Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/prabhupa/prabhupada.com.ua/www/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 115
Бхагават-Гита

Лекция по Бхагават-Гите, 16.8

(4 февраля 1975, Гаваи)

Нитай: "Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения и у него нет иной причины, кроме вожделения".

Шрила Прабхупада:
асатйам апратиштхам те
джагад ахур анишварам
апараспара-самбхутам
ким анйат кама-хаитукам
/БГ 16.8/

Таково утверждение асуров. Мы обсуждали качества асуров в течение последних дней. Теперь, постепенно, Кришна объясняет демонические качества. Перед этим он подробно объяснил божественные качества. Теперь он объясняет, каковы демонические качества. Итак, напи чачарах. Они не знают даже то, как хорошо жить. Мы уже обсуждали этот стих вчера вечером.

праврттим ча ниврттим ча
джана на видур асурах
на шаучам напи чачаро
на сатйам тешу видйате
/БГ 16.7/

Правритти и нивритти означает какой, какой путь мы примем и какой путь мы отвергнем. Этого они не знают. На шаучам - не чисты. Даже обычные вещи, чистота, это очень гигиенично. Они этого также не знают. На шаучам напи чачарах. Они также не знают как себя вести. На сатйам. И там также нет правдивости. Этот стих мы уже обсуждали.

Теперь следующее качество это aсатйам: "Этот мир познаётся посредством чувств и непосредственного опыта, он не имеет основы". Майвади прямо говорят:

брахма сатйам джаган митхйа

Итак, майавади, по крайней мере они говорят, что "существует Брахман. Он является истиной, но этот мир чувств не является реальностью. Проявление материальной энергии не является реальностью". Итак, в соответствии с нашей философией, вайшнавской философией, мы не говорим, что это майя. Майя означает, что это временное проявление. Этот материальный мир является истинным, но он временен, не иллюзия. Мы не можем сказать, что он иллюзорен. Также как я сижу на сиденье или вы сидите на полу. Мы сидим на чём-то. Это не иллюзия, это реальность. Я не сижу на воздухе. Вы не сидите на воздухе. Итак, как мы можем говорить, что это иллюзия: нет. Поэтому наша философия это... Это истина. Человек может поразмыслить. Тот, у кого есть склонность к философии, он может оценить утверждение Шрилы Рупы Госвами. Рупа Госвами говорит,

прапанчикатайа буддхйа
хари-самбандхи-вастунах
мумукшубхих паритйаго
ваирагйам пхалгу катхйате
/Бхакти-расамрита-синдху 1.2.256/

Он говорит, "материальные вещи". Прапанчика означает материальные. Итак, этот дом материален. Он сделан из дерева, камня. Итак, мы оставляем все материальные связи. Тогда зачем нам жить в этом доме? Он материален. Итак, прапанчика. Прапанчика означает считать что-то материальным. хари-самбандхи-вастунах. Васту означает сущность или то, что связано с Хари. Этот камень, дерево, воздух, огонь, вода - пять грубых элементов - они связаны с Кришной. Кришна говорит в Бхагават-Гите,

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир ева ча,
бхинна ме пракритир аштадха
/БГ 7.4/

Эти восемь видов материальных элементов, пять грубых и три тонких, в частности, земля, вода, воздух, огонь, небо - это грубые элементы - и тонкие элементы, ум, разум, и эго. Итак, это тонкие вещи. Ум также материален, и разум также материален, и эго, ложное этого, того, что "я являюсь этим материальным телом", это также материально. И над всем этим, есть духовное. Над этим, душа, дух, это духовное.

апарейам итас ту виддхи ме пракритим парам
/БГ 7.5/

Кришна говорит, "эти грубые и тонкие элементы, они являются низшей энергией". Это моя энергия, но это низшая энергия." итас ту, апарейам итас ту виддхи ме пракритим парам: "Есть ещё одна высшая энергия". Что это за высшая энергия? Джива-бхута, живое существо.

джива-бхутам йайедам дхарйате джагат
/БГ 7.5/

Она выше потому, что относится к высшей энергии, живое существо, оно пытается использовать эту низшую материальную энергию для своего чувственного удовлетворения. Дхарйате джагат. Весь мир движется подобно машине. Это комбинация грубой материи - железо, сталь, медь, стекло, и т.д., хлопок, волокно. Машина является комбинацией каких-то материальных элементов, но ей управляет или её создаёт человек. Он её контролирует, поэтому он выше. Оба они являются энергиями. Высшая энергия, живое существо управляет тем, как собрать это железо, медь, то и это, и сделать автомобиль. И он на нём ездит. И все эти материальные элементы даёт материальная энергия. Кришна даёт разум. Кришна говорит,

сарвасйа чахам хрди саннивиштах
"я нахожусь в сердце каждого".

маттах смртир джнанам апоханам ча
/БГ 15.15/

"От меня он получает разум". Итак, если вы всё это проанализируете, создателя машины, и саму машину, составные части машины, платформа на основе которое едет машина - то всё это принадлежит Кришне. Это высший анализ. Поэтому Рупа Госвами говорит, что всё связано с Кришной.

хари-самбандхи-вастунах
/Бхакти-расамрита-синдху 1.2.256/

Поэтому почему я должен это отвергать? Я имею дело с Хари, Кришной, поэтому всё принадлежит Кришне - я также часть этого. Собственность Кришны, вещь Кришны. Мы заботимся об этом доме. Почему. Потому что это храм. Что такое храм? Храм означает что там есть Кришна. Кришна есть везде, но потому что теперь наше знание ограничено - мы не очень развиты - поэтому мы выбираем место, храм, и всегда думаем о том, что "Это дом Кришны. Это храм Кришны. Мы должны о нём заботится."

шри-виграхарадхана-нитйа-нана
шрингара-тан-мандира-марджанадау
/Шри Шри Гурв-аштака, 3/

Это процесс преданного служения, мы поклоняемся Божествам, шри-виграха, хорошо их одеваем, хорошо поклоняемся, предлагаем первоклассную пищу. Это называется шри-виграхарадхана, поклонение, арчанам.

арчанам ванданам дасйам
/ШБ 7.5.23-24/

Тан-мандира-марджанадау, и снова везде очень чисто убираем храм. Поэтому это наш процесс, мы считаем всё связанным с Кришной. Мы не считаем эту материальную энергию иллюзорной. Мы так не говорим. Но асуры, те, кому не хватает знания о Кришне, они говорят, aсатйам: "Это иллюзия". Если источник энергии реален, брахма сатйам, тогда энергия сатйа, должна быть сатйа. Если причина реальна, тогда и результат также реален. Также как хлопок. Если хлопок реален, тогда нить также реальна. Как вы можете говорить, что нить иллюзорна, а хлопок реален? Это невозможно. Если хлопок реален, тогда и нить, результат хлопка также реальна. Поэтому Рупа Госвами говорит, что

прапанчикатайа буддхйа
хари-самбандхи-вастунах
/Бхакти-расамрита-синдху 1.2.256/

Всё, что связано с Хари, Кришной, прапанчикатайа буддхйа хари-самбандхи, мумукшубхих паритйагах. Мумукшу, те, кто стремятся к освобождению, мумук... Мокша. Майавади, они стремятся к мукти. Мукти. Преданному нет никакого дела до мукти. Мукти не является чем-то важным для них, потому что на самом деле, тот, кто является чистым преданным, он уже является муктой, освобождённым. Ему нет никакого дела до мукти. Это утверждается в Шримад Бхагават-Гите, что

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.26/

"Всякий, кто занят преданным служением Мне без всяких примесей, чистым...". Чистое преданное служение означает

анйабхилашита-шунйам
/Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11/

никаких других желаний, никакой двойственности, чист - "я слуга Кришны, моим долгом является служить Кришне", а не так, что "я служу Кришне с каким-то мотивом. Как только я получу возможность, я её использую". Это не чистая преданность. Чистая преданность означает без всяких мотивов: "Кришна мой Господь. Я его вечный слуга. Это мой долг служить" - никаких мотивов. Это чистая преданность. Итак, если человек находится на уровне преданного служения,

мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
/БГ 14.26/

Любой, кто служит Кришне без всяких мотивов, безпримесно, чистое преданное служение, он уже освобождён.

мам ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате, са гунан саматитйа этан

Освобождение означает не быть под влиянием гун материальной природы, не быть заражённым гунами материальной природы, особенно страстью и невежеством. Это мукти. Мукти не является чем-то необыкновенным. Это просто другое сознание. У всех материальное сознание: "Я являюсь этим телом", "я американец", "я индиец", "я то", "я это". Это одно сознание, и когда его сознание очищено, тат-паратвена нирмалам. Нирмалам означает полностью очищенный. Это платформа бхакти.

сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам
/ЧЧ, Мадхья 19.170, Бхакти-расамрита-синдху 1.1.12, Нарада-панчаратра/

Когда человек, полностью чисто, от всех отождествлений. Тело это отождествление. Итак, в соответствии с телом, мы получаем разные отождествления: "я человек", "я кот", "я собака", "я полубог", "я американец", "я индиец", "я брахман", "я кшатрий" - так много отождествлений. Итак, уровень бхакти это сарвопадхи-винирмуктам

анйабхилашита-шунйам
/Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11/

Также как Чайтанья Махапрабху говорит, "Я не брахман, я не кшатрий. Я не вайшья. Я не шудра", потому что обозначение материалистического человеческого общества это варнашрама, в соответствии с ведической цивилизацией. Даже те, кто не находятся на уровне варнашрамы, они являются животными. Это ведическая цивилизация.

Итак, для того, чтобы подняться на уровень истины, человек должен знать, что является недостатками материалистической жизни, как это воспринимают асуры. Это описывает Кришна, aсатйам, асатйам апратиштхам, апратиштхам те. Te означает эти асуры.

джагад ахур анишварам
/БГ 16.8/

Это контролирует Верховный. На материальном уровне, мы думаем, что всё контролируют законы материальной природы. Это также правда, но за законами материальной природы стоит Кришна. Материальные законы материальной природы не действуют слепо. Это факт. Комбинация материальных элементов, большой, красивый самолёт движется. Это комбинация материальных элементов. Там есть железо, алюминий, дерево, и топливо, и многое другое, комбинация материальных вещей. Но эта комбинация материальных вещей, если она будет находиться в одном месте, то за много тысяч лет она не полетит. Она не полетит - там есть топливо, всё есть - если там не будет пилота. Когда туда придёт пилот, то он нажмёт на кнопки. Тогда она полетит. Итак, эти глупые, эти атеистические личности, мудхи, не могут этого видеть. Должно быть какое-то духовное соприкосновение. Не смотря на все эти электронные приспособления, если не будет духовного. Пилот это духовное существо. Если он не прикоснётся своим пальцем, то он не будет двигаться. Итак, как это гигантское материальное проявление может действовать независимо: у них нет чувств. Поэтому они джагад ахур анишварам. Анишварам: "Пилота нет. Всё движется само собой". Таково заключение асуров. Как оно может двигаться? Где вы видели, чтобы простая комбинация материальных вещей могла двигать машину? Вы когда-нибудь такое видели? Как вы можете так говорить? Это просто здравый смысл. Поэтому Кришна сказал, что все эти негодяи, эти демоны, они говорят, джагад ахур анишварам: "нет никакого контролирующего". Он думает. Учёный думает. Он делает это на практике в лаборатории, он сам духовная душа. Он смешивает химикаты, водород, кислород, кислота и щелочь. Он смешивает и происходит реакция. Тогда что-то получается. Он это делает. Тем не менее, он говорит, "Бога нет". Что это за глупость? Почему они так говорят? Поэтому они асуры. Они не признают существования. Большие, большие химики.

Недавно вышла книга "Химическая Эволюция". Он хочет доказать то, что благодаря комбинации химикатов появилась жизнь. Это не правда. Правда в том, что жизнь произошла из жизни. Вы не можете создать жизнь с помощью комбинации химических элементов. Химические элементы происходят из жизни. В нашей книге... Что это за книга? "Жизнь происходит из жизни". Я приводил этот аргумент, что даже не смотря на то, что вы думаете, что комбинация химических элементов создает жизненную силу, но химические элементы происходят из жизни. Также как лимонная кислота. Мы видим лимонную кислоту на практике. Есть дерево, лимонное дерево. Это жизнь. Лимонное дерево это жизнь.

джалайа нава-лакшани стхаварах
/Падма-пурана/

Это жизнь стхавара, не движимая жизнь, но это жизнь. Итак, из незначительного лимонного дерева появляются тонны лимонной кислоты. У вас есть такой опыт. Этот лимон означает лимонная кислота. Этот химический элемент получается из жизни. Без дерева вы не можете получить этот химический элемент, лимонную кислоту. Иногда мы с этим сталкиваемся. Пот это вода, которая появляется из моего тела. Тело действует до тех пор, пока там нахожусь я. Поэтому как вы можете говорить, что химические элементы появляются из материи? Нет. Химический элемент происходит из жизни. Даже если вы примите то, что жизнь это комбинация химических элементов, тогда химический элемент также происходит из жизни.
Поэтому жизнь это изначальный источник как материи, так и жизни. Тело происходит из жизни, и душа происходит из жизни, высшая жизнь, Кришна. Кришна говорит:

мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/

"Эти живые существа является моими неотъемлемыми частицами". Итак, Кришна это высшая жизнь. Поэтому он говорит,

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
/БГ 10.8/

Итак, Кришна это источник как жизни, так и материи. Есть две энергии. Одна это высшая энергия, другая это низшая энергия. Материальные элементы, являются низшей энергией, а высшая энергия –

джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
/БГ 7.5/

Итак, как вы можете говорить

джагад ахур анишварам?
/БГ 16.8/

Как вы можете говорить, что без контроля Верховного Господа появился этот материальный мир? Это неправильная логика. Они говорят так, потому что они не разумны. Поэтому Кришна говорит, мудха. Мудха. Это утверждается в 7-й главе.

на мам душкртино мудхах
прападйанте нарадхамах
/БГ 7.15/

Те, кто являются душкритина. Душкритина означает очень разумные, но разум неправильным образом используется для того, чтобы бедокурить. Их называют душкритина. Крити. Крити означает очень хороший ум, но душкрити - ум используется для того, чтобы делать неприятности. Они объясняют это таким образом. Но мы должны быть очень аккуратными, чтобы не стать их жертвами. Итак, хотя атеисты говорят, что Бога нет,

джагад ахур анишварам
/БГ 16.8/

но мы убеждены в том, что Бог это источник –

джанмади асйа йатаха
/ШБ 1.1.1/

- как материи, так и духа. Итак,

апараспара-самбхутам
/БГ 16.8/

Они просто объясняют, что это просто результат соединения вместе. Также как кислота и щёлочь соединяются вместе. Также как мыло. Мыло это комбинация кислоты и щёлочи. Каустическая сода это щёлочь, и жир это кислота. Итак, если вы смешаете эту кислоту и щелочь - то появится другой продукт. Это химическая наука. Итак, кислота и щёлочь также происходят, я имею в виду, из жизни. Или если это не происходит из жизни, то продукт создан другой жизнью. Кислота и щёлочь не смешиваются вместе. Если химик или тот, кто делает мыло, не принесёт и не смешает их вместе, то не появится мыло. Итак, как вы можете говорить, что источник жизни это комбинация химических элементов? Нет, это невозможно. Это правильное заключение. Но эти негодяи, они приходят к такому заключению. апараспара-самбхутам: "Благодаря комбинации двух или более материальных вещей получается третья или четвёртая вещь".

апараспара-самбхутам,
ким анйат кама-хаитукам

Они приводят пример. Это атеистическая философия санкхьи, атеистическая философия санкхьи, комбинация, преобразование. Приводится такой пример, ким анйат кама-хаитукам. Кама. Также как мужчина женщина становится похотливыми и их комбинация создаёт ребёнка, третью материю. Они думают таким образом. Они думают, что всё это материя. Нет. В соединении должен быть хороший разум. Это объясняется в Ведической литературе.

кармана даива-нетрена
джантур дехопапаттайе
/ШБ 3.31.1/

это тело не происходит случайно, благодаря половой связи. Это не правда. Правда в том, что кармана даива-нетрена. А иначе, почему такого же рода тело не появляется благодаря материальной комбинации и преобразованию? Почему есть тела разного вида? Почему есть богатое тело? Почему есть бедное тело? Почему есть тело кота? Почему есть тело собаки? Почему есть разнообразие? Они не могут ответить. Если вы скажете, что "Просто благодаря комбинации материи секреция мужчины и женщины превращается в эмульсию и принимает другую форму, и эта секреция, выделение материи происходит из вожделения", это всё правильно. Но если не будет живой искры, души, в этой материальной комбинации, то беременности не будет. Беременность произойдёт, когда там на самом деле будет живая душа в этом материальном творении, материальной комбинации, образование эмульсии. Это знание мы получаем из Ведических источников.

кармана даива-нетрена
джантур деха упапатти
/ШБ 3.31.1/

"Джантух, живое существо получает вид тела благодаря карме", это не просто комбинация похоти. Потому что у живого существа есть его карма, поэтому рождается человек и М-р Форд и рождается кто-то другой. Это всё из-за кармы. А иначе, почему один рождается богатым и бедным? Должен быть какой-то смысл, высшее решение: "Каким видом тела наградить это живое существо?". Это называется даива-нетрена. И когда решено, что "Он сделал то-то и то-то, поэтому его надо возвысить". Он сделал такое-то и такое-то, поэтому он должен пойти вниз", "Он сделал то-то и то-то, поэтому, он должен вернуться обратно назад домой обратно к Богу" - принимается высшее решение - тогда ему предлагается.

йанти дева-врата деван
питрн йанти питр-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино 'пи мам
/БГ 9.25/

Это решение, высшее решение. "Он сделал вот так. Хорошо, давайте возвысим его на райскую планету". И он уходит туда.

абрахма-бхуванал локах
пунар авартино 'рджуна
/БГ 8.16/

Абрахма-лока. Он может пойти на высшую планетную систему, он может попасть на Брахмалоку. Это также необходимо, высшее решение, что он сделал, чтобы получить повышение.

джанмаишварйа-шрута-шрибхих
/ШБ 1.8.26/

Джанма, родиться в семье высокого класса, стать очень богатым - это не случайно. Этому есть причина, даива-нетрена, благодаря решению свыше. Многому чему надо научиться. Просто стать слепым без всякого знания и выносить какие-то вердикты, aсатйам, это глупость. Кришна наставляет нас. Не будьте жертвами этих негодяев.

асатйам апратиштхам те джагад ахур анишварам
/БГ 16.8/

Бог есть. Есть Верховный контролирующий. И Бог говорит,

майадхйакшена
/БГ 9.10/

"под моим верховным контролем". Без сомнения материальная энергия очень могущественна. Это описывается в Брахма-самхите,

сршти-стхити-пралайа-садхана-шактир эка
чхайева йасйа бхунавани бибхарти дурга
/Брахма-самхита 5.44/

Эта материальная энергия называется Дурга. Дурга означает. Дур означает очень сложно. Когда мы находимся в этом материальном мире, то из него, очень, очень трудно выбраться. Небо покрывает всю материальную вселенную, и есть разные покрытия. Вы не можете попасть даже на самую ближайшую планету. Дурга, очень сложно. Вы не можете. Вы обусловленная душа. Вы не можете пойти. Вы думаете, "Я теперь нашёл, открыл это". Это не открыто. Самолёт было давным-давно. Итак, вы не можете туда попасть. Это наша обусловленная жизнь. Они безуспешно пытаются попасть на Луну. Они не могут туда попасть. Поэтому мы обусловлены. Я обусловлен жить на этой планете. Я не могут отправиться на другую планету без разрешения. Это здравый смысл. Также как в Индии. Человек не может попасть в Америку без должной визы. Итак, как вы можете попасть на другую планету без надлежащей визы. Поэтому они не думают. Поэтому они асуры, демоны. Они просто думают, что они совершенны, и они могут делать всё. Это невозможно. Это невозможно.

Поэтому преданный знает, как всё это делать. Он знает не сам по себе, но он учится у духовного учителя, представителя Бога. Тогда он становится совершенным. А иначе он асура.

на шаучам напи чачарах
/БГ 16.7/

Асуры не знают, что такое чистота, что такое правильное поведение. Это качества асуров. Итак, мы всё это объясняли. Из-за качеств асуров мы остаемся обусловленными в этом материальном мире. Но качества даиви, благодаря божественным качествам мы можем стать свободным от этих материальных кандалов и возвратиться обратно назад к Богу.

Итак, всё это очень подробно объяснено в этой главе, 16-й главе. Это позволило нам понять, кто такой демон и кто божественен. Большое спасибо.

Бхагават-Гита
на главную
Лекции Шрилы Прабхупады