| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция в школе
(март 1968, Сан-Франциско)

Шрила Прабхупада:  Итак, какой-нибудь разумный мальчик должен выйти. Кто из вас самый разумный мальчик? Давай выходи! Давай! Кто-нибудь из мальчиков выйдите, давайте. Давай выходи. Нет? Ну хорошо. Очень хорошо. Вот встань здесь. Можешь ли ты сказать, что это такое? Что это такое?

Мальчик: Рука. 

Шрила Прабхупада:  Чья рука?

Мальчик:  Ваша рука.

Шрила Прабхупада:  А что это такое?

Мальчик:  Ваша голова.

Шрила Прабхупада:  Моя голова. А что это такое?

Мальчик:  Ваше колено.

Шрила Прабхупада:  Да, это моя нога. А это что?

Мальчик:  Это ваша одежда.

Шрила Прабхупада:  Моя одежда. Да. Точно также и у тебя есть голова, у тебя есть рука, у тебя есть нога, у тебя есть курточка, у тебя есть штаны. Но знаешь ли ты где ты? Можешь ли ты сказать где ты?

Мальчик:  Я здесь! (все смеются).

Шрила Прабхупада:  (улыбаясь) Ты здесь. Но это твоя куртка, твои штаны, это твоя рука, это твоя нога, это твоя голова. Но где находишься ты? Ведь это твоя куртка, это твои штаны, это твоя рука, это твоя нога. А где ты? Ты знаешь это? Может ли кто-нибудь из мальчиков или девочек здесь сказать где вы? Нет. Нет? Так это значит, что вас в школе не учат где вы. Где вы? Что же это за образование, если вы не знаете где вы?

Мальчик:  Нет, я знаю где я! Я в этой школе!

Шрила Прабхупада:  Нет, ты не знаешь. Ты говоришь, что ты здесь, но здесь находится твоя куртка, твои штаны, твоя рука, твоё тело. Но ты не можешь объяснить, где находишься ты. Хорошо, садись. Я сам объясню. Таков недостаток современного образования. Нас учат таким образом, что мы получаем неправильное представление, обучаемся думать неправильно. Мы думаем «Это моё тело. Это моя рука. Это моя нога. Это моя страна. Это моя мать. Это мой отец. Это моя школа. Я знаю, что всё это мое. У меня есть эта концепция «моего»». Но кто чувствует? Кто воспринимает это «моё»? Кто этот я? У нас нет такой информации, где находится это «я». В Шримад-Бхагаватам говорится:

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
/ШБ 10.84.13/

Под влиянием неправильных представлений мы думаем, что «Я являюсь этим телом». Я говорю - «Это моё тело». Но я заблуждаюсь! Я отождествляю свое «я» со своим телом. Себя с телом. Не так ли? Итак, основой принцип этой ошибки

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

В соответствии с ведической литературой это тело создано из трёх элементов огня, воды и земли. Но я не являюсь этой комбинацией огня, воды и земли. Тогда я был бы таким же, как например этот дом или эта комната йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке. Итак, основной принцип, который заложен в основе моего знания, является неправильным. То есть я считаю это материальное тело своим «я» - собой! И коль скоро этот основной принцип ложен, всё, что связано  с этим телом… Поскольку я родился на этой земле Америки. Я родился означает - родилось моё тело. И поскольку моё тело родилось от других тел, от моего отца и матери, я начинаю считать, что вот эти тела являются моими родственниками, а эта страна является моей страной и так далее. Но принцип, который лежит в основе таких рассуждений – ложен. То есть я заблуждаюсь, отождествляя себя с этим телом.

Но я нахожусь в этом теле! Это факт! И каким образом я могу понять, что я нахожусь в этом теле, внутри его? Я могу понять, что я нахожусь внутри этого тела с помощью ощущений. Если в теле какая-то боль или тело испытывает какое-то наслаждение, я могу чувствовать это. Я сознаю, что я нахожусь там. То есть своим сознанием я нахожусь там.

А что это за сознание? Что это такое?
Это сознание является отражением моего настоящего «я». Моё «я» означает - душа! И пока душа находится в этом теле мы воспринимаем все эти болезненные ощущения, наслаждения, жару, холод и множество других вещей. Таково сознание! Но когда душа уходит из этого тела, мы уже не чувствуем ни боли, ни наслаждения, ни жары, ни холода. Если вы будете резать мёртвое тело на кусочки, оно не будет протестовать. Поэтому душа, или сознание, сознание - признак души, это и есть моё «я»! Моё сознание указывает на моё настоящее «я». Это его признак.

Подобным же образом есть и другое сознание. В Бхагавад-Гите даётся описание двух видов сознания. Например своим сознанием я распространен по всему своему телу. Если вы ущипнете любую часть моего тела - я почувствую это. Это моё сознание! Таким образом я распространён по всему телу. Моё сознание распространено по всему телу. Это объясняется в Бхагавад-Гите

авинаши ту тад виддхи
йена сарвам идам татам
/БГ 2.17/

- то сознание, которое распространяется по всему телу – вечно. И -

антаванта име деха
нитйасйоктах шариринах
/БГ 2.18/

Но это тело - антават, то есть оно подвержено уничтожению. Это тело тленно, но сознание нетленно, вечно! И это сознание или душа трансмигрирует из одного тела в другое подобно тому, как мы меняем одежду. У меня сейчас вот эта одежда, у вас другая одежда. Я могу поменяться с вами одеждой. И мы меняем одежду каждую секунду. Каким образом? Например вот эти дети. Сейчас они такие маленькие, но когда они станут молодыми людьми, их тело вырастет. Мы не понимаем, мы говорим «Оно растёт», но растёт оно или нет - это тело в любом случае не останется. Оно исчезнет и на смену ему придёт другое тело. Медицина также подтверждает это. Каждую секунду мы меняем кровяные тельца и поэтому тело изменяется. Вы говорите или я говорю: «Тело растёт», но в ведической традиции мы говорим «Тело меняется». Например ребёнок рождается таким маленьким из чрева матери и он меняет своё тело каждую секунду. Он становится подростком, потом молодым человеком, потом стариком, таким как я, и так далее.

И вот таким образом происходит это изменение тела и последнее изменение называется «смертью». Смерть означает - например вы уже не можете носить слишком старые одежды, точно также это тело является одеждой для души. Когда вы уже больше не можете использовать это тело, вы должны принять другое тело, это и называется трансмиграция души.

Итак, то, что душа находится в теле доказывается наличием сознания. Из Бхагавад-Гиты мы можем понять, что существует два сознания, сознание двух видов. Одно сознание - это то, что я знаю о боли и наслаждениях в моём теле. Вы знаете о боли и наслаждениях в вашем теле, но я не знаю о боли и наслаждениях вашего тела, точно также как вы не знаете о боли и наслаждениях моего тела. Поэтому каждый из нас является индивидуальной душой и наше сознание ограничено рамками этого тела. Подобным же образом существует другое сознание и другое тело. Это вселенское тело и это вселенское сознание. Это вселенское сознание знает вашу боль и ваше наслаждение, мои боль и наслаждение и также боль и наслаждение миллионов и миллиардов живых существ и тел! Это вселенское сознание знает боль и наслаждение каждого. Таковы утверждения в Бхагавад-Гите:

кшетра-джнам чапи мам виддхи
сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/

Индивидуальная душа осознаёт только своё тело. Точно также Верховный Господь говорит «Я сознаю тела всех» - потому что Он пронизывает всё. Он - всепронизывающий. Это всепронизывающее сознание. И мы проповедуем это всепронизывающее сознание или сознание Кришны. Сознание, всепронизывающее сознание, вселенское сознание. И когда наше сознание в гармонии, подчинено высшему сознанию, тогда наше сознание тоже становится вселенским сознанием. Что это такое?

Я приведу вам один пример: автомобиль движется со скоростью сто миль в час, а вы едете на велосипеде со скоростью десять миль в час, но если вы цепляетесь за этот автомобиль вы тоже будете ехать со скоростью сто миль в час. Хотя ваш велосипед может развить скорость лишь десять миль в час поскольку вы прицепились за автомобиль, вы тоже будете ехать со скоростью сто миль в час.

И если мы не свяжем нашу деятельность с Высшим сознанием или сознанием Бога, не может быть никакого равенства, братства или вселенского единства к чему мы все так стремимся. Это невозможно! Вы можете продолжать в безнадежности кричать о том, как вы хотите вселенского братства, равенства, дружбы и так далее. Но если вы сохраняете своё индивидуальное, корыстное, эгоистическое сознание, не будет никакой возможности, чтобы в мире был мир и спокойствие. Поэтому в наше время люди очень беспокоятся о том, чтобы установить мир и спокойствие во всем мире, но они не знают как можно достичь этого мира. Однако достичь этого мира можно! В Бхагавад-Гите даётся формула как сделать это:

бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

- вы можете обрести мир, только если вы поймёте, что Бог является владельцем всего. Это действительно так. Бог является владельцем всего. Возьмите к примеру этот дом. Этот дом сделан из дерева, камня, земли, песка и других материалов. Но кому принадлежит это дерево, этот песок, эта земля? Всё это принадлежит Богу! Вы не можете сами произвести это дерево, песок, землю. Вы можете действовать просто как рабочие. Принести откуда-нибудь эту землю, дерево, камни - собрать их и построить огромный небоскрёб. Но в действительности этим всем владеет Бог. Эта земля Америка была здесь и до того как вы пришли из Европы, до того как вы колонизировали эту землю и может быть через какое-то время вам придётся уйти с этой земли, но эта земля останется здесь! Так кому же принадлежит эта земля? Она принадлежит Богу!

И вот таким образом, если мы будем изучать всё это. Если мы будем думать «Всё принадлежит Богу. Я тоже принадлежу Богу. Моё «я»  принадлежит Богу, моё тело, мой ум, моя деятельность, моя энергия, всё. Например я заявляю: «Это моя рука!», но если Бог заберёт энергию из этой руки, то вы уже не сможете утверждать «Это моя рука». Таким образом мы должны развить это сознание Бога и сознание Кришны. Когда мы говорим «сознание Кришны», то имеется в виду «сознание Бога». Сейчас люди вырождаются, забывая о сознании Бога, поэтому в современном мире нет мира, нет спокойствия. В материальном отношении они очень продвинуты. Они очень продвинуты в так называемом «образовании», но они не знают, что такое «я». Обо всём что угодно они заявляют «Моё», «Я», «Моё», но они не знают что такое это «я».

Итак, это сознание Кришны мы представляем научным образом. Это не какие-то сантименты. Это не сентиментальное движение. Это очень научное движение. И легче всего прийти к этому сознанию Кришны можно через воспевание этой Харе Кришна – мантры

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Итак, мы представляем очень простую формулу, с помощью которой можно подняться на уровень сознания Кришны. Только что мы пели и танцевали, все вместе, мальчики и девочки, мужчины, женщины. Нет никаких различий в этом. Даже если вы не понимаете значения Харе Кришна - мантры. Если вы не понимаете этого языка. Поскольку эти слова трансцендентны, поскольку они духовны. Они исходят с духовного уровня. Все здесь равны. Мы забываем, что мы - американцы, индийцы, дети, молодые люди, мужчины или женщины, потому что на духовном уровне не существует таких телесных различий.

Поэтому наша просьба, обращенная ко всем воспитателям этих мальчиков и девочек собравшихся здесь, к учителям. Они должны учить детей с самого начала этому сознанию Кришны или сознанию Бога, иначе будущее мира будет не очень светлым. Это рекомендуется в Шримад-Бхагаватам. В нашем храме мы проводим лекции и мы обсуждаем наставления Прахлады Махараджа.

Прахлада Махарадж был пятилетним мальчиком и он проповедовал это движение сознания Кришны у себя в школе. Школьные учителя не позволяли ему говорить о Боге, но когда наступал какой-нибудь перерыв в занятиях, этот ребёнок - пятилетний мальчик пользовался этой возможностью, звал своих друзей и рассказывал им о сознании Кришны. И вот что он сказал:

каумара ачарет праджно дхарман бхагаватан иха
/ШБ 7.6.1/

- этому сознанию Кришны, или сознанию Бога, следует учить с самого начала образования. Вот в этом величайший недостаток современного образования. И не только в вашей стране, в любой другой стране. Они полностью пренебрегают этим знанием о Боге. И особенно в Индии, сейчас как только начинается разговор о Боге, у них сразу же возникает фобия, они говорят: «О, всё это вздор!». Они теперь стали такими умными.

Но так или иначе я обращаюсь к вам – американцам. Вас считают ведущей из всех наций мира. Вы должны принять это движение сознания Кришны очень серьёзно. Это будет хорошо для вас! Это будет хорошо для всего мира. Оно предназначено для каждого индивидуально, для всех в целом и при этом не учитывается каста или вероисповедание, цвет кожи. Каждый может воспевать Харе Кришна! Буквально каждый! Дома или на улице, и вам за это ничего не нужно платить! Предположим, если вы идёте куда-то и поёте Харе Кришна, то вы ничего при этом не теряете, вам ничего не нужно за это платить. Но вы можете увидеть, какое благо вы получаете, воспевая Харе Кришна. Вы можете проверить это сами. Мы не говорим: «Приходите в наш храм платите нам какие-то взносы, становитесь нашим членом». Нет! Всё это второстепенно. Прежде всего мы просим, чтобы каждый воспользовался этим движением и просто воспевал когда это возможно и где это возможно, дома, на работе, на улице, в любом месте. И нет таких правил, где воспевать и как. Это спонтанный процесс! Просто пойте

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Это всего лишь три слова Харе, Кришна и Рама, но они расположены в определённом порядке - всего шестнадцать слов. Итак, это не очень сложно! Вы можете поэкспериментировать, дети тоже могут получить удовольствие от этого. У нас есть наши пластинки и если вы будете проигрывать эти пластинки и петь вместе, вы почувствуете внутри трансцендентное наслаждение. Это факт. Это так и есть. Поэтому я прошу вас, примите это движение немного серьёзнее и по милости Кришны вы будете счастливы!

 

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |