| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Утренняя прогулка
(9 января 1974, Лос-Анжелес)

Шрила Прабхупада: ...Источник всего, одушевленного и неодушевленного.

Праджапати: Джая. Ваша лекция сегодня утром была блестящей, Шрила Прабхупада. Ваша логика может разбить кого-угодно. (Шрила Прабхупада посмеивается). Хотя теологи негодяи, никогда не примут никакого авторитета кроме их собственного. Они такие сумасброды.

Шрила Прабхупада: Это называется мано-дхарми. В санскрите это называется мано-дхарми, умственные выдумщики.

Праджапати: На самом деле это заболевание.

Шрила Прабхупада: И поэтому философы от ума порицаются.

маноратхенасати дхавато бахих
/ШБ 5.18.12/

Потому что они продолжают или их уносит колесница ума, маноратхена. Маноратхена асати. Маноратха, когда вы парите на колеснице ума, вы не можете иметь какой-то одной идеи. Потому что ум мечется. Санкалпа-викалпа. Деятельность ума - «принимать это, и отвергать то». Итак, всё, что эти мыслители и делают. Кто-то выдвигает какую-то теорию, и через несколько лет он сам её отвергнет или кто-то другой её отвергнет. Поэтому маноратхена, благодаря умственным выдумкам, вы будете оставаться на материальном уровне. Вы не сможете обрести никакой духовного понимания. Поэтому

харав абхактасйа куто махад-гунах
/ШБ 5.18.12/

Любой, кто не находится на духовном уровне… Духовный уровень означает быть преданным Господа. Майавади, потому что они не являются преданными Господа, не находятся на духовном уровне. Они на материальном уровне. Они выдумывают, дух – «что-то отрицающее материю». И всё. Это всё умственные выдумки. Это плохо. «Хорошее означает отрицание плохого». Они также так думают. Они не знают в этом материальном мире, плохое и хорошее это тоже самое. Потому что это материя. Этого они не знают. Они думают, «это плохо, это хорошо». Но они не знают, материальное восприятие чего-либо, хорошего или плохого, это одно и тоже. Этого они не знают.

`дваите' бхадрабхадра-джнана, саба — `манодхарма'
`эи бхала, эи манда', — эи саба `бхрама'
/ЧЧ, Антья 4.176/

Дваите означает эта внешняя энергия Кришны. Там все заражено.

Бахулашва: Как плохое и хорошее может быть одинаковым, Шрила Прабхупада?

Шрила Прабхупада: Также как мы идём по этой улице. Иногда мы говорим, «это очень хорошо». И иногда, «это плохо». Но улица та же. Поэтому как она может быть хорошей или плохой? Это просто выдумки ума.

Бахулашва: Восприятие чувств?

Шрила Прабхупада: А? Умственные выдумки. Тогда это сухая… Итак, сухость также, иногда, это «о, это очень сухо». Но снова, говорим сухое, мы должны говорить, «о, сегодня очень хорошо». Это просто умственные спекуляции.

Преданный: Это как мокрые и сухие испражнения. Это всё равно испражнения.

Шрила Прабхупада: А? Да. (смех) таков пример. Сухая часть испражнений, они говорят, «о эта часть очень хорошая». Он забывает, что в конце концов, это испражнения. Итак, что же это сухое или влажное? Также как они совершают научный прогресс. Но существует смерть. Итак, какова польза от вашего прогресса или отсутствия прогресса? Тот, кто совершил прогресс в науке, также умрёт. И вы прогрессивные, также умрёте. Тогда что же такое хорошо? Вы не можете себя защитить от смерти. Тогда каков же смысл этого «хорошего?». «Это хорошо. Это прогресс, а это не прогресс».

Сварупа Дамодара: Но разница между плохим и хорошим…

Шрила Прабхупада: Вот вам разница. Вы создали эту разницу.

Сварупа Дамодара: Я думаю, что это зависит от сознания индивидуума.

Шрила Прабхупада: Относительность, относительность, закон относительности. То, что является пищей для одного это смерть для другого, то же самое. Поэтому как вы можете говорить, что еда хорошая или плохая? Не так ли? «Пища одного человека является ядом для другого».  Поэтому как вы можете отличать эту пищу от яда? Один человек скажет, «нет, это не еда». Другой человек скажет, «это яд». Итак, как вы будете различать? Итак, хорошее или плохое это просто умственные спекуляции. Потому что это находится на материальном уровне, где нет ничего хорошего. Всё плохое. Иначе почему Кришна сказал:

сарва-дхарман паритйаджйа
/БГ 18.66/

Под именем "дхарма", происходит так много глупости. Поэтому Кришна говорит,  сарва-дхарман паритйаджйа . Это не дхарма. И  Бхагавата говорит:

дхармах проджджхита-каитаво `тра
/ШБ 1.1.2/

"такого рода религиозная система отвергается в Шримад-Бхагаватам». Все так называемые религиозные деятели они просто обманывают. Обманывают. дхармах проджджхита-каитавах. каитавах означает обманывать. Всё является обманом. Они говорят: «Мы прогрессируем». Как вы прогрессируете? Проблема рождения и смерти существует. Поэтому в чём же смысл вашего прогресса?

дхармах проджджхита-каитаво `тра парамо нирматсаранам

Праджапати: Это - единственное средство, чтобы выйти из этого маноратхена.

Шрила Прабхупада: Маноратхена, да. Маноратхена означает, что если вы остаетесь на той платформе, тогда Вы должны снова всё отвергнуть. Так они и делают, так называемые учёные, философы. Они выдвигают некоторую теорию, и после некоторого времени, они отбрасывают это. Итак, если Вы остаётесь на умственной платформе, то эти дела принятия и отклонения так и будут продолжаться. Вы никогда не придёте к выводу. Поэтому нужно подняться на духовный уровень. Это

нитйах шашвато 'йам пурано на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Это вечно, вечное.

Праджапати: Не теория.

Шрила Прабхупада: Нет. Да.

Умапати: Они просто постоянно спекулируют о материальной природе.

Шрила Прабхупада: А?

Умапати: Они спекулируют о материальной природе.

Шрила Прабхупада: Да.

Умапати: И они никогда не смогут быть духовными.

Шрила Прабхупада: Нет, нет.

Умапати: Всегда только материально.

Шрила Прабхупада: Количество нулей никогда не сделает единицу. Это ноль. Вы добавляете тысячи нулей, один за другим, - стоимость будет равна нулю. Не один.

Сварупа Дамодара: Но есть теория, Шрила Прабхупада... Не теория. Это факт, что если некоторое число, возвести в степень нуля, то получаем единицу. В математике.

Шрила Прабхупада: Ничего страшного. Но я говорю, что вы объединяете миллионы нулей. Но это никогда не станет единицей. Ноль есть ноль. Ноль плюс ноль равняется нулю. Ноль минус ноль равняется нулю. Ноль умножить на ноль, - ноль. Ноль, разделенный на ноль, - ноль. Это - всё. Где Вы получаете...? И если рядом с нулем вы поставите единицу, эко брахма, сразу это становится десятью. И добавьте другой ноль, сразу сто, в десять раз увеличивается. Единица должна быть, единица – Бог. Тогда ноль увеличивает значение. Точно так же этот материальный мир - ноль, но если есть сознание Кришны, то это ценно. Тогда это ценно.

Праджапати: Но эта маноратхена, колесница ума, она никогда не является ценностью.

Шрила Прабхупада: Нет, у этого нет никакой ценности.

Праджапати: Всей западной...

Шрила Прабхупада:
маноратхенаасати дхавато бахих
/ШБ 5.18.12/

Умственными спекуляциями вы остаетесь на этом асати, в этом временном поле. Асат означает «который не будет существовать». Если вы возьмете что-либо в этом материальном мире, оно не будет существовать. Где-угодно человек может сказать. Здание небоскреба построено, но все знают, что оно не будет существовать. Однажды оно упадет. Все знают. Это никогда не будет существовать. Это объяснено Кришной в Бхагават-Гите, что если вы думаете, что жизнь возникла из комбинации материи, что жизни не было раньше этой комбинации. И эта комбинация распадётся. Так что жизнь, не будет больше жизни.  Тогда почему в эти три периода вы жалуетесь? Такова жизнь. Поскольку согласно этой теории «Комбинация материи создаёт жизнь».  Итак, перед комбинацией не было никакой жизни, и когда комбинация распадётся, нет никакой жизни. Итак, в начале и в конце нет жизни. Почему вы жалуетесь в середине? Очень хорошее рассуждение. Поэтому Прахлада Махараджа говорит:

майа-сукхайа бхарам удвахато вимудхан
/ШБ 7.9.43/

майа-сукхайа, это иллюзорное, иллюзорное счастье. майа-сукхайа.
И по этой причине, они делают огромный, великолепный механизм и работают день и ночь, и вся эта работа будет равна нулю. Это началось с ноля, и это закончится нолем. В середине они оживленны. Только посмотрите. Поэтому вимудхан.

Хануман: В Ваших книгах Вы говорите, что мир походит на сон.

Шрила Прабхупада: Да, это - сон.

Хануман: Как это - сон?

Шрила Прабхупада: Сон, точно так же как прошлой ночью у Вас был какой-то сон.

Хануман: Да.

Шрила Прабхупада: Ну, у этого нет никакой ценности. Это прошло. И снова, этой ночью, когда Вы будете спать, Вы забудете все эти вещи. Вы будете видеть сны. Вы не можете запомнить на протяжении ночи, когда вам снится что  "У меня есть свой дом, у меня есть своя жена, у меня есть..». Вы всё забываете. Таким образом, это - сон.

Хануман: Это правда или не правда?

Шрила Прабхупада:  Нет, нет. Где правда? Ночью Вы забываете. Вы помните, когда вы спите, что у вас есть своя жена, и вы спите на кровати? Вы пошли на расстоянии приблизительно в три тысячи миль и видели что-то ещё. Вы помните, что у Вас есть место для проживания?

Хануман: Нет.

Шрила Прабхупада:  Таким образом, это - сон ночью. И ночной сон, то, что Вы видели ночью, - это теперь сон. Так что это оба сна. Вы просто посетитель. Вот и всё. Вы видите этот сон и этот сон. Вы существуете, вы факт, но то, что вы видите, это сон.

Хануман: Но у меня есть впечатление, что "Это действительность, и мой сон не верен». Каково различие...?

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Всё является недействительным. Как это так? Если это так, то почему вы забыли это ночью? Почему Вы забываете? Если это верно. Вы помните ночью?

Хануман: Нет, я не помню.

Шрила Прабхупада: Тогда? Что же является действительным? Поскольку Вы не помните сны, которые вы видели вчера вечером... Вот поэтому мы говорим "сон". Так же как эта вещь, потому что Вы забываете её ночью, это - также сон.

Хануман: Но у меня есть ...

Шрила Прабхупада: Этот день - сон, и есть ночной сон. Вот и всё.

Бахулашва: Джая. День-сон и ночной сон. И ночной сон, тогда Вы чувствуете, что он как будто является реальным.

Шрила Прабхупада: А?

Бахулашва: Когда вам снятся сны ночью, вы думаете, что это реально.

Шрила Прабхупада:  Да. Это реально. Вы кричите... Это - сон, но вы кричите, "Здесь тигр, тигр, тигр!". Где тигр? Но Вы видите, что это - факт, тигр. «Тигр меня убьёт». Но где тигр. (пауза...) ... во сне Вы обнимаете какую-то красивую девушку. Где эта красивая девушка? Но на самом деле это происходит.

Хануман: Это происходит?

Шрила Прабхупада:  Это происходит потому что происходит выделение семени, ночная поллюция. Но где же эта девушка? Разве это не сон? Таким образом,  это также сон. Вы имеете эффект правдивости, но это сон. Майя ... Поэтому она называется майа-сукхайа. То же самое, когда ночью вы спите, вы обнимаете хорошую красивую девушку, но здесь её нет, так же, как и в дневное время, независимо от успеха в этом процессе, вы делаете то, что вам нравится. Майя-сукхая. Мы счастливы, мы мечтаем: "Этот процесс сделает меня счастливым. Этот процесс сделает меня счастливым». Но весь этот процесс только сон. Вы принимаете этот день-сон как реальность, потому что его продолжительность велика. Ночью, когда вы спите, его продолжительность полчаса. А этот в течение двенадцати часов, или более того. Вот в чём разница. Этот сон двенадцать часов, и этот сон полчаса. Но на самом деле, они оба являются сном. И потому, что этот сон двенадцать часов, вы принимаете его как, принимаете это за реальность. И это называется иллюзией.

Бахулашва: Иллюзия.

Шрила Прабхупада:  Да. Мы проводим  различие между животными и себой, но мы забыли, мы забываем, животное умрёт, и я также умру. Так где же моё продвижение? Останетесь ли вы? Вы также умрёте. Так где же ваше продвижение от животных? Это указано в шастре:

ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча саманйам этот па-шубхир наранам
/Хитопадеша/

Питание, сон, половая жизнь и защита - это также дела животных. И вы делаете то же самое. Как вы отличаетесь от животных? Вы умрёте. Животное умрёт. Но если вы говорите: "Я умру через сто лет, и этот муравей умрёт через час", это не значит, что вы реальны. Это вопрос времени. Так же, как эта огромная вселенная. Всё будет уничтожено. Как ваше тело будет уничтожено, она будет уничтожена, уничтожение, исчезновение. Природный закон, всё будет поглощено. И поэтому, это сон. Это длинный продолжительный сон. Вот и всё. Ничего больше. Но преимущество в том, что даже в этом сне вы можете осознать реальность, Бога. То есть ... Так что если вы не воспользовались этим сном, то вы потерялись.

Хануман: Так что я в полусне.

Шрила Прабхупада:  Да. Это ... Поэтому Веды говорят: уттиштхата. "Вставай, вставай, вставай!". Джаграта. "Проснись».

прапта-варан нибодхата
/Катха-упанишад/

"Теперь у вас есть эта возможность. Используйте её». Это предписание Вед.  уттиштхах джагратах прапта-варан нибодхата. Это предписание...

Тамаси ма джйотир гама
/Брхад-аранйака Упанишад, 1.3.28/

Это предписание Вед. Таким образом, мы проповедуем то же самое, что "реальность здесь, Кришна. Не оставайтесь в этой темноте. Приходите в это сознание. Такова наша проповедь. Тамаси ма джйотир гама. (пауза...)
на опыте, солнечный, яркий день, и этот мрачный день. Итак, когда вы находитесь в темноте, мы должны признать: "Существует свет». Потому что темнота означает отсутствие света. Так как мы находимся в темноте этого материального существования, то должна быть какая-то светлая жизнь. То есть духовный мир. Это реальность. (пауза. ..)

ахам брахмасми

"О, я не принадлежу этой темноте, тёмной атмосфере. Я принадлежу к светлой атмосфере». Это самореализация. ахам брахмасми.

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
/БГ 18.54/

Это уровень брахма-бхута.
/ШБ 4.30.20/

Например, эта чакра. Я езжу на этом колесе. Но я имею в виду, я продвигаюсь. Что это за прогресс? Это уже здесь. Так же, как они продвигаются в науке, и они должны оставаться здесь. Они пытаются на протяжении многих лет достигнуть планеты Луна, и никакого результата. (смеется) То же самое, то же самое. "Теперь мы собираемся идти на планету Луна». Мы собираемся снова. Вот и всё. Итак, самсара-чакра. Так же, как собака. Собака иногда лает: "Гав-гав-гав-гав!". Владелец говорит: "Давай сюда». Сразу же приходит. Она считает, что "У меня есть свобода. Позвольте мне перепрыгнуть». Понимаете. Так что мы думаем так. Мы находимся под давлением Майи: "Давай, давай сюда».

пракртех крийаманани  гунаих кармани сарвашах
/БГ 3.27/

Он находится под узами пракрити. Он не может пойти никуда. (пауза...)

Хануман: Одновременно во сне, и не во сне. Поэтому, когда ...

Шрила Прабхупада: Это реальность, когда вы повторяете Харе Кришна. Это реальность.

Хануман: Но я также вижу всё это.

Шрила Прабхупада: А? Это другая вещь. Вы на пути к  реальности.

Хануман: На пути?

Шрила Прабхупада: Да. Это процесс. Когда процесс будет завершён, вы попадёте в реальность. Но это процесс.

Чето-дарпана-марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

Мы не можем различить теперь реальность и нереальность, потому что сердце нечисто. Поэтому мы должны его очистить, а затем мы переходим к реальности.

Сварупа Дамодара: В этом отношении, Шрила Прабхупада, когда человек приходит к той стадии, нет никакого различия между живым и неживым. Это правда?

Шрила Прабхупада: Высшая ступень?

Сварупа Дамодара: Да.

Шрила Прабхупада: На высшей ступени всё живое.

Сварупа Дамодара: Да. Даже камень ... Даже камень имеет душу.

Шрила Прабхупада: Ах, да, да. Так же, как это дерево. Вы рубите, оно не протестует. Сознание не развивается. То есть ... Но он получил жизнь. Вы учёные, вы не верите, что жизнь имеет также и камень?

Сварупа Дамодара: Нет, говорят, это просто материя.

Шрила Прабхупада: А?

Сварупа Дамодара: Они говорят, что жизни там нет.

Шрила Прабхупада: Нет, есть жизнь.

Нитай: В каждом камне есть жизнь?

Шрила Прабхупада: Да. Нет, мёртвый камень не имеет ... Есть много гор, они растут. Вы знаете, в Бенаресе есть камень? Тила-бандхешвара.

Сварупа Дамодара: Я не знаю.

Шрила Прабхупада: Да. Он увеличивается. Если вы пойдёте, посмотрите сегодня, и придёте позже через десять лет, вы увидите, проведя измерения – что он увеличился. Они пойдут ...

 

Сварупа Дамодара: Но они скажут, что его размер увеличивается из-за частиц пыли. Даже небольшие ...

Шрила Прабхупада: Нет, нет, нет. Он чист. Это не так ... Его даже мыли. Его название тила-бандхешвара. Так что нет никакой нечистоты. Тем не менее, тело увеличивается. Существует ещё тила-бандхешвара. Существует храм тила-бандхешвара. Люди приходят, чтобы посмотреть.

Сварупа Дамодара: Но сознание там покрыто.

Шрила Прабхупада:  Покрыто, да. Тупость сознания означает, что оно покрыто. Вы кладёте ребёнка на открытом воздухе. Он не будет чувствовать себя, более холодно. Вы видите практически. Он не будет себя чувствовать. Потому что сознание не развито. Животные, они не будут чувствовать холод. Но мы чувствуем.

Бахулашва: Но Шрила Прабхупада, есть же такие вещи, как мёртвая материя?

Шрила Прабхупада: Нет мёртвой материи. Душа присутствует.

Бахулашва: Предположим что-то, ну, что-то подобное обуви, которую я ношу ...

Шрила Прабхупада: Сейчас это мёртвая материя. Но когда вы приходите к более высокому пониманию, то это сочетание атомов. Итак, мы узнаём из ведической шастры, что в атоме есть жизнь.

андантара-стха-параману-чайантара-стхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.35/

Существует, есть. Если внутри атома есть жизнь, что уже говорить о чём-то другом.

Бахулашва: Это дживатма?

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Это Говинда там.

Бахулашва: Кришна.

Шрила Прабхупада: Когда Кришна присутствует, то Кришна присутствует во всём. Кришна не может быть один.

Бахулашва: Это настоящая наука, Шрила Прабхупада.

Шрила Прабхупада: Да.

Джнана. йад виджнана-саманвитам. джнанам парама-гухйам ме  йад виджнана-саманвитам
/ШБ 2.9.31/

Не так ли? Моё джнанам  ... "Моё знание очень сокровенно,  и оно полно науки». джнанам парама-гухйам ме  йад виджнана-саманвитам.  И в Бхагават-Гите сказано: "Овладев этим знанием..»

йадж джнатва неха бхуйо 'нйадж  джнатавйам авашишйате
/БГ 7.2/

В Ведах сказано:
касмин ту бхагаво виджнате сарвам идам виджнатам бхавати
/Мундака-упанишад, 1.1.3/

Так что есть этот путь. Постарайтесь понять Кришну и вам всё будет известно. (пауза...) ..

гухйам  павитрам парамам идам
/БГ 9.2/

А? Бхагават-Гита. Раджа-видья, знание, царь всего знания. (пауза...)

Хануман: Без вашей милости, нет никакого выхода из сна материальной жизни.

Шрила Прабхупада: Кришны. Милости Кришны. Да. (пауза...)

Сварупа Дамодара: Вода не имеет вкуса, но Кришна говорит: "Я вкус воды». Наука говорит,  вода не имеет вкуса, нет вкуса в воде.

Шрила Прабхупада: Наука говорит.

Сварупа Дамодара: Да.

Шрила Прабхупада: Но вы попробовали ту безвкусную воду? (смех)

Гурукрипа: Если она такая безвкусная, почему она так гасит жажду?

Карандхара: Если кто-то даст вам стакан воды, и вы  выпьете его, вы сразу знаете, что это такое.

Сварупа Дамодара: Они скажут, вкус воды зависит от количества химических веществ, содержащихся в воде.

Шрила Прабхупада: Ничего страшного. Потому что это Кришна. Это Кришна. Хороший вкус. Хороший вкус воды - Кришна. Не вода.

Бахулашва: Люди настолько омрачили идею того, что есть Бог, Шрила Прабхупада. Когда вы объяснили, это очень реально.

Гурукрипа: Шрила Прабхупада, на днях вы сказали, что во время принятия пищи, во время сексуальной активности, дыхание увеличивается.

Шрила Прабхупада: Да.

Гурукрипа: Теперь, когда мы совершаем киртан, наше дыхание сильно увеличивается. Так в чём же разница?

Шрила Прабхупада: Разница в том, что... (пауза...) ... почему ваш ребёнок менее сознателен, чем вы сами?

Гурукрипа: Потому что он не развит.

Шрила Прабхупада: Он также живое существо. Почему он глуп, и почему вы разумны? Каков ответ?

Гурукрипа: Потому что сознание более развито.

Шрила Прабхупада: Затем развиваться ... Таким образом, вы развиваете своё сознание. Тогда вы поймёте, Кришна.

Гурукрипа: Поэтому я должен быть более счастливым, чем другие живые существа в моём теле.

Шрила Прабхупада: А?

Гурукрипа: Другие живые существа.

Шрила Прабхупада: Да. Поэтому так называется человеческая жизнь, и она настолько ценна. Вы не кошки и собаки. У вас есть возможность понять Бога, Кришну.

Преданный: Только по вашей милости, Шрила Прабхупада.

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |