| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.9.12 (часть 2)
(12 августа 1968, Монреаль)

тасмад ахам вигата-виклава ишварасйа
сарватмана махи гринами йатха манишам
ничо 'джайа гуна-висаргам ануправиштах
пуйета йена хи пуман ануварнитена

/ШБ 7.9.12/

Шрила Прабхупада:  Итак, молитва.

Для того чтобы предлагать молитвы Верховной Личности Бога, вам не нужно обладать какой-то высокой квалификацией. Неважно, кто вы. Вы можете находиться на любом уровне и предлагать молитвы Господу. Не нужно думать, что для этого вы должны стать очень учёным и очень образованным человеком и вы должны предлагать такие молитвы, которые состоят из тщательно подобранных слов, чтобы всё соответствовало правилам стихосложения, риторики, прасодии, чтобы там были метафоры и так далее. Нет, ничего этого не нужно! Вы просто должны выражать свои чувства. А что значит настоящие чувства? Человек должен осознавать своё положение, тогда он сможет выражать свои чувства правильно. Эти чувства должны быть очень искренними и естественными. И каково же наше положение? Этому учит нас Чайтанйа Махапрабху. Чайтанйа Махапрабху учит нас, как молиться. В своей молитве он говорит

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагадиша камайе
/ЧЧ, Антья 20.29, Шикшаштака 4/

Джагадиша - О мой Господь Вселенной. Джагад - означает вселенная, Иша - означает Господь.

Таким образом, неважно кто вы: хинду, мусульманин или христианин, или кто-то ещё, - это неважно. Кем бы вы ни были, вы должны знать, что существует высший управляющий, высший владыка этой вселенной. Как вы можете отрицать это? Поэтому Чайтанйа Махапрабху очень хорошо выбрал это слово, здесь он говорит Джагадиша.

джайа джагадиша харе
/Гита-говинда/

 - это означает всю вселенную. Если вы думаете: "Мой отец Джагадиша", вы конечно можете думать таким образом, но Джагадиша означает "Всевышний", тот, над кем нет никакого управляющего. Каждый находится под чьим то управлением. Если вы видите, что над ним стоит ещё кто-то, то это означает, что он не может быть Всевышним.

И как найти Джагадишу? Брахма Самхита даёт нам информацию о том, кто такой Джагадиша. Кто же такой Джагадиша или Всевышний? Брахма говорит:

ишварах парамах кришнах
/Брахма-самхита, 5.1/

 - здесь то же самое слово Иша, Ишвара. Иша - это означает управляющий, владыка. Каждый из нас в определённой степени является управляющим, управляет чем-то. Если человеку нечем управлять или некем управлять, то он заводит кошку или собаку чтобы управлять ей. "Мой дорогой кот! Будь добр, подойди сюда". И он думает: "Я контролирующий, я управляю кем-то". Но иногда мы видим, что наоборот, собака управляет хозяином. В действительности никто никем не управляет, и все находятся  под контролем, но мы забываем об этом положении и это называется майа. Поэтому мы отказываемся принимать какого бы то ни было управляющего этой вселенной. Ведь если мы принимаем, что есть какой-то управляющий всем этим, то тогда мы будем нести ответственность за все наши греховные действия. Если в стране есть правительство то мы тогда должны нести ответственность за свои незаконные действия. Но наше положение таково, что мы хотим продолжать нашу греховную деятельность и поэтому для нас очень удобно отрицать, что существует какой-то контролирующий, управляющий. И такой основной принцип безбожия. Почему эти негодяи утверждают, что Бога нет? Что Бог мёртв? Потому что они хотят продолжать заниматься своим мошенничеством без всяких ограничений, такова основная причина, почему они отрицают Бога. Ну что вы хотите сказать, что если вы будете отрицать Бога, если вы будете говорить что Бога нет, что, - Бог умрёт от этого? Бога не будет? Нет! Есть одна замечательная бенгальская пословица шакуни свапе горе на. Шакуни - означает стервятник, или хищник. Хищники любят поедать трупы животных и в особенности коров и вот в течение нескольких дней этот хищник никак не может получить это мёртвое тело и он проклинает какую-нибудь корову "Умри!". Что,  она умрёт от его проклятия? Точно так же эти хищники шакуни хотят видеть Бога мёртвым. По крайней мере им приятно думать: "О, теперь Бог мёртв и я могу заниматься всяким вздором и делать всё, что я захочу!". Вот что происходит.  Шакуни проклинает, хищник проклинает корову, но такого рода "знание" не поможет нам. Человек должен знать, что существует управляющий - это начало знания. И затем он отрицает это! Почему вы отрицаете это? В любой сфере мы можем видеть, что существует какой-то управляющий, какой-то высший. Как же я могу отрицать, что существует управляющий этим творением? Он существует и поэтому Чайтанйа Махапрабху употребляет именно это слово он не выдумывает это слово сам.

Это слово Джагадиша встречается во многих стихах в ведической литературе, джайа джагадиша харе. Джаганатха, Джагадиша - это тоже самое слово. Джагат - натха  - Джаганатха, Джагат - иша  -  Джагадиша. И кто этот Джагадиша. Определение этому слову дал Брахма - первое живое существо  в этой вселенной. Он сказал в Брахма Самхите

ишварах парамах кришнах

-  Всевышний Господь. Парама - означает Всевышний. Парама означает лучший, высший. Например мы иногда готовим парамана (сладкий рис) - это называется парамана. Из всех видов блюд, приготовленных из риса, сладкий рис считается самым лучшим и слово парам употребляется ,когда есть указание на что-то высшее, или самое лучшее.

Итак,  Ишвара - управляющий. Существует множество управляющих, как например, есть такая поговорка: "Прав сильнейший". Но никто не является  высшим управляющим - это невозможно. Никто не является высшим управляющим. Все пытаются стать высшими управляющими, но это невозможно. Индивидуально или коллективно, так или иначе, в каждом сообществе или в каждой нации, каждый человек индивидуально пытается стать Всевышним, самым лучшим. Поэтому происходит соревнование и каждый пытается стать самым высшим, но это невозможно.

Этот мир, это творение созданы таким образом, что здесь никто не может быть высшим. В какое бы положение вы ни поместили себя, вы всегда увидите, что есть кто-то ниже вас и кто-то выше вас. Никто не может сказать: "Я самый высший!" или "Я самый низший!". Если вы думаете, что вы самый низший, вы сразу же можете найти кого-то, кто будет ниже чем вы, и если вы думаете что вы самый высший, то вы сразу же можете увидеть, что кто-то выше вас. И таково наше положение.

А каково положение Бога? Это описывается в ведической литературе, в Бхагавад-Гите. Асама урдхва  - это означает "Нет никого выше Его, и нет никого равного Ему" /БГ 7.7/. Эти два принципа. Если вы найдёте того, для кого нет соперника, равного, и над кем никто не стоит - тогда это Бог!  Определение Бога можно дать в двух словах. Два принципа: тот, над кем никто не стоит, и тот, кому нет равного - асама урдхва. Таково ведическое понимание. В Упанишадах говорится :

на тат-самаш-чабхйадхикаш ча дришйате
 - нет никого равного Ему, или того, кто выше Его.

на тат-самаш-чабхйадхикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхаива шруйате
/Шветашватара-упанишад, 6.8/

И Его энергии проявлены очень многообразно.

на тасйа карйам каранам ча видйате
/Шветашватара-упанишад, 6.8/

И Ему не нужно ничего делать.
Посмотрите на любого человека, на любого важного человека. Возьмите к примеру вашего президента, президента Соединенных Штатов Америки. Он считается самым большим человеком в Штатах, но как только в центральной Европе возникает какая-то проблема, какие-то беспокойства, он сразу же вынужден собирать совет своего кабинета и думать: "Как же быть с этой ситуацией?". То есть он всё время должен делать что-то. Если он ничего не будет делать, то он больше не будет считаться самым большим человеком. Но в ведической литературе мы читаем

на тасйа карйам каранам ча видйате

Богу не нужно делать ничего, вот это и означает самое высшее положение. Если бы ему было нужно делать что-то, то Он не был бы Всевышним. Он не мог бы быть Всевышним, ведь Он делал бы что-то.

Вам будет интересно узнать такую историю.
Один джентльмен из Европы приехал в Калькутту и там в Калькутте он посетил несколько храмов и также он зашёл в наш храм, в храм Радха-Кришны. Вот как здесь это изображение Радха-Кришны. До этого он заходил в храм Богини Кали и он увидел, что у Богини Кали очень устрашающие черты и он увидел, что в руке у неё топор и этим топором она отрубает головы демонов и на ней гирлянда из голов демонов. Она занята борьбой с ними. Должно быть, это был разумный человек, потому что когда он пришёл в храм Кришны, он сказал: "Да, вот в этом храме я вижу, что это Бог. Здесь Бог!". "А почему вы так думаете? Почему вы пришли к такому выводу?". "Потому что во всех храмах, в которые я заходил, я видел, что Божество делает что-то, занято чем-то, но здесь я вижу, что Бог только наслаждается. Ему ничего не нужно делать".

И это очень хороший вывод. Это ведический вывод. Почему если он Бог, Ему нужно что-то делать? Сейчас какие-то глупцы утверждают, что можно стать Богом с помощью медитации. Разве это возможно с помощью медитации стать Богом? Что вы думаете, если собака будет медитировать, она станет Богом? Всё это вздор. Бог это Бог! Он всегда остаётся Богом! Как Кришна. Кришна Бог, даже когда Он на коленях у Своей матери. Путана - демоническая женщина, пришла с целью отравить этого ребёнка. Она оделась в замечательные одежды и попросила у Йашоды "О Йашода майа, у тебя такой прекрасный ребёнок! Пожалуйста, дай его мне, и я предложу ему свою грудь". Йашода майа была простой деревенской женщиной "Да конечно, ты можешь взять моего ребёнка". Но зачем она его хотела взять? Перед этим она смазала свою грудь ядом. Она думала, что как только Кришна начнёт пить её молоко, он умрёт. Таков демонический нрав. Демоны всегда хотят убить Кришну. Они говорят "Бог -  мёртв!". Они хотят убить Кришну, они думают "Как бы убить Кришну? Как бы сделать так, чтобы Кришна был мёртв". Вот чем они занимаются. Они говорят "Бога нет!" или "Бог имперсонален, безличен!", "Бог мёртв!" и так далее. Так много разных вещей они говорят. Это означает, что они хотят, чтобы Бога не было, или они хотят убить Бога. Камса всё время думал: "Как только Кришна родится, я убью этого ребёнка". Но Бог всегда Бог.  Ракшаси Путана взяла ребёнка Кришну и дала Ему свою грудь. Но Бог настолько добр, что Он выпил молоко из её груди и вместе с этим Он выпил её жизнь. Всё было покончено с ней и потом она превратилась в огромного гигантского демона, вы знаете эту историю о Путане.

Итак, Бог, даже если Он в образе ребёнка на коленях у Своей матери, всё равно остаётся Богом. Он не стал Богом с помощью медитации, покаяний или аскез, благодаря следованию правилам и предписаниям. Почему? Потому что Он настоящий Бог, на все времена! Он всегда существует, это и есть Бог!

на тасйа карйам каранам ча видйате
/Шветашватара-упанишад, 6.8/

и Ему ничего нужно делать. Если кому-то нужно что-то делать для того, чтобы стать Богом, то он на самом деле не Бог, он собака! Вы сразу же, сразу же можете понять это! Если кто-то говорит, что с помощью медитации он может стать Богом. Если поклоняясь такому-то и такому-то Божеству он может стать Богом. То сразу же вы можете понять, что это собака. Потому что в ведах даётся определение Бога:

на тасйа карйам каранам ча видйате

Зачем Богу делать что-то, чтобы стать Богом? Если вы создаёте какое-то золото - это химическое золото, это не настоящее золото. Золото должно быть натуральным! Точно также Бог должен быть естественным, натуральным. Когда Он во чреве своей матери - он Бог! Когда он на коленях у своей матери - он тоже Бог! Когда он играет со своими друзьями - пастушками - он тоже Бог! Когда он танцует со своими подругами - он Бог! Когда он сражается на Курукшетре - он Бог! Когда он женится на царевнах - он Бог! Когда он говорит что то - он тоже Бог! Вот это и есть Бог. Это несложно - понять Бога. Если вы попытаетесь понять Кришну, то вы поймете, что это Бог. Поэтому Брахма говорит

ишварах парамах кришнах

 - Верховный Господь, Верховная Личность Бога - это Кришна. И Кришна сам говорит в Бхагавад-Гите:

маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/

- мой дорогой Арджуна, Дхананджайа. Нет ничего лучше Меня, нет никого лучше Меня! Кинчид асти - нет ничего, ничего лучше. Во многих местах говорится тоже самое

ахам сарвасйа прабхаво
/БГ 10.8/

 - Я начало, Я источник всего. Всё означает, что Он источник Господа Шивы, Он источник Вишну, Он источник Брахмы. Он источник Господа Шивы, что говорить о других полубогах? Что говорить о других живых существах?

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

 -  все эти живые существа являются Моими неотъемлемыми частицами. Поэтому Он - источник. И Брахма в этой самхите, самхита означает - "ведическое произведение". Брахма в этой самхите, Брахма-самхите объясняет: "Вы пытаетесь найти источник, причину? Вот эта причина". Вы можете найти подтверждение этому повсюду, но негодяи демоны настолько упрямы, что они отрицают это. Хотя Брахма, Шива, Вйаса, Нарада, Девала, Бхишма и многие-многие другие преданные подтверждают, что Кришна - это Верховный Господь. Существует двенадцать авторитетных ачарйев: Свайамхур, Нарада, Шамбу. Свайамбхур - это Брахма, Нарада - это Нарада Муни, Шамбу - это Господь Шива. Капила, Вйаса, Кумары. Все они признавали это. И в недавнее время Господь Чайтанйа говорил тоже самое. И в Бхагаватам говорится:

кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

В Бхагаватам даётся перечень всех инкарнаций Бога и в конце делается вывод, что среди всех этих имён Кришна - это Верховный Господь, Верховная Личность.

кришнас ту бхагаван свайам

Все другие проявления являются Его инкарнациями
эте чамша-калах
/ШБ 1.3.28/

 Все эти различные имена Бога. Все эти различные проявления Бога - это либо полные части, либо части Его частей. Части называются кала, а полная часть называется амша. Мы тоже амши, но мы очень маленькие амши. Мы не такие большие амши, как Вишну, мы очень незначительны хотя и тоже амши. Итак амша-кала. Таким образом все другие либо амша либо кала. Но Кришна, Кришна - сту. Сту означает - "но".

кришнас ту бхагаван свайам

 - Он Верховная Личность Господа! Поэтому наши молитвы должны быть направлены на Верховную Личность Бога. Мы молимся

Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами

 - Мы поклоняемся Верховной Личности Бога, изначальной Личности. Все мы индивидуальны. Как например у вашего отца есть личность, поэтому и у вас есть личность, у вашего сына есть личность. Точно также и у отца вашего отца есть личность. У его отца и у его отца также и так до Брахмы у которого тоже есть личность. И Его отец Вишну также обладает личностью, и его отец также. Кришна - это Высшая Личность. Бог не может быть безличен. Он должен обладать личностью.

Это имперсональное понимание Бога - ниракара вади. В ведическом языке, когда мы говорим ниракара - "ни" означает отрицание, а "кара" означает форма. Таким образом форма отрицается. Но то, что форма отрицается не означает, что у Него нет формы. Это означает, что у Него нет формы, которая есть у нас с вами. Вот поэтому форма отрицается. Например у нас есть определённая форма. Какова ценность этой формы? Через несколько лет эта форма изменится. Как только я оставлю это тело - эта форма изменится, точно так же как мы меняем нашу одежду. Поэтому Ему не нужно обладать такой формой, которая меняется. По этой причине иногда Его называют ниракара. Это также объясняется в Брахма-самхите

ишварах парамах кришнах
/Брахма-самхита, 5.1/

Они могут сказать: "О господин, вы говорите, что у Кришны есть форма? Тогда как же вы утверждаете, что Он Высший? Брахман - Высший". Нет! Конечно же, у Него есть форма

сат чит ананда виграха

Его форма не такая, как у нас с вами. Сат чит ананда - Его форма вечна, полна блаженства и полна знания. сат чит ананда виграха. У Него нет никакого источника. У Него нет никакой причины, Он является сам началом всего, источником всего. Анадир адир - он изначальный Говинда. Говинда означает, что Он даёт наслаждение. Как вы ощущаете наслаждение? Через чувства. Поэтому го означает чувства, а винда означает наслаждение. Если вы служите Кришне своими очищенными, чистыми чувствами, тогда вы по настоящему становитесь счастливыми. Поэтому Его зовут Говинда.

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

- причина всех причин. Поэтому Он - Джагадиша. Здесь Прахлада Махарадж пытается предложить Верховной Личности Бога свою молитву.

ишварасйа махи гринами
/ШБ 7.9.12/

Махи означает славный. Его славные деяния. Что, вы не считаете, что Его деяния достойны славы? Современные учёные изобрели прибор (как это называется?) - спутник, и рекламируют его в газетах. "Он такой замечательный спутник! Он может плавать в пространстве и так далее". Но Верховная Личность может создать не только этот игрушечный спутник, но также и миллионы и триллионы планет, которые плавают в пространстве. Разве это недостойно славы? Но негодяи будут говорить: джаган митхйа - этот мир ложен! Почему он ложен? Чтобы создать этот мир, требуется такая сложная умственная работа и вы утверждаете, что этот мир ложен? Предположим вы украсите этот храм и пригласите сюда какого-то своего друга. Он придёт и скажет: "О, всё это вздор. Всё это ложно". Разве это не будет оскорблением с его стороны? Ведь он унизит вас таким образом. Вы так замечательно украсили этот храм, вы приготовили такие вкусные кушанья, такую замечательную пищу, а он приходит и говорит: "Всё это ложно! Всё это вздор!". Почему? Почему он так говорит? Это означает, что он не ценит, не ценит всего этого. Он приземлённый, тупой человек, мошенник. Поэтому преданные ценят то, что создал Бог:
" О Господь! О Кришна! Как Ты замечателен! Как чудесно Ты создал все эти деревья, все эти цветы! Это небо, эти планеты! Луну, Солнце!". И преданный переполняется радостью, он думает: "О, мой Господь так велик!". Но мошенник скажет: "Это всё ложно!". Вы понимаете насколько это нечестиво? Насколько это отвратительно? Они говорят "Это ложно!". Если вы строите какое-то здание, какой-то дом, вы должны всю свою жизнь тяжело трудиться над этим и если я прихожу и говорю: "Всё это вздор, всё это ложно!". Представьте, какое это оскорбление для вас. Поэтому они не имеют никакого представления о том, кто такой Бог. Они не знают этого. И здесь Прахлада Махарадж говорит:

ишварасйа махи гринами
/ШБ 7.9.12/

 - я буду прославлять Господа. Кто-то может сказать: "Но господин, вы всего лишь ребёнок, вам всего лишь пять лет, как вы можете прославлять?". йатха манишам - "не имеет значения, что я ребенок. Я буду выражать то, что у меня есть, свои чувства. О Боже! О Господь! Ты так велик!". И это хорошо, как вы можете описать Его славу или понять её - это невозможно. Он безграничен! Но какие бы ограниченные возможности у вас ни были, если вы с чувством высказываете это: "О мой Боже! О мой Господь!". Господь это примет, Он примет это. И поэтому Чайтанйа Махапрабху учит нас как молиться. Эта молитва такая

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад-иша камайе
/ЧЧ, Антья 20.29, Шри Шикшаштака 4/

Каждый молится Богу, преследуя какой-то интерес. Это тоже хорошо, если вы идёте и молитесь Богу: "Дай мне немного денег. Дай мне облегчения. Дай мне хороший дом. Замечательную жену. Вкусную пищу". Это тоже хорошо, но это не так хорошо, если вы молитесь Богу таким образом: " Я не хочу никаких денег. Я не хочу никаких последователей. Я не хочу никакой хорошей жены, красивой замечательной жены". "Чего же ты хочешь?". "Я хочу служить Тебе!" - вот и всё, вот и вся молитва! Это самая лучшая молитва! "Ты настолько прекрасен. Ты настолько замечателен. Ты настолько велик. Что я хочу заниматься служением Тебе! Я служу этим мошенникам и негодяям, они не удовлетворены и я не удовлетворён и теперь я пришёл к Тебе. Пожалуйста, займи меня в служении Тебе!" - и это последнее слово молитвы. Большое спасибо.

Шрила Прабхапада:   А где Джаяпатака?

Преданный:  Он работает.

Химаватти:  Если Прахлада Махарадж такой великий преданный, почему он говорит "О мой Бог! О мой Господь!". Ведь преданный всегда говорит "Нет ничего моего". Почему вдруг Господь становится его?

Шрила Прабхупада:  Что вы хотите сказать, что Бог - это ничто?

Химаватти:  Нет, я имею в виду другое. Почему он говорит "Мой Господь"?

Шрила Прабхупада:  А что же он должен говорить?

Химаватти:  Я не понимаю, как он может говорить это. Если вы говорите, что нам ничего не принадлежит, как же кто то может говорить "Мой", что то "моё"?

Шрила Прабхупада: Что то моё?
 
Химаватти:  Нет, а как кто-нибудь может говорить "Бог мой"?
 
Шрила Прабхупада:   А какая у вас идея? Как нужно обращаться к Нему? Что, он не должен говорить "Мой Господь"?

Химаватти:  Я не знаю.

 

Шрила Прабхупада:  Нет, вы знаете это. Он - Господь каждого. Поэтому каждый может сказать "мой Господь". Если кто-то говорит "мой Господь" - это не означает, что он монополизирует Бога. Нет. В вашем понимании "мой" означает, что вы монополизируете что-то, когда вы говорите "мой", но Бог никогда не может быть монополизирован. Он принадлежит всем, каждому и у каждого есть право говорить "мой Господь", "мой Бог". Как правило, в материальном смысле если я говорю: "Это мои очки" - это означает, что ни не принадлежат вам. Правда? Так вот это "моё" - это не то же самое когда я говорю "мой Бог". Когда я говорю "мой Бог" - это не означает, что Он уже не ваш Бог, если я говорю "мой Бог" вот в этом разница. В материальном смысле если я говорю "Это моя жена", это не означает, что она является женой кого-то ещё, но Бог не такой. Если я говорю "мой Бог". Вы тоже можете сказать "мой Бог", он тоже может сказать "мой Бог" и каждый человек может сказать "мой Бог", потому что это духовное  понятие "мой", абсолютное понятие "мой". Попытайтесь понять это таким образом, что в материальном отношении когда я говорю "мой" это отличается от того, когда я говорю "мой Господь!". Существует разница, не нужно ставить Бога в один ряд с материальными вещами, "Это моя вещь", "Это мой Бог", "Это мой дом", "Это моя жена", "Это моё богатство", "Это мой банк". Нет, понятие Бог не стоит в этом ряду. Например я говорю "Моя рука", как еще иначе я могу сказать это? Например Кришна говорит

мамаивамшо
/БГ 15.7/

Мама означает мой. "Все эти живые существа являются Моими неотъемлемыми частицами". Тогда почему же живые существа не могут сказать "мой Бог"? Вы понимаете? Кришна говорит "вы Мои", почему же вы не можете сказать "Кришна, ты - мой!". Ваш муж говорит "ты моя", почему же вы не можете сказать "ты мой"? Но конечно не думайте, что это то же самое, что и материальные отношения. В материальном смысле если я говорю, что это моё - это означает, что это не принадлежит никому другому. Это моя собственность. Закон собственности или что-то в этом роде. Но Кришна не такой, если вы говорите мой по отношению к Кришне, то в этом нет ничего плохого. Более того если человек хочет считать что-то своим, обладать чем то, тогда ему следует обладать Кришной и считать Кришну своим. Вот это конечная, абсолютная концепция "мой", "моё". Здесь это понятие "моё" достигает своего совершенства и это замечательно соответствует тому, что Кришна говорит в Бхагавад-Гите:

те тешу майи
/БГ 9.29/

 - "он Мой и Я его"- это говорит Кришна. Так что это не является чем о неверным. А какова ваша идея? Вы думаете, что поскольку всё принадлежит Кришне, то я никогда не должен говорить мой? У вас была такая идея?

Химаватти:  Нет я понимала это не таким образом, что Кришна - это Господь.

Шрила Прабхупада:   Мой Господь - это Господь всех остальных также. Он управляющий и поэтому Он "мой". Да Он принадлежит вам, Он принадлежит мне, Он принадлежит ему, Он принадлежит всем остальным.

Химаватти:  Теперь я понимаю!

Рукмини:  Когда вас нет рядом, как можно сделать так чтобы не чувствовать разлуки с вами?

Шрила Прабхупада:  Я не понимаю? Что? Я не понял?

Рукмини:  Я чувствую такую разлуку с вами, когда вас нет рядом.

Джанардана:  Она говорит, что она чувствует такую разлуку с вами, когда вас нет рядом.

Шрила Прабхупада:  Нет, вы не должны думать так. Есть два аспекта: физический аспект и также звуковая вибрация. Физический аспект временен, но звуковая вибрация вечна. Например мы наслаждаемся вибрацией наставлений Кришны и Он присутствует здесь в этой вибрации. Когда мы воспеваем Харе Кришна или поём Бхагавад-Гиту, или Бхагаватам - Он тотчас же появляется в Своей вибрации. Он Абсолютен! Поэтому вибрация более важна, чем физическое присутствие. Если вы чувствуете разлуку с духовным учителем, со своим духовным учителем. Просто старайтесь вспомнить слова его наставлений и тогда вы не будете чувствовать  разлуки. Вы будете чувствовать, что он рядом с вами. Поэтому мы должны общаться через вибрацию, не через физическое присутствие. И это настоящее общение шабдат анавритти. Через звук! Как например, мы тотчас же соприкасаемся с Кришной через звук. Звуковая вибрация. Поэтому мы должны уделять больше внимания звуковой вибрации, которая исходит от Кришны или от духовного учителя. И тогда мы будем чувствовать себя счастливыми и мы не будем ощущать разлуки. Когда Кришна ушёл из этого мира, Арджуна преисполнился скорби и стал вспоминать наставления Бхагавад-Гиты . Вы можете прочитать это в Шримад-Бхагаватам. И после этого он успокоился. Когда он стал вспоминать эти наставления, которые Кришна дал ему на поле битвы Курукшетра, он успокоился. Он был его другом, он постоянно был рядом с ним, но когда Кришна ушёл в свою обитель Арджуна чувствовал, что его охватила печаль и он стал вспоминать его наставления, поэтому всякий раз, когда мы чувствуем разлуку, самое лучшее - вспоминать наставления и тогда всё будет очень хорошо. Это понятно?

Ну тогда вы можете сейчас петь Харе Кришна. Джанардана, играй на мриданге.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |