"Д"

"Д"


Дакша

Дакша упрекал Нараду: Мои сыновья ещё не избавились от трёх видов долга.
(Утренняя прогулка, 1 июля 1975, Денвер, Колорадо)


Такова история йагйи, которую проводил Дакша. Вы вероятно слушали её из Бхагаватам
(Ишопанишад 10, 15 мая 1970, Лос Анжелес)

Дайва

"а в «Шримад-Бхагаватам» говорится о даива-нетрене, то есть воле Всевышнего, определяющей, какое тело должен получить человек в следующей жизни.
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)


Человек страдает от какой-то болезни, и вы наняли первоклассного доктора, первоклассного терапевта, всё первого класса, но, тем не менее, человек умирает. В чём причина?
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)
"Обиходное понятие, которое ближе всего по смыслу к слову даива это «рок», «судьба».
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)
Поэтому, говорится, что нет силы выше, чем дайва. Человек должен принять это. Продолжай.
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)

Дамодара Сваруп

Дамодара Сваруп пришёл на берег моря и он увидел танцующего рыбака,
(обсуждение спектакля Господа Чайтаньи, 5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)


Так, Сварупа Дамодара Госвами описал эту запутанную, сложную философию Радхи и Кришны в одном стихе, очень замечательном стихе.
(Радхаштами, 30 августа 1968 года, Монреаль)
Шри Сварупа Дамодара говорил, что Радха и Кришна – суть одно целое.
(Нектар преданности, 11 ноября 1972, Вриндаван)

Даридра Нараяна

Если вы видите, что в каждом живет Верховный Нарайана, тогда почему вы признаете только даридра?
(Бхагавад-Гита 12.13-14, 12 мая 1974 года, Бомбей)


Он был какое-то время Богом, принимаем. Но как он стал догом вместо Бога? 
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 21 марта 1969, Гаваи)
Бог гуляет по улице. Даридра нараяна.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.14, 16 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Разве Нараяна может попрошайничать? Нараяна является господином Лакшми, богини удачи.
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)

Дасйам

Это называется дасьям. Начало деятельной преданности.
(Беседа с иезуитским священником 19 мая 1975 года, Мельбурн)


Дасйам всегда быть слугой Господа.
(Нрисимха-чатурдаши, 27 мая 1972, Лос-Анджелес)

Дварака

Когда Кришна находился на Земле, у Него в Двараке было 16108 Лакшми. Вот это Нараяна. И каждой Лакшми Он подарил по дворцу, сделанному из мрамора и украшенному драгоценными камнями.
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)


Дваждырождённый

Каждый рождён шудрой. Но если он проходит через процесс очищения, он становится дваждырождённым.
(Утренняя прогулка, 23 июня 1975, Лос-Анджелес)


Дваждырождённый - это особенно относится к брахманам,
(брахманская инициация, 25 мая 1969, Нью Вриндаван)
Если вы крепко держитесь за духовного учителя, который просто наплавляет вас так, чтобы вы действовали на духовном уровне, когда начинается ваша вторая жизнь,
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
Первое рождение от отца и матери, и второе рождение от духовного учителя и Ведического знания.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.27, 7 ноября 1972, Вриндаван)

Двиджа-бандху

Двиджа-бандху значит рожденный от отца брахмана, но он действует по-другому.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.27, 7 ноября 1972, Вриндаван)


Двипа

Эти планеты называются двипы. Двипа означает остров.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 21 марта 1969, Гаваи)


Двойственность

Но так как это материальный мир, мир двойственности, то здесь есть добро и зло.
(Беседа c группой профессоров, 2 июня 1975, Лос-Анджелес)


В этом мире нет ничего хорошего; всё плохо. Мы только называем что-то плохим и что-то хорошим.
(на день ухода Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати, 9 декабря 1969, Лос Анжелес)
Это подобно смене сезонов. Это явление называется двойственностью.
(Бхагавад-Гита 10.1, 30 декабря 1966 года, Нью-Йорк)
Поэтому в Чаитанйа-чаритамрите говорится, что в этом материальном мире такие деления как ”Это хорошо, а это плохо”, - это просто измышления.
(Ишопанишад 1, 30 октября 1968, Лос Анжелес)
Нет разницы между хорошим и плохим. Вам необходимо отказаться от всех материальных привязанностей. И всей ненависти.
(Ишопанишад 1, 30 октября 1968, Лос Анжелес)
Двойственность означает стать ли мне сознающим Кришну или стать сознающим материю –
(Шримад-Бхагаватам 1.5.14, 16 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Итак, в материальном мире стандарт счастья. Если принимать базовый принцип. Всё это суть одно. Но мы создали.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.18, 22 июня 1969, Нью-Вриндаван)
Нет двойственности на абсолютном уровне. Это факт.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.25, 5 ноября 1972, Вриндаван)
Все здёсь двойственно. Если не будет счастья, то невозможно будет понять, что такое несчастье.
(Бхагават-Гита, 2.26, 30 ноября 1972, Хайдарабад)

Девата

Девата означает вишну-бхакто бхавед дайвах. Те, кто предан Верховной личности Бога, который известен как Вишну.
(Бхагавад-Гита 13.1-2, 24 сентября 1973, Бомбей)


Те, кто являются беспримесными преданными Господа, называются девами.
(Бхагавад-Гита 2.7-2.11, март 1966 года, Нью-Йорк)
Точно также на планете Солнце или планете Луна живут люди, человеческие существа, подобные нам.
(Бхагавад-Гита 2.7-2.11, март 1966 года, Нью-Йорк)
Дева означает те люди, человеческие существа, которые связаны с Верховным Господом.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Деваты и асуры, между ними есть разница.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)

Дева-риши

Дева риши, риши значит те, кто дают нам ведические писания. Как например Нарада муни, Вьясадев,
(Обращение, 1 июля 1972, Сан-Диего)


Девахути

Девахути. Его мать звали Девахути. Поэтому её сын был известен, как сын Девахути.
(Беседа c журналистом, 5 июля 1975, Чикаго)


Деви-дхама

Деви-дхама. Он находится под контролем материальной энергии.
(Установление Божеств Шри Шри Радха Гокулананда, 21 августа 1973, Лондон)


Деградация

Если мы деградируем, и становимся преступниками,
(Беседа c мэром Эвенстона, 4 июля 1975, Чикаго)


Эта тёмная область означает мы собираемся стать животными в следующей жизни. Потому что это цивилизация животных.
(Нрисимха-чатурдаши, 27 мая 1972, Лос-Анджелес)
Кали-юга считается веком наибольшой деградации. Мы думаем, что достигли очень большого прогресса, но это век наибольшей деградации.
(Радхаштами, 18 сентября 1969, Лондон)
Почему Индия деградировала? Потому что так называемые негодяи, они заявляют: “Я - брахман”. о чем вы занимаетесь, сэр?
(Ишопаниша, Обращение, 27 апреля 1970, Лос Анжелес)
Также есть 6 других принципов, которые помогут нам деградировать, выйти из духовной жизни. Что это за принципы?
(Бхагават-Гита, лето 1966 года, Нью-Йорк)
Это проявляется в том, что люди постепенно деградируют и забывают о Боге. В этом состоит их деградация.
(Бхагават-Гита, 2.25, 29 ноября 1972, Хайдарабад)

Демоны


Демократия

создана никчемная демократия. Сапожник призывается на войну? Убийца коров назначается председательствующим собрания? Что это такое?
(Гундича марджанам, 4 июля 1970, Сан Франциско)


Деньги

А откуда у вас деньги на издание Годхед?
(Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)


Мы самыми разными способами обращаемся к ним за лакшми. Как лучше осознать, что тем самым мы занимаем их в служении Кришне? Получают ли они какое то благо от этого?
(Утренняя прогулка, 1 июля 1975, Денвер, Колорадо)
Да, если вы занимаете их в служении Кришне. А иначе эти лакшми просто убьют вас.
(Утренняя прогулка, 1 июля 1975, Денвер, Колорадо)
У вас, у американцев так много денег. Используйте свои деньги таким образом.
(Бхагавад-Гита 3.1-5, 20 декабря 1968 года, Лос-Анджелес)
Предположим, вы получили миллион долларов. Не храните их. Пока они находятся в вашем распоряжении, тратьте их ради Кришны.
(Брахма-самхита, Нью-Йорк, 26 июля 1971)
Кришне не нужны деньги, потому что Он изначальный владелец всего,
(Брахма-самхита, Нью-Йорк, 26 июля 1971)
“Как вы зарабатываете деньги?
(Брахма-самхита, 35, Нью-Йорк, 31 июля 1971)
Поэтому, говорится, что святые должны избегать денег. Деньги это большая Майя.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.12-1.5.13, 6 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Что он будет делать? Выбросить их?
(Шримад-Бхагаватам 1.2.9, 20 октября 1972, Вриндаван)
Если вы не можете посвятить свою жизнь сразу же, тогда используйте пятьдесят процентов своего дохода на Кришну.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.9, 20 октября 1972, Вриндаван)
Если у тебя есть деньги, ты должен использовать эти деньги.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.9, 20 октября 1972, Вриндаван)
Деньги так соблазнительны, что люди готовы отдать за них жизнь. Таких людей посылают на поле брани.
(Бхагават-Гита 2.12, 12 декабря 1976, Хайдарабад)

Дерево

Итак, сознание есть также в дереве.
(Шримад-Бхагаватам 2.3.17, 12 июля, 1969, Лос-Анжелес)


Дети

Это всё глупости. Это всё глупости, детей надо защищать, а не давать им свободу выбора,
(Беседа c журналистом, 5 июля 1975, Чикаго)


в этой статье из журнала тайм обсуждается, что 50% преступлений совершается детьми, которым ещё нет 18-ти лет.
(Беседа c журналистом, 5 июля 1975, Чикаго)

Дехинам

Дехинам. Поскольку особенности ума у всех разные.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)


Дехинам, тот, кто принял это материальное тело, - его обусловленная жизнь всегда полна тревог.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)

Деятельность

И раджа означает деятельность. Без деятельности, не может быть ничего создано в этом мире.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.11-13, 24 марта 1969, Гаваи)


Каждый пытается уменьшить невзгоды жизни и обрести счастье. Такова побудительная сила всей деятельности.
(Шримад-Бхагаватам 11.3.21, 13 апреля 1969 года, Нью-Йорк)
Итак эта человеческая деятельность предназначается для того, чтобы познать себя, кто я
(Шримад-Бхагаватам 11.3.21, 13 апреля 1969 года, Нью-Йорк)
Никто не свободен от деятельности. Даже муравей занят какими-то делами.
(Бхагавад-Гита 2.51-54, лето 1966 года, Нью-Йорк)
В соответствии со своей природой, с гунами природы, действующим на вас положением, - каждый занят определённой деятельностью.
(Бхагавад-Гита 2.51-54, лето 1966 года, Нью-Йорк)
Любая деятельность, которую ты совершаешь, создаёт определённую реакцию.
(Бхагавад-Гита 2.51-54, лето 1966 года, Нью-Йорк)
В нашей жизни, в нашей настоящей жизни мы должны действовать. Деятельность не прекращается.
(Бхагавад-Гита 2.51-54, лето 1966 года, Нью-Йорк)
"Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.9, 20 октября 1972, Вриндаван)
Активность, спонтанная деятельность. «Я должен сделать это. Мой господь будет доволен.
(Нектар преданности, 28 октября 1972, Вриндаван)
Севанам значит деятельность. Севанам не значит лениво сидеть и быть инертным. Нет.
(Нектар преданности, 1 ноября 1972, Вриндаван)
Распространение сознания Кришны - самая лучшая деятельность в мире.
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)
Они придумывают так много разнообразных приспособлений. Но в результате они забывают о Кришне.
(Нектар преданности, 11 ноября 1972, Вриндаван)
так и человек, в зависимости от своих качеств и уровня духовного развития, причисляется к определенному сословию или укладу и занимается соответствующей своему положению деятельностью.
(Нектар преданности, 14 ноября 1972, Вриндаван)
однако о том, как человек справляется со своими обязанностями, нужно судить по тому, насколько Господь доволен его деятельностью».
(Нектар преданности, 14 ноября 1972, Вриндаван)
Но что же я должен делать как духовная душа? Необходимо знание. Это знание приходит, когда мы очищаемся.
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)
В человеческой форме жизни вам дается свобода действовать, хотя вам и говорят «Действуй вот таким образом».
(Бхагават-Гита 2.12, 12 декабря 1976, Хайдарабад)
Карта, деятель, место, инструмент, и провидение. Таким образом, существует пять причин для действия всего.
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)

Джаганатха

Кришна означает Джаганатха. Джагат. Джагат означает этот мир и натха означает господин или властитель.
(Гундича марджанам, 4 июля 1970, Сан Франциско)


Прежде, один царь по имени Индрадьюмна, открыл храм Джаганатхи в Ориссе, в Пури.
(Лекция о Миссии)
Тому, кто видит Джаганатху на Ратха-йатре открывается путь к особождению,
(Лекция на Ратха-йатре, 1 июля 1971, Лос Анжелес)
Просто созерцая Господа на колеснице человек может остановить повторяющиеся рождение и смерть.
(Лекция на Ратха-йатре, 1 июля 1971, Лос Анжелес)
Прежде один царь по имени Индрадьюмна основал храм Джаганатхи в Пури, области Орисса.
(Лекция на Ратха-йатре, 18 июля 1976, Нью Йорк)
Это Божество Джаганатхи установил царь Индрадьюмна примерно более чем три тысячи лет назад.
(Лекция на Ратха-йатре, Сан Франциско, 4 июля, 1970)
Если вы увидите этих Божеств Джаганатха, восседающих на этих колесницах, посреди процессии и то, как Господь Чаитанйя воспевал Харе Кришна мантру перед колесницей, тогда в соответствии с нашими ведическими писаниями, если вы принимаете участие в этом фестивале, в вашей следующей жизни вы вернетесь обратно домой, к Богу.
(Лекция на Ратха-йатре, Сан Франциско, 4 июля, 1970)
Но Кришна может стать таким маленьким, как Джаганатха. Он является повелителем, владельцем всей Вселенной,
(Радхаштами, 30 августа 1968 года, Монреаль)
В храме Джаганнатхи прасад предлагается 56 раз.
(Бхагавад-Гита 3.1-5, 20 декабря 1968 года, Лос-Анджелес)

Джаганатха Мишра

Джаганатха Мишра это его отец.
(обсуждение спектакля Господа Чайтаньи, 5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)


Джагай и Мадхай

Джагай и Мадхай, это были два брата, первейшие пьяницы и развратники.
(Хари хари випхале, 7 октября 1968, Сан-Франциско)


Как например, Джагай и Мадхай...они были жуликами. А Нитьянанда прабху освободил их.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.11, Июнь 1969 года, Нью-Вриндаван)
Господь Чайтанья простил Джагая и Мадхая, когда они пообещали, что больше не будут совершать греховных действий.
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)

Джавахарлал Неру

Возможно, вы знаете, наш предыдущий премьер министр пандит Джавахарлал Неру
(Шесть госвами 15 ноября 1968, Лос Анджелес)


Джарасандха

Итак, Кришна, Арджуна и Бхима направились к Джарасандхе. Он давал очень много пожертвований брахманам, и эти трое пришли в его царство, переодевшись в бедных брахманов.
(Бхагават-Гита 2.12, 12 декабря 1976, Хайдарабад)


Джанма

Пока у нас есть хоть небольшое материальное желание воплотить наши планы, мы будем принимать материальные тела, и это называется джанма.
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)


Джива

Например, в материю, образуемую мужчиной и женщиной входит джива, душа, и тогда тело начинает развиваться.
(Брахма-самхита, 35, Нью-Йорк, 31 июля 1971)


Дживатма это Брахман изначально, так как мамаивамшо джива-бхутах
(Бхагават-Гита 13.3, 30 декабря 1972, Ахмедабад)

Джива Госвами

в этой молитве предлагаются поклоны шести госвами
(Шесть госвами 15 ноября 1968, Лос Анджелес)


Подобным образом Джива Госвами был величайшим учёным.
(Шесть госвами, 1971, Сан-Франциско)
Джива Госвами представляет эти любовные взаимоотношения Кришны и Радхи с философской точки зрения.
(Гундича марджанам, 4 июля 1970, Сан Франциско)
И Джива Госвами выдвигает эту философию: для осознания Парам Брахмана человеку нужно пожертвовать всем материальным,
(Гундича марджанам, 4 июля 1970, Сан Франциско)
Постарайтесь это понять. Это анализ Дживы Госвами, Кришна - Верховный Брахман.
(Радхаштами, 30 августа 1968 года, Монреаль)
Джива Госвами обсуждал этот стих таким образом: ”Даже чандала, личность из семьи собакоедов, если он повторяет святое имя Господа,
(Шримад-Бхагаватам 7.9.11-13, 24 марта 1969, Гаваи)
Но Джива Госвами говорит, что даже человеку, рождённому в семье брахмана, требуется квалификация для совершения жертвоприношений.
(Нектар преданности, 24 октября 1972, Вриндаван)
Поэтому Шрила Джива Госвами обсуждал этот момент в своей «Таттва-сандарбхе», состоящий в том, что нельзя принимать придуманных идей.
(Нектар преданности, 1 ноября 1972, Вриндаван)
Шрила Джива Госвами в своей «Таттва-сандарбхе» доказал, не оставив никаких сомнений, что Пураны являются дополнением к Ведам.
(Нектар преданности, 7 ноября 1972, Вриндаван)
Поэтому Шрила Джива Госвами объясняет, что пока мы не поверим в непостижимое могущество Господа, то не сможем понять Его действий…
(Нектар преданности, 13 ноября 1972, Вриндаван)

Дживатма

Это доказательство того, что Параматма и дживатма это две различные личности.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.32, 11 ноября 1972, Вриндаван)


Джива-таттва

Джива-таттва это неотъемлемая часть.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.15, 19 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)


Брахма также джива-таттва.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.23, 3 ноября 1972, Вриндаван)

Диета

Что касается диеты, то лучше всего принимать прасад.
(Утренняя прогулка, 1 июля 1975, Денвер, Колорадо)


Дискриминация

Поскольку нет сознания Кришны, эта дискриминация между человеком и человеком, между животным и человеком и множество подобных дискриминаций существуют.
(Бхагавад-Гита 12.13-14, 12 мая 1974 года, Бомбей)


Дискуссии (интересные вопросы)

В том, что говорят Веды и «Бхагавад-гита», есть противоречие. Есть ли разница между Ведами и «Бхагавад-гитой»?
(Бхагават-Гита 2.13, 18 ноября 1972, Хайдарабад)


Тогда всё, что мы делаем, происходит с санкции Параматмы...Тогда почему один человек оскорбляет другого?
(Бхагават-Гита 2.13, 18 ноября 1972, Хайдарабад)
Кто ответственен за сотворение этого материального…?
(Бхагават-Гита 2.13, 18 ноября 1972, Хайдарабад)
Как-то шла дискуссия относительно того, что дух не имеет формы. Как так может быть?
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)
Но почему тогда их нет во всех этих историях? Вообще нет истории. Даже в Соединенных Штатах не упоминаются ни Господь Вишну, ни Господь Кришна, а Они тоже были…
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)
Тогда почему страдали Пандавы, если они предались Господу Кришне?
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)
Тогда почему такого человека ненавидят и считают жестоким и зачем Богу необходимо использовать кого-то, чтобы всё это совершать?
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)
Тогда Кришна даёт вам возможность украсть чужую собственность, но запутываетесь вы. Кришна не отвечает за это. За это несёте ответственность вы.
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)
Если вы хотите избавиться от своих сомнений, вам необходимо предаться. Вы будете продолжать вести себя таким образом, а я должен развеивать ваши сомнения.
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)
Будда является богом среди дашаватар, он является аватарой. Но он никогда не упоминал о поклонении идолам, поклонении Раме или Кришне. В частности, одной или другой аватаре и этому авадхуте, или святому месту.
(Бхагават-Гита, 2.26, 30 ноября 1972, Хайдарабад)
Есть ли какие-то противоречия между принципами, которые дают Веды и то, чему учит Гита?
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)
Проблема в том, что Гита была написана или услышана или рассказана около 5000 лет назад. Итак, что было до этого? Было ли тогда сознание Кришны?
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)

Добро и зло

Но так как это материальный мир, мир двойственности, то здесь есть добро и зло.
(Беседа c группой профессоров, 2 июня 1975, Лос-Анджелес)


До тех пор пока вы находитесь на материальном уровне. Так называемое плохое и хорошее, они являются одинаковыми
(Шримад-Бхагаватам 1.2.19, 30 октября 1972, Вриндаван)

Доказательство

Существует три типа доказательств, признанных учёными в ведической традиции.
(Бхагавад-Гита, Введение, 23 ноября 1968, Лос-Анджелес)


Если человек может привести цитату из Вед в качестве доказательства, то мы просто вынуждены это принять.
(Бхагавад-Гита, Введение, 23 ноября 1968, Лос-Анджелес)
Ести три типа доказательств: непосредственное восприятие, свидетельства Вед и исторические факты.
(Бхагават-Гита, 2.26, 30 ноября 1972, Хайдарабад)

Долг

Таким образом, особенно браманы, они в долгу перед великими мудрецами и святыми. Потому что они получают от них знание.
(Утренняя прогулка, 1 июля 1975, Денвер, Колорадо)


И долг мудрецам возвращается тем, что человек, он становится брахмачари. Долг полубогам
(Утренняя прогулка, 1 июля 1975, Денвер, Колорадо)
Каждый, кто полностью предался Кришне, у него больше нет долгов. Ни перед кем.
(Утренняя прогулка, 1 июля 1975, Денвер, Колорадо)
Наш основной долг, как души – это понять, кто я такой.
(Ратха-ятра, 1971 год, Сан-Франциско)
Тот, кто действует ради долга.
(Обращение, сентябрь 1969, Лондон)

Друг

"Поскольку ты - мой дорогой друг, Я расскажу тебе".
(Бхагавад-Гита 10.1, 7 декабря 1966 года, Нью-Йорк)


Дурваса муни

Как например Дурваса Муни. Он путешествовал по всей Вселенной и за её пределами.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.16, 27 октября 1972, Вриндаван)


Дурга

Дурга это богиня, которая управляет всем этим материальным миром.
(Говиндам ади пурушам, 18 октября 1968 года, Сиэтл)


Эта энергия, также в олицетворенной форме называется Дургадеви.
(Установление Божеств Шри Шри Радха Гокулананда, 21 августа 1973, Лондон)
Дурга - тоже одна из энергий. Это не так, что Дурга - абсолютная истина. Это глупость.
(Лекция на инициацию, 16 июля 1969 год, Лос Анжелес)
Дурга - это материальная природа, она очень могущественна.
(Лекция на инициацию, 16 июля 1969 год, Лос Анжелес)
Эта материальная энергия зовётся Дургой. Но она настолько могущественна, сришти-стхити,
(Шримад-Бхагаватам 1.5.14, 16 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Например, мясоед идет к Деви: «Моя дорогая богиня, я хочу есть мясо».
(Шримад-Бхагаватам 1.2.9, 20 октября 1972, Вриндаван)
И управляющий тюрьмы это Дурга деви. Вы видели многих людей, которые поклоняются Богине Дурге.
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)

Дух


Дух и материя

В материальных условиях, есть разница между духом и материей.
(Беседа с иезуитским священником 19 мая 1975 года, Мельбурн)


Но мы можем получить небольшое представление о том, что такое дух и что такое материя. Просто попытайтесь понять разницу между живым человеком и мертвым телом.
(Лекция на Ратха-йатре, 12 июля, 1975, Филадельфия)
В материи нет индивидуальности. У духа есть индивидуальность.
(Бхагавад-Гита, Введение, 23 ноября 1968, Лос-Анджелес)
Таттвам означает истина. Истина это дух, а не материя.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.22, 2 ноября 1972, Вриндаван)
Итак, без соприкосновения с духом, нет вопроса того, чтобы материя действовала или расширялась или росла.
(Шримад-Бхагаватам 1.3.1, 14 ноября 1972, Вриндаван)
Материя сама не может развиваться.
(Брахма-самхита, 35, Нью-Йорк, 31 июля 1971)
Материя истинна, но подчинена духу.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.22, 2 ноября 1972, Вриндаван)
Мы не увидим, чтобы материя росла автоматически.
(Шримад-Бхагаватам 1.3.1, 14 ноября 1972, Вриндаван)
Но если ребенок живёт, или духовная душа находится в теле, тогда оно развивается.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.31, 10 ноября 1972, Вриндаван)
Майя значит энергия. Она проявляется двумя способами: материальным и духовным.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.30, 9 ноября 1972, Вриндаван)
Как огонь имеет две энергии - тепло и свет - так и Кришна проявляется в двух Своих энергиях, материальной и духовной.
(Нектар преданности, 3 октября 1972, Вриндаван)
Так в чём же состоит разница между любовью к Богу и вожделением?
(Нектар преданности, 12 ноября 1972, Вриндаван)
В первую очередь, каждый должен понять, что вызывает у него интерес: материальные вещи или духовные. Если ему интересны духовные вещи, то он должен искать истинного духовного учителя.
(Нектар преданности, 13 ноября 1972, Вриндаван)
Существует две действующие энергии: материальная природа и духовная. Материальная природа описывается в «Бхагавад-гите» таким образом:
(Бхагават-Гита 2.13, 18 ноября 1972, Хайдарабад)
Любой может увидеть разницу между живой душой и мёртвым телом.
(Бхагават-Гита 2.17, 22 ноября 1972, Хайдарабад)

Духовность


Духовная деятельность

Эта бхакти это духовная деятельность. Поэтому Кришна говорит, бхактйа прайаччхати.
(Нектар преданности, 26 октября 1972, Вриндаван)


Если вы будете действовать для Кришны, тогда всё будет в порядке, но если вы действуете, чтобы удовлетворить свои желания, вы запутаетесь в результатах своей деятельности.
(Бхагават-Гита, 2.24, 28 ноября 1972, Хайдарабад)

Духовная жизнь


Духовное знание

Итак, духовное знание выходит за пределы возможностей наших спекуляций, размышлений.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)


любое духовное знание, это уттама, любой, кто хочет понять первоклассное знание, должен отправиться к гуру.
(о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)
Поэтому настоящее образование, настоящее духовное знание начинается
(Говиндам ади пурушам, 27 сентября 1968 года, Сиэтл)
Точно также я живу в этом теле, но я не являюсь этим телом. Это начало духовного образования.
(Лекция о материалистах, 18 ноября 1968, Лос-Анджелес)
Истинное знание - это знание простого факта, что я не это тело”. Это всё.
(Шримад-Бхагаватам 7.9.8, 1 июля 1968, Монреаль)
Культивирование знания - означает культивирование духовного знания. Это истинное знание.
(Ишопанишад 9-10, 14 мая 1970, Лос Анжелес)
Итак, вам нужно слушать от такой личности, дхиры... Тогда ваше знание будет совершенным.
(Ишопанишад 10, 15 мая 1970, Лос Анжелес)
В этом заключается вся система духовного знания.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Итак, чтобы получить духовное знание, вы должны принять авторитет.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Если человек отождествляет себя с этим телом – он не понимает духовного знания.
(Бхагавад-Гита 2.13-17, 25 ноября 1968 года, Лос-Анджелес)
Это простой факт не может быт понят никем из людей, которые не прошли какие-то аскезы, лишения, и тех, кто не стал преданным.
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)

Духовный мир


Духовный коммунизм

Другими словами, это концепция духовного коммунизма.
(Бхагават-Гита, лето 1966 года, Нью-Йорк)


Движение сознания Кришны – это, другими словами, духовный коммунизм.
(Бхагават-Гита 2.17, 22 ноября 1972, Хайдарабад)

Духовное небо

За пределами этого неба находится духовное небо, которое намного, намного больше чем это.
(Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)


Но за пределами этого материального неба есть духовное небо.
(Гундича марджана, 7 октября 1968 года, Сан-Франциско)
Там нет нужды в солнечном свете. И это касается всего духовного неба.
(Гундича марджана, 7 октября 1968 года, Сан-Франциско)
и за пределами этой грозди вселенных есть другое небо, которое называется паравйома или духовное небо.
(Установление Божеств Шри Шри Радха Гокулананда, 21 августа 1973, Лондон)
За пределами этого материального мира есть планета. Есть другое небо.
(Лекция на Ратха-йатре, 1 июля 1971, Лос Анжелес)
И наше движение сознания Кришны непосредственно приводит в духовное небо, обратно домой к Богу.
(Свадебная церемония, 6 мая 1969, Бостон)
За пределами этой Вселенной существует духовное небо, в котором находятся разные планеты.
(Шримад-Бхагаватам 5.5.1, 12 сентября 1969, Лондон)

Духовная практика


Духовная природа


Духовный путь

Духовный путь, путь сознания Кришны, подобен лезвию бритвы.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.17, 27 октября 1972, Вриндаван)


Существует два пути. Наша жизнь протекает в двух направлениях. Один путь – это путь освобождения, и другой путь, это обусловленность.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.22, 2 ноября 1972, Вриндаван)
Существуют два процесса. Вы можете предписанным путем, как это объясняется в Ведических наставлениях.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.19, 30 октября 1972, Вриндаван)
Эту иллюзию, эти грязные вещи необходимо устранить, тогда наши изначальные отношения будут восстановлены,
(Шримад-Бхагаватам 1.2.31, 10 ноября 1972, Вриндаван)
Но если вы терпеливо продолжаете выполнять свои обязанности в преданном служении,
(Нектар преданности, 20 октября 1972, Вриндаван)
Таким образом, мы должны совершать продвижение и постепенно проявится наша дремлющая любовь к Кришне. Таков путь.
(Нектар преданности, 24 октября 1972, Вриндаван)
не через деятельность ради плодов, не через занятия мистической йогой, а через преданное служение.
(Нектар преданности, 1 ноября 1972, Вриндаван)
В Кали-югу очень тяжело идти этим путём маленькими шажками. Это невозможно.
(Нектар преданности, 1 ноября 1972, Вриндаван)
людям не очень нравится, что мы не придаём значения гьяне, карме и йоге. Мы не осуждаем эти пути, просто они очень трудны.
(Нектар преданности, 1 ноября 1972, Вриндаван)
Другие пути очень трудны. Кармическая деятельность, гьяна, йога. Нет.
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)
Итак, если гьяни становятся преданными, они придают очень большое значение освобождению,
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)
Сколько мнений, столько и путей? Определённая мата, которая подходит вам в определённое время, её нужно принимать, а не любую мату.
(Нектар преданности, 5 ноября 1972, Вриндаван)
Таков принцип, и ачарьи показывают нам путь. Это не очень трудно. Просто нам необходимо стать очень серьёзными и искренними.
(Нектар преданности, 13 ноября 1972, Вриндаван)
Причина в том, что я соприкасаюсь с разными гунами материальной природы. Мой ум уводит меня в сторону.
(Бхагават-Гита, 2.25, 29 ноября 1972, Хайдарабад)

Духовное развитие


Духовное соревнование

Гопи, видя, что счастлив Кришна, испытывают ещё большее счастье, а Кришна, в свою очередь, испытывает ещё большее счастье, видя счастье гопи.
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)


В духовном мире существует соревнование, но если один преданный становится достаточно квалифицированным, то другой тоже испытывает удовлетворение:
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)

Духовное тело

У нас есть духовное тело в этом материальном теле, оно очень маленькое, вот это и есть наше истинное лицо.
(Речь в Новом Вриндаване, 31 августа 1972 года)


Бахагавата дхарма означает, что мы должны подняться над грубым и тонким телом, и получить духовное тело.
(Речь в Новом Вриндаване, 31 августа 1972 года)
Есть разница между этим материальным телом и духовным телом.
(Брахма-самхита, Нью-Йорк, 26 июля 1971)
А как вы можете придти к Кришне если у вас нет такого же тела как у Кришны?
(Брахма-самхита, 35, Нью-Йорк, 31 июля 1971)
Материальное тело отличается от духовного тела. Этого атеисты не знают. 
(Брахма-самхита 32, 14 августа 1972, Лос Анжелес)
Я хочу попасть в своё настоящее, духовное тело.
(Бхагавад-Гита 2.48-49, лето 1966 года, Нью-Йорк)
Точно также, когда вы отправляетесь на Кришна локу, вы получите определённое тело. и что за тело?
(Шримад-Бхагаватам 1.5.9-1.5.11, Июнь 1969 года, Нью-Вриндаван)
Тогда наше духовное тело будет проявлено, материальное тело, осквернение смывается,
(Нектар преданности, 26 октября 1972, Вриндаван)
Итак, мы должны поменять эти материальные желания на духовные желания. Тогда мы обретем духовное тело.
(Бхагават-Гита 18.67, 10 декабря 1972, Ахмедабад)
Духовное тело находится внутри. Во вселенной, куда бы вы ни пошли, вы получите материальное тело,
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)

Духовная форма

Мы также говорим, что Бог обладает формой. Но его форма не похожа на эту форму.
(Беседа с иезуитским священником 19 мая 1975 года, Мельбурн)


Мы также являемся частью и частичкой сач-чид-ананда-виграха
(Шримад-Бхагаватам 1.2.20, 31 октября 1972, Вриндаван)
Поэтому вывод таков, что духовная душа имеет форму. Кришна имеет форму:
(Нектар преданности, 26 октября 1972, Вриндаван)
Как изначальное живое существо может не обладать руками и ногами? Если это тело является моей одеждой
(Бхагават-Гита 2.20, 25 ноября 1972, Хайдарабад)

Духовный уровень

Для того, чтобы научиться действовать на духовном уровне, и расположиться на этом духовном уровне
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)


Но, идея такова, что таким образом они остаются в духовном сознании.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
А те, кто заняты деятельностью ради духовной реализации, они заняты 24 часа в сутки. В этом разница.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
Господь говорит, что эта духовная платформа, духовный уровень, является кармасу каушалам. Каушалам означает умелое служение.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
Но тот, кто действует на духовном уровне, не должен принимать результаты хорошей работы или плохой работы.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
Такой человек только думает: Действую ли я на уровне духовного сознания, или материального сознания. Вот и всё.
(Бхагавад-Гита 2.49-50, 5 апреля 1966 , Нью-Йорк)
Индивидуальное сознание должно предаться Высшему Сознанию и действовать в соответствии с Высшим Сознанием. Таково положение того, кто находится на уровне сознания.
(Бхагавад-Гита 2.51-54, лето 1966 года, Нью-Йорк)
На духовном уровне значит понимать науку о Кришне, Верховном Духе.
(Нектар преданности, 24 октября 1972, Вриндаван)
Это значит, что когда вы придёте к совершенству жизни, когда на самом деле будете на духовном уровне,
(Бхагавад-Гита 2.1, 7 декабря 1972, Ахмедабад)
Да, это называется викара, преображение духовного уровня.
(Бхагавад-Гита 2.1, 7 декабря 1972, Ахмедабад)

Духовный учитель


Духовные чувства

Истинное наслаждение - это наслаждение наших духовных чувств.
(Бхагавад-Гита 13.1-2, 29 декабря 1972, Бомбей)


Духовная энергия

Всё духовно. Но когда духовная энергия покрывается невежеством,
(Шесть госвами 15 ноября 1968, Лос Анджелес)


Мы также происходим от Него. Мы относимся к пограничной энергии, которая является духовной энергией.
(Университет Упсала, 6 сентября 1973, Стокгольм)
Но в духовном мире есть только духовная энергия.
(Университет Упсала, 6 сентября 1973, Стокгольм)
Итак, если мы будем прилагать определенные усилия, получив эту человеческую форму жизни, мы можем выйти из этой материальной энергии и вернуться обратно, в духовную энергию.
(Университет Упсала, 6 сентября 1973, Стокгольм)
Кришна или Бог, является абсолютным духом и энергия исходит из Него. Она тоже духовна.
(Джанмаштами, 4 сентября 1969, Гамбург)
Когда вы используете для этого свою энергию, она перестаёт быть материальной, она становится духовной.
(Говиндам ади пурушам часть 2, 27 сентября 1968 года, Сиэтл)
Подобным образом, в духовном мире есть три, я бы сказал, энергии. Эти качества тоже энергии. Самвит, сандини, хладини.
(Гундича марджанам, 4 июля 1970, Сан Франциско)
У Бога есть одна энергия. И эта энергия – духовная энергия.
(Энергия Верховного Господа духовна, Гамбург)
Благодаря внутренней энергии проявлен духовный мир.
(Радхаштами, 18 сентября 1969, Лондон)
Это описывается в Бхагавад-гите. Что это за духовная энергия? Эта духовная энергия - это живое существо.
(Ишопанишад 1, 2 мая 1970, Лос Анжелес)
И каковы признаки находящихся под влиянием духовной энергии?
(Шримад-Бхагаватам 1.5.11, Июнь 1969 года, Нью-Вриндаван)
У Него множество энергий, и т.к. Он является духом, полным духом, поэтому его энергии также духовны.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.30, 9 ноября 1972, Вриндаван)

Душа


Душкритина

Душкритина означает всегда занятый греховной деятельностью.
(Лекция в Хайдарабаде, 14 апреля 1975 года, Хайдарабад)


эти негодяи, эти демоны, эти атеисты, эти безбожники могут действовать как угодно, ради чувственного наслаждения.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.14, 16 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
Кришна говорит: «Эти типы людей не предаются Мне». Кто они?
(Шримад-Бхагаватам 1.2.12, 23 октября 1972, Вриндаван)
Кришна говорит что те, кто слишком греховны, просто вся их жизнь греховна, - душкритинах.
(Бхагават-Гита, 2.1, 6 декабря 1972, Ахмедабад)
Так как это движение сознания Кришны является сознанием духовной души.
(Нектар преданности, 28 декабря 1972, Бомбей)

Дхама

Эта дхама везде, или материальный мир или духовный - это принадлежит Кришне, или Богу.
(Шримад-Бхагаватам 2.3.17, 12 июля, 1969, Лос-Анжелес)


Вриндаван-дхама. Дхама значит Кришна пребывает здесь. Это называется дхама.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.32, 11 ноября 1972, Вриндаван)
Надо почитать дхаму Кришны, так же, как и самого Кришну
(Нектар преданности, 3 октября 1972, Вриндаван)
Если мы занимаемся греховной деятельностью в дхаме, то мы совершаем самоубийство. Это факт.
(Нектар преданности, 3 октября 1972, Вриндаван)

Дхама-апарадха

Дхамапарадха. Если человек совершает греховную деятельность в дхаме, Вриндавана-дхаме - это великое оскорбление.
(Шримад-Бхагаватам 1.2.18, 29 октября 1972, Вриндаван)


Но если мы остаёмся в таком преступном умонастроении во Вриндаване
(Шримад-Бхагаватам 1.2.32, 11 ноября 1972, Вриндаван)
Никто не приезжает сюда, чтобы заниматься бизнесом или зарабатывать деньги.
(Нектар преданности, 13 ноября 1972, Вриндаван)

Дхарана

Затем дхарана. Медитация. И в чём заключается медитация?
(Шримад-Бхагаватам 1.5.13, 13 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)


Затем в вашем сердце вы закрепляете объект вашей медитации.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.13, 13 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)
когда ваша медитация достигает концентрации, это называется дхарана.
(Шримад-Бхагаватам 1.5.13, 13 июня 1969 года, Нью-Вриндаван)

Дхарма


Дхира

Дхира означает благородные.
(Шесть госвами 15 ноября 1968, Лос Анджелес)


Итак, тот, кто может контролировать эти шесть побуждений, он называется дхиранам. Дхира.
(Ишопанишад 10, 15 мая 1970, Лос Анжелес)
Такая личность называеся дхира. Несмотря на присутствие возбуждающих объектов.
(Ишопанишад 10, 15 мая 1970, Лос Анжелес)
Дхира означает тот, чей ум не обеспокоен.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Для него больше нет нужды подвергать себя каким бы то ни было аскезам.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Дхира это тот, кто обладает полным знанием о положении этого тела, о положении духовной души.
(Бхагавад-Гита 2.13, март 1966, в обществе йоги Мишры, Нью-Йорк)
Любой человек, обладающий совершенным знанием о положении индивидуальной души, параматмы,
(Бхагавад-Гита 2.13-17, 25 ноября 1968 года, Лос-Анджелес)
Дхира – здравомыслящий, разумный человек.
(Публичное выступление, 15 сентября 1969, Лондон)

Дхритараштра

Он этого не хотел. Он хотел, чтобы «эти Пандавы должны быть убиты, а мои сыновья», имею в виду «Кауравы должны выйти победителями, так, чтобы не было врагов».
(Бхагават-Гита, 2.1, 6 декабря 1972, Ахмедабад)


Дхрува махарадж

Вы сказали в Бхагаватам, когда говорили о Дхруве махарадже, что его чувства были оживлены.
(Утренняя прогулка, 2 июля 1975, Денвер, Колорадо)


Например, Дхрува Махарадж. Он отправился в лес и совершал там тапасью,
(Бхагавад-Гита 10.1, 30 декабря 1966 года, Нью-Йорк)
Также как Друва Махараджа, когда он встретил Верховную Личность Бога, он стал полностью удовлетворенным.
(Нектар преданности, 24 октября 1972, Вриндаван)
Скажем, Дхрува Махарадж. Когда ему предложили все, чего бы он ни пожелал,
(Нектар преданности, 3 ноября 1972, Вриндаван)

Дхьяна

Постоянное памятование о Господе Вишну называется дхйаной, медитацией.
(Нектар преданности, 14 ноября 1972, Вриндаван