| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция на факультете в университете Упсала
(7 сентября 1973, Стокгольм)

Шрила Прабхупада: Итак, я попытаюсь обсудить Бхагават-Гиту, 13-ю главу, в которой  описывается природа, наслаждающийся и сознание.

Шри Арджуна увача.
Арджуна принадлежал к царской семье Пандавов и он был другом Кришны. Таким образом, происходило сражение между двумя группами двоюродных братьев, Кауравами и Пандавами. Итак, Арджуна… Две стороны попросили Кришну присоединиться к кому-либо из них, но Кришна решил не принимать участие в сражении, так как обе стороны были в равной степени связаны родственными отношениями с Ним. Поэтому, в конце концов, Кришна разделил, Своих солдат с одной стороны и Его с другой стороны, при том условии, что если Он присоединится, то Он не будет сражаться. Итак, Арджуна предпочел взять Кришну на свою сторону, а другая сторона, Дурьодхана, решил взять солдат Кришны. Итак, сразу, перед тем как сражение должно было начаться, Арджуна отказался сражаться, потому что другая сторона состояла из его родственников, друзей, братьев, сыновей братьев, племянников, учителей и деда. Итак, Арджуна исполнился сострадания, «я не хочу победы. лучше не сражаться». Итак, это причина описания науки Бхагавад-Гиты Арджуне, только для того, чтобы воодушевить его сражаться, как исполненному долга воину. Это предыстория Бхагавад-Гиты.

Итак, есть много вопросов и ответов. Всего есть 700 стихов. Итак, мы обсудим этим вечером природу, наслаждающегося и сознание.

арджуна увача
пракртим пурушам чаива
кшетрам кшетра-джнам эва ча
этад ведитум иччхами
джнанам джнейам ча кешава
/БГ 13.1-2/

Те, у кого есть экземпляр, это страница 619. Арджуна хотел понять пракрити, природу, материальную природу, и пурушам.
Пурушам, означает наслаждающийся, живые существа. Здесь в материальном мире живое существо пытается наслаждаться этой материальной природой. Пракртим пурушам чаива  кшетрам. Кшетрам, означает поле деятельности и  кшетра-джнам, значит знающий поле. Также как сельскохозяйственное поле, есть поле, и есть тот, кто его культивирует. Тот, кто его обрабатывает, знает, что «Это мое поле деятельности». Итак, предполагается, что он является кшетра-джнам, тот, кто знает о своем поле деятельности. этад ведитум иччхами. Так как Кришну принимают как учителя. Сначала, Кришна и Арджуна говорили как друзья. Но когда Арджуна увидел, что дружеские разговоры не принесут решения проблеме, поэтому тогда, он предался Кришне, и сказал, что «я стану Твоим учеником»,

шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам
/БГ 2.7/

"и я предамся Тебе». Таковы отношения между учителем и учеником. Ученик должен получать знания покорно, а не с вызовом. Поэтому, человек должен выбрать учителя, которому человек может подчиниться. Таков процесс.

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
/БГ 4.34/

К учителю надо обращаться с покорностью. тад виддхи пранипатена. Пранипат, значит покорность, и парипрашнена, затем вопросы севайа, и также служение. Эти три вещи являются основными принципами получения знания. Итак, покорность означает, что я должен обратиться к кому-то, кто на самом деле находится в лучшем положении или занимает более высокое положение. Иначе, каков смысл в том, чтобы обращаться?

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа

И сева, значит служение. Вы не можете бросать вызов. Вы должны обратиться к такому человеку, чьи наставления вы примете. Вы можете смиренно вопрошать, но вы не можете бросать вызов. В Ведической системе это не дозволяется.

самит-паних шротрйам брахма-ништхам
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Поэтому, перед тем как выбирать учителя, вы должны решить, можете ли вы ему подчиниться. Если вы не можете покориться, то не обращайтесь, не тратьте время. Итак, процесс таков. И Арджуна покорился Арджуне, т.е. Кришне. Итак, было много вопросов. Вот другой вопрос: «Кришна, я хочу понять материальную природу, и живое существо, которое пытается наслаждаться ресурсами материальной природы». Этот весь мир, каждое живое существо, даже птицы и звери, также пытаются управлять материальной природой, что уже говорить о человеке. Они пытаются преодолеть строгие законы материальной природы, с помощью многих научных усовершенствований, но, тем не менее, они находятся под контролем материальной природы. Таково заключение Бхагават-Гиты.

даиви хй эша гуна-майи  мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/

Эта материальная природа называется майа, энергия. На самом деле, это энергия, энергия Верховной Личности Бога. Из Ведической литературы, мы получаем информацию: у Бога есть множество энергий или потенций:

парасйа шактир вивидхайва шруйате
свабхавики джнана-бала-крийа ча
на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат самаш чабхйадхикаш ча дршйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, ком., Шветашватара-упанишад 6.8 /

Это Ведическая информация. Бог означает на тасйа карйам каранам ча видйате. У Него нет обязанностей, Он просто желает. Я думаю, что в вашей христианской Библии также сказано, «Бог сказал: «Пусть будет творение». Ему надо просто пожелать. Всё другое будет сделано благодаря Его энергиям. Также как большой человек, царь или президент, он просто приказывает – «Это должно быть сделано»- всё будет сделано подчинёнными. У него так много энергий, секретарей. Поэтому, почему не Бог, Верховное Существо, Бог? Итак, ведические наставления таковы, что у Бога практически нет никаких обязанностей. Достаточно просто Его желания.

на тасйа карйам каранам ча видйате
на тасйа самаш чабхйадхикаш ча дршйате

Нет никого равного Ему или выше Его. Все должны быть ниже, подчинённые. Таково предписание Вед. И было выбрано или было заключено, кто это Верховное Существо. Мы также получаем информацию из Вед.

ишварах парамах кришнах
/Брахма-самхита 5.1/

что Верховное существо означает Кришна. Кришна, слово, означает «всепривлекающий». Это не так, что Бог привлекателен для индусов или Бог привлекателен для мусульман или христиан. Нет. Если Он является Богом, в конце концов, то Он должен быть привлекателен для всех. Таково значение слова Кришна, «всепривлекающий».

Итак, это очень хорошее слово. На самом деле, У Бога нет имени, но мы называем Его разными святыми именами, в соответствии с Его деятельностью. Также как мы верим, что Бог велик. Это факт. Есть такое утверждение в Ведах, на тасйа самаш чабхйадхикаш ча дршйате, "Никто не является равным Ему, никто не является более великим, чем Он». Поэтому Бог велик. Теперь кто этот великий? Даётся определение: ишварах парамах кришнах. Кришна это Верховная Личность. ишварах парамах кришнах. Ишварах, означает контролирующий. Это точный эквивалент слова Бог. Бог значит контролирующий, Верховный контролирующий.

Итак, этот Верховный контролирующий означает, что никто другой Его не контролирует. Здесь, в материальном мире или где-угодно, мы видим одного контролирующего, он контролирует, но его также контролируют. Он не является абсолютным контролирующим. Здесь мы найдём какого-то, скажем президента, он управляет государством, он также находится под контролем голосов избирателей. Если голоса избирателей против него, он больше не может контролировать.  Итак, проанализируйте каждого, он может быть контролирующим, но в то же время его контролируют. Он не абсолютный контролирующий. Вы не сможете найти никого. Итак, если таким образом вы будете продолжать искать личность, которую не контролируют, а он контролирует, но его никто не контролирует, то это Бог. Это простое определение Бога. Бог контролирует всех и всё, но его никто не контролирует. Это Бог.

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита, 5.1/

И у Него есть форма. Он является личностью. Он не имперсонален. Потому что, как только вы говорите о контролирующем, это не может быть нечто безличное. Контролирующий должен быть личностью. У него должен быть разум, у Него должны быть желания, у него должна быть способность отдавать приказания. Много всего. Поэтому Ведическая информация говорит, что Верховная Абсолютная Истина это личность. Он не является безличным. Безличное осознание Бога это осознание Его разных энергий. Также как этот материальный мир, это проявление одной из энергий Бога. У Него много энергий.

Итак, всё это множество энергий сгруппировано в три группы: материальная энергия, и духовная энергия, затем пограничная энергия, между материальной и духовной. Мы можем понять духовную энергию. Также как я говорю. Я говорю, это значит, что я духовное существо. Я говорю. Это материальное тело является моим покрытием, также как рубашка и пальто. Итак… Я теперь существую. Так или иначе, я был заключен в это материальное тело, но я духовная душа. Это духовная энергия. И также как этот материальный мир сделан из материальных ингредиентов, подобным образом, есть другой мир. Эту информацию вы можете получить из Бхагават-Гиты:

парас тасмат ту бхаво 'нйо 'вйакто 'вйактат санатанах
/БГ 8.20/

Есть другая природа, другое проявление природы. Это духовно. В чём разница? Разница в том, что когда это материальный мир будет уничтожен, то останется другой мир. Также как я являюсь духовной душой. Когда это тело будет уничтожено, я не буду уничтожен.

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

После уничтожения этого тела, душа не уничтожается. Душа остаётся там, в тонком теле ума, разума и эго. Итак, ум, разум и эго переносит его в другое грубое тело. Это называется трансмиграция души. Это грубое тело, это тело, даже с нашим опытом в течение этой жизни, мы имеем опыт такого множества грубых тел, которые приходили и уходили. Также как я был ребёнком, поэтому я обладал одним грубым телом, телом ребёнка. Оно пришло и ушло.  У меня было тело мальчика, которое пришло и ушло. Тело молодого человека, но оно пришло и ушло. Подобным образом, это тело, тело старого человека, пришло и также уйдёт. Поэтому, также как множество других тел, которые пришли и ушли, подобным образом, когда это тело больше не будет существовать, я перенесу себя, или трансмигрирую в другое грубое тело. Это называется трансмиграция души.

Итак, Кришна, о Кришне сказано, что Он является Верховным контролирующим и у Него есть Его форма, которая не сделана из этих материальных составляющих.

сач-чид-ананда-виграхах
/Брахма-самхита, 5.1/

Виграхах, значит тело. Итак, у Него есть тело. Но какое тело? Сач-чид-ананда. Его составляющие духовны, не материальны. Здесь, составляющие, грубое тело, которое у меня есть, которое есть у вас – это земля, вода, воздух, ум, разум, эго – эти ингредиенты. Но тело Кришны, его составляющие это сач-чид-ананда. Сат, значит вечность, чит значит, знание, и ананда, значит блаженство. Это Его тело, сач-чид-ананда-виграхах. Но у Него есть тело. У Него есть форма, трансцендентная форма, сач-чид-ананда-виграхах. Анадих, анадих, означает, так как никто Его не контролирует, поэтому Он является Верховным контролирующим, у Него нет начала. Анади, адих: и Он является началом всего.

Анадир адир говиндах
Его зовут Говинда. Кришна, Говинда, у Него есть много имен. Есть миллионы имён Бога. Мы упоминаем только одно или два. Итак, анадир адир говиндах сарва-карана-каранам причина всех причин. У всего есть причина и следствие. Поэтому Арджуна решил принять знание от Кришны, Верховного существа. И У Него нет материального тела, поэтому Его знание, любое знание, которое даёт Кришна, является совершенным.

Любой, кто даёт знание в этом материальном теле, имеет четыре недостатка.
Первый недостаток, это то, что личность в материальном теле склонна совершать ошибки. Должна совершать, больше или меньше. Любой, то обладает этим материальным телом, он находится в иллюзии. В иллюзии означает, что он принимает что-то за нечто иное. Также как мы принимаем это тело за себя. Но это иллюзия. Я не являюсь этим телом. Я духовная искра, неотъемлемая частица Бога. Таково моё положение. Но любой, кто отождествляет себя, он думает, что он является этим телом… Особенно животные. У животных нет знания, что оно отличается от тела. Поэтому человек, если он находится под впечатлением, что он является этим телом, он не лучше, чем животное.

Поэтому в человеческой форме жизни, человек может понять свою истинную сущность, он может понять кто такой Бог, он может понять каковы его отношения с Богом и действовать соответственно. Если он будет так делать, тогда его человеческая жизнь будет совершенной. Иначе, он будет оставаться подобно животному, и он не получит никакого блага от этого дара природы, человеческой формы жизни. Благодаря процессу эволюции, мы пришли к человеческой форме жизни. Благодаря процессу эволюции, мы пришли к человеческой форме жизни, пройдя через 8,400,000, около 8,300,000 видов жизни. Затем мы пришли в эту форму жизни, цивилизованного человека. Поэтому мы не должны её неправильно использовать, занимаясь делом кошек и собак. Она должна быть использована для лучших целей. Эта лучшая цель, это познать себя, кто он такой на самом деле, является ли он этим телом, является ли он этим умом, или он отличается от тела и ума, это духовная искра. Это истинное знание.

Итак, Кришна даёт это знание в Бхагават-Гите, и Арджуна принимает. Начало Его наставлений следующее:

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

Кришна начал первый урок: «Мой дорогой Арджуна, ты не являешься этим телом. Почему ты скорбишь об этом теле? Ты не это тело. А также твои так называемые родственники, они также не являются этими телами. Они отличаются от них». Асмин дехе. В этом теле есть собственник тела, дехи. Также как ты не это пальто и рубашка, ты владелец пальто и рубашки. Подобным образом, это тело также является покрытием. Тонкое тело и грубое тело – пальто и рубашка. Но мы отличаемся от этого пальто и рубашки. Это начало наставлений. Вот что происходит, и Арджуна снова спрашивает:

пракртим пурушам чаива
кшетрам кшетра-джнам
эва ча этад ведитум иччхами
/БГ 13.1-2/

Он является учеником. "Мой Дорогой Господь Кришна, Я хочу понять, что такое материальная природа и пурушам". Пурушам, значит наслаждающийся и пракрити значит то, чем наслаждаются. Также как у нас есть небольшое понимание, мужчина и женщина. Итак, пракрити значит женщина, объект наслаждения, и пуруша, значит наслаждающийся. Итак, здесь, хотя мы одеты в разные одежды, мужчины и женщины, все пытаются наслаждаться. Поэтому даже женщина подобна женщине, её черты имеют подобие тела женщины. На самом деле она пытается наслаждаться, поэтому она является пуруша. Пуруша, значит наслаждающийся. Итак, здесь в этом материальном мире, будь то мужчина или женщина, это не важно – все пытаются наслаждаться, поэтому их называют пуруша, или живое существо называют пуруша.

Итак, Арджуна спрашивает, «Что такое эта пракрити?". Все пытаются… Теперь, вчера мы давали лекцию в университете. Один технолог спросил меня. Эта технология означает процесс, с помощью которого мы можем наслаждаться этим материальным миром. Это технология.  Итак, дух таков, чтобы наслаждаться. Итак. пракртим пурушам чаива, и кшетрам.

Кшетрам, значит поле деятельности.
Хот все пытаются наслаждаться, но он не может наслаждаться в соответствии со своими прихотями. Он ограничен телом. Мужчина пытается наслаждаться и кошка и собака пытаются наслаждаться. Но наслаждение кошек и собак отличается от наслаждения человека, из-за того, что тело отличается. Возможность наслаждаться была дана природой в соответствии с разными телами. Поэтому мы видим разумного человека и менее разумного человека, кошек и собак и человека и разного рода людей, разные виды растений, разные виды животных - разнообразие, 8,400,000. Природа очень отличается. Также как вы пытаетесь наслаждаться этим материальным миром, поэтому он даст вам подходящий тип тела. Также как свинья. Свинья означает, что она не разборчива в пище. Она может есть даже испражнения. Итак, подобным образом, личности, которые не разборчивы в том, какого рода пищу мы должны есть, им даётся определенный тип рта, так, чтобы он мог наслаждаться разными отвратительными вещами. Тигр, тигр хочет пить свежую кровь, поэтому природа дала ему подходящее тело с челюстями и когтями, чтобы он мог сразу же напасть на животное и пить кровь. Таким образом

пракртех крийаманани  гунаих кармани сарвашах
/БГ 3.27/

Мы пытаемся наслаждаться, но у нас есть наслаждения разного рода. Поэтому все принимается во внимание законами природы. И следующая жизнь, так как если я буду к чему-то стремится, я буду погружён в мысли об этом, и в момент смерти, когда я покидаю это грубое тело, есть состояние моего ума. И это умственное состояние переносит меня в подходящее положение, где я получаю подходящее тело, чтобы исполнить материальные желания. Таков процесс транцмиграции. Итак, наш процесс это… Это также описывается в Бхагават-Гите:

йанти дева-врата деван
питрн йанти питр-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино 'пи мам
/БГ 9.25/

Есть много тех, кто поклоняется полубогам. Поэтому они отправляются на планеты, где живут полубоги. Есть неисчислимое количество планет. В соответствии с Ведической литературой, эта планета Луна также является местом, где живут полубоги. Планета Солнце также подобна этому, и много других планет. Бхагават-Гита говорит: йанти дева-врата деван. Если вы хотите попасть на планету Луна, планету Солнце, планету Венера или любую другую планету, просто подготовьте себя в этой жизни, и в момент смерти, вы будете перенесены в такие-то условия жизни. Подобным образом, питр-вратах, есть Питри-лока, бхутеджйа, бхутеджйам, те, кто поклоняются призракам. Они также отправятся на такую планету.

И мад-йаджино 'пи мам Кришна говорит: «Те, кто хотят прийти ко Мне, обратно домой к Богу, они также могут туда попасть. Они также могут туда пойти». Поэтому это движение сознания Кришны таково, что если я хочу подготовить себя в этой жизни… На самом деле, эта жизнь является подготовкой к следующей жизни. Это факт. Итак, вот вам возможность, эта человеческая форма жизни. Вы или отправляетесь обратно домой к Богу, или вы снова попадаете в цикл разных видов жизни.

бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/

Вы принимаете один тип тела, живёте там какое-то время, затем оставляете его, затем принимаете другой тип тела, живёте какое-то время, потом принимаете другой вид тела. Таким образом… Но мы находимся в такой иллюзии, что хотя это нас беспокоит, принимать один тип тела, и снова его оставлять, снова принимать другой тип тела, нам это занятие не надоедает. Так как на самом деле мы вечны. Зачем нам принимать один тип тела, жить здесь какое-то время и снова его менять? Мы имеем опыт этого. Также как каждый из нас хочет, чтобы моё тело всегда оставалось вечно юным. Мы пытаемся поддерживать эту молодость с помощью множества лекарств, разными способами. Но природа не позволит вам всегда оставаться юным. Это невозможно. Вы должны меняться. Поэтому человек должен вопрошать, «я не хочу этот вид тела, старое тело, немощное тело, более обусловленное, с ревматическими болями и другими, многими заболеваниями, кашлем. Я этого не хочу, но меня заставляют принимать это тело. Это настоящая проблема. Я не хочу умирать, но смерть навязывается мне». Поэтому этот вопрос должны задавать воистину продвинутые люди, «я не хочу всего этого. Я хочу наслаждаться этим материальным миром, но меня заставляют менять тело. Я не могу наслаждаться. Я не могу наслаждаться». Вот настоящая проблема. Это истинная проблема обсуждается в Бхагават-Гите:

джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам
/БГ 13.8-12/

Мы хотим наслаждаться. Предположим, что я являюсь технологом. Я хочу наслаждаться этим материальным миром. Я что-то создаю, очень хорошие условия для жизни, как мы и делаем. Но перед тем, как завершить мое желаемое, природа это забирает. Также как я видел во Франции. Что это за арка?

Преданный: Триумфальная арка.

Шрила Прабхупада: Да. Наполеон хотел построить эту арку, и он был настолько, я имею в виду, могущественным человеком, но он не увидел её при своей жизни, ему пришлось уйти.. Ему это не понравилось, так как он хотел увидеть больше, но его убрали. Но мы этого не видим, «я пытаюсь наслаждаться, и мы используем так много способов, но где уверенность в моём наслаждении? В любой момент меня могут выбросить: «Убирайся!». Такого разума недостаёт современной цивилизации. Поэтому в Бхагаватам сказано:

парабхавас тавад абодха-джатах
/ШБ 5.5.5/

Так как эти личности являются абодха, у них нет знания, поэтому они пытаются наслаждаться чем-то, что им не дозволяется. На самом деле им это не разрешено. Никто не хочет умирать, он хочет наслаждаться и жить здесь. Но это невозможно. Поэтому это истинная проблема в том, что мы приняли условия жизни в материальном мире, которые не позволят мне исполнить мои желания самым полным образом. Это настоящая проблема. И это объясняется в Бхагават-Гите:

джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошану
/БГ 13.8-12/

Те, кто действительно разумны, они должны знать эти четыре принципа проблемы или несчастья, с которыми мы всегда встречаемся. Он должен думать так, что «я пытаюсь наслаждаться. Я планирую наслаждаться этим материальным миром, но я должен буду умереть. Я должен буду оставить это тело в любой момент. Нет гарантии того, что я буду жить так много лет. Гарантии нет. В любой момент». Поэтому Кришна описывает смерть,

мртйух сарва-хараш чахам 
/БГ 10.34/

Мртйу, значит смерть, и сарва-хараш ча, значит, та, что забирает всё. Сарва-хараш ча. "Это Я," говорит Кришна или говорит Бог. Те, кто являются демонами, те, кто не могут видеть Бога или чувствовать присутствие Бога, их называют демонами. Поэтому иногда мы слышим, что они говорят: «Вы можете мне показать Бога?». Хорошо, Бог везде. Бог находится в вашем сердце.

андантара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/

Бог есть в этой вселенной. Бог находится в вашем сердце. Бог также есть в атоме. Теперь вы должны заставить свои глаза увидеть. Почему вы говорите: «Можете ли вы мне показать Бога»? Есть ли у вас глаза, чтобы увидеть? Ваши глаза несовершенны. Почему вы так сильно гордитесь своими глазами? Если нет света, вы не можете видеть, так какова же ценность ваших глаз? Итак, ваша способность видеть ограничена определёнными условиями. Поэтому, если вы хотите увидеть Бога, тогда вы должны выполнить определённые условия
Эти условия приводятся в Ведической литературе:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.38/

Если вы хотите увидеть Бога, тогда вы должны применить бальзам любви к Богу к вашим глазам, и когда ваши глаза будут очищены, и тогда вы увидите Бога. Таков процесс. Преманджана. Према, значит любовь к Богу, и анджана, значит бальзам. Также как мы иногда не видим должным образом.
В Индии, есть такой порошок, который называется сурма. Они применяют его и они могут видеть ясно. Или какой-то другой. Подобным образом, есть возможность видеть Бога этими глазами, при условии, что вы очистите их. И каков процесс очищения? Любовь к Богу, и всё. Если вы на самом деле научитесь, как любить Бога… Это практично. Если вы любите кого-то, не смотря на то, что вы заняты столь многими делами, вы всегда видите вашего возлюбленного – «Когда я встречусь с ним? Когда я поговорю с ним или с ней?». Это практично. Поэтому, если это материально возможно, если вы разовьете вашу склонность любить… У вас есть эта склонность любить. Это естественно. Так как живое существо является неотъемлемой частицей Бога.

Бог любит, и поэтому эта склонность есть у нас. Но наша склонность любить в настоящий момент превратилась в вожделение, из-за нашей материальной обусловленности. Поэтому, если вы хотите очистить эту склонность к вожделению в любовь, тогда вы сможете увидеть Бога. Таковы условия. Мы должны этому научиться.
Это называется бхакти-йогам, бхакти-йогам, которой мы учим в сознании Кришны. Человеческая жизнь предназначена для понимания Бога, чтобы видеть Бога, чтобы говорить с Богом, чтобы жить с Богом. Это возможно. Но вам необходима небольшая подготовка. Из животной формы жизни, животное не может говорить с Богом и не может понимать Бога, не может видеть Бога. Но если вы будете продолжать оставаться в животной форме жизни, тогда вы не сможете увидеть бога, и общаться с Ним. Но если мы очистимся, если мы применим бальзам любви к Богу к глазам, тогда преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах, те, кто являются святыми... Я думаю, что «святой», это слово произошло от санскритского слова сантах. Сантах это санскритское слово. Сантах садаива хрдайешу вилокайанти. Те, кто являются святыми, те, кто обучились тому, как любить Бога, они всегда могут видеть Бога в своём сердце. Это возможно.

Итак, здесь Арджуна также является святым. Он не обычный человек, так как он лично говорит с Кришной. Если у Арджуны есть возможность дружить с Богом и лично с Ним говорить, у всех есть такая же возможность, при условии, что он возвысится до этого уровня жизни, бхакти, бхакти-йога. Так утверждается в Бхагават-Гите: "Если кто-то хочет понять Меня, тогда нужен процесс бхакти, преданного служения». Этот процесс предназначен для того, чтобы полюбить Бога, таков процесс.

И в Бхагаватам сказано... Что такое первоклассная религия?
са вай пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже
/ШБ 1.2.6/

Та религия является первоклассной, которая позволяет своим последователям полюбить Бога. Это простое определение религии, первоклассной религии. Если вы не пробуждаете вашу дремлющую склонность любить Бога, тогда

шрама эва хи кевалам
/ШБ 1.2.8/

Тогда если вы будете следовать любого рода религии, вы попросту тратите понапрасну ваше время. И всё. Это не религия. Религия, означает, понять Бога, и научиться, как любить Бога.

Итак, здесь Арджуна любит Бога, он любит Бога, поэтому он задаёт вопрос Кришне. Но как бы Кришна не ответил, это будет совершенным, так как Он совершенен. Итак, наш процесс получения знания от совершенного. Не от того, кто находится в иллюзии, кто совершает ошибки, те, чьи чувства  не совершенны и он хочет обманывать. Потому что как несовершенный человек может занять положение учителя, если он…? Сейчас есть много учёных, которым мы задаём так много вопросов, и они просто отвечают: «Да, мы пытается». «В будущем». Это означает, что он ещё не совершенен. Поэтому, если вы не совершенны, зачем же вы занимаете положение учителя? В первую очередь, станьте совершенным. Но это невозможно. Поэтому, наш процесс получения знания от совершенного. И кто может быть более совершенным, чем Сам Бог? Таков наш процесс знания.

Итак, Арджуна спрашивает у Верховной Личности Бога. И ответ в следующем стихе это: шри бхагаван увача. Там не сказано, Кришна увача. Там говорится, шри бхагаван увача: "Верховная Личность Бога ответила". Как это выглядит?

идам шарирам каунтейа
кшетрам итй абхидхийате
этад йо ветти там прахух
кшетра-джна ити тад-видах
/БГ 13.1-2/

Он очень хорошо ответил: «Это тело является полем деятельности». Идам шарирам. Шарирам, значит это тело. Это тело это поле деятельности.

идам шарирам каунтейа, этад йо ветти там прахух, кшетра-джна ити тад-видах

Тот, кто знает это поле деятельности… Также как если вы медитируем на это тело, если я вижу мой палец, если я спрошу, «Что это»? «Это мой палец». «Что это»? «Это моя голова». «Что это»? «Это моя нога». Всё «моё». А где же «я»? Где «я»? «Я», означает тот, кто спрашивает, это «я». Это самосознание. Поэтому, я, настоящий я, душа, отличается от этого тела. Ему даётся возможность жить в определённом теле. Также как человеку даётся возможность работать на определённой позиции в офисе. Подобным образом, есть 8,400,000 форм тела, и каждому живому существу была дана возможность использовать его в соответствии с его желанием. Потому что Бог находится внутри вас, в каждом

ишварах сарва-бхутанам хрд-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

В прошлом стихе я также цитировал. преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантахсадаивахрдайешувилокайанти. Он видит, что Бог присутствует в сердце каждого. Поэтому, так как Бог находится в сердце каждого, Он есть там, Он просто ждёт возможности, «Когда ты вернёшься обратно ко Мне?». Он настолько добр, настолько дружелюбен. Так как мы хотели наслаждаться этим материальным миром, поэтому Он даёт нам эту возможность, «Хорошо, наслаждайся, наслаждайся». Я хочу наслаждаться этим миром как тигр». Хорошо, получи это тело тигра». «Я хочу наслаждаться этим миром как свинья». «Хорошо, получи». «Я хочу наслаждаться этим миром как Брахма, Господь Брахма, который живёт миллионы лет». «Хорошо, стань Брахмой».

Но Кришна советует:
абрахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна
/БГ 8.16/

"Мой дорогой Арджуна, даже если ты отправишься на высшую планетную систему, Брахмалоку, ты должен будешь снова возвратиться". Таково положение в этом материальном мире. Снова прими это, и снова прими то, и снова прими что-то другое в соответствии с твоей кармой. Также как у вас есть человеческое тело. Это великая возможность. Но если вы не будете использовать его как человек, если вы будете использовать его как кошки и собаки, то вы снова будете кошками и собаками. Таков процесс. Идам кшетрам. Это тело является полем моей деятельности, и я являюсь владельцем тела, я являюсь знающим тело.

идам шарирам каунтейа  кшетрам итй абхидхийате этад йо ветти
/БГ 13.1-2/

— это истинное знание. Этад йо ветти, это знание.
Знание технологии не является знанием. Это невежество. Знание о самосознании это настоящее знание. Это возможно в этой человеческой форме жизни. Это невозможно для кошек и собак. Если мы будем неправильно использовать это тело для деятельности подобно кошкам и собакам, то мы используем его неправильно.
Большое спасибо. Харе Кришна.

 

Гость: ...разница между Бхагават-Гитой и ведическими книгами?

Шрила Прабхупада: Ведическое знание означает понять Бога, всё ведическое знание. Знание означает, что мы получаем…Веда означает знание. ветти веда вид джнане. Веда означает знание. Итак, мы хотим знать многое. Это знание. Поэтому вы можете получить информацию из Вед. Есть так называмые Аюр-веда, Дханур-веда Яджур-веда. Веда значит знание, но на самом деле Веда означает, в конце концов понять Бога. Это называется Веданта. Анта значит конечное, и веда значит знание. Итак, конечное знание это ваше, когда,… , если… Вы знаете так много всего. У нас есть много тем для понимания. Но в конечном итоге, когда вы поймёте кто такой Бог, это конец знания. Это конечное знание. Итак, это Веданта. Поэтому, Веданта значит, понять Абсолютную Истину, Бога. Это объясняется в Бхагават-Гите:

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйам веданта-крд веда-вид эва  чахам
/БГ 15.15/

Кришна говорит, что «Благодаря всему ведическому знанию, в конце концов человек должен прийти к пониманию Бога». Поэтому другое имя Бога это Брахман, Парабрахман.
Итак, брахман. Брахман означает тот, кто знает Брахман. Это называется брахман. Брахман это не класс, который можно найти только в Индии. Нет. Любой, кто знает Бога, кто знает Парабрахман, он является брахманом.

брахма джанатити брахманах

Итак, Ведическое знание означает в конечном итоге стать брахманом. Это значит понять Бога. Это ведическое знание. И обобщение Ведического знания есть здесь в Бхагават-Гите, так как Бог непосредственно даёт наставления о Самом Себе. Поэтому, это суть всего Ведического знания. Конечная цель Ведического знания это познать Бога. Но мы не можем познать Бога. Наши чувства грубы.

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ, Мадхья 17.136/

С помощью этих материальных чувств, грубых чувств, несовершенных чувств, мы не можем понять Бога. Это не возможно. Но если мы сможем удовлетворить Бога своим служением, благодаря вашей любви, тогда Он откроет Себя, откроется. Таков процесс. Итак, просто с помощью ваших спекуляций, исследовательской работы, мы не можем найти Бога. Это не возможно, хотя Бог здесь, в сердце каждого.

сарвасйа чахам хрди саннивишто
/БГ 15.15/

Бог находится в сердце каждого. Но кто об этом знает? Поэтому существует процесс, благодаря которому человек может понять Бога, кто такой Бог. Это

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхурати адах
/Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.234/

Это особый процесс, который вы должны познать с помощью языка. Через язык. Они хотят увидеть Бога глазами, но Ведическая информация такова, что вы должны познать Бога через язык. Севонмукхе хи джихва. Джихва, значит язык. Когда вы используете ваш язык в служении Господу, тогда Он открывается. Задача языка прославлять Господа, повторять святые имена Бога. Это особенно рекомендуется в этот век. Вы не можете следовать всем ритуалам в любом писании. Это очень сложно. Мы теперь настолько падшие, что это невозможно.

Поэтому общее наставление таково, что вы должны повторять святое имя Господа.

Это не значит, что мы просим вас повторять имя Кришны. Мы верим, что Кришна это имя Бога, но если у вас есть другое имя… У Бога есть много имён. Бог безграничен, поэтому у него бесконечное количество имён. Поэтому если вы будете повторять святое имя Бога, это не важно, если оно на самом деле означает… Также как «вода», Вода, если кто-то говорит джала, он имеет в виду воду. Если кто-то говорит «вода», он подразумевает воду. Если кто-то говорит пани, он имеет в виду воду. Поэтому на самом деле, если слово, которое вы используете как имя Бога, если это на самом деле настоящее имя Бога, тогда благодаря повторению святого имени вы осознаете Бога. Поэтому язык это начало осознания. севонмукхе хи джихвадау. Также как для того, чтобы контролировать язык, мы должны его одухотворить. Если вы будете держать язык материальным, тогда он ущербный. Итак, языком можно выполнять две вещи, пробовать еду, и повторять славу Господа. Если мы будем использовать наш язык таким образом… Еда значит…, наш процесс это предлагать еду Господу и остатки пищи мы съедаем, как прасад. Итак, это один процесс, это одно занятие языка. И другое занятие языка это повторять святое имя Господа. Таким образом, если вы будете использовать ваш язык в служении Господу, тогда вы постепенно осознаете. Вы не можете осознать, но Бог явит Себя, кто Он такой.

Итак, Ведическое знание, значит осознать Бога. Это конечная цель Ведического знания.

И здесь, в Бхагават-Гите, Он являет Себя Арджуне, так как он является преданным. Поэтому если мы примем слова Арджуны, тогда мы также осознаем Бога. Таков процесс. 

Гость: Я хотел бы задать вопрос об отношениях между Кришной, как Верховной Личностью Бога и Параматмой и Брахманом.

Шрила Прабхупада: Брахман.

Гость: Брахман. Как связаны эти концепции? В соответствии с вашими комментариями в Бхагават-Гите, они отличаются. Но, что такое...

Шрила Прабхупада: Нет. Они не отличаются. Брахман, Параматма, и Бхагаван. Абсолютная Истина одна, но Он осознаётся разными людьми по-разному. Также как есть большой холм. Итак, с очень большого расстояния вы видите холм чем-то похожим на облако. Но если вы подойдёте ближе, тогда вы увидите что-то зелёное. И если вы на самом деле подойдёте к  холму, вы увидите там так много деревьев, так много домов, так много живых существ. Объект один и тот же, но осознание под разным углом зрения отличается. Это описание Шримад-Бхагаватам. Абсолютная Истина называется таттва.

ваданти тат таттва-видас таттвам  йадж джнанам адвайам
/ШБ 1.2.11/

Когда я вижу холм как облако, это тот же самый холм. Когда я вижу холм как что-то зелёное, это тот же самый холм. И когда я на самом деле вижу холм, как он действует, там так много деревьев, так много животных, так много людей, так много домов, тот же холм. Подобным образом, Брахман, Параматма, и Бхагаван это то же самое, но он кажется другим в соответствии с разным уровнем осознания личности. Но в конечном итоге, Абсолютная Истина это Бхагаван, Верховная Личность Бога.

Гость: Но что это за личность? Она отличается от нашей личности.

Шрила Прабхупада: Я уже это говорил, Он отличается.

Гость: Каким образом мы..., способом вы используете концепцию личности?

Шрила Прабхупада: Он является личностью. Это утверждается в Бхагават-Гите. Во второй главе Он говорит: «Мой дорогой Арджуна, Я, ты, все эти личности, которые здесь собрались, не было такого времени, когда бы мы не существовали в прошлом, и никогда не будет так, что мы не будем существовать в будущем». Когда Он говорит: «Я, и все эти личности», они все являются личностями. Бог это личность, Арджуна это также личность и все другие, которые собрались на поле битвы, они также личности. Итак, Кришна говорит: «Все эти личности существовали в прошлом, они существуют сейчас, и будут существовать в будущем». Итак, есть прошлое, настоящее, будущее. Никоим образом Бог не является имперсональным, а также мы не являемся безличными. Мы также личностны. И это также подтверждается:

нитйо нитйанам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман
/Катха-упанишад, 2.2.13/

то, что Он является главной личностью среди других личностей. Мы живые существа, нас много личностей, и Бог это главная личность. И в чём разница между этой личностью и той личностью, личность в единственном числе и личность во множественном числе, множество? Это объясняется: эко йо бахунам видадхати каман. Что эта личность в единственном числе даёт все необходимое различным многим личностям. В этом разница. Это объясняется в Упанишад, Веданта-сутра. Итак, в конце концов, Бог это личность.

Гость: Но в, когда Упанишад говорят, что есть...

Шрила Прабхупада: Имперсональное описание.
Гость: Невыразимое единство. Это
Шрила Прабхупада:... Невыразимое
Гость: Нельзя ничего сказать о...
Шрила Прабхупада: Нет. Почему нет?
Гость: ...Верховный .
Шрила Прабхупада: Почему нет? Поскольку это также Упанишад: нитйо нитйанам четанаш четананам. Итак, Он является личностью.

ишварам идам сарвам
/Ишопанишад, 1/

Есть очень много.

апани-падо джавано грахита
/Шветашватара-упанишад, 3.19/

са  аикшата,  са асридджата
/Айтарея-упанишад, 1.1.1/

Итак, когда он говорит... В христианской Библии также, они верят, что Бог создал. Итак, если Он является творцом. Но Его тело отличается от нашего тела. Я это объяснял.

сач-чит-ананда-виграхах
/Брахма-самхита 5.1/

Гость (швед): Хорошо, я хотел бы вас поблагодарить за вашу речь. Спасибо Вам большое
Шрила Прабхупада: Харе Кришна.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |