| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Утренняя прогулка
(24 марта 1974 года, Бомбей)

Шрила Прабхупада:

са вай манах кришна-падаравиндайох
вачамси вайкунтха-гунануварнане
/ШБ 9.4.18/

Мы должны занимать все свои чувства. В первую очередь, необходимо сосредоточить свой ум на лотосных стопах Кришны. Речь необходимо использовать для описания деяний Кришны. Деяния Кришны потому так и разнообразны, чтобы мы помнили и говорили о них. вачамси вайкунтха-гунануварнане. Ноги необходимо использовать для того, чтобы посещать храм. Руками необходимо убирать в храме Господа.  Носом вдыхать предложенные Кришне цветы. Ушами следует слушать повествования о Кришне. Если мы займём наши чувства разнообразной деятельностью, связанной с Кришной, наша жизнь будет успешной. Это и называется сознанием Кришны,  вачамси вайкунтха-гунануварнане.(хинди) Теперь вы можете говорить (смех). Харе Кришна. (на хинди) … Практические цели. Эта земля и вода материальны, но мы ходим по земле. Вы можете ходить по воде?

Доктор Патель: Кто ходит?

Шрила Прабхупада: А? Вы ходите, я хожу.

Доктор Патель: Бог ходит.

Шрила Прабхупада: Пока вы...

Доктор Патель: Тело материально.

Шрила Прабхупада: ...Находитесь в этом теле, вам приходится, иметь дело с двойственностью (смех). Не может быть и речи о единстве. Когда вы освободитесь от тела, тогда другое дело. Для практических целей... Об этой философии вела беседу мать Шри Чайтаньи Махапрабху, когда Он был ещё ребенком. Чайтанью Махапрабху угощали очень вкусными сладостями, но вместо того, чтобы есть их, он ел землю. Поэтому Его мать сказала: "Моё дорогое дитя, почему Ты ешь землю? Я же дала тебе сандеш". И Он отвечал: "Мама, какая разница между землей и сандешем? Это же всё Брахман". Видите? Его мать ответила: "Моё дорогое дитя, ты прав. Но это есть глина и есть глиняный горшок. Если ты хочешь хранить где-то воду, ты не можешь её вылить на землю. Необходимо воспользоваться глиняным горшком". Эта философия единства и различия уже обсуждалась, когда Чайтанья Махапрабху был ребёнком.  Одновременное единство и различие.  Да, и глиняный горшок, и сама глина с материальной точки зрения являются одним и тем же. Но хранить воду, вылив её на землю, невозможно.  Необходимо воспользоваться кувшином (на хинди)...

Доктор Патель: Я обещаю, что нет. Потому что вы пытаетесь перекрыть мне воздух.

Шрила Прабхупада: Нет, не пытаюсь. Нужно дискутировать, это хорошо.

Доктор Патель: Да?

Шрила Прабхупада: Да.

Доктор Патель: Под вашим началом?

Шрила Прабхупада: Да.

Доктор Патель: Хорошо.

Шрила Прабхупада:

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа
джагад випаривартате
/БГ 9.10/

Доктор Патель: Это значит?

Шрила Прабхупада: "Под моим надзором". Хетунанена. "По этой причине". Майадхйакшена. "Под Моим высшим контролем".  Как, к примеру, эти юноши и девушки, мои ученики, которые работают под моим руководством. Они личности и я личность.  У них есть независимость, они могут подчиняться или не подчиняться, но они находятся под моим надзором.  Подобно этому, эта материальная природа имеет свою собственную энергию.

сршти-стхити-пралайа-садхана-шактир
эка чхайева йасйа бхунавани бибхарти дурга
/Брахма-самхита 5.44/

Но всё же йасйа иччханурупам апи чештате са. Эта материальная природа действует под контролем Высшей Личности. Поэтому говиндам ади-пуруша (на хинди)...

Доктор Патель: Мы называем его Малыш. Он невинен, как ребёнок.

Шрила Прабхупада: Да. Это очень хорошее качество. Но иногда дети заблуждаются ...
 
Доктор Патель:

йатах правриттир бхутанам
йена сарвам идам татам
свакармана там абхйарчйа,
сиддхим виндати манавах
/БГ 18.46/

Шрила Прабхупада: Самсиддхим лабхате парам.

Доктор Патель: Тогда давайте предадимся. Йена сарвам идам татам.

Шрила Прабхупада: Йена сарвам идам татам. Йена - это человек. Йена. Это не что-то безличное. Это личность. Разве нет?

Гость (1) (индус): Да

Доктор Патель: В вашем присутствии мы должны только соглашаться (смех).

Шрила Прабхупада: Нет. Вы же хорошо знаете санскрит.

Доктор Патель: Нет, я плохо знаю санскрит.

Шрила Прабхупада: Нет, нет  слово йена значит личность. Йена. Это личность.

Доктор Патель: И личностный, и безличный аспект.

свакармана там абхйарчйа
сиддхим виндати манавах
/БГ 18.46/

Теперь эта девушка, врач, которую вы на днях осадили. Она, бедняжка, считала, что, практикуя медицину, служит людям, а вы назвали ее глупой: "Ты совершенно глупа". Она делает...

Шрила Прабхупада: Она не служит. Она служит... Все служат деньгам.

Доктор Патель: Свакармана там абхйарчйа сиддхим виндати...

Шрила Прабхупада: Это нормально. Это служение, все служат. Но если он получает за это плату, то это не служение. Это не служение.

Гость (1): Если мы ожидаем, что нам заплатят...

Шрила Прабхупада: Да.

Гость (1):

карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана
/БГ 2.47/

Шрила Прабхупада: Да, служение. Кришна...

Доктор Патель (на хинди): Вы хотите выбросить это море?

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Все в этом материальном мире кому-то служат. Кому-то служат. Потому что мы все - слуги.

Доктор Патель: Мы служим кому-то или всем. Более менее это...

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Нет. Всем или кому-то. "Тот, кто служит всем, не служит никому".  Это английская пословица. Как бы там ни было, но служить необходимо. Невозможно жить не служа. Это невозможно. Все мы кому-то служим. Но результат таков, что это материальное служение... Я много раз приводил пример Махатмы Ганди, который так служил людям, но в результате его убили. Его убили. Никто не думал... Этот человек не думал: "О, этот джентльмен, пожилой человек, так служил нам. Предположим, я с ним не согласен. Как же я могу его убить?" Видите, люди так неблагодарны. Как бы вы им не служили, они никогда не будут удовлетворены.

Доктор Патель: Это служение было свакармана, карма...

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Я в первую очередь описываю служение, объясняю, что такое служение. Служение - это наличие слуги и господина. И взаимодействие между слугой и господином называется служением. Попытайтесь понять, что такое служение. У нас появилось так много хозяев. Хозяин жены, хозяин семьи, хозяин страны, хозяин закона, этот хозяин, тот хозяин. Видите? А вы служите им. "О, это мой долг. Я занимаюсь служением". Но спросите кого-либо, довольны ли они. И они скажут: "А что ты сделал?".

Гость (1): Они не будут удовлетворены.

Шрила Прабхупада: Нет. Они никогда не будут удовлетворены. Камади... Это служение моим каме, кродхе, лобхе, мохе и матсарье. Я служу своей жене, потому что она удовлетворяет мои желания.  А это значит, что я служу не своей жене, а своим чувствам. В конечном итоге, получается, что мы - слуги наших чувств. Мы не служим никому. Таково наше материальное положение. Да. В конечном счете, мы служим нашим чувствам.

Гость (1): Или нашему эго.

Шрила Прабхупада: Наши конституциональное положение - это положение слуги, но в настоящее время живое существо, обусловленное материальной природой, является слугой своих чувств. Харе Кришна. Но если я буду служить хозяину чувств, Хришикеше... Ведь чувства не независимы. Например, сейчас я двигаю рукой, но если хозяин моей руки, Кришна, парализует её, я больше не смогу ею двигать. И я даже не смогу восстановить способность двигать рукой. Поэтому я не являюсь хозяином. И хотя я претендую на звание хозяина своей руки, своей ноги, я, на самом деле, - таковым не являюсь. У них другой хозяин. Поэтому одним из имён Кришны является имя Хришикеша, повелитель чувств. Поэтому необходимо сменить объект служения.

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Мы задействуем наши чувства для выполнения разнообразной деятельности, но если мы задействуем их в служении хозяину чувств, то это уже бхакти.  Бхакти тоже является служением, но это не служение чувствам, а хозяину чувств. Это бхакти. По своему конституциональному положению я являюсь слугой. Я не могу стать господином. Я должен служить. И если я не служу повелителю чувств, то я буду служить чувствам. Таково наше положение.

Доктор Патель: Я бы... Я бы хотел послушать описание вот чего,  свакармана там абхйарчйа.

Шрила Прабхупада: Да. Свакармана.

Доктор Патель: Свакармана. Карма человека... Можно я кое-что скажу, а?

Шрила Прабхупада: Да.

Доктор Патель: Карма человека зависит от его положения в обществе...

Шрила Прабхупада: Да, да.

Доктор Патель: ... От того, кто мы: кшатрии, вайшьи, или шудры, саньяси или грихастхи. Это карма. Согласно этим словам,

свакармана там абхйарчйа
сиддхим виндати манавах
/БГ 18.46/

Получается, что карма, если человек занимается какой-то деятельностью, не ожидая никаких плодов, ничем не хуже бхакти.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Без... Результат должен быть, но там, его необходимо отдать Кришне. Отдайте результат Кришне. Там абхйарчйа. Не себе. Вы зарабатываете лакхи рупий, но там абхйарчйа, отдайте их Кришне. Не забирайте их себе или не раздавайте их своим детям. Это называется служением. Там абхйарчйа. Там абхйарчйа. В первую очередь, необходимо понять слово там. Там абхйарчйа.

Доктор Патель: Свакармана там абхйарчйа, кармана.

Шрила Прабхупада: Да, да.

Доктор Патель:   Как можно (неясно), что это карма? Поэтому я и хочу знать.

Шрила Прабхупада: Нет, карма.

Доктор Патель: Кармана абхйарчйа.

Шрила Прабхупада: Карма, кармана, в соответствии с вашей работой.  Вот, к примеру, вы работаете врачом. Вы зарабатываете лакхи рупий. Отдайте их Кришне. Это называется там абхйарчйа. И тогда ваша жизнь станет совершенной. Это также подтверждается в "Бхагаватам".

атах пумбхир двиджа-шрештхах
/ШБ 1.2.13/

Мы уже говорили о том, что наша карма, согласно варне и ашраму...

атах пумбхир двиджа-шрештха
варнашрама-вибхагашах

Все работают в соответствии с варной и ашрамом. Сванутиштхитасйа дхармасйа. Любой, исполняющий свою дхарму, будь то инженер, врач или кто-либо другой, в соответствии со своими профессиональными обязанностями, выполняет служение. Но он должен понимать

свакармана там абхйарчйа самсиддхим лабхате
/БГ 18.45/

Об этом говорится в "Гите". А также

сванутиштхитасйа дхармасйа самсиддхих,
/ШБ 1.2.13/

совершенство. Что это? Хари-тошанам. Мы должны понять, удовлетворен ли Кришна. Итак, вы зарабатываете лакхи рупий и отдаёте их Кришне. Кришна говорит:

йат кароши
/БГ 9.27/

"Чем бы ты ни занимался, курушва тад мад-арпанам, отдай плоды Мне"(смех). А не так, что: "Нет, нет, нет, сэр. Я служу Тебе, но денежки останутся у меня в кармане".

Доктор Патель: Всё принадлежит Кришне. Как мы можем что-то Ему отдать? Даже листочек?

Шрила Прабхупада: Да, да. Как это делают эти юноши и девушки. Это философия. Эти юноши и девушки отдают всё. Все свою жизнь. Всю свою жизнь. У них нет... Они не просят у меня ни единого пайса: "Дорогой сэр, дайте мне, пожалуйста, четыре анны. Я схожу в кино". Видите? Они служат. Они отдали всё, что у них было. Этот юноша, который вам нравится, Гирирадж, зарабатывает, по меньшей мере, 50000 в месяц. Он не оставляет себе ни единого пайса, ни единой найя пайсы. Вот это служение. Они не бедные. Они зарабатывают, но отдают всё Кришне.

Доктор Патель: Гирирадж, как вы зарабатываете пятьдесят тысяч рупий в месяц?

Шрила Прабхупада: Да. Пятьдесят пожизненных членов. Пятьдесят. Пятьдесят пожизненных членов по тысяче сто рупий.  Он подписывает, по меньшей мере, двоих или троих. Иногда бывает, что никого, но в среднем пятьдесят. Пятьдесят тысяч. Он не оставляет себе ни пайса. И таких много. Все. Не то что бы все зарабатывают по пятьдесят тысяч, но даже если это пятьсот или пятьдесят пайс, они всё отдают Кришне. Это называется  там абхйарчйа. Но если вы делите деньги: "Какая-то часть Кришне, а часть для удовлетворения моих чувств", тогда Кришна говорит:

йе йатха мам прападйанте
тамс татхаива бхаджамй ахам
/БГ 4.11/

Пропорционально. Если вы постарались для Кришны на цент, то Кришна ровно столько же потратит на вас. Но если вы постарались для Кришны на 1%, то Кришна тоже потратит на вас 1%. Ответное сотрудничество (смех). Да. Наша организация так распространилась по всему миру, потому что эти юноши все отдали Кришне. Поэтому она так быстро и разрастается по всему миру. Они не думают о себе лично.

свакармана там абхйарчйа
/БГ 18.46/

самсиддхир хари-тошанам
/ШБ 1.2.13/

Кришна также... А?

Гость (1): Что значит слово самсиддхи.

Шрила Прабхупада: Самсиддхи значит совершенство.

самсиддхим парамам гатах
/БГ 8.15/

Доктор Патель: А что на самом деле значит самсиддхи?

Шрила Прабхупада: Самсиддхи значит совершенный, совершенство. Самйак соврешенство.

Доктор Патель: Что такое совершенство?

Шрила Прабхупада: Совершенство значит, что вы, живые существа, гниющие в этом материальном мире, должны освободиться из его тисков и вернуться назад домой. Это и есть самсиддхи. Мы очень страдаем из-за своего пребывания в материальном мире. Три-тапа-йатана, тройственные страдания.  Все стараются избежать страданий, но это невозможно в материальном мире. Поэтому вы получаете своё духовное тело, возвращаетесь к Кришне и танцуете с Ним. Это и есть самсиддхи. "Покидая это тело, вы больше не получаете нового". И тогда он становится ничем? Нет. Мам эти. "Он возвращается ко Мне, чтобы танцевать и играть со Мной". Это самсиддхиКрита-пунйа-пунджах. Когда Шукадева Госвами описывал то, как мальчики-пастушки играли с Кришной, он говорил иттхам брахма-сукханубхутйа...

иттхам сатам брахма-сукханубхутйа
дасйам гатанам пара-даиватена
майашританам нара-даракена
сакам виджахрух крита-пунйа-пунджах
/ШБ 10.12.11/

Эти мальчики, эти мальчики-пастушки, совершили крита-пунйа-пунджах, массу благочестивых деяний, поэтому им разрешено играть с Кришной. Крита-пунйа-пунджах. Это просто так. Имперсоналисты не могут понять: "Что это? Пастушки? Играют с Кришной?". Но здесь говорится: крита-пунйа-пунджах. Не просто так.

иттхам брахма-сукханубхутйа

Сатам. Тем, кто пытаются понять брахма-сукху, открывается Высшая Истина, Кришна. И дасйам гатанам пара-даиватена. Но те, кто стали слугами Господа, могут общаться непосредственно с Верховной Линостью Бога. И

майашританам нара-даракена

Мудха. Майашританам. Они думают: "Этот Кришна - просто обычный мальчик. Что это?". А они играют. Эти мальчики играют с Ним. Почему? Крита-пунйа-пунджах. После многих жизней, наполненных благочестивой деятельностью, они заняли такое положение, крита-пунйа-пунджах. майашританам нара-даракена. Харе Кришна ...

Чтобы понять Кришну и заниматься служением Господу, требуются определённые качества, которые полностью...

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
/БГ 7.28/

Джананам пунйа-ка... Те, кто просто... Это высшая пунйа-карма. А материальная пунйа-карма, есть  некоторое расхождение... Как, к примеру, Нага. Нага. Он занимался благотворительностью, раздавал коров, но одна маленькая ошибка - и он стал аллигатором.

Доктор Патель: Да, да, да. И он упал в...

Шрила Прабхупада: Колодец.

Доктор Патель: Да, в колодец. А те мальчики пришли, и Кришна их спас.
 
Шрила Прабхупада: Он каждый день раздавал тысячи коров.

Доктор Патель: Но однажды по ошибке отдали корову, принадлежащую брахману.

Шрила Прабхупада: Да. Так бывает, когда занимаешься благочестивой материальной деятельностью. Всегда есть риск. Всегда.

Доктор Патель: Вернёмся?

Шрила Прабхупада: Что? Ещё пройдёмся? Давайте пройдёмся ещё немного.

крита-пунйа-пунджах
/ШБ 10.12.11/

Доктор Патель (говорит на ханди).

Шрила Прабхупада (на хинди): ... начинайте тогда, когда будет посветлее. Не в темноте.

Доктор Патель: До этого мы начинали раньше,  без четверти шесть. А сейчас в шесть тридцать.

Шрила Прабхупада: Не в шесть тридцать.

Доктор Патель: Самое большое удовольствие - приходить сюда в шесть. Здесь действительно очень хорошо.

Шрила Прабхупада: … А они хотят приходить, когда будет посветлее. Я могу приходить и в два (смех).

Доктор Патель: Мне прийти в понедельник?

Шрила Прабхупада: Все знают.

Доктор Патель: Мне прийти в понедельник в три и разбудить вас?

Шрила Прабхупада: Да, в любое время. Я встаю в час. Все это знают.

Доктор Патель: Я встаю в три и читаю. И однажды я приду к вам в комнату.

Шрила Прабхупада: Вы встаёте позже. Позже меня. Я поднимаюсь в час.

Доктор Патель: И ложитесь спать в двенадцать?

Шрила Прабхупада: Нет.

Доктор Патель: В девять.

Шрила Прабхупада: Нет. Я ложусь спать между десятью и одиннадцатью.

Доктор Патель: Я ложусь спать в девять тридцать. Мне необходимо ложиться спать рано. Иначе я не смогу встать.

Шрила Прабхупада: Хорошо, пойдёмте... Дал, чапати (неразборчиво) готовят брахманы.

Доктор Патель: У него очень хороший повар. В тот день я не знаю, как он сбежал, или... Вы отругали его, нет?

Шрила Прабхупада: Нет, иногда они курят биди. В этом и проблема.

Индус (2): Не на самой кухне, а на улице.

Доктор Патель: Они занимаются всякой глупостью.

Шрила Прабхупада: В этом-то и проблема.

Доктор Патель: Мы не позволяем им этого делать, но они всё равно делают.

Шрила Прабхупада: А также пьют чай и курят.

Доктор Патель: Все повара всегда пьют чай. Они не любят...

Шрила Прабхупада: Это наша проблема. Мы не хотим подавать такой дурной пример ...индусская система основана на гигиене. Да.

Доктор Патель: На строгой гигиене. Туалеты тоже.

Шрила Прабхупада: Всё.

Доктор Патель: Их необходимо держать в чрезвычайной чистоте, а не то можно подцепить какое-то заболевание …

Шрила Прабхупада: Эти юноши и девушки из Америки и Европы сразу же оставили свои дурные привычки: курение, употребление чая, все привычки, перестали есть мясо. Но если мы попросим сделать это какого-нибудь индуса, он будет размышлять над этим, пока не умрут три поколения его потомков.

Доктор Патель: Потому что их так учили с самого детства.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Их с детства так воспитывали (неразборчиво): есть мясо, пить вино, чай, курить, вступать в незаконные половые отношения, но они сразу же отказались от этого.

Доктор Патель: Но гигиена у них тоже есть.

Шрила Прабхупада: Они соблюдают принципы гигиены настолько, насколько это возможно, единственное, что необходимо, - это задать им нужное направление.

Доктор Патель: Эта кухня слишком мала, гостиница, они...

Шрила Прабхупада: Нет. Мы можем сделать большую кухню, у нас достаточно места.

Доктор Патель: Я говорил им, может, добавить к ней маленькую комнатку, где эти юноши могли бы... (на хинди).

Шрила Прабхупада: ... Я не это тело.

Доктор Патель: Верно. Значит, у москитов тоже нет тела.

Шрила Прабхупада: Они терпят. На самом деле, они терпят, потому что думают: "Я - не это тело. Пускай москиты его кусают".

Доктор Патель: (смеётся): Значит, у москитов тоже нет тела.

Шрила Прабхупада: Нароттама дас Тхакур говорит:

деха-смрити нахи йара
самсара бандхана каха тара
/ЧЧ, Мадхья 13.142/

Тот, кто находится за пределами телесной концепции, не имеет никаких материальных обязательств. Посмотрите, сколько садху, они ходят почти голышом. Даже в лютый холод. Они привыкли.

Доктор Патель: Они достигли уровня  авадхута-веша.

Шрила Прабхупада: Это тоже авадхута-веша.

Доктор Патель: Но этого уровня ещё надо достичь.

Шрила Прабхупада: Нет, так или иначе, они в некоторой степени этого достигли. "Не обращать внимания на москитов. Путь кусаются. Я - не это тело".

Доктор Патель: (смеется): Вы их загипнотизировали.

Шрила Прабхупада: Нет, на самом деле, они сами это делают. Хотя мы видим, что с точки зрения тела, их позиции ослабели, их это не беспокоит. Они... Видите ли, если бы они были слабыми, то как бы они воспевали и танцевали во время санкиртаны? Они совсем не слабые. (на хинди) … "Дайте мне потанцевать И тогда я прыгну выше вашей головы". (Патель смеётся). Это философия. "Сейчас я дас, а затем я стану твоим хозяином".

Доктор Патель: Как можно быть моим хозяином, если я ничто: если я дас, значит я ничто.

Шрила Прабхупада: Это называется философией пустоты. Вы являетесь кем-то. Как можно быть ничем?

Доктор Патель: Как можно быть хозяином хозяина?

Шрила Прабхупада: Это невозможно, но майявади пытаются этого достичь.

Доктор Патель: (на хинди)

Шрила Прабхупада: Эти майявади хотят стать хозяевами (на хинди)…

Шрила Прабхупада: Они маявади?

Доктор Патель: Нет, они вайшнавы. Все.

Шрила Прабхупада: Но они поклоняются...

Доктор Патель: Они поклоняются Кришне.

Шрила Прабхупада: Нет. Кришна и их изначальный...

Доктор Патель: Гуру. Они полоняются вам, не так ли?

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Гуру можно поклоняться, но...

Яшоматинандана: Они поклоняются гуру, как Богу.

Доктор Патель: Нет. Бог - это Бог. Как...

Шрила Прабхупада: Харе Кришна.

Доктор Патель: Они поклоняются и гуру, и Богу.

Шрила Прабхупада: Это гуру. Гуру и Бог...

Доктор Патель: И вы. Невозможно приблизиться к Богу без гуру.

Шрила Прабхупада: И тогда: "Пусть Бог подвинется". Так неправильно. Это нехорошо.

Доктор Патель: Это не так. Мне кажется, что кто-то вас неправильно проинформировал, сэр. Я принесу вам кое-какую сравнительную литературу, чтобы ... Там нет четырехрукой формы.  Мы не то с вами увидели. Нет.

Шрила Прабхупада: Но вы же мне не то показали.

Доктор Патель: Это было то, но мы смотрели в темноте. Это было, это была фотография самого Кришны, и там не было четырех рук.

Шрила Прабхупада: Но я видел фотографию. Там у гуру четыре руки.

Доктор Патель: Нет. Мы оба смотрели на неё в темноте. И мне также интересно...

Шрила Прабхупада: В Рама-мандире, но там не было Рамы.

Доктор Патель: Да, все Рама-мандиры выродились.

Шрила Прабхупада: Там не было Рамы. Только фотография гуру. Он и является Рамой.

Доктор Патель: Это Рама. Во всех храмах Санджаи всегда есть Кришна …

Шрила Прабхупада: ... Что это?

Гость (2) (индус): Нет, нет. Он из той сампрадаи… Они поклоняются Богу как Свами Нараяне. Мой Господь - Нараяна. Свами означает Господь, а Нараяна является Господом. Поэтому они всегда говорят: "Свами Нараяна, Свами Нараяна". Точно так, как мы повторяем Харе Кришна Харе Кришна, они повторяют "Свами Нараяна, Свами Нараяна, Свами Нараяна". Господь - это Нараяна, Бог - Нараняна. И Свами тоже Нараяна. Видите, что он на самом деле проповедует: "Наш Свами является Нараяной". У них есть песня "Свами Нараяна".

Шрила Прабхупада: Это майявада. Это майявада.

Гость (1): Это майявада или чем бы это ни было.

Доктор Патель: Всё является майявадой.

Гость (2): О, Господь - Нараяна.

Шрила Прабхупада: Как только мы говорим: Наш Свами является Нараяной" - это майявада.

Доктор Патель: Вы прочли все журналы, которые прочел и я. Он принимает...

Шрила Прабхупада: ... Вивекананда сказал: Даридра-нараяна. А теперь вот "Свами Нараяна".

Доктор Патель: Это совсем другое. Не ставьте их на один уровень.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Между ними нет разницы.

Доктор Патель: Не заводитесь, а то...

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Я не завожусь. Это вы заводитесь.

Гость (1): Вы тоже не заводитесь.

Доктор Патель: Я не завожусь, но это не одно и то же. Я принесу вам настоящ...

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Я спрашиваю, в чём разница между этим даридра-нараяной и Свами Нараяной? Мне интересно.

Доктор Патель: Видите ли, он на самом деле поехал в Бадринатх. Если мы зовём его Нараяна, Нараяна, как и нашего Господа, где же здесь майявада? Каким образом это является майявадой?

Шрила Прабхупада: Об этом говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур.

сакшад-дхаритвена самаста-шастраих
/Шри-Шри-Гурв-Аштака/

Гуру почитают наравне с Богом. Харитвена самаста-шастраих. Саба-шастра.

Доктор Патель: Во всех шастрах.

Шрила Прабхупада:  Говорится: сакшад дхаритвена самаста-шастраир уктах. И этот принцип принимают все святые личности. Кинту прабхор йах прийа ева тасйа. Он не равен Прабху, но является Его дорогим слугой.

Доктор Патель: Верно.

Шрила Прабхупада: Это концепция вайшнавизма. Но как только вы называете его Богом, то это уже майявада.

Гость (2): Да, но мы не... Но он не так...

Гость (1): Нет. Свами Нараяна, я говорил вам, что принцип Свами Нараяны состоит в том...

Гость (2): Свами Нараяна...

Доктор Патель: Вы не имеете права говорить.

Гость (2): Нет, нет. Из этого всего я понял...

Доктор Патель: Существует три вайшнавские школы. Но эта... В этой школе и проповедь, и всё, что касается поклонения, такие же, более менее.

Шрила Прабхупада: … Дело в том, что... Говорится, что гуру можно поклоняться как Кришне, но поклоняющийся знает: "Я поклоняюсь своему гуру не потому, что он стал Кришной, а потому, что он является самым близким слугой Кришны". Это и есть вайшнав.

Доктор Патель: Он сказал, что все - вайшнавы. Он каждый раз говорит одно и то же.

Шрила Прабхупада: В том-то и разница между вайшнавской школой и школой майявады. Адвайта-вада и двайта-вада. Они становятся очень сильными, но в то же время остаются слугами.

Доктор Патель: Эти шуддхадвайтавади, у них верхняя и нижняя одежда такие же, как... вы называете майявади. Они говорят, что всё это чушь, ничто и нереальность. Они ... оба являются единым, оба правы, оба существуют и оба... Они говорят, что иллюзии нет. Всё является единым.

Шрила Прабхупада: Одновременное единство и различие.

Доктор Патель: Это немного …

Шрила Прабхупада: Если вы не принимаете тот факт, что различие существует, значит это майявада. И только единство - это тоже майявада.

Доктор Патель:  Верно. Вы можете... Вы принимаете то, что оба являются единым и различным, или другое объяс..., это известно только Кришне и больше никому.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Нет, почему только Кришне? Преданный Кришны тоже знает.

Доктор Патель: Все являются вайшнавами-преданными, не так ли?

Шрила Прабхупада: Нет, это майявада. Не все.

Доктор Патель: Ачча. Преданные Валлабхачарьи, вайшнавы разве не...?

Шрила Прабхупада: Валлабхачарья - это сампрадайя.

Доктор Патель: Но разве они не вайшнавы?

Шрила Прабхупада: Это самрпдайя. Вишну Свами-сампрадайя. Это приемлемо. Приемлемо.

Доктор Патель: Вайшнавы Рамануджачарьи, разве они не вайшнавы?

Шрила Прабхупада: О да.

Доктор Патель: Тогда почему вы так говорите? Они все вайшнавы, но...

Шрила Прабхупада: Но Рамануджачарья не говорил, что преданный является Богом.

Доктор Патель: Нет... единство с различием. Да. Это философия вишнуадвайты. И нирвишеша. Философия нирвишишта-адвайтавади санкхйа. Нирвишишта.

Гость (1): Что значит Нирвишишта?

Доктор Патель: Валлабхачарья.

Шрила Прабхупада: Нирвишишта значит... Нет, Валлабхачарья... шуддхадвайта. Шуддхадвайта. Это называется кеваладвайта. Кеваладвайта…  Кришна является ади. Вишну находится в материальном мире, его считают одним из дев. Брахма, Вишну, Махешвара. И Кришна говорит:

ахам адир хи деванам
/БГ 10.2/

Гость (1): Значит, Кришна является ади для Вишну.

Шрила Прабхупада: И Вишну тоже.

Доктор Патель: Маха-Вишну.

Шрила Прабхупада: Да. Ни один из Маха-Вишну не является ади. Маха-Вишну является кала-вишеша, частичным проявлением Кришны. Так говорится в "Брахма-самхите".

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах,
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешах
/Брахма-самхита 5.48/

Тот Маха-Вишну, из которого исходят бесчисленные вселенные, является кала-вишеша.

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.48/

Харе Кришна. Джая ... От Господа Брахмы. Брахмы.

Преданный: Шрила Прабхупада, её обнаружил Господь Чайтанья? "Брахма-самхиту?".

Шрила Прабхупада: Да. Некоторые из рукописей были найдены в Южной Индии. Они их принёс с собой и сказал, что это произведение является авторитетным.

Доктор Патель: На самом деле, вайшнавизм произошёл из Южной Индии.

Шрила Прабхупада: Дажа Шанкара был из Южной Индии.

Доктор Патель: Вайшнавский культ пошёл из Южной Индии.

Шрила Прабхупада: Все ачарии тоже были из Южной Индии.

Доктор Патель: Они более религиозны.

Шрила Прабхупада: Валлабхачарья также из Южной Индии.

Доктор Патель: Разве Валлабхачарья не с севера?

Шрила Прабхупада: Из Южной Индии…

Доктор Патель: И самое худшее...

Шрила Прабхупада: ... пляжи. Такой же песок, как здесь. Не такой, как там.

Доктор Патель: Как здесь.

Шрила Прабхупада: Да. Этот мягкий песок. Куда ни пойдёшь, везде песок. Этот пляж Джуху особенно хорош.

Доктор Патель: Специально для нас (смеётся)…

Шрила Прабхупада: ... Царство, махараштрийские брахманы были непреклонны.
 
Доктор Патель: Они не служили мусульманам, как те, которые жили в Бенгалии и Гуджарате. Брахманы из Гуджарата и Бенгалии служили мусульманам...

Шрила Прабхупада: Брахманическая культура. Санатана Госвами также был брахманом, но общество брахманов отвергло его, потому что он служил мусульманам. Но затем Кришна в облике Чайтаньи Махапрабху возвысил их до уровня госвами. Имена также изменились. Дабир Кхас.

Доктор Патель: Это мусульманское имя.

Шрила Прабхупада: Да, мусульманское.

Доктор Патель: Но здесь, в Гуджарате, очень много брахманов и...

Шрила Прабхупада: ...Судьи.

Доктор Патель: Но тогда это мусульманские брахманы.

Шрила Прабхупада: Это мусульманское имя. Их предки были судьями. Вот и всё. Кази, ничего страшного... Мунши, Кази.  Это обычные. Если вы подойдёте к любому из них и скажете "Харе Кришна", они поймут: "Это люди из Харе Кришна". И всё. Харе Кришна. Где угодно: в Африке, Австралии, Японии, все знают: "Это люди Харе Кришна". Нас знают как "Людей Харе Кришна". Есть очень много квартир...

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |