Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/prabhupa/prabhupada.com.ua/www/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 115
Бхагават-Гита

Лекция по Бхагават-Гите, 7.7

(22 февраля 1974, Бомбей)

Прадьюмна: (читает стих) Перевод: "О завоеватель богатств (Арджуна), нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить".

Прабхупада:
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
/БГ 7.7/

Как материальный, так и духовный мир являются проявлениями двух энергий. Так говорит Кришна.

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир ева ча
/БГ 7.4/

апарейам итас ту виддхи ме
пракритим парам
/БГ 7.5/

Мы два дня обсуждали эти шлоки и говорили, что

этад йонини сарвани
/БГ 7.6/

любое материальное или духовное проявление исходит из энергии Верховного, подобно тому, как тепло и свет являются энергиями огня. Об этом тоже говорится в Вишну-пуране: парасйа брахманах шактис татхедам акхилам джагат.

эка-деша-стхитасйагнер
джйотсна вистарини йатха
парасйа брахманах шактис
татхедам акхилам джагат
/Вишну-пурана, 1.22.53/

Татхедам акхилам джагат или сарвам кхалв идам брахма, это предписание Вед. Невозможно отделить энергию от е` источника. Если нет энергии, то нет и такого понятия, как источник. И нет такого понятия, как источник энергии, если нет энергии. Эти два понятия существуют одновременно. В качестве примера мы уже неоднократно приводили Солнце, солнечный свет и тепло, которые существую одновременно. Если есть солнце, то есть свет и есть тепло. Наличие света и тепла свидетельствуют о наличии Солнца. Иногда Солнце покрывается тучами, но, тем не менее, мы чувствуем тепло и видим свет. Поэтому мы понимаем, что где-то там есть Солнце. Точно так же Кришна, Бог, находится там. Это можно понять по наличию энергий, материальной и духовной. Об этом же говорится и в этих двух стихах.

Кришна подводит этим стихом итог. Так как всё проявленное, татхедам акхилам джагат, вся вселенная, является проявлением энергии Господа, нет ничего, кроме Бога.

маттах паратарам нанйат
/БГ 7.7/

Подобно тому, как в этом материальном мире Солнце является причиной всего материального проявления. Когда солнечный свет или тепло... Например, в это время года в западных странах практически нет ни солнечного света, ни тепла, поэтому выпадает снег. На деревьях нет листвы. Все деревья голы из-за отсутствия солнца. Но как только в апреле появится немного больше солнечного света, так сразу же начнут появляться листья. Это можно наблюдать везде в западных странах. Солнце - причина всего материального мира. Вы можете сказать, что в этом материальном мире нет энергии выше, чем Солнце. Солнечный свет тоже является творением Бога. Об этом говорится в Брахма-самхите: йач-чакшур эша савита сакала-граханам. савита значит солнце.

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакро
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.52/

Даже Солнце, которое является высшей причиной материального мира, этой вселенной. Все планеты вращаются за счёт исходящего от Солнца тепла. Стоит только Солнцу повернуться немного сюда или туда, как всё либо запылает огнём, либо превратится в лёд. Это научная истина. Итак, Солнце является высшей причиной материального мира. Существует миллионы вселенных и миллионы Солнц. Их причиной является высшая энергия Кришны,

бхумир апо 'нало вайух и
апарейам итас ту виддхи
ме пракритим парам
/БГ 7.4/

Две пракрити, пара-пракрити и апара-пракрити. В Веданта-сутре говорится, что

джанмади асйа йатаха
/ШБ 1.1.1/

изначальным источником всего является Брахман, то есть Кришна. Поэтому Кришна говорит

маттах паратарам нанйат
/БГ 7.7/

Брахман не является Верховным. Кришна не говорит: "Брахман является Верховным". Он говорит: маттах паратарам нанйат. Брахман - это сияние, исходящее от тела Кришны.

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма-самхита 5.40/

Брахман не является высшей причиной.

брахмано 'хам пратиштха
/БГ 14.27/

Брахман покоится на Кришне. Поэтому Кришна говорит: маттах паратарам нанйат, потому что у Него есть право так говорить. "Не существует другой высшей причины". В Брахма-самхите Господь Брахма также говорит:

сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

Об этом говорит не только Кришна. Это принимает и высший ведический авторитет, Господь Брахма:

ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

В Веданта-сутре тоже говорится:

джанмади асйа йатаха анвайат
/Веданта-сутра 1.1.2/

В Бхагавате объясняется:

джанмади асйа йатаха анвайат
итараташ ча артхешу абхиджнах сва-рат
/ШБ 1.1.1/

Он - абхиджнах. Он знает всё. джанмади асйа йатах. Это о Кришне. И Арджуна принимает это. Он знает всё. Арджуна говорит в десятой главе:

сарвам этад ртам манйе
йад вадаси кешава
/БГ 10.14/

"Мой дорогой Кришна, я полностью принимаю всё, что Ты говоришь". Так надо понимать Бхагавад-гиту. Попытайтесь понять Бхагавад-гиту, как она есть. Кришна говорит:

маттах паратарам нанйат
/БГ 7.7/

"Нет никого выше Меня". Если вы примете, что нет никого выше Кришны, то поймёте Бхагавад-гиту. Но если вы отрубите голову и хвост, примите одно и отвергнете другое, то это не философия Бхагавад-гиты. Принимайте её такой, как она есть. Поэтому мы представляем "Бхагавад-гиту, как она есть", ничего не урезая и не сокращая: "Это значит то, а то значит это". Мы не занимаемся такой чепухой. Это - движение сознания Кришны. Кришна говорит, что Он - высший авторитет. В чём проблема?

Мы ничего не придумываем. Мы не говорим: "Я - высший авторитет". Нет, я - мошенник. Я - глупец. Я несовершенен. Но Кришна - высший, Кришна совершенен. Это суть нашей проповеди, как слуг Кришны. Наша проповедь успешна, потому что мы представляем Кришну таким, как Он есть. Я могу быть несовершенным, но наша проповедь не может быть несовершенной. Она очень проста. Мы проповедуем по всему миру: "Кришна - Верховная Личность Бога". И эти юноши и девушки из других стран, которые последовали за мной, тоже принимают это. Они не говорят: "Господин, вот вам ещё один Бог. Почему вы спрашиваете?". Это проблема Индии. Как только мы говорим, что Кришна является Верховным Господом, что нет никого выше Кришны, кто-то обязательно возразит: "Нет, а почему этот джентльмен не выше Кришны?". Это проблема. Они не принимают этого. В их уме путаница, поэтому они не могут принять сознание Кришны. Конечно, в глубине сердца все в Индии благожелательно относятся к Кришне, но их так неправильно воспитали, что они не могут принять Кришну Верховным, таким, как Кришна говорит:

маттах паратарам нанйат
/БГ 7.7/

Это проблема. Но пока вы не примете то, что Кришна является Верховным, пока не придёте к этому осознанию, ваше образование, ваше знание и всё остальное будут несовершенными. Поэтому Кришна говорит:

бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

Если вы этого не примете, то жизнь... Но если вы искренне хотите понять, кто такой Бог, то вам придётся ждать много жизней. Жизнь за жизнью вам придётся бороться. И затем, по милости Кришны, если вы встретите на своём пути преданного Кришны, тогда вы поймёте, кто такой Кришна. Это начало учения о Кришне.

манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
/БГ 7.3/

Манушйанам сахасрешу. Из многих, многих миллионов людей, только один пытается сделать свою жизнь совершенной. Почти все, 99.9%, слепы.

андха йатхандхаир упанийаманах
/ШБ 7.5.31/

И их ведут такие же слепые. Они сами слепы и ведомы слепыми.

на те видух свартха-гатих хи вишнум
/ШБ 7.5.31/

Они не знают, что конечной целью жизни является осознание Вишну, или Кришны, и возвращение к Нему. В этом состоит цель жизни.

тйактва дехам пунар-джанма наити
/БГ 4.9/

Этому учит Бхагавад-гита. Но их ввели в заблуждение. Они попали в сети этой материальной энергии. Об этом тоже говорится в этой главе.

трибхир гунамайаир бхаваиих,
мохитам набхиджанати мам эбхйах
парам авйайам
/БГ 7.13/

Они сбиты с толку тремя гунами материальной природы. Они не пытаются понять Кришну, поэтому и испытывают трудности. Все проблемы возникают из-за невежества. Поэтому существует необходимость распространять это движения сознания Кришны. Большая необходимость. И это движение начал Господь Чайтанья. На самом деле, это движение пять тысяч лет тому назад начал Кришна, когда преподал эту науку Арджуне на поле битвы Курукшетра. Но, будучи неудачливыми живыми существами, мы не смогли продолжить миссию Кришны. Миссия Кришны состояла в том,

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата,
тадатманам сриджамй ахам
/БГ 4.7/

Как только в толковании религиозных принципов появляются какие-либо расхождения... Религиозный принцип - это закон Бога.

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам
/ШБ 6.3.19/

Религия значит законы Бога. Религия не значит, что я, он или кто-либо другой изобрёл какую-то религию и все эти религии правы.

йата мата тата патха
(Верно всё то, что вы сами считаете верным)

Нет. Это вздор.

сарва-дхарман паритйаджа
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Это - религия. Отбросьте все виды религиозных принципов и просто предайтесь Богу, Кришне.

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
/ШБ 1.2.6/

Этому есть подтверждение. Та религия, которая учит, как предаться Богу и научиться любить Бога, является религией высшего качества. В противном случае, это просто обман. Это объясняется в Бхагаватам.

дхармах проджджхита-каитаво `тра
парамо нирматсаранам сатам ведйам
ваставам атра васту
/ШБ 1.1.2/

Дхармах проджджхита, Шримад-Бхагаватам отбрасывает эту надувательскую религию. Проджджхита.

пракришта рупена уджджхита

Шридхара Свами пишет в своём комментарии:

атра мокша-ванчха апи нирастам

Любой вид религии... Как в философии майявады. Они пытаются достичь мокши и слиться с бытием Верховного. Но Бхагаватам говорит: "Нет, это тоже надувательство".

дхарма-артха-кама-мокша
/ШБ 4.8.41, ЧЧ Ади 1.90/

Чатур-варга... Они, в первую очередь, не знают, что такое религия. На самом деле, совершенство жизни начинается с религии, дхармы. Затем артха. Следуя религиозным принципам, вы получаете деньги, артха. Артха необходима. Но не для того, чтобы вести греховный образ жизни, а благочестивый. Дхарма, артха, кама. Далее. У вас есть чувства, вам необходимо их удовлетворить. Артха необходима для удовлетворения чувств. Но эта артха должна основываться на религии. Вот это называется дхармой, артхой и камой.

дхармартха-кама-мокша

Затем, когда человек становится мудрее, его больше не привлекает удовлетворение чувств, или, скорее, он жаждет ещё большего удовлетворения чувств, что выражается в его желании стать Богом, слиться с бытием Бога. Это тоже надувательство. Нельзя стать Богом (обрыв записи)...

мам прападйате,
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/

Это описание махатмы, того, кто предался Кришне, кто осознал, что Кришна - причина всех причин, что Он - источник материальной и духовной энергии, как здесь объясняется. Поэтому Кришна является Верховным. И Кришна подтверждает этот факт:

маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/

Это необходимо. Это необходимо. Мы должны это принять. Кришна Сам об этом говорит. А Арджуна, который услышал Бхагавад-гиту от Кришны, утверждает:

парам брахма парам дхама
павитрам парамам бхаван,
пуранам адйам
/БГ 10.12/

Адйам: "Ты - Изначальная Личность. Ты - изначальная...". Пуранам адйам, в Бхагават-Гите. Адйам. Поэтому Кришна говорит:

маттах паратарам нанйат
/БГ 7.7/

Это подтверждается. Слушатель, Арджуна, принимает этот факт, а Кришна его подтверждает. Поэтому Бхагавад-гита совершенна. В противном случае, в чём состоит авторитетность Бхагавад-гиты? Если мы не принимаем автора или того, кто поведал Бхагавад-гиту, или если мы не принимаем того, кто слушает Бхагавад-гиту, Арджуну, тогда какой смысл её изучать? Это чепуха какая-то. Необходимо принять вариант "Бхагавад-гиты, как она есть" в том виде, в каком она поведана Кришной, а также вариант Арджуны, каким его принял Кришна. Тогда вы достигните совершенства в понимании Бхагавад-гиты. В противном случае, вы просто зря потратите время.

васудеве бхагавати
бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам
джнанам ча йад ахаитукам
/ШБ 1.2.7/

дхармах сванушчитах пумсам
вишваксена катхасу йах
нотпадайед ратим йади
шрама эва хи кевалам
/ШБ 1.2.8/

Это та самая версия Шримад-Бхагаватам. Шрама эва хи кевалам. Просто труд. Бесполезный труд. Если вы не пробудите своё сознание Кришны изучением Вед, Бхагавад-гиты, изучением Бхагавад.... Просто изучением Бхагавад-гиты. Она - сущность ведической литературы, хотя и является азбукой, началом духовной жизни, духовного понимания. К сожалению, люди не понимают даже азов Бхагавад-гиты, что уж говорить о более продвинутых уровнях. В этом сложность. Если мы попытаемся понять Бхагавад-гиту, как она есть, мы, по крайней мере, поймём, кто такой Кришна, кто такой Бог. Бог Сам рассказывает нам о Себе. А мы ищем Бога. Есть очень много разнообразных научных учреждений. В Оксфордском университете есть исследовательское отделение. Но здесь Бог подробно рассказывает о Себе, объясняет. Была как-то большая дискуссия. Как этого профессора?

Прадьюмна: Профессор Эл Зейнер Харди.

Прабхупада: Что?

Прадьюмна: Эл Зейнер, профессор Зейнер.

Прабхупада: Профессор Зейнер. Я пригласил. Его. Он не осмелился прийти к нам. Но был другой профессор. Как там его? Сэр...?

Прадьюмна: Сэр Алистер Харди.

Прабхупада: Сэр Алистер Харди. Он пришёл. Он признал. Он занимается исследовательской работой. Всё это есть в Бхагавад-гите. Всё это объясняется и поясняется многими-многими великими последователями. Я имею в виду комментаторов, особенно таких, как Шридхара Свами, Рамануджачарья, Вишванатха Чакраварти, Баладева Видьябхушана. Многие великие учёные писали комментарии к Бхагавад-гите. Попытайтесь понять Бхагавад-гиту, как она есть. Это насущная жизненная потребность. Мы уже несколько раз об этом говорили. Эта человеческая форма жизни... Нароттам дас Тхакур говорит:

хари хари бипхале джанама гонаину
/Прартхана, песня 4/

"Мой дорогой Господь Хари, я попросту впустую потратил свою жизнь". бипхале джан... Хари хари бипхале джанама гонаину. "Я впустую потратил свою жизнь". Почему?

манушйа-джанама паийа,
радха-кршна на бхаджийа,
джанийа шунийа биша кхаину

"Я получил эту замечательную человеческую форму тела для поклонения Радхе и Кришне, но я так этого и не сделал. Поэтому я сознательно пил яд".

джанийа шунийа биша кхаину
голокера према-дхана,
хари-нама-санкиртана

Движение санкиртаны не является чем-то, придуманным в материальном мире. Оно низошло с Вайкунтхи, духовного мира. Голокера према-дхана... В противном случае, зачем мы повторяем Харе Кришна, Харе Кришна? Это не материальный звук. Если вы произнесёте три раза подряд какой-то материальный звук, он вам вскоре надоест. Но если вы, не переставая, будете повторять Харе Кришна на протяжении 24 часов, то не почувствуете усталости. Потому что этот звук не принадлежит материальному миру, это звук духовного мира.

голокера према-дхана,
хари-нама-санкиртана,
рати на джанмило кене тай

"Меня это не привлекает". Это стенания Нароттама даса Тхакура, вайшнава.

самсара-бишанале,
диба-ниши хийа джвале

"В этом материальном существовании пища, сон, совокупление и защита жгут моё сердце".

самсара-бишанале,
диба-ниши хийа джвале,
джураите на каину упайа

"Но я не приложил усилий, чтобы избавиться от них". Голокера према-дхана. Поэтому он косвенно намекает на то, что человеческая жизнь предназначена для поклонения Радхе и Кришне и воспевания Харе Кришна маха-мантры.
Сущность движения сознания Кришны состоит в том, чтобы осознать, что Кришна - Верховный.

маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/

Майи... Здесь Арджуну называют Дхананджаей. Дхананджая значит самый богатый человек, повелитель богатств. Другими словами, только дхананджая, человек, повелевающий богатством, может осознать, что Кришна является Верховной Личностью Бога.

Дхананджая - это ещё одно из имен Арджуны, потому что после битвы на Курукшетре казна истощилась. По приказу Махараджи Юдхиштхиры он принёс из Гималаев огромное количество золота, чтобы тот потратил его на проведение ашвамедха-ягьи и раджасуя-ягьи. Поэтому от этого имени, от этого человека это имя было дано... Я имею в виду, что Махараджа Юдхиштхира дал это имя Арджуне, Дхананджае.

майи сарвам идам протам
/БГ 7.7/

Это очень хороший пример.

майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива

Подобно жемчугу. Жемчуг имеет круглую форму и бесчисленные Вселенные тоже круглые. Все вселенные остаются... Кришна говорит:

мат-стхани сарва-бхутани
/БГ 9.4/

мат-стхани сарва-бхутани
на чахам тешв авастхитах

Всё покоится на Кришне. В другом месте он говорит: "Я поддерживаю все эти планеты". Конечно же, мы понимаем закон гравитации в соответствии с нашей теорией, но на самом деле, согласно Ведам, Санкаршана поддерживает все эти планеты. Это необходимо понять. Все планеты плавают в невесомости. Откуда берётся эта невесомость? Здесь объясняется. Майи. "Она покоится на Мне" - говорит Кришна.

майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
/БГ 7.7/

Он является изначальной причиной, Он - причина всех причин.

сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/

Парамa ишварaх, Верховный контролирующий. Так мы должны осознать Кришну. И тогда наша жизнь будет успешной. Потому что человеческая жизнь предназначена для того, чтобы познать Кришну.

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах
/БГ 15.15/

Это истинное знание. Ваша жизнь не может считаться успешной, пока вы не придете к этому истинному знанию. Поэтому Кришна говорит:

бахунам джанманам анте
/БГ 7.19/

"Тому, кто не примет Меня в этой жизни, придётся ждать многие и многие жизни, чтобы прийти к пониманию того, что

васудевах сарвам ити
/БГ 7.19/

Если вы на самом деле хотите стать махатмой, тогда вы должны прийти к пониманию того, что васудевах сарвам ити. Это махатма. Махатма не значит просто поменять одежду. Махатма - это тот, кто познал Кришну. Он является махатмой, потому что его душа стала достаточно великой, чтобы познать Кришну. васудевах сарвам ити са ма...

махатманас ту мам партха
даивим пракртим ашритах
/БГ 9.13/

Как только вы станете махатмой, вы уйдёте из-под контроля этой материальной природы. Это тоже подтверждается:

мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те

даиви хй эша гунамайи
мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/

В противном случае, вам придётся остаться в тисках майи и быть наказанным ею.

кришна-бахирмукха хана бхога ванчха каре
никата-стха майа таре джапатийа дхаре
/Према-виварта 6.1 13/

Это простое бенгальское вайшнавское стихотворение, в котором говорится, что удовлетворение чувств не принесёт вам счастья. Это наш практический опыт. Спросите любого, кто занимается удовлетворением своих чувств, счастлив ли он, и вы никогда не получите утвердительного ответа. Это видно на практике. Эти европейцы и американцы имеют много возможностей удовлетворять свои чувства. Удовлетворение чувств значит деньги и женщины. У них этого достаточно. Тогда почему они последовали за мной и отказались от этого? Потому что удовлетворение чувств никогда не принесёт вам удовлетворённости. Это ложная удовлетворённость. Истинная удовлетворённость - это когда вы удовлетворяете Кришну. В этом состоит удовлетворённость.

атмендрийа-прити-ванчха-таре бали кама
кришнендрийа-прити-иччха дхаре према нама
/ЧЧ, Ади 4.165/

Если вы хотите удовлетворять свои чувства, значит вы находитесь в тисках камы, вожделения. Но те же усилия, направленные на удовлетворение Кришны, называются премой, или бхакти. Кришна сам учит нас. Почему мы должны удовлетворять Кришну? Потому что нет никого выше Кришны. Мы здесь пытаемся служить Верховному авторитету. Все мы... Мы ходим на работу, на вечеринки, хотим, чтобы нас избрали президентом. Что это? "Уверяю вас, что удовлетворю ваши чувства. Хотите этого? Я вам это дам. Пожалуйста, выберите меня". Все пытаются удовлетворять чувства. Он даёт лживые обещания. И как только он станет министром, то начнёт удовлетворять свои собственные чувства. Но вы его избираете, потому что он обещает удовлетворить ваши чувства. Удовлетворению чувств нет конца. И создаётся хаос, потому что не хватает главного: нет деятельности, направленной на удовлетворение чувств Кришны. Это недостаток современной цивилизации. Необходимо знать, что мы удовлетворяем чувства других. Старайтесь удовлетворить чувства Кришны, потому что нет большего авторитета, чем Кришна. Мы удовлетворяем чувства величайшего авторитета. Вот и всё. Или свои чувства. Потому что мои чувства тоже являются верховным авторитетом - кама, кродха, лобха, моха, матсарья. Они повелевают: "Делай это". Но я не хочу делать этого. Моя совесть хочет другого, но моя кама, вожделение, заставляет меня. Итак, таково моё положение. В таком положении я никогда не буду удовлетворён. Если вы поймёте, что Кришна является Верховным авторитетом и моим единственным долгом является удовлетворение Его чувств, тогда ваша жизнь будет успешной.

Большое спасибо.

Бхагават-Гита
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады