| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.6.9
(11 декабря 1975, Вриндаван)

Харикеша: Перевод: “Разве может человек, находящийся во власти своих необузданных чувств и слишком сильно привязанный к семейной жизни, вызволить себя от оков материального рабства? Такой домохозяин накрепко связан веревками привязанности к своей семье [жене, детям и родственникам]”.

Шрила Прабхупада:

ко грихешу пуман сактам
атманам аджитендрийах
снеха-пашаир дридхаир баддхам
утсахета вимочитум
/ШБ 7.6.9/

Мы обсуждаем то, как человек может выбраться из пут материального существования, вимочита. Но люди не знают, что "Моя цель в том, чтобы выбраться из этих пут". Они не знают даже что такое эти путы. Вот какая глупая цивилизация. И они выдают себя за учёных, философов, больших, больших политиков, но они не знают в чём заключается цель жизни. Цель жизни это вимочита. Мы являемся духовной душой, вечной,

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

нитйо шашвато 'йам. Этого они не знают. В настоящий момент почти все, 99,9% людей, не знают, в чём заключается наша проблема и как из этого выбраться. Они не знают. Невежество, тупость, мудха.

на те видух свартха-гатих хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
андха йатхандхаир упанийаманас
те 'пиша-тантрйам уру-дамни баддхах
/ШБ 7.5.31/

Снова тоже самое. Иша тантрйам, уру-дамни баддхах. Мы связаны по рукам и ногам, с помощью тантрйам, кандалов или верёвок природы, или Бога. Мы не свободны. 'пиша-тантрйам баддхах. Мы не свободны, мы пытаемся превзойти Верховную Личность Бога. Современные учёные очень сильно гордятся тем, что они так сильно продвинулись, что нет нужды говорить о Боге. Это материальная цивилизация. Происходит так много удивительных вещей. Они не могут объяснить, как всё происходит, и тем не менее, они гордятся научным прогрессом и заявляют, "Бога нет". Это глупая цивилизация, нарадхама.

на мам душкртино мудхах
/БГ 7.15/

Они занимаются греховной деятельностью. Чтобы разрешить проблему перенаселения - джанма,

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

они убивают. Это означает увеличение проблемы. Они не знают истинных фактов, что из-за этого процесса убийства они увеличивают проблемы в жизни. Из-за чего. Из-за

снеха-пашаир дридхаир баддхам
/ШБ 7.6.9/

Мы связаны кандалами природы, и это всё из-за нашей привязанности к материальному существованию. Привязанность. И мы должны развязать эту привязанность, вайрагйа. Развязать эту привязанность  означает вайрагйа, отречение. Вот что необходимо.

Итак, как стать отречённым? Мы настолько привязаны, как мы можем стать отречёнными? Это также приводится. Процесс даётся в Бхагаватам:

васудеве бхагавати
бхакти-йогах прайоджитах
/ШБ 1.2.7/

Если вы будете заниматься исполнением преданного служения Васудеве, васудеве бхагавати... Васудева означает Верховная личность Бога, самый богатый. Бхагавати. Бхагаван означает самый богатый, полон шести видов достояний.

васудеве бхагавати бхакти-йогах

- никакого другого способа. Вы не можете стать освобождённым с помощью каких-то других средств, кроме бхакти-йоги. Это Бхагаватам.

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми...
/БГ 18.55/

Кришна говорит, "Вы можете легко освободиться благодаря процессу бхакти". Есть много процессов. Принимать их..., это также разные процессы. Но нет ничего более могущественного, кроме процесса, провозглашенного самим Богом, Кришной. Он говорит,

бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах

васудеве бхагавати
бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам...
/ШБ 1.2.7/

Это отречение. И бхакти-йога означает ваирагйа-йукта.

ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам
/ЧЧ, Мадхья 6.254, Чайтанья-чандродая-натака, 6.74/

Сарвабхаума Бхаттачарья объяснил этот стих в связи с деяниями Чайтаньи Махапрабху. "Кто эта личность?" - тогда он объяснил. Он составил сто стихов, описывающих деяния Чайтаньи Махапрабху. Некоторые из них описываются в Чайтанья-чаритамрите. Итак, в первую очередь, определяя Чайтанью Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарья говорит, что "Это движение, движение сознания Кришны провозглашенное, начатое Шри Чайтаньей Махапрабху, что это такое? Вайрагйа-видйа. Это поучительный урок, или образование, видйа, образование". Это вайрагйа-видйа, обучение отречению. Это не обучение привязанности. Материальное образование означает обучение привязанности. Бхактивинода Тхакура сказал,

'йара видйа са майа бойба

наша привязанность к этому материальному миру, это майа, иллюзия.

майа-сукхайа бхарам удвахато вимудхан
/ШБ 7.9.43/

это материальное счастье создано майей, эти глупцы и негодяи создают пышные приготовления, майа-сукхайа бхарам удвахато вимудхан. Они создают пышные приготовления. Для чего? Потому что они вимудхан, все негодяи. "Почему негодяи? Они учёные, они философы". Это нормально, но создав все эти приготовления, вы находитесь в тисках майи. Вы не свободны от пут майи. Тогда почему вы понапрасну тратите время таким образом? Вы не можете..., вы ничего не разрешили, или у вас нет никаких гарантий, что всё, что вы создаете, вы сможете этим наслаждаться. Нет. Это невозможно. Этого они не видят. Они сооружают большие, большие дорогие машины, и небоскрёбы, но нет никаких гарантий, что вы будете этим наслаждаться. Это невозможно. В любой момент может прийти конец. Ваш небоскрёб, ваша большая, большая дорога, ваша большая-большая машина, будет стоять там, где вы ее создали, а вам придется уйти. Этого они не видят. Это называется мудха.

мудхо набхиджанати
/БГ 7.25/

Они не боятся смерти, но по-глупости они заявляют, "О, мы не боимся смерти". Они боятся. Итак, на самом деле мы не должны увеличивать нашу глупость. Человеческая жизнь предназначена для того, использовать наш разум чтобы использовать наш разум. Это человеческая жизнь. Вместо того, чтобы использовать разум, если мы будем увеличивать нашу глупость, то это неправильная цивилизация. Это на самом деле не цивилизация. Чайтанья Махапрабху очень милостиво провозгласил эту цивилизацию, сознание Кришны, тоже самое подтверждено в Ведах:

васудеве бхагавати
бхакти-йогах проджитах
джанайатй ашу ваирагйам ашу
/ШБ 1.2.7/

"Очень скоро". Пример есть здесь. Вы европейцы и американцы; вы были привязаны к стольким вещам. Но потому что вы приняли сознание Кришны, что означает васудеве бхагавати бхакти-йогам. Вы приехали во Вриндаван для того, чтобы поклоняться Васудеве или Кришне, или в вашей стране вы основали так много храмов. Из-за того, что вы занимаетесь преданным служением Васудеве, хот вы являетесь молодыми парными и девушками, из-за этого вы оставили так много глупых вещей. Это называется вайрагйа. Это называется вайрагйа, отречение. Мясоедение это общее занятие для европейцев и американцев, но в настоящий момент, если кто-то предложит вам миллионы долларов и попросит вас "Поешьте со мной немного мяса", я думаю, что вы откажетесь. Это называется вайрагйа. Это называется вайрагйа. Я на самом деле видел, как наш Гаргамуни приехал к своему отцу. Я посоветовал ему, "У твоего отца есть большой бизнес. Возьми его для сознания Кришны". Итак, отец был очень доволен, его отец, но он предложил ему мясо, и когда он сказал, "Отец, папа, я не могу принять мясо", тогда отец очень рассердился. Он выгнал его. (Не чётко). Тогда он вернулся. Молодой человек отказался взять собственность отца.

Итак, это вайрагйа. И всё движение сознания Кришны означает вайрагйа-видйа, обучение вайрагйе, отречению.

ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам
/ЧЧ, Мадхья 6.254/

Чайтанья Махапрабху это Кришна, и он хотел научить людей этой вайрагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам. Также как указывал Кришна, "Просто оставь всю эту глупую деятельность".

сарва-дхарман паритйаджа
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

"Просто предайся мне. Это будет хорошо для тебя. Я спасу тебя от реакций твоей греховной деятельности". Материальная жизнь означает просто греховная деятельность. Попросту. Даже если есть какое-то покрытие благочестивой деятельностью, это также греховно. Вы находитесь в этом мире. В Чайтанья-чаритамрите сказано,

дваите бхадрабхадра джнана
/ЧЧ, Антья 4.176/

Дваите означает "в этом мире двойственности", бхадра и абхадра. Мы придумали так много всего. Мы говорим "это очень хорошо" и "это плохо". бхадра абхадра. Бхадра означает хорошо, и абхадра означает плохо. Но Чайтанья-чаритамрита-кав, Кришнадаса Кавираджа Госвами, он говорит, что это хорошо, а это плохо. Они не являются не плохими и ни хорошими. Это одно и тоже - материальные качества.

дваите бхадрабхадра сакали санг...

Тогда как всё получается, "Это хорошо, а это плохо?".

эи бхала эи манда саба манодхарма
/ЧЧ, Антья 4.176/

Это выдумки ума. В материальном мире не может быть ничего хорошего. Это плохо. Если есть настоящее благо, то это духовный мир, шуддха-саттва. саттва-гуна. В материальном мире есть три гуны. Из них, саттва-гуна считается очень хорошей - гуна благости. Но над этой гуной благости есть шуддха-саттва, чистая благость. "Благость - это добродетель" - нет. Эта благость также осквернена невежеством и страстью. Поэтому мы видим какого-то очень хорошего человека в материальном мире. Но вчера утром мы обсуждали Брахму: он очень хороший, но иногда он также оскверняется. Поэтому в этом материальном мире нет чистой благости. Даже если есть благость, то она не чиста. Всегда есть возможность оскверниться другими низшими качествами, невежеством и страстью.

Поэтому здесь не может быть чистой благости. Чистая благость это основа сознания Кришны, преданное служение. Если вы будете твёрдо находиться на платформе преданного служения, тогда вы находитесь в чистой благости. И как только вы сдаёте, то на вас сразу же нападут два низших качества. Поэтому очень трудно находиться в чистой благости. Возьмём к примеру: благость брахмана. Как в настоящее время брахман; наследственный брахман, по рождению, как они пали из-за подверженности этим низшим качествам. Но они пытаются держаться этого брахманического уровня, не смотря на то, что они осквернены двумя другими низшими качествами. Поэтому утверждение автора Чайтанья-чаритамриты это

эи бхала, эи манда, саба бхрама:

даже если вы поднялись до брахманических качеств, всегда есть возможность падения. Поэтому вы всегда должны находиться на трансцендентном уровне,

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати...
/БГ 18.54/

человек может упасть даже с уровня брахма-бхутах. Падают даже те, кто уже соединился или слился с Брахманом.

арухйа крччхрена парам падам татах
патантй адхах
/ШБ 10.2.32/

Почему? Анадрта йушмад ангхрайах. Если человек не является строгим преданным, даже если он уже приблизился к другому качеству - это означает качество Брахмана: Брахман, Параматма и Бхагаван - итак, он очень, очень легко падает. Почему? Всё из-за привязанности –

снеха-пашаир дридхаир баддхам
/ШБ 7.6.9/

Дридхаир баддхам. Я цитировал песню Бхактивинода Тхакура,

джада-видйа саба майара ваибхава томара бхаджане бадха,
анитйа сомсаре моха джанамийа дживаке карайе гадха
/Видьяра виласе из Шаранагати/

Гадха означает осёл. Уштра кхара. Шва-вид уштра кхара. Поэтому этот так называемый прогресс цивилизации означает, что живое существо всегда сравнивается с ослом, мудха. Вместо того, чтобы становиться разумным благодаря материальному образованию, человек всё больше и больше становится первоклассным ослом.

джада-видйа саба майара ваибхава
томара бхаджане бадха

Потому что чем больше вы прогрессируете в так называемой материальной цивилизации, тогда вы забываете Бога. Майара ваибхава. Цель майи это держать вас в спящем положении, забвении Бога. Это задача майи.

даиви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/

Это задача майи. Чем больше вы забываете Кришну, тем больше вы находитесь под влиянием майи.

джада-видйа саба майара ваибхава

Если вы увеличиваете ваш объём материальной цивилизации, тем больше вы забываете Бога, и вы будете привязаны к этому материальному миру, майара ваибхава. Итак, люди всё больше и больше попадают в тиски майи. Это

джанма-мритйу-джара-вйадхи
/БГ 13.9/

Тиски майи означает рождение, смерть, старость и болезни. Это кандалы майи, или верёвки. Но им всё равно. Они не принимают во внимание, что "я вечен,

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

я не умираю даже после уничтожения этого тела, тогда почему я должен страдать таким образом от повторяющихся рождений и смерти?". И это не только не удобно, но и очень болезненно. Сегодня вы американец или кто-то другой, или индиец, но завтра, если вы станете деревом на американской земле, тогда каково ваше положение? Но им нет до этого никакого дела, они этого не понимают, поэтому это майара ваибхава. Этот прогресс материальной цивилизации является майара ваибхава.

Поэтому ведическая цивилизация это добровольное принятие бедности. Добровольное. Большие, большие цари, добровольно принимали бедность. Рупа Госвами. Не надо ходить далеко, большие, большие..., Бхарата Махарадж и другие. Даже Господь Рамачандра. Возьмите недавнюю историю, 500 лет назад. Рупа Госвами, главный министр в правительстве Бенгалии, самое большое положение:

тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним
/Шрила Шриниваса Ачарья, Шри Сад-госвами-аштака/

Они стали нищими, приняли добровольно, тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччхават. "Что это за глупое положение министра, богатая жизнь? Отбросили это". Они не глупцы. Они политики. Но почему они "Отбросили это". Тогда кем они стали?

бхутва дина-ганешакау карунайа каупина-кантхашритау

Они стали нищими. Поэтому добровольное принятие нищенства, это индийская цивилизация, это ведическая цивилизация. Не увеличивать материальное богатство, а уменьшать. Чем больше вы уменьшаете, тем более вы цивилизованы. И западные страны, если вы увеличиваете, если вы даёте им наставления, "Уменьшайте эту глупую деятельность. Хватит этой примитивной цивилизации", тогда они скажут, "О, это примитивно, примитивно". Существует такая склонность. Но на самом деле, примитивная цивилизация... не примитивная, это очень здравая цивилизация, анартха. Вместо того, чтобы увеличивать необходимости, уменьшать их. Это Шримад-Бхагаватам.

анартхопашамам сакшад бхакти-йогам адхокшадже.
локасйа аджанатах видвамш чакре сатвата самхитам
/ШБ 1.7.6/

Присутствует это сатвата самхитам бхагавата, просто уменьшать эту нежелательную так называемую материальную цивилизацию. Это очень сложно понять, но наше движение сознания Кришны предназначено для этого. Мы заинтересованы в том, чтобы построить хороший храм, но мы не заинтересованы в том, чтобы соорудить очень большой небоскрёб для всего общества. Нет. Мы должны жить очень скромно. Но ради Кришны мы можем.

В Индии вы найдёте так много ценных храмов, которые нельзя построить в настоящее время. Вы во Вриндаване увидите разрушенный храм Говиндаджи, невозможно построить такой дорогой храм в настоящее время. Даже потратив кроры рупий, вы не сможете построить. Но тот, у кого были деньги, они любили так делать. Это должно использоваться ради удобства Кришны. Это бхакти. Это бхакти. Ради Кришны. Вриндаван означает, что все заняты тем, чтобы создать удобства для Кришны. Это Вриндаван. Не для собственного удобства. Весь Вриндаван занят, начиная с мамы Яшоды, Нанда Махарадж, молодые гопи и молодые мальчики пастушки - это Вриндаван. Кришна в центре.

Поэтому чем больше мы занимаемся тем, чтобы создать удобства для Кришны, это цель нашей жизни. Тогда мы можем быть освобождены. снеха-пашаир дридхаир баддхам. Поэтому мы не должны быть очень сильно заинтересованы в личных удобствах, но если удобства для старшего, Кришны, тогда будет возможно выбраться из этих материальных кандалов. Это называется вайрагйа.

снеха-пашаир баддхам
/ШБ 7.6.9/

В настоящий момент мы связаны законами материальной природы, и если мы хотим развязаться, тогда мы должны научиться вайрагйа-видйе.

вайрагйа-видйа-ниджа-бхакти-йога
шикшартхам эках пурушах пуранах
шри кришна-чаитанйа-шарира-дхари
крипамбудхир йас там ахам прападйе
/ЧЧ, Мадхья 6.254, Чайтанья-чандродая-натака, 6.74/

Это Сарвабхаума Бхаттачарья. Если вы хотите освободиться от этих материальных пут, вайрагйа-видйа, тогда научитесь бхакти-йоге, вайрагйа-видйа. И как этому научиться? Кришна сам учит, Чайтанья Махапрабху. Только взгляните на его вайрагйю. Дома, самая любящая мать, самая красивая юная жена, Вишну-прийа - он отрёкся от всего.

тйактва су-дустйаджа-сурепсита-раджйа лакшмим
дхармиштха арйа-вачаса йад агад аранйам
/ШБ 11.5.34/

Он стал саньяси. В пору молодости, 24 года, имея дома хорошую жену, очень любящую мать, они были, мать и жена, очень сильно о нём заботились. Дом казался очень, очень счастливым домом, благодаря матери и жене. Итак, у Чайтанья Махапрабху были они обе. И не только это - он был образованным учёным, очень влиятельным в Навадвипе. Он мог собрать 100000 человек просто по его приказу. Он был такой влиятельный и такой красивый, такой учёный - всё.

су-дустйаджа-сурепсита-раджйа лакшмим

У него было очень, очень большое богатство, но он его оставил. тйактва турнам. Подобным образом Госвами также оставили своё положение. Итак, это движение сознания Кришны означает вайрагйа-видйа: стать отречённым. Не увеличивать привязанность. Попытайтесь уменьшить привязанность, тогда вы станете успешным.

Большое спасибо.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |