"Б"

Back to God

Я видел ваш журнал, это красивый журнал, замечательный.
(Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)


Всё, что я зарабатывал, я тратил на это. Я ничего не получал взамен.
(Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)

Баларама

Баларама – сын Рохини, а Кришна – сын Деваки.
(Говардхана пуджа, октябрь 1966, Нью-Йорк)


Баладева

Кришна распростраяет Себя. Первая экспансия - Баладева. От Баладевы -
(Радхаштами, 18 сентября 1969, Лондон)


Бали махарадж

И Бали Махарадж, он отверг своего духовного учителя. Когда Шукрачарйа сказал: «Не обещай. Он Вишну. Он всё у тебя заберет.
(Нектар преданности, 26 декабря 1972, Бомбей)


Банк

В Америке банк рекламирует «Берите деньги, покупайте машину, покупайте дом, и как только вы получите свою зарплату отдавайте её нам».
(Шримад-Бхагаватам 1.2.18, 29 октября 1972, Вриндаван)


Безбожие

Вы можете организовать сотни и тысячи конференций. Но этого никогда не будет. Потому что нет единого мнения. Безбожие.
(Беседа c йоги Баджан, 7 июня 1975, Гонолулу, Гавайи)


У них нету единой платформы, они не согласны. Потому что они не принимают Бога.
(Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)

Беспокойства

Мы приняли это временное существование материальной жизни, и поэтому мы всегда одержимы беспокойствами.
(Бхагавад-Гита 3.1-5, январь 1967 года, Нью-Йорк)


Если вы хотите освободится от беспокойств,
(Бхагавад-Гита 3.1-5, январь 1967 года, Нью-Йорк)
Это беспокойство существует, потому что мы ищем того вечного счастья и мы беспокойны.
(Шримад-Бхагаватам 2.3.17, 12 июля, 1969, Лос-Анжелес)
Но этот атеистический образ жизни, этот материалистический образ жизни, всегда приносит беспокойства.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.11-13, 24 марта 1969, Гаваи)
И каждый, кто принял это материальное тело, имеет симптом - он полон беспокойств.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 1 июля 1968, Монреаль)
И Прахлада Махараджа предлагает лекарство как освободиться от беспокойств. Он говорит хитватма-патам грихам андха-купам.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 1 июля 1968, Монреаль)
Почему вы беспокойны? Из-за этих двух вещей, шочати и канкшати. Скорбь из-за потерь и стремление к тому, чем мы не обладаем.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 1 июля 1968, Монреаль)
То, что наш ум в материальных условиях всегда находится в беспокойстве.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Итак, беспокойство ума, всё это беспокойство ума в Шримад-Бхагаватам объясняется это.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Итак, любой ответственный чиновник, как например, ваш президент Джонсон, испытывает беспокойство.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
приняв прибежище лотосных стоп Васудевы, Шри Кришны, Верховной Личности Бога, можно освободиться от всех материальных беспокойств.
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)
Но я причиняю беспокойства. Я вторгаюсь в собственность Бога: «Это моё». Поэтому и возникают беспокойства.
(Бхагават-Гита 2.17, 22 ноября 1972, Хайдарабад)

Благость

Мы должны прийти истинному стандарту жизни, - благости. Тогда мы можем начать наше преданное служение.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.20, 31 октября 1972, Вриндаван)


И если вы строго следуете процессу бхагавад-бхакти-йоги, тогда автоматически вы находитесь над благостью.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.20, 31 октября 1972, Вриндаван)
Но когда он поднимается на уровень добродетели, как говорится,
(Шримад-Бхагаватам 1.2.21, 1 ноября 1972, Вриндаван)
Итак, если мы сможем так или иначе, избежать низших гун, невежества, страсти и благости, тогда естественно мы придем на уровень благости.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.19, 30 октября 1972, Вриндаван)
благость означает, что они могут видеть.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.27, 7 ноября 1972, Вриндаван)
Те, кто находятся на уровне благости, он поклоняются нарайана-калах шанта, Нарайане и Его экспансиям.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.27, 7 ноября 1972, Вриндаван)
У вас не будет твёрдого положения до тех пор, пока вы не выйдете на уровень благости.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.12, 23 октября 1972, Вриндаван)

Благочестие

Один человек очень благочестив. А другой нет. Какова разница между ними?
(Беседа c лейтенантом Моузи, 5 июля 1975, Чикаго)


Конечная цель дать вам любовь к Богу. Это намного выше благочестивых и не благочестивых действий.
(Лекция перед инициацией, 1 декабря 1968, Лос-Анджелес)
Те, чья предыдущая жизнь была благочестивой, приходят к Богу.
(Бхагавад-Гита 12.13-14, 12 мая 1974 года, Бомбей)
Это означает, что те, кто имеют запас благочестивых действий, возносятся на высшие планетарные системы.
(Бхагавад-Гита 10.8, 31 июля 1976 года, Париж)
Конечно, в современной цивилизации нет четкого разделения между благочестием и неблагочестием.
(Бхагавад-Гита 10.1, 30 декабря 1966 года, Нью-Йорк)
Таковы плоды благочестивой деятельности. 
(Бхагавад-Гита 10.1, 30 декабря 1966 года, Нью-Йорк)
Слушать о Боге - это само по себе благочестивое действие.
(Свадебная церемония, 6 мая 1969, Бостон)
Поэтому Шукадева Госвами говорит о том что материальное счастье приходит благодаря благочестивой деятельности.
(Брахма-самхита, 35, Нью-Йорк, 31 июля 1971)
Шукадева Госвами говорит, что эти мальчики, играющие с Кришной во Вриндаване, крита-пунйа-пунджах, в течение многих миллионов лет у них просто увеличивался запас благочестивой деятельности.
(Брахма-самхита, 35, Нью-Йорк, 31 июля 1971)
Но даже занимаясь благочестивой деятельностью, человек запутывается.
(Ишопанишад 1, 4 мая 1970, Лос Анжелес)
Поэтому, чтобы понять Верховную Личность Бога, необходимо совершать много благочестивых поступков
(Бхагават-Гита 2.23, 27 ноября 1972, Хайдарабад)
Просто если вы слушаете и воспеваете Харе Кришна маха-мантру, пунйа-шравана-киртанах, вы становитесь благочестивыми.
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)

Благочестивая деятельность

Это благочестивая деятельность в сознании Кришны. Все заняты для Кришны.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.14, 16 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)


В соответствии со священными писаниями тот, кто занимается хорошей деятельностью и не занимается греховной деятельностью, - тогда какой он получит результат?
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
То есть 4 вещи можно получить благодаря благочестивой деятельности.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
Предположим, что благодаря благочестивой деятельности мы получаем хорошее рождение,
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)
Таким образом, привязаннность к слушанию о Кришне - это результат благочестивой деятельности.
(Нектар преданности, 5 ноября 1972, Вриндаван)
Пока мы не накопим большого количества благочестивых поступков, мы не сможем достичь уровня Голоки Вриндавана,
(Нектар преданности, 9 ноября 1972, Вриндаван)
Поэтому движение сознания Кришны является очень благочестивым движением, которое занимается деятельностью, несущей благо живым существам.
(Бхагават-Гита 2.13, 18 ноября 1972, Хайдарабад)
Те, кто всегда заняты благочестивой деятельностью, они не могут быть задействованы в греховных деяниях.
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)

Благотворительность

Как например, это движение, это движение является величайшей благотворительной деятельностью в этом мире. Оно благотворно для всех людей. 
(Шесть госвами, 1971, Сан-Франциско)


Поэтому распространение этого знания является лучшей благотворительной деятельностью.
(Утренняя прогулка, 7 апреля 1975, Хайдерабад)
Это движение сознания Кришны является величайшей благотворительной деятельностью в человеческом обществе.
(Ратха-ятра, 1971 год, Сан-Франциско)
Истинная благотворительная деятельность - это пробудить в каждом человеке сознание Кришны.
(на день ухода Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати, 9 декабря 1969, Лос Анжелес)
И здесь я тоже обратился в благотворительные фонды: Вот, пожалуйста, моя программа, я хочу организовать здесь общество сознания Бога.
(Бхагавад-Гита 2.48-49, лето 1966 года, Нью-Йорк)
До тех пор, пока у человека нет ясного видения, - как он может заниматься благотворительной деятельностью?
(Шримад-Бхагаватам 1.5.13, 13 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
«В наше время различные благотворительные организации заботятся о благе общества, какой-то группы людей в нём или нации.
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)
Случалось, что даже великие санньяси-майавади (имперсоналисты) - высокообразованные люди, почти осознавшие себя души - начинали заниматься политикой или благотворительной деятельностью.
(Нектар преданности, 9 ноября 1972, Вриндаван)
Так называемое служение человечеству подобно чистке пиджака. Всё равно что хорошенько выстирать пиджак, если ты голоден.
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)
Например, мы стараемся открывать больницы, потому что думаем, что это очень важно. Но мы не думаем о том, как избавиться от болезненного состояния жизни,
(Лекция в «Ротари-клаб», 29 ноября 1972, Хайдарабад)

Благотворность

по-настоящему благотворным является только то, что приносит благо всем людям во всем мире».
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)


Библия

Например, Библия. Люди в то время не были очень продвинутыми, поэтому первое наставление, которое там даётся: не убий.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)


кажется что существуют расхожие интерпретации Библии, сейчас очень много различных сект в христианстве и они интерпретируют Библию по-разному.
(Говиндам ади пурушам, 2 октября 1968 года, Сиэтл)
Никто не может оспаривать библию. Таково должно быть отношение. Библия – это тоже часть Вед.
(Лекция перед инициацией, 1 декабря 1968, Лос-Анджелес)
Как например, в Библии сказано: Бог сказал: да будет творение.
(Утренняя прогулка, 2 июля 1975, Денвер, Колорадо)
Как например в Библии есть утверждение: Бог создал эту вселенную.
(Бхагавад-Гита 3.1-5, 20 декабря 1968 года, Лос-Анджелес)
Как, например, в Библии иногда говорится, что сын Бога и Бог - едины. 
(Инициация, 3 июля 1970, Лос Анжелес)
Также как в Библии говорится, «Да будет творение», и произошло творение. На самом деле это факт.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.32, 11 ноября 1972, Вриндаван)

Бизнес

Предположим, мы бизнесмены, составляем какое-то соглашение.
(Обращение на Шри Вйаса пудже, 2 сентября, 1972, Нью Вриндаван)


Они создают автомобили, новые автомобили каждый год. А банки готовы дать вам ссуду, что бы вы могли работать день и ночь.
(Утренняя прогулка 5)
Предположим, я бизнесмен. Я получил доход в этом году, 10 млн долларов.
(Бхагават-Гита, лето 1966 года, Нью-Йорк)
Как мой друг-бизнесмен, рассказывал мне. Зачем нам так тяжело работать, получать большой доход, и всё это заберёт правительство?
(Бхагават-Гита, лето 1966 года, Нью-Йорк)
Но для бизнеса, я зарабатывал деньги всеми правдами и неправдами, моё умонастроение как крокодила и собаки, тогда я должен буду стать крокодилом. И всё.
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)

Бог


 

Богатство

Означает ли, что само по себе богатство является препятствием?
(Беседа c лейтенантом Моузи, 5 июля 1975, Чикаго)


Как вы думаете, это принесёт больше пользы обществу, если программа будет проводиться в бедном районе, или в богатом?
(Беседа c лейтенантом Моузи, 5 июля 1975, Чикаго)
Но людей не интересует знание в настоящий момент, по крайней мере. Они заботятся о материальном богатстве,
(Гаура Пурнима, 5 марта 1974, Гавайи)
Богатым человек считался не потому, какой у него счёт в банке. Тогда не было таких банков, тем более не было таких бумажных денег.
(Говардхана пуджа, октябрь 1966, Нью-Йорк)
В прежние времена человека считали богатым, судя по тому, сколько у него коров, сколько у него земли, а не судя по тому, сколько у них этих бумажек, этих ложных денег.
(Хари хари випхале, 7 октября 1968, Сан-Франциско)
Поэтому когда человек становится слишком богатым, с материальной точки зрения, его это дисквалифицирует и ему очень трудно получить сознание Кришны. Это недостаток.
(Нрисимха-чатурдаши, 27 мая 1972, Лос-Анджелес)
Те, кто рождается в высокопоставленных семьях, в богатстве, это тоже падшее положение. Это не означает успех.
(Утренняя прогулка, 8 июля 1975, Чикаго, Иллинойс)
Что такое богатство. У вас есть какое-то понимание этого.
(Бхагавад-Гита 10.1, 7 декабря 1966 года, Нью-Йорк)
Не думайте, что если просто вы будете работать, вы заработаете миллионы и миллионы долларов.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)

Божества

Если мы занимаемся поклонением Божествам,
(Беседа с учеником. 26 апреля 1976, Мельбурн)


Шастры говорят, что если кто-то думает, что божество сделано из камня. Это камень для глаз непреданного.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)
Насколько это возможно, постарайтесь поклоняться божеству.
(Джанматштами, 30 декабря 1968, Лос-Анджелес)
Итак, это поклонение Божеству в храме означает поклонение Кришне, Верховной Личности Бога.
(Установление Божеств Шри Шри Радха Гокулананда, 21 августа 1973, Лондон)
Это цель для которой устанавливаются Божества.
(Установление Божеств Шри Шри Радха Гокулананда, 21 августа 1973, Лондон)
Точно также разница между поклонением идолу и поклонением Божеству является чем-то подобным. 
(Установление Божеств Шри Шри Рукмини Дварака-натха, 16 июля 1969, Лос Анжелес)

Божественная природа

живые существа также обладают божественной природой, но, когда они входят в соприкосновение с материей, она затмевает их изначальное, высшее сознание.
(Беседа c журналистом, 5 июля 1975, Чикаго)


Болезни

Созревшие греховные реакции могут проявиться, например, в форме хронической болезни
(Нектар преданности, 5 ноября 1972, Вриндаван)


Возьмём, к примеру, человека, вследствие своей половой распущенности заболевшего венерической болезнью.
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)

Больницы

«В этом году мы увеличили количество мест в больницах». Это означает развитие. Что это за развитие?
(Шримад-Бхагаватам 1.2.9, 20 октября 1972, Вриндаван)


Например, мы стараемся открывать больницы, потому что думаем, что это очень важно. Но мы не думаем о том, как избавиться от болезненного состояния жизни,
(Лекция в «Ротари-клаб», 29 ноября 1972, Хайдарабад)

Борьба за выживание

Но в этой материальной жизни каждый из нас пытается стать хозяином. Это борьба за выживание.
(Бхагават-Гита 2.13, 18 ноября 1972, Хайдарабад)


Для материалиста это очень трудно. Никто не хочет предаваться. Каждый хочет соревноваться.
(Бхагават-Гита 2.23, 27 ноября 1972, Хайдарабад)
Таким образом, сарва-гата. Везде в этой вселенной живые существа ведут борьбу за существование. 
(Бхагават-Гита, 2.25, 29 ноября 1972, Хайдарабад)
«Зачем мне становиться слугой? Лучше я стану господином». Ладно, вы становитесь Кришной. Вы становитесь наслаждающимся. И происходит борьба. Всегда.
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)
Нет, проблема именно в этом, потому что Бог сотворил этот мир для вашего наслаждения и моего наслаждения, поэтому само собой разумеется, что должно быть противостояние.
(Бхагават-Гита, 2.26, 30 ноября 1972, Хайдарабад)

Брахма


 

Брама сампрадая

И мы являемся ветвью. Но изначальным гуру является Нарада. Брама сампрадая.
(Нрисимха-чатурдаши, 27 мая 1972, Лос-Анджелес)


Брама-бандху

брама-бандху означает человек, который родился от отца брамана, но он не действует, как браман.
(Нрисимха-чатурдаши, 27 мая 1972, Лос-Анджелес)


Брама-банду означает сын брамана, но сам он не браман. (Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)

Брамаджйоти

И тот, кто приближается к этому ослепительному сиянию, брамаджьйоти, называется имперсоналистом, это имперсоналисты.
(Гундича марджана, 7 октября 1968 года, Сан-Франциско)


Брамаджйоти, йсайа прабха, Брамаджйоти является сиянием тела Бога, Кришны, Говинды.
(Лекция на воскресном пиру, 21 мая 1972 года, Лос-Анджелес)
Из-за сияния, исходящего из тела Кришны. Это называется брахмаджйоти.
(Установление Божеств Шри Шри Радха Гокулананда, 21 августа 1973, Лондон)
Но вайшнав, он проходит через брахмаджйоти.
(брахманская инициация, 25 мая 1969, Нью Вриндаван)
Итак, откуда приходит солнечный свет? Из брахмаджйоти.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 21 марта 1969, Гаваи)
Эти планеты находятся в сиянии брахмаджйоти.
(Ишопанишад. 13-15, 18 мая 1970, Лос Анжелес)
Итак, просто представьте, место, которое предоставляется врагам Кришны, является ли оно чем-то привлекательным?
(Ишопанишад. 13-15, 18 мая 1970, Лос Анжелес)
Подобным образом, существует сияние Верховной Личности. Это называется Брахмаджйоти.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.25, 5 ноября 1972, Вриндаван)
Кришна говорит, что брахмаджйоти, имперсональный Брахман, покоится на Мне.
(Бхагавад-Гита 7.1, 13 декабря 1972, Ахмедабад)

Брахма-бхутах

Это брахма-бхутах означает просто понять, что я не это материальное тело.
(Лекция на инициацию, 16 июля 1969 год, Лос Анжелес)


И что это за радость? Нет скорби и нет страстных желаний.
(Лекция на инициацию, 16 июля 1969 год, Лос Анжелес)
И после освобождения? Брахма­бхута-прасанатма: действительно начнётся ваша жизнь в преданном служении.
(Лекция на инициацию, 16 июля 1969 год, Лос Анжелес)
Брахма-бхутах. Мы являемся духом. К несчастью, мы помещены сюда. 
(Инициация, 3 июля 1970, Лос Анжелес)
У него нет желаний, и он не скорбит.
(Нектар преданности, 28 октября 1972, Вриндаван)
Итак, без каких-то мотивов, когда человек занят преданным служением, это уровень брахма-бхутах.
(Нектар преданности, 28 октября 1972, Вриндаван)
Бхакти, настоящая бхакти, начинается тогда, когда человек становится полностью брахма-бхутах.
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)
«Да, я принадлежу Кришне». брахма-бхутах прасаннатма. «Почему я думал, что я русский или американец, то или другое?».
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)
Но как только вы придёте к сознанию Кришны, вы переполнитесь радостью. Нет причины для стенаний. Нечего желать. Всё обрело целостность. Кришна целостен. И вы освобождаетесь.
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)

Поэтому человеку следует выйти за пределами этого ограниченного пространства мышления. Это называется уровень брама-бхута.
(Лекция о материалистах, 18 ноября 1968, Лос-Анджелес)


«Мне нечего обретать и нечего терять, я не имею никакого отношения к этому материальному миру»
(Шримад-Бхагаватам 1.2.30, 9 ноября 1972, Вриндаван)
И когда человек понимает этот факт, что он не является эти материальным телом, это называется брахма-бхутах.
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)

Брахма-лока

”Мой дорогой Арджуна, даже если ты поднимешься на высшую планетную систему, которая называется Брахмалока”.
(Шримад-Бхагаватам 2.3.17, 12 июля, 1969, Лос-Анжелес)


Высочайшая планетарная система называется Брама-лока.
(Интервью на радиостанции KB of key, 27 июня 1969, Лос-Анджелес)
Даже если вы отправитесь на высочайшую планетарную систему, вновь вы вынуждены вернуться.
(Интервью на радиостанции KB of key, 27 июня 1969, Лос-Анджелес)
Даже если вы отправитесь на Брахмалоку, вам всё равно придётся попасть на адскую локу. Таково положение дел.
(Бхагават-Гита, 2.26, 30 ноября 1972, Хайдарабад)

Брахма-самхита

Здесь всё очень хорошо описано - Его страна, Его развлечения.
(Университет Упсала, 6 сентября 1973, Стокгольм)


Брахма-самхита это достаточно большая книга. В первом стихе 5-ой главы сказано что у Господа, у Говинды есть своя особая планета, которая называется Голока-Вриндавана.
(Гундича марджана, 7 октября 1968 года, Сан-Франциско)
Эти стихи Брахма-самхиты составлены Господом Брахмой. Поэтому в ведической литературе они называются “самхита”.
(Брахма-самхита, 3 января 1973, Бомбей)
Свайам. Он – изначальная Личность Бога. Такую же информацию мы получаем из других Ведических писаний, как, к примеру, «Брахма-самхита».
(Лекция в «Ротари-клаб», 29 ноября 1972, Хайдарабад)
Начиная с этого индра-гопы, до царя Небес, все находятся под влиянием наслаждений или страдают в результате действий своей кармы.
(Бхагават-Гита, 2.1, 6 декабря 1972, Ахмедабад)

Брак

Брак также является социальным соглашением, для того, чтобы эта половая жизнь была рафинированной. Не животной, а более утончённой. Вот и всё.
(Хари хари випхале, 7 октября 1968, Сан-Франциско)


Но брак означает принять полную ответственность за женщину, это настоящий брак, ведический брак.
(Лекция о воспевании, 20 октября 1968 года, Сиэтл)
Меня иногда критикуют мои братья в Боге за то, что я устраиваю браки.
(Вйаса Пуджа, 22 августа 1973, Лондон)
Система заключения браков также соответствует нашей вайшнава смрити.
(Свадебная церемония, 6 мая 1969, Бостон)
И брак - это не что-то плохое.
(Свадебная церемония, 6 мая 1969, Бостон)
Даже в браке. Его нужно подчинить высшей цели.
(Свадебная церемония, 6 мая 1969, Бостон)
Вы должны всегда помнить, что в браке нет рассторжения, нет развода. На всю жизнь.
(Лекция на инициацию, 4 июня 1969 год, Нью Вриндаван)
В Индии до сих пор браки заключаются между молодыми людьми из семей одного уровня.
(Брахма-самхита, 32, 28 июля 1971, Нью-Йорк)

Браман


Брамавади

Имеет ли брамавади какую-то возможность продвигаться?
(Утренняя прогулка, 2 июля 1975, Денвер, Колорадо)


Все так называемые брахмавади, они говорят, что «Мы стали освобожденными», но они не освобождены. Это просто выдумка.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.20, 31 октября 1972, Вриндаван)

Брахманизм

Это самый настоящий Ведический принцип, который заключается в том, чтобы стать знающим и дать это знание пара-упакара. Это – брахманизм.
(Нектар преданности, 12 ноября 1972, Вриндаван)


Браманы


Брамачари

Брамачари означает соблюдение целибата. И жизнь под руководством учителя.
(Беседа c мэром Эвенстона, 4 июля 1975, Чикаго)


Мы учим наших молодых людей, как стать брамачари. Брамачари означает целомудренная жизнь, целибат.
(Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)
как брахмачари может направить своё сексуальное желание на служение Кришне?
(Брахма самхита, текст 29, 8 ноября 1968, Лос-Анджелес)
Человеку необходимо соблюдать тапасйю; обет брахмчари, целибат.
(Радхаштами, 18 сентября 1969, Лондон)
Юноши, если они хотят, они могут оставаться брахмачари, придерживаться целибата. Но для девушек это не очень легко.
(Лекция на инициацию, 4 июня 1969 год, Нью Вриндаван)
И началом тапасйи является брахмачарйа.
(Брахма-самхита, Нью-Йорк, 26 июля 1971)
Но отречённым людям, брамачари, не позволяется хранить при себе деньги,
(Бхагават-Гита, лето 1966 года, Нью-Йорк)
вы должны были отправиться в ашрам духовного учителя и жить там, как слуга. Это называется брамачарья.
(Шримад-Бхагаватам 5.5.1, 12 сентября 1969, Лондон)
Поэтому, в соответствии с Ведической цивилизацией, первое наставление для ученика – это преподать ему урок того, как стать брамачари.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.21, 1 ноября 1972, Вриндаван)
В начале, в жизни ученика, его обучают как брахмачари, он претерпевает суровые аскезы, лишения и принимает наставления от духовного учителя о временности существования материального мира.
(Бхагавад-Гита 2.1, 7 декабря 1972, Ахмедабад)

Будда

Например, Господь Будда. Был царевичем. Поэтому он был очень богат. Он родился в царской семье,
(Брахма самхита, текст 29, 8 ноября 1968, Лос-Анджелес)


Например, Господь Будда. Он просто сказал: Прекратите этот вздор, это убийство животных.
(Говиндам ади пурушам, 2 октября 1968 года, Сиэтл)
Господь Будда сказал: Хорошо, Бога нет. Но вы должны предаться мне. Где же тут разница? Это означает, что человек должен принять авторитет Бога.
(Говиндам ади пурушам, 2 октября 1968 года, Сиэтл)
Это атеистичная философия, как например, философия Будды: "Бога нет". Но Будда сам Бог.
(Инициация Локанатха даса, 21 мая 1969, Нью Вриндаван)
вы знаете Господа Будду. Он также был принцем.
(Радхаштами, 30 августа 1968 года, Монреаль)
Господь Будда просто сказал, что "Я не верю в Веды".
(брахманская инициация, 25 мая 1969, Нью Вриндаван)
"Поскольку Господь Будда не принял авторитет Вед, он считается настика, атеистом".
(брахманская инициация, 25 мая 1969, Нью Вриндаван)
И тоже самое касается буддизма. Господь Будда признан воплощением Кришны в Шримад-Бхагаватам.
(Бхагавад-Гита 4.4-8 , лето 1966 года, Нью-Йорк)
Кришна появился как Господь Будда, так как люди мучали обычных животных. 
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 21 марта 1969, Гаваи)
Появление Господа Будды описано в Шримад-Бхагаватам и другой ведической литературе.
(Ишопанишад 1, 3 мая 1970, Лос Анжелес)
Итак, Господь Будда, он обманул демонов. Почему он обманул?
(Ишопанишад 1, 3 мая 1970, Лос Анжелес)
Поэтому Господь Будда начал своё движение. Когда люди начали есть мясо без всяких ограничений,
(Шримад-Бхагаватам 1.5.14-16, 11 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Господь Будда прежде был царевичем. И когда он был ещё совсем юным, где-то в 20 лет, он оставил всё.
(Бхагавад-Гита, Введение, ноябрь 1968, Лос-Анджелес)
В этом списке инкарнаций есть также имя Господа Ришабхадева, Господь Будда также. Имя Будды также есть там.
(Бхагавад-Гита 2.1, 7 декабря 1972, Ахмедабад)

Буддизм

В буддизме также это обязательный регулирующий принцип. Буддист должен обязательно стать саньяси по крайней мере на период 10 лет.
(Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)


Вы не можете убить сознание. Это невозможно. Философия Будды предназначена для того, чтобы остановить сознание.
(Гаура Пурнима, 5 марта 1974, Гавайи)
Философия Будды означает что всё это существование, нашего тела, и нашего я, - является сочетанием материи.
(Гаура Пурнима, 5 марта 1974, Гавайи)
Но люди, которым проповедовалась эта философия Будды, они были не очень разумными людьми. Поэтому Господь Будда не дал им информацию о тонком теле, или о душе. Они были не способны.
(Гаура Пурнима, 5 марта 1974, Гавайи)
Как например, философия Господа Будды. В ней не признаётся Верховная Личность Бога. Или любой Бог.
(Гаура Пурнима, 5 марта 1974, Гавайи)
Господь Будда сказал: Хорошо, Бога нет. Но вы должны предаться мне. Где же тут разница? Это означает, что человек должен принять авторитет Бога.
(Говиндам ади пурушам, 2 октября 1968 года, Сиэтл)
Господь Будда сказал: медитируйте. Но последователи Господа Будды не смогли медитировать. Их постигла неудача.
(Говиндам ади пурушам, 2 октября 1968 года, Сиэтл)
Например, в философии Будды. Нирвана. Нирвана означает прекращение материального существования.
(Говиндам ади пурушам, 27 сентября 1968 года, Сиэтл)
Философия Будды и философия Майявади утверждают, что после освобождения деятельность прекращается. Но философия вайшнавов говорит на это – нет!
(Говиндам ади пурушам, 27 сентября 1968 года, Сиэтл)
Итак философия Будды подобна этому. Атеистичные люди, они против Бога. "Да, Бога нет. Но примите эту философию, ахимсу. Не убивайте животных".
(Инициация Локанатха даса, 21 мая 1969, Нью Вриндаван)
Это философия Будды. Он поднимает людей до уровня понимания Бога. Итак, это в каком-то смысле обман. Но этот обман - не обман.
(Инициация Локанатха даса, 21 мая 1969, Нью Вриндаван)
Последователи философии буддизма тоже стремятся к этому. Нирвана.
(Лекция о материалистах, 18 ноября 1968, Лос-Анджелес)
Точно также как есть буддисты, они также вегетарианцы.
(Ишопанишад 1, 3 мая 1970, Лос Анжелес)
Поэтому буддизм не является ведической религией. Потому что Будда был против ведических жертвоприношений.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.14-16, 11 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Буддизм это тоже индийская религия. Господь Будда был индийцем.
(Бхагавад-Гита, Введение, ноябрь 1968, Лос-Анджелес)
Это философия буддизма. Они не принимают существования души. «Сознание – это сочетание материальных элементов».
(Бхагават-Гита 2.17, 22 ноября 1972, Хайдарабад)
И философы буддисты, они думают о том, чтобы превратить всю свою деятельность в ноль. шунйавади. Разрушить.
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)

Будха

Будха означает "очень учёный человек", тот, кто обладает всей мудростью.
(Бхагавад-Гита 10.8, 7 января 1967 года, Нью-Йорк)


Буддхи

Буддхи - "разум, интеллект". Но что это такое?
(Бхагавад-Гита 10.4-5, 4 января 1967 года, Нью-Йорк)


Буддхи, обычное буддхи, это разум, который загрязнен.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.17, 27 октября 1972, Вриндаван)
Потому что буддхи - это первый шаг к самоосознанию.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.17, 27 октября 1972, Вриндаван)

Буддхи-йога

буддхи-йога означает преданное служение Господу.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)


Йогам значает связан с Кришной. И такой ум называется буддхи-йогам.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.17, 27 октября 1972, Вриндаван)

Будущее

Мы не можем изменить этого, есть определённый план, план Господа. Но будет продолжаться этот план.
(Шримад-Бхагаватам 5.5.1, 12 сентября 1969, Лондон)


Бхава

В чём разница между бхавой и премой?
(Говиндам ади пурушам, 18 октября 1968 года, Сиэтл)


Затем чувства преданного постепенно усиливаются, и у него появляется какой-то экстаз, он постоянно думает о Кришне, и затем приходит стадия совершенства.
(Лекция перед инициацией, 20 октября 1968 года, Сиэтл)
Бхава - очень высокая платформа на пути к совершенству жизни.
(Бхагавад-Гита 10.8, 7 января 1967 года, Нью-Йорк)
Бхава-бхакти означает он всегда чувствовал желание Кришны.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.18, 22 июня 1969, Нью-Вриндаван)
Эта бхава, это материальное творение, это также бхава. Другая бхава, это санатана.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.33, 12 ноября 1972, Вриндаван)
Испытывающие бхаву, находясь в экстатическом состоянии, способны постичь Кришну как изначальную личность.
(Бхагават-Гита, 2.26, 30 ноября 1972, Хайдарабад)

Бхагаван


 

Бхавартха-дипика

Аналогичное утверждение есть и в «Бхавартха-дипике», комментарии Шридхары Свами к «Шримад-Бхагаватам»: «О мой Господь, тем счастливцам, которые плавают в океане нектара преданности Тебе
(Нектар преданности, 11 ноября 1972, Вриндаван)


Бхагавата

Бхагаватам, Бхагавата, Бхагав, - эти слова происходят от слова Бхагаван.
(Шесть госвами 15 ноября 1968, Лос Анджелес)


Это средство – общение с Бхагаватами. Есть два типа Бхагават.
(Беседа c профессором философии, 24 июня 1975, Лос-Анджелес)
Бхагавата означает тот, кто связан с Бхагаваном.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.18, 29 октября 1972, Вриндаван)
Те, кто являются реальным бхагаватой, живя как бхагавата, - от них, от них пытайтесь понять Бхагаватам.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.18, 29 октября 1972, Вриндаван)
Человек, которые является практическим бхагаватой, тот, кто знает, что такое Бхагаван, кто такой Бхагаван.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.24, 4 ноября 1972, Вриндаван)

Бхагавата дхарма

Итак, бхагавата дхарма значит взаимоотношения между преданными и Господом.
(Речь в Новом Вриндаване, 31 августа 1972 года)


Бахагавата дхарма означает, что мы должны подняться над грубым и тонким телом, и получить духовное тело.
(Речь в Новом Вриндаване, 31 августа 1972 года)
Бхагавата-дхарма, мы должны пытаться понять Бхагавана.
(Речь в Новом Вриндаване, 31 августа 1972 года)
понять наши взаимоотношения с Верховным Господом. Это называется Бхагавата-дхарма.
(Бхагавад-Гита 2.1-10, ноябрь 1968 года, Лос-Анжелес)
Бхагавата дхарма - значит осознание Высшей личности Бога.
(Нектар преданности, 1 ноября 1972, Вриндаван)

Бхагават-Гита


Бхаджана

Все это основано на одном корне, бхадж. Бхадж-дхату. Это означает предложение любовного служения Господу.
(Бхагавад-Гита 13.1-2, 29 декабря 1972, Бомбей)


Эта бхаджана предназначена для махатм, махатманах, не для дуратм. Или кшудратм.
(Бхагавад-Гита 13.1-2, 29 декабря 1972, Бомбей)
Бхаджана, преданное служение, это возможно когда человек свободен от этих анартх, нежелательных вещей. (Шримад-Бхагаватам 1.2.12, 23 октября 1972, Вриндаван)

Бхаджаны

бхаджаху ре мана шри нанда-нандана
(бхаджаху ре мана)


радхе джая джая мадхава-дайите!
(Радхаштами, 30 августа 1968 года, Монреаль)
джая радха мадхава кунджа-бихари
(Лекция на воскресном пиру, 21 мая 1972 года, Лос-Анджелес)
самсара-даванала-лидха-лока-
(Вйаса Пуджа, 5 сетября 1969, Гамбург)
кита-джанма хау джатха тува даса 
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)
ваишнава тхакура томара куккура бхулийа джанаха море
(Брахма-самхита, 33, 19 июля, 1971, Нью Йорк)
самсара-даванала-лидха-лока
(Шримад-Бхагаватам 2.3.17, 12 июля, 1969, Лос-Анжелес)
джада-видйа саба майара ваибхава
(Ишопанишад 9, 13 мая 1970, Лос Анжелес)
мичхе майара ваше, йаччха бхеше'
(Публичное выступление, 15 сентября 1969, Лондон)
манаса, деха, геха - йо кичху мора
(Шримад-Бхагаватам 1.5.18, 22 июня 1969, Нью-Вриндаван)
манаса деха геха йо кичу мора
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)
хари хари бипхале джанама гонаину
(Шримад-Бхагаватам 1.2.26, 6 ноября 1972, Вриндаван)
тандера чарана севи бхакта-сане васа
(Нектар преданности, 20 октября 1972, Вриндаван)
рупа-рагхунатха-паде ха-ибе акути
(Нектар преданности, 26 декабря 1972, Бомбей)

Бхаджана-крийа

Бхаджана-крия. Почему бы не занять себя подобно одному из преданных.
(Бхагавад-Гита 10.8, 31 июля 1976 года, Париж)


Итак, эти нежелательные вещи автоматически исчезнут. Это результат бхаджана-крийа.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.12, 23 октября 1972, Вриндаван)
Эта арчана-видхи является одним из предметов бхаджана, бхаджана-крийа.
(Бхагавад-Гита 7.1, 13 декабря 1972, Ахмедабад)

Бхакти


 

Бхактивинода Тхакур

Cат чит ананда Бхактивинод. Он был одним из ачарьев в нашей ученической преемственности,
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)


Таким образом, Бхактивинода Тхакур был идеальным гуру.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)
И Бхактивинода Тхакур, он был грихастхой.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)
Когда он был судьёй в Джаганатха пури.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)
И Бхактивинода Тхакур был одним из ачарьев. И он оставил после себя великое множество книг.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)
Шри Бхактивинода Тхакур поет в своей песне: тара мадхйе джихва ати, лобхамои судурмати.
(Джанмаштами, 4 сентября 1969, Гамбург)
И Бхактивинод Тхакур поёт в своей песне. … наше нынешнее состояние подобно этому.
(Энергия Верховного Господа духовна, Гамбург)
Ваишнава Тхакур, пожалуйста, прими меня просто своей собакой, поёт Бхактивинод Тхакур. Этого мы хотим.
(Утренняя прогулка, 23 июня 1975, Лос-Анджелес)
В другой песне Бхактивинод Тхакур поёт: джанма оби мое иччха тохара кита-джанма хау джатха тува даса
(Утренняя прогулка, 23 июня 1975, Лос-Анджелес)
Как например, Бхактивинода Тхакура, он был грихастха.
(Вйаса Пуджа, 22 августа 1973, Лондон)
Бхактивинода Тхакур хотел, чтобы европейцы и американцы смогли понять философию движения Чаитанйи 
(Вйаса Пуджа, 22 августа 1973, Лондон)
Бхактивинода Тхакур, он тоже принял санйасу в более позднее время? Это правильно? 
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон))
Как, например, говорит Бхактивинода Тхакур: бхакативинода прабху-чаране парийа.
(Инициация, 3 июля 1970, Лос Анжелес)
Бхактивинода Тхакура есть очень хрошая песня. Он молится ваишнаву: ваишнава тхакура томара куккура бхулийа джанаха море
(Брахма-самхита, 33, 19 июля, 1971, Нью Йорк)
Бхактивинода Тхакур очень хорошо пел: джада-видйа саба майара ваибхава
(Ишопанишад 9, 13 мая 1970, Лос Анжелес)
Мои дорогие друзья, мои дорогие братья. Почему вас уносят волны этой иллюзии?
(Публичное выступление, 15 сентября 1969, Лондон)
Бхактивинода Тхакур обращается: Мой дорогой Нанда-кишор, юный мальчик, юный сын Нанды махараджа.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.18, 22 июня 1969, Нью-Вриндаван)
Бхактивинода Тхакур говорит: Волны майи, иллюзорной энергии, уносят вас подобно соломинке на водах реки.
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)

Бхакти-марг

Итак, бхакти марг, это преданное служение. Сознание Кришны означает всегда помнить Кришну.
(Лекция перед инициацией, 1 декабря 1968, Лос-Анджелес)


Бхакти-йога


 

Бхактисиддханта Сарасвати

Например, когда мой духовный учитель появился в Джаганатха Пури. Он был сыном очень важного правительственного служащего, Бхактивинода Тхакура.
(на день ухода Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати, 9 декабря 1969, Лос Анжелес)


Итак, мы сидели вместе, разговаривали с Гуру Махараджем, и девушка сказала: “Мой дорогой учитель, я хочу поговорить с вами”.
(на день ухода Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати, 9 декабря 1969, Лос Анжелес)
Он принял на себя много суровых епитимий для того, чтобы начать это движение, всемирное движение.
(на день ухода Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати, 9 декабря 1969, Лос Анжелес)
Я думаю, что Ты должен попытаться распространить наше движение в Англии”. Таково было содержание его письма.
(на день ухода Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати, 9 декабря 1969, Лос Анжелес)
“Ты должен проповедовать эту философию Чаитанйи по всему миру”.
(Вйаса Пуджа, 5 сетября 1969, Гамбург)
Мой Гуру-Махараджа, Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, он тоже делал попытку послать своих учеников проповедывать движение Чаитанйи в западном мире.
(Вйаса Пуджа, 22 августа 1973, Лондон)
В последнее время, Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада принял это лично и сделал многих учеников триданди санйаси.
(Принятие саньясы Киртананда Брахмачари, 20 февраля 1970, Лос Анжелес)
Мой Гуру Махараджа обычно говорил: “Пусть вся страна или город, все люди, пусть, пусть они придут сюда. Я обеспечу их пищей”. Но они не придут.
(Брахма-самхита, 35, Нью-Йорк, 31 июля 1971)
Мой гуру махарадж, когда он выбирал статьи для того, чтобы опубликовать их в «Гармонисте».
(Шримад-Бхагаватам 1.5.9-1.5.11, Июнь 1969 года, Нью-Вриндаван)
Да, пойдёт. Всё хорошо. Потому что это прославляет Бога.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.9-1.5.11, Июнь 1969 года, Нью-Вриндаван)
Мой гуру махараджа обычно говорил, что этот печатный станок является брихад-мридангой.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.12-1.5.13, 6 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Но мой Гуру Махараджа любил говорить, что лучше стать подметальщиком и честно зарабатывать на жизнь, чем стать фальшивым чтецом Бхагаватам для зарабатывания на жизнь.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.24, 4 ноября 1972, Вриндаван)
Так же, как мой Гуру Махарадж любил говорить, что это как лизать банку с мёдом.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.33, 12 ноября 1972, Вриндаван)
Мой гуру Махараджа объяснял Шримад Бхагаватам, первый стих, джанмади асйа йатах в Дакке, в течение трех месяцев.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.12, 23 октября 1972, Вриндаван)
Проповедник, человек может стать проповедником, если у него есть жизнь. Мёртвый человек не может стать проповедником.
(Нектар преданности, 20 октября 1972, Вриндаван)
Мой Гуру Махарадж говорил: «Не тратьте время впустую. Не дожидайтесь следующей жизни. Закончите своё дело в этой жизни,
(Нектар преданности, 3 октября 1972, Вриндаван)
Мой Гуру Махарадж говорил: «Не пытайтесь увидеть Кришну. Служите Ему так, чтобы Он сам захотел вас увидеть»
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)
«Ну и что? Вас слышат четыре стены. Этого достаточно. Не расстраивайтесь. Продолжайте повторять.
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)
«Если бы, продав всю эту собственность, храмы, мы привлекли хотя бы одного человека к сознанию Кришны, то моя миссия была бы выполнена». 
(Нектар преданности, 11 ноября 1972, Вриндаван)
Мой Гуру Махарадж приводил такой пример: у вас есть немного сладкого риса, и вы смешиваете его с несколькими песчинками. И всё портите.
(Нектар преданности, 13 ноября 1972, Вриндаван)

Бхадрасена

И когда Кришна потерпел поражение, ему нужно было взять на Свои плечи Своего друга.
(Инициация, 10 января 1969, Лос Анжелес)


Бхарата

Династия Куру началась с царя Бхараты. Есть два, три Бхараты в истории ведической литературы.
(Шримад-Бхагаватам 2.1.1-4, 22 декабря 1969, Бостон)


Бхарата Варша

Целая планета была Бхарата-варшей. Теперь всё разделилось, уменьшилось,
(Шесть госвами, 1971, Сан-Франциско)


Раньше Индия называлась Бхаратой.
(Бхагавад-Гита 2.7, 2 марта 1966 года, Нью-Йорк)
это не обычное дело принять рождение на Бхаратаварше.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.26, 6 ноября 1972, Вриндаван)
«После многих, многих рождений, человеку даётся возможность принять рождение на святой земле Бхаратаварши.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.26, 6 ноября 1972, Вриндаван)
"Каждый, кто принял рождение на земле Бхаратаварши, его жизнь должна быть успешной».
(Шримад-Бхагаватам 1.2.26, 6 ноября 1972, Вриндаван)
Здесь, на этой земле Бхаратаварши существует понимание освобождения, мукти.

(Шримад-Бхагаватам 1.2.26, 6 ноября 1972, Вриндаван)
Перед этим, эта планета была известна как Илаврита-варша. После правления Махараджи Бхараты, сына Ришабхадевы, эта планета стала Бхарата-варшей.
(Бхагават-Гита, 2.1, 6 декабря 1972, Ахмедабад)

Бхарата махараджа

Этот Бхарата махараджа был императором всего мира. И как у императора, у него была красивая жена, молодые дети, но в возрасте 24-х лет молодым человеком он бросил всё.
(Радхаштами, 30 августа 1968 года, Монреаль)


Как например, Бхарата махарадж. Он начал сознание Кришны, но случайно, в момент смерти, он был слишком привязан к маленькому оленёнку.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.18, 22 июня 1969, Нью-Вриндаван)
Поэтому ему пришлось прожить следующую жизнь в теле оленя. Подумайте. Такой великий преданный, но из-за своей привязанности.
(Нектар преданности, 3 октября 1972, Вриндаван)
Но вчера вы также рассказывали историю об одном преданном, который отрёкся от мира, отправился жить в лес, воспевал имя Господа Кришны и находился в каком-то шаге от бхакти-йоги,
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)

Бхаума-лила

эта духовная душа идет к Кришне сначала в той вселенной в которой Кришна проводит Свои игры, бхаума-лила. Она идёт туда.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.22, 2 ноября 1972, Вриндаван)


Бхишма

Вы знаете историю, что Дурьодхана критиковал Бхишму: «Мой дорогой Дед, ты не сражаешься в полную силу с Арджуной,
(Нектар преданности, 26 октября 1972, Вриндаван)


Бхукти

Бхукти означает обычный рабочий, который работает весь день как осел,
(Инициация, 10 января 1969, Лос Анжелес)