| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной
(11 сентября 1969, Лондон)

Шрила Прабхупада: Дай ему гирлянду.

Шйамасундара: Харибол!

Джордж Харрисон: Спасибо. Харе Кришна.

Шрила Прабхупада: Это благословения Кришны.

Джордж Харрисон: Харе Кришна.

Шрила Прабхупада: Да. В Бхагавад-гите есть стих,

йад йад ачарати шрештхас
тат тад эветаро джанах
са йат праманам куруте
локас тад анувартате
/БГ 3.21/

Суть в том, что всё чтобы ни принимал лидер, обыкновенные люди следуют ему. Йад йад ачарати шрештхас. Шрештхас означает ведущие личности. Ачарати – действующие. Как бы ни действовал лидер, обыкновенные люди следуют ему. Са йат праманам куруте. Если лидер говорит: «Это хорошо. Это правильно», другие также примут это.

Так, по милости Бога, Кришны, вы являетесь лидерами. Тысячи молодых людей следуют за вами. Они любят вас. Если вы дадите им на самом деле что-то хорошее, то лицо мира изменится. Наше движение сознания Кришны это не новая выдумка. Согласно истории этому движению как минимум пять тысяч лет, так как движение сознания Кришны означает «Бхагавад-гита как она есть». Конечно, Бхагавад-гита считается индийской религиозной книгой, но это не так, это не индийское, это не книга хинду. Она предназначена для людей всего мира. Не только для людей, а также для других, помимо людей, потому что в Бхагавад-гите есть стих, Кришна говорит:

сарва-йонишу каунтейа муртайах самбхаванти йах
/БГ 14.4/

Во всех видах, всевозможных формах, живые существа находятся в разных формах. Как, например мы сидим здесь. Здесь столько женщин, мужчин, юношей, но у всех разные формы. Подобным образом вы европейцы, ваш цвет кожи отличается от нас индийцев. Этот мир полон разнообразия. И Кришна говорит: «Неважно, во всех этих видах жизни Я являюсь их отцом. –

ахам биджа-прадах пита
/БГ 14.4/

Пита означает отец. Итак, Кришна говорит, что все живые существа являются Его сыновьями. Мы можем говорить, что Кришна индийский, что Кришна принадлежит хинду, Кришна это что-то, но нет. Кришна на самом деле является Верховной Личностью Бога.

Итак, это движение сознания Кришны было начато Самим Кришной.

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 9.34/

В девятой главе в последнем стихе говорится, Кришна говорит там: «Всегда думай обо Мне, – ман-мана бхава». Мана означает ум. «Пусть твой ум всегда будет занят мыслями обо Мне, о Кришне. – Ман-мана бхава». «Просто стань моим мад-бхакта, просто стань Моим преданным». «Мад-йаджи – если ты хочешь поклоняться, то поклоняйся Мне».

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 9.34/

«Если ты хочешь кланяться, так кланяйся Мне. Если вы делаете так, тогда без всяких сомнений вы придёте ко Мне».

Это очень простой метод. Всегда думать о Кришне. Человек ничего не теряет, но обретает огромное благо. Предположим, если я повторяю Харе Кришна, с материальной точки зрения я не совершаю никакого оскорбления, я ничего не теряю, но если я что-то получу от этого, то почему бы, не попытаться? Я же ничего не потратил на это (смех.) Здесь за всё нужно платить. А эту мантру, Кришна или Его последующие преемники, они не продают её, они распространяют: «Повторяйте Харе Кришна! Повторяйте все! Танцуйте в блаженстве». Это очень хорошая вещь. Так, я приехал в вашу страну, это очень хорошее место и я прошу вас, вы разумные юноши, попытайтесь понять философию сознания Кришны, используя весь ваш разум, все аргументы. Это движение не нужно принимать слепо.

Кришнадас Кавирадж, автор Чаитанйа чаритамриты говорит:
чаитанйера дайара катха караха вичара,
/ЧЧ, Ади 8.15/

– судите сами о милости Господа Чаитанйи, – вичара кариле читте паибе чаматкара, – и если вы досконально изучите её, то вы увидите, что это очень возвышенная вещь».

Итак, мы основали это движение сознания Кришны, не навязывали его силой, но выставили на суд людей. Пусть люди оценят его. Это не сектантское движение, это не какое-то религиозное движение, это наука. Мы предлагаем эту философию на ваш суд, вы можете изучить её со всем тщанием досконально, используя весь ваш разум, и вы увидите насколько это возвышенная наука. И если вы увидите, что это возвышенная вещь, тогда почему бы не принести её миру? Вы также беспокоитесь о том, чтобы в мире был мир. Я читал некоторые ваши утверждения, вы также беспокоитесь об этом. Все, каждый святой человек беспокоится о том, чтобы в мире наступил мир, но мы должны знать какой метод для этого существует. Согласно Бхагавад-гите идея мира такова, Кришна говорит:

бхоктарам йагйа-тапасам

сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам

гйатва мам шантим риччхати
/БГ 5.29/

Люди могут обрести мир, зная три вещи. Если человек в совершенстве понимает только три вещи, тогда он обретёт мир. Что представляют собой эти три вещи? Бхоктарам йагйа-тапасам. – Все жертвоприношения, аскезы и покаяния, чем бы люди ни занимались для достижения совершенства, наслаждающимся всеми этими действиями Кришна говорит: «Я! Я наслаждающийся!»

Как, например ваша деятельность, это тоже своего рода аскеза. Вы сочиняете все эти песни, они становятся популярными, потому что вы совершали определённые аскезы. Вы достигли совершенства, это требует покаяний и аскез. Или любое научное открытие оно требует аскез. Так, любая хорошая вещь существующая в этом мире требует аскезы. Человек упорно проходя через трудности, достигает успеха. Это называется йагйа, тапасйа.

Итак, Кришна говорит, что наслаждающийся результатом тапасйи – это Я. Он заявляет: «Результат вашей тапасйи должен идти ко Мне». Тогда вы будете удовлетворены

бхоктарам йагйа-тапасам сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

Люди провозглашают: «Это моя Англия», «Это моя Индия», «Это моя Германия», «Это мой Китай». Нет. Всё принадлежит Богу, Кришне. Сарва-лока – не только на этой планете. Мы разделили эту планету на множество государств, но на самом деле эта планета не была разделена. Из истории Махабхараты можно узнать, что на планете был только один царь, один император в Индии, в Хастинапуре. Даже пять тысяч лет назад был только один царь Махараджа Парикшит и был один флаг. Когда он отправился в поход по своему царству, он обнаружил кого-то рядом с Синдхом, чёрный человек убивал корову. Он немедленно арестовал его: «Ох, в моём царстве ты убиваешь корову?»

Итак, на самом деле вся планета была под одним флагом, был один суверенитет. Но постепенно всё уменьшалось, уменьшалось, уменьшалось, уменьшалось, уменьшалось. Как, например, у нас, совсем недавно, двадцать лет назад Индия разделилась на Пакистан и Хиндустан. Индия была единым государством, но мы видим сейчас появился Пакистан. Придёт другой день, появится ещё какой-нибудь «стан». Постоянно это происходит.

Так, сарва-лока – во всех планетах, все планеты. На самом деле это место Бога, это не место кого-либо другого. Мы пришли сюда с пустыми руками, и мы уйдем отсюда с пустыми руками, как мы можем заявлять? Предположим, вы дали мне квартиру для того, чтобы я мог остановиться там. Я останавливаюсь на одну неделю, а затем если я говорю: «О, это моя комната», разве это хорошо? (смех) Тут же появятся несогласия и будут проблемы, если я присвою эту квартиру себе. Но вы так добры, что дали мне эту комнату, я живу здесь, мне удобно, я наслаждаюсь. И когда я уеду, не будет проблем. Точно также, мы приходим сюда, в царство Бога, с пустыми руками и мы уходим с пустыми руками. Почему мы создаём проблемы: «Это моя собственность, это моя страна, это мой мир, это моя планета»? Почему мы так говорим? Разве это не безумство? На каких основаниях мы можем так заявлять?  Кришна говорит:

сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

– Я являюсь Верховным Господом всех мест» и  сухридам сарва-бхутанам   – Он является истинным другом каждого живого существа.

ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

– Как друг Он пребывает в вашем сердце. Он такой замечательный друг. В этом материальном мире мы дружим, но дружба прекращается. Либо друг уезжает куда-то, либо я уезжаю в другое место. Но Он, Господь, настолько замечательный друг, что Он живёт внутри меня, Он всегда со мной в моём сердце. Он такой замечательный друг. Сарва-бхутанам – и Он не выбирает Себе друзей, нет. Он живёт в сердце даже самого незначительного живого существа как Параматма. Итак, если мы ясно понимаем эти три вещи, тогда мы обретаем мир. Это формула мира.

Итак, в Бхагавад-гите и в Ведических писаниях есть всё, человек просто должен научиться этому. Также как в арифметике есть всевозможные математические подсчёты – прибавления, вычитания, разделения, умножения и т.д. и человек должен учиться этому.

Итак, Бхагавад-гита это такая замечательная книга и её принимают. Не то, что поскольку мы проповедуем сознание Кришны, мы рекламируем Бхагавад-гиту, нет. Её принимают в учёных кругах, в религиозных кругах не только в Индии, но по всему миру. Скорее всего вы знаете, есть тысячи переводов Бхагавад-гиты в каждой стране, на каждом языке – на английском, на французском, на немецком, на всех языках. Даже у мусульман. Конечно, учёные мусульмане также внимательно читают Бхагавад-гиту. Я знаю одного мусульманского профессора в Индии, он был великим преданным Господа Кришны. Он не говорил никому, что он был преданным, но он соблюдал пост на день Джанмаштами и писал одну статью о Кришне на каждый праздник Джанмаштами.

Есть много примеров такого, они читают. Когда я был ребёнком, не ребёнком, мы были молодыми людьми в то время. Один англичанин снимал комнату в Калькутте в доме моего друга. И когда он освобождал дом, мы хотели въехать в этот дом. У него было много книг и среди них была Бхагавад-гита. Этот мой друг мистер Маллик, он немножко был удивлён: «Это же англичанин, он христианин, как это так, у него Бхагавад-гита?» Он взял эту книгу, а этот джентльмен подумал: «Это мой арендодатель, он может захотеть забрать её» и он сразу же сказал: «О, мистер Маллик, я не могу подарить эту книгу вам, это самое дорогое, что у меня есть». Он сказал так.

Итак, Бхагавад-гита принимается в учёных кругах, философами. Я думаю, что у людей должно быть одно писание, один Бог, одна мантра и одна деятельность. Один Бог – Кришна. Одно писание – Бхагавад-гита. Одна мантра – Харе Кришна. И одна деятельность – служение Кришне. И этого хватит. Тогда будет мир. Тогда на самом деле наступит мир по всему миру.

Итак, я прошу вас, по крайней мере, понять эту философию насколько вам позволяют ваши знания. Если вы думаете, что это хорошая вещь, примите её. Вы тоже хотите дать что-то миру. Так попытаетесь это сделать. Вы читали наши книги, «Бхагавад-гиту как она есть»? Нет?

Джон Леннон: Я читал немного из Бхагавад-гиты. Я не знаю, какую редакцию я читал. Есть множество разных переводов.

Шрила Прабхупада: Да, есть разные переводы, поэтому я издал эту редакцию «Бхагавад-гита как она есть». Есть множество интерпретаций, во многих переводах они интерпретируют. Не только в других частях мира, но даже в нашей стране. Как, например Махатма Ганди. Он был великим человеком, но он тоже истолковывал её по-своему. Но суть в том, что толковать можно там, где нужно. Например, эта коробочка от авторучки. Все знают, что это футляр от авторучки, но если я скажу: «Нет, это что-то другое», тогда это моя интерпретация. Разве это хорошо? (усмехается) Точно также интерпретация необходима тогда, когда вещи непонятны чётко и ясно. Если все могут понять, что это футляр от авторучки, то какая необходимость в интерпретации? Это первое.

Итак, Бхагавад-гита она настолько ясна, она подобна солнцу. Чтобы увидеть солнце не нужно освещать его лампой. Например, я приведу вам один пример, первый стих,

дхарма-кшетре куру-кшетре

самавета йуйутсавах
мамаках пандаваш чаива
ким акурвата санджайа
/БГ 1.1/

Дхритараштра увача – отец Дурйодханы спрашивает своего секретаря Санджаю. Санджая это имя его секретаря. «Санджая, мои мальчики…». Мамаках. Мамаках означает «мои сыновья» и пандава – «сыновья моего младшего брата». Имя его младшего брата было Панду, поэтому сыновья Панду были известны как Пандавы. Итак, мамака, пандава. «Мои сыновья и сыновья моего младшего брата, они собрались вместе для сражения». Йуйутсава. Йуйутсава означает «с намерением сражаться». И

дхарма-кшетре куру-кшетре
/БГ 1.1/

– в месте под названием Курукшетра, которое является местом паломничества – дхарма-кшетра. «Ким акурвата. – Собравшись там, что они сделали?» Он задал этот вопрос. Теперь, это место Курукшетра до сих пор существует в Индии. Вы были в Индии? Нет.

Джон Леннон: Был ли я там?

Шрила Прабхупада: Вы были там?

Харисон: Да. Но не в этом месте, мы были в Хришикеше.

Шрила Прабхупада: О, Хришикеша. Хришикеша это тоже одно из мест паломничества. Точно также есть место Курукшетра недалеко от Дели. До сих пор это место существует там. И это место паломничества с ведических времён. В Ведах также говорится: «Куру-кшетре дхармам йаджайет. – Если вы хотите исполнять религиозные церемонии, отправляйтесь на Курукшетру».

Итак, это место паломничества. Итак, название есть, прилагательное дхарма-кшетра существует ещё с ведической эпохи. И затем Пандавы и Кауравы это исторические фигуры, история описана в Махабхарате. Теперь откуда возникает необходимость в интерпретации Курукшетры как «это тело», а Пандавов как «чувства»? Где здесь возникает необходимость в интерпретации? Но это происходит и мы против этого: «Почему вы интерпретируете это таким образом, когда есть факты?»

Это означает, что Бхагавад-гита очень популярная книга и когда у человека есть своя собственная философия, он хочет подкрепить её с помощью Бхагавад-гиты. То, что делают люди. Есть множество интерпретаций – 664. Каждый думает, что я могу интерпретировать по-своему. Почему? С какой стати? Мы говорим: «Нет, вы не можете интерпретировать!» Тогда каким будет авторитет Бхагавад-гиты? Автор Бхагавад-гиты не написал её для того, чтобы её истолковывали люди третьего класса. Он Кришна, Верховный Господь. Он сказал всё очень ясно. С какой стати обычные люди должны интерпретировать Его слова? Мы против этого. Поэтому мы представляем Бхагавад-гиту как она есть.

Компания Мак-Миллана хотела сократить издание. (усмехается) Они торговцы, они хотели просто уменьшить его объём. Изначально наша книга была очень большая, но они хотели напечатать только четыреста страниц, поэтому половину шлок мы не могли должным образом объяснить. В следующий раз мы собираемся опубликовать большое пересмотренное издание Бхагавад-гиты как она есть. Мы должны объяснить всё.

Так, Бхагавад-гита это философия и теология очень-очень высокого класса. Социология, политика, наука – всё там есть. Всё очень ясно, очень чётко объяснил Кришна. Итак, это движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы представлять Бхагавад-гиту как она есть, и всё. Мы не выдумываем ничего.

Преданный: Заходите. Харе Кришна.

Джон Леннон: Это жена Дона Джил, она тоже живёт здесь вместе с нами.

Шрила Прабхупада: О, я очень рад видеть вас. Будьте счастливы и сделайте также других счастливыми. Это сознание Кришны. Сарве сукхино бхаванту. Это ведический девиз – все пусть будут счастливы. Это благословение. Сарве сукхино бхаванту. То же самое говорит Чаитанйа Махапрабху, что пусть это движение сознания Кришны будет проповедоваться в каждой деревне, в каждом городе в мире и люди будут счастливы. Это Его предсказание.

Так, любая миссия, любые возвышенные идеалы должны проповедоваться для того, чтобы все стали счастливыми, потому что в материальном мире нет счастья. Это факт. Здесь не может быть никакого счастья. Это место не предназначено для счастья, потому что в Бхагавад-гите вы найдёте, Сам Господь говорит, что это место

духкхалайам ашашватам
/БГ 8.15/

– Это место страданий, этот материальный мир. И ашашватам – и оно временно. Всё здесь временно. Даже если вы принимаете: «Ну хорошо, какие бы страдания здесь ни были бы я буду принимать их». Но это также не имеет никакой цены. Даже если вы принимаете страдания, природа не позволит вам принять это и остаться здесь. Ашашватам, вы вынуждены будете уйти.  Так, Кришна говорит:

мам упетйа каунтейа
духкхалайам ашашватам
напнуванти махатманах
самсиддхим парамам гатах
/БГ 8.15/

– Если кто-то приходит ко Мне, то он не должен уже возвращаться обратно в эту исполненную страданий обусловленную жизнь, которая не только полна страданий, но также и временна».

Итак, мы должны понять это. Природа настолько жестока. В Америке президент Кеннеди, он думал, что он самый счастливый человек. Счастливый человек, молодой человек, его избрали в президенты, у него была хорошая жена, дети, почет по всему миру, но за секунду (щелкнул пальцами) всему пришёл конец. Всё это временно. Сейчас, в каком состоянии он находится? Где он? Если жизнь вечна, если живое существо вечно, куда он ушёл? Что он делает? Счастлив ли он или страдает? Родился ли он в Америке или в Китае? Никто не может этого сказать. Но это факт, что как живое существо он вечен, он существует.

Это самое начало философии Бхагавад-гиты:
на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

– После уничтожения этого тела живое существо не уничтожается, оно остаётся». Мы это можем понять. Как, например, в детстве у вас было маленькое тело, этого тела больше нет, но вы по-прежнему существуете. Итак, это естественно, когда это тело прекратит своё существование, я продолжу своё существование в другом теле. Это не так сложно понять. Итак, эта теория, что тело вечно.., то есть душа вечна, а тело временно, это факт. Поэтому эта жизнь, эта настоящая жизнь предназначена для подготовки следующего тела. Таково ведическое знание. Мы создаём следующее тело. Как, например юноша, он учится очень хорошо, так он создаёт своё следующее тело, очень образованное молодое тело. С помощью образования он может получить хорошую работу, хорошее положение, хорошее место. Так он создаёт своё следующее тело. Точно также мы создаём наше следующее тело согласно нашей карме.

Итак, Кришна говорит: «Создай такое тело, чтобы ты мог прийти ко Мне. – мад-йаджино ‘пи йанти мам». Вся ведическая философия ставит своей целью то, что если ты хочешь отправится на какую-то планету… Например, люди сейчас пытаются отправиться на Луну, вы должны создать соответствующее тело. Вы не можете отправиться в этом теле. Они пытаются отправиться в этом теле, но это окончится неудачей. Это невозможно. В каждой планете есть своя атмосфера, всё по-другому. Вы должны создать другое тело, чтобы отправиться на определённую планету. Есть миллионы и тысячи планет. Луна лишь одна из них. И Кришна говорит,

йанти дева-врата деван

питрин йанти питри-вратах
бхутани йанти бхутеджйа

йанти мад-йаджино 'пи мам
/БГ 9.25/

«Мад-йаджино – Находящиеся в сознании Кришны придут ко Мне». И какое благо человек получает, если он отправится к Кришне? Он говорит: «Мам упетйа – если человек приходит ко Мне, –

мам упетйа каунтейа духкхалайам ашашватам
/БГ 8.15/

– он не возвращается вновь в это, в эти ужасные условия». И ашашватам – временные. Почему? «Самсиддхим парамам гатах – О, он достиг высшего совершенства, он отправился к Кришне, – мад-йаджино ‘пи мам – тот, кто приходит ко Мне». Это величайшее благословение для человеческого общества, обучить их, чтобы они вернулись к Кришне и танцевали там с Кришной в раса-лиле. Вы видели танец раса-лилы Кришны? Вы не видели его?

Джон Леннон: Какой? На этой картине?

Гурудаса: Танец раса-лилы с гопи. С Радхой, танец с Радхой.

Джон Леннон: На стенах в храмовой комнате?

Гурудаса: Да.

Шрила Прабхупада: Итак, мы можем отправиться туда, присоединиться к Кришне и танцевать счастливо, без всяких беспокойств.

Хайагрива: Хорибол.

Шрила Прабхупада: (смех) У нас может быть множество взаимоотношений с Кришной. Мы можем быть Ему другом, слугой, родителем, возлюбленной. Всё, что вам угодно.

йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам
/БГ 4.11/

Развивайте это сознание, Он готов принять вас в этой способности, какой вы можете любить Его, и это решит все проблемы. В этом мире ничто не постоянно, ничто не блаженно и ничто не полно знаний.

В этом году мы проводили экзамены по Бхакти-шастрам, здесь ответы одной девушки Химавати, она написала очень хорошо, я читал её работу. Мы обучаем этих юношей и девушек сознанию Кришны, согласно науки Кришны. Каждый может воспользоваться этим, это очень хорошая вещь. Так, вы тоже попытайтесь понять, и если это понравится вам, принимайте. Вы стремитесь к чему-то очень хорошему. Разве моё предложение не логично? Вы все очень разумные юноши, попытайтесь понять это.

Гурудаса: Харе Кришна.

Шрила Прабхупада: У вас есть очень хорошие музыкальные способности. На видйа сангита уттамам. Ведические мантры это сплошная музыка. Сама-веда. Сама-веда полна музыки.

йам брахма-варунендра-рудра-марутах
стунванти дивйаих ставаир
ведаих сангопада-крамопанисадаир
гайанти йам самагах
/ШБ 12.13.1/

Самагах. Самагах означает последователи Сама-веды. Гайанти – они всегда исполняют музыку. Посредством музыкальных звуков они обращаются к Верховному. Самагах. Гайанти. Гайанти означает пение. Итак, ведические мантры поются. Вся Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам. Эти книги можно очень хорошо петь и это ведическая мантра, воспевание. Просто слушая вибрацию, люди получают благо. Даже если они не понимают. У вас есть эта мантра? Вы поёте эту мантру? Включи это.
Преданный: Вы можете начать в любое время.

Шрила Прабхупада: (медленно поёт)
на те видух свартха-гатим хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
андха йатхандхаир упанийаманас
те 'пиша-тантрйам уру-дамни баддхах
/ШБ 7.5.31/

матир на кришне паратах свато ва
митхо 'бхипадйета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам
/ШБ 7.5.30/

матир на кришне паратах свато ва
митхо 'бхипадйета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам
/ШБ 7.5.30/

на те видух свартха-гатим хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
андха йатхандхаир упанийаманас
те 'пиша-тантрйам уру-дамни баддхах
/ШБ 7.5.31/

наишам матис тавад урукрамангхрим
спришатй анартхапагамо йад-артхах
махийасам пада-раджо-'бхишекам
нишкинчананам на вринита йават
/ШБ 7.5.32/

на те видух свартха-гатим хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
андха йатхандхаир упанийаманас
те 'пиша-тантрйам уру-дамни баддхах
/ШБ 7.5.31/

На те видух свартха-гатим хи вишнум. (запись прервана)Это ведическая мантра. Са гйата на вритти. Веданта-сутра-шабдат. Просто путём вибрации трансцендентного звука всего можно достичь. (длительная пауза) Какой философии вы следуете? Могу я спросить?

Джон Леннон: Следуем?

Йоко Оно: Мы не следуем ничему, мы просто живём.

Джорж Харрисон: Мы занимались медитацией, или я занимался медитацией. Я занимаюсь мантра-медитацией.

Шрила Прабхупада: Это тоже мантра.

Джон Леннон: Это разве не песня?

Джорж Харрисон: Нет, нет, это воспевание.

Джон Леннон: Мы слышали это от Махариши.

Шрила Прабхупада: Его мантра не для публики.

Джорж Харрисон: Нет, не вслух.

Джон Леннон: Нет, это секрет. (смех)

Шрила Прабхупада: Есть история Рамануджачарйи. Рамануджачарйа. Он был великим ачарйем этой вайшнавской сампрадаи. Его духовный учитель дал ему мантру, он сказал: «Мой дорогой мальчик, повторяй эту мантру про себя, чтобы никто не слышал». И затем он спросил: «А что даёт эта мантра?» Тот сказал, что повторяя эту мантру в медитации, ты получишь освобождение. И тот немедленно вышел и при всём народе на большом собрании он сказал: «Повторяйте эту мантру, вы все освободитесь». (смех)

Итак, он вернулся к своему духовному учителю, а его духовный учитель очень разгневался и сказал: «Я сказал тебе, что ты должен повторять про себя». Тот ответил: «Да, я совершил оскорбление. Я приму любое наказание, которое вы на меня наложите. Но поскольку вы сказали мне, что эта мантра освободит, я дал его всем людям. Пусть все слушают и освобождаются, а я могу пойти в ад, я не возражаю. Я ослушался Вашего указания, я могу пойти в ад, я готов к этому. Но если с помощью этой мантры все освободятся, то пусть её услышат все». И его духовный учитель обнял его: «Ты превзошёл меня». Понимаете?

Итак, если у мантры есть такая сила, то почему её держать в секрете? Её нужно распространять всем. Люди страдают. Чаитанйа Махапрабху сказал: «Повторяйте эту Харе Кришна маха-мантру. Каждый, кто услышит, даже птицы и звери могут слышать её, и они будут освобождаться».

Йоко Оно: Если Харе Кришна такая могущественная мантра, есть ли смысл повторять что-то другое? Например, Вы говорили о песнях, о разных других мантрах. Есть ли смысл воспевать другие песни или мантры?

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Эти мантры тоже можно, но Харе Кришна мантра особенно рекомендуется в этот век. А Ведические мантры их тоже можно повторять, я сказал вам, с использованием музыкальных инструментов, тампуры, люди садятся и поют. Нарада Муни он постоянно поёт.

Итак, пение в сопровождении музыкальных инструментов, повторении мантр, это не нововведение, оно с незапамятных времён, но особенно в этот век Харе Кришна мантра рекомендована. Во многих ведических писаниях, в Брахманда Пуране, в Кали-сантарана Упанишаде, в Агни Пуране и т.д. Помимо утверждений ведических писаний, Сам Господь Чаитанйа проповедовал эту мантру. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна… и люди следовали за ним. Да. (запись прервана)

Как, например учёный, когда он что-то изобретает, это становится достоянием всех людей, люди могут пользоваться его открытием. Точно также, если у мантры есть сила, то все люди должны пользоваться этим. Почему это должно быть секретом?

Джорж Харрисон: Все люди могут получить мантры, которые у нас есть, но они должны получить их от кого-то другого. Мы не можем просто давать их им, но они доступны для всех.

Шрила Прабхупада: Да. Мантра, если она ценна, она ценна для каждого. Почему только избранные могут повторять её?

Джон Леннон: Если все мантры имена Бога, секретная ли эта мантра или открытая эта мантра, это всё имена Бога. Поэтому нет большой разницы, какую петь?

Шрила Прабхупада: Нет. Как, например, в аптеке. Они продают лекарства от болезней, но, тем не менее, вы должны взять рецепт доктора, чтобы купить определённое лекарство. Они вам не дадут. Если вы пойдёте в аптеку и скажете: «Я болен, дайте мне любое лекарство». Это неправильно, он спросит у вас: «Где у вас рецепт?»

Точно также в этот век, в век Кали-юги эта мантра, Харе Кришна мантра рекомендуется в шастрах и великий святой, мы считаем Его инкарнацией Кришны – Чаитанйа Махапрабху, Он проповедовал это. Поэтому наш принцип такой: «Все должны следовать. –

махаджано йена гатах са пантхах
/ЧЧ, Мадхйа 17.186/

– Мы должны следовать по стопам великих авторитетов». Это наша обязанность.

Ведическая мантра гласит, тарко ‘пратиштхах. Если вы просто пытаетесь спорить и так пытаетесь достичь Абсолют, то это очень сложно. Просто путём споров и логики. Так как наши аргументы и логика ограничены из-за того, что наши чувства несовершенны. (запись прервана)

тарко ‘пратиштхах шрутайо вибхиннах
/Махабхарата, Вана Парва 313.117/

Существует множество разных писаний. Насау мунир йасйа матам на бхиннам. Философы, каждый философ имеет своё собственное мнение, отличающееся от другого и до тех пор, пока философ не опровергнет другого философа, он не может считаться большим философом. Поэтому философские измышления также не дают решения проблем.

дхармасйа таттвам нихитам гухайам
/ЧЧ, Мадхйа 17.186/

– Это очень большая тайна. Как же раскрыть эту тайну? Махаджано йена гатах са пантхах – Просто следуйте великим людям, тому, как они обрели успех.

Итак, наша вайшнавская философия заключается в том, что мы следуем великим личностям, таким как Кришна или Чаитанйа Махапрабху или ачарйам в преемственности Бога. Мы принимаем прибежище у великих знатоков и следуем им. Это рекомендуют Веды: «Следуйте великим представителям, тогда вы сможете достичь высшей цели. – махаджано йена гатах са пантхах».  Кришна также рекомендует в Бхагавад-гите, в четвёртой главе:

эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

 – Эта наука сознания Кришны передавалась по ученической преемственности и понималась в ученической последовательности». Парампара-праптам. «Имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам». «Мой дорогой Арджуна, не думай, что эта наука сознания Кришны, которую я тебе рассказываю нечто новое, нет».

имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам
/БГ 4.1/

– Эта вечная и изначально Я рассказывал эту науку богу Солнца». Вивасвате. «Вивасван манаве прахух. – А Вивасван рассказал её своему сыну Ману». «Манур икшвакаве ‘бравит. – А Ману также передал это знание своему сыну Икшваку».

эвам парампара-праптам
/БГ 4.2/

– И таким путём, через ученическую последовательность эта наука передавалась». «Са каленеха його наштах парантапа. – Но со временем цепь была прервана, поэтому Я вновь тебе рассказываю её».

Итак, получать мантру необходимо в цепи ученической последовательности. Согласно наставлениям вед: «Сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах. – Если мантра не получена через ученическую преемственность, то она не подействует». Випхала. Мантрас те випхалах. Випхала означает «она не принесёт результата». Мантрас те випхалах матах.

Итак, мантру необходимо получать через канал, тогда она будет действовать. Мантру нельзя выдумать. Мантру нужно получить от изначального Верховного Абсолюта, которая спускается через канал ученической последовательности. Её получают таким путём, тогда она возымеет действие. Сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах.

Так, согласно нашей вайшнавской сампрадайи, мантра спускается через четыре канала. Один нисходит через Господа Шиву, другой через богиню Лакшми. Это не один канал, разные. То есть одна вещь передаётся через разные каналы. Один через канал Брахмы, один через канал Господа Шивы, один через канал Лакшми и один через канал Кумаров. Это называется четырьмя сампрадайами. Человек должен получить мантру в одной из этих четырёх сампрадай, тогда она будет активной, и если мы повторяем эту мантру, то она будет действовать. Сампрадайа-вихина йе. И если человек не получает эту мантру в одной из этих сампрадай, через эти каналы, тогда випхала – она не подействует, она не принесёт плода.

Йоко Оно: Если мантра сама по себе имеет такую огромную силу, разве это важно, откуда вы получаете её?

Шрила Прабхупада: Да. Да, это факт. Приводится такой пример, как например молоко. Молоко это питательный продукт. Это факт, каждый знает об этом. Но если к молоку прикасается язык змеи оно уже не питательно, это просто яд.

Йоко Оно: Ну, хорошо, молоко это материальное.

Шрила Прабхупада: «Нематериальное» вы хотите понять через ваши материальные чувства.

Йоко Оно: Нет, я, мы не должны говорить о материальных чувствах. Я имею в виду, что мантра не материальна, это должно быть что-то духовное, поэтому никто не может испортить её. Я не думаю, что кто-то может испортить нечто нематериальное.

Шрила Прабхупада: Но суть в том, что если вы не получаете мантру через правильный канал, это может быть и не мантра.

Джон Леннон: Но откуда вы узнаете? Как вы можете сказать? Я имею в виду для любого из Ваших учеников, или для нас или для любого кто идёт к духовному учителю, как Вы можете сказать, что этот учитель авторитетен? Как можно отличить одного от другого?

Шрила Прабхупада: Это не так, что любой духовный учитель. Сампрадайа. Сампрадайа означает определённая линия ученической преемственности.

Джон Леннон: Но понимаете, Махариши говорит то же самое, что его мантра исходит из Вед и казалось бы, он имеет такой же авторитет как и вы, и возможно, что он прав. Так как… Это подобно тому, как у вас лежит много фруктов на тарелке и вы не можете есть только два этих фрукта.

Шрила Прабхупада: Нет, если мантра спускается таким путём, то будет энергия, сила будет.

Джон Леннон: Но Харе Кришна это лучшее?

Шрила Прабхупада: Да.

Йоко Оно: Хорошо, если Харе Кришна самая лучшая мантра, тогда зачем мы должны утруждать себя повторять что-то ещё кроме неё?

Шрила Прабхупада: А вы не должны утруждать себя повторять что-то ещё. Мы говорим, что Харе Кришна мантры достаточно для достижения совершенства.

Джорж Харрисон: Это не так как цветы, например? Если кто-то может предпочитать розы, или кто-то может предпочитать гвоздики. Разве это важно для преданного? Один человек может найти Харе Кришну более благоприятным для своего духовного прогресса, а кто-то другой может быть найдёт какую-то другую мантру, которая более благоприятна для него? Неужели это не вопрос вкуса? Как, например выбор цветов? Всё это цветы, но некоторые люди могут предпочитать один вид цветов другим.

Шрила Прабхупада: Но, тем не менее, есть разница. Роза считается лучшей, чем цветок скажем без запаха. Просто попытайтесь понять. Пример с цветами это хорошо, вы привлекаетесь каким-то цветком, меня привлекает другой цветок, но среди цветов есть разница. Есть много цветов, которые не имеют запаха и у многих цветов есть запах.

Йоко Оно: Что, цветок, у которого есть запах лучше?

Шрила Прабхупада: Поэтому то, что я привлекаюсь каким-то цветком, это не решает вопроса. Об этом также говорится в Бхагавад-гите:

йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам
/БГ 4.11/

Кришна является Верховным Абсолютом. Каждый желает Его видеть в определённом образе. Он также представляет Себя им таким. Как, например если вы хотите жёлтый цветок, неважно, есть ли у него запах или нет, но такой цветок есть, он для вас. Но если кто-то хочет розу, Кришна даёт ему розу. А когда вы делаете сравнительное изучение какой цветок лучше, тогда роза считается лучшей. (конец)

(Дальше до конца идет перевод из фолио. Шобха)

Итак, йе йатха мам прападйанте. Это значит, что Абсолют осознают… Конечно, есть разнообразие, но изначально Абсолют делится на три: Брахман, Параматма и Бхагаван. Теперь, Брахман, Параматма и Бхагаван это тот же Абсолют, с различными именами. Гйани или эмпирические философы, они достигают или их целью является Брахман, имперсональный Брахман. Йоги, они фокусируются на Сверхдушу, Параматму. А преданные, их целью является Кришна, Верховная Личность Бога.

Теперь, эти Кришна и Сверхдуша и имперсональный Брахман, они не отличны. Они свет. Они не темнота. Но в свете также есть разница, подобно этому примеру: солнечный свет, планета солнце и бог солнца. У них у всех есть свет. В солнечном сиянии есть свет. На солнечной планете есть свет. И что уж говорить о господствующем божестве на солнечной планете? Он тоже должен светиться иначе, откуда этот свет появляется? Так, что касается света, он везде. Но вы не можете сказать, что когда солнечный свет попадает через ваше окно в вашу комнату, вы не можете сказать, что солнце пришло. Это будет ошибкой. Солнце на много-много миль дальше. Но что касается света, теперь встаёт вопрос о степени света, интенсивности света. Так, степень духовной реализации Брахмана, степень духовной реализации Параматмы, и степень духовной реализации Верховной Личности Бога, они различные.

Йоко Оно: Но Вы сказали о том, что если к молоку касается язык змеи, то оно становится ядовитым. И например, Джорж неделю назад рассказал нам очень интересную историю о человеке, лицо которого было похоже на Христа, но после двадцати лет его лицо стало похоже на Иуду. И Католическая церковь и все церкви сначала были благосклонны к этому, но сейчас их отношение ухудшилось. Теперь, как вы можете решать, что брахманы всегда находятся в чистом состоянии, как вы можете сказать, что они никогда не превратятся в змей?

Шрила Прабхупада: Для этого ты должна стать серьёзным учеником.

Йоко Оно: Хорошо, я имею в виду.., что вы имеете в виду быть серьёзным учеником? Может быть каждый, все мы серьёзны в любом случае. Я имею в виду, мы родились серьёзными или родились несерьёзными.

Шрила Прабхупада: Если вы серьёзный ученик, тогда вы должны знать разницу между Брахманом, Параматмой и Бхагаваном.

Йоко Оно: Но зависит ли это от знания? Я имею в виду о последнем суждении, которое вы сделали?

Шрила Прабхупада: Всё зависит от знания. Без знания как мы можем прогрессировать? Ученик означает приобретать знания. Серьёзный ученик означает, что он обретает знания.

Йоко Оно: Но ведь не всегда всезнающий человек это…

Шрила Прабхупада: Да. Вы не можете знать полностью. Это потому, что наше знание очень несовершенно. Но всё же, что касается нашего знания, мы должны постараться понять настолько, насколько это возможно.

аван манаса гочарах -

Абсолют так велик и безграничен, что не возможно нам постичь Его полностью. Это невозможно, наши чувства не позволяют. Но настолько насколько это возможно. Потому что, прежде всего мы являемся неотъемлемыми частичками Абсолюта, и все качества Абсолюта есть в нас также, но в ничтожном количестве. Так, это ничтожное количество велико по сравнению с материальным знанием. Материальное знание это практическое знание. Оно покрыто. Но когда человек освобождается, знание в освобождённом состоянии очень и очень велико, чем материальное знание.

Так, Брахман, Параматма и Бхагаван. В Бхагаватам есть утверждение:

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/

Шабдйате означает звучащий как Бхагаван, Параматма и Брахман. Теперь, в чём разница или степень знания? Знание Брахмана, знание Параматмы и знание Бхагавана. Одна и та же вещь. Знание солнечного света, знание планеты солнца и знание господствующего божества на солнечной планете. Так, знание солнечного сияния не позволяет знать о господствующем божестве на солнечной планете.

Есть другой подобный пример. Предположим, если вы видите холм издалека, прежде всего вы увидите что-то подобное облаку. Затем, если вы подойдёте ближе, вы увидите что-то зелёное. А если вы подниметесь на холм, вы увидите, о, здесь такое разнообразие. Здесь животные, люди, деревья. Но издалека вы видите подобное облаку, хотя это одна и та же вещь.

Точно также, Абсолют, когда Его обозревают с точки зрения Брахмана, Оно подобно облаку, с точки зрения Параматмы это что-то зелёное. А когда Абсолют понимают как Верховную Личность, это подобно тому, что вы взошли на холм и увидели всё в деталях. Так, объект один и тот же. Брахмавади, Параматмавади и преданные, они сосредоточены на одном и том же, но из-за их соответствующей позиции, реализация различается. Это очень хорошо объясняется в Бхагавад-гите,

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/

«Я источник всего». Здесь слово сарвам означает Параматма, Брахман, всё. Это ясно сказано: Брахмано ‘хам пратиштха. Так, знание Брахмана или знание Параматмы находятся внутри знания Кришны. Если человек приобрёл знания о Кришне, то он также получил знания о Параматме и знания о Брахмане. Он получает результат йогического принципа, медитации, он получает результат эмпирического философствования, и он в положении лично в служении Господу.

Так, при сравнительном изучении можно понять, что знание Кришны включает в себя всё знание. Веды также подтверждают это,

йасмин сарвам эвам вигйнатам бхаванти
/Мундака-Упанишад 1.3/

Если вы понимаете Верховного, тогда автоматически всё знание становится открытым. Йасмин вигйате сарвам эвам вигйнатам бхаванти. В Бхагавад-гите также говорится: «Узнав это, тебе больше ничего не надо будет узнавать». Это в девятой главе. Прежде всего, мы должны серьёзно изучать. Поэтому я прошу стать серьёзным учеником.

В чём разница между Брахманом, Параматмой и Бхагаваном? Параматма это локализованный аспект Абсолюта, Личности Бога.

ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

А Брахман это сияние Абсолюта. А Парамбрахма или Бхагаван, Верховная Личность Бога это Кришна. Так, если у вас есть полное знание о Кришне, значит вы получили знания Брахмана и знания Параматмы. Но если вы получили просто знания Брахмана или знания Параматмы, тогда у вас нет знаний о Кришне.

Тот же пример можно привести, если вы находитесь в солнечном сиянии, тогда вы не знаете что такое планета солнце и господствующее божество на солнце. Но если вы находитесь рядом с богом солнца, вы знаете что такое планета солнце и что такое солнечное сияние. Поэтому беспристрастно рекомендуется, что человек должен знать науку об Абсолютной Истине или Кришне. Это включает в себя все другие знания.

бахунам джанманам анте гйанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

Этот стих также из Бхагавад-гиты. Кришна говорит: «Развивая знания в течении многих и многих жизней, когда человек становится мудрым, гйанаван…» Гйанаван означает достигший мудрости. бахунам джанманам анте гйанаван мам прападйате. «Он предаётся Мне». Почему?

васудевах сарвам ити
/БГ 7.19/

 – Он понимает «О, Васудева, Кришна это всё». «Са махатма судурлабхах. – Такая великая душа очень редка». И в десятой главе,

ахам сарвасйа прабхаво,
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам,
будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/

«Я изначальный. Я источник всего. Всё происходит из Меня. Тот, кто в совершенстве знает эту науку, он буддха, он разумный и он занят в сознании Кришны». Также в Веданта-сутре, его первый афоризм: «Атхато брахма джигйаса. – Наступило время вопрошать об Абсолюте, Брахмане». А что такое Брахман? Следующий афоризм:

джанмадй асйа йатах
/ШБ 1.1.1, Веданта-сутра 1.1.2/

– Брахман, Абсолют, это тот, из кого всё приходит, происходит». Абсолют лично говорит: «Маттах сарвам правартате – Всё происходит из Меня».

Итак, если вы очень старательно изучите ведическую литературу, вы придёте к выводу, что Кришна это Верховный. Поэтому сознание Кришны включает в себя всё другое знание. Подобно тому, что если у вас есть миллион долларов, то десять долларов включено, пятьсот долларов включено, тысяча долларов включено. Но тот, у кого десять долларов или пятьсот долларов, он не может сказать, что у него миллион долларов. Точно также, наука о Кришне означает полная духовная наука. Это принимают ачарьи. И даже Махариши. Как вы говорите? Он написал какую-то книгу по Бхагавад-гите?

Джон Леннон: Да. Это мы и читаем.

Шрила Прабхупада: Так, почему он принимает книгу Кришны как авторитет? Бхагавад-гита это книга Кришны. Все знают. Почему он взял книгу Кришны?

Джорж Харрисон: Он не брал, он просто перевёл это на английский.

Шрила Прабхупада: Почему, если он не имеет какое-то почтение к этой книге?

Джон Леннон: Но я также читаю другую, перевод Йогананды. Парамахамса Йогананда.

Шрила Прабхупада: Чтобы утвердить свой авторитет все сначала берут книгу Кришны.

Йоко Оно: Но…

Шрила Прабхупада: Вивекананда брал, Ауробиндо брал, доктор Радхакришнан брал, Махатма Ганди, тысячи и тысячи. Так, почему они берут Бхагавад-гиту?

Джорж Харрисон: Чтобы мы могли это читать на английском.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Это не вопрос английского. Это вопрос мыслей. Это может быть на английском или на фарси, не имеет значения. Почему они принимают идеи Бхагавад-гиты если они не принимают Бхагавад-гиту за авторитет? Почему они берут цитаты из Бхагавад-гиты? Почему не всю Бхагавад-гиту? Если Бхагавад-гита является авторитетом для каждого, то почему не такая – Бхагавад-гита как она есть? Таково наше суждение.

Джорж Харрисон: Но Бхагавад-гита как она есть она на санскрите.

Шрила Прабхупада: Нет, мы сделали на английском.

Джорж Харрисон: Да, но все они сделали это на английском.

Джон Леннон: Но это также должно быть переводом, разве нет? Кто бы ни перевёл. Я думаю…

Шрила Прабхупада: Так, вы также читаете только перевод Бхагавад-гиты. Вы не читаете оригинал.

Джорж Харрисон: Хорошо, какой является оригиналом? Это также как Библия.

Шрила Прабхупада: Оригинал здесь. Оригинал на Санскрите.

Йоко Оно: Это на санскрите, но мы не читаем на санскрите.

Джон Леннон: Да, но это бессмысленно для меня читать на санскрите, я не понимаю Санскрит.

Шрила Прабхупада: Поэтому тебе придётся читать перевод.

Джорж Харрисон: Тогда, имеются сотни переводов.

Джон Леннон: И интерпретаций.

Джорж Харрисон: И все они подобны розам и другим цветам. Это зависит от вкуса каждого, потому что каждый провозглашает свою версию лучшей. Все версии которые я читал все они говорят… Но иногда я читаю что-то в одной, чего нет в другой.

Преданный: Читал ли ты без комментарий? Сами стихи?

Джорж Харрисон: Только прямой перевод?

Преданный: Без каких-либо комментариев.

Джорж Харрисон: Ты имеешь в виду на Санскрите?

Преданный: Нет. Только перевод.

Джорж Харрисон: Хорошо, ты знаешь, это на самом деле то, что они делают. Все они переводят. Некоторые дают комментарии, но всё зависит от того, кто и как это переводит.

Преданный: Это правильно, поэтому ты должен идти к авторитету, к тому, кто…

Джон Леннон: Но как отличить одного авторитета от другого?

Джорж Харрисон: Ты знаешь, на самом деле мир полон авторитетов. (Прабхупада усмехается)

Йоко Оно: Вы знаете, есть пятьсот авторитетов, которые…

Джон Леннон: Для меня лучше всего брать немного отсюда, немного оттуда, немного оттуда. (Прабхупада усмехается)

Йоко Оно: Мы не просто говорим об этом. Мы хотим спросить у Вас совета об этом. Иными словами, что вы скажете на это? Вы говорили, есть пятьсот версий.

Шрила Прабхупада: В Бхагавад-гите есть семьсот стихов.

Йоко Оно: Хорошо, семьсот стихов, я не знаю. Но вы использовали слово авторитет, говоря, почему они переводят на английский без авторитета? Что такое авторитет и кто может быть авторитетом?

Шрила Прабхупада: Авторитет это изначальный текст.

Йоко Оно: Да, но я уверена, что все переводят из изначального текста.

Шрила Прабхупада: Да.

Йоко Оно: Так в чём разница между ними?

Шрила Прабхупада: Поэтому мы говорим: Сампрадайа-вихина йе мантрас те випхала матах. Если мы не принимаем от авторитета который находится в цепи ученической преемственности… Как например Кришна. Мы объяснили это во введении. Кришна авторитет, потому что Бхагавад-гиту рассказал Кришна. Можешь ли ты это отрицать?

Йоко Оно: Кришна перевёл…

Шрила Прабхупада: Кришна авторитет. Кришна авторитет.

Йоко Оно: Да, хорошо. Перевёл ли Он на английский?

Шрила Прабхупада: Просто слушай меня.

Йоко Оно: Да.

Шрила Прабхупада: Ты принимаешь, что Кришна авторитет?

Йоко Оно: Да.

Шрила Прабхупада: Это правильно?

Джон Леннон: Да.
Шрила Прабхупада: Тогда пой
ми, что Кришна говорит. Он авторитет. Почему ты должен слушать кого-то ещё? Если ты серьёзный ученик, ты должен понять, что говорит Кришна.

Джон Леннон: Как мы можем знать, если кто-то другой, Йогананда, Махариши и все другие, которые перевели это, как мы можем сказать, что их версия это не слова Кришны, в отличие от Вашей версии?

Шрила Прабхупада: Поэтому я говорю, если ты серьёзный ученик ты должен изучать санскрит, оригинал.

Джон Леннон: Изучить санскрит? Ох, вы скажете.

Джорж Харрисон: Но Вивекананда говорил, что книги, ритуалы, догмы и храмы это вторичные детали. Он говорил, что это не главные вещи. Для восприятия ты не должен читать книгу.

Шрила Прабхупада: Тогда почему Вивекананда написал так много книг? (смех)

Джорж Харрисон: Хорошо, это то же, что и Гита.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Он сказал, что нет пользы от книг, тогда зачем он написал так много книг?

Джорж Харрисон: В Хришикеше, когда мы долго медитировали, один человек устал от медитации. Он прервал медитацию и стал читать Гиту. Он открыл Гиту и там говорилось: «Не читай книги. Медитируй».

Шрила Прабхупада: Кто сказал?

Джорж Харрисон: В Гите было это сказано.

Шрила Прабхупада: «Не читай книги»?

Джорж Харрисон: Там говорилось: «Не читай книги. Медитируй».

Шрила Прабхупада: Где?

Йоко Оно: Нет, но Вы понимаете…

Шрила Прабхупада: Он говорит,

брахма-сутра-падаиш чаива
хетумадбхир винишчитаих

/БГ 13.5/

Он ссылается на «Это научное знание об Абсолютной Истине очень хорошо объяснено в Брахма-сутре, в Веданта-сутре». Он ссылается на книгу. В другом месте Кришна говорит,

йах шастра-видхим утсриджйа

вартате кама-каратах
на са сиддхим авапноти

на сукхам на парам гатим
/БГ 16.23/

«Каждый, кто не следует предписаниям писаний, потерпит неудачу. Он никогда не будет счастлив. Что уж говорить, чтобы он отправился в духовный мир». Это написано здесь. Как вы можете говорить, что Кришна не рекомендует читать книги?

Йоко Оно: Но, например вы говорили, что Харе Кришна самое могущественное слово и если это правда, тогда есть ли необходимость повторять другие слова? Вы говорите, что мы пишем песни и хотите чтобы мы писали песни только о Харе Кришна и ни о чём другом?

Шрила Прабхупада: Да, мантра Харе Кришна это очищающий процесс.

Йоко Оно: Да.

Шрила Прабхупада: На самом деле тот, кто регулярно повторяет Харе Кришна, ему ничего другого делать не нужно. Такова позиция, ему не нужно читать какую-то книгу.

Йоко Оно: Да, тогда почему Вы говорите это хорошо, я имею в виду это компромисс или что?

Шрила Прабхупада: Что?
                                                                                                                                                                       
Йоко Оно: Я имею в виду то, что мы пишем песни. Это потеря времени, не так ли? Без Кришны.

Шрила Прабхупада: Нет, не потеря времени. Как Чаитанйа Махапрабху. Чаитанйа Махапрабху просто повторял. Его даже критиковали великие санньяси: «Ты принял санньясу и не читаешь Веданту. Ты просто танцуешь и поёшь». Его критиковали. Но суть в том, что когда Чаитанйа Махапрабху встречал великих учёных, Он не отлёживался позади.

Точно также Харе Кришна мантры достаточно, в этом нет сомнений. Но если кто-то хочет понять эту Харе Кришна мантру посредством философии, посредством изучения Веданты, у нас нет недостатка, у нас есть книги. Это не так, что Харе Кришна мантры недостаточно, поэтому мы рекомендуем книги. Нет, не так. Харе Кришна мантры достаточно но, как например Чаитанйа Махапрабху. Он повторял, но когда встретился с Пракашанандой Сарасвати, когда Он встретился с Сарвабхаумой Бхаттачарйей, Он был готов спорить с ними, основываясь на Веданту.

Мы не должны быть тупыми. Если кто-то придёт спорить о философии Веданты, тогда мы должны быть готовы. Когда мы проповедуем, мы встречаем множество людей, разных типов людей. Иначе Харе Кришна мантры достаточно. Достаточно. Она не требует какого-либо образования, какого-то чтения, ничего. Просто повторяя Харе Кришна, вы получите высшее совершенство. Это факт.

Шйамасундара: Сегодня утром Вы ещё сказали, что когда мы работаем, забиваем гвозди, мы должны добавлять к этому наше сознание Кришны.

Шрила Прабхупада: Да.

Шйамасундара: То есть воспевание во время преданного служения, выполняя наш долг концентрироваться на Кришне это тоже часть процесса, не так ли?

Шрила Прабхупада: Да, всё. Весь смысл в том, что манах кришне нивешает, – ум должен быть зафиксирован на Кришне. Таков процесс. Идешь ли ты путём изучения философии, либо путём аргументов, либо воспевая, любым путём. Это рекомендуется в Бхагавад-гите.

йогинам апи сарвешам
/БГ 6.47/

Из всех типов йоги.

Ты должен был прочитать это. Йогинам апи сарвешам. Я думаю Махариши перевёл это, Бхагавад-гиту, в шестой главе, ты читал это?
                                                                                                                                                                                                                                                        
Джорж Харрисон: О, его перевод Гиты?

Шрила Прабхупада: Да.

Преданный: Шестую главу, Он спрашивает.

Джорж Харрисон: Да. Я не читал всю книгу, только часть его.

Шрила Прабхупада: В последнем стихе шестой главы вы прочитаете: йогинам апи сарвешам мад-гатена… Ты приобрёл здесь Бхагавад-гиту как она есть? Нет? Как же так, у тебя нет Бхагавад-гиты? Ты найдёшь, там ясно говорится, что из всех типов йогов, первоклассный йог тот, чей ум зафиксирован на Кришне. Йогинам апи сарвешам. Сарвешам, из всех йогов. Существуют разные типы йогов. Так, йогинам апи сарвешам мад-гата: «тот, чей ум зафиксирован на Мне», или на Кришне, «антаратмана – внутри сердца», «шраддхаван – и с преданностью», и «бхаджате – и в служении Мне», «са ме йуктатамо матах – он первоклассный йоги». Тама. Тама означает самый, самый высший. Йуктатамо. Йог, лучший йог и наивысший йог.

Джон Леннон: Не та ли это книга, которая есть у всех нас, Гита с немного фиолетовой задней обложкой? Светло серо-фиолетовой?

Преданный: Та самая.

Джон Леннон: О, та самая? Она у меня в офисе.

Шйамасундара: Прабхупада объяснял одну вещь, я думаю, что не достаточно ясно, как мы можем различить какой перевод Гиты самый авторитетный. Когда он ответил, что Кришна является авторитетом. Так вот, мы должны получить это по каналу от Кришны и от Кришны спускаются только четыре линии ученической преемственности. И сейчас существуют только один или два.

Йоко Оно: Что вы имеете в виду под словом «канал»? Это по наследству или как?

Шйамасундара: Линия ученической преемственности. Да это по наследству, духовный учитель Свамиджи…

Шрила Прабхупада: Подобно такому каналу, который ты поймёшь очень легко. Например, ты хочешь послать деньги своему другу. Так, через какой канал он получит? Он получит через почту, не через другой канал. Если деньги будет доставлять почтальон, то вы уверены: «Да, деньги дойдут». Так, почему же вы придаёте такую важность почтальону? Потому что он представитель почты.

Точно также, Кришна изначальный авторитет, а кто является представителем Кришны? Кто предан Кришне. Поэтому преданный Кришны является авторитетом, как минимум Бхагавад-гиты. Бхагавад-гиту надо принимать через преданных Кришны. Как может проповедовать Бхагавад-гиту тот, кто не знает ничего о Кришне? Это здравый смысл.

Джилл: Простите меня, я должна уложить ребёнка. Спокойной ночи.

Шрила Прабхупада: (усмехается) Возьми прасад.

Джилл: О, спасибо.

Джон Леннон: Хорошо, кто может сказать, кто находится в линии преемственности? Понимаете, это подобно членам королевской семьи. Кто есть кто? (все говорят одновременно)

Йоко Оно: Об этом я и говорю.

Джон Леннон: Я имею в виду, Йогананда провозглашает…

Джорж Харрисон: Гуру его гуру, его гуру..

Джон Леннон: Все гуру его гуру, его гуру, подобно этому. Махариши объявляет, что все гуру его гуру вернулись назад. Как мы можем знать? Понимаете, это спорный вопрос.

Шрила Прабхупада: Но Махариши ничего не говорит о Кришне.

Джорж Харрисон: Разве? Нет, его гуру Шанкарачарйа.

Джон Леннон: Какое учение Шанкары? Но все они говорят о Боге, а Кришна просто имя Бога, разве не так?

Шрила Прабхупада: В любом случае, кто бы он ни был, он не вернулся к Кришне. (усмехается)
Джон Леннон: Хорошо, он может точно также сказать о ком-либо другом.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Он не может вернуться, потому что он ничего не говорит о Кришне. Если приходит почтальон и он ничего не знает о почте, то что это за почтальон?

Йоко Оно: Но это же почта, он же не будет говорить о своей почте?

Шрила Прабхупада: Нет, вы не можете создать почту. Почта одна, государственная почта.

Йоко Оно: Да, конечно. Я уверена, что есть только одна почта.

Шрила Прабхупада: Вы не можете создать, так, чтобы кто-то сказал: «Я принадлежу к другой почте». Тогда это неавторитетно. (все говорят одновременно)

Йоко Оно: Нет, нет. Он говорит, что его почта относится к единой почте.

Преданный: Тогда почему? Очевидно, вы не удовлетворены тем, что нашли в той почте. Тогда зачем вы пришли сюда, если вы были удовлетворены там? Таков тест.

Джон Леннон: Да, мы идём вокруг да около. Йоко никогда не видела Махариши. Мы просим совета как, как узнать, как остановиться. Так можно продолжать вечно. Я знаю людей, которые годами искали гуру и духовных учителей, это успокаивало их.

Шрила Прабхупада: Принеси прасад.
                                                                                                                                                                                                                                               
Джон Леннон: Я думаю, мы можем только судить на материальном уровне, сравнивая ваших учеников с учениками других людей и с собой, понимаете? И конечно, если там тридцать учеников, семь из них будут выглядеть достаточно духовными, а другие десять так себе, а остальные страдают. Понимаете?

Йоко Оно: Это то же самое.

Джон Леннон: И всё же мы должны просеивать как песок, и смотреть кто лучше.

Шрила Прабхупада: Постарайтесь понять это, что согласно авторитету.., вы спрашиваете как найти авторитет. Ответ на этот вопрос – Кришна авторитет, в этом нет сомнения. Так как Кришна является авторитетом, Махариши также берёт книгу Кришны, и Ауробиндо берёт книгу Кришны, Вивекананда берёт книгу Кришны, Доктор Радхакришнан берёт книгу Кришны. Кришна является авторитетом. Шанкарачарйа также берёт книгу Кришны. Вы знаете комментарии Шанкарачарйи на Кришну? И эти комментарии принимают,

кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

са бхагаван свайам кришнах: «Кришна Верховная Личность Бога». Он принимает. Вы сказали, что Махариши принимает Шанкарачарйу. Шанкарачарйа принимает Кришну как Верховную Личность Бога.

Джорж Харрисон: Да, но это подобно Библии, которая пришла…

Шрила Прабхупада: Не ссылайся на Библию. Мы говорим о Кришне. (смеётся) Просто постарайся понять. Просто пойми, что Кришна авторитет. Каждый принимает Его. Вы говорите, что Махариши принадлежит сампрадайи Шанкары. Шанкарачарйа принимает Кришну не как авторитета. Он говорит: «Кришна Верховная Личность Бога». Он говорит эти слова в своих комментариях.

Гурудас: Бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндам.
/Шри Шанкарачарья, Моха-мудгара/

Шрила Прабхупада: Так, авторитет означает, что он принимает Кришну как Верховного Господа. Это авторитет.

Йоко Оно: А кто так говорит?

Шрила Прабхупада: Каждый говорит, все авторитеты. Шанкарачарйа говорит, Рамануджачарйа говорит. Те, кто является истинными авторитетами, чья ученическая преемственность продолжается. В Индии существуют пять сект. На самом деле две секты: вайшнавы и последователи Шанкары. И те и другие принимают Кришну за авторитет. Нет третьей секты. Практически, на самом деле была только одна секта вайшнавов. Позже, в последующие годы Шанкарачарйа установил свою секту. Но Шанкарачарйа принимал в своих писаниях, что

кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

– Кришна Верховная Личность Бога. И в последний момент своей жизни он сказал: «Вы, негодяи и глупцы, чем вы занимаетесь? Это вас не спасёт. – Бхаджа говиндам: – просто поклоняйтесь Кришне». Бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндам мудха-мате. Мудха-мате означает «вы негодяи». (смеётся)
Джон Леннон: Что означает?

Гурудас: «Вы, негодяи!»

Шрила Прабхупада: «Вы, негодяи, просто поклоняйтесь Кришне и станьте преданными Кришны, Говинды».

бхаджа говиндам бхаджа говиндам
бхаджа говиндам мудха-мате
прапте саннихите кале
на хи на хи ракшати дукрин-каране

«Когда придёт ваша смерть, все эти грамматические жонглёрства словами не спасут вас. Кришна может спасти вас, поэтому вы бхаджа говиндам». Таково наставление Шанкарачарйи.

Йоко Оно: Но каждая секта говорит, что…

Шрила Прабхупада: Нет, здесь не стоит вопрос «каждая секта». Кришна является центром каждой секты. Если Кришна центр, то вопрос о каждой секте отпадает. Только секта Кришны.

Джон Леннон: Кришна означает Бог?

Шйамасундара: Да.

Шрила Прабхупада: Да, Кришна означает Бог, а Бог означает Кришна.

Джон Леннон: В Библии или в другой священной книге говорится об одном Боге, но…

Шрила Прабхупада: Это правильно.

Джон Леннон: И всё же это одно Существо всюду, во всех книгах. Почему нет Харе Кришны или что-то подобного в Библии? Это единственная книга, которую я знаю, я вырос с Библией.

Гурудаса: Есть. В 150-ой псалме говорится: «Славьте Господа каждым дыханием. Славьте Господа барабанами и флейтой».

Джон Леннон: Но, понимаете, у них нет хорошей мелодии. Я имею в виду с ними трудно красиво воспевать.

Мукунда: У них нет оральной ученической преемственности Библии, она прервана.

Джон Леннон: Я имею в виду, будет ли эффективно воспевать: «Господи Иисусе, Господи Иисусе, слава Господу Иисусу»?

Преданный: Если вы искренни, то конечно.

Джон Леннон: Но если это делается неискренне, то это потеря времени, не так ли?

Йоко Оно: Да, это зависит от искренности.
                                                                                                 
Шрила Прабхупада: Нет, нет. Господь Иисус говорил, что он сын Бога. Он сын Бога.

Ямуна: Твоё такси прибыло, Шйамасундара. Харе Кришна.

Шрила Прабхупада: Что там? Ты хочешь слушать? Заходи, садись. Итак, нет разницы. Господь Иисус Христос говорил, что он сын Бога. Он говорил: «Любите Бога» и Кришна говорит: «Любите Меня». Одно и то же. (смех) Если ты говоришь: «Люби меня», а твоя жена говорит: «Люби моего мужа», нет разницы во мнении.
                                                                                                                                                                                                  
Йоко Оно: Меня беспокоит знание, если для этого надо изучать санскрит, но у многих людей нет способности к языкам.

Джон Леннон: Всё переведено.

Шрила Прабхупада: Есть переводы.

Джон Леннон: Но ты рискуешь, читая один из переводов.
                                                                                                                                          
Гурудас: Так. Вы видите много авторитетных преданных, и вам решать какой из них самый искренний преданный. В девятой главе Он говорит: «Ты придёшь ко Мне». Теперь, если я попрошу у вас стакан воды, а ты выплеснешь его на стену, я подумаю, что ты глупец. Но если ты принесёшь его мне, я буду знать, что ты разумный человек и у нас могут быть взаимоотношения. Поэтому, если преданный говорит: «Служите Кришне», и во всех отношениях действует как Свамиджи, тогда вы можете понять это искренний преданный.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Постарайтесь понять одну вещь, почему эти люди, если Кришна не высший авторитет, почему они берут книгу Кришны и переводят? Почему вы не хотите понять это?

Джорж Харрисон: Я не говорю, что Кришна не Всевышний, я верю в это.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Я хочу сказать даже в других сектах, как ты говорил, Махариши. Они принимают также косвенно Кришну как высшего авторитета. Если Махариши принадлежит сампрадаи Шанкары…

Джорж Харрисон: Да, но непонимание у нас было о переводе санскритской Гиты на английский, и я сказал, что есть множество версий, и я подумал, мы подумали, что вы стараетесь доказать, что ваша версия, ваш перевод единственный авторитетный перевод. Но мы на самом деле не понимаем, как идентифицировать Кришну.

Шрила Прабхупада: Это нормально. Если вы верите, что Кришна Верховный Господь, если это ваша версия, тогда вы можете понять, кто более склонен к Кришне напрямую. Эти люди 24 часа воспевают Кришну, а другой человек, который не воспевает, не произносит даже одного слова Кришна, как он может стать преданным Кришны? Как он может стать представителем Кришны, если он не может даже произнести имя Кришны? Если Кришну принимают за авторитет, тогда тот, кто напрямую связан с Кришной, тот тоже авторитет.

(Начался киртан, Джорж Харрисон ведёт)

 

Приложение.
Темы, раскрытые в этой беседе:

1.Обычные люди следуют лидеру.

2.Люди могут обрести мир, ясно понимая эти три вещи: а) бхоктарам йагйа-тапасам, б) сарва-лока-махешварам, в) сухридам сарва-бхутанам.

3.По всему миру наступит мир, если у людей будет одно писание – Бхагавад-гита, один Бог – Кришна, одна мантра – Харе Кришна, и одна деятельность – служение Кришне.

4.Об интерпретациях Бхагавад-гиты, которая и так ясна как Солнце.

5.Ведические мантры это сплошная музыка.

6.Важность парампары для получения истинной мантры.

7.Серьёзный ученик должен обретать знания и знать разницу между Брахманом, Параматмой и Бхагаваном.

8.Как найти авторитет.

Беседу транскрибировала ученица РНС
Шобха Радхика даси
Пермь, Россия
9 мая 2011 г.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |