Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/prabhupa/prabhupada.com.ua/www/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 115
Бхагават-Гита

Лекция по Бхагават-Гите, 7.2

(28 октября 1975, Найроби)

Шрила Прабхупада:

джнанам те 'хам са-виджнанам
идам вакшйамй ашешатах
йадж джнатва неха бхуйо 'нйадж
джнатавйам авашишйате
/БГ 7.2/

Джнанам, знание. Кришна говорит Арджуне, "Я даю тебе совершенное знание". Таков наш процесс. Мы получаем знание от совершенной личности. Нет необходимости получать знание от несовершенной личности. Это бесполезная трата времени. А кто является совершенной личностью? Тот, кто не совершает никаких ошибок, кто никогда не находится в иллюзии, чьи чувства не являются несовершенными, и кто не является обманщиком. Такова квалификация. (В сторону: дети)... Таковы признаки совершенной личности. В первую очередь он не совершает ошибок. Изучите больших, больших людей по всему миру. Они совершали ошибки. Гитлер совершал ошибки. Ганди совершал ошибки. Черчилль совершал ошибки. Потому что "Человеку свойственно ошибаться", какими большими вы не были бы, вы не можете избегать ошибок, потому что вы не освобождены.

Итак, это признаки совершенного человека, он не совершает ошибок, и он также не находится в иллюзии. Иллюзия означает принимать нечто за что-то другое. Это иллюзия. Также как мы принимаем это тело за себя. Если вы спросите меня, "Кто вы такой"? "Я индиец. Я брахман. Я то. Я это". Итак, что же это такое? Это всё телесная концепция жизни. Это иллюзия. Иллюзия означает, что я не являюсь этим телом. У вас есть опыт, когда умирает человек, его родственники и дети плачут, "Мой отец ушёл". Но на самом деле отец, сыновья знали тело отца, как отца, это была иллюзия. Теперь, после смерти он приходит к пониманию, что "Мой отец ушёл". Почему? Ваш отец лежит... Он лежит здесь - те же руки, ноги, голова, пальто, штаны - всё лежит здесь. Почему вы говорите, что ваш отец ушёл? Это означает, что вы никогда не видели настоящего отца. Он видел иллюзию своего отца. Это называется иллюзия. Есть ли какие-то сомнения? Я вижу вас. Что я вижу, вас? Я вижу ваше тело, вашу рубашку, пальто, штаны. И всё. Но как Кришна сказал,

дехино 'смин йатха дехе
/БГ 2.13/

внутри этого тела есть настоящая личность, также как внутри рубашки и пальто есть настоящий человек, но мы никогда не видим настоящего человека. Мы видим рубашку, пальто, брюки, и мы принимаем рубашку, пальто, штаны за этого человека. Это называется иллюзия, принимать что-то за нечто другое. Сын не знал, кто является его отцом. Он продолжает называть рубашку, пальто, брюки отца "отцом". Это называется иллюзия. Совершать ошибки, и впадать в иллюзию, и даже если мы попытаемся стать совершенным, наши чувства не совершенны. Также как мы очень гордимся нашими глазами. Кто-то, они говорят, "Вы можете показать мне Бога?". Но как вы теперь увидите? "С помощью моих глаз". Но ваши глаза не совершенны. Он этого никогда не признает. Он забывает, что "До тех пор, пока есть свет, я могу видеть. Моя гордость от того, что у меня есть эти глаза, длится до тех пор, пока есть свет. Как только света не будет, не смотря на то, что у меня есть глаза, я не смогу видеть". Поэтому вы можете понять определённые условия. Если есть свет Солнца, то вы можете видеть. Если нет солнечного света, то вы не можете видеть. Тогда какова же ценность от вашего видения? Несовершенные глаза.

Итак, подобным образом, наши глаза несовершенны, все наши чувства несовершенны. Мы собираем знание с помощью чувств, пять познающих чувств и пять действующих чувств, и ум. Поэтому если чувства не совершенны, тогда как я смогу собирать истинное знание? И не обретя настоящее знание, если я буду проповедовать, это будет обман. Если у вас нет знания..., также как множество учёных, они обманывают. На самом деле, у них нет знания, что жизнь нельзя создать с помощью комбинации химических элементов; тем не менее они обманывают людей по всему миру, что жизнь можно создать благодаря химическим элементам. И этот обман принимается. Итак, есть так много всего. Они заявляют, что они попали на Луну, то, это. Но в соответствии с шастрами, они обманщики. Все обманщики. Они не могут туда попасть. Это не так легко. Также как вы въезжаете в ваш африканский город, африканскую страну, есть так много правил и ограничений, иммиграция. А вы хотите попасть на Чандралоку без всяких ограничений. Только посмотрите. Чандралока это планета полубогов. Люди там живут 10 тысяч лет, они такие продвинутые. Их удобства во много тысяч раз лучше, чем этот уровень жизни. А вы хотите попасть туда без какого-то паспорта и без какой-то визы. С точки здравого смысла, можете ли вы въехать в чью-то страну просто потому что у вас есть самолёт? Но всё это происходит.

Итак, принимать знание от этих негодяев, которые совершают ошибки, которые находятся в иллюзии, которые являются обманщиками, те, чьи чувства не совершенны это бесполезная трата времени. Таковы указания шастр. Мы должны получать знание от совершенного. Итак, во всех отношениях, кто может стать более совершенным, чем Кришна? Кришну принимают Ведавьяса, Нарада, Арджуна, большие, большие непоколебимые учёные и личности, что он является Верховной Личностью Бога. Также как эта Бхагават-Гита. Эта Бхагават-Гита записана Вьясадевой. Разговоры между Кришной и Арджуной были записаны учеником Вьясадевы, Санджаей. И когда Вьясадева писал Махабхарату, то он поместил этот диалог в Махабхарату. Итак, почему Вьясадева поместил беседу между Кришной и Арджуной в свою авторитетную книгу Махабхарату? Махабхарата означает "Великая Индия". Бхарата означает Бхаратаварша. Эту планету называли Бхаратаварша. Итак, Махабхарата, история всей планеты.

Итак, Вьясадева даёт историю. Махабхарата это также ведическая литература. Махабхарата, Рамаяна, 18-ть Пуран, Веданта-сутра, четыре Веды, и затем Упанишады, это всё ведическая литература. Итак, Махабхарата это авторитетная ведическая литература. И внутри Махабхараты есть Бхагавад-Гита. Поэтому это ведическая литература. Итак, если это не будет авторитетным совершенным знанием, то почему бы Вьясадева помещал её в Махабхарату? Поэтому это совершенное знание. Потому что она была рассказана самой совершенной личностью, Кришной, поэтому нет вопроса ошибки, нет вопроса иллюзии.

Вы также можете обрести это состояние освобождённой жизни. Мы много раз слышали, "освобождение" или "мукти". Мукти означает тот, у кого нет упомянутых недостатков. Это мукти. Мукти не означает, что человек думает о себе, "Я стал Бхагаван. Я теперь стал"... Вимукта-манинах. Те, кого называли негодяями, они думали, что они стали муктами, освобождёнными. Нараяны. Они думают таким образом.

йе 'нйе 'равиндакша вимукта-манинах
/ШБ 10.2.32/

Тогда почему они ...? Теперь, если они стали освобождёнными, такими продвинутыми, и чувствуют, что они стали Нараяной, тогда в чём их возражение? Возражение

йе 'нйе 'равиндакша вимукта-манинаc
твайй аста-бхават

Они не знают, что такое Нараяна, эти негодяи. Шанкарачарья признаёт,

нарайанах парах авйактат

"Нараяна не принадлежит к этому материальному миру". Это Нараяна. И они стали Нараяной, намо Нараяная. Нараяна это не какая-то дешёвка? Поэтому шастра говорит,

йе 'нйе 'равиндакша вимукта-манинах

Эти негодяи думают, что они стали Нараяной, но они не знают, что такое Нараяна. йе 'нйе 'равиндакша вимукта-манинах. Почему они не следуют...?

твайй аста-бхават
/ШБ 10.2.32/

Они никогда не пытались понять, что такое на самом деле Бог. Они думали, "Бог это какая-то дешёвка. Любой может стать Богом". Поэтому они стали вимукта-манинах. Настоящее мукти описывается в Бхагавате. Мукти означает
муктир хитванйатха рупам.

муктир хитванйатха рупам
сва-рупена вйавастхитих
/ШБ 2.10.6/

Когда человек излечился от его безумия и находится в здоровом состоянии, то это называется мукти. Итак, здесь в этом материальном мире все безумны. Кто-то думает, что "я царь". Кто-то думает, "я министр". Кто-то думает, "я президент", "я то", "я Нараяна", и т.д., т.д., т.д., все безумцы, все сумасшедшие, потому что этому придёт конец. С его так называемой концепцией стать тем и этим будет покончено за несколько лет. Но он вечен. Он думает, что эта временная ситуация того, чтобы стать американцем, индийцем или министром, или президентом, или тем или этим, сколько она продлится? Она будет продолжаться скажем, 10 или 15 или 50 или 100 лет. И всё. Но он не проживёт сто лет. Он -

нитйах шашвато 'йам
на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/

Но негодяй не знает. Он думает, "Я случайно стал министром или президентом или тем или этим. Таково моё положение на несколько лет". Дехатма-буддхих. Тогда в чём же разница между мукти, мукта и бандха, обусловленностью и освобождением. Итак, освобождение означает находиться в своём собственном положении. Это называется... тогда каково же наше положение? Если мы станем немного здравомыслящими, если мы станем немного трезвыми, тогда мы сможем понять, каково моё положение. Итак, это называется медитация или дхира.

дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/

(в сторону: Что это такое? Закрывается? )…

Брахманaнда: Здесь люди выходят и входят в дверь. Если мы закроем дверь, тогда...

Шрила Прабхупада: Из дверей?

Брахманaнда: Здесь есть передняя дверь.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Можете держать её открытой. Заходите сюда. Здесь так много места. Пусть заходят. Но детям нельзя заходить. Просто попытайтесь понять, что я думаю, что "Я такой большой человек", "я министр", "я президент", "я то", "я Нараяна", вплоть до последней стадии, "я Нараяна". Но если вы подумаете здраво, что "если я Нараяна, тогда я должен быть контролирующим. Я должен быть контролирующим всего, но почему меня контролирует зубная боль? Как только начинает болеть зуб, я добровольно иду к зубному, что он контролировал меня. Тогда я как стал Нараяной?". Таким образом, если человек изучит всю свою жизнь, то он найдёт, что его полностью контролирует что-то большее, полностью контролирует. И это контроль материальной природы. Кто может сказать, что его не контролирует материальная природа? Это невозможно.

даиви хй эша гунамайи
мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/

Материальная природа заставит вас. Вы очень хороший, хорошо выглядящий молодой человек. Материальная природа не позволит вам оставаться очень хорошо выглядящим молодым человеком. Вы должны будете стать стариком. Ваши зубы должны будут выпасть. Ваши волосы должны будут поседеть и вы будете выглядеть отвратительно. Почему? Но он об этом не думает. Это называется невежество, aджнана. Поэтому Кришна говорит,

джнанам те 'хам са-виджнанам
/БГ 7.2/

"Я расскажу тебе о гьяне". Все находятся в агьяне и ложно думают, что он какой-то очень важный человек. Это агьяна. Настоящую гьяну, как будет объяснено здесь, надо получить от Кришны. Итак, Кришна даёт знание в Бхагавад-Гите. Он будет рассказывать в дальнейших главах, что "Истинная гьяна - это предаться мне". Это настоящая гьяна. Кришна скажет в 8-й главе,

бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

"После многих, многих рождений...". Итак, сегодня я могу быть министром, завтра, после смерти, я могу стать собакой. Но это не в моей власти. Вы не можете контролировать, что скажем, "Я министр. Я то. Я это. Я судья высшего суда или очень важный человек. Поэтому я приказываю материальной природе. Хотя я должен умереть, в следующей жизни я стану высшим судьёй высшего или Нараяной, кем-то". Нет. Это невозможно. Вы полностью под контролем. Вам дали возможность наслаждаться или страдать в этом теле, и в этом теле, как только ему придёт конец,

кармана даива-нетрена джантур...
/ШБ 3.31.1/

и тогда вы получите другое тело. Итак, это джнана, даже эта джнана, там нет знания о перемене тела. По всему миру, большие, большие профессоры, большие, большие деятели образования, не верят в следующее рождение. 99,9% они не верят. Но это факт. Так и есть. татха дехантара-праптих. Кришна говорит. И мы также это понимаем. Кришна приводит этот пример:

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
/БГ 2.13/

Этот ребёнок становится кумара; кумара становится мальчиком; мальчик становится молодым человеком, молодой человек становится стариком. Итак, происходят эти перемены, тем не менее, он не знает что "После того, как этому старому телу придёт конец, я получу другое тело". Поэтому это невежество. Поэтому мы должны получать знание от самой совершенной Личности Бога, Кришны. Это настоящее знание. Итак,

джнанам те ахам са-виджнанам
/БГ 7.2/

Са-виджнанам означает с практическим применением. Также как есть теоретическое теоритическое знание и практическое знание в научном продвижении, поэтому просто теоретическое знание мне не поможет. Теоретическое я могу знать, что я не являюсь этим телом, но это должно быть известно практически. Если нет, если я не являюсь этим телом, тогда я душа. Тогда я действую здесь в этом мире только ради своего тела. Что я делаю для моей души? Это знание. Предположим, у меня есть это пальто и шляпа и штаны. Если он просто пытается почистить в химчистке пальто и не положить никакой пищи в желудок, то как долго продлится эта цивилизация? Голод. Итак, весь мир находится в беспокойном состоянии, потому что нет духовной пищи, только материальная чистка рубашки и пальто. Вот что происходит. Как кошки и собаки, их интересует тело.

Итак, са-виджнанам... На самом деле, мы должны знать, кто мы такие, и каково моё настоящее занятие. Это утверждается в Бхагават-Гите. Вы должны внимательно отметить это, когда я пойму, что я не являюсь этим материальным телом, ахам брахмасми, я духовная душа, я Брахман. Кришна это Парабрахман, а мы неотъемлемые частички Кришны. Мы также являемся Брахманом. А не так, что благодаря знанию я становлюсь Брахманом. Я уже Брахман. Из-за невежества я думаю, что я не Брахман. Ахам брахмасми, "я духовная душа, я дух". Это моё истинное положение. И когда вы поймёте моё истинное положение и будете действовать соответственно, это называется мукти.

муктир хитванйатха рупам
сва-рупена вйавастхитих
/ШБ 2.10.6/

Когда вы поймёте, что мы не являемся этим телом... Мы трудимся день и ночь, как кошки и собаки, и свиньи. Свинья также трудится день и ночь. Свинья, чем она занимается? "Где испражнения"? И всё. "Где испражнения? где испражнения?". И как только она получает испражнения, она их ест, становится толстой, потому что испражнения содержат все витамины. Это суть всей хорошей пищи, которую вы принимаете, а суть отвергается. Но с научной точки зрения это правильно. Возможно врачи это признают. Испражнения содержат все гидрофосфаты. Не так ли? Тогда кто бы ел испражнения? Гидрофосфаты очень хороши для мозга, но теперь поешьте их. Поэтому эти свиньи очень легко становятся толстыми. Понимаете? Поэтому это не означает, что мы должны трудится очень тяжело, чтобы найти где находятся испражнения и затем стать толстым и кто-то меня съест? Это не цивилизация. Цивилизация это то, что вы должны знать, каково ваше истинное положение и действовать соответственно, и тогда вы обретёте освобождение. сва-рупена вйавастхитих. Это совершенство вашей жизни. Не будьте сбиты с толку телесной концепцией жизни. Это порицается. Вся ведическая цивилизация основана на этом пункте.

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих
йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж
джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/

Любой, кто действует в телесной концепции жизни, са эва го-кхарах, они не лучше, чем кошки и собаки. Это происходит по всему миру. "Я индиец", "я американец", "я африканец", "я то" - телесное, всё телесное. "Я индус", "я мусульманин", "я христианин", "я чёрный", "я белый", "я толстый", "я худой". И всё. Итак, это джнанам, теоретически и виджнанам, са-виджнанам вакшйамй, Кришна будет учить, "Возьми эту джнанам". Самая совершенная личность. Итак, это наша задача... Нам нет никакого дела до Кришны. Мы не знаем Кришну и что уже говорить о том, чтобы получить от него знание. Знание есть, но мы такие глупые, что не принимаем знание из Бхагавад-Гиты. Мы создаём своё собственное знание. Это называется майя. Майя так сильна, что она не позволит принять настоящее знание от настоящей личности. Но мы будем читать тома книг, которые обладают недостатками четырёх видов несовершенств, в частности совершают ошибки, они находятся в иллюзии, они обманщики, и их чувства не совершенны. Итак, это первая задача, "Где мы получим знание?". Тад-виджнанартхам. Ведический урок это

тад-вигьянартхам гурум эва абхигаччхет
/Мундака-упанишад 1.2.12/

"Вы должны пойти к гуру". Также как Арджуна принял Кришну как гуру. Когда Арджуна был сбит с толку, он предался Кришне.

шишйас те 'хам шадхи мам прапаннам
/БГ 2.7/

"Я кшатрий. Мой долг сражаться, но я отказываюсь. Хотя ты просишь меня сражаться, тем не менее, я отказываюсь. Итак, я сбит с толку. В любом случае, я могу понять, что ты можешь избавить меня от этого затруднительного положения. Поэтому я становлюсь твоим шишйа".

шишйас те 'хам

"я становлюсь твоим учеником. Я не буду спорить с тобой на равных". Шишйа означает всегда подчинённый. Я приму всё, что скажет гуру. Это гуру и шишйа. Итак, Кришна стал гуру и Арджуна стал шишйа, учеником, не другом. Конечно, он знал, кто такой Кришна. Итак,

шишйас те 'хам шадхи мам прапаннам

Итак, подобным образом, мы должны найти гуру ради совершенных наставлений. Это единственный путь. А иначе мы будем находиться в невежестве, ошибаться, в иллюзии, в несовершенстве и многое другое. Итак, это наставление Вед, что "Если вы хотите настоящего знания, то вы должны идти к гуру". "Теперь есть так много гуру. Тогда к кому я...? Куда мне пойти?". Нет. Я должен пойти к

гуру-самит-паних шротрйам брахма-ништхам
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Вы должны идти к гуру, который является брахма-ништхам, великим преданным. Он является гуру, не так называемым гуру, гуру, создающим золото. (смех). Ещё один обманщик. Понимаете? Итак, наставление Вед это брахма-ништхам. Это гуру, тот, кто обладает полным знанием о Брахмане.

атхато брахма джиджнаса
/Веданта-сутра/

Итак, здесь также в Бхагават-Гите вы найдёте, кто такой гуру. Таттва-даршинах. Тад-виджнана... Таттва-даршинах, тот, кто познал истину. Никогда не говорит эти магические слова, нет. Таттва-даршинах. Это величайшая магия, брахма-ништхам. Это величайшая магия, как утвердиться в Брахмане. Это называется брахма-бхутах прасаннатма. Как только вы станете брахма-ништхам, утвердитесь в Брахмане, тогда вашим страданиям придёт конец. Прасаннатма. Это признак. Все пытаются стать счастливыми. Вы можете сделать это с помощью брахма-ништхам, поняв, что вы Брахман.

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
/БГ 18.54/

Это предварительные стадии, для того, чтобы войти в царство преданного... мад-бхактийа лабхате парам. Пройдя, через этот процесс

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу

тогда вы придёте на трансцендентный уровень, это занятие на уровне брахма-бхутах. Итак, джнанам означает постичь себя на практике,
саманам виджнанам, са-виджнанам, с виджнаной, практическое применение,

идам вакшйамй
/БГ 7.2/

И Кришна говорит. Он не является обычным человеком. Как только мы думаем о Кришне как об обычном человеке, то мы становимся ещё большим негодяем.

аваджананти мам мудха
манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

"Потому что я рассказываю эту Бхагават-Гиту, конечное знание, эти негодяи иногда думают обо Мне, как об обычном человеке". И поэтому они трактуют всё по-своему, "То, что сказал Кришна, означает это", как будто Кришна оставил всю книгу, чтобы её трактовал другой негодяй. Нет. Вы не можете трактовать. Поэтому мы представляем Бхагавад-Гиту как она есть, без всяких интерпретаций. Поэтому, если мы возьмём Бхагавад-Гиту как она есть - то всё будет ясно - не трактуйте её, как глупцы и негодяи, и тогда вы получите настоящее знание. Джнанам.

джнанам те 'хам са-виджнанам
/БГ 7.2/

Практичное. Вакшйамй ашешатах. Итак, мы должны понять что... Это ещё одно значение,

тад-вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет
/Мундака-упанишад 1.2.12/

Итак, Кришна на практике показывает, когда принял своего друга, очень дорого друга, как своего ученика. Это означает, что он показывает, что он является гуру. Гуру это Кришна, и тот, кто понимает Кришну. Это гуру. Не принимайте этих негодяев и глупцов за гуру, тех, кто отвергает Кришну. Он не является гуру. Он обманщик. Кришна показывает, а Арджуна принимает,

шишйас те 'хам
/БГ 2.7/

"я становлюсь твоим шишйа". Это означает, что Кришна это изначальный гуру. А тот, кто говорит от имени Кришны, он является гуру. Это гуру. Это проверка: знает ли он Кришну. Тогда он является гуру. А иначе он не гуру. В первую очередь поймите это. Поэтому это махатма. Кришна сказал, са махатма су-дурлабхах. Это махатма. Кто такой махатма?

бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

"После многих, многих рождений, как кошки и собаки, и деревья, и то и это", множество, 8 миллионов, "Когда человек приходит к этому знанию", васудевах сарвам ити, - "Кришна это всё", са махатма су-дурлабхах, "он является гуру". Итак, гуру означает... Наставление Вед таково, что вы должны идти к гуру. Это может быть сложно, кто такой гуру. Кришна также это показывает..., "я гуру".

маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/

"Нет личности, лучшей, чем Я". И он доказал это. Он это доказал. Кришна, до тех пор, пока мы находимся на этом уровне, на этой земной планете. Он доказал, что он был самой величайшей личностью, величайшей личностью... Прочитайте историю и вы увидите. Он доказал себя с самого детства. Когда ему было три месяца... Он не является старым и... Но он играл, как человеческий ребёнок на коленях матери Яшоды. Путана пришла, чтобы его убить. Итак, это ребёнок... Вы прочитайте всё это из Бхагаватам, как он убил эту большую Путану, когда ему было 7 лет, как он поднял холм Говардхан. Итак, хотя он играл как обычный человеческий ребёнок, человеческий мальчик,..., но иногда являл свое всемогущество. Это Кришна. Это Бог. Итак,

джнанам те 'хам са-виджнанам
идам вакшйамй ашешатах,

и

йадж джнатва
/БГ 7.2/

Если вы попытаетесь постичь Кришну или знание от Кришны, йадж джнатва... йадж джнатва неха. На иха: "в этом материальном".

йадж джнатва неха бхуйо 'нйадж

"Тебе не надо ничему учиться". Потому что он понимает, васудевах сарвам идам: "Всё является Васудевой." Итак, Васудева даст ему знание о науке, о политике, о философии, о астрологии, астрономии. Всё придёт. Вам не надо ходить к какому-то другому эксперту в определённом разделе знания. Но если преданный, преданный Кришны... Он знает всё, все разделы знания.
Также как мы бросаем вызов, что "Вы не можете создать никакую жизнь с помощью комбинации химических элементов". Почему? Потому что мы знаем, что есть что, от Кришны. Поэтому мы можем бросать вызов. Мы не глупцы. Мы бросаем вызов, "Если вы можете создать только одно яйцо"... Это очень легко. Вы можете взять любое яйцо и проанализировать каковы химические элементы. Затем принесите эти химические элементы, смешайте их и положите в инкубатор и создайте яйцо. Тогда я буду знать, что химические элементы могут создать жизнь. А? каково ваше мнение, доктор?

Доктор: Они пытаются...

Шрила Прабхупада: А? есть ли здесь какой-то химик?

Доктор: Здесь был М-р Фэли.

Шрила Прабхупада: Они просто обманывают. Просто обманывают. Это невозможно. Но мы знаем, что жизнь нельзя создать с помощью комбинации каких-то химических элементов, потому что из Бхагават-Гиты мы понимаем, что

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

Дживы, живые существа, это неотъемлемые частицы Кришны. Итак, как их можно создать из химических элементов? Это невозможно. Есть так много всего. Поэтому Кришна говорит, что "Если вы будете изучать знание, которое я вам даю", йадж джнатва, "тогда в совершенстве,"

на иха бхуйах анйадж джнанам, анйа,
/БГ 7.2/

"Другие разделы знания проявятся автоматически. Вы будете всё знать". В этом секрет.

йадж джнатва неха бхуйо 'нйадж
джнатавйам авашишйате

Вам не нужно изучать ничего остального по разделам. Только посмотрите. Это благо от сознания Кришны, вам не надо тяжело трудится, чтобы понять другие виды знания. Просто попытайтесь принять это знание и вы будете совершенны. Это сознание Кришны.

Спасибо большое.

Преданные: Джай. Джай гурудев!

Брахманaнда: Есть какие-то вопросы.

Индианка: (Хинди)

Шрила Прабхупада: (Хинди)

шишйас те 'хам
шадхи мам прапаннам
/БГ 2.7/

"Я тебе предался. Дай мне знание". И всё.

Индиец: Когда вы стали духовным лидером сознания Кришны?

Шрила Прабхупада: Что такое?

Брахманaнда: Он спрашивает, когда вы стали духовным лидером сознания Кришны?

Шрила Прабхупада: Когда мой Гуру Махараджа приказал мне. Это гуру-парампара.

Индиец: Это было...

Шрила Прабхупада: Попытайтесь понять. Не очень спешите. Гуру может стать гуру, когда ему приказывает его гуру. И всё. А так никто не может стать гуру.

Индианка (2): (Хинди)

Шрила Прабхупада: (Хинди) шадхи мам прапаннам. "Я тебе предался. Я выполню всё, что ты мне говоришь". И всё.

Индиец: Когда он вам сказал...?

Шрила Прабхупада: Какое дело, когда он мне сказал? И почему я должен вам открывать? Это что-то такое очень незначительное, что я должен вам объяснять?

Индиец: Нет, мне просто любопытно, когда...

Шрила Прабхупада: Вы должны любопытствовать в ваших пределах. Вы должны знать, что человек может стать гуру, когда ему приказывает его гуру, ровно столько.

Джнана: Шрила Прабхупада, если мы будем думать о нашем духовном учителе, то это также хорошо как и думать о Кришне?

Шрила Прабхупада: Хм?

Брахманaнда: Если мы будем думать о духовном учителе, то разве это также хорошо как и думать о Кришне?

Шрила Прабхупада: Да, потому что говорится,

йасйа прасадад бхагават прасадах
/Шри шри гурв-аштака, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур/

"Если вы сможете удовлетворить вашего гуру, тогда вы удовлетворите Кришну". Поэтому если вы всегда будете следовать этому плану, "Как удовлетворить моего гуру", тогда вы удовлетворите Кришну. Что это такое?

Преданный: Шрила Прабхупада, в Бхагават-Гите говорится, что если человек думает в момент смерти, если он думает о Кришне, то он идёт к Кришне. Что если кто-то думает о своём духовном учителе?

Шрила Прабхупада: Он отправится к Кришне, потому что духовный учитель также идёт к Кришне. (смех). Теперь вы должны обсуждать эти вопросы. Не задавайте посторонние вопросы. Тогда..., этому не будет конца. Таков процесс. Когда мы просим задавать вопросы - то по теме, на которую мы говорили. Так или иначе, есть еще какие-то вопросы?

Индиец (2): Шрила Прабхупада, в журнале "Обратно к Богу", на 5-й странице, говорится, что Шри Валлабхачарйаджи, преданный Шри Чайтаньи Махапрабху, написал комментарий на Шримад-Бхагаватам, и Шри Чайтанья Махапрабху отверг его комментарий, и затем он сказал, что он не готов слушать его комментарий, и он приводит определённые замечания.

Шрила Прабхупада: Не определённые, а другие замечания. Валлабхачарйа, принес свою Субодхини-тику, и он очень любил Чайтанью Махапрабху, и он сказал, что "Я написал один комментарий, который гораздо лучше, чем комментарий, данный Шридхарой Свами." Тогда Чайтанья Махапрабху это не одобрил. Если вы отвергаете предыдущего ачарью или вы становитесь более разумным, чем предыдущий ачарья, тогда вы не ачарья... Таким был Чайтанья Махапрабху... он этого не одобрял. Наш процесс это

эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Мы не можем пренебрегать. Шридхара это изначальный комментатор Бхагаваты. Если вы скажете, что "Я лучше, чем Шридхара Свами", тогда вы сразу же будете отвергнуты. Если я скажу... также как есть некоторые люди, они создают какую-то аватару, и они говорят, "Этот аватара лучше, чем Кришна" - немедленно отвергайте. Сразу же. Он должен знать себе цену. Чайтанья Махапрабху сказал свами, Шридхара Свами, он также с сарказмом отметил,

свами на мане йеи джана
вешиара бхитаре таре карийе ганана
/ЧЧ, Антья 7.115/

Свами также означает муж. Поэтому если женщина говорит, что "Мне нет никакого дела до моего мужа," Чайтанья Махапрабху, "тогда он проститутка. Она проститутка". Это Чайтанья Махапрабху. Вы не можете не уважать свами... Они были очень дружественными, поэтому вы можете принять это по-дружески, в шутку, "Ты такой гордый, что ты пренебрегаешь Шридхарой Свами. Тогда ты не лучше, чем проститутка".

Индиец (3): (не чётко)

Шрила Прабхупада: Что такое? Он слишком много говорит. Хм?

Брахманaнда: Он говорит, что из Вед мы знаем, что Кришна безграничен, особенно тогда когда он совершал свою раса-лилу с гопи. Итак, если Кришна безграничен, то почему он не...?

Индиец (3): ...Проявил себя по всему миру, так чтобы все живые существа имели равную возможность вернуться обратно домой к Богу?

Брахманaнда: Почему он не проявил себя по всему миру, чтобы у всех живых существ была равная возможность...?

Шрила Прабхупада: Да, он проявился по всему миру, но у вас нет глаз, чтобы его видеть. В этом заключается ваш недостаток. Кришна присутствует везде. Но также как Солнце присутствует в небе. Почему вы его сейчас не видите? А? Ответьте на это? Вы думаете, что Солнца нет на небе? Вы думаете, что там нет Солнца? Тогда пойдите на крышу и посмотрите на Солнце. (смех). Почему вы доказываете, что вы негодяй, "Нет, нет, там нет Солнца?". Примут ли это образованные люди? Потому что вы не можете видеть Солнца, то Солнца нет? Примут ли это учёные люди? Ночью вы не можете видеть Солнце, поэтому если вы скажете любому учёному человеку, любому, кто всё понимает, "Нет, нет, там нет Солнца", то примет ли он это? Он скажет, что "Солнце есть. Ты негодяй, ты не можешь видеть". И всё. "Просто избавься от этого негодяйства. Тогда ты увидишь".

нахам пракашах сарвасйа
йога-майа-самавртах
/БГ 7.25/

Кришна сказал. Он не открывается негодяям, но тот, кто знает, он видит.

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна...
/Брахма-самхита 5.38/

Преданный всегда видит Кришну. Для него он присутствует всегда. А для негодяев, он не видим. В этом заключается разница. Поэтому вы не должны быть негодяем; тогда вы увидите.

ишварах сарва-бхутанам
хрид-деше арджуна тиштхати
/БГ 18.61/

Кришна присутствует в глубине сердца каждого. Но знаете ли вы это? Вы можете видеть? Вы можете говорить с ним? Он находится в вашем сердце, он присутствует. Но с кем он говорит?

тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам,
дадами буддхи-йогам там
/БГ 10.10/

Он говорит с преданным, который 24 часа занят служением ему. Это утверждается в Бхагават-Гите. Разве вы не читаете Бхагават-Гиту? Итак, для всего нужна квалификация. Итак, это движение сознания Кришны означает, что мы пытаемся сделать людей квалифицированными, для того, чтобы видеть Кришну. Не будучи квалифицированными, как вы можете видеть? Для этого нужна квалификация.

Индиец (4): Свамиджи, господь Кришна показывает свою вишва-сварупу.

Шрила Прабхупада: Да.

Индиец (4): Можете ли вы мне показать что-то из этой вишва-сварупы?

Шрила Прабхупада: Вы просите меня? Я что Кришна? (смех). Почему задаёте глупые вопросы? Это означает, что вы не знаете Кришну. Вы думаете обо мне как о Кришне. Тогда вы глупец.

Индиец (4): Нет, я не называю вас Кришной.

Шрила Прабхупада: Тогда почему вы просите меня показать вишва-рупу?

Индиец (4): Вишва-сварупа потому что Кришна...

Шрила Прабхупада: Вишва-сварупа будет явлена Кришной, а не мной. Я не являюсь Кришной.

Индиец (4): Нет, я не говорю, что вы Кришна. Но вы сказали, что вы ...

Шрила Прабхупада: Я слуга Кришны. Я несу то, что говорит Кришна. И всё. Таково моё положение. Я почтальон. Я посыльный. Когда посыльный доставляет одну тысячу рупий или шиллингов вам, то это не его деньги. Деньги платит кто-то другой, но я честно доставляю вам. И всё.

Индиец (4): Но разве Кришна не дал вам могущества как гуру?

Шрила Прабхупада: Да, да.

Индиец (4): То вы можете показать?

Шрила Прабхупада: Итак, я не такой могущественный, чтобы я мог показать вишва-рупу. Он дал мне эту силу, "Иди и рассказывай глупцам негодяям, что Я Бхагаван", (смех), ровно столько силы. Да. Это моя сила. Я могу сказать, что "Кришна это Бхагаван." И всё. Я никогда не стану равен Кришне.

Индиец (5): Шрила Прабхупада, почему большинство людей в эту Кали-югу поклоняются Господу Шиве, вместо того, чтобы поклоняться Господу Кришне? Потому что Кришна известен как Бог...

Шрила Прабхупада: Потому что они могут сразу получить деньги от Шивы. Это причина. Господь Шива это господин или верховная личность в этом материальном мире, и он ашутоша, тот, кого легко удовлетворить. Поэтому материалистичные личности идут к нему ради какого-то материального блага и он даёт. И всё.

Индиец (6): Но Господь Шива это величайший вайшнав.

Шрила Прабхупада: Да, все являются вайшнавами. Он величайший вайшнава. ваишнаванам йатха шамбхух. Если бы он не был вайшнава, как он получил бы это могущество? Сила исходит из изначальной личности.

маттах смртир джнанам апоханам ча
/БГ 15.15/

Поэтому если личность не является вайшнавом, то она не имеет силы. Хорошо.

Индиец (2): Шрила Прабхупада...

Шрила Прабхупада: Вы задали вопрос один раз, не два раза.

Джнана: Шрила Прабхупада...

Шрила Прабхупада: Вы уже задавали вопрос.

Индиец (2): Шрила Прабхупада...

Шрила Прабхупада: Вы также задавали. Не занимайте всё время. Позвольте другим сказать.

Индиец (7): Да. Когда Чайтанья Махапрабху принимал саньясу, то он отказался принять имя..., которое ему давал его гуру, и он принял имя Кришна Чайтанья, которое было именем брахмачари. Почему так случилось?

Шрила Прабхупада: Хм? Что это такое?

Брахманaнда: Когда Чайтанья Махапрабху принял саньясу, его гуру предложил ему одно имя, но он отказался и предпочел оставить имя Кришны Чайтаньи, которое является именем брахмачари. Зачем он так сделал?

Шрила Прабхупада: Потому что он принял саньясу от майавади саньяси, и майавади саньяси, они думают о себе, что они стали Нараяной. Но Чайтанья Махапрабху отказался принять эту теорию, что он Нараяна. Он предпочёл остаться брахмачари, чем стать ложным саньяси и заявлять, что он стал Нараяной.

Преданные: Джай.

Шрила Прабхупада: Да?

Индиец (8): Шрила Прабхупада, когда мы повторяем святые имена, чётки для повторения имеют 108 бусин. Почему так, и почему мы повторяем 16 кругов?

Шрила Прабхупада: Не 16 кругов. Вы можете повторять неограниченно.

Индиец (8): Нет, минимум.

Шрила Прабхупада: Минимум, потому что они не могут повторять больше этого, поэтому есть минимум. А иначе

киртанийах сада харих
/ЧЧ, Ади 17.31/

Поэтому у вас должно быть фиксированное количество киртана. Это называется тапасья, что "мы должны закончить по крайней мере столько, если не больше."

санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих
/Шад-госвами-аштака/

Санкхйа-пурвака. Человек должен повторять, считая количество. Это называется обет. В этом суть. Поэтому эти европейцы, американцы, они не могут имитировать Харидаса Тхакура, который повторял 300 000 имен. Поэтому не советуем подражать. Просто делайте что-то на самом деле. Если вы можете повторять только одно имя, то этого достаточно. Но это невозможно. Итак, по крайней мере, для того, чтобы понять ценность имени, мы должны иметь какое количество. Все Госвами так делали. Мы следуем по их стопам. Спасибо большое. Теперь повторяйте Харе Кришна.

Преданные: Вся слава Шриле Прабхупаде.

Бхагават-Гита
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады