| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция по Гурв-аштаке в университете Упсала
(9 сентября 1973, Стокгольм)

Шрила Прабхупада: Итак, для того, чтобы войти в духовную жизнь, надо две вещи, как провозглашал Шри Чайтанья Махапрабху.

ей рупе брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кршна-прасаде пайа бкакти-лата-биджа
/ЧЧ, Мадхья 19.151/

Живые существа бродят по вселенной, меняя теля, переходя из одного тела в другое, с одного места в другое, с одной планеты в другую, но они крутятся в пределах этой вселенной, материальной вселенной, брахмандо бхрамите. Эта наука неизвестна современной системе образования, как духовная душа переходит из одного тела в другое и как она переносится из одной планеты на другую. У нас есть наша книга «Лёгкое Путешествие на Другие Планеты». Итак, гуру может помочь вам перенестись с этой планеты прямо в духовное небо, где находятся бесчисленные духовные планеты. Они известны как Вайкунтхалока. И самая высшая планета в духовном небе называется Голока Вриндавана. Это планета Кришны. С помощью сознания Кришны мы пытаемся получить информацию, как человек может перенестись прямо на планету Голока Вриндавана, Кришналока. Такова наша миссия.

Итак, в чём же разница между этим материальным миром и духовным миром? Разница в том, что в материальном мире вы должны менять ваше тело, хотя вы вечны.

нитйах шашвато на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Вы не умираете после уничтожения этого тела, материального тела, но переноситесь в другое тело. И это тело может быть одним из 8400000 форм. Существует 8400000 форм. джавала нава-лакшани. Есть 900,000 форм в воде, 2 миллиона форм деревьев и растений, 1100 000 форм насекомых и 1 миллион птиц. И затем 3 миллиона форм зверей. И после этого мы приходим в человеческую форму жизни. Теперь это зависит от нас, перейдёте ли вы снова в цикл этих трансмиграции души из одного тела в другое в низшие виды жизни, или вы захотите перенестись в духовное небо. И вы можете перенестись на высший духовный уровень, который известен как Голока Вриндавана. Это ваш выбор. Вам дали шанс этого человеческого тела, чтобы вы сделали свой выбор. Вы полностью находитесь под контролем материальной природы, но материальная природа даёт вам возможность получить эту человеческую форму тела. Вы можете делать всё, что захотите. Это утверждается в Бхагават-Гите:

йанти дева-врата деван
питрн йанти питр-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино 'пи мам
/БГ 9.25/

Смысл в том, что те, кто уходят, пытаются возвыситься на другие планетные системы, которая называется Девалока, или планета полубогов… Там стандарт жизни, длительность жизни, очень, очень велика. Или если вы хотите перенестись на Питрилоку, или на локи привидений, бхутеджйа, или если хотите перейти на локу, где живет Кришна мад-йаджино 'пи мам — теперь это зависит от вашей практики. Но круговорот, путешествие в этом материальном мире из одного тела в другое, из одной планеты на другую, не рекомендуется.. Это называется самсара. Самсара, значит материальное существование. Это называется самсара.

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Один раз вы рождаетесь в какой-то форме тела. Вы живёте какое-то время. Затем вы должны оставить это тело. Тогда вы должны принять другое тело. Потом вы живёте какое-то время. После этого вы оставляете это тело. Вы снова принимаете другое тело. Таким образом, это происходит. Это называется самсара, круговорот в этом материальном мире.

Это сравнивается с даванала. Даванала, означает лесной пожар. Лесной пожар.  У вас есть такой опыт. Вы видели, должны были видеть. В лесу, никто не приходит, чтобы поджечь огонь, но он происходит. Все это знают. Подобным образом, в этом материальном мире никто не хочет быть несчастным. Все пытаются быть очень счастливыми, но его заставляют принять страдания. Таково положение. Это называется даванала. Даванала значит, что никто по своему желанию не зажигает огонь, но в лесу разгорается пожар.  Подобным образом, в этом материальном мире, все пытаются с незапамятных времен – даже в настоящий момент. Иногда происходят войны, мировая война, и придумывают какие-то способы.

В наши дни, когда мы были молодыми людьми, существовала Лига Наций. Возможно, некоторые из вас знают. Тогда в 19, 19…, когда закончилась Первая Мировая Война, эти страны, сформировали Лигу Наций. Лига Наций означает просто для, чтобы устроить мирное существование между нациями. Но снова разгорается лесной пожар. Никто не хотел войны, но случилась Вторая Мировая война. Снова. И снова они пытаются, создать Лигу. Что это такое? Организация Объединенных Наций. Но войны происходят. Идёт война во Вьетнаме, идет война с Пакистаном, и много других войн. Итак, вы можете стараться самым лучшим образом жить очень мирно, но природа вам не позволит. Должна быть война. Это невозможно. В истории, особенно в европейской истории, было так много войн. Карфагенская война, Греческая война, Римская война, Семилетняя война между Францией и Англией, и столетняя война,…, насколько мы знаем из истории. И военные умонастроения существуют, не только между странами, между людьми, соседями - даже между мужем и женой, отцом и сыном, происходят эти войны. Это называется даванала, лесной пожар. Лесной пожар означает, что никто не поджигает огонь, но само собой, из-за столкновения, трения сухого бамбука, зарождается электричество и загорается огонь. Подобным образом, хотя мы не хотим страданий, тем не менее, Из-за наших отношений мы создаём врагов и друзей, и происходит сражение, война. Это будет продолжаться. Это называется самсара-даванала. Попытайтесь это понять.

Итак, гуру означает духовный учитель, что значит, тот, кто может освободить человека от этого лесного пожара. Также как когда в лесу пожар, животные очень обеспокоены, и большей частью они умирают. Змеи, умирают сразу же. Итак, этот лесной пожар, самсара-даванала, происходит постоянно, и человек, или уполномоченная личность, которая может освободить вас от этого лесного пожара материального существования, называется гуру, или духовный учитель.

самсара-даванала-лидха-лока-транайа карунйа-гханагханатвам
/Вишванатха Чакраварти Тхакур/

Как он освобождает? Тот же самый пример. Там где происходит лесной пожар, вы не можете послать пожарную команду, или вы не можете прийти туда с ведром полным воды, чтобы погасить огонь. Это невозможно. Тогда как его возможно погасить? Огонь значит, что ему нужна вода, чтобы погасить. Но откуда происходит вода? Из вашего ведра или от пожарной команды? Нет. Она должна прийти с неба. Она должна прийти с неба. Когда с неба пойдут потоки дождя, лесной пожар, пылающий лесной пожар будет потушен. Итак, этот дождь идёт с неба, он не зависит от вашей научной пропаганды или манипуляций. Он зависит от милости Верховного Господа.

Поэтому духовный учитель сравнивается с облаком. Также как из облака исходят потоки дождя, подобным образом духовный учитель считается подобным облаку. самсара-даванала-лидха-лока. Также как облако берёт воду из океана – у облака нет собственной воды, облако берёт воду из моря – подобным образом, духовный учитель приносит милость от Верховной Личности Бога. Только взгляните на это сравнение. У него нет собственной милости, но он приносит милость от Верховной Личности Бога. Это квалификация духовного учителя. Духовный учитель никогда не скажет, что «я Бог», «я могу дать вам милость». Нет. Это не духовный учитель. Это обманщик, притворщик. Духовный учитель скажет: «Я слуга Бога. Я принёс его милость. Пожалуйста, возьмите это и будьте удовлетворены». Это занятие духовного учителя. Также как почтальон. Почтальон, когда он доставляет какую-то большую сумму денег, это не его собственные деньги. Деньги послал кто-то другой. Но он честно доставляет их вам: «Господин, вот ваши деньги. Возьмите». Поэтому вы становитесь им очень довольны. Хотя это не его милость, но когда, в случае необходимости, вы получаете деньги, который послал ваш отец или кто-то другой, и их принёс почтальон, о, тогда вы очень довольны. Подобным образом мы все страдаем в этом пылающем пожаре материального существования. Духовный учитель приносит послание от Верховного Господа и доставляет вам. И если вы милостиво это принимаете, тогда вы будете удовлетворены. Это занятие духовного учителя.

самсара-даванала-лидха-лока-
транайа карунйа-гханагханатвам
праптасйа калйана-гунарнавасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
/Шри Шри Гурв-аштака, Вишванатха Чакраварти Тхакур/

Поэтому духовному учителю предлагают поклоны, «Господин, вы принесли милость Верховного Господа. Поэтому мы очень вам обязаны. Вы пришли к нам, чтобы доставить это. Мы предлагаем вам наши почтительные поклоны». В этом смысл этого стиха. ванде гурох шри-чаранаравиндам. Это значит, что первая квалификация духовного учителя, или гуру, это доставить вам послание, благодаря которому сразу же прекратится пылающий огонь в вашем сердце. Это проверка.

У каждого есть пылающий огонь в сердце. Это доказательство материального существования. У всех  есть беспокойства. Это пылающий огонь всегда значит беспокойства. У всех есть беспокойства. Даже маленькая птичка имеет беспокойства. Дайте маленькой птичке поесть немного зёрен, и она их достанет. Но она не будет мирно есть. Она будет смотреть туда-сюда, «не идёт ли кто-то, чтобы убить меня»? Да. Таково материальное существование. Всё. Даже президент Никсон, у него полно беспокойств, что уже говорить о других. Даже Ганди, в нашей стране, у него было полно беспокойств. Все политики полны беспокойств, хотя они занимают большие посты, тем не менее, у них есть материальная болезнь. Поэтому, если вы хотите не иметь беспокойств, тогда вы должны принять прибежище у гуру или духовного учителя, и проверка такова, что благодаря наставлениям гуру, следуя наставлениям гуру вы будете лишены беспокойств. Это проверка.

самсара-даванала-лидха-лока-
транайа карунйа-гханагханатвам
праптасйа калйана-гунарнавасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Не создавайте дешёвого гуру или модного гуру. это подобно тому, как содержать какую-то собаку ради моды. Подобным образом, если вы хотите держать собаку, или если вы хотите держать гуру для моды – «у меня есть гуру»- это не поможет. Вы должны принять гуру, который может потушить пылающий пожар беспокойств в вашем сердце. Это первая проверка гуру.

И вторая проверка это,
махапрабхох киртана-нритйа-гита вадитра-мадйан-манасо расена

Гуру... Вторая система, признак, это то, что гуру всегда занят прославлением Махапрабху, Прославлением Господа Чайтаньи Махапрабху. Это его занятие. махапрабхох киртана-нритйа-гита. Он танцует и поет в… Благодаря повторению святого имени Господа… Потому что это лекарство от всех беспокойств в этом материальном мире в настоящий момент. В настоящее время никто не может медитировать. Так называемая медитация это белиберда. Очень сложно медитировать в этот беспокойный век Кали. Поэтому шастра говорит:

крите йад дхйайато вишнум
/ШБ 12.3.52/

Медитация означает дхйана, дхйайато. Итак, Крите, в Сатйа-югу, когда люди жили по 100,000 лет... Вальмики Муни, он обрёл совершенство благодаря медитации после 60 тысяч лет. Итак, нам не гарантируется, что мы проживём 60 лет или 60 часов. Поэтому медитация невозможна в этот век. Это было возможно в Сатйа-югу.

Затем следующий путь это совершение ритуалов, как они даются в Ведических шастрах. крите йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих. Йаджато макхаих. Макхаих означает совершать большие, большие жертвоприношения. Люди в этот век очень бедны. Они не могут их совершать.

Двапаре паричарйайам. И в Двапара-югу можно было поклоняться Божеству в храме.

Не в наши дни, в эту Кали-югу, это также практически невозможно. Поэтому, общая рекомендация это: калау тад дхари-киртанат: "В этот век Кали, просто благодаря повторению святых имен Господа, вы можете достичь всех совершенств». Всех совершенств.

Наше движение сознания Кришны как раз для этого и предназначено. Шри Чайтанья Махапрабху... Там есть изображение Шри Чайтаньи Махапрабху. здесь, Шад-бхуджа. Итак, Он начал это движение санкиртаны 500 лет назад. Петь и танцевать. Итак, это происходит последние 500 лет. В Индии это очень популярно, но в Западных странах мы ввели это 5 или 6 лет назад и люди принимают, и они чувствуют от этого счастье. Поэтому это единственный процесс. Поэтому гуру всегда занят повторением. махапрабхох киртана-нритйа-гита, петь и танцевать. Если он не будет сам этого совершать, то как он сможет научить своих учеников?

Итак, первый признак это то, что он будет давать вам такие наставления, что вы сразу же почувствуете облегчение от всех беспокойств. И второй признак, это то, что он лично танцует и повторяет святое имя Господа. махапрабхох киртана-нритйа-гита вадитра-мадйан-манасо расена. И наслаждается трансцендентным блаженством, в уме благодаря пению и танцам. Если вы не будете чувствовать блаженство, великое счастье, вы не сможете танцевать… Вы не сможете танцевать искусственно. Эти танцы не являются чем-то искусственным. Они ощущают некоторое трансцендентное блаженство, поэтому они танцуют. Это не как собака, которая танцует. Нет. Они танцуют на духовном уровне.

вадитра-мадйан-манасо расена романча-кампашру-таранга-бхаджо

И тело иногда претерпевает трансформации из-за духовных признаков – иногда они плачут, иногда их волосы встают дыбом. Существует так много разных признаков. Они появятся позже. Их не следует имитировать. Но когда человек духовно продвинут, то эти признаки становятся видимыми. Это вторая характеристика гуру. И третья это:

самсара-даванала-лидха-лока-
транайа карунйа-гханагханатвам
праптасйа калйана-гунарнавасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Долг духовного учителя занимать учеников в поклонении Божеству, шри-виграха. Шри-виграха. Во всех наших центрах… у нас есть более чем 100 центров по всему миру. У нас есть методы поклонения Божеству. Мы не установили это здесь, но мы поклоняемся изображению Господа Чайтаньи и гуру. Но в других центрах…. В Лондоне у нас есть два центра, два храма. В Америке у нас есть около 40 центров. Таким образом, в каждом центре, есть поклонение Божеству.

шри-виграхарадхана-нитйа-нана
/Шри Шри Гурв-аштака, 3/

поклоняться Божеству, одевать Божество замечательным образом, хорошо убирать храм, предлагать хорошую еду Божеству и принимать остатки пищи как нашу еду. Таким образом, существуют методы поклонения Божеству. Сам гуру непосредственно занимается поклонением Божеству, и он также занимает учеников в этом. Это третий признак.

шри-виграхарадхана-радхана-нитйа-нана-шрингара-тан-мандира-марджанадау, йуктасйа бхактамш ча нийунджато'пи

А нет так, что он этим не занимается. Он также это делает. Его ученики занимаются. Он всегда показывает: «Делайте вот так. Делайте вот так, делайте вот так». Или иногда, если он не может, гуру показывает как это делать. Это занятие гуру.
Четвёртый признак это:

чатур-видха-шри-бхагават-прасада
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхам
критвайва триптим бхаджатах садайва
ванде гурох шри-чаранаравиндам
/Шри Шри Гурв-аштака, 4/

Четвёртый признак это то, что гуру, духовный учитель, поощряет распространение прасада, распространение остатков пищи людям. Наша философия не является сухой, просто поговорить и отправиться домой. Нет. Мы распространяем прасад, роскошный прасад. В каждом храме, любой, кто приходит, мы можем предложить ему прасад. В каждом храме у нас есть от 50 до 100 преданных. И другие люди также приходят и принимают прасад. Это правило также является одним из признаков гуру, распространение прасада. Чатур-видха. Не обычный.

Чатур-видха, означает четыре вида пищи: карвйа. кусйа, лехйа, пейа. Иногда её жуют, иногда ее глотают, иногда лижут. Таким образом есть разные виды пищи. Чатур-видха-шри... Чатур-видха, значит четыре виды разных типов прасада. Чатур-видха-шри... Шри-бхагават-прасадам. Шри значит роскошный. Если вы едите бхагават-прасадам, тогда постепенно вы одухотворитесь. У него есть такое могущество. Если вы будете есть прасад. Поэтому говорится, что осознать Бога можно с помощью языка.

севонмукхе хи джихвадау
/Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.234/

Если вы будете использовать ваш язык в служении Господу, тогда вы осознаете Бога.
Итак, чем же занят язык? Язык должен быть занят тем, чтобы повторять святое имя Господа, и принимайте прасад, остатки пищи, предложенной Господу. После этого станьте самоосознавшим, осознавшим Господа. Благодаря этим двум методам. Вам не надо быть очень образованным философом, учёным и богатым человеком и…, чтобы осознать Бога. Если вы искренне будете занимать свой язык в служении Господу, тогда вы Его осознаете. Это настолько просто. Это не очень сложно. Поэтому это распространение прасада вводится гуру, духовным учителем. Шри-вигра...

чатур-видха-шри-бхагават-прасада свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан. Хари-бхакта-сангхан

означает общение преданных. Мы не можем это делать во вне. Но если есть какие-то преданные, мы можем приказать: «Пожалуйста, делайте так. Делайте вот так». Поэтому хари-бхакта-сангхан. критваива триптим бхаджатах садаива. И когда он будет полностью удовлетворён распространением прасада, он будет очень доволен и он будет занимать себя преданным служением Господу с помощью танцев и воспевания. Это четвёртый признак.
И пятый признак это:

шри-радхика-мадхавайор апара-
мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнан
прати-кшанасвадана-лолупасйа
/Шри Шри Гурв-аштака, 5/

Что это? В любом случае. ванде гурох шри-чаранаравиндам. И духовный учитель всегда думает об играх Кришны. шри-радхика-мадхавайор апара: с Шримати Радхарани, Его спутницей, и гопи. Это то, о чём он всегда думает. Иногда он думает о Его играх с мальчиками пастушками. Это означает, что он всегда занят тем, чтобы думать о Кришне, думает об каких-то играх.

шри-радхика-мадхавайор апара-мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнан
прати-кшанасвадана-лолупасйа

Пратикшана, 24 часа, он думает. Это сознание Кришны. Человек должен 24 часа думать о Кришне. Вы должны всё так организовать. Также как у нас, по крайней мере, мы сделали такую программу. Все эти парни и девушки, которые заняты в движении сознания Кришны, они заняты 24 часа. Не формально, раз в неделю, они медитируют или идут в какой-то храм. Нет. Не так. 24 часа. 24 часа. Они заняты 24 часа. Спросите любого, как они заняты. Вы можете спросить.
Следующий признак это… Что это?
Хамсадута: Никунджа-йуно.

Шрила Прабхупада:
никунджа-йуно рати-кели-сидхйаи
йа йалибхир йуктир апекшанийа
/Шри Шри Гурв-аштака, 6/

Итак, конечная цель духовного учителя это то, что он хочет перенестись на планету Кришны, где он хочет общаться с гопи, чтобы помогать им служить Кришне. Некоторые, некоторые из них, некоторые из преданных, духовный учитель, они думают о том, чтобы стать помощниками гопи, некоторые из них думают, о том, чтобы стать помощниками мальчиков пастушков, некоторые из них думают о том, чтобы стать помощниками матери Яшоды или Нанды, и некоторые из них думают о том, чтобы стать помощниками слуг. Или некоторые из них думают, как стать цветком, деревцем, фруктовым деревом или телёнком, или коровой во Вриндаване. Есть пять видов отношений: шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и мадхурйа.... Там всё духовно. Об этом я кажу далее.

чинтамани-пракара-садмасу
/Брахма-самхита 5.29/

Итак, в духовном небе, деревья духовны, фрукты духовны, цветок духовен, вода духовна, слуга духовен, друг духовен, Господь духовен и Его спутники духовны. Все. Поэтому есть единство, Абсолютная Истина, всё абсолютно. Хотя есть разнообразие, есть разнообразие, духовное разнообразие, это просто отображается в этом материальном мире. Также как на берегу озера есть дерево. Оно отображается в воде. Но как отражается? Вершина внизу. Самая высшая часть внизу. Итак, этот материальный мир является отражением духовного мира – но перевёрнутое отражение. В духовном мире, есть любовь между Радхой и Кришной. Кришна всегда молод.

нава-йауванам ча
/Брахма-самхита 5.33/

И Радхарани также всегда является юной. Энергия наслаждения Кришны. Мы поклоняемся: шри-радхика-мадхавайор апара. Мадхава. Джайа джайа Радха-Мадхава. Мы не поклоняемся не самому Кришне – а вместе с его вечной спутницей, Шримати Радхарани. Итак, между Радхарани и Кришной существует вечная любовь. Поэтому в Веданта-сутре, сказано:

джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/

Эта Абсолютная Истина означает то, из чего всё исходит, выходит. Также как мы видим любовь между матерью и сыном, любовь между мужем и женой, любовь между господином и слугой, любовь между друзьями и друзьями, любовь между хозяином и собакой или котом и коровой. То же самое. Это всего лишь отражение духовного мира. Там тоже самое. Кришна также очень любит животных, телят и коров. Как мы любим здесь собак и котов, Кришна любит коров и телят. Вы видели изображения Кришны. Поэтому склонность любить даже животных есть там. Иначе как она может отражаться здесь? Это просто тень отражения. Если в реальности, ничего подобного не будет, тогда как это будет отражаться здесь?

Итак, там есть всё. Поэтому, эти вкусы, чтобы понимать их, вам надо практиковать. Здесь у нас есть разочарование. Через некоторое время, они расходятся, они разводятся, потому что это перевёрнутое отражение. В материальном мире нет настоящей любви. Это просто вожделение. Настоящая любовь есть в духовном мире между Радхой и Кришной. Истинная любовь есть между Кришной и гопи. Настоящая любовь, дружба есть между Кришной и мальчиками пастушками. Настоящая любовь между животным и людьми там. Кришна любит коров и телят. Настоящая любовь между деревьями, травой, водой, это просто основа любви. Это духовный мир. Везде любовь.

Итак, мы просто удовлетворены в этом материальном мире, тенью отражения этого, как в духовном мире. Поэтому нам предоставляется эта возможность человеческой жизни. Позвольте нам понять Кришну. Это движение сознания Кришны. Позвольте нам понять Кришну. Если вы просто поймёте Кришну, как это утверждается в Бхагават-Гите: джанма карма ча ме дивйам  эвам йо джанати таттватах... Таттватах, во истину, не искусственно. Изучите эту науку о Кришне.

джанма карма ча ме дивйам  эвам йо джанати таттватах. Тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

Таково наставление, если вы просто попытаетесь полюбить. Процесс таков, что вы просто должны поклоняться Божеству, принимайте прасад, повторяйте святое имя, следуйте наставлениям духовного учителя. Таким образом, вы будете обучены, как понять Кришну и тогда ваша жизнь будет успешной. Это движение сознания Кришны.

Большое Спасибо. Харе Кришна.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |