| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция, прочитанная в «Ротари-клаб»
(29 ноября 1972, Хайдарабад)

Шрила Прабхупада: Ротарианцы, дамы и господа, я очень благодарен вам за то, что вы любезно пригласили меня на это важное собрание уважаемых людей города. В «Бхагавад-гите» говорится:

йад йад ачарати шрештхас  тат тад эветаро джанах
са йат праманам куруте  локас тад анувартате
/БГ 3.21/

йад йад ачарати шрештхас. В любом обществе, на любом государственном посту, в любом образовательном учреждении, в бизнесе и в других сферах деятельности есть лидеры и руководители. В любой сфере деятельности есть лидеры. И это естественно. Веды дают нам понимание того, что верховным лидером является Бог.

нитйо нитйанам четанаш четананам
/Катха-Упанишад 2.2.13/

Лидеры необходимы. Подобно тому, как необходим отец, необходим и лидер. Также очень важна роль гуру. Веды объясняют, что лидером является Бхагаван, Верховная Личность Бога, Бог, личность. «Шримад-Бхагаватам» даёт концепцию Абсолютной Истины:

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/

«Абсолютную Истину можно познать в трех её аспектах – как безличный Брахман, локализованную Параматму и Верховную Личность Бога. Слово «Бхагаван» стоит в конце, потому что оно дает описание Абсолютной Истины. Поэтому те, кто пытаются постичь Абсолютную Истину при помощи философских размышлений, могут достичь сияния Брахмана Абсолютной Истины. Тех, кто пытаются увидеть Абсолютную истину в своем сердце,

дхйанавастхита-тад-гатена манаса пашйанти йам йогинах
/ШБ 12.13.1/

обычно называют йогами. Те, кто хотят постичь Абсолютную Истину путём философских размышлений, известны как гьяни. Гьяни, йоги. Гьяни достигают сияния безличного Брахмана, йоги познают локализованный аспект Верховной Личности.

ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Ишвара, Верховная Личность, находится в сердце каждого живого существа. Сарва-бхутанам. Не только в сердцах людей, но и в сердцах животных, в деревьях, насекомых, обитателях вод. Существует 8 400 000 видов жизни. В сердце любого живого существа находится Бог в Своем аспекте Параматмы.

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/

И наконец,   Бхагаван.  «Бхага» значит богатства, «ван» - значит обладание. Итак, Верховная Личность Бога обладает всеми богатствами, и Он описывается в Ведической литературе как Кришна, всепривлекающий. кришнас ту бхагаван свайам. Существует много инкарнаций Бога, и среди них также есть Господь Будда. В заключительной части говорится:

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

Все эти инкарнации являются неотъемлемыми частичками или частями частей Верховной Личности Бога. Но здесь говорится о Кришне, потому что Он является Верховным.

кришнас ту бхагаван свайам

Свайам. Он – изначальная Личность Бога. Такую же информацию мы получаем из других Ведических писаний, как, к примеру, «Брахма-самхита». Она была поведана Господом Брахмой, и когда Господь Чайтанья Махапрабху находился на этой планете, Он взял копию этой книги в Южной Индии, в Ади-Кешава Мандире, и представил её Своим преданным: «Это авторитетная книга». Эта книга состояла из ста глав, но, к сожалению, они были утеряны. Это только пятая глава. Но в ней содержится суть теологии. В начале «Брахма-самхиты» говорится:

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита 5.1/

Верховная Личность, или Ишвара… Слово «ишвара» значит «контролирующий». Все являются контролирующими. Все здесь присутствующие  являются в некоторой степени контролирующими. Но здесь говорится «ишварах парамах». Парама значит верховный. Все мы контролирующие, но мы также и контролируемые. В таком положении мы находимся. Ни один из присутствующих здесь джентльменов, ни одна из присутствующих здесь дам не могут сказать: «Я - верховный контролирующий». Это невозможно. Наше положение контролирующих относительно.

Но если вы хотите знать, кто является верховным контролирующим, то это Кришна. Великие мудрецы, Госвами, говорят об этом в шастрах, то же самое говорит Господь Брахма, который является первым существом во  вселенной. Он говорит: ишварах парамах Кришнах сач-чид-ананда-виграхах. Ишвара – верховный изначальный контролирующий, Кришна - является виграха. Виграха значит личность, обладающая телом. Так же как и мы, Верховная Личность Бога обладает телом. Но Его тело отличается от нашего. Сач-чит-анад-виграха. Его тело вечно. Наше материальное тело временно. Сат чит. Его тело полно знания. Наше тело полно невежества. И ананда. Он полон радости. В «Веданта-сутре» говорится:

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

Верховная Личность всегда полна радости, абхйасат. Это тело не является анандамайей. Оно является жалким, поэтому мы должны проводить различие между телом Верховной Личности и нашим телом. Если иногда в Ведической литературе говорится, что Бог не имеет формы, это не значит, что Он ее не имеет. Он обладает формой, отличной от нашей. Ниракара. Ниракара значит «не эта акара». Мы можем видеть разницу. Потому что в шастрах говорится: сач-чид-ананда-виграхах, «наполнено вечностью, знанием и блаженством». Он знает всё. В «Бхагавад-гите» говорится:

ведахам саматитани
/БГ 7.26/

Кришна говорит: «Я знаю все: прошлое, настоящее и будущее». Это является знанием. В «Шримад-Бхагаватам» также говорится:

джанмадй асйа йато 'нвайад итараташ чартхешв абхиджнах
/ШБ 1.1.1/

Абхиджнах значит, что Он знает все. В «Бхагвавад-гите» мы также находим следующее:
кшетра-джнам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/

Кшетра-джнам. кшетра-джнам значит хозяин тела, тот, кто владеет телом; подобно тому, как вы, духовная душа, являетесь хозяином своего тела. Я также являюсь духовной душой. Я до определенной степени знаю все его страдания и желания. Я говорю «до определенной степени», потому что хотя и являюсь хозяином этого тела, я все же не знаю, как тело действует, функционирует, откуда появляется боль, почему оно испытывает удовольствие. Мы не знаем многих вещей или знаем их только частично, хотя и являемся хозяевами своего тела. Если в деятельности тела обнаруживается какой-то сбой, я не могу определить его причину. Поэтому я иду к другому человеку, врачу. Являясь хозяином этого тела, я не знаю точно, что и как действует, почему моё тело испытывает то радость, то страдание. Даже если предположить, что я знаю всё, тем не менее, я не знаю, что происходит в моем теле. Это невозможно.

Поэтому вывод заключается в том, что мы – личности. Мы личности. У меня есть мои личные страдания и удовольствия. Вы тоже являетесь индивидуальной личностью. Я - индивидуальная личность. И Верховная Личность Бога также является личностью.

нитйо нитйанам
/Катха-Упанишад, 5.3/

Так говорится в Ведах. Нас много, нитьянам. четанаш четананам. Он же является верховной живой силой среди других живых сил. В «Бхагавад-гите» также говорится, что когда Кришна давал наставления Арджуне на поле битвы, Он сказал: «Мой дорогой Арджуна, не было так, чтобы все эти люди, ты и Я не существовали. Не будет такого, чтобы мы не существовали в будущем». Здесь речь идет о трёх вещах: «Ты, Я и все эти воины и цари». Все они являются личностями. Все они являются индивидуальными личностями.

Кришна, Верховная Личность, тоже является индивидуальной личностью. Но чем Кришна отличается от нас? 
Тем, что Кришна, как говорится в Ведах, - эка, личность в единственном числе. видадхати каман. эко бахунам видадхати каман. Он обеспечивает жизненные потребности всех множественных живых существ. Поэтому Он и является верховным контролирующим.  

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита 5.1/

И он – причина всех причин. Подобно тому, как причиной появления на свет ребенка является отец, а причиной существования его отца является его отец, то есть дед ребенка. Если мы продолжим эту цепочку, то, перейдя от отца к отцу отца и т.д., мы достигнем изначальной личности, Брахмы. Затем, если вы захотите выяснить, кто является причиной появления Брахмы, то узнаете, что ею является Гарбходакашаи Вишну. А кто является причиной появления Гарбходакашайи Вишну? Тогда вы обнаружите Карана, Каранодакашаи Вишну. А причиной появления Каранодакашаи Вишну является Санкаршана. Так мы в конечном итоге дойдем до Кришны, Верховной Личности Бога, причины всех причин. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/

«Я – причина всех причин». В «Веданта-сутре» говорится: «Кто является Абсолютной Истиной?»

атхато брахма-джиджнаса
/Веданта-сутра 1.1.1/

«Веданта-сутра» значит вопрошать об Абсолютной Истине. Эта человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы вопрошать об Абсолютной Истине.

дживасйа таттва-джиджнаса
/ШБ 1.2.10/

Это предназначение человеческой формы жизни. Это очень обширная тема. Мы получили рождение в человеческой форме жизни, пройдя длительный эволюционный процесс: обитатели вод, затем деревья, растения, насекомые, птицы, животные. В итоге мы приходим к  человеческой форме жизни, а именно цивилизованному человеку. И в первую очередь тому, который родился на территории Индии. По этой причине Чайтанья Махапрабху говорил, что у индусов есть особая миссия. Он говорил:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара
/ЧЧ, Ади 9.41/

Любой, кому посчастливилось родиться в Бхарата-варше, джанма сартхака кари 'кара пара-упакара. Пара-упакара. Миссия индусов – заниматься деятельностью, несущей благо другим, потому что культура Индии – это культура настоящего человеческого общества. Культура человеческого общества – это понимание Бога, понимание Кришны. В этом суть культуры человека. Но если вы только совершенствуетесь в четырех принципах животной жизни, то это не культура.

хара-нидра-бхайа-маитхунам ча саманйам этат пашубхир наранам
/Хитопадеша/

Питание: животное ест, и мы едим. Но если мы совершенствуем сферу, связанную с потреблением пищи, то это нельзя назвать прогрессом цивилизации. То же самое касается сна. Собака спит на земле, мы же спим на шелковых простынях в красивых квартирах. Но мы считаем это прогрессом. Нет. Это не прогресс. Прогресс состоит в том, чтобы задавать себе вопрос: «Почему я нахожусь под влиянием материальных законов?»

джанма-мритйю-джара-вйадхи- духкха-дошанударшанам
/БГ 13.8-12/

Все стараются выжить. Никто не хочет умирать. Никто не хочет снова рождаться. Он боится умереть и снова входит во чрево матери. Но, не видя какого-либо ответа на этот вопрос, не очень разумные люди всё отметают: «После смерти нет жизни». Нет. Это не факт. Это не факт. Есть жизнь. В «Бхагавад-гите» говорится:

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

татха дехантара-праптир. Подобно тому, как мы меняем тела уже в этой жизни. Я был ребенком, мальчиком, юношей, я был ещё чем-то. Теперь у меня это старое тело. Я продолжаю существовать, поменяв так много тел. Поэтому напрашивается вывод о том, что я буду продолжать существовать после уничтожения этого тела, и это подтверждается в «Бхагавад-гите»:

на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

нитйах шашвато 'йам на ханйате ханйамане шарире

Мы не умрём после того, как это тело прекратит существование. Наше тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго, продолжают действовать. Подобно тому, как тонкое тело продолжает действовать в то время, как я сплю, оно же переносит меня в другое грубое тело, по моему желанию, после уничтожения предыдущего грубого тела. Кришна, Верховный Господь, очень добр. Он даёт нам возможности, соответствующие нашим желаниям. Какое бы тело мы ни желали, каких бы удовольствий, Он их нам дает: «Хорошо. Вот тебе такое тело. Хочешь так наслаждаться? Пожалуйста, наслаждайся».

маттах смритир джнанам апоханам ча
/БГ 15.15/

сарвасйа чахам хриди саннивиштах. Он находится в сердце каждого как Сверхдуша, и даже когда мы забываем о чём-то, Он нам напоминает: «Моё дорогое живое существо, ты же хотело сделать это. Так делай». Таким представляется этот процесс. Но, к сожалению, во всём мире вы не найдёте образовательной программы, цель которой - дать человеку знание о деятельности души, об эволюционном процессе, о конечной цели жизни, о том, откуда он пришёл и куда уйдёт и о его отношениях с Богом. Мы очень многого ещё не знаем, но попадаем в невежество из-за слепых лидеров. Мы не знаем, в чём проблема жизни. Мы слепы сами, а слепые лидеры ведут нас к еще большей слепоте. 

вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам.

матир на кришне паратах свато ва
митхо 'бхипадйета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам
/ШБ 7.5.30/

Аданта-гобхир. Мы не можем контролировать наши чувства, и поэтому они приводят нас в самые тёмные области существования. Мы этого не знаем. Мы просто пережёвываем жёваное. Так называемая социология, политика или гуманитарная деятельность, это просто пережёвывание жёваного. Например, мы стараемся открывать больницы, потому что думаем, что это очень важно. Но мы не думаем о том, как избавиться от болезненного состояния жизни,

джанма-мритйю-джара-вйадхи
/БГ 13.8-12/

У нас в жизни так много проблем, а мы пренебрегаем этой проблемой. Всё это очень понятным языком описывается в «Бхагавад-гите». Сама Верховная Личность Бога объясняет это. Нам необходимо воспользоваться этими уроками из «Бхагавад-гиты». К сожалению, до того, как я побывал в этих странах, их посетили многие другие свами, попытавшиеся объяснить «Бхагавад-гиту». «Бхагавад-гита» - это всем известная книга знаний. В Америке, Европе и других странах есть много её переводов. Но эти переводы представляют собой просто умозрительные построения ума. Они не принимают всерьёз то, что: «Это – слова Верховной Личности Бога, и я не могу давать к ним комментарии при помощи своих скудных знаний. Что я по сравнению с Кришной? Он - три-кала-джна. Он знает настоящее, прошлое и будущее, всё. А что знаю я?»

Как, к примеру, Курукшетру сравнивают с нашим телом, а Пандавов с пятью чувствами. Если мы будем давать такие толкования «Бхагавад-гите», руководствуясь нашими причудами, то мы никогда не поймём её смысл. Мы должны изучать «Бхагавад-гиту, как она есть», в противном случае, мы упустим эту возможность. Как с Курукшетрой. Курукшетра всё ещё существует. Все знают. Оно находится на пути из Дели в Пенджаб. Это очень большое поле. В шастрах, в Ведах, говорится

курукшетре дхармам ачарет

Люди совершают паломничество туда. Поэтому нельзя по-иному толковать значение Курукшетры. Курукшетру необходимо принимать так, как сказано в «Бхагавад-гите»:

дхарма-кшетре куру-кшетре
/БГ 1.1/

Тогда вы сможете понять «Бхагавад-гиту». Там всё есть.

Уважаемые присутствующие здесь дамы и господа, у нас есть к вам просьба: пожалуйста, прочтите «Бхагавад-гиту, как она есть» и тогда вы поймёте причину своих проблем, а также найдете в этой книге их решение. В самом конце «Бхагавад-гиты» говорится:

сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

В конечном счёте, окончательным решением всех проблем является предание Верховной Личности Бога. Потому что все мы, находясь в материальном мире, пытаемся стать хозяевами, и, в конце концов, Богом. Это майя. Это иллюзия. Мы не можем стать хозяевами. По своему положению мы слуги. Все сидящие здесь являются чьими-то слугами. Никто не может этого отрицать. Мы либо служим нашей семье, либо обществу, либо стране… много чему. Если у кого-то нет хозяина, то он заводит себе собаку и становится её слугой. Такова человеческая природа. Мы все слуги. То, что мы хотим стать хозяевами, является майей. Конечная цель нашей жизни – стать слугой Бога. В этом состоит совершенство жизни. Это называется мукти. В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих
/ШБ 2.10.6/

Мукти – это когда мы отказываемся от не свойственного нам стиля жизни. Не свойственный нам стиль жизни состоит в том, что мы пытаемся стать хозяевами. Это неестественно. Мы не хозяева. По своему положению мы слуги. Но это служение должно быть связано с Верховным Господом. Кришна говорит:

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

«Все живые существа являются Моими неотъемлемыми частичками» Подобно тому, как этот палец является неотъемлемой частью моего тела, мы являемся неотъемлемой частью тела Верховной Личности Бога. Есть много описаний, но это займёт слишком много времени. Я не хочу занимать слишком много вашего времени. Голова, рука, живот, ноги являются частями нашего тела. Голова  представляет собой брахманическую часть общества, рука – кшатрийскую, живот – это вайшьи, а ноги – это шудры. В «Бхагавад-гите» говорится:

чатур-варнйам майа срштам  гуна-карма-вибхагашах
/БГ 4.13/

Если вы хотите, чтобы ваше тело было нормальным, то вам необходима голова, руки, живот и ноги. Ни одна из частей тела не является лучше или хуже другой. Конечно, если проводить сравнение, то голова важнее ноги, но без ноги тоже нельзя. И без головы невозможно. В социальном теле нет ненужных частей.

Поэтому Кришна говорит: чатур-варнйам майа срштам  гуна-карма-вибхагашах. В соответствии с этой научной системой во главе общества должны находиться представители класса интеллектуалов. Администраторами - представители класса воинов. Животом общества должны быть представители класса производителей и промышленников. А рабочий класс должен быть ногами общества. Эта идея почерпнута из «Шримад-Бхагаватам». Если мы будем пытаться следовать совершенным указаниям шастр и применять их на практике, тогда все человеческое общество станет совершенным.

В противном случае, если мы не будем следовать совершенным наставлениям, которые уже есть в шастрах, то будем придумывать или сочинять свои собственные, и социальный порядок никогда не станет совершенным, следовательно, все будет пребывать в хаосе, как это сейчас и происходит.

Я вижу это, путешествуя по всему миру, особенно по Америке. Это самая богатая страна мира, но в обществе царит хаос и смятение. Молодые люди не хотят жить так, как жили их отцы и деды. Они хотят иметь другое тело и другую жизнь. Они присоединяются к движению Сознания Кришны, потому что ищут совершенство. Они сыты по горло эти материалистичным способом жизни. Это не значит, что я привлекаю их какими-то чудесами; сознание Кришны - это потребность нынешней ситуации, современной цивилизации, потому что люди хотят духовно прогрессировать. Если мы правильным образом сможем создать условия для духовного прогресса, как об этом говорится в Ведической литературе, то внесем огромный вклад, и это прославит Индию.  Если же мы будем просто подражать им или просить у них чего-то, то Индия навсегда останется в положении попрошайки. Ведь нас уже знают как «нацию попрошаек», потому что наши министры едут туда и просят: «Пожалуйста, дайте нам это, пожалуйста, дайте нам то». Мы не можем сделать свой вклад. Вот вам сознание Кришны. Мы можем сделать большую услугу всему миру. Пожалуйста, помогите этому обществу. Большое спасибо (аплодисменты).

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |