Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/prabhupa/prabhupada.com.ua/www/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 115
беседы

Может ли разум помочь нам постичь Бога?

(...)

Кэрол: Ваша Божественная Милость, может ли разум помочь нам постичь Бога?

Шрила Прабхупада: Может. Например, Вы сейчас пишете докторскую по антропологии, если я не ошибаюсь.

Кэрол: Так и есть.

Шрила Прабхупада: Где там дается понимание Бога?

Кэрол: Это просто способ заработать на жизнь. У меня есть и другие интересы.

Шрила Прабхупада: Я не о том. Я имел в виду антропологию. Это ведь огромный раздел науки. Где в ней учат понимать Бога?

Кэрол: Все верно. Мне все трудней совместить любовь к Богу с занятиями чем-то вроде этой антропологии.

Шрила Прабхупада: Тогда зачем тратить свое время, разглагольствуя на темы антропологии?

Кэрол: Хм.

Шрила Прабхупада: Если Вы не видите себя в антропологии, тогда зачем тратить свое время? Антропология – это лженаука. Там нет ничего ценного.

Кэрол: Я все время жду, когда же мне покажут нечто ценное и доброе.

Шрила Прабхупада: Вся теория Дарвина – выдумка. Она высосана из пальца. Сам Дарвин говорил, что это просто теория. Теория – это еще не наука.
Можно выдвинуть какую угодно теорию – «Это было так и сяк». Но это нельзя назвать наукой. Наука предполагает наблюдение, подкрепленное экспериментом. Это наука.
Вы наблюдаете за некими принципами, лежащими в основе явления, и проверяете свои наблюдения в ходе экспериментов. Это – наука. А если мы просто выдвигаем теории, то это не наука. Это называется «умозрительные рассуждения». Толку от них никакого.
В ходе своих рассуждений мы можем воздвигнуть в небе замок. Это не очень честно по отношению к людям. Мы должны давать людям то, что принесет им благо, что-нибудь практичное. Это наука.

Кэрол: Возможно ли, по Вашему мнению, создать некую инфраструктуру, где люди могли получать образование?

Шрила Прабхупада: Что касается образования – если оно не направлено на благо людям, то какой в нем прок? Это нельзя назвать хорошим образованием. Образование подразумевает, что все люди получат от него благо. Это образование. Побудить их делать что-то лучше – вот это образование.

Вернемся к нашей теме. Теория Дарвина ложна. Люди по недоразумению обращают на нее столько внимания. Прежде всего, никто, даже Дарвин, не может быть независимым. Примером тому является сам Дарвин – он умер. Вывод из этого такой, что нечто высшее управляло его жизнью. Никто не хочет умирать, но все вынуждены умирать. Разве не так? Где же тогда независимость?

Кэрол: Это иллюзия.

Шрила Прабхупада: Правильно, иллюзия. Но, живя в иллюзии, как можно называть себя образованными? Если я остаюсь во тьме, то в чем же мое образование? Иллюзия значит темнота. Если все пребывают в потемках, то зачем говорить об образовании? И в чем тогда ваша философия?

Кэрол: Любовь – это единственный путь для преодоления этой темноты. Я правильно Вас понимаю?

Шрила Прабхупада: До любви еще далеко. Вначале надо получить образование.

Кэрол: Но как? Каким образом?

Шрила Прабхупада: Образование – значит верное знание. Верное. Например, все хотят жить. Никто не хочет умирать. В этой связи следует задать такой вопрос: «Я не хочу умирать. Почему смерть нависла надо мной вопреки моей воле? Что это за сила? Каков источник этой силы?»
С другой стороны, если я просто покорюсь неизбежности: «Ну ладно, есть там какая-то сила» - то откуда взяться знаниям?

Вот тема – я не хочу умирать. Получить образование – значит выяснить: «Почему меня вынуждают умереть?» Никто не хочет бедствовать, но беды наваливаются на меня одна за другой. Поэтому, прежде чем проводить дальнейшие исследования, я должен спросить: «Я не хочу всего этого. Кто посылает на мою голову эти несчастья?». Это первое, что мы должны выяснить в своей жизни.

Кэрол: А можно зайти с другой стороны и спросить: «Кто я такой?» и «Что это за существо, которое я называю собой?».

Шрила Прабхупада: Нет, первым делом следует решить проблему проблем: «Я не хочу несчастий, но они приходят вопреки моей воли». Например, сейчас Вы молодая девушка. Вам не по душе мысль о старости. Но старости не избежать!

Кэрол: Это так. Хм.

Шрила Прабхупада: Природа заставит вас. Пройдет сорок лет, и Вы вынуждены будете состариться, от былой красоты ничего не останется. Это происходит помимо нашей воли. Никто этого не хочет. Ни одной женщине не приходит в голову попросить: «Пусть моя красота увянет, кожа станет дряблой и серой». Я не хочу, чтобы это случилось. Почему это происходит вопреки моим желаниям?

Кэрол: Страдание и боль ведут человека к Богу, я правильно понимаю?

Шрила Прабхупада: Да. Это закон. Но мы настолько оглупели, что не задаемся вопросами. Вот мое воззвание – вопрошайте! «Кто установил этот закон? Кто насылает все эти невзгоды на меня?». Лишь после того, как вы ответили на эти вопросы, вы можете спрашивать, кто такой Бог и кто такой я. Но до этого следует четко понять свое положение – положение того, на кого посылают несчастья.

Собака не понимает, что привязана на цепь. В ее жизни нет независимости, она полна невзгод. И все же собака весело машет хвостом. Она прыгает от радости. Это – собачья жизнь. Если хозяин задумает ее усыпить, собака ничего не сможет поделать. Но сейчас она очень радостная. Прыгает время от времени.
Такова собачья жизнь, не человеческая жизнь. Жить, как человек, - значит понять: «Я зависим на каждом шагу, и тем не менее я разглагольствую о своей независимости. Откуда взялась эта глупость?». Так нужно спрашивать. «На каждом шагу я зависим, в точности, как кошки и собаки, но все же я не устаю твердить: «Я независим». Почему?

Кэрол: Ваша Божественная Милость, можно ли задаваться такими вопросами в гуще повседневной жизни?

Шрила Прабхупада: Конечно. Духовное знание можно обретать в любых условиях, неважно, чем вы сейчас заняты.
Главное, чтобы стремление узнать ответы было искренним: «Почему меня поместили в ситуацию, которая мне не по душе? Кто навязал мне ее? Где истоки моей жизни? В чем конечная цель моей жизни?». Вот эти вопросы следует задавать. Таков подлинный поиск человеческого существования.

Не найдя ответов на эти вопросы, мы не сможем решить проблемы рождения, смерти, старости и болезней – а именно эти проблемы являются самыми насущными проблемами. Вместо этого мы погрязнем в утопии, как Дарвин. Какой прок в таком, с позволения сказать, «знании»?

беседы
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады