| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Говиндам ади пурушам
(30 сентября 1968 года, Сиэтл)

 Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами

Шрила Прабхупада: Итак, наша программа поклоняться с любовью и преданностью Говинде, Изначальной Личности. Говиндам ади пурушам. Это сознание Кришны.

Мы учим людей любить Кришну. Вот и всё. Наша программа заключается в том, что необходимо направить нашу любовь в нужное место. Такова наша программа.

Каждый хочет любить но каждый человек разочаровывается в силу того, что его любовь направлена не туда. Люди не понимают этого. Их учат прежде всего любите своё тело. И затем это немного расширяется, любите своего отца, и свою мать. Затем любите своего брата, свою сестру. Затем любите своё общество, любите свою страну.

Любите всё человеческое общество, всё человечество, но всё это расширенная любовь, так называемая любовь, не принесёт вам удовлетворения если вы не дойдёте до этого уровня любви к Кришне. Только тогда вы будете удовлетворены.

Например, если вы бросаете в какой-нибудь резервуар воды, например, в озеро. Сразу же появляется круг. Круг расширяется. Расширяется,  расширяется, расширяется и когда этот круг касается берега, он прекращает расширяться. Пока круг не достигнет берега резервуара воды он будет продолжать увеличиваться. И мы должны увеличивать. Увеличивать.

Увеличивать означает, что существует два пути. Если вы практикуете следующее. Я люблю моё общество, я люблю мою страну, я люблю моих людей, мою нацию, затем живых существ, и так далее.

Но если вы непосредственно соприкасаетесь с Кришной, то это будет включать в себя всё. Это так замечательно. Потому что Кришна означает всепривлекающий. И это включает в себя всё. Почему всё? Потому что Кришна является центром.

Как например, в семье. Если вы любите своего отца, это означает, что вы любите своих братьев, сестёр, слугу вашего отца, дом вашего отца, жену вашего отца, то есть вашу мать, всех. Отец находится в центре. Это грубый пример. Точно также, если вы любите Кришну, тогда ваша любовь будет распространяться повсюду, на всё.

И другой пример. Если вы любите дерево, листья, цветы, ветки, ствол, маленькие веточки, всё, что находится на этом дереве, тогда вы просто будете поливать водой корень. И в этом случае ваша любовь ко всему дереву замечательным образом будет выражена.

Если вы любите ваших соотечественников, если вы хотите видеть своих соотечественников образованными, продвинутыми в экономическом и умственном смысле, в физическом смысле, тогда что вы будете делать? Вы будете платить налоги правительству, вы не будете прятать свой доход, уклоняясь от налогов. Вы просто будете платить налоги правительству, то есть центру, и ваши деньги будут распределяться на министерство образования, на министерство обороны, на министерство здравоохранения, и т.д., повсюду. Всё это грубые примеры.

На самом деле, Если вы хотите любить всё, тогда пытайтесь любить Кришну. Вы не будете разочарованы потому что это полная любовь. Если ваша любовь является полной, то вы не будете разочарованы, как например, если вы полностью насытились пищей, если вы полностью удовлетворены после еды, когда вы говорите: я удовлетворён и я больше ничего не хочу.

И это движение сознания Кришны является очень простым принципом. Оно очень просто. Оно было начато Господом Чайтаньей Махапрабху. Хотя в действительности оно очень древнее. Оно содержится в ведических писаниях. Но если смотреть с исторической точки зрения, это движения сознания Кришны существует с того времени, как Господь Кришна появился на поверхности этой планеты 5 000 лет назад. И позднее Господь Чайтанья 500 лет назад распространил это движение сознания Кришны.  

Его миссия, миссия Господа Чайтаньи, такова: арадхйо бхагаван враджеша-танайас. Если вы хотите любить, или если вы хотите быть подчинённым. Каждый является подчинённым кому-то. Каждый хочет быть независимым, но это ложно. Никто не является независимым. Каждый в подчинении у кого-то. Никто не может сказать: я независим. Может ли кто-нибудь из вас сказать, что вы независимы? Есть ли кто-нибудь среди вас, кто может сказать это? Нет. Все подчиняются кому-то добровольно. Каждый находится в подчинении у кого-то, но не потому, что его заставляют.

Например, девушка говорит молодому человеку: я хочу подчиняться тебе.  Она говорит это добровольно. И молодой человек говорит девушке: я хочу подчиняться тебе, - почему? Такова моя природа. Я хочу быть в подчинении у кого-то. Потому что моя природа быть зависимым, подчинённым, но я не знаю об этом. Я отвергаю этот принцип быть подчинённым. Я принимаю другое подчинение. Но мы всегда остаёмся подчинёнными, например рабочий, он работаёт в одном месте, и он находит какое-то другое место, потому что там платят больше, и он идёт туда. Но это не означает, что он стал независимым. Он остался подчинённым.

И Господь Чайтанья учит: если вы хотите подчиняться кому-то, если вы хотите поклоняться кому-то, кто поклоняется кому-то? Если вы не чувствуете, что другой человек более великий, чем вы, то зачем вы будете поклоняться ему? Я поклоняюсь своему боссу, потому что я думаю, что он больше меня. Он даёт мне зарплату, каждый месяц, 600 долларов, поэтому я должен поклоняться ему, я должен удовлетворять его.

И Чайтанья Махапрабху сказал: станьте подчинённым Кришне, подчинитесь Кришне, арадхйо бхагаван враджеша-танайас. Если вы хотите поклоняться, поклоняйтесь Кришне. И затем тад-дхама вриндаванам. Если вы хотите поклоняться кому-то, тогда любите Кришну, поклоняйтесь Кришне, или его месту Вриндавану.

Потому что каждый желает любить какое-то место. Сейчас это национализм. Какая-то отдельная страна. Кто-то говорит: я люблю эту американскую землю, кто-то говорит: я люблю эту китайскую землю, кто-то говорит: я люблю русскую  землю. Каждый желает любить какую-то землю

бхаума иждйа-дхих
/ЧЧ Ади 5.226/

Люди имеют естественную склонность любить какую-то материальную землю. И как правило, человек пытается любить то место, где он родился.
Чайтанья Махапрабху сказал: Поскольку у вас есть склонность любить кого-то, - любите Кришну. Поскольку вы хотите любить какую-то землю, любите Вриндаван. арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам.

Но если кто-то спрашивает, а как любить Кришну, я не могу видеть Кришну, как же любить Кришну,

в этом случае Чайтанья Махапрабху говорит:
рамйа качид упасана-враджавадху-варгена йа калпита

Если вы хотите знать процесс поклонения Кришне, или как любить Кришну, просто постарайтесь следовать по стопам гопи.

Гопи, любовь гопи это высшее совершенство любви. прамьям качат упасана. Существуют разные виды любви или поклонения в этом мире. Начинается всё так: О Бог, Боже, дай нам наш хлеб насущный. Это начало. Когда нас учат любви к Богу, самое начало. Нам говорят: Ходите в храм, ходите в церковь, молитесь Богу, о своих нуждах, о своих печалях, это начало. Но это не чистая любовь.

Чистая любовь, совершенство чистой любви можно найти у гопи. Это эталон для нас, это пример. Как же они любят Кришну.   Они любят Кришну, Кришна был мальчиком пастушком, и обычно он ходил со своими друзьями-пастушками, и со своими коровами на пастбище. Он уходил на целый день. Так было заведено. Потому что в то время люди были удовлетворены тем, что у них была земля и коровы, вот и всё.
Это способ решения всех экономических проблем. У них не было индустрии и они не служили кому попало. Они просто получали  продукты от земли, получали молоко от коров, и вся эта проблема голода была решена.

Итак, обычно Кришна ходил на пастбище, а гопи оставались дома. Это были девушки или женщины. Женщинам или девушкам не позволялось устраиваться на работу, такова ведическая традиция.   Они должны оставаться дома и они должны быть под защитой отца, мужа или взрослых сыновей. Они не должны были выходить из дома. Они сидели дома. И когда Кришна был на пастбище, за несколько миль, гопи сидели дома и думали: О, стопы Кришны, настолько мягкие, и сейчас он ходит по твёрдой земле, по грубой земле, и камешки вонзаются в его стопы. Должно быть, он чувствует боль. И когда они думали так, обычно они  плакали, - понимаете? Кришна был за несколько миль от них, и огни думали о том, что чувствует Кришна. Они просто думали о том, что чувствует Кришна. Должно быть, Кришна чувствует вот так.

И это любовь, это любовь. Они не спрашивали у Кришны: Мой дорогой Кришна, что ты принёс со своих пастбищ, как у тебя там в карманах? Есть что-нибудь? Давай-ка я посмотрю! Нет. Они просто думали о Кришне, как удовлетворить Кришну. Они обычно одевались очень хорошо для того, чтобы предстать перед Кришной. Одевались в прекрасные одежды, они думали: ему будет очень рано радостно видеть это. Как правило, молодому человеку или мужчине очень радостно видеть свою возлюбленную или жену хорошо одетую. Поэтому женщине свойственно красиво привлекательно одеваться. И согласно ведической традиции женщина должна очень красиво одеваться для того, чтобы доставить удовольствие своему мужу. Такова ведическая традиция. Если муж куда-то уехал из дома, она не должна одеваться красиво, хорошо. Таковы наставления, предписания. Прошито бардрика.

Существуют различные виды одежды для женщины. И видя, как одета женщина, человек сможет понять кто она. Человек по одежде может понять, что это незамужняя девушка. По одежде можно понять: вот замужняя женщина. По одежде можно понять: вот вдова. По одежде можно понять: вот проститутка. Одежда очень важна. Итак, прошито бардрика.

Мы не собираемся обсуждать сейчас аспекты социальной жизни, мы говорим о любовных отношениях с Кришной.
Итак, гопи. Кришна и гопи. Их взаимоотношения были настолько интимными, и сокровенными, настолько чистыми, что сам Кришна признал: Мои дорогие гопи, это не в моих силах воздать вам за вашу любовь. Кришна – Верховный Господь. И он стал банкротом. Он сказал: Мои дорогие гопи я не в силах отплатить вам тот долг, который вы образовали своей любовью ко мне.

Вот это высшее совершенство любви. Я просто описываю, какова миссия Господа Чайтаньи. Он даёт нам наставления в своей миссии. Он говорит: Единственный объект любви это Кришна. И его земля – Вриндаван.

И яркий живой пример того, как любить его, - представляют собой гопи. Представляют этот процесс. Никто не может достичь этого уровня. Существуют разные уровни преданных. И гопи находятся на высшем уровне. А среди гопи – самая высшая – Радхарани. Поэтому никто не может превзойти любовь Радхарани. рамйа качид упасана-враджавадху-варгена йа калпита,

шримад-бхагаватам пуранам амалам
/ШБ 12.13.18/

И для того, чтобы научиться всей этой науке любви к Богу, должна быть какая-то книга, какая-то авторитетная литература. Да, Чайтанья Махапрабху говорит Шримад Бхагаватам амалам пуранам.

Шримад Бхагаватам. Это безупречное описание того, как понять, что такое любовь к Богу. Нет никакого другого описания. С самого начала эта книга учит нас, как любить Бога.

Те, кто читали Шримад Бхагаватам знают, это первый стих первой песни,

джанмадй асйа йато, сатйам парам дхимахи
/ШБ 1.1.1/

Вначале сказано я выражаю свою чистую беспримесную преданность  Всевышнему, из которого изошло всё. джанмадй асйа йато. Вы знаете, это великое описание.

Итак, Шримад Бхагаватам. Если вы хотите узнать, как любить Бога, Кришну, тогда изучайте Шримад Бхагаватам.

Для того, чтобы понять Шримад Бхагаватам, предварительно вы должны изучить Бхагават-Гиту.

Итак, изучайте Бхагават-Гиту для того, чтобы понять настоящую природу или положение Бога. И ваше положение и ваши взаимоотношения с Богом. И впоследствии, когда вы будете иметь немного знания об этом, когда вы будете готовы, когда вы будете понимать: Да, Кришна это единственный объект любви, тогда берите следующую книгу, Шримад Бхагаватам. И продолжайте.

Бхагават-Гита как она есть это начало.

Как например студенты, предварительно они сдали экзамены в школе, и потом они поступают в колледж. И точно также, изучая Бхагават-Гиту, вы как бы проходите свои школьные экзамены. Вы узнаёте как любить Бога. Вы знаете, это великое писание.

Это можно сравнить с учёбой в институте. И когда вы продвигаетесь ещё дальше, вы поступаете в аспирантуру.  И изучаете учение Господа Чайтаньи. Здесь нет ничего сложного, суть в том, что мы должны научиться как любить Кришну. Итак, направление нам дано. Метод нам дан, и также я пытаюсь служить вам, насколько я способен, насколько я могу, мы посылаем наших молодых людей на улицы, в город, приглашать вас. И если вы будете настолько любезны, что воспользуетесь этой возможностью, тогда наша жизнь достигнет успеха.

према пум-артхо махан
(«Любовь к Богу — высшее благо для всех людей», см. также ШБ 4.22.21 )

Потому что эта человеческая форма жизни предназначена для развития любви к Богу.

Ведь во всех прошлых жизнях мы любили, мы любили. Мы любили своих детей, мы любили свою жену, мы любили своё гнездо в птичьей жизни, в звериной жизни. Эта любовь есть. Нет необходимости учить птицу или зверя как любить своих детей. В этом нет необходимости. Потому что это естественно. Это естественно для них. Любить свой дом, любить свою страну, любить своего мужа, своих детей, любить свою жену, и так далее, можно продолжать. Вся эта любовь, более или менее, существует также в царстве животных.

Но такая любовь не принесёт вам счастья. Вы будете разочарованы. Потому что это тело временно. Поэтому все эти любовные взаимоотношения также временны. И они не чисты. Это просто искажённое отражение чистой любви, которая существует между вами и Кришной.

Если вы действительно хотите мира, покоя, если вы действительно хотите удовлетворения, если вы не хотите быть в заблуждении, тогда попытайтесь любить Кришну. Это ясная и простая программа. И тогда ваша жизнь будет успешной.
Движение сознания Кришны не является чем-то придуманным, для того чтобы ввести в заблуждение и обмануть людей. это самое авторитетное движение.

Ведическая литература, Бхагават-Гита, Шримад Бхагаватам, Веданта Сутра, Пураны, и много-много великих святых приняли этот метод.

Яркий живой пример этого Господь Чайтанья. Вы видите его изображение, где он танцует.

Вы должны научиться этому искусству, и тогда наша жизнь будет успешной. Вам не нужно практиковать что-то искусственным образом, измышлять, напрягать свой мозг, у вас есть склонность, инстинкт: любить других. Это инстинктивно, это естественно. Мы просто направляем свою любовь не туда. Поэтому мы разочаровываемся. Мы разочарованы, мы растеряны, мы в заблуждении. Если вы не хотите быть в заблуждении, если вы не хотите быть разочарованными, тогда попытайтесь любить Кришну. И вы сами почувствуете, как в вашей жизни появляется больше умиротворения, счастья, и всего, что вы хотите. Большое спасибо.

 

 

 

Какие-нибудь вопросы?

Мадхудвиша: Прабхупада. Можно ли нам будет читать Шримад Бхагаватам и после того, как выйдет ваша Бхагават-Гита? Или мы должны просто посвятить всё своё время изучению Бхагават-Гиты как она есть? И уже потом, когда мы закончим изучать её, мы должны продолжать наше изучение, читая Шримад Бхагаватам? 

Шрила Прабхупада: Нет, вы должны читать Бхагават-Гиту как она есть. Это только предварительный раздел. На духовном уровне всё абсолютно. Если вы читаете Бхагават-Гиту, вы видите, что там говорится о том же, о чём говорится в Шримад Бхагаватам. Но то, что вы изучаете в Шримад Бхагаватам не означает, что вам не нужно изучать Бхагават-Гиту. Это не так.

Читайте эти книги.
Воспевайте Харе Кришна.
Следуйте правилам и предписаниям,
и живите счастливо.

Наша программа – это очень радостная программа. Мы поём, мы танцем, мы вкушаем Кришна-прасад, мы рисуем замечательные картины о Кришне, и чудесно украшаем их, мы читаем философию, - так чего же ещё вы хотите?

Джанава: Как и почему, еще в самом начале мы утратили знание о нашей истинной любви к Кришне? …

Преданный: Она спрашивает как и почему в самом начале мы нашу любовь к Кришне. Нет, не любовь, как мы утратили знание о нашей истинной любви?

Шрила Прабхупада: Наше знание остаётся. Вы любите кого-то, но вы предназначены для любви к Кришне. Вы забыли об этом. Склонность забывать, это также наша природа, иногда мы забываем. Особенно потому что я очень незначительный, очень маленький, поэтому я не могу вспомнить в точности даже то, что я делал прошлым вечером  в тоже самое время, и забывчивость не является чем-то неестественным для нас. И опять же, если кто-то возрождает свою память, это также не является неестественным для него. Объект нашей любви это Кришна.

Так или иначе мы забыли его. Мы не пытаемся проследить историю того, когда мы забыли. Это бесполезный труд. Но мы забыли, это факт. Теперь мы должны возродить, возродить эту память.

Здесь нам напоминают об этом. Воспользуйтесь возможностью. Не пытайтесь исторически исследовать когда вы забыли, какая это была дата, когда я забыл. Даже если вы забыли, какой смысл вспоминать, когда? Вы забыли.  Возьмите к примеру вы идёте к врачу, он никогда не будет спрашивать у вас, как вы заболели, какая это была история, в какой день, какая дата была, в какое время вы заразились. Нет, он просто посмотрит ваш пульс, посмотрит: Да, у вас есть эта болезнь. И даст вам лекарство. Да, возьмите это лекарство.

Точно также мы страдаем. Это факт. Никто не может отрицать это. Почему вы страдаете? Потому что вы забыли о Кришне. Вот и всё.

И теперь возродите свою память о Кришне. И станьте счастливыми. Вот и всё. Это очень простая вещь.

Не пытайтесь сейчас проследить историю, когда вы забыли. Вы забыли, это факт. Потому что вы страдаете. И теперь, вот здесь представилась эта возможность, движение сознания Кришны: Возродите свою память, свою любовь к Кришне. Это простая вещь.

Пойте Харе Кришна, танцуйте, принимайте Кришна прасад. Если вы не образованы, если вы не грамотны, - слушайте. У вас есть этот естественный дар, уши.  У вас есть язык. Другой естественный дар. Вы можете воспевать Харе Кришна и вы можете слушать Бхагават-Гиту, или  Шримад Бхагаватам от тех людей, у которых есть знание.

Итак, нет никаких препятствий, никаких препятствий. Для этого не требуется никакой предварительной квалификации. Просто вы должны использовать те преимущества, те качества, которые у вас уже есть. Вот и всё. Вы должны согласиться. Вот что необходимо. Да, я приму сознание Кришны. Это зависит от вас. Потому что вы независимы. Если вы не соглашаетесь: Нет! Почему я должен принимать Кришну? Тогда никто не сможет дать вам. Но если вы соглашаетесь, то это здесь, вот здесь, это очень просто, - возьмите.

Гость: Может быть вы уже ответили на этот вопрос, я не уверен. Я не слышал, но с самого детства нас всегда учили что если я люблю Бога, тогда я буду любить всё, является ли Богом Кришна?

Шрила Прабхупада: Да. У вас разве есть какой-то другой Бог? Разве есть какой-то другой Бог кроме Кришны? …Что вы спросили? Нет, нет, просто попытайтесь понять кто такой Бог.

Гость: Я не знал, что Бог Кришна.

Шрила Прабхупада: Нет, у всего есть определения. Например, я говорю вот часы. У них есть определение. Часы означает это круглая вещь с белым циферблатом, двумя стрелками, здесь множество цифр, обозначающих время, то есть я могу вам дать какое-то описание, что такое часы. Также должно быть какое-то определение всего, что вы видите, что вы ощущаете, или пытаетесь понять. И когда вы говорите о Боге, знаете ли вы, каково определение Бога?

Гость: Да. Я думал что Бог это любовь.

Шрила Прабхупада: Любовь это не определение, любовь это действие. Да, любовь. Я люблю Бог, любовь это моя деятельность. Но должно быть какое-то определение Бога. Вы также знаете это. Но сейчас вы забыли. Они говорят Бог велик. Но как вы проверяете величие кого-то?

Следующий момент. Если вы говорите: Этот человек очень велик, - должно быть определённое понимание как вы определяете, что он велик. Всё это различные уровни понимания.

Так как вы понимаете это положение: Бог велик? Каковы ваши представления, что Бог велик? Например, в вашей Библии сказано: Бог сказал: Пусть всё сотворится. И всё сотворилось. Не так ли? Есть такое утверждение?
Вот здесь величие. Он просто сказал: Пусть будет творение, - и творение состоялось. Можете ли вы сделать это? Предположим, вы замечательный плотник. Можете ли вы сказать: Пусть будет стул. И стул появляется. Это возможно? Или предположим, вы часовщик, вы делаете такие часы.  Можете ли вы сказать: Пусть будут часы- часы сразу же появляются. Это невозможно.

Поэтому имя Бога Сатья санкалпа. Сатья санкалпа означает, что всё, о чём он думает, тотчас же появляется. И не только Бог, даже те, кто достигли йогических способностей, конечно они не могут желать также, как Бог, но почти как Бог. Они делают чудесные вещи. Если йог достигает совершенства, когда он желает чего-то, он говорит я хочу этого, и тотчас же это появляется. Это называется Сатья санкалпа. Существует множество подобных примеров. Это величие.

Например, современные учёные пытаются запустить какой-то космический аппарат  на хорошей скорости, чтобы достичь планету Луна. Множество учёных из Америки, из России, из других стран, пытаются делать это. Такое множество учёных. Но они не в состоянии сделать это. Их спутник возвращается обратно. Но посмотрите на могущество Бога: миллионы планет плавают в воздухе как лёгкие кусочки ваты. Вот это величие.

А когда любой пустоголов говорит Я  Бог, - это означает, что он негодяй. Бог велик. Вы не можете сравнивать себя с Богом, не может быть никакого сравнения. Но это мошенничество продолжается. Когда нам говорят: все Бог, я Бог, ты Бог. В этом случае он собака. Проявите могущество Бога, а потом говорите. Сначала заслужите, а потом желайте. Какое могущество у вас есть? Мы всегда зависимы. Бог велик и мы зависим от Бога.

Поэтому естественный вывод таков: мы должны служить Богу. Таков весь смысл этого.

Служение означает с любовью.

Например, эти молодые люди, эти юноши мои ученики, служат мне. Они сразу же выполняют всё, что бы я ни сказал. Почему? Я – индиец, я иностранец. 2-3 года назад они ещё не знали меня. И я не знал их. Почему же они делают это? Потому что это любовь. Служение означает развитие любви. Если вы не развиваете свою любовь к Богу - вы не можете служить Ему. И так повсюду. Где бы вы ни оказывали какое-то служение, это должно быть основано на любви.

Например, мать служит беспомощному ребёнку. Почему? Любовь.  Точно также наша жизнь будет совершенной когда наша любовь будет совершенной. Когда наша любовь будет направлена на совершенную Верховную Личность Бога, тогда всё будет замечательным.

И вы должны научиться этому. Это сознание Кришны. Взаимоотношения с Кришной.

Например, я люблю своих учеников. А мои ученики любят меня. Почему, какое общее начало? Кришна.

Гостья: Является ли имя Рама синонимичным имени Иисус?

Шрила Прабхупада: Синонимичным, скорее не синонимичное, а идентичное, нельзя так сказать синонимичное, - идентичное.

Гостья: Да, идентично.

Шрила Прабхупада: Да, на духовном уровне всё идентично. Всё тождественно. И в относительном мире также. Например.

Возьмите всё, что угодно. Это будет материальным. Всё сходно здесь, поскольку всё материально. И также в духовном мире всё духовно. И в духовном мире Бог, и сын Бога, или друг Бога, или возлюбленный Бога, - все они находятся на одном уровне, на духовном уровне, поэтому они идентичны, тождественны.

Гостья: Не относится ли имя Рама к человеку, который родился, я не уверена, в Индии или где-то ещё, а Христос родился в Европе, то есть это как бы два разных человека, но всё равно это один и тот же.

Шрила Прабхупада: Да. Солнце каждый день появляется в Индии, появляется в Европе, появляется в Америке, означает ли это, что оно индийское, или американское, или китайское?

Гостья: Нет, я имела в виду не это.

Шрила Прабхупада: Тогда что же? Поэтому это вот так. Просто нам не хватает знания. Нас учили таким образом, что Бог велик. Например, Солнце велико. Поэтому даже, если вы видите Солнце в Индии, или в Америке, или в Китае, в любой части мира, в любой части Вселенной, - Солнце всегда остаётся одним и тем же, Солнце одно. Никто не может сказать: Это американское Солнце. Или это индийское Солнце.

Итак, Иисус Христос, Рама или Кришна, всякий, кто приходит из царства Бога, - все они одной природы, нет никакой разницы. Но разница, например, в вашей стране температура, исходящая от Солнца, меньше, чем температура, исходящая от Солнца в тропической стране, где температура очень высока. Означает ли это, что температура Солнца изменилась? Нет, температура зависит от восприятия. Атмосферы. Например, атмосфера этой страны настолько перегруженная, что вы не можете правильным образом принимать солнечный свет. Но солнечный свет распространяет своё сияние повсюду, одинаково. Точно также, в соответствии со страной, с обстоятельствами, с планетой, Бог проявляется различным образом. Но все эти проявления Бога не являются чем-то различным.
Вы закутываете своё тело в какую-то зимнюю одежду, в тоже самое время вы получаете информацию из Индии по телеграфу, что там включают вентиляторы. Почему температура отличается? Здесь и там?

Поэтому, всё что говорит Господь Иисус Христос, всё что говорит Кришна, или говорит Рама, всё это зависит от места, от обстоятельств, атмосферы, людей, слушателя, вот в этом отличие.

Вы не можете поучать отца в том, в чём я пытаюсь убедить его ребёнка. Или наоборот, ребёнок не в состоянии понять, что такое половая жизнь. Но молодой человек может понять это. Тот же самый ребёнок поймёт это, когда он вырастет. Так что не думайте, что каждый может понять всё. Библия была рассказана в определённых обстоятельствах, Бхагават-Гита была рассказана тоже в определённых обстоятельствах, - разница в обстоятельствах. На принцип остаётся одним и тем же. В Библии сказано: Возлюби Бога. И в Бхагават-Гите также говорится: Возлюби Бога. Нет никакой разницы здесь.

Упендра: Прабхупада, какова природа гнева? Что такое гнев?

Шрила Прабхупада: Гнев означает вожделение. Когда вы исполнены вожделения, ваше вожделение не удовлетворяется, вы начинаете гневаться. Вот и всё. Это другой аспект вожделения.

кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах
/БГ 3.37/

Когда на вас слишком влияет гуна страсти, вы становитесь похотливым. И когда ваше вожделение не осуществляется, не удовлетворяется, вы начинаете гневаться. Это следующая стадия. А следующая стадия за этим – наступает заблуждение, рассеянность. И следующая стадия: пранашьяти. То есть означает, что вы потеряны. Поэтому человек должен контролировать это вожделение, и этот гнев.

Контроль означает, что вы должны поместить себя в гуну благости. А не оставаться в гуне страсти.

Существует три гуны материальной природы. Невежество, гуна страсти, и гуна благости. Поэтому если человек хочет познать науку о Боге, он должен держать себя в гуне благости. В противном случае он не сможет познать эту науку. Поэтому мы учим наших учеников. Не делайте это, не делайте это, не делайте это, не делайте это. Ведь ученик должен держать себя в гуне благости, иначе он не будет способен понять.

Сознание Кришны невозможно понять на уровне невежества и страсти. Весь мир находится под влиянием невежества и страсти.

Но этот метод, этот метод настолько прост, что если вы просто следуете 4-м принципам ограничений, и воспеваете Харе Кришна – вы сразу же возвышаетесь над всеми гунами материальной природы, сразу же превосходите.

Итак, гнев это уровень страсти.

Гость: Можете ли вы снова объяснить что такое зависимость, подчинённость?

Шрила Прабхупада: Зависимость, подчинённость – это просто. Вы зависимы, вы находитесь в подчинении. Разве вы не понимаете, что такое зависимость? Разве это очень сложно понять? Разве вы не подчинены кому-то?

Гость: Да, можно сказать, что я подчинён.

Шрила Прабхупада: Да, непременно, вы подчинены. Каждый непременно подчинён кому-то. 

Гость: Хотя в духовном смысле я не подчинён.

Шрила Прабхупада: Прежде всего поймите, что такое духовная жизнь, и потом уже. В духовном смысле вы также подчинены, зависимы, потому что ваш природа такова, что вы находитесь в подчинении. Духовное. Что вы имеете в виду духовное и материальное?

Гость: Ну, моё тело помещено в определённое место в определённые обстоятельства, в определённую так сказать касту. И если у меня есть работа, то я подчиняюсь своему боссу, но вся моя сущность, моя настоящая сущность, моя внутренняя сущность не подчинена ему. Я не думаю, что я в этом смысле подчинён своему боссу. Я полагаю, что мы более или менее равны. Во временном, во временном мы

Шрила Прабхупада: Да. Это сознание замечательно. То, что вы чувствуете неудовлетворённость от того, что вы находитесь в подчинении у своего босса. Правда?

Гость: Нет, это не так.

Шрила Прабхупада: Тогда что?

Гость: Не то, что это касается меня

Шрила Прабхупада: Любой.

Гость: Я не думаю, что если говорить конкретно об этом случае, это не обязательно так, что я буду завидовать этому человеку, потому что выше меня. Но я просто чувствую, что  как люди мы все более или менее равны. Я имею в виду, вы знаете, у меня своего рода такая философия. Я не чувствую, я не думаю, что я должен кому то кланяться, и что кто-то должен кланяться мне.

Шрила Прабхупада: Почему? Почему вы не должны кланяться? Почему?

Гость: Потому что я не думаю, что я должен что-то ему, или что он должен что-то мне.

Шрила Прабхупада: Вот это болезнь. Нас заставляют кланяться. А мы думаем: Мне не нравится кланяться. Это болезнь.

Гость: Но он не заставляет меня кланяться. Он не заставлял меня кланяться. Он ничего не заставляет меня делать, просто я оказался на этом месте, а он на том месте, вот и всё.

Шрила Прабхупада: Нет, просто попытайтесь понять. Это очень хороший вопрос. Вы говорите: Я не хочу кланяться. Не так ли?

Гость: Да, в целом это так, да.

Шрила Прабхупада: Почему?

Гость: Потому что я не думаю, что я ниже его.

Шрила Прабхупада: Вот. Вот это болезнь. Вы сами поставили диагноз своей собственной болезни. Эта болезнь называется материализм. Каждый думает: Я хочу быть господином. Я сам не хочу никому кланяться. И так думает каждый, не только вы. Просто попытайтесь понять. Позвольте мне закончить. Это болезнь, это материальная болезнь. Прежде всего попытайтесь понять, это не то чтобы это ваша болезнь, или моя болезнь, это болезнь всех. Когда мы думаем, почему я должен кланяться. Почему я должен становиться подчинённым кому-то? Но при рода заставляет меня становиться подчинённым кому-то. Кто хочет встречаться со смертью. Почему люди умирают? Можете ли вы ответить на это?

Гость: Почему люди умирают?

Шрила Прабхупада: Да. Никто не хочет умирать.

Гость: Я считал, что это биологический

Шрила Прабхупада: Просто попытайтесь понять. Это означает биологическая сила, вы подчинены биологии. Почему же вы тогда говорите, что вы независимы?

Гость: Но я думаю, что

Шрила Прабхупада: Нет, вы думаете неправильно. Вот что я имею в виду, в этом ваша болезнь. Да, вы думаете неправильно.

Гость: Неправильно?

Шрила Прабхупада: Да, вы в подчинении у кого-то, вы зависимы, вы должны кланяться, когда приходит смерть вы не можете сказать: Я не хочу подчиняться тебе. Поэтому вы подчиняетесь.

Гость: Я подчиняюсь Богу, да

Шрила Прабхупада: Нет, нет, забудьте о Боге, сейчас мы говорим о простых вещах. Здравый смысл.

Гость: Кришна

Шрила Прабхупада: Нет, не говорите о Кришне, это ещё далеко. Просто попытайтесь понять, что вы не хотите умирать. Почему же вас заставляют умирать?

Гость: Почему меня заставляют умирать?

Шрила Прабхупада: Да! Потому что вы зависимы, вы подчиняетесь. Пытайтесь понять своё положение, что вы зависимы, вы подчиняетесь. Вы не можете заявлять я свободен, я никому не подчиняюсь. Если вы хотите этого, то есть если вы говорите я не хочу никому подчиняться, я не хочу никому кланяться, то это ваша болезнь.

Гость: Но что вы хотите, чтобы

Шрила Прабхупада: Нет, прежде всего попытайтесь понять  свою болезнь. А потом мы выясним, какое требуется лекарство.

Гость: Ну хорошо, я думаю неправильно. Кому именно я должен кланяться?

Шрила Прабхупада: Вы кланяетесь всем, вы кланяетесь смерти, вы кланяетесь болезни, вы кланяетесь старости, вы кланяетесь стольким многим вещам. Вас заставляют делать это. И всё равно вы думаете: Я не могу кланяться, мне не нравится это. И поскольку вы говорите мне не нравится, - поэтому вас заставляют.  Вы вынуждены кланяться. Почему вы забываете о своём положении? Это наша болезнь. Поэтому следующая ступень, когда вы понимаете: меня заставляют кланяться, теперь вы должны выяснить, теперь я буду счастлив даже от того, что я кланяюсь. И это Кришна.Никогда не будет так, что вы не будете кланяться. Так как вы предназначены для этого, вы созданы для этого.

Но если вы кланяетесь Кришне, и представителю Кришны, вы становитесь счастливым. Проверьте это.

Вы всегда вынуждены кланяться кому-то. Если вы не кланяетесь Кришне, его представителю, вас будут заставлять кланяться чему то ещё. Таково ваше положение. Ни в какую секунду вы не можете быть свободным.

Когда вы будете чувствовать, например, ребёнок. 24 часа в сутки кланяется своим родителям. И он счастлив. Он счастлив. Мать говорит: моё дорогое дитя, пожалуйста, иди сюда и сядь вот здесь. И он говорит, да. Он счастлив. Это природа. Мы просто должны выяснить, где вы должны кланяться. Вот и всё. Это Кришна. Вы не можете прекратить кланяться чему то или кому-то. Но вы должны найти, где вы должны кланяться. Вот и всё.

Если вы будете притворно заявлять: Я не собираюсь кланяться никому, я независим, я свободен, - тогда вы будете страдать.

Вы просто должны найти именно то место. Правильное место, где вы должны кланяться. Вот и всё.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |