь у них есть эта возможность: как служить Кришне. Поэтому они так быстро прогрессируют. Поэтому невозможно не иметь желаний. Желания будут. Когда мы поменяем наше сознание, желание переносится на служение Кришне, тогда это совершенная жизнь.
Большое спасибо.

Преданные: Джайа, Шрила Прабхупада.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |