| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Беседа c журналистом
(5 июля 1975, Чикаго)

Шрила Прабхупада: Что это?

Джаятиртха: Это статья, которую написала госпожа Вакс, она была опубликована в Harber это один из национальных журналов о гурукуле. Очень хорошо написано.

Шрила Прабхупада: Мы хотим вырастить людей первого класса. Попытайтесь это понять. Современное общество создаёт людей 4-ого класса. Поэтому мы не живём очень счастливо. Но мы хотим превратить людей 4-ого класса в первоклассных людей. Первоклассные люди обладают качествами контроля ума, контроля чувств, они всегда очень чисты, правдивы, очень просты, обладают мудростью, знают, как применять её в жизни, на практике, обладают полным знанием о Боге, это качества первоклассного человека. Итак, в настоящее время все являются людьми 4 класса. Но мы хотим получить людей первого класса. Мы нуждаемся в этом. Потому что люди не имеют понятия о том, какими являются люди первого класса. Поэтому все совершают множество преступлений.

Вы видели эту статью в журнале Тайм? Которая называется правонарушения, почему и что делать. Это то, чем озабочено материалистичное общество.

Итак, мы пытаемся дать образование группе людей, которые стали бы  идеальными. Как например, наши преданные. Вы можете заметить, что их характер очень сильно отличается от других. По крайней мере, в вашей стране. Они не занимаются незаконным сексом, они не едят мяса, они не принимают одурманивающих средств, не курят, не пьют чай, они не занимаются азартными играми, воспевают Святые Имена Бога, и живут очень простой жизнью.

Итак, мы создаём людей первого класса. В этом есть необходимость. Конечно же, не все станут первоклассными людьми, но по крайней мере какая то часть людей, должна стать первоклассными. Для того, чтобы другие могли видеть и знать, каков идеальный характер идеального человека.
Итак, в гурукуле с младенческого возраста мы обучаем их, чтобы в будущем этим людям было легче. В этом смысл гурукулы.

Миссис Вакс: 4 естественных уклада жизни. Я допускаю, что во Вриндаване, это возможно создать, и что это будет идеальным примером американского общества. Но как мы можем переместить эти 4 естественных уклада жизни в Американское общество?

Шрила Прабхупада: Вы должны это сделать. Иначе вы будете страдать от этих преступлений. Это естественно. Как например, в вашем теле у вас есть голова. У вас есть руки, также у вас есть желудок и ноги. Голова – это самая главная часть тела. Почему? Почему не ноги, почему существуют вот эти вот разделения? Подобным же образом в человеческом обществе, если мы хотим сделать это общество совершенным, тогда нужно определить голову, руки, желудок, и ноги.
Итак, ноги могут ходить. Они не могут заменять деятельность мозга. И в настоящее время у нас в основном есть люди, которые могут ходить. Но нету мозгов. Поэтому общество живёт в хаосе. У этого общества нету мозга. И в этом недостаток современной цивилизации.

В Бхагават-Гите сказано:
чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах
/БГ 4.13/

В соответствии с качествами и деятельностью существует 4 уклада. 4 уклада. Итак, подобным же образом у нас есть 4 уклада. Есть группа людей первого класса. Затем группа администраторов, затем группа людей, которые производят пищу, и группа людей, которая является обычными рабочими. И мозг играет главную роль. В вашем теле есть другие части, но если вам отрубят голову, то какой смысл в остальных частях, но если вам отрубят руку, то вы можете жить дальше. Если вам отрубят ногу, вы можете дальше жить. Но если вам отрубят голову, - тогда конец.

Итак, этого не хватает в современном обществе. Нету мозга, который бы руководил нами. Всеми людьми. Если есть мозг, тогда он может управлять. Он управляет рукой определённым образом, ногами определённым образом, мы едим определённым образом, и тогда всё тело будет в здоровом состоянии. Но если нету мозга, тогда всё придёт в хаос.
Как например, человек, когда является сумасшедшим, мозг не работает правильно.

Миссис Вакс: А кто будет определять, какими склонностями обладает человек?

Джаятиртха: Кто будет определять человек является человеком первого класса, он браман, или он кшатрия?

Шрила Прабхупада: Это определяется на основе книг знания. Прочитайте об этом  в Бхагават-Гите. Найди этот стих
тамо дамас тапах шаучам  кшантир арджавам эва ча
джнанам виджнанам астикйам  брахма-карма свабхава-джам

/БГ 18.42/

Преданный: Умиротворённость, самообладание, аскетичность, чистота, терпение честность, знание, мудрость, религиозность, таковы природные качества брамана.

Шрила Прабхупада: Итак, эти люди первого класса. Шама означает контроль ума. Ум у такого человека всегда умиротворён. И вы можете научиться этому. Затем контроль чувств. Затем правдивость. Он исполнен знания. Он знает, как на практике применять это знание в своей жизни. Итак, он обладает всем этим. Если вы обучите мальчика, чтобы он стал первоклассным человеком, он станет первоклассным человеком, если вы не обучаете его, то тогда он станет преступником. И будет всех беспокоить. Поэтому мы обучаем в гурукуле тому, как стать первоклассными людьми. В этом наша цель.

До тех пор, пока в обществе не будет людей первого класса, то как люди смогут следовать какому-то идеалу? Нету идеала в обществе. Какова идея первоклассных людей сейчас? Я хочу у вас спросить, что вы думаете о людях первого класса, кого вы можете назвать первоклассными людьми?

Джаятиртха: Вы знаете кого то, кто был бы первоклассным человеком.

Миссис Вакс:  Но я не могу никого назвать в нашем обществе.

Шрила Прабхупада: В этом то и трудность. У нас нет понятия, какими должны быть первоклассные люди. Все являются пьяницами, курят, и занимаются азартными играми, и незаконным сексом, где же люди первого класса?

Поэтому в отсутствии первоклассных людей, появляются преступники. Поэтому существует необходимо в людях первого класса. В людях первого класса, и второго класса. Третьего класса. Третий класс, и четвёртый класс, пятый класс автоматическим образом появятся.

Поэтому в настоящее время, в основном люди относятся к 4 классу, 5 классу, также мы можем найти людей третьего класса. Но не стоит даже вопроса о том, чтобы найти кого-то первого класса. Но подобно тому, как в теле мы нуждаемся, в мозге мы нуждаемся, в руках, в желудке, но всё это нам необходимо для деятельности.

Но в настоящее время в обществе нет людей первого класса. Поэтому когда мы спрашиваем своих учеников, освободились ли вы от этих 4-х видов греховной деятельности? Незаконного секса, мясоедения, - люди обычно смеются. Почему вы спрашиваете их об этом?

Но они не знают, каким должен быть идеальный человек. Они думают, что плохого в незаконном сексе? Что плохого в мясоедении? Они даже не знают, что правильно, а что неправильно. Поэтому все остаются людьми 4 класса. И они не понимают, в чём ценность этих вещей.

Итак, вы не можете быть счастливыми, тогда когда в основном вас окружают люди 4 класса. По крайней мере должна быть часть людей первого класса. И мы пытаемся создать первоклассных людей, в нашей гурукуле.

Миссис Вакс:  Я знаю, что некоторые 10-летние мальчики оставили эту гурукулу и отравились во Вриндаван. Затем в Майяпур, они будут обучены в рамках этих 4-х укладов жизни?

Шрила Прабхупада: Это наш идеал. Чтобы они контролировали ум, чувства, были правдивыми, жили простой жизнью. Таким образом, постепенно, они будут обучены и у нас есть около 100 таких книг. Если они прочитают все эти книги, то тогда они улучшат свой характер. И в будущем они станут людьми первого класса.

Миссис Вакс: Можете ли вы дать какой то комментарий о настоящей политической ситуации в Индии? Что там происходит сейчас?

Шрила Прабхупада: Да. Это будет иметь место везде, потому что нету людей первого класса.

Миссис Вакс:  То есть нет разницы, достигнет ли успеха Нараян?

Шрила Прабхупада: Нет. Это всё политики. Все они являются людьми четвёртого класса. Эта борьба происходит между людьми четвёртого класса. Они не знают, какими должны быть люди первого класса. И хотя существует Бхагават-Гита, - они не знают её. Им даже нет дела до этого. Я уже говорил об этом. Мы предлагаем: Не надо заниматься незаконным  сексом, мясоедением, но они смеются: А! Что это такое? Но когда у них начинаются трудности, то они спрашивают нас: Что же нам делать? Когда происходят преступления, то они спрашивают, что же нам делать? Но они не знают, как предупредить эту ситуацию. Потому что это всё люди третьего класса, или четвёртого класса. Поэтому они не знают этого. Поэтому они разочарованы.

Миссис Вакс:  Насколько я понимаю, мы все является душами. Но может ли женщина стать первоклассным человеком?

Шрила Прабхупада: Каждый может стать первоклассным человеком. Женщина может стать первоклассным человеком, если она целомудренна, и очень сильно привязана к мужу. И если муж является человеком первого класса, то она также становится человеком первого класса. Потому что обязанность женщины состоит в том, чтобы следовать мужу. Поэтому если муж является первоклассным человеком, тогда супруга также станет первоклассным. Если она держится за мужем.

Миссис Вакс:  Но она никогда сама по себе не может стать первоклассным человеком?

Шрила Прабхупада: Нет. Если она строго следует с верой своему мужу. Если муж первоклассный человек, то тогда она станет первоклассной.

Миссис Вакс:  Может ли женщина стать президентом храма?

Шрила Прабхупада: Да. Почему нет?

Миссис Вакс:  Ну, я очень рада это услышать.

Шрила Прабхупада: Но, так как женщины менее разумны, они должны оставаться зависимыми от первоклассного отца, первоклассного супруга либо первоклассного сына. Тогда она станет первоклассной женщиной.

Таково предписание. Женщина должна оставаться зависимой в детстве от первоклассного отца, в молодости от первоклассного мужа, и в старости от первоклассного сына. Женщина никогда не остаётся независимой. Если она становится независимой, тогда её жизнь не будет совершенной. Поэтому она должна согласиться зависеть от первоклассного отца, мужа, и первоклассного сына. Это 3 стадии.

Миссис Вакс:  Она должна стать зависимой от сына, потому что её муж примет саньясу?

Шрила Прабхупада: Да. Вы можете найти это в главе, где Капиладев наставляет свою мать. Видели это изображение? В третьей песне? Видели это изображение на обложке, первоклассный сын наставляет свою мать. Её муж принял саньясу, и ушёл из дому. А сын,  первоклассный сын наставляет свою мать. Об этом вся эта книга. Вы увидите как сын наставляет свою мать. Можете прочитать это. Нитай, ты можешь прочитать это. Как он наставляет свою мать. Мать задаёт вопросы, а сын отвечает. Вначале прочитай о том, как мать задаёт вопросы.

Девахути. Его мать звали Девахути. Поэтому её сын был известен, как сын Девахути. Её сын был известен рядом с именем своей матери. И мать принимала наставления от сына. Это идеальное общество.

Преданный: девахутир увача
нирвинна нитарам бхуманн асад-индрийа-таршанат
йена самбхавйаманена прапаннандхам тамах прабхо

/ШБ 3.25.7/

Девахути сказала: О мой Господь, ненасытные желания материальных чувств измучили меня. Ибо они повинны в том, что я оказалась в пучине неведения.

Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово аасад-индрийа-таршанат. Асат значит преходящий, или временный, индрия чувства. Даршана, от возбуждения, беспокойства. Таким образом, асат индрия даршана значит от того, что мне не дают покоя временное существование. Временно существующие органы чувств материального тела. В ходе эволюции мы получаем материальные тела различных видов, это может быть тело человека или тело животного, и в зависимости от того, какое тело мы получили, меняется деятельность наших материальных чувств.

Всё, что подвержено изменениям, называют временным, асат. Мы должны понять, что за недолговечными материальными органами чувств стоят вечные чувства, покрытые сейчас материальной оболочкой. Оскверненные материей, наши вечные чувства не могут функционировать нормально. Поэтому в процессе преданного служения необходимо прежде всего очистить органы чувств от материальной скверны. Когда мы полностью избавляемся от этой скверны и наши чувства начинают действовать, в чистом, беспримесном сознании Кришны. Это значит, что мы восстановили вечные функции чувств. Сат индрия.

Вечная деятельность чувств называется преданным служением.

А временная деятельность чувств чувственным наслаждением.

До тех пор, пока человек не пресытится материальными наслаждениями, он будет лишён возможности услышать трансцендентные наставления духовного учителя, такого, как Капила.

Здесь Девахути говорит, что устала исполнять желания своих чувств, и теперь, когда её муж покинул семью, хочет наконец обрести покой, слушая наставления Господа Капилы.

Шрила Прабхупада: Итак, вся эта книга, - это вопросы и ответы между сыном и матерью. Хотя мать дала рождение своему сыну, тем не менее, сейчас она зависит от своего ребёнка, и получает эти замечательные наставления. Это идеальное общество.

Миссис Вакс:  Спасибо вам большое, что вы ответили на мои вопросы.

Шрила Прабхупада: Обязанность отца состоит в том, чтобы вырастить первоклассных детей, а иначе он просто не должен становиться отцом. Это и есть противозачаточное средство.

Например, Васудева и Деваки. Раньше они были Васу, и Брама попросил их создать потомство. И таким образом, муж и супруга практиковали очень суровые аскезы. И затем Бог появился перед ними. И спросил, чего вы желаете. И они сказали. Мы можем принять семейную жизнь, если ты станешь нашим сыном. Вернее, не это. Они сказали, если мы получим такого же сына, как ты. Затем Бог ответил: есть ли кто-то такой, как я? Если есть, то я стану вашим сыном.

Таким образом, в следующей жизни Деваки получила Кришну, как своего сына. И таким образом каждый отец и каждая мать, они должны принять такой же обет.

Если наш ребёнок не станет первоклассным человеком, - нам не нужны дети. Это идеально. А иначе какой смысл зачинать кошек и собак? У вас должны быть первоклассные дети. Для этого необходима тапасья. Поэтому, по крайней мере, мы должны следовать этому стандарту. Как растить детей, для того, чтобы они стали первоклассными.
Вам не сквозит? Вы можете сесть, передвинуться…

В настоящее время люди не могут понять даже того, что существует жизнь после смерти. Большее количество людей. Существует жизнь после смерти. Но они не могут этого понять. Даже большие-большие профессоры. Большие-большие учёные. Все думают: это тело является случайностью, и когда тело умрёт, со всем будет покончено. Это общее понимание.

Но в Бхагават-Гите вы можете прочитать. Там сказано

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

после разрушения тела душа не уничтожается.

васамси джирнани йатха вихайа
навани грхнати наро 'парани

/БГ 2.22/

Например, когда наша одежда становится ветхой, её невозможно больше использовать. Тогда вы покупаете новую одежду.

Подобным же образом, когда это тело уже является старым, и больше не работает, тогда вы принимаете следующее тело. Эти вещи описаны. Но кто пытается понять это? По крайней мере все наши индусы, те кто рождены в Индии. Это то место, в котором появилась Бхагават-Гита. По крайней мере они должны это попытаться понять.

Но они не понимают. Они просто по-собственному интерпретируют Бхагават-Гиту. В этом вся сложность. Поэтому мы представили Бхагават-Гиту как она есть. И люди пользуются этим.

Итак, первоклассный человек, он знает, что такое Бхагават-Гита. И он пытается применить это учение в своей практической жизни. Сделайте тоже самое, тогда вы станете людьми первого класса.

В Бхагават-Гите вы найдёте описание, как первоклассный человек ест, как он живёт, как живут люди второго класса, третьего класса. Итак, людей нужно обучать. Вопросы экономики, они также объяснены в Бхагават-Гите.

аннад бхаванти бхутани
/БГ 3.14/

Производите пищу. Зерно, анно, в достатке. Даже сейчас есть достаточно земли, например, здесь, у вас в Америке очень много земли просто не используется. В Африке, в Австралии, они не используют правильно эту землю. Люди жалуются, перенаселённость, сейчас сёла, которые были перенаселены, им даже не позволяется использовать пустую землю.
Людей даже не обучают, как производить зерно. Зато их обучают, как производить технологию, как производить двигатели, никто не заинтересован в том, как производить зерно. Поэтому, не производя зерно, они просто убивают животных. Они едят, поедают их. Замкнутый круг. Они не знают, что убийство животных является греховной деятельностью. Человек достаточно разумен, он может производить зерно.

Это убийство животных, это не для цивилизованного общества. Они не знают, как производить пищу. Поэтому они убивали животных. Но когда человек достаточно продвинут в знании, и в образовании, то почему они должны кого то убивать.

Особенно в Америке. Мы можем видеть очень много разнообразной пищи. Фрукты, зерно, молоко. Из молока вы можете получить сотни замечательных блюд, очень питательные. В нашем Новом Вриндаване мы делаем это. Брадри, барфи, И другие фермеры по соседству, они просто удивляются, каким образом из молока можно производить замечательные блюда. Итак, вместо того, чтобы обучать их, вы индусы, знаете, как использовать молоко. Вы знаете, как производить замечательные блюда, но вы вместо этого учитесь, как есть мясо. Почему?

Итак, если вы забудете свою собственную культуру, и станете жертвами этой культуры, то это ваш недостаток. Поэтому вы должны обучать их тому, как использовать молоко. Если корова счастлива, она будет давать молока вдвойне. Если корова знает, что нас убьют, то она всегда находится в подавленном состоянии. Поэтому она не даёт недостаточно молока.

Итак, в Шримад Бхагаватам сказано, что во время Махараджи Юдхиштхиры, коровы были настолько счастливы, что молоко само текло из их вымени. И дело доходило до того, что даже пастбища были влажными от молока. Поэтому, если вы убиваете коров, то вы просто используете кровь не так, как нужно, потому что молоко это также трансформация крови. Поэтому если вы принимаете достаточно молока, готовите замечательные блюда, то это настолько же питательно, как если бы вы ели мясо. Поэтому человек должен знать, как держать корову живой, но в то же время получать благо от её крови. Поэтому в Бхагават-Гите вы находите эти слова:

го-ракшйа
/БГ 18.44/

го-ракшйа – этих животных нужно защищать. Другие животные не упоминаются. Там говорится го – корова. Поэтому мясоеды они могут поедать каких-то не важных животных. Но коров нужно защищать. Таково наставление.

Но в западных странах, особенно коров, убивают в большом количестве. Поэтому, как реакция на это начинаются войны, преступления, и потом люди сокрушаются в этом и раскаиваются. И они будут раскаиваться всё больше и больше.

Джаятиртха: Таким образом войны и преступления являются непосредственным результатом убийства коров.

Шрила Прабхупада: О да. О да. Эти реакции, все эти кризисы, которые имеют место. Сейчас они даже убивают своих собственных детей. Мы видим, насколько это преступно, они убивают своих детей в своём чреве. Но природа будет отвечать на это. Вы не независимы. Поэтому если вы действуете независимо, тогда вам придётся страдать. Вы не можете избежать законов природы. Если вы заразитесь какой-то болезнью то вам придётся страдать от этой болезни, вы не можете избежать. Это закон природы.

Закон природы действует таким образом:
каранам гуна-санго 'сйа  сад-асад-йони-джанмасу

/БГ 13.22/

Найдите этот стих.
Почему существует разнообразие жизни? Почему есть деревья, кошки, собаки, люди, почему кто-то слеп, кто-то хромает, кто-то образован, кто-то глуп, - почему есть это разнообразие? Ответ находится в Бхагават-Гите. каранам гуна-санго 'сйа. В соответствии с тем, под влиянием какой гуны материальной природы вы находитесь, вы получаете соответствующее рождение. А иначе как можно объяснить, что в природе существует такое разнообразие, из 8млн400тыс форм жизни.

Джаятиртха: Несколько раз вы упоминали, что те личности, которые виновны в том, что они совершали аборты, им придётся в следующей жизни также войти во чрево, но они никогда не выйдут оттуда живыми, они также будут убиты во чреве.

Шрила Прабхупада: Да. Это означает, что если ребёнок убит, ему придётся родиться вновь. Ещё одна утроба. Это как раз то, что и происходит. Ута джанмани джанмани. Это говорится в Бхагават-Гите. Рождение за рождением. Они попадают во тьму.

Джаятиртха:
пурушах пракрти-стхо хи  бхункте пракрти-джан гунан
каранам гуна-санго 'сйа  сад-асад-йони-джанмасу
/БГ 13.22/

Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни.

Шрила Прабхупада: Комментарий.

Джаятиртха: Этот важный стих помогает понять, каким образом живые существа переселяются из одного тела в другое. Во второй главе «Бхагавад-гиты» говорилось, что живое существо меняет тела, как одежду.

Причиной тому его привязанность к материальному существованию.

До тех пор пока живое существо не разочаруется в этом иллюзорном мире, оно будет вынуждено переселяться из одного тела в другое. Оно оказалось в столь плачевном положении из-за своего желания господствовать над материальной природой. Его материальные желания приводят к тому, что живое существо рождается то полубогом, то человеком, то зверем, то птицей, то червем, то рыбой, то праведником, то насекомым. Это повторяется снова и снова. И каждый раз живое существо считает себя творцом своей судьбы, хотя на самом деле всегда находится во власти материальной природы.

Здесь объясняется, каким образом живое существо попадает в разные материальные тела. Причиной тому — соприкосновение живого существа с разными гунами материальной природы.

Отсюда следует, что человек должен подняться над материальными гунами и достичь трансцендентного уровня. Это называется сознанием Кришны. Пока человек не разовьет в себе сознание Кришны, материальное сознание будет заставлять его переселяться из тела в тело, идя на поводу у материальных желаний, которые живут в его сердце с незапамятных времен.

Поэтому необходимо изменить свое сознание. Сделать это можно, только слушая тех, кто сведущ в духовной науке.

Лучший пример тому — Арджуна, услышавший изложение науки о Боге от Самого Кришны.

Тот, кто слушает авторитетных наставников, может постепенно избавиться от неотвязного желания господствовать над материальной природой, и, по мере того как это привычное желание будет ослабевать, он начнет все отчетливее ощущать вкус трансцендентного блаженства.

Шрила Прабхупада: Эти так называемые учёные пытаются управлять материальной природой, они не знают, что сами находятся под управлением материальной природы. Они забывают об этом. Если вы более сильны, и вы управляете мной, то как я могу управлять вами? Но они не знают об этом. Мы находится под управлением материальной природы.

джанма-мртйу-джара-духкхаир
/БГ 14.20/

Это управление проявляется в 4-х вещах. Рождении, смерти, старости и болезни. Я не могу управлять своим рождением смертью старостью болезнями. Но тем не менее пытаюсь управлять природой. Посмотрите на эту глупость. Большие-большие учёные – разве они управляют смертью, разве профессор Энштейн добился этого? Он не умер? Почему же он не нашёл каких-либо средств, чтобы не умереть? Какой смысл тогда в этой науке.

Если вы находитесь под управлением материальной природы, то как вы можете думать, что вы управляете материальной природой? Когда смерть придёт к вам – разве вы можете ей управлять? О, нет, извините, - я учёный, подождите немного. Нет, вы сразу же умрёте. Итак, как же вы управляете? Вы находитесь под управлением материальной природы. Это ошибка современного общества. Все находятся под управлением природы, и тем не менее учёные, так называемые учёные пытаются управлять материальной природой – как же это возможно?

Поэтому сказано, найди этот стих,
даиви хй эша гуна-майи  мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте  майам этам таранти те

/БГ 7.14/

Преданный: Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее влияния.

Шрила Прабхупада: Комментарий.
Преданный: Энергия Верховной Личности Бога делится на бесчисленное множество видов, и все они имеют божественную природу. Будучи частицами энергии Всевышнего, живые существа также обладают божественной природой, но, когда они входят в соприкосновение с материей, она затмевает их изначальное, высшее сознание. Покрытое оболочкой материальной энергии, живое существо не в силах выйти из-под ее власти.

Как уже было сказано, и материальная и духовная энергии исходят от Верховной Личности Бога и потому являются вечными. Живые существа принадлежат к высшей, вечной природе Господа, но, оскверненные Его низшей, материальной природой, они с незапамятных времен пребывают в плену иллюзии. Такие души называют нитья-баддхами, вечно обусловленными.

Никто не может установить, когда живое существо стало обусловленным. Хотя материальная природа является низшей энергией Господа, живому существу очень трудно выйти из-под ее власти, потому что она действует, выполняя волю Всевышнего, противиться которой не может никто.

Низшая, материальная энергия названа здесь божественной потому, что она связана с Богом и послушна Его воле. Направляемая божественной волей, материальная природа творит настоящие чудеса, создавая и разрушая материальный космос.

В Ведах это подтверждается следующим образом: майам ту пракртим видйан майинам ту махешварам — «Сама по себе майя [иллюзия] не является реальной, ибо она не вечна, однако за ней стоит непревзойденный волшебник, Господь, Верховная Личность, которого называют Махешварой, верховным повелителем» (Шветашватара-упанишад, 4.10).

Другое значение слова гуна — «веревка». Оно указывает на то, что обусловленная душа крепко связана веревками иллюзорной энергии. Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться сам — ему необходима помощь того, кто свободен. Ему не поможет другой связанный: развязать веревки может только тот, кто сам свободен от пут.

Другими словами, освободить душу из материального плена может только Господь Кришна или Его истинный представитель, духовный наставник. Без их помощи обусловленная душа никогда не сбросит оковы материального рабства.

Помочь нам освободиться от материальных пут может преданное служение Господу, или метод сознания Кришны.

Кришна, повелитель неодолимой иллюзорной энергии, может приказать ей освободить обусловленную душу. Отдавая такой приказ, Он являет предавшейся Ему душе Свою беспричинную милость. Господь движим чувством отеческой любви к живым существам, которые изначально являются Его возлюбленными детьми. Итак, единственный способ выйти из-под власти неумолимых законов материальной природы — это предаться Господу и служить Его лотосным стопам.

Примечательно также употребленные в этом стихе слова мам эва. Мам («Мне») означает только Кришне (Вишну), а не Брахме или Шиве. Хотя Брахма и Шива необычайно возвышенные существа, находящиеся почти на одном уровне с Господом Вишну, но, будучи повелителями раджо-гуны (страсти) и тамо-гуны (невежества), они подвластны майе и потому не способны освободить обусловленную душу из ее когтей.

Только Вишну, владыка иллюзорной энергии, может вызволить душу из ее плена.

Это подтверждается в Ведах (Шветашватара-упанишад, 3.8): там эва видитва — обрести свободу можно, только познав Кришну.

Даже Господь Шива подтверждает, что получить освобождение можно только по милости Господа Вишну: мукти-прадата сарвешам вишнур эва на самшайах — «Нет никаких сомнений в том, что освобождение каждому существу дарует Господь Вишну».

Шрила Прабхупада: Итак, здесь даётся полное объяснение. Если кто-то хочет воспользоваться этим, - он может сделать это. Человеческая цивилизация означает цивилизация, в которой все пытаются стать первоклассными людьми. Такова человеческая цивилизация. Не просто оставаться, подобно животным. Но сейчас этого не хватает. Современная цивилизация – это цивилизация прыгающих собак, бегающих туда-сюда. Тогда как люди передвигаются в автомобилях, и думают, что они более цивилизованны, чем собаки. Но тем не менее, они делают одинаковые вещи. Во и всё. Собака занимается сексом на улице, и люди занимаются сексом в замечательной украшенной квартире. Но делают одинаковые вещи. Собака кушает с пола, но человек сидит за замечательным столом, и кушает роскошные яства. И поэтому считает себя цивилизованным? Но в действительности он делает тоже самое, - он ест. Собака пытается защитить себя, гавкая на прохожих, но люди пытаются защитить себя с помощью атомных бомб. Но делают тоже самое. Защищаются.

Поэтому шастры говорят, ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча саманйам этот па-шубхир наранам /Хитопадеша/
еда сон, совокупление и оборона одинаковы, как для животных, так и для людей. Но человек, если он не понимает, почему он страдает от материальных страданий, тогда он остаётся на уровне кошки или собаки. Кошки и собаки не могут задавать вопросы, но люди могут задаваться вопросами, мы должны получать ответы из этих книг мудрости. В этом смысл человеческой жизни. А иначе, что касается еды, сна, секса, и обороны, этим же занимаются кошки. Нет разницы. Они делают это по-своему, мы делаем это по-своему. Мы делаем одинаковые вещи.

Итак, человек должен подняться над этими видами деятельности, и заняться пятой деятельностью. Пятая деятельность состоит в том, что он должен разобраться и понять Бога. А иначе эти 4 телесных деятельности, они одинаковы. Поэтому если его обучают с детства,    то в будущем он станет первоклассным человеком.

Джаятиртха: Иногда люди жалуются, они говорят, что если мы не даём нашим детям свободу выбора,

Шрила Прабхупада: Это всё глупости. Это всё глупости, детей надо защищать, а не давать им свободу выбора, - это признак разума. Это не правильное сознание. В соответствии с ведической цивилизацией ребёнок, женщина, брамин, корова, и пожилой человек, их нужно защищать. Не давать свободу, а защищать.

Джаятиртха: В тоже время, в этой статье из журнала тайм обсуждается, что 50% преступлений совершается детьми, которым ещё нет 18-ти лет.

Шрила Прабхупада: Да. Это потому что им не дают правильного образования. Я видел фотографию, как дети ходят с маленькими ножами. И полиция задерживает этих детей. Это результат их образования.

Миссис Вакс: Некоторые из нас являются родителями преданных, когда вы приехали в Америку 9 лет назад, или 8 лет тому назад, некоторые молодые люди были привлечены вашим посланием, они начали отвечать вам, и присоединились к сознанию Кришны. Есть ли какая то особая причина тому? Можете ли вы дать какое то объяснение этому?

Шрила Прабхупада: Да, есть особенная причина. В одной газете, голос Востока, они напечатали очень большую статью. Которая называлась «Мы думали, что Бог мёртв».  Но Свамиджи дал нам Бога через киртан. Они написали эту статью. Они нашли Бога в Харе Кришна мантре. Брамананда был первым, кто привлёкся.

Миссис Вакс:  Вы были первым?  

Брамананда: Ну одним из первых.

Шрила Прабхупада: Его фотография была опубликована в Нью-Йорк таймсе. Он танцевал на фотографии. Также был другой мальчик, его звали Ачьютананда, он сейчас в Индии. Он также саньяси. Эти двое ребят, они, держась за руки, танцевали. Это было опубликовано в Нью-Йорк таймсе.

Миссис Вакс:  Что я спрашиваю, почему же он смог это понять?

Шрила Прабхупада: Тогда спросите у него, он может вам ответить. Вот он, присутствует здесь. Я не просил его присоединяться и танцевать со мной.

Брамананда: Ну, я не могу точно ответить, почему. Я был в поисках, я искал что-то лучшее.

Шрила Прабхупада: Его отец предсказал, что этот мальчик станет благочестивым человеком. И он не будет идти по моим стопам в бизнесе. Его отец был очень-очень богатым человеком, он управлял заводом. Он был очень разочарован. И ребёнок к сожалению, не станет директором завода. Разве это не так?

Брамананда: Да. В действительности я могу точно сказать, что это произошло только по милости Шрилы Прабхупады, он пришёл сюда и дал нам этот процесс, он не выдумал этот процесс, это воспевание Харе Кришна является авторитетным трансцендентным процессом. Прабхупада просто чисто дал нам этот процесс. Поэтому он имел очень сильное воздействие. И хотя кажется, что во всём мире нас существует только несколько людей, и кажется, что мы единственные представители этого метода  во всём мире, в действительности это движение распространилось сейчас во всём мире. Я недавно был в Африке, это движение распространилось даже там. Поэтому люди понимают, что наше движение очень важно. И люди разных социальных групп и религий присоединяются к нам. Поэтому мы видим великое будущее у этого движения. В настоящее время мы не получаем очень много помощи от правительства, или от разного руководства, мы не получаем особой финансовой помощи, поэтому нам приходится самим всё это делать. Наши возможности ограничены. Но если бы нам дали возможности, то очевидно, это движение разошлось бы гораздо быстрее чем сейчас.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |