Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/prabhupa/prabhupada.com.ua/www/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 115
беседы

Беседа с иезуитским священником

(19 мая 1975 года, Мельбурн, Австралия)

Священнослужитель: Сколько часов в день ваши люди здесь совершают молитву?

Шрила Прабхупада: В поклонении Богу мы используем 9 процессов. Один из них – это слушать о Боге. Говорить о Боге, шраванам, киртанам, затем памятование о деятельности Бога, шраванам, киртанам, Вишну смаранам, пада севанам. Затем поклонение его стопам, подобно тому, как мы предлагаем к его стопам цветы. Шраванам, киртанам, Вишну смаранам, пада севанам, арчанам. Затем поклонение божеству. Подобно тому, как мы это делаем в храме – поклоняемся божествам. Затем Ванданам, - мы предлагаем молитвы. Подобно тому, как вы это делаете в церквях. Ванданам, дасьям, - мы занимаемся всегда в служении Ему. Шраванам, киртанам, Вишну смаранам, пада севанам, арчанам, ванданам, дасьям. Сакьям. Считать Его лучшим другом. Считать Бога лучшим Другом.

Священнослужитель: Считать Бога кем?

Шрила Прабхупада: Лучшим другом.

Священнослужитель: А если у вас своего рода обучение в созерцании?

Шрила Прабхупада: Это смаранам. Памятование и размышление о деяниях Бога.

Священнослужитель: Вы знаете, в мистицизме, в христианском, западном мистицизме, у нас есть 7 обетов, от Терезы Авильской. У нас есть целый процесс созерцания, который мы называем откровением, которое снисходит от Бога, обычную молитву может совершать каждый, но Тереза говорит о том, что существует 3 особых обета.

Шрила Прабхупада: Три обета?

Священнослужитель: Да. В своей книге Interior Mentions она говорит, что существует истинная мистическая молитва. Но она не предназначена для каждого. Есть ли у вас что-то такое? Люди, обучаются ли они мистической молитве, созерцанию?

Шрила Прабхупада: Да. Мистическая молитва означает думать о деятельности Бога, - это называется смаранам.

Священнослужитель: Смаранам. А есть ли у вас что-то, когда человек думает о том, что он получает любовь к Господу и является деятельным, понимаете, о чём говорю?

Шрила Прабхупада: Да, но бхакти это деятельность. Бхакти не является чем-то пассивным. Деятельность. Подобно слушанию. Это деятельность. Подобным же образом, прославление. Это также деятельность. Смаранам, памятование, - это также деятельность.

Священнослужитель: Это правда, я понимаю. Но существует свого рода более возвышенная деятельность, где чувства воистину заняты.

Шрила Прабхупада: Что вы имеете в виду? Чувства означает деятельность. Интуиция, когда вы используете свои чувства, как например, шраванам, вы используете свои чувства, это означает деятельность.

Священнослужитель: Да, я понимаю.
Шрила Прабхупада: Вы занимаете свои уши, это означает деятельность. Я прославляю, я говорю, я занимаю свой язык в прославлении. Это деятельность. Как только есть чувственная деятельность – это деятельность.

Священнослужитель: Но как обрести истинный покой и умиротворение?

Шрила Прабхупада: Нет, бхакти не означает просто покой - это нейтральность. Покой означает, что вы прекращаете материальную деятельность. Это означает покой. Но когда вы прекращаете материальную деятельность – это означает покой.

Священнослужитель: А что означает нейтралитет?

Шрила Прабхупада: Это нейтралитет, означает что вы не занимаетесь, ни духовной, ни материальной деятельностью. Находитесь в пограничном состоянии. Это означает, что вы просто осознаёте, что Бог является великим. Это нейтралитет. Но истинная преданность начинается тогда, когда человек понимает, что Бог настолько велик. Я совершаю бесполезное служение этому миру, почему же я не служу Богу? Это называется дасьям. Начало деятельной преданности.

Мы деятельны в материальном мире. Но эта деятельность бесполезна. Мы растрачиваем время и всё больше запутываемся в повторяющихся рождениях и смертях. В материальной деятельности. Это называется правритти марг.

Правритти марга означает чувственное наслаждение. И во имя чувственного наслаждения нам придётся принять огромное количество тел. 8млн 400 тыс. Каждый занят чувственным наслаждением. Тигр занят этим, свиньи заняты этим, собаки этим заняты. И люди также, если они заняты подобно тиграм, свиньям и собакам, то они получат те же самые формы жизни.

Священнослужитель: Когда вы достигаете высшего состояния деятельности, когда вы воистину любите всё человечество, и вы любите Бога.

Шрила Прабхупада: Да. Но это своего рода вымысел. Вымысел. Умственное измышление. Почему вы любите человечество, но при этом не любите тигров?

Священнослужитель: Потому что они мои братья и сёстры.

Шрила Прабхупада: Итак, они ваши братья и сёстры, все любят их. В семье каждый любит братьев и сестёр. Означает ли что выше, чем они.

Священнослужитель: Потому что у них есть общий отец.

Шрила Прабхупада: Да. Кто может прочитать Бхагават-Гиту? Принесите Бхагават-Гиту. Найдите этот стих: (на санскрите)

Преданный читает: Смиренный мудрец с помощью знания с одинаковым виденьем.

Шрила Прабхупада: Одинаковое видение. Одинаковое видение означает что я не делаю разницы между вами и собакой.

Священнослужитель: Вы не делаете разницы?

Шрила Прабхупада: Нет, это духовное видение. Потому что Пандита. Пандита означает учёный мудрец. Одинаковое видение означает, что он не проводит разницы между душами.

В собаке есть душа и у учёного мудреца также есть душа. Но эта душа покрыта телом собаки. А другая душа покрыта телом учёного мудреца. В действительности оба они являются душами, неотъемлемыми частями Бога.

Священнослужитель: Думаете ли вы, что их души имеют разную ценность?

Шрила Прабхупада: Нет, душа имеет одинаковую ценность.

Священник: Это немного сложно принять. Потому что, насколько я это понимаю, душа человека, любого человека, это то, что мы называем духовной душой, или бессмертной душой. Душа животного является принципом жизни. Это то, что греки называли сави. Аристотель это назвал псаки. Но это не является бессмертной душой, поэтому человек имеет более высшую ценность, чем животное, например, собака.

Шрила Прабхупада: Нет. Почему вы так думаете, как например, ребёнок. Ребёнок является сыном отца. Разе душа ребёнка отличается от души своего отца?

Священник: У них разные духовные души, но они оба бессмертны.

Шрила Прабхупада: А кто важнее, ребёнок или отец?

Священник: Оба очень важны.

Шрила Прабхупада: Но кто важнее?

Преданный: Он говорит, что они оба одинаково равны но их души более важны, чем душа собаки.

Шрила Прабхупада: Важность относительно того, что важнее, - оба они равны.

Священник: Равны. А разве они не разные люди?

Шрила Прабхупада: Нет, но вы говорите, что они оба важны. Поэтому с точки зрения важности они одинаковы.

Гость: Отец и сын, они же имеют одинаковую важность.
Гость: Но они же разные люди, разные души.

Шрила Прабхупада: Это правильно, но вы говорите, что они оба важны. С какой точки зрения?

Священник: Но когда вы говорите, что две вещи важны, вы же не можете сказать, что они не подобны.

Шрила Прабхупада: Да. Они живы. Оба они живы.

Священник: Оба они живы. В цветке есть жизнь, в собаке также есть жизнь. Для меня градация жизни

Шрила Прабхупада: Мы должны начинать, относительная градация, как например, есть градация автомобилей. Этот автомобиль сделан Фордом, этот кем-то другим, но топливо одинаково.

Священник: Топливо одинаково. Но даже в топливе они могут отличаться. Но тем не менее

Шрила Прабхупада: Нет, не тем не менее. Топливо одинаково. Автомобили могут отличаться.

Священник: Да, но они все машины.

Шрила Прабхупада: Да, тело является машиной. Тело является материей.

Священник: Но человек является чем-то большим, чем материя.

Шрила Прабхупада: Нет, личность, которая сидит, как например, если человек сидит в автомобиле роллс-ройс. Он может думать, что я очень важен. А другой человек сидит в обычной машине. И он думает, я очень беден. На уровне человека оба они равны. Но ложным образом, только потому, что он сидит в определённом автомобиле, он может думать: я больше, чем он.

Священник: Да, я согласен со всем этим.

Шрила Прабхупада: Итак, душа одинакова. Итак, нет разницы. эмам ива ша джива бутаха. Найдите этот стих. Душа является неотъемлемой частью верховной души, сверхдуши, Бога.

Священник: Но я немного с трудом соглашаюсь с этим, ваша божественная милость. Что моя душа и ваша душа являются частью верховной души.

Шрила Прабхупада: Да, ваша душа является неотъемлемой частью.

Священник: Но я не могу этого понять. Потому что верховная душа, Бог, божество, является бесконечным.

Шрила Прабхупада: Да, бесконечным, как например, … я расскажу, как например, океан и капля воды в океане.

Священник: Но нет, нет, я не могу даже этого принять. Потому что океан не является бесконечным.

Шрила Прабхупада: Но это сравнение. Капля воды. Он является бесконечным, Бог является бесконечным, но мы конечны.

Священник: Мы конечные. Бог бесконечен. Поэтому мы не можем сравниться с богом.

Шрила Прабхупада: Нет, я не говорю об этом. Бесконечное и конечное. Конечное есть. Но этого не хватает. Индивидуальные души, мы не являемся бесконечными. Но Бог является бесконечным. Тогда как мы являемся конечными. Итак, это понятно, что эти части являются конечными. Но они находятся в Боге, бесконечность находится в Боге. Подобным же образом, я привожу вам этот пример, как например, капля океанской воды содержит в себе те же самые химикаты. Они являются солёными. И весь океан также является солёным. Но в океане больше соли. И в этой маленькой капле есть очень мало соли. Но соль есть.

Священник: Но я не могу принять этот пример, потому что эти маленькие капли воды, в которых также содержится соль, когда они все сливаются с огромным океаном, океан тем не менее остаётся конечным. Он не является бесконечным. Но мы и вы являемся конечными.

Шрила Прабхупада: Это уже было объяснено.

Священник: Если мы сольёмся вместе, независимо от того, сколько нас.

Шрила Прабхупада: Нет, но я не сравниваю это с тем, что мы все будем равны Богу, я не говорю об этом.

Священник: Тогда я вас не могу понять.

Шрила Прабхупада: Я не это имею в виду. Как например, люди, которые здесь сидят, или даже все вселенские души соединятся вместе, тем не менее, они останутся конечными, они не будут бесконечными. Миллиарды собранных вместе нулей не сделают цифру один. Поэтому я не говорю это. Но качество сохранится в очень маленьком количестве.

Священник: Это имитация божественных качеств.

Шрила Прабхупада: Нет, не имитация. В действительности, у нас есть эти качества. Есть другой пример. Золото, частичка золота, является маленькой частью, а мы называем это золотом. Но это золото не сравнивается золотому руднику. Поэтому философия называется ачинтья абхеда-бхеда. Непостижимое единство и различие. Качественное единство. Но количественное различие. Сила Бога. У нас есть созидательная сила, и у Бога есть созидательная сила. Итак, существует созидательная сила. Но Бог создаёт миллионы планет, которые плавают в воздухе, а мы создаём Боинг-747. И мы хотим, чтобы нас прославляли больше, чем Бога. В этом наша глупость.

Священник: Да, я признаю. У человека есть тенденция прославлять больше свои достижения.

Шрила Прабхупада: Это ложная гордость. Учёные, современные учёные, - они ложно гордятся, и считают, что нет необходимости в Боге. Они сейчас творят…, некоторые из них глупцы, не все глупцы, но некоторые из них глупцы, которые объявляют себя учёными, но при этом говорят, что нет Бога.

Священник: Объясните пожалуйста, что вы понимаете под Богом.

Шрила Прабхупада: Бог означает всемогущий. Вы также говорите великий.

Священник: Всемогущий, Всезнающий, Великий, да.

Шрила Прабхупада: Да. Всё является великим. Никто не может превзойти его любовь.

Священник: И Бог является Вселюбящим.

Шрила Прабхупада: Да, когда мы говорим великий, это означает, что он великий во всех отношениях.

Священник: В христианстве у нас есть троица: Отец, Сын и любовные взаимоотношения между ними этих трёх личностей в одном Боге. В вашем понимании Бога?

Шрила Прабхупада: Бог и его любовь по отношению к нам, потому что мы являемся сыновьями Бога. Поэтому Отец естественным образом любит своих сыновей. Поэтому Бог снисходит. Он посылает своих Сыновей или представителей для того, чтобы привлечь нас: придите к Богу и вы будете счастливы.

Священник: Какого Сына Он послал?

Шрила Прабхупада: Как например, Иисус, он является Сыном Бога.

Священник: Относительно этого человека, который приходит, как человек.

Шрила Прабхупада: Да, он очень важен, он является Сыном. Очень важным Сыном. Как например, у Отца может быть много сыновей, а один из них является очень важным. Очень хорошим помощником Отца, вот Христос подобен такому Сыну. Он сын Бога, очень важный сын. Он помогает Богу, и снисходит, для того чтобы привлечь эти падшие души: Придите к Богу, почему вы здесь страдаете? Он очень верный и важный сын. Но другие, они также являются сыновьями, они забыли о Боге. Поэтому они страдают.

Итак, иногда Он посылает своих сыновей, или своих преданных, или иногда Он сам снисходит, - таков Кришна.

Священник: И он приходит в своей телесной форме?

Шрила Прабхупада: Да. У Бога есть форма. Если у сына есть тело, то разве у Отца нету тела? Если у вашего сына есть тело, это означает, что у вас есть тело. Если бы у Отца не было тела, то каким образом сын может иметь тело?

Священник: Но я не могу этого понять.

Шрила Прабхупада: Если предположим, вы являетесь сыном, вы обладаете этим телом, это означает, что ваш отец также обладает телом. Подобным же образом, если Сын Бога обладает телом, то очевидно, что Бог также обладает телом.

Гость: Ну, не обязательно.

Шрила Прабхупада: Почему? Покажите мне пример – сын рождается без тела?

Священник: Но это на очень человеческом уровне.

Шрила Прабхупада: Да, но в любом случае вы ощущаете, на человеческом уровне. Поэтому на этом человеческом уровне вы должны привести пример, что вот, сын родился и у него нет тела. Приведите мне пример.

Священник: Вот например, есть некоторые люди, которые обладают такой вещью, которую мы называем сверхзнаменитостью. И он обладает высшей формой.

Шрила Прабхупада: Высшая форма – может быть, но он обладает формой!

Священник: Вот возьмите музыканта, например, Бетховена.

Шрила Прабхупада: Мы также говорим, что Бог обладает формой. Но его форма не похожа на эту форму.

Священник: Да, в соответствии с идеями Аристотеля, он не обладает такой обычной формой, он обладает эфирной формой. И в каком то смысле это означает духовная форма.

Шрила Прабхупада: Да, духовная форма.

Священник: Но мы не говорим о форме в этом, материальном смысле. Мы используем материальные слова, чтобы определить материальную форму.

Шрила Прабхупада: Нет, нет, я не говорю, что материальная форма. Я говорю о духовной форме.

Священник: Но тогда я не могу вас понять. Вы говорите, что у Бога есть форма.

Шрила Прабхупада: Духовная форма.

Священник: Но тогда я могу это понять.

Шрила Прабхупада: Нет, не эта форма.

Священник: То есть она не материальная форма?

Шрила Прабхупада: Нет, нет… Да, да, - об этом говорится.

Священник: В Боге нет пассивности, в Боге нету изменений, Бог никак не ограничен. Материя, в свою очередь, ограничена. Душа является бессмертной. Потому что в ней не существует принципа разрушения. Аристотель говорит, что материя создана из частичек, которые обладают силой растворяться. И разрушаться. Душа никогда не разрушается.

Шрила Прабхупада: Мы обладаем материальным телом, будучи духовной душой. В материальных условиях, есть разница между духом и материей. И как только дух уходит из материального тела, - тело теряет свою ценность.

Священник: То есть жизнь не остаётся.

Шрила Прабхупада: Да, это просто комбинация материи, кусок плоти. Поэтому дух важен. Даже в этой жизни.

Священник: Да, дух важен.

Шрила Прабхупада: Но бог полностью духовен, он не обладает материальными качествами. Мы обладаем, в материальных условиях мы видим разницу между духом и материей. Но Бог не является таким, он полностью духовен. Такова разница между Богом и нами.

Священник: И также в результате этого люди: Вы, я и все эти личности, мы отделены друг от друга, мы отделены друг от друга, и отделены от Бога, который является отдельной личностью.

Шрила Прабхупада: Да. Мы принимаем это.

Священник: Вот этого я не мог понять в нашем разговоре, потому что есть эти пантеисты, которые говорят о том, что Бог является совокупностью всех существ.

Шрила Прабхупада: Это их теория, но это не факт.

Священник: Да, это ложная теория. Против логики и философии.

Шрила Прабхупада: Нет, это теория. Бог находится везде. С помощью своих энергий. Но всё не является Богом. Такова наша философия.

беседы
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады