| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Беседа c группой профессоров
(2 июня 1975, Лос-Анджелес)

Если мы думаем только об этих обстоятельствах, то мы увидим, что об этом заботятся только собаки и свиньи. Где найти пищу, где найти половые отношения, где найти прибежище, чтобы поспать, и как себя защитить. Об этом заботятся животные, им нет смысла получать даже образование. Как сегодня утром я говорил об этом. Птица может поймать маленькую рыбку. Птица знает, как добыть себе пищу. Вы не можете сделать этого. Вы также едите рыбу, но вы не можете просто прыгнуть и поймать рыбу, вы не можете это сделать. Но птица может. Она более искусная, чем вы. Да. Она ныряет глубоко под воду, сверху видит рыбу, и может немедленно поймать. Можете ли вы это сделать? Она ещё более продвинута в цивилизации, чем вы. Она знает эту технику. Она ещё больше учёный, чем вы. Вы не можете этого сделать. Орёл летит на  7 миль в высоту. И с этого расстояния может увидеть мёртвое тело.
Итак, даже среди животных есть много искусных учёных. Более искусных, чем наши так называемые учёные. Но чему поможет такая наука? Такая наука помогает в еде, во сне, в сексе. Вот и всё. Но даже животные могут делать это. Нет необходимости в какой-нибудь продвинутой науке.

Истинное научное знание состоит в том, чтобы знать, кем является Бог. Это предназначено для людей. Наука не предназначена просто для того, чтобы искусно ловить рыбу. Даже птица может это сделать. В чём же тогда смысл этих учёных и философов? Поэтому в Веданта сутре даётся указание: Сейчас вы получили эту человеческую форму жизни. Выясните, кем является Бог. Это истинная наука. Это нужно познать. Но мы не интересуемся этим. Мы думаем, что это для синтементалистов. Почему же учёные не принимают этот труд серьёзно? Где Бог? Каков Он? В этом смысл движения сознания Кришны. Атхато брахма- джигйаса.
Итак, все вы учёные люди, присоединитесь к этому движению, и помогите нам. Удерживать людей во тьме не является продвижением образования. И образование не означает просто выяснение того, как ловить искусно рыбу. Даже птицы могут это сделать. Образование означает разрешение жизненных проблем. И что является настоящей проблемой – рождение, смерть, старость и болезни. Это настоящая проблема.

Итак, где же средство от рождения, смерти, старости и болезней? Это наставление, которое даётся в Бхагават-Гите.

джанма-мртйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам
/БГ 13.8-12/

Мы боремся за своё существование, это означает что мы пытаемся просто избежать этих страданий. Мы хотим счастья. И Кришна говорит: Вот твои страдания. Они состоят в том, что тебе придётся умереть. Что ты делаешь для того, чтобы этого не случилось? Вот настоящее страдание.

Вы можете родиться даже в богатой американской семье, вы можете жить в высоком небоскрёбе, кататься на роскошном автомобиле, но в любой момент вас могут выбросить. Как вы застраховали себя от этого? Где гарантия, что вас не выбросят? Вы так заняты этими делами. А где гарантия, что вам позволят наслаждаться всегда таким образом?  Это означает разум. Вас могут выбросить в любой момент. И тогда весь ваш труд пойдёт насмарку. Поэтому Кришна в первую очередь подчёркивает эту проблему: джанма-мртйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам.

Мы ищем счастье, но мы должны выяснить, где истинное счастье. Это разум. А не так, что я создаю обстоятельства, в которых в течение некоторых лет я счастлив, а затем меня выбрасывают. Почему вы в первую очередь не решаете эту проблему. Вот тогда вас можно назвать учёным или философом.

Бахулашва: Шрила Прабхупада, это доктор Стилсон Джюда.

Шрила Прабхупада: Я думаю, я вас видел в Детройте.
Доктор Джюда: Да, мы встречались. Я брал у вас интервью несколько лет назад.

Дхармадьякша: И это доктор Джон По, он является главой департамента религиоведения в университете Южной Калифорнии. Он написал несколько книг, которые называются Radical Support и Ethical Choice. Его академический интерес в этике, в религиоведении, в культуре, образовании, и в государственной политике. Это доктор Кросли, он также из университета Южной Калифорнии. Он является профессором теологии, и он заинтересован в современной теологии, он написал много

Шрила Прабхупада: Почему современная теология? Разве Бог таков? Тео означает Бог. И теология означает наука о Боге.

Итак, что это за наука? Вы пытаетесь познать Бога, или вы уже знаете Бога, и пытаетесь подчиниться Богу. В первую очередь, две вещи. Вы не знаете Бога, вы пытаетесь выяснить где Бог. Я думаю, что это не теология. Это теософия. Те, кто пытается познать Бога с помощью измышлений, они теософы.

И теолог это человек, который знает Бога, и подчиняется его приказам.
Как например, мы знаем правительство и мы принимаем законодательство правительства. И следуем этому законодательству. Это означает, что мы хорошие граждане. Но в тех местах, где нет хорошего правительства, они пытаются выяснить, найти какую-нибудь хорошую систему правительства, это другая вещь. Какова ваша позиция? Вы знаете Бога, или вы пытаетесь понять Бога? Какова позиция теологов? Это мой вопрос.

Доктор Кросли: И то и другое.

Шрила Прабхупада: Нет, и то и другого не может быть. Не может быть, это не логично. Если вы познали Бога, нет смысла в поиске. Вы уже знаете, что он Бог. О, да, следуйте его законам. Вот и всё.

Если вы знаете своего отца, то следуйте его законам. Чтобы отец не говорил - следуйте этому. И если вы не знаете, кем является ваш отец, то тогда это очень сложно. И как вы можете найти своего отца? С помощью исследований? Вы пытаетесь найти отца с помощью исследований? Это мой вопрос. Возможно ли найти отца с помощью исследовательской работы? Как вы можете ответить?

Доктор Кросли: Я думаю, что вы знаете своего отца.

Шрила Прабхупада: Как это я знаю?

Доктор Кросли: Потому что вы видите его, вы говорите с ним, вы прикасаетесь к нему

Шрила Прабхупада: Но где доказательство, что этой мой отец? Я вижу многих джентльменов, как я знаю, кто из них мой отец?

Доктор Кросли: Он говорит, что вы Его сын.

Шрила Прабхупада: Это означает, что вы принимаете любого за Бога, потому что он говорит, что я Бог.

Доктор Кросли: Но я принимаю кого-то за своего отца, потому что он говорит, что я его сын.

Шрила Прабхупада: Нет, это неправильно. Любой может сказать я твой отец, и вам придётся принять. Любой может сказать: Я твой отец. Примите ли вы его за своего отца? Как же вы можете найти настоящего отца? Приёмные отцы часто говорят приёмным детям, что они настоящие отцы. Нет, мы не говорим сейчас о приёмных. Как вы можете узнать своего настоящего отца?

Доктор Кросли: Он вас вырастил, с детства вы жили с ним. Он часть вашего сознания.

Шрила Прабхупада: Итак, если ваше сознание неправильное, то тогда вы неправильно выберете отца.

Доктор Кросли: Но потому что вы знаете своего отца, тем не менее есть ещё больше вещей которые вы можете о нём узнать.

Шрила Прабхупада: Нет. Ответ таков. Когда мать заверяет: Вот твой отец. Вот и всё. Нет смысла проводить исследования. Это бесполезно. С помощью исследований вы не можете понять, кто является вашим настоящим отцом. Вы можете понять вашего настоящего отца просто с помощью свидетельства вашей матери. Вот и всё.

Поэтому наша ведическая мантра говорит: что религия и Бог не могут быть познаны с помощью измышлений. ачинтйа калу бхаван атам стуркхйана

Как например, этот пример отца. Отец существует ещё до моего рождения. И после своего рождения, с помощью своего ограниченного знания я пытаюсь исследовать, понять своего отца, но вы никогда не сможете выяснить, кто ваш отец. Но если вы принимаете свидетельство вашей матери, то тогда вы поймёте. Подобным же образом Ачинтья калуе бхава то, что находится вне нашего восприятия, это невозможно познать просто с помощью доказательств, логики, так называемой науки и философии, это невозможно. Тот же самый пример. С помощью споров, логики, науки, философии, вы не можете выяснить, где ваш отец. Единственный простой метод, авторитетный метод состоит в том, чтобы спросить у матери. Если она говорит: Да, он твой отец.

Подобным же образом, вещи которые находится вне нашего восприятия, просто с помощью споров невозможно будет познать, это бесполезно.

ачинтйа калу бхаван атам стуркхйана
/Махабхарата, Вишну-Парвата, 22/

Тарка означает споры. В другом месте сказано, тарка или спор бессмысленны. Тарка апратиштха. С помощью споров вы не можете прийти к правильному заключению. Вы можете спорить по-своему, я могу спорить по-своему, лучше, но это не является способом, это не поможет.

тарко пратиштха срутайо вибинна
/Махабхарата, Вана Парва 313.117/

Если вы изучаете писания. В мире есть очень много разнообразных писаний. Библия, Бхагават-Гита, Коран, и т.д. какое писание является правильным? Вы не можете так думать. срутайо вибинна касав ршив йасйа матам на бхиннам. Если вы проконсультируетесь у философов или учёных, каждый учёный, или философ, отличается от другого. А иначе он не может быть большим учёным. Он должен иметь свою собственную точку зрения. Отличную от вашей. Тогда он является большим учёным. Итак, нашам муни варья ньясам набхина, и каков же способ понимания?

Заключение таково: махаджана йена гатах са пантхах. Махаджана, великие личности, признанные ачарьи, вы должны следовать тому, что они говорят. Это лучший способ.
Итак, любой, кто говорит авторитетно о Боге.

Например, возьмите пример Иисуса Христа.  Он говорил в Западном мире. И вы принимаете его. Мы, индусы, мы принимаем Чайтанью, или Рамануджа Ачарью, Мадхава Ачарью, - таков способ. Это способ, потому что эти Ачарьи, эти знатоки, они говорили о Боге, никто из них не говорил, что вы можете стать здесь, живя тут. Нет, никто из них не говорил такого. Ни Христос, ни Чайтанья, ни Мухаммед, никто из них.

Итак, в соответствии с местом, временем, обстоятельствами, следуете ли вы кому-либо из них, или вы просто сравнительно изучаете, то вы должны следовать лучшим из них. Поэтому наше заключение таково, что Кришна лучший, он Бог. Христос это Сын Бога. Мы не видим разницы между Сыном Бога и Богом. Это правильно. Когда отец лично говорит, он говорит что сам сын говорил плюс ещё что-то от себя. Потому что он гораздо более опытен. Итак, следуйте отцу. Вот и всё.
Мухаммед говорил, что он слуга Бога. Христос говорил, что он сын Бога. И Кришна говорит я Бог. Где же разница? Сын будет говорить тоже самое, слуга будет говорить тоже самое, Отец будет говорить тоже самое.

Итак, теология означает знать Бога и подчиняться его приказам. Таково моё понимание. Теология не означает исследование кто является Богом. Это теософия. Итак, если вы теологи, то тогда вы должны знать кем является Бог, и подчиняться его приказам. Что вы думаете? Что вы думаете об этом?

Доктор Джюда: Ну я думаю, вы правы. Я думаю, что очевидно, в наше время многие из нас вообще не знают Бога.

Шрила Прабхупада: Тогда они не теологи. Они теософы.

Доктор Джюда: Мы знаем о Боге. Но мы не знаем Бога.

Шрила Прабхупада: Да, я согласен. Это теософия. Теософы, они думают, что есть нечто высшее. Но чем является это высшее? Они пытаются исследовать.
То же самое. Мальчик, он знает, у меня есть отец. Но кто мой отец, я не знаю. Я должен спросить у своей матери, вот и всё. Сам по себе он может понять.

Итак, мы предлагаем, если вы не знаете Бога, то вот вам Бог, Кришна. Почему б вам не принять его?
В первую очередь, вы же не знаете, но я вам говорю: Вот Бог. Почему же вы не принимаете? Как вы можете ответить на это? Мы показываем вам Бога, вот Бог. Большие, большие Ачарьи принимали его таким. Рамануджа Ачарья, Мадхава Ачарья, Вишну Свами, Господь Чайтанья. И в нашей ученической преемственности мой  гуру махарадж, я тоже проповедую: вот Бог.  Я не говорю просто о Боге по своей прихоти. Я рассказываю вам о Боге, который признан. Почему же вы не принимаете? В чём сложность?

Доктор Джюда: Я предполагаю, что одна из сложностей состоит в том, что мы более, в нашем поколении мы следуем определённым принципам жизни и сложно изменить, это большая проблема.

Шрила Прабхупада: Это говорит что вы не серьёзны.

Поэтому Кришна говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/.

Вы должны всё оставить. Но если вы не готовы всё оставить, вы не можете принять Бога.

Доктор Борн: Но я думаю, что вы немного нечестно поступили с доктором Кросли. Я думаю, что то, что вы говорите, это правда, что многие самые важные вещи состоят в том, чтобы познать Бога, но я не думаю, что это правильно сказать, что это плохо изучать то, как другие люди.

Шрила Прабхупада: Нет, я не говорю, что это плохо, я просто говорю, что если вы серьёзны в познании Бога, - вот вам Бог.

Доктор Борн: Но для этого существуют университеты, чтобы люди могли изучать разные предметы.

Шрила Прабхупада: Нет, это правильно. Но я уже сказал. Если вы ищете что-то, и вам дают, то почему бы вам просто не принять это?

Доктор Борн: Верите ли вы в то, что Христос сказал, что Кришна это его Отец?

Шрила Прабхупада: Но имя может быть отличается. Например в нашей стране мы называем этот цветок определённым именем. Вы называете его по-другому. Но мы говорим об одном и том же. Вы можете называть его по-своему. Вы понимаете это. Но Бог един. Не может быть двух Богов. Вы можете по-разному его называть, это уже другая вещь. Но Бог един. Не может быть двух Богов.

Доктор Волф: Мы можем считать, Шрила Прабхупада, что у Бога есть бесчисленное количество имён. И что большинство этих имён неизвестны нам. Когда мы говорим большинство, это означает бесконечное количество.

Шрила Прабхупада: Да, но вы можете узнать эти имена у нас. Есть Вишну сахасра нам. Чайтанья Махапрабху также сказал,

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
/Шикшаштака 2/

Нам. Нама означает имя какой то личности. Есть много сотен тысяч имён. И каждое имя неотлично от личности. Потому что имена абсолютны и нет разницы между именем и личностями.

Доктор Джюда: Если у Бога есть много имён, то тогда невозможно познать Бога разными способами, с помощью разных традиций.

Шрила Прабхупада: Нет. Как например, вы остаётесь самим собой, независимо от того, что вы трудитесь как профессор в университете. Либо дома в обществе своей супруги. Вы та же личность. Ваша супруга может обращаться к вам по-другому. А ваши студенты обращаются к вам по другому имени. Но вы та же самая личность, разве не так? Итак, если личность остаётся сама собой, то разные имена не меняют его.

Доктор Волф: Но есть много аспектов Бога, Кришны.

Шрила Прабхупада: Да. Но эти аспекты были обобщены. Бога можно осознать в трёх проявлениях: как имперсонального брамана, локализованную параматму, и личность Бога. Например, Солнце. Солнечный свет, это также Солнце. Но вы не можете сказать что вы находитесь на Солнце. Можете ли вы так сказать? Но солнечный свет неотличен от Солнца. Подобным же образом в Абсолютной Истине первое осознание – это осознание Брамана. Затем следующий уровень осознания – это Параматма. И конечный уровень осознания – Бхагаван. Одна и та же тема. Но в соответствии с уровнем продвижения осознание является частичным. Предмет один и тот же. Вы можете изучить солнечный свет.  Но это не в вашей силе отправиться на Солнце, изучать, что там на самом деле происходит на Солнце. Потому что это не ваших силах, это не означает, что что-то не так с Солнечной планетой. Вы не можете туда оправиться, это не в ваших силах. Вы можете просто изучать солнечный свет. Но это не означает, что солнечная планета нереальна. Или что нет смысла в этом изучении. Вы можете туда отправиться.

Доктор Борн: В этом примере Кришна является солнечным светом или Кришна является Солнцем?

Шрила Прабхупада: Кришна является личностью. Бог в конечном итоге является личностью. И затем, с помощью своих других энергий, он находится везде. Он находится также в атоме. Это называется Параматма, сверхдуша. И Он находится в своём имперсональном. Творение. Всё материальное творение, или в любом творении. Даётся пример огня. Огонь может находится в каком то месте. Но его тепло и свет распространяется на много метров. Как например, Солнце – это огонь и свет. Но этот огонь и свет распространяется по всей Вселенной. Подобным же образом Бог является единым. Подобным же образом Бог един. Его энергия распространяется повсюду. Вы может понять Его с помощью Его энергий.
Как например, в правительстве Президент, он не находится здесь. Но тем не менее, вы подчиняетесь правительству. Кто может сказать, что нет, я не подчиняюсь правительству, потому что я не вижу президента. Что это за правительство? Но это не довод. Вы подчиняетесь. Просто вы должны подготовить свои глаза, чтобы увидеть Кришну. Вот что требуется. Вы уже подчиняетесь.

Доктор Борн: Но по своей сущности Бог является Атман, Браман. Это не Кришна. Разве это то, что вы говорите?

Шрила Прабхупада: Бог проявляется в трёх аспектах, я уже дал вам пример. Привёл вам пример. Солнечный свет, солнечная планета, и божество, находящееся на этой планете – они все едины. Хотя и отличаются.

Доктор Борн: Но мы, как люди, являемся частями этого?

Шрила Прабхупада: Почему человеческие существа? Даже деревья, растения, - все, все мы являемся неотъемлемыми частичками Бога.

Доктор Борн: А как Кришна отличается от нас? Он неотличен, потому что мы не можем Его осознать, поэтому мы думаем, что он отличен от нас. Но это майя. Как например, отец и сын, они неотличны, но сын по своей глупости думает, что его отец отличен от него.

Доктор Джюда: Можете ли вы сказать, что в нашем случае, в случае джива шакти, мы, как пограничная энергия, и мы содержим в себе этот аспект Кришны? И мы находимся в этом миру, майя шакти?

Шрила Прабхупада: Мы являемся комбинацией этих двух энергий. Каждый, как это сказано в Бхагават-Гите, найдите этот стих,

майа татам идам сарвам  джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани  на чахам тешв авастхитах
/БГ 9.4/

Преданный: майа татам идам сарвам  джагад авйакта-муртина мат-стхани сарва-бхутани  на чахам тешв авастхитах. Мною, в моей непроявленной форме пронизана вся эта Вселенная. Все существа находятся во мне. А я не в них.

Шрила Прабхупада: Но в конечном итоге, нет разницы между энергиями Кришны, и Кришной. Везде есть его энергии. Как например электричество. Электричество есть везде. Если вы искусны, вы можете вырабатывать электричество. Повсюду.

Доктор Джюда: Возможно ли найти Кришну в христианской традиции или в исламе?

Шрила Прабхупада: О да, почему нет? Христиане ищут Бога. Если вы отправитесь в церковь, они говорят: О Бог. Вы принимаете, что Бог всё создал. Здесь он также говорит, что всё является моей энергией. Где же разница?

Доктор Джюда: Но христиане описывают Кришну по-другому. И разве они ошибаются?

Шрила Прабхупада: Как например, тепло. Это вопрос энергии. Тепло, которое находится в 93-х миллионах миль на расстоянии от Солнца отличается от тепла, которое находится на самом Солнце. Но тепло есть. Свет есть. Тоже самое. Тепло и свет одинаковы. Но степень насыщенности тепла и света отличается.

Доктор Джюда: Разве воспевание абсолютно необходимо?

Шрила Прабхупада: Это самый лёгкий способ непосредственно соприкоснуться с Богом. Потому что Бог и имена Бога абсолютны. И ваше воспевание имён Бога означает непосредственное соприкосновение с сами Богом.

Доктор Кросли: А  чем это лучше, чем просто любить своих близких, как это говорят ваши традиционные бхакти марги?

Шрила Прабхупада: Но если вы любите своего любимого человека, но не любите животных, вы любите людей, но животных посылаете на бойни. Вот ваша любовь.

Доктор Кросли: Но солдат на поле битвы также убивает.

Шрила Прабхупада: Нет, в первую очередь изучите людей, а затем изучайте солдат.
Наша любовь ограничена. Но если вы любите, как например, дерево. На нём есть множество тысяч лепесточков и цветов. И если вы поливаете каждый лепесточек, то тогда вы будете делать это всю свою жизнь. Но если вы разумны, то вы просто поливаете корень этого дерева и вода распространится. Но если вы не разумны, то вы будете поливать каждый лепесточек. Всё ваше тело нуждается в пище. Но это не означает, что вы должны кормить ваши уши, глаза, ногти, так далее. Нет. Вы просто помещаете ищу в желудок. И тогда эта пища распространится по всему телу. Кришна говорит майя идам тата сарвам.

Мы уже говорили об этом. Если вы любите Кришну, тогда ваша любовь распространится на всех. Если вы не любите Кришну, и любите кого-то другого, то тогда кто-то будет плакать: Ты не любишь меня! 

Доктор Волф: Могу я задать вам вопрос?

Шрила Прабхупада: В первую очередь попытайтесь понять это. Как например, Кришна говорит

майа татам идам сарвам
/БГ 9.4/

Я распространяюсь повсюду через свои энергии. Но как вы можете отправиться повсюду? Если вы любите Кришну, то тогда ваша любовь распространится повсюду.

Если вы платите налоги в правительство, тогда эти налоги распространяются по многим департаментам. Это уже не ваше дело отправляться в каждый департамент и платить налоги. Платите просто в правительство, и тогда это всё распространится. Это разум. Если вы говорите: Почему я должен платить правительству, я лучше буду платить каждому департаменту, этому департаменту, тому департаменту, то вы можете это делать. Но этого не будет достаточно. Это не будет завершённым.

Итак, вы можете любить человечество. Но из-за того, что вы не любите Кришну, поэтому вы не любите коров, и вы посылаете их на бойни. И ваша любовь будет иметь недостатки. Она не будет полной. Если вы любите Кришну, то тогда вы будете любить даже маленького муравья. Вы не будете заинтересованы даже в том, чтобы убить муравья. Это настоящая любовь.

Доктор Борн: Я согласен с вами. Мы очень плохо любим, поэтому отправляем животных на бойню. Но правда ли это, что если мы любим Кришну, то при этом мы можем не любить людей?

Шрила Прабхупада: Да, когда мы воспеваем, мы также работаем. Это не так, что мы просто сидим и воспеваем. Из-за того, что мы воспеваем, поэтому мы любим каждого. Это факт. Эти поющие Харе Кришна, они никогда не согласятся убивать животных. Даже растения, потому что они знают, что всё является частичкой Бога, почему нужно бессмысленно кого-то убивать? Это любовь.

Доктор Борн: Любовь означает никого не убивать?

Шрила Прабхупада: Но есть много вещей.  Это одно составляющее. Да. Можете ли вы убить своего собственного сына? Почему нет? Потому что вы любите его.

Доктор Джюда: Можете ли вы объяснить тогда другую сторону. Факт конечно состоит в том, что Бхагават-Гита была рассказана на поле битвы. Где Кришна, он вынуждает Арджуну сражаться со своими родственниками.   Потому что это его обязанность, кшатрия.

Шрила Прабхупада: Да. Потому что в материальном мире ради поддержания равновесия в обществе иногда необходимы сражения, война. Как например, враги приходят в вашу страну. То вы не можете просто сидеть, вы должны сражаться. Это не означает, что вы должны всех подряд убивать. Так, как вам вздумается.  Это особое обстоятельство, когда вы должны сражаться. Поэтому необходимы кшатрии, чтобы они защищали. Давали защиту. Поэтому правительство поддерживает армию, полицию, солдат. Но это не означает, что правительство думает только о том, как кого-то убивать. Этот департамент будет использован тогда, когда в этом будет необходимость. А не так, что правительство предназначено для убийства. В правительстве есть также другие департаменты. Но этот департамент также поддерживается, и когда есть необходимость, будет использован.

Итак, Кришна, когда он находится на поле битвы. Это было необходимо. Он делает две вещи:

паритранайа садхунам винашайа ча душкритам
/БГ 4.8/

Демоны, которые являются беспокоящими элементами, должны быть убиты. Те, кто является честными, умиротворёнными, их нужно поддерживать.

Но так как это материальный мир, мир двойственности, то здесь есть добро и зло. И поэтому вы должны искоренять зло. Поэтому иногда необходима сила. Поэтому в этом случае это убийство не является чем-то плохим. Когда враг ввергается, и вы убиваете, то это убийство и убийство бедных животных, которые дают молоко, вы пьёте молоко вашей матери, вы убиваете эту мать. То разница между двумя этими видами убийства очень большая. Это не одно и тоже.

В соответствии с ведической цивилизацией корову нужно особенным образом защищать. Почему рекомендуется защищать коров. Так не говорят о других животных. Когда необходимо убивать животных в соответствии с Ведической цивилизацией, мясоедам позволяют иногда убивать каких-то незначительных животных, например, оленей, козлов, и свиней. Это предназначено для мясоедов, не для всех. И есть личности, которые хотят есть мясо. И есть личности, которые хотят есть мясо. Для них даются эти не важные животные. Но корова это очень важное животное. Из коровьего молока вы получаете очень много питательной пищи.

Итак, независимо от религиозных убеждений, даже с экономической точки зрения, убийство коров не является правильным. И с нравственной точки зрения, это нехорошо. Потому что вы пьёте коровье молоко. Корова является вашей матерью.

В соответствии с Ведической цивилизацией у человека есть семь матерей. Адхаумата это наша настоящая мать. Затем гуру-падни, означает супруга гуру, учителя. Она также является нашей матерью. Потому что наш учитель является нашим отцом. Адхау  мата гуру падми брамани. Супруга брамана, она является матерью. Адхау  мата гуру падни брамани. Раджа патника – царица. Супруга царя, она также является матерью. Затем корова является матерью, потому что вы пьёте её молоко. Адхау  мата гуру падни брамани раджа патника татри.  Татри означает кормилица. Кормилица также является матерью. Потому что вы сосёте грудь кормилицы. Поэтому в соответствии с Ведической цивилизацией, у человека есть семь матерей. Вы не можете убивать свою мать. Это не хорошая философия. И кто может отвергнуть, что корова не является матерью? Кто посмеет сказать такое? Вы пьёте коровье молоко каждое утро.  Христос говорил не убий. Нужно полностью прекратить убийство. Ведическая литература немного более либеральна. В ней не говорится не убий. Но в ней говорится, по крайней мере, не убивайте коров. Полностью прекратить это невозможно. Ведическая мудрость знаёт это. Но по крайней мере, не убивайте коров. Это цивилизация. Христиане, они поддерживают тысячи боен. Разве это правильно?

Доктор Борн: Говорите ли вы, что вы никогда не должны убивать коров, но в тоже время, иногда вы можете убивать людей.

Шрила Прабхупада: Когда вы можете давать жизнь. Иногда проводится жертвоприношения, коров, ягья. Жертвоприношения, коров, ягьи, предназначены для старых коров. Их приводят в жертву на огне, с помощью ведических гимнов затем, ей дают новую жизнь. И чтобы проверить могущество Ведических мантр, старая корова приводится в жервту с  помощью мантры, затем  её оживляют. Это не просто для того, чтобы убить и съесть.

Это обсуждал Чайтанья Махапрабху, Чханд Кази, мусульманский магистрат. Те, кто читали Чайтанья-Чаритамриту, знают. Кази Чайтанья Махапрабху бросил вызов. Вы убиваете коров и быков, что это за религия? Вы убиваете своего собственного отца и мать. Но Кази также был учёным человеком и он сказал: в ваших ведах рекомендуется жертвоприношение коров. И затем он объяснил. Но это жертвоприношение предназначено не для того, чтобы есть мясо. А для того, чтобы оживить животное. И проверялось могущество мантр. Это обсуждалось в Чайтанья-Чаритамрите.  Это другой случай.

Ради мясоедения корову нельзя убивать. Это неправильная цивилизация. Если вы хотите есть мясо, то вы можете убивать других животных. Люди, которые были кшатриями, иногда отправлялись в лес. И убивали там оленей. Это позволялось. Потому что они должны были учиться убивать. Убивая животных, они практиковались. Как например, доктора, медики, в первую очередь втыкают свой нож в мёртвое тело, и выясняют где нервы, где другие какие-то органы, они не практикуются на живых людях, и затем, когда они получают полную практику, им позволяют практиковать хирургические операции на живых людях.
Подобны же образом кшатрии, кшатриям позволялось убивать. Как Арджуна, он был кшатрией, и Кришна критиковал его: ты кшатрия, ты учился убивать, почему же ты сейчас колеблешься? Что это за глупость?

Итак, кшатрии обучаются. Есть правило. Итак, если необходимо, демоны или какие-нибудь выскочки появляются, то они немедленно должны были отрубить им головы. Это было обязанностью со стороны правительства. Но вы не можете просто внезапно это делать. Как например, в вашей стране, молодых людей никогда не обучают, как убивать, но их при этом призывают в призывные пункты: иди сюда, и убивай. Что он будет делать? Он будет колебаться. Это не совершенная система. Если вы хотите получить кшатриев, то вы должны обучить их.

И также должны обучить браманов. Вы должны обучить кшатриев, и людей обучить сельскому хозяйству, и защите коров. И сбалансировать это рабочими. Это чатур варньям брамана кшатрия вайшьи и шудры.

Но кшатрии, или президент, секретарь, они очень комфортно сидят у себя дома, а бедные молодые люди: идите, сражайтесь! Что это такое? С кем они будут сражаться? Они будут просто погибать. Во и всё. Если он не знает, как сражаться, если ему не хватает энергии, то что он будет там делать?

Доктор Кросли: Я хочу вас спросить, кажется, что то, что вы говорите, означает, что попытка полюбить, - это уже слишком, но по крайней мере, мы можем воспевать, затем, когда даётся запрет на убийство, это слишком. Посмотрите, что случается – мы просто убиваем животных. Но иметь особенный запрет на убийство коров, мы можем это иметь. Другими словами, вы говорите об особенной дисциплине, которой люди могут следовать. Не нужно убивать коров, нужно воспевать.

Шрила Прабхупада: Да, браманы. В каждой религии это есть. Иудеи, они едят кошерное мясо. Независимо от религии, и от социальных условий, независимо от этого, это помогает вам.

Доктор Кросли: Я думаю, что независимо от того, что это за специфические вещи, не убивать коров, или воспевание, и многие специфические вещи люди могут делать ради любви к Богу. Они следуют дисциплине. Но разве это не приводит к одному и тому же?

Шрила Прабхупада: Да. Эта специфическая вещь – это воспевание. Другие вещи автоматически будут достигнуты.

Доктор Кросли: Итак, воспевание необходимо?

Шрила Прабхупада: Да, необходимо.

Доктор Кросли: Ничего не поможет также хорошо?

Шрила Прабхупада: Нет, потому что в настоящее время всё остальное не практично. Предположим, медитация. Это уже не практично.

Доктор Кросли: Разве медитация не практична?

Шрила Прабхупада: Нет.

Доктор Волф: Шрила Прабхупада, в наше время, в Кали югу, это не практично.

Шрила Прабхупада: Да. Как вот эта вещь. Непрактично. А эта практично. Даже маленький ребёнок может воспевать Харе Кришна. Мы видим это каждый день. Маленькие дети  воспевают и танцуют. Без какого-то обучения.

Доктор Волф: Шрила Прабхупада, смысл того, что мы не можем медитировать, это потому что мы слишком обеспокоены в наше время?

Шрила Прабхупада: Я буду медитировать на свою офисную работу, когда я закрою свои глаза, я засну. Я видел это. (Показывает) Я видел это. Пожилые женщины медитируют. Это не практично. Медитация описана в ведах: ум полностью поглощён Богом, и он видит Верховного Господа в своём сердце. Это медитация. А не просто храп. Это не медитация. Не практично. Но если вы воспеваете Харе Кришна, немедленно, вы можете понять: О! Даже ребёнок может присоединиться в воспеванию. Это практично. И это рекомендовано. Это рекомендуется Шукадевой Госвами: Я описал тебе множество недостатков этого века Кали. Но есть одно очень большое преимущество. Что это за преимущество? – Просто воспевая Харе Кришна, человек освобождается от материальной обусловленности. Это особенная привилегия этого века.

Доктор Волф: Можем ли мы сказать, что это истинная йога современного времени?

Шрила Прабхупада: Да. Это бхакти йога. Бхакти йога начинается с воспевания. Шравана киртана Вишну. Чем больше вы воспеваете и слушаете, тем больше вы очищаетесь.
Я думаю, что вы, лидеры вашей страны, вы должны принять это движение очень серьёзно. И сделать его доступным. Это не сложно. Воспевание. Вы можете воспевать в школах, вы можете воспевать в колледжах, вы можете воспевать на заводе, вы можете воспевать на улице, - не нужно особенной квалификации. Если вы введёте это воспевание, вы получите огромное благо. Не будет никаких потерь, будет только огромное благо.

Доктор Волф: Шрила Прабхупада, а вы знаете, что психологи, они противостоят воспеванию, они говорят, что это гипнотизирует людей.

Шрила Прабхупада: Это хорошо, это хорошо.  Если мы гипнотизируем этих хиппи, которые привязаны к наркотикам, и даём им возможность понять Кришну, то это великое достижение.

Доктор Волф: Но конечно, это не гипнотизирование. Что бы это не было, доктор Джюда, он говорил об этом.

Шрила Прабхупада: Итак, если такого рода гипноз даёт благо, почему б не принять его? Если бы это приносило вред, то тогда это другая вещь. Но если это приносит благо, то почему бы не принять? Что вы думаете, профессор?

Доктор Борн: Я даже не знаю, как на это реагировать. Я просто соглашаюсь. Если это хорошее, - всё хорошее нужно принимать.

Шрила Прабхупада: (смеётся)

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |