Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/prabhupa/prabhupada.com.ua/www/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 115
Бхагават-Гита

Лекция по Бхагават-Гите, 2.20

(25 ноября 1972, Хайдарабад)

Шрила Прабхупада:

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато 'йам пурано
на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Душу невозможно убить. на ханйате ханйамане шарире. Душа никогда не рождалась и не умирала. В четвертой главе Кришна говорит:

аджо 'пи санн авйайатма
/БГ 4.6/

Аджа. Ещё одно из имен Кришны Аджа, или Вишну-таттва. Аджа. Мы также являемся аджа. Аджа – нерожденный. И Кришна, Бог, и живые существа являются вечными.

нитйо нитйанам четанаш четананам
/Катха-Упанишад, 2.2.13/

Единственное различие состоит в том, что мы являемся маленькими частичками, вследствие чего склонны попадать под влияние материальной энергии. Вот в этом разница. Мы становимся чьюта, падшими. Но Кришна является Ачьютой. Он никогда не падает. Такова разница. Подобно облаку, закрывающему часть солнца. Это облако не может закрыть все солнце, потому что это невозможно. Предположим, что небо покрыто тучами на сто, двести или пятьсот миль. Но что такое пятьсот миль в сравнение с Солнцем величиной в миллионы и триллионы миль? Туча закрывает наши глаза, но не Солнце. Подобным же образом майя может покрыть глаза живого существа. Майя не покрывает Верховную Личность. Нет. Это невозможно. Эти так называемые рождение и смерть существуют для нас из-за влияния майи. Мы являемся пограничной энергией. Мы… Кришна обладает множеством энергий.

парасйа шактир вивидхайва шруйате
/ЧЧ, Мадхья 13.65, ком/

Таково наставление Вед. Абсолютная Истина имеет много энергий. Что бы мы ни видели…

парасйа брахманах шактис татхедам акхилам джагат
/Вишну-пурана/

Всё что мы видим, является распространившейся энергией Верховного Господа. Как солнечный свет, солнечный диск и Бог солнца. От Бога солнца… И не только Бог солнца, есть и другие живые существа. Они обладают светящимися телами, огненными телами. Вот мы имеем земные тела… На этой планете земля является преобладающим элементом. Аналогичным образом на планете Солнце доминирующим элементом является огонь. Как земля является одним из пяти элементов, так и огонь является одним из пяти элементов. Дальше объясняется, что душу невозможно сжечь. Не стоит думать, что на Солнце нет жизни. Живущие на нём существа имеют соответствующие тела. В «Брахма-самхите» говорится:

котикотишв васудхади-вибхути-бхиннам
/Брахма-самхита 5.40/

Васудха. Васудха значит «планета». В каждой вселенной существует несчётное количество планет.

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-котикотишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам
/Брахма-самхита 5.40/

Однажды один из преданных обратился к Чайтанье Махапрабху с такими словами: «Мой дорогой Господь, ты низошел, Ты милостиво забираешь эти обусловленные души. Но если Ты считаешь их такими греховными, что их невозможно освободить, то пусть все их грехи перейдут на меня. Я буду страдать. А Ты лучше забери их к себе». Это – философия вайшнава. Суть вайшнавской философии –

пара-дукха-дукхи

На самом деле, Вайшнав печалится, когда видит, что другие несчастны. Сам он счастлив, потому что связан с Кришной, как он может быть несчастлив? Он не чувствует себя несчастным. Но он становится несчастным, когда видит, как страдают обусловленные души. пара-дукха-дукхи. Поэтому Васудева Гхош обратился к Господу Чайтанье Махапрабху с такими словами: «Ты освобождаешь все эти несчастные обусловленные души. Но если ты считаешь их на столько греховными, что их невозможно освободить, то пусть грехи всех этих людей перейдут ко мне. Я беру на себя их страдания, а Ты забирай их». Чайтанье Махапрабху очень понравились его речи и Он улыбнулся, сказав: «Эта брахманда, эта вселенная, подобна одному зернышку в мешке с горчичными зернами». Мы хотим сказать, что существует так много вселенных. Просто для сравнения: вы берете мешок горчичных зерен и выбираете одно зернышко. Какова ценность этого зернышка в сравнении с мешком зерен? Точно так же и эта вселенная. Существует так много вселенных. Современные учёные пытаются добраться до других планет. Даже они, но разве им можно доверять? Есть

котишу-васудхади-вибхути-бхиннам

Невозможно достичь такого множества планет. Даже согласно их подсчетам, если они хотят попасть на самую высшую планету, которую мы называем Брахмалокой, то им понадобится сорок пять тысяч световых лет. Итак, в творении Бога всё безгранично. Оно не ограничивается нашим знанием. И существует бесчисленное множество вселенных, планет и живых существ. И все они вращаются в соответствии со своей кармой. А рождение и смерть – это попросту смена тел. Я составляю план своей жизни… Потому что все руководствуются в жизни телесной концепцией. Пока что мы воспринимаем жизнь на телесном уровне, то есть «Я – брахман», «Я- кшатрий», «Я – вайшья», «Я – шудра», «Я – индус», «Я – американец», «Я – то или это». Это телесная концепция восприятия жизни. Находясь на уровне телесного восприятия жизни, я думаю: «Я должен выполнять эти обязанности. Как брахман, я обязан делать то и то». И если мы будем продолжать поддерживать такой способ мышления, то нам придется принять очередное тело. Таков естественный процесс. Поэтому мы строим какие-то планы, а когда это материальное грубое тело умирает, моя идея остается в тонком теле и уме. Из-за того, что она продолжает оставаться в моем уме, то, чтобы исполнить свое желание, я принимаю новое тело. Это закон переселения души. Душа вместе со своими планами переходит в очередное грубое тело. Но рядом с душой находится Сверхдуша, Верховная Личность Бога.

сарвасйа чахам хрди саннивишто маттах смртир джнанам апоханам ча
/БГ 15.15/

И Сверхдуша, то есть, Верховная Личность Бога, наделяет душу разумом: «Ты хотел осуществить этот план. Для этого у тебя теперь есть подходящее тело и ты можешь это сделать». Таким образом, кто-то стаёт великим ученым или очень хорошим механиком. Это значит, что в прошлой жизни он был механиком, строил какие-то планы, а в этой жизни он получает шанс исполнить свое желание. Он делает какое-то открытие и становится знаменитым. Потому что карми стремятся к трем вещам: лабха-пуджа-пратиштха. Они хотят каких-то материальных благ, материальной славы и лабха-пуджа-пратиштха и стабильности. Такова материальная жизнь. Итак, одно за другим мы пытаемся заполучить какие-то материальных блага, материальное поклонение, материальную славу. Поэтому мы и имеем разные типы тел. И процесс не прекращается. По сути, принятие нового тела не означает смерть. Ведь я в нём нахожусь в тонкой форме.

на джайате на мрийате
/БГ 2.20/

Поэтому вопрос о рождении и смерти не стоит. Просто происходит трансформация тела. васамси джирнани йатха вихайа, как будет объяснено в следующем стихе:

васамси джирнани йатха вихайа
навани грхнати наро 'парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи
/БГ 2.22/

Дехе, живое существо просто меняет одежду. Это тело является одеждой. Это тело – одежда. Вопрос в том… Как-то шла дискуссия относительно того, что дух не имеет формы. Как так может быть? Если это тело является одеждой, то как же я могу не иметь формы? Как одежда обладает формой. Мой пиджак или рубашка имеют форму, потому что моё тело имеет форму. Я меня есть две руки, поэтому у моего пиджака, моей одежды есть два рукава. У моей рубашки тоже два рукава. Эта одежда, это тело, как описывается в «Бхагавад-гите», васамси джирнани йатха вихайа. Если это одежда, то и я должен обладать формой. В противном случае, зачем нужна эта одежда? Это очень логичное и доступное для понимания заключение. Как одежда может иметь форму, если ею не обладаю я? Каков ответ? Кто-нибудь знает? Как изначальное живое существо может не обладать руками и ногами? Если это тело является моей одеждой… Скажем, вы идете к портному. Он снимает мерки с ваших рук, ног, груди, затем шьет вам пиджак или рубашку. Подобным же образом, если у меня есть определённый тип одежды, то можно предположить, что у меня есть форма, духовная форма. Никто не может опровергнуть этот аргумент. И кроме нашего так называемого аргумента, мы также должны принять утверждение Кришны. Потому что Он – авторитет. Если я считаю, что являюсь пиджаком, то это невежество. И так до бесконечности. Так называемое служение человечеству подобно чистке пиджака. Всё равно что хорошенько выстирать пиджак, если ты голоден. Разве вы получите удовлетворение? Нет. Это невозможно. Любой из нас чувствует духовный голод. Чего добьются эти люди, стирая пиджаки и рубашки? Всё равно это не принесет покоя. Так называемое служение человечеству означает стирку васамси джирнани. Вот и всё. А смерть значит… Даётся очень ясное объяснение, что, когда одежда, ваша одежда, моя одежда, изнашивается, её меняют. Точно так же рождение и смерть означает смену одежды. Очень ясное объяснение.

васамси джирнани йатха вихайа
/БГ 2.22/

Мы выбрасываем джирнани, то есть старую одежду и надеваем новую. Точно так же
васамси джирнани йатха вихайа навани грхнати. Новую, чистую одежду. Я – старый человек. Если я не получу освобождение, если я хочу осуществить в этом материальном мире так много планов, то придется принять новое тело. Но если у вас больше нет планов, нишкинчана… Это называется нишкинчана.

нишкинчанасйа бхагавад-бхаджанонмукхасйа
/ЧЧ, Мадхья 11.8/

Чайтанья Махапрабху использует это слово нишкинчана. Необходимо быть совершенно свободным от этого материального мира. Мы должны испытывать отвращение к нему, и тогда у нас есть возможность попасть в духовный мир. Пока у нас остается хоть крохотное желание стать Брахмой, царём или Джавахаралалом Неру, нам придется принимать новые тела. Такова сила желания. Кришна такой либеральный и добрый. Чего бы мы ни хотели –

йе йатха мам прападйанте
/БГ 4.11/

- Кришна даёт нам. Взять что-то у Кришны… Как в христианской молитве: «Господь, хлеб наш насущный дай нам на сей день». Разве Кришне так трудно дать нам наш хлеб насущный? Он уже даёт. Он каждому даёт хлеб насущный. Это не совсем та молитва. Их молитва… Как сказал Чайтанья Махапрабху:

мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи
/ЧЧ, Антья 20.29, Шикшаштака 4/

Вот это молитва. Мы не должны ничего просить. Кришна, Господь, в изобилии обеспечивает наше существование.

пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате
/Ишопанишад, вступление/

Но природа ограничивает нас, если мы ведем греховную жизнь. Мы становимся атеистами. Мы становимся демонами. И тогда нас ограничивают. И тогда мы кричим: «О, нет дождя. Нет того, нет этого». Так ограничивает нас природа. Но в соответствии с замыслом Господа, для всех есть достаточно еды.

эко бахунам йо видадхати каман
/Катха-упанишад, 2.2.13/

Он обеспечивает всех. Пока у нас есть хоть небольшое материальное желание воплотить наши планы, мы будем принимать материальные тела, и это называется джанма. Иначе живое существо не знало бы ни рождения, ни смерти. Эта джанма и мритью… Живые существа подобны искрам, а Верховный Господь – большому пламени. Таково сравнение. И большое пламя, и искры являются огнём. Но иногда искры отскакивают от пламени. Это наше падение. Падение – это приход в материальный мир. Почему? Чтобы наслаждаться, чтобы подражать Кришне. Кришна – верховный наслаждающийся. А мы слуги. Иногда… Слуга хочет наслаждаться подобно своему господину. Когда такое настроение появляется, это называется майей. Потому что мы не можем быть наслаждающимися. Это неправильно. Если мы думаем, что можем стать наслаждающимися, даже в этом материальном мире… Все пытаются стать наслаждающимися. И последняя ловушка для наслаждающегося, это когда он думает, что станет Богом. Это последняя ловушка. Сначала я хочу стать управляющим или владельцем, затем премьер-министром, потом тем, затем этим. И когда все его планы терпят крах, тогда он думает: «Теперь я стану Богом». Это то же самое желание стать господином, подражать Кришне. Поэтому желание слиться с бытием Господа, я стану… Как в примере с каплей воды. Я – капля воды, которая сольется с большим океаном. И так я стану океаном. Такой пример обычно приводят философы-майявади. Смешиваясь, капля воды и океан становятся одним целым. Это просто воображение. Вода состоит из молекул, множества отдельных молекул. Предположим, что вы смешиваетесь с водой и сливаетесь с Брахманом, самудрой, морем или океаном. Но затем вы опять испаряетесь и становитесь облаком, и затем опять выпадает на землю, и затем снова попадает в океан. Этот процесс длится вечно. Это называется агамана-гамана, приходить и сливаться. В чём смысл? Но в вайшнавской философии говорится, что мы не хотим сливаться с водой, мы хотим стать рыбой в море. Это очень хорошо. Стать рыбой – большой или маленькой, неважно. Если опуститься поглубже в воду, то не будет никакого испарения. Вы останетесь в воде. Точно также в духовном мире, в сиянии Брахмана…

нирбхеда-брахману-сандхана

Слиться с бытием Брахмана не- безопасно. Это объясняется в «Шримад-Бхагаватам»:

вимуктам-манинах
/ШБ 10.2.32/

вимуктам-манинах. Они думают: “Теперь я слился с сиянием Брахмана. Теперь я в безопасности». Нет, не в безопасности. Потому что говорится:

арухйа криччхрена парам падам татах патантй
/ШБ 10.2.32/

Совершив суровые аскезы и наложив на себя епитимьи, можно возвыситься, парам падам, и слиться с сиянием Брахмана. Но оттуда всё равно придется упасть. Упасть. Потому что Брахман, духовная душа, является анандамайей. Кришна, или Абсолют, Верховная Личность Бога, есть

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

сач-чит-ананда виграхах
/Брахма-самхита 5.1/

Просто слившись с бытием Брахмана, невозможно стать анандамайей. К примеру, вы поднимаетесь высоко в небо. Оставаться в небе – это не совсем анандамайя. Если же вы получаете прибежище на какой-то планете, то это анандамайя. Иначе, вам придется возвратиться назад на эту планету. Итак, нирвишеша, отсутствие разнообразия, не может быть анандой. Разнообразие – это источник наслаждения. Это материальное разнообразие вызывает в нас отвращение. Поэтому некоторые пытаются свести это разнообразие до нуля, а некоторые – сделать его имперсональными. Но это не принесет нам настоящего трансцендентного удовлетворения. Можно достичь сияния Брахмана и принять прибежище у Кришны или Нараяны…

В сиянии Брахмана существует бессчетное количество планет. Они называются Вайкунтхалокой. И наивысшей Вайкунтхалокой является Голока Вриндавана. Если вы достаточно удачливы, чтобы принять прибежище на одной из этих планет, тогда вы будете вечно счастливы в блаженном состоянии знания. Иначе, просто слиться с сиянием Брахмана не очень безопасно. Потому что мы стремимся к ананде. А в имперсональном ничто не может быть ананды. Но, не владея этой информацией, философы-майявади с планет Вайкунтхи возвращаются снова на планеты этого материального мира.

арухйа криччхрена парам падам татах патантй адхах
/ШБ 10.2.32/

Адхах значит в этом материальном мире. Я объяснял это много раз. Есть так много важных саньяси. Они отказываются от этого материального мира, считая его митхьей, джаган митхьей, и принимают саньясу, а затем опять через несколько дней возвращаются к общественной работе, к политике. Потому что они не осознали, что такое Брахман. Чтобы получить ананду, им необходимо заниматься материальной деятельностью. Потому что ананда… Мы хотим

анандамайо 'бхйасат
/Веданта-сутра 1.1.12/

Если нет духовной ананды, то они спускаются на более низкий уровень. Этот материальный мир относится к более низкому уровню. Апара. Если мы не можем получить духовной ананды, или наслаждения более высокого уровня, то нам приходится довольствоваться материальными наслаждениями. Потому что мы хотим наслаждаться. Все ищут наслаждений. арухйа криччхрена парам падам татах патантй адхах. И чтобы получить эти наслаждения, мы строим так много планов. Мы строим планы, руководствуясь нашим умом, нашим крохотным умом. Все строят личные индивидуальные планы. Строить планы – значит запутываться. И нам приходится опять принимать рождение, чтобы осуществить свои планы. Васана. Это называется васана. Поэтому мы должны очистить васану, желание. Это необходимое условие. Если мы его не очистим, то нам придется принимать рождение, опять рождаться и умирать, рождаться и умирать. И как можно очистить это желание? Желание можно очистить.

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Мы должны отказаться от этих отождествлений: «Я – брахман», «Я – шудра», «Я – кшатрий», «Я – американец», «Я – индус», «Я – это и…». Сколько отождествлений! Потому что я – духовная душа, но эта оболочка является тем, с чем я себя отождествляю. Если я отождествляю себя со своей оболочкой, то мне придется опять рождаться и умирать.

И как же можно очистить свои желания?
Их можно очистить преданным служением. Когда понимаешь, что являешься неотъемлемой частичкой Кришны, когда понимаешь, что навечно связан с Кришной, что Он – Верховный, а ты – слуга, и когда ты занимаешься служением Ему, тогда твои чувства очищаются. Без сознания Кришны все действуют, руководствуясь различными материальными концепциями. «Я – американец, поэтому я должен действовать так. Я должен сражаться с русскими». А русский думает: «Я – русский. Я должен сражаться с американцами». А Китай. Так много отождествлений. Это называется майей, иллюзией. Мы должны очиститься. Очищение состоит в том, что я знаю, что я не являюсь этим телом, а духовной душой. И что я делаю, будучи духовной душой? Всё что угодно, руководствуясь телесной концепцией жизни. Но что же я должен делать как духовная душа? Необходимо знание. Это знание приходит, когда мы очищаемся.

брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам
/БГ 18.54/

мад-бхактим лабхате парам. После того, как мы освободимся от этих материальных отождествлений, брахма-бхутах. После того, как мы освободимся, не до того. Бхакти – это не сентиментальность. Бхакти… Некоторые говорят: «Не очень образованные люди не могут должным образом изучить Ведическую литературу, поэтому они принимают путь бхакти». Нет. Бхакти, настоящая бхакти, начинается тогда, когда человек становится полностью брахма-бхутах.

брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам

Это чистая трансцендентная ступень, на которой практикуется преданное служение, после того, как человек освобождается от материальных отождествлений.

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Это называется нирмала. Это мукти. Потому что духовная душа является вечной. Ее нужно очистить от материального загрязнения. И когда она очищается, то

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Когда наши чувства очищаются… Не так что: «Это рука американца или индуса». Это рука Кришны. Эта рука должна быть занята в служении Кришне, подметать пол в храме. Если человека таким образом думает, то его можно назвать более великим, чем любой ведантист. Если он просто знает, что эта рука принадлежит Кришне, то он гораздо лучше любого ведантиста. Эти ведантисты… Конечно же, все преданные – ведантисты. Но некоторые думают, что у них монополия на Веданту. Веда – значит знание. Анта – значит окончательное. Веданта переводится как «окончательное знание». А окончательное знание – это Кришна.

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо
/БГ 15.15/

Если так называемый ведантист не может понять Кришну, то какой с него толк? Никакого. Совершенный ведантистом является тот, кто знает, что Кришна является Верховным. «Он – мой Господь. Я – его вечный слуга» Это знание Веданты. Большое спасибо. Харе Кришна.

Индус: …это омкара. Омкара-сварупа. Чтобы я хотел знать, так это то, кто такие Господь Шива, Вишну и Брахма. Являются ли они все трое богами?

Шрила Прабхупада: Да. Они являются экспансиями Бога. Как в примере с землёй. Из земли вырастают деревья, леса. А затем из дерева является огонь, появляется дым. Затем появляется огонь. Когда появляется огонь, можно снимать с огня то, что ты сделал. Все едино, но… Тот же пример: из земли – дерево, из дерева – дым, из дыма – огонь. Но для того, чтобы что-то произвести, необходим огонь, хотя все они, эти составляющие, являются одним целым. Подобным образом, существуют полубоги: Брахма, Вишну, Махешвара. Если ты занимаешься каким-то делом, то тебе необходим огонь, Вишну, саттама, саттва-гуна. Таков процесс. Хотя они являются одним, но вам, для того, чтобы делать свое дело, необходим Вишну, а не другие. В чём состоит мое дело? Моё дело – это выбраться из этих тисков материального мира. Если мы хотим освободиться от этих тисков, то нам необходимо принять прибежище у Вишну, а не у кого-либо другого.

Индус: Будьте так добры, объясните, пожалуйста, что такое желание. Пока у нас есть желание, мы не можем осознать Бога. Но познать Бога – это тоже желание.

Шрила Прабхупада: Под словом «желание» подразумевается материальное желание. Если в считаете, что вы индус и вашим желанием является желание сделать свою страну лучше… или много других желаний. Или если вы человек семейный. Все это материальные желания. Пока вы раздираемы материальными желаниями, вы находитесь под влиянием материальной природы. Когда вы начинаете думать, что вы не индус и не американец, не брахман и не кшатрий, что вы вечный слуга Кришны, такое желание является чистым. Желание всегда будут, но их нужно очистить. Я только что это объяснил:

сарвопадхи-винирмуктам
/ЧЧ, Мадхья 19.170/

Это упадхи. Предположим, на вас чёрный пиджак. Разве это означает, что вы являетесь черным пиджаком? Если я спрошу вас: «Кто вы?» и вы скажете, что вы – чёрный пиджак, то будет ли это правильным ответом? Нет. Точно так же и мы одеты в одежду, американскую или индийскую. Если кто-то спросит вас: «Кто вы?» и вы ответите, что вы индус, то это ошибочное определение. Если вы скажете: "Ахам брахмасми", то это настоящее определение. Но это нужно осознать.

Индус: Как я могу..?

Шрила Прабхупада: Это требует ...

тапаса брахмачарйена
/ШБ 6.1.13-14/

Необходимо руководствоваться принципом.

адау шраддха татах садху-санго ‘тха бхаджана-крийа
/ЧЧ, Мадхья 23.14-15/

Необходимо принять этот процесс, и тогда к вам придет осознание.

Индус: Но вчера вы также рассказывали историю об одном преданном, который отрёкся от мира, отправился жить в лес, воспевал имя Господа Кришны и находился в каком-то шаге от бхакти-йоги, а затем привязался к оленю. В момент смерти он думал об олене и в следующем рождении принял тело оленя. У него не было намеренного желания, но каким-то образом…

Шрила Прабхупада: Нет, там было желание. Он думал об олене. Это было желание.

Индус: Мы много о чём думаем…

Шрила Прабхупада: В этом и состоит практика. Нужно просто начать думать о Кришне. Это совершенство. Но если вас беспокоит так много всяких вещей, то существует опасность стать котом, собакой, оленем, полубогом, чем угодно.

Индус: Махарадж, почему вы..?

Шрила Прабхупада:

йам йам вапи смаран бхавам тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

Что бы вы ни желали в момент смерти, то вы получаете в новом теле. Таков закон природы. (поломка) …я был в России, в Москве, там многие молодые люди хотят присоединиться к движению сознания Кришны. И я некоторых инициировал. Они продолжают свою практику. Как показывает мне мой опыт, куда бы я ни ездил, люди везде одинаковы. Коммунист или ещё кто-то – все это искусственные отождествления. (поломка) … люди везде одинаковы. Они сразу же отзываются, как только мы начинаем говорить о сознании Кришны. Таков мой опыт. По сути, это факт. В Чайтанья-чаритамрите говорится:

нитйа-сиддха кришна-према садхйа кабху найа
шраванади шуддха-читте карайе удайа
/ЧЧ Мадхья 20.107/

Сознание Кришны живет в сердце каждого. Просто оно дремлет и загрязнено материальной грязью. шраванади, шуддха-читте. Это значит… Как эти юноши, эти юноши из Америки и Европы, в первую очередь пришли, чтобы послушать меня. Благодаря слушанию, их сознание Кришны теперь пробудилось, и они серьезно стали практиковать его. (поломка)… или Африка или Индия. У каждого внутри есть сознание Кришны. Наша задача, задача движения санкиртаны, - пробудить это сознание. Вот и всё. Чтобы разбудить спящего человека, надо сказать: «Вставай! Вставай!».

уттиштха джаграта прапйа варан нибодхата
/Катха-Упанишад/

Таков процесс. Это не значит, что мы пытаемся искусственно сделать кого-то осознающим Кришну. Сознание Кришны уже находится внутри. Это право с рождения имеет каждое живое существо. Кришна говорит:

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

Как отец и сын. Их невозможно разлучить. Но так иногда бывает, что ещё в детстве сын, по какому-то недоразумению, уходит из дома. Он забывает, кто его отец. Это другое дело. Но отношения между отцом и сыном никогда не разрываются. Мы все являемся неотъемлемыми частичками Кришны: мамаивамшо джива-бхутах. Наши отношения – вечны. Но мы забыли. Мы думаем, что мы не принадлежим Кришне, что мы принадлежим Америке или Индии. Это наша иллюзия. При помощи надлежащего метода… А этим методом является слушание. Необходимо говорить ему прямо в ухо: «Ты не американец. Ты принадлежишь Кришне. Ты не американец. Ты не индус. Ты принадлежишь Кришне». И тогда благодаря этому процессу, он скажет: «Да, я принадлежу Кришне». Таков путь. Мы должны постоянно внушать: «Ты не американец. Ты не индус. Ты не русский. Ты принадлежишь Кришне. Ты принадлежишь Кришне». Тогда каждая мантра будет обладать ценностью. И тогда он говорит: «Да, я принадлежу Кришне». брахма-бхутах прасаннатма. «Почему я думал, что я русский или американец, то или другое?».

брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати
/БГ 18.54/

Достигая такого состояния, он перестаёт скорбеть. Сейчас, будучи американцами, индусами или русскими, мы делаем две вещи: стенаем и страстно чего-то желаем. Каждый желает того, чем не обладает: «Я должен иметь это». Но если он теряет то, чем обладает, он начинает стенать: «Я потерял это». И так до бесконечности. Пока вы не придёте к сознанию Кришны, вы будете постоянно делать эти две вещи: стенать и желать. Но как только вы придёте к сознанию Кришны, вы переполнитесь радостью. Нет причины для стенаний. Нечего желать. Всё обрело целостность. Кришна целостен. И вы освобождаетесь. Это состояние называется брахма-бхутах. Его можно пробудить при помощи слушания. Поэтому ведические мантры называются шрути. Необходимо получить этот импульс к пробуждению через слушание.

шраванам киртанам вишнох
/ШБ 7.5.23-24/

Всегда нужно слушать о Вишну и повторять Его имена.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

И тогда

чето-дарпана марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/

вы очиститесь и поймёте, что вы – вечный слуга Кришны.

Индус: (поломка)

Шрила Прабхупада: Когда вы станете вайшнавом, то станете и брахманом. Дело в том, что невозможно понять, что такое сознание Кришны, не придя на платформу саттва-гуны. Таково общее правило. Но это преданное служение, сознание Кришны, так замечательно, что просто слушая о Кришне, можно сразу же перейти на уровень брахмана.

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа
/ШБ 1.2.18/

Абхадра. Абхадра – это три качества материальной природы. Даже брахманические качества. Качества шудры, качества вайшьи, качества кшатрия или даже качества брахмана. Все это абхадра. Потому что если человек обладает брахманическими качествами, всё равно он продолжает с чем-то себя отождествлять. «Я – брахман. Брахманом можно стать только по рождению. Я великий. Я – брахман». Появляется этот ложный престиж. И он запутывается, даже обладая брахманическими качествами. Но когда он обретает духовную платформу, как говорил Чайтанья Махапрабху: «Я не брахман, я не саньяси, я не грихастха, я не брахмачари». Нет, нет. Он отвергает эти восемь принципов варнашрамы. Тогда кто ты?

гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
/ЧЧ, Мадхья 13.80/

«Я – слуга слуги слуги Кришны». В этом состоит самоосознание.

Индус: (поломка) … предположительно должен быть единый Господь, и о Нем…

Шрила Прабхупада: Почему предположительно? Он есть. Почему вы предполагаете?

Индус: Конечно. Но в то же время только в индийской истории или философии даётся описание Бога. Но где-то в Америке или других местах в их истории совершенно отсутствует описание Бога.

Шрила Прабхупада: В других странах нет ни истории, ни философии.

Индус: Простите?

Шрила Прабхупада: В других странах нет философии.

Индус: Но Бог…

Шрила Прабхупада: Если и есть философия, то в Индии. Вы хотите сказать, что если эта философия не американская, то она теряет свою полноту и важность?

Индус: Но они говорят, что Господа Вишну не существовало, потому что…

Шрила Прабхупада: Почему нет. Они не знают. А теперь они знают это.

Индус: Но они говорят, что описание того, как Он гулял, жил там. Должна же быть какая-то причина.

Шрила Прабхупада: Почему вы с такой завистью относитесь с Америке? (смех)

Индус: Нет, нет. Бог распространяет себя везде.

Шрила Прабхупада: Бог находится повсюду. Поэтому ученики или сыновья Бога тоже находятся везде.

Индус: Почему вы…

Шрила Прабхупада: Почему вы завидуете, что сознание Кришны проповедуется в Америке?

Индус: Почему?

Шрила Прабхупада: Почему вы так завистливы?

Индус: Я не понял вашей мысли.

Шрила Прабхупада: Вам не нравится, что эту философию проповедуют в Америке?

Индус: Её нужно прововедовать.

Шрила Прабхупада: Ну и?

Индус: Но почему тогда их нет во всех этих историях? Вообще нет истории. Даже в Соединенных Штатах не упоминаются ни Господь Вишну, ни Господь Кришна, а Они тоже были…

Шрила Прабхупада: Вы читали книгу о Кришне и «Бхагавад-гиту»?

Индус: В некоторой степени.

Шрила Прабхупада: Тогда вы не знаете, что Кришна говорит: «Все являются моими детьми». Кришна говорит:

сарва-йонишу каунтейа муртайах
тасам махад брахма йонир ахам биджа-прадах
/БГ 14.4/

Кришна заявляет, что все – американцы, индусы, птицы, животные – являются его детьми. Вы не знаете философии.

Индус: Но «Гита» - это индийское священное писание. Вот в чём вопрос.

Шрила Прабхупада: То есть вы считаете, что если она пришла из Индии, то её не надо принимать.

Индус: Не совсем.

Шрила Прабхупада: Тогда в чём состоит ваша философия, я не понимаю?

Индус: Нет упоминания…

Шрила Прабхупада: В чём состоит ваша философия? Я не знаю.

Шьямасундара: Он говорит, что по той причине, что нет книг по истории…

Шрила Прабхупада: А?

Шьямасундара: На Западе нет книг по истории, в которых бы упоминалось о том, что Кришна жил на Западе или что Он когда-либо бывал на Западе.

Шрила Прабхупада: Есть история. Христиане верят в Бога. Кришна – Бог. Какая разница? Кришна – Бог. Разве они не верят в Бога? Разве в западной истории не говорится о Боге?

Индус: Они верят.

Шрила Прабхупада: Тогда всё в порядке. Они верили в Бога. Мы говорим: «Вот Бог». Это единственная разница. Они верили в Бога. Но они не знали…

Индус: там только существовал Бог.

Шрила Прабхупада: Что это? (смех)

Преданный: Такая мошенническая философия.

Шрила Прабхупада: (поломка) понимать. Они (поломка) Бог. Мы говорим: «Вот Бог, вот имя и адрес Бога». В чём разница?

Индус: В индии о Боге…

Шрила Прабхупада: Индия! Почему вы говорите только об Индии? Бог не для Индии или Америки. Бог для всех.

Индус: Тогда почему там тоже распространена варнашрама-дхарма: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры?

Шрила Прабхупада: Да. Они также пришли из Индии. Это история. Все кшатрии отправились в Европу и Америку. Об этом говорится в «Махабхарате». У них тоже была Ведическая культура. Но они её утратили. Возьмем, к примеру, новейшую историю, за каких-то последних двадцать лет. Некоторые индусы, которые приняли ислам, стали пакистанцами. Но двадцать лет назад они не были пакистанцами. Это неправильное представление постепенно становится превалирующим. Так же точно был один Бог, одна цивилизация, все. (поломка)

Второй индус: Мы пришли в этот мир как слуги Кришны, но тогда почему мы должны думать, что принадлежим Кришне?

Шрила Прабхупада: Что?

Преданный: Почему нам… Он сказал… Вы сказали, что мы все слуги Кришны. Почему мы должны думать, что мы Кришна?

Шрила Прабхупада: А кто считает, что мы Кришна? Мы так не думаем. Мы не думаем так.

Преданный: Принадлежим Кришне.

Второй преданный: Мы являемся собственностью Кришны.

Шрила Прабхупада: Мы – слуги Кришны. Мы принадлежим Кришне. Как вы являетесь сыном своего отца, так и мы все являемся слугами Кришны. Мы не Кришна. Кто говорит, что мы Кришна? Мы так не говорим. Мы слуги Кришны.

Индус (невнятно)

Шрила Прабхупада (поломка): и повторяйте Харе Кришна. В чем сложность? Это короткий путь. Это кратчайший путь.

Индус (на хинди)

Шрила Прабхупада: А?

Индус: (на хинди)

Шрила Прабхупада:

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха
/ЧЧ, Ади 17.21/

(хинди)

Бхагават-Гита
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады