| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Беседа в комнате с Господином Рустом, хатха-йогом
(31 мая 1974, Женева)

Гуру-Гауранга: Наука и знание для человека, и это руководство. И у него там есть ашрам. И это наш духовный учитель, Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами. Монсеньер Руст не говорит на английском, поэтому

Господин Руст: Я немного пониманию, но я не могу легко говорить.

Шрила Прабхупада: Это не важно.

Господин Руст: Но я хочу узнать от…

Шрила Прабхупада: Это немного технический предмет, перевод…Наша Бхагават-Гита, там также есть практика йоги. Итак, мы подтверждаем эту практику йоги. Нет сомнений. И в Ведической литературе сказано,

дхйанавастхита-тад-гатена
манаса пашйанти йам йогинах
/ШБ 12.13.1/

Йоги также видят Абсолютную Истину благодаря медитации в уме. Итак, этот процесс подтверждается, и есть его части. Сагарбха йоги, ниргарбха йоги. Итак, каков же ваш особый предмет йоги?

Господин Руст: Я пытаюсь сделать йогу понятную для западных… Я видел, что западные люди более разумны, и я не очень хорошо понимаю карма-йогу. Динамику и… Я не могу понять то, что мы должны действовать без цели, без результата, без намерений, без личного желания. И я пытаюсь показать с помощью практики хатха-йоги, что поза и пранайама и концентрация. Я пытаюсь…

Шрила Прабхупада: Начиная с живота?

Господин Руст: Такого рода медитации я научился в Индии у Свами Сатьянанды, это другого рода медитация.

Шрила Прабхупада: Они начинают с брюшной полости, манипурака, манипурака. И затем кишечник. Они приходят к сердцу, затем в конце концов, к брахма-рандре. Такая практика?

Господин Руст: Да, это практика кундалини-йоги, но очень, очень сдержанная, умеренная. Это не кундалини-йога с сильной пранаямой. Это больше вопрос осознания дыхания и …

Шрила Прабхупада: Осознания?

Господин Руст: Дыхания. К примеру, дыхание, которое начинается в …

Шрила Прабхупада: Пранаяма, это пранаяма.

Господин Руст: И вы должны осознавать ваше дыхание с родха до аджны, и аджны через раджадвара столб до муладхары. Это один пример. И это общая техника концентрации. К примеру…

Шрила Прабхупада: Я уже об этом говорил,

дхйанавастхита, дхйана авастхита.
/ШБ 12.13.1/

Дхйана означает медитация, и находится, авастхита. дхйанавастхита-тад-гатена манаса, с помощью ума, пашйанти йам йогинах. Итак, эти процессы подтверждаются, но они более или мене в телесной концепции жизни.

Господин Руст: Это в соответствии с ...?

Шрила Прабхупада: Также как карми находятся в телесной концепции жизни. Они работают день и ночь, пытаясь улучшить материальные условия жизни, не только в этой жизни, но также и в следующей жизни. Они совершают различные ритуалистические церемонии для того, чтобы возвыситься на райские планеты, и т.д. Поэтому это всё карми. Будь это в этом мире или в следующем мире, их называют карми. Итак, карми означает, то, что они хотят удобств для этого тела. А йоги, также находятся в телесной концепции. Они отождествляют это тело как определённый Брахман, упадхи-брахма, "Брахман с отождествлением». Но их основной момент это тело. Это телесная концепция жизни, до тех пор, пока она продолжается в форме карма-йоги или дхйана-йоги, она может дать ему облегчение от цикла рождений и смерти и слияние с сиянием Брахмана. Брахма-саюджья-мукти, так это называется технически. Гьяни также. Но это не является чем-то окончательным. Можно идти дальше. Существует даже брахма-сарупья-мукти, брахма-салокья-мукти, брахма-саршти-мукти. Поэтому обычно йоги и гьяни, нацелены на брахма-саюджья-мукти, слияние с сиянием Брахмана. Это не является чем-то конечным. Конечное это бхакти-йога. После возвышения, если йог получает возможность общаться с чистым преданным и занимается трансцендентным любовным служением Господу, то это конечное совершенство.

Господин Руст: Я так и думал. Но эта конечная цель очень, очень далека для европейцев. Я думаю, что это подобно йоге Патанджали, это восемь ступеней.

Шрила Прабхупада: Аштанга-йога, аштанга.

Господин Руст: Да, Аштанга-йога. Последняя часть эволюции. Я думаю, что в начале мы должны найти баланс с помощью тела. С помощью баланса нашего тела, мы можем выйти за пределы нашего эго, и после этого, возможно, мы сможем отдать всё Господу.

Шрила Прабхупада: Жертва кому?

Господин Руст: Да. Беспричинная.

Сатсварупа: Он сказал, Господу.

Господин Руст: Без личных мотивов.

Шрила Прабхупада: Я скажу.

Сатсварупа: Простите.

Шрила Прабхупада: Жертва. Намерения означает личные намерения. А иначе, необходимо желание удовлетворить Господа. Это бхакти. У нас не отсутствуют мотивы, но очищенные мотивы.

Господин Руст: И какова ваша практика? Технически, я, думаю.

Шрила Прабхупада: Да, технически, она начинается со слушания, шраванам, слушать о Боге. Также как
Бхагават-Гита. Мы лично слышим от Бога.

Господин Руст: Но с помощью… через лекцию? Через звук?

Шрила Прабхупада: Да, через звуковую вибрацию.

Господин Руст: И повторяем и …

Шрила Прабхупада:

шабдад-анавриттих

В Веданта-сутре есть: «слушая звук, личность обретает бессмертие». Итак…

Господин Руст: Это как джапа-йога.

Шрила Прабхупада: Это позже. Это позднее. Для начала вы должны предоставить своё покорное слушание. Это самое начало.

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхих
/ШБ 10.14.3, ЧЧ Мадхья 8.67/

Наш процесс это
джнане прайасам удапасйа
/ШБ 10.14.3/

Я знаю что-то или я могу постичь Верховного с помощью моего знания. Так как я очень важный, поэтому наш процесс это забыть об этом в первую очередь. Это называется смирение, покорность. Обычно гьяни, йоги, думают, что они могут сделать что-то с помощью своих собственных усилий. Наш процесс отличается: «Я ограничен. Мои усилия ограничены. Моё знание ограничено. Поэтому я не могу постичь безграничное с помощью этих ограниченных ресурсов». Таково наше первое представление, джнане прайасам удапасйа, «я ограничен, я не безграничен». Это факт. Поэтому как я могу познать безграничное с помощью этих ограниченных ресурсов? Такова наша первая покорность. Также как в Ведической литературе утверждается, что Маха-Вишну, полная экспансия Говинда, из Его дыхания, появляются и выходят бесчисленные вселенные.

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-виладжа джагад-анта-натхах
/Брахма-самхита 5.48/

Итак, мы не можем постичь даже эту вселенную. А бесчисленные вселенные появляются и выходят во время дыхания Маха-Вишну. И этот Маха-Вишну является полной экспансией Говинды. Таково положение Говинды. Поэтому наш процесс это не пытаться  познать безграничное с помощью этих ограниченных ресурсов. Это наше первое предложение. Лучше быть покорным и слушать от Господа или от представителя Господа о Нём. джнане прайасам удапасйа наманта эва. Позовите Нитая.

джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам
/ШБ 10.14.3/

Это первое принятие Чайтаньи Махапрабху, что таким образом, человек может... найдите этот стих, джнане прайасам удапасйа.

Нитай: джнане прайасам удапасйа?

Шрила Прабхупада: Это не в Бхагават-Гита.

Нитай: В Бхагаватам?

Шрила Прабхупада: В Шримад-Бхагаватам. В Чайтянья-чаритамрите.

Нитай: Это 10-я песня. 14-я глава.

Шрила Прабхупада: Да. Ты можешь найти в Чайтянья-чаритамрите. В книге о Кришне мы находим, что Брахма предлагает молитвы Кришне, я думаю, первая часть.

Сатсварупа: Это на английском? Как это будет?

Нитай: Это будет где-то в 14-м параграфе.

Гуру-Гауранга: Мы не знаем эту вселенную, итак, есть так много неисчислимых вселенных.

Шрила Прабхупада: 14-й параграф, что там написано?

Сатсварупа: 14-й это «Господь Брахма признает, что он родился на цветке лотоса, который расцвёл из пупка Нараяна».

Нитай: Здесь это говорится в 10.14.3, 3-й параграф.

джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам
/ШБ 10.14.3/

Шрила Прабхупада: джито 'пй. джито 'пй аси таис три-локйам. Где мы объяснили это на английском. Что за…...? Мадхья-лила?

Нитай: Это Мадхья-лила, 8-я глава.

Шрила Прабхупада: У вас есть?

Нитай: Не здесь. В Бомбее.

Шрила Прабхупада: Нет. 8-я глава, которую мы перевели?

Нитай: Да, Рукопись есть в Бомбее.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Мы опубликовали эту книгу до 11-й главы.

Нитай: Нет, ещё не опубликовали, нет.

Шрила Прабхупада: Что это за книга, эта Чайтянья-чаритамрита?

Нитай: это Ади-лила, не Мадхья-лила.

Шрила Прабхупада: О, не Мадхья-лила.

Нитай: Нет, 3-й параграф должен начинаться.

Сатсварупа: Третий параграф главы?

Нитай: 14-я. Да, позвольте мне взглянуть, чтобы ее прочитать. Итак, здесь говорится,

«Лучший способ понять Тебя - смиренно оставить путь философских рассуждений и слушать либо то, что Ты Сам говоришь о Себе в "Бхагавад-гите" и во многих других ведических писаниях, либо то, что говорит о Тебе Твой преданный, который уже осознал себя и нашёл убежище у Твоих лотосоподобных стоп. Мы должны слушать такого преданного, не пускаясь в философские рассуждения. Нам нет нужды даже менять своё положение в этом мире - необходимо только слушать Твоё послание. Тебя нельзя понять с помощью материальных чувств, но, слушая повествования о Тебе, мы сможем постепенно преодолеть неведение и освободиться от власти иллюзии. Ты открываешь Себя преданному только по Своей милости, и Тебя невозможно покорить никак иначе. Попытки найти Тебя с помощью философских рассуждений, без преданного служения - лишь напрасная трата времени. Преданное служение очень важно, и даже небольшое усилие на этом поприще поможет человеку достичь высшей ступени совершенства. Поэтому не следует пренебрегать благотворным методом преданного служения и пускаться в философские рассуждения. Философствуя, можно лишь частично познать Твою вселенскую форму, но нельзя постичь Тебя как источник всего сущего.
Те, кто занимается только философскими изысканиями, напрасно тратят силы. Они подобны людям, которые обмолачивают пустую рисовую шелуху. Если обмолотить немного необрушенного риса, можно получить чистые рисовые зерна. Но если рис уже обрушен, то, обмолачивая даже большое количество шелухи, ничего получить нельзя. Всё это только напрасный труд».
/Книга о Кришне/

Шрила Прабхупада: Итак, школа бхакти не очень сильно ценит спекулятивный метод. Они предаются и они пытаются получить знание непосредственно от Верховного Господа, также как Бхагават-Гита была рассказана Верховным Господом, или утверждения чистых высоко возвышенных вайшнавов, таких как Брахма говорит. Таков способ. Слушание. Основная цель слушания, слушать из правильного источника. Особенно в западном мире, вместо того, чтобы слушать из правильного источника, они хотят выдумывать об Абсолюте. У нас есть 20 таких книг, но это не спекуляции. Они основаны на слушании. Я пишу то, что я услышал, а не то, что я спекулирую. В своём большинстве, философы, они пишут то, о чём спекулируют. Они пишут о своём собственном мнении. Но наш процесс не такой. Мы не спекулируем. Мы представляем утверждения Бога и его преданных. Это вся книга. Вы нигде не найдёте, «я думаю», «по моему мнению», «возможно, это должно быть вот так». Нет. Мы так не делаем. Как только есть «возможно» или «может быть», это не совершенное знание. Это спекуляции. Также как в Падма-Пуране, есть утверждения о разных видах жизни, джалайа нава-лакшани, утверждение таково, что «в воде есть 900000 видов жизни». Там не написано так, «возможно», «это может быть». Нет. И также не говорит 1 миллион или 800,000. нет. 900,000 в точности. Итак, они получают это знание, в точности видят?

джалайа нава-лакшани стхавара лакша-вимшати
/Падма-пурана/

Теперь в другом месте, объясняется величина души.
кешагра-шата-бхагасйа
/ЧЧ, Мадхья 19.140/

В Упанишад также утверждается, что 10,000-я часть кончика волоса, это величина души. Наш знание принимается таким образом, Ведическое знание. Всё что утверждается в Ведах, это принимается как Абсолютная Истина и мы это принимаем. И это факт. Если вы придёте к тому же с помощью экспериментальной истины, вы придёте к такому же заключению. Итак, мы думаем, что с помощью экспериментального знания, зачем нам тратить наше время понапрасну? Лучше принять истину, которая уже утверждается в Ведической литературе и построить все остальные предпосылки на базовом принципе. Также как это маленькая часть духа, 1/00000-я часть кончика волоса, есть в вас, во мне, и она вращается в воздухе, прана, апана, вйана, подобным образом, вайю. Процесс йоги состоит в том, чтобы словить её. Но это истина, что духовная душа находится внутри этого тела. Это истина. Поэтому вы или попытаетесь понять или словить это с помощью процесса йоги или познать это, что в теле есть душа, - результат тот же. Поэтому вы найдёте в Бхагават-Гите в конце 6-й главы, что бхакти-йога это высшая йога.

йогинам апи сарвешам
мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме юктатамо матах
/БГ 6.47/

Поэтому естественным образом, Кришна самадхи. Если человек будет продолжать, в этом умонастроении, всегда погружённый в Кришну… И Кришна рекомендует, «такой человек является высшим йогом».

йогинам апи сарвешам
мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме юктатамо матах
/БГ 6.47/

Итак, это подтверждается величайшим авторитетом, и если мы будем практиковать… Практику можно осуществлять в обществе преданных. И это совершенство жизни. Есть некоторые условия для самоконтроля, никакого мясоедения, никакой рыбы, никаких яиц, никакого незаконного секса, и никаких интоксикаций, даже курение, пить чай,  никаких азартных игр. И повторение Харе Кришна мантры и думать о Кришне. И всё. Очень легко. И каждый может это совершать, не совершая телесных упражнений, которые иногда сложны для обычного человека. Итак, человек, может применить этот процесс бхакти-йога и стать совершенным. Это подтверждается в Бхагават-Гите.

йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам

Если человек привыкает к этому и в момент смерти он думает о Кришне, тогда его жизнь совершенна. йам йам вапи смаран?

Нитай:
йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах
/БГ 8.6/

Шрила Прабхупада: сада тад-бхава-бхавитах. Да, это очень важно.

Нитай: «О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни».

Шрила Прабхупада: Итак, мы практикуем эту  бхакти-йогу и также учим других.

Господин Руст: А когда люди не готовы, в примеру, быть вегетарианцем и …, когда его разум не готов к такой жизни, что вы тогда делаете? Как вы учите людей, чтобы прийти...?

Шрила Прабхупада: Нет, мы учим. Мы учим сотни и тысячи. Если человек согласен...

Господин Руст: Западных людей.

Шрила Прабхупада: Они все западные.

Господин Руст: Да, да, вы, очень немного людей. Как вы...?

Шрила Прабхупада: Западные означает восточные, т.е. западные? Да.

Нитай: Западные.

Шрила Прабхупада: Да, они все Западные. Они это приняли. Они оставили, все оставили такие привычки. В начале они приходили ко мне со своими подружками, парнями. Я сказал, «нет, вы не можете жить так». Тогда они согласились. Я их лично поженил. У них есть дети. Если вы хотите жить как грихастха, живите. Если вы хотите жить как ванапрастха или как саньяса... Итак, обычно молодые люди, молодые девушки, я их поженил. В этом нет вреда. Супружеская жизнь, половая жизнь, это дозволяется в шастрах. Но не незаконный секс. Это не разрешается. Если человек будет оставаться греховным, он не сможет совершить никакого прогресса в духовной жизни. Это невозможно. Это обман, если вы будете оставаться греховным и в то же время совершать греховный прогресс. Это невозможно. А иначе, почему есть разница между греховной и благочестивой жизнью? Вы должны жить благочестивой жизнью. И основной принцип благочестивой жизни это избегать четыре принципа греховной жизни: незаконные секс, интоксикации, азартные игры, и мясоедение. Это греховная жизнь. Поэтому человек не может совершать прогресс в духовной жизни, если он привык действовать греховно. Это невозможно.

Господин Руст: Я  согласен, но как понять, как измерить...?

Шрила Прабхупада: Это простое понимание. Также как врач говорит, что «если вы будете есть вот это, тогда вы не вылечитесь». Врач должен прямо говорить пациенту, «вы должны делать вот так. Тогда вы вылечитесь». Если он не соглашается, тогда он не вылечится. Таким образом. Если он будет оставаться греховным, тогда вы не сможете достичь никакого прогресса в духовной жизни. Вот что происходит. Все свами, йоги и … Не важно. Я видел. Они держат их в греховной жизни и говорят очень, очень большие слова. Это не поможет. Греховная жизнь должна быть прекращена. Тогда практика йоги будет успешной.

йуктахара-вихарасйа його бхавати сиддхих
/БГ 6.17/

Это утверждается в Бхагават-Гите. Если вы йог, если вы хотите сидхи, тогда вы должны есть и спать и принимать всё — йукта. Йукта означает, «столько, сколько необходимо, не больше этого, и не меньше этого». Это йукта. Мы не говорим прекратите. Нет, мы не говорим. Мы даём им пищу. Мы не говорим, никакой половой жизни. Секс есть. Но в браке, просто для зачатия детей. Иначе, никакой половой жизни. Не ради удовлетворения чувств. Если это будет продолжаться. В Нью-Йорке есть йог. Я не хочу называть его имя… Но в газете было опубликовано, что он занимался сексом со своей ученицей. Не так ли?

Нитай: Да.

Шрила Прабхупада: Да, все, об этом знают. Что это такое (смех). Даже с моральной точки зрения, ученица подобна дочери. И этот человек занимался сексом со своей ученицей. И он йог. Только посмотрите. У него нет даже морали, не говоря уже о духовном знании. В соответствии с социальными нормами человека, нельзя заниматься сексом с дочерью, с матерью и сестрой. А что это такое? Если кто-то занимается сексом с дочерью, тогда где же моральная жизнь?

Господин Руст: Меня всегда интересовал Дзен Буддизм. Я думаю, что это очень сильный путь, техника в котором немного отличается от йоги. К примеру, один практический способ это военные искусства, такие как айкидо, дзюдо, и кендо. Я думаю, что это очень, очень интересный подход, но очень трудно понять.

Шрила Прабхупада: Что это такое?

Господин Руст: Это прохождение через смерть, с помощью того, что человек прекращает свой срок, потому что люди боятся смерти и это быстрая программа того, как превзойти человеческую жизнь, как выйти за пределы смерти.

Гуру-Гауранга: Превзойти смерть.

Господин Руст: Как преступить пределы смерти. И технически, с помощью практики, кумбха, кумбха, борьба, два человека сражаются, ученик и учитель…

Шрила Прабхупада: (закашлялся) Немного воды.

Господин Руст: Чтобы сделать проблему очень, очень понятной и с помощью сражения руками, мечом, чтобы посмотреть на то, что люди смогут сделать перед смертью. Учитель выходит с ассам, (мечом) и делает вид, что он убьёт ученика, и ученик должен научиться быть спокойным перед лицом смерти… Мы можем сказать, что это практика, психологическая практика…

Шрила Прабхупада: Нет, зачем учителю убивать ученика? Что это за практика?

Господин Руст: Нет, он не убивает, он делает вид как будто он убьёт, но он не убивает. Конечно нет.

Шрила Прабхупада: Это совсем другое...

Господин Руст: Но этот как игра, мы можем сказать, чтобы понемногу научиться, контролировать наше эго, и в конце концов пройти через эго. И я думаю, что это способ, очень интересный. Но…

Шрила Прабхупада: Этому автоматически учат в бхакти-йоге.

йасйа прасадад бхагават­прасадах

Сказано, что «если вы сможете удовлетворить своего учителя, тогда Бог будет удовлетворён». Йасйа прасадад бхагават­прасадах. И если вы расстроите своего учителя, тогда вам нет места. Это учение бхакти-йоги. Но если учитель такой негодяй, что он просит ученика, «удовлетвори меня с помощью секса», тогда что же он за учитель? Половая жизнь настолько сильна, учитель занимается сексом со своими учениками. И процесс йоги, Аштанга-йога, первое это самйама. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратйахара, самадхи, подобно этому. Это противоречит принципу яма, нияма.

Господин Руст: Да, первый это...

Шрила Прабхупада: Я знаю несколько йогов, так называемых йогов в Нью-йорке. Они занимаются сексом с ученицами. Я знаю. Я не хочу их называть, но я лично их знаю. Так много. Они берут плату и занимаются сексом с ученицами и они йоги. Только посмотрите. Вот что происходит. брахмачари-врате?

Нитай:
манах самйамйа мач-читтах 
/БГ 6.13-14/

Шрила Прабхупада: А, манах самйамйа мач-читтах : "Всегда думай обо Мне». Вишну-мурти или Кришна-мурти. Затем?

Нитай: йукта асита мат-парах.

Шрила Прабхупада: А, йукта асита мат-парах: " Всегда думай обо Мне». Потом?

Нитай:
йунджанн эвам садатманам  йоги нийата-манасах
/БГ 6.15/

Шрила Прабхупада: "Таким образом тот, кто практикует йогу..».

Нитай: Шантим нирвана-парамам.

Шрила Прабхупада: "Тогда он обретает шантим нирвана».

Нитай: мат-самстхам адхигаччхати.

Шрила Прабхупада: мат-самстхам. "Тогда он возвышается до сияния Брахмана». Это означает, что он превосходит материальное существование. Затем?

Нитай:
натй-ашнатас ту його 'сти  
/БГ 6.16/

Шрила Прабхупада: А, натй-ашнатах. Это не значит, что вам не следует есть, воздерживаться, нет. Ешьте немного. Итак?

Нитай:
на чаикантам анашнатах
/БГ 6.16/

Шрила Прабхупада: А. Не есть больше, не есть меньше. Вы должны есть столько, чтобы поддерживать себя.

Нитай: На чати-свапна-шиласйа.

Шрила Прабхупада: "И не спать много и не спать мало». Дальше?

Нитай: джагратонаивачарджуна.
йуктахара-вихарасйа
/БГ 6.17/

Шрила Прабхупада: йуктахара-вихарасйа.

Нитай:
(йуктахара-вихарасйа)
йуктахара-вихарасйа
йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнавабодхасйа
його бхавати духкха-ха
/БГ 6.17/

йада винийатам читтам
атманй эваватиштхате
ниспрхах сарва-камебхйо
йукта итй учйате тада
/БГ 6.18/

Шрила Прабхупада: Это на самом деле является практикой йоги. Это всё описывается в Бхагават-Гите. Это всё.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |